Социология как наука

языки, отличаются друг от друга, процессы, в результате которых они создаются, одни и те же. Значит, в общественной жизни нет ничего, что являлось бы результатом преднамеренной и новаторской деятельности человеческих существ, взаимодействующих друг с другом. История их жизни написана для них в языке и культуре, которые они изучают, а затем используют. Эта позиция существенно отличается от взглядов М.Вебера, А.Шюца и Г.Гарфинкеля, которые рассматривали индивидов как субъектов истории.

Идеи Леви-Стросса были использованы П.Бергером, который предложил диалектическую теорию социального конструирования действительности, согласно которой социальная структура создается человеческой деятельностью, но будучи однажды созданной, противостоит индивиду и как чуждая фактичность, и как средство принуждения. Э.Гидденс выработал понятие «дуальность структуры», содержащее как структуру, так и индивидуальную волю.

В 80-90-е годы в западной социологии возник новый подход — постмодернистский, отвергавший функционализм и марксизм под предлогом того, что великие теории слишком несовершенны, чтобы правильно объяснить общественные процессы и социальные изменения (Ж.Лиотар).

Критиковались также теории социального действия, считающие индивидуальное сознание важным фактором в создании социального поведения. Постмодерн характеризуется следующими особенностями: мир «прилива, отлива и фрагментации», без абсолютных ценностей; конец преобладания всеобщей веры в «научную» рациональность и унитарную теорию прогресса; замена эмпирических теорий изображения и истины; усиление акцента на важности подсознательных, свободно плавающих знаках и образах; множественностью точек зрения. Постмодернизм интересуется тем, как отдельное лицо или субъект придает всему смысл, то есть сознательно создает социальную реальность. Как и структуралисты постмодернисты считают, что язык «предшествует» тем, кто использует его. Другими словами, люди узнают слова, которые затем позволяют им выразить свои мысли. Язык является системой, существующей отдельно от людей, которые учат и затем используют его. Точно так же, как общественные институты, по Марксу, формируют и определяют социальное поведение и осуществляют контроль над ним, так же и язык, с помощью которого мы обычно выражаем мысли и общаемся, оказывает подобное влияние. М.Фуко – один из ведущих постструктуралистов (разновидность постмодернизма), в отличие от Леви-Стросса, отрицает существование общих принципов, лежащих в основе формирования языка и культуры. В центре его внимания – осмысление власти, вовлеченной в создание и использование языка. Язык, по Фуко, - не русский, английский или китайский, а то, как разные области знания выражаются в различных образах мысли и речи, - нечто, что он называет дискурсом (рассуждением).

Происхождение дискурсов связано с властью. Власть осуществляется двумя путями: во-первых, она осуществляется так, что дискурсу дается возможность возникнуть; во-вторых, она осуществляется самим дискурсом, контролирующим мысли, знания, действия людей, его использующих. Следовательно, рационально мыслящей творческой личности не существует. Все наши действия определяются дискурсами, дающими нам наши мысли и наше знание. Прогресса не существует. Социальные перемены создаются другими дискурсами — не лучшими, не худшими, просто другими. Значит и объективной истины не существует, есть всего лишь разнообразные способы смотреть на вещи. Следовательно, мы должны согласиться с тем, что все созданные человеком представления о действительности одинаково обоснованы, и критиковать их нет смысла.

Общество неустойчиво, нестабильно, недолговечно. Для него больше значат люди, тенденция, образ, а не сущность и смысл.

Постмодернистская социология преследует следующие цели: 1) давать множество многообразных объяснений состоянию и развитию «объекта»; 2) синтезировать новые интерпретации и способы познания на основе раскрепощенного владения элементами всей предыдущей социологической культуры; 3) качественно (творчески содержательно и инструментально мастерски) соответствовать все усложняющейся системе связей, которую мы именуем «современное общество». Отрицая научные стереотипы, постмодерн признает «стиль», соответствовать которому может только социальный исследователь, обладающий высоким уровнем профессионализма. Постмодернистская социология, перемещая познавательные акценты на субъект исследования, отражает гуманистические тенденции в обществах современного типа, когда интерес к внутреннему миру человека и индивидуальным проявлениям духовности обогащает развитие всего общества.

Итак, в современной социологии, согласно Дж.Ритцеру, существуют пять основных парадигм – исходных концептуальных схем, объяснительных моделей, которые различаются в зависимости от того, как теоретики понимают социальную реальность.

Парадигма социальных фактов сводит социальную реальность к двум группам социальных фактов – социальным структурам и социальным институтам, которые рассматриваются в качестве реальных вещей. Ее возникновение связано с именем Э.Дюркгейма. В ее рамках выделяются два противоположных теоретических направления – функционализм и теории конфликта. К данному направлению принадлежат такие известные социологи, как П.Сорокин, Т.Парсонс, Р.Мертон, Р.Дарендорф.

Парадигма социальных дефиниций возникла благодаря работам М.Вебера. Социальная реальность здесь рассматривается через способ понимания людей социальных фактов. К данной парадигме относятся символический интеракционизм, феноменологическая социология и этнометодология (А.Шюц, Г.Мид, Г.Гарфинкель, Т.Лукман).

Парадигма социального поведения опирается на психологическую ориентацию в американской социологии и выражается в бихевиористской социологии и теории социального обмена. Наиболее известным представителем первой является психолог Б.Скиннер, второй – Дж.Хоманс.В данной парадигме поведение человека понимается как соответствующая реакция на определенные внешние стимулы. Особое внимание уделяется проблеме вознаграждения ожидаемого и наказания нежелательного социального поведения.

Парадигма психологического детерминизма возникла на основе учения З.Фрейда. Социальная реальность здесь рассматривается через призму извечного конфликта индивида и общества. Наиболее известные представители – неофрейдисты Э.Фромм и Д.Рисмен, фрейдомарксисты Г.Маркузе и Ф.Райх.

Парадигма социально-исторического детерминизма связана с работами классиков марксизма. В этой парадигме социальная реальность рассматривается как совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности. Главное внимание уделяется социальным структурам, которые, взаимодействуя друг с другом, порождают социальный процесс. Фактическое устранение из объяснительной схемы реального человека, приписывание ведущей роли в общественном развитии производственно-экономическим факторам дают основание определить эту парадигму более точно как экономический детерминизм.

В российской литературе представлены практически все названные парадигмы. Социология в нашей стране развивается в основном за счет восприятия западных социологических концепций.

В условиях разрастания капитализма в мировую систему, глобализации многих социальных отношений социология может изучать перемены в современном обществе, только используя множество подходов, созданных на основе взаимосвязанных теорий других дисциплин в рамках общественных наук.


1.1.5. История российской социологии в XIX - XX вв.

Социология в Россию пришла в XIX в. из Западной Европы, но к 20-м годам ХХ в. приняла собственные оригинальные формы и развилась в соответствии с отечественными национальными культурными традициями и политическими условиями.

Начало российской социологии приходится на 60-е годы XIX в. И в России и на Западе социология была востребована буржуазным обновлением общества, борьбой с остатками феодализма — самодержавием, сословными привилегиями дворянства и т. д. Большая часть социологов придерживалась мелкобуржуазных и либеральных убеждений, как и их западные коллеги.

К началу ХХ века сформировалась неопозитивистская школа с опорой на конкретные социологические исследования и бихевиористскую методологию, которая строилась на утверждении главным предметом исследования социального поведения, определяемого стимулами среды. К бихевиористам в российской социологии принадлежал П. А. Сорокин, разработавший несколько важных социологических концепций: социальной стратификации, социальной мобильности, культурной типологии и т. п.

К особенностям русской социологической мысли XIX - начала ХХ вв. можно отнести тесную связь с гуманистическими идеалами российской философии, синтетический подход, сочетающий социологию с экономикой, правоведением, политологией и историей.

К главным представителям дореволюционного этапа можно отнести основателей субъективной социологии Л. Лаврова и Н. М. Михайловского. Подобно О. Конту и Э. Дюркгейму они полагали предметом социологии общество, выявление закономерностей и направленности его изучения. Суть общественного прогресса они видели в переработке культуры, традиционных общественных форм в цивилизацию. Главной движущей силой и мерилом прогресса объявлялась личность. Усложнение капиталистического общества, углубление разделения труда превращает личность в придаток машины, следовательно, в буржуазном обществе полноценной, всесторонней развитой личности быть не может. Таковой тип личности может появляться только при социализме. К социализму Россия может перейти через развитие коллективистских традиций русской общины, артели и т. п. Методология субъективной социологии основана на идеях Г. Дильтея и Г. Зиммеля.

Крупным ученым социологом был М. М. Ковалевский, неопозитивист, использовавший сравнительно-исторический метод для исследования межгрупповой, межклассовой солидарности и основных законов поступательного движения общественной жизни.

В борьбе с позитивизмом и субъективной социологией сформировалось марксистское направление, представленное либеральными "легальными" (П. Б. Струве, Н. А. Бердяев, М. Туган-Барановский) и ортодоксальными марксистами (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин), которые придерживались взглядов К. Маркса.

С октября 1917 г. в российской социологии под влиянием Н. Бухарина стала усиливаться тенденция к отождествлению социологии и исторического материализма. Н. Бухарин полагал, что наряду с теоретической наукой необходимо развивать и ее конкретно-социологическое направление. Бухарину возражал В. Адоратский, отделявший философию от социологии, В. Сарабьянов, отрицавший социологическое значение исторического материализма. Новым в развитии социологии стала разработка ее отдельных отраслей: социологии труда (А. К. Гастев), социологии искусства (Е. Н. Анциферов) и т. д. Проводились практические исследования с использованием анкетирования, интервью, анализа документов. Изучались социально-экономические, социально-этнографические явления; на основе их развивалась социальная и национальная политика.

Однако формирование тоталитарного режима в России, ужесточение идеологического и политического контроля вело к подавлению социологии. В 1922 г. из страны были высланы видные социологи, в том числе и П. Сорокин, философы (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков) и прочие. В 1938 г. И. В. Сталин фактически упразднил теоретическую социологию — за ненужностью и запретил изучение жизни советского общества. Было ликвидировано даже понятие "социология".

Возрождение науки началось с конца 50-х годов (хрущевская "оттепель"). Проводились масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на работников, их отношение к труду. Разрабатывались управленческие технологии, социальное планирование. В течение 60-х гг. социологи создавали кафедры, отделения, институты. Труды по восстановлению социологии в СССР возглавили А. Г. Здравомыслов, И. С. Кон, Ю. А. Левада, Г. В. Осипов, А. Г. Харчев, В. А. Ядов, Т. И. Заславская и др. Главные трудности состояли в том, что навязывание исторического материализма в качестве единой научной теории закрывало путь к возникновению социологических теорий и методологий, ограничивалась — в интересах коммунистической партии — тематика исследований, а результаты (расходившиеся с официальными данными) засекречивались. Только в 1986 г. решением последнего XXVII съезда КПСС социология вновь была восстановлена в гражданских правах науки об обществе.


Лекция 2. Социология как наука и учебная дисциплина


Основные понятия

Общество, социология, личность, фундаментальный и эмпирический уровни социологического знания, теории среднего уровня, функция, методы, наблюдение, эксперимент, моделирование, анкетирование, интервью, анализ документов.

Словарь

Макросоциология (фундаментальный уровень социологического знания) — область социологического знания, связанная с изучением крупных социальных структур.

Микросоциология (эмпирический уровень социологического знания) — область социологического знания, которая связана с анализом повседневного взаимодействия между людьми.

Теория — утверждение, содержащее совокупность взаимосвязанных положений и гипотез.

Общество — объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную социокультурную идентичность.

Личность — социальная сущность человека, субъект и продукт социальных отношений.

Операционализация - процесс преобразования абстрактных понятий в конкретные термины (пример: абстрактное понятие «социальный класс» преобразуется в термины «род занятости», «доходы», «образ жизни»).

Выборка – отбор индивидуумов из более широкой совокупности (генеральной совокупности), предназначенный для отражения характеристик этой совокупности во всех существенных отношениях.

Респондент – лицо, отвечающее на вопросы анкеты или интервью.

Инструментарий – определенный набор методически-исследовательских документов, разработанных в соответствии с программой, целями и задачами исследования, с помощью которых обеспечивается сбор эмпирических социологических данных (анкета, бланк-интервью, карточка наблюдения и т.д.).

Интервью – (от английского – interview – беседа с глазу на глаз) метод опроса, использующий в качестве источника информации беседу исследователя с респондентом в соответствии с исследовательской программой.

Гипотеза – утверждение, предсказывающее существование некоторой зависимости между переменными.

Переменная – признак, принимающий разные значения для различных случаев или для различных моментов времени в рамках одного случая. Термин используется, как правило, в эмпирическом социальном исследовании таких факторов, возраст, социальный класс, статус занятости, образование, способных другие изменения, вроде уровня доходов.

Независимая переменная – переменная, которая управляется экспериментально или с целью наблюдения ее воздействия.

Зависимая переменная – мера воздействия независимой переменной. Так, при изучении, например, воздействия брачного возраста на размер семьи возраст брака – независимая переменная, а размер семьи – зависимая.

Генеральная совокупность – объект исследования, «локализованный» территориально и во времени, на который распространяются выводы исследования.

Репрезентативная выборка – выборка, которая является (или считается) истинным отражением родительской популяции (генеральной совокупности), то есть имеет тот же профиль признаков, например, возрастную и классовую структуру, уровень образования. Репрезентативная выборка достигается за счет гарантии полностью случайного отбора.


Основная литература

Фролов С. С. Основы социологии. - М., 1997.

Монсон Пер. Лодка на аллеях парка. - М., 1995.

Социология. Основы общей теории / Под ред. академика Осипова Г. В. - М., 1996.

Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М., 1997.

Основы прикладной социологии. Учебник для вузов. / Под ред. Шереги Ф.Э., Горшкова М.К. – М., 1996.

Дополнительная литература

Руденко Р. И. Практикум по социологии. - М., 1999.

Кравченко А. И. Социология. - М., 1998.

Кравченко А. И. Социология. Хрестоматия. - Екатеринбург, 1998.

Сорокин П. А. Общедоступный учебник по социологии. - М., 1994.

Социология. Энциклопедический словарь. - М., 1996.

Бабосов Е.М. Прикладная социология. Минск, 2000.

Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. В 2-х тт. М., 1999.


1.2.1. Объект и предмет социологии

Объектом исследования для любой науки является реальность, существующая независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания о ней и не зависят от него. Предмет исследования, напротив, существует только в голове исследователя, то есть полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы чисто абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их, учитывая или не учитывая влияние других, не выделенных нами сторон. Следовательно, каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения. Но в самом объекте не содержится никакого предмета исследования. По словам Г. Щедровицкого, предмет исследования «может быть выделен как особое содержание посредством практических и познавательных действий с объектом».

Для социологии объектом является общество. Однако общество — слишком крупный и сложный объект для одной науки, его изучает несколько родственных наук — политология, экономика, право, психология, антропология, социология. У каждой науки свой предмет исследования. Экономика изучает процессы производства материальных благ, психология — различные виды и формы поведения личностей и влияние на него социального окружения и т. д. Особенность предмета социологии – в его мультипарадигматичности. Это означает, что в социологии существует несколько концептуальных моделей (парадигм), на которые опираются различные авторы, по-разному понимающие социальную реальность. Например, Дюркгейм считал социологию наукой об институтах, их генезисе и функционировании. Г.Зиммель полагал, что предмет социологии «заключает в себе множество движений… отношение индивидуума к обществу, причины и формы образования групп, противоположности классов и переходы от одного к другому, развитие отношений между господствующими и подчиненными и бесконечное число других вопросов».П.Сорокин заявлял, что социология изучает явления взаимодействия друг с другом с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, - с другой. У Э.Гидденса предметом социологии является социальная жизнь человека, групп и обществ. Как видите, рабочих определений предмета социологии столько, сколько социологов. В основу данного учебного пособия положено определение предмета социологии, данное С.Фроловым: социология – это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах.

В понятие социальной структуры входит взаимное расположение индивидов и групп в обществе, их взаимосвязи, т.е. взаимные контакты, действия и взаимодействия, осуществляемые как на основе межличностного общения, так и с помощью средств массовой информации. Под условиями существования социальных структур понимаются прежде всего физическая окружающая среда и культура. Социальные процессы представляют собой динамику развития общества и охватывают все стороны деятельности людей в обществе, обеспечивая его функционирование и развитие.


1.2.2. Функции социологии

Функция - следствие социального события для социальной системы, где событие является необходимым для содействия работе и поддержания этой системы. Если социологию рассматривать как событие, то ее функция - это польза, которую социология приносит обществу.

Эмпирическая функция — сбор и обработка конкретной фактической информации (первичных данных). Например, опрос общественного мнения.

Теоретическая функция проявляет себя тогда, когда социологи анализируют, логически обобщают и систематизируют полученные эмпирические данные и делают научные выводы. В результате социология обогащается новыми понятиями, терминами и определениями, создаются те или иные теории. В итоге общество глубже познает закономерности и перспективы своего развития.

Прогностическая функция — на основании фактического материала и его теоретического осмысления ученые разрабатывают научно обоснованные предположения о развитии тех или иных социальных процессов в будущем. Например, прогноз поведения избирателей на предстоящих выборах.

Прикладная функция — использование первичных данных, теоретических разработок, социологических прогнозов для решения практических задач. Так, работы социологов могут помочь в выработке конкретных рекомендаций по предотвращению и решению конфликтов, совершенствованию управления фирмой, предприятием и т. д.


1.2.3. Виды социологического знания

Как и многие науки, социология развивалась в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном. Первое направление, называемое еще и макросоциологией, включает в себя проблемы социально-философского осмысления наиболее общих вопросов развития и функционирования общества и места в нем человеческой личности, гносеологические проблемные вопросы социологии, проблемы построения структур социальных ассоциаций, построения математических моделей социальных общностей и процессов и т.д. На фундаментальном уровне осуществляются взаимосвязи социологии с другими науками: философией, историей, политологией и др. Концепции, выдвигаемые социологией на фундаментальном уровне, отличаются высокой степенью абстракции, при этом, как правило, не выделяются для изучения такие конкретные единицы, как социальная группа или социальный процесс. Такой уровень социального знания принято называть общесоциологическим. Фундаментальные, общесоциологические теории возникли из социальной философии и психологии; они основывались на наблюдениях, умозаключениях и обобщениях различных сторон общественной жизни, которые давали сведения об единых для всех социальных структур законах поведения людей.

Вместе с тем очевидно, что социология как наука должна основываться на точных, конкретных данных об отдельных социальных фактах, составляющих процесс изменения и структуру общества. Эти данные собираются исследователями с помощью набора методов эмпирических исследований. На эмпирическом уровне социологи собирают многочисленные факты, сведения, мнения членов социальных групп, личностных данных, их последующая обработка, обобщение и формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни. Общесоциологические теории и эмпирические исследования(называемые микросоциологией) должны быть неразрывно связаны между собой, так как теоретизирование, не подкрепленное конкретными фактами, бессодержательно, а эмпирические исследования, не связанные общетеоретическими выводами, не могут объяснить природу большинства социальных явлений. В итоге, возникает противостояние фундаментальных и эмпирических исследований, что значительно замедляет развитие науки, мешает кооперации ученых, объединению их усилий.

Выход из этого положения был введен в социологическую практику Р.Мертоном. Он предложил сформировать еще один уровень социологического знания – теории среднего уровня. Это теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но тоже необходимыми рабочими гипотезами и систематическими попытками создать единую теорию общества. Такие теории призваны обобщать и структурировать эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания, таких, как изучение семьи, конфликта, малой группы и т.п. В теориях среднего уровня используются идеи и термины, заимствованные из общесоциологических теорий, но применяются также собственные специфические определения и понятия. Как видно из таблицы, теории среднего уровня можно условно разделить на три группы: теории социальных институтов, теории социальных общностей, теории специализированных социальных процессов. В каждой из выделенных групп содержится большое число теорий среднего уровня, которое увеличивается по мере развития социологии как науки. Социологи, занимающиеся узкими областями исследования, разрабатывают специфический понятийный аппарат, проводят эмпирические исследования по своей группе проблем, обобщают полученные данные и, наконец, соединяют эти обобщения в теорию в пределах своей узкой области. В дальнейшем их данные используются теоретиками, развивающими фундаментальный уровень социологического знания.


1.2.4. Методы социологии

Метод определяется как способ, совокупность приемов изучения объекта. Его также определяют как технологический принцип изучения предмета.

В социологии выделяют три группы методов. Первая группа — общенаучные методы (анализ и синтез, восхождение от частного к общему, статистический и т. д.). Вторую группу часто называют общими подходами. Н. Смелзер выделяет пять основных подходов. Первый — демографический. Используется при изучении деятельности людей, связанной с рождаемостью, смертностью, миграциями.

Второй — психологический — объясняет поведение людей с точки зрения его значимости для людей как личностей. Используется для изучения социализации личности, девиантного и преступного поведения и т. п.

Третий подход — коллективистский — применяется при исследовании групп, организаций, толпы, общественных движений и т. д.

Четвертый — выявляет взаимоотношения — интеракционистский. Он рассматривает общественную жизнь людей через их взаимодействие друг с другом, обусловленное социальными ролями.

Пятый — культурологический — применяется при анализе поведения на основе таких элементов культуры как общественные правила (законы, табу, обычаи, традиции) и общественные ценности (идеи, определяющие, какие общественные цели являются желательными для каждого члена общества). Так, если ценностью является личное благополучие, его защищают не только законы, но и обычаи, традиции.

Кроме основных подходов, выделенных Н. Смелзером, мы можем также назвать:

системный, рассматривающий общество, государство, образование как систему — совокупность взаимосвязанных частей;

сравнительный, изучающий поведение людей, конфликты, модернизацию в разных культурных контекстах;

функциональный, исследующий общество, его подсистемы на основании анализа функций каждого элемента;

структурный, изучающий социальные общности с позиций всестороннего исследования их структурных единиц (слоев, групп, личностей), социальных связей между ними и их динамики.

Отдельную группу составляют методы конкретного социологического исследования.

Одним из важнейших методов получения первичной информации является наблюдение. Это метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем направленного, систематического и непосредственного восприятия и регистрации с точки зрения целей и задач исследования. Наблюдение применяется тогда, когда информация, необходимая исследователю, не может быть получена никакими иными способами, например, при изучении поведения людей на митингах, концертах рок-группы и т.д. Данный метод применяется также при изучении поведения людей в привычных, часто повторяющихся обстоятельствах, когда действия индивидов и групп приобретают «автоматизированный характер, а также в экстремальных случаях – для выявления типичных реакций людей на чрезвычайные ситуации. Наблюдение в социологическом исследовании может служить для достижения различных целей, Во-первых, оно может быть использовано в качестве источника информации об исследуемом социальном объекте. Во-вторых, с его помощью можно получить дополнительные сведения об изучаемом объекте. В-третьих, наблюдение способно служить в качестве средства проверки данных, полученных иными способами. Возможны два варианта данного метода — невключенное наблюдение, которое ведется "со стороны", и включенное, осуществляемое при участии самого наблюдателя. Скажем, образ жизни и поведение подростков, вовлеченных в уличные шайки, можно наблюдать со стороны, невключенно, а можно, внедрившись в одну из таких шаек (как это делали в 30-е годы ХХ в. молодые социологи Чикаго).

Анализ документов – это совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определенных исследовательских задач. Документом в социологии называется специально созданный предмет, предназначенный для передачи и хранения информации. Любое конкретное социологическое исследование должно начинаться с анализа существующих по исследуемой проблеме документов, в первую очередь, официальных, причем подбираются такие, которые глубже, полнее и точнее выражают сущность и особенности исследуемого объекта и в наибольшей степени соответствуют решаемой социологами исследовательской задаче. Существуют два основных метода анализа документов – традиционный и формализованный или контент-анализ. Традиционный анализ – самостоятельный творческий процесс, который зависит от: 1) содержания и направленности самого документа; 2) условий, целей и задач проводимого исследования; 3) научной квалификации и таланта самого исследователя. Отсюда видно, что традиционный анализ несет в себе возможность нарушения принципа объективности в объяснении документа. Контент-анализ помогает избавиться от этого недостатка. Этот вид анализа ориентирован на извлечение социологической информации из больших массивов документальных источников, трудно поддающихся традиционному интуитивному анализу. В его процессе в изучаемом тексте выделяются определенные, интересующие исследователя элементы содержания (термины, имена политических деятелей, суждения, точки зрения, различные виды публикаций и т.д.). Их классифицируют, подсчитывают и проводят количественный анализ. Контент-анализ целесообразно дополнять другими методами исследования или же использовать его в качестве дополнительного метода.

Эксперимент – это такой метод исследования, который позволяет получить информацию о количественном и качественном изменении показателей деятельности изучаемого социального объекта в результате воздействия на него вводимых или видоизменяемых экспериментатором и контролируемых им новых факторов. Социологический эксперимент основывается на разработке гипотетической модели изучаемого явления или процесса. На основе использования данной модели изучаемый социальный объект описывается как целостная система переменных, среди которых выделяется независимая переменная. Это экспериментальный фактор, действие которого подчинено управлению и контролю экспериментатора и который выступает в качестве гипотетической причины определенных изменений в зависимой переменной Зависимые переменные – это свойства, отношения, взаимозависимости изучаемой социальной системы, имеющие существенное значение для ее функционирования, но не зависящие от экспериментатора. К примеру, изучается производственная деятельность рабочей бригады. В качестве независимых переменных в эксперименте могут выбираться освещенность или загазованность рабочего помещения, способы воздействия на работников – поощрения или наказания, содержание совместной деятельности – производственная, социокультурная, политическая, а также тип лидерства – демократический, авторитарный или попустительский. В качестве изучаемых в социологическом эксперименте зависимых переменных обычно выделяются индивидуальные знания, навыки, групповые мнения, стереотипы поведения и т.д. По характеру экспериментальной ситуации эксперименты в социологии подразделяются на полевые и лабораторные, линейные и параллельные. В полевом эксперименте объект (группа) находится в естественных условиях своего функционирования (например, в цехе), при этом члены группы могут быть осведомлены или неосведомлены о том, что они участвуют в эксперименте. В лабораторном эксперименте экспериментальная ситуация, а часто и сами экспериментальные группы формируются искусственно. Линейный эксперимент отличается тем, что анализу подвергается одна и та же группа, являющаяся и контрольной (ее первоначальное состояние), и экспериментальной (ее состояние после изменения нескольких характеристик). В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы: контрольная и экспериментальная.

Опрос – это метод сбора данных, при котором исследователь получает информацию непосредственно от представителей населения, отобранных таким образом, чтобы на основании их ответов можно было с достаточной надежностью делать выводы обо всем населении или о какой-то его части. Такая информация может быть получена либо с помощью очного или телефонного интервью, либо с помощью заполнения опрашиваемыми анкет-вопросников, доставленных им по почте или кем-то, проводящим опрос. Лица, которые отвечают на вопросы, называются респондентами. Опрос предоставляет исследователю информацию пяти типов: факты, знания (perceptions), мнения (opinions), отношения (attitudes) и поведенческие отчеты. В разряд фактов биографические сведения о респонденте, которые могут оказаться существенными при интерпретации других данных. К разряду знаний относятся суждения опрашиваемого об окружающем мире, то есть, то, что человек знает о нем. В разряде мнений находятся суждения респондента о его предпочтениях или взглядах на определенные предметы и события. К отношениям причисляют сравнительно устойчивые настроения респондентов и их оценки определенных событий, явлений, людей. Поведенческие отчеты – это утверждения опрашиваемых о том, как они поступают в том или ином случае.

Одним из наиболее распространенных видов опроса является анкетирование. Анкетирование – метод опроса, при котором общение между исследователем и респондентом, являющимся источником желательной информации, опосредуется анкетой. Анкета – упорядоченный по последовательности, содержанию и форме набор вопросительных суждений, воплощенный в виде опросного листа. Вопросы могут быть открытыми, когда от респондента требуется в свободной форме выразить свое мнение, и закрытыми, если нужно выбрать один из предложенных альтернативных ответов. Качество анкеты определяется степенью соблюдения двух основных условий: 1) формулировка вопросов должна соответствовать исследовательской задаче, то есть обеспечивать получение информации именно об изучаемом признаке; 2) формулировка должна соответствовать возможностям респондента как источника информации, то есть вопросы не должны предъявлять непосильных требований к респонденту, к его памяти, аналитическим возможностям, к его представлениям о чувстве собственного достоинства.

Помимо анкетирования применяется метод интервьюирования. В основе интервью – беседа по предварительно разработанному подробному плану, однако чаще социологи проводят интервью на основе заранее подготовленного опросного листа, в котором даются все интересующие вопросы в определенной последовательности и с заданными формулировками. Участие интервьюера позволяет максимально приспособить вопросы бланка-интервью к возможностям отвечающего. В прикладной социологии различают три вида интервью: формализованное, фокусированное и свободное. Формализованное – означает строгую регламентацию общения интервьюера и респондента детально разработанным вопросником и инструкцией. Фокусированное – имеет своей целью сбор мнений оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствий или причин. Респондентов заранее знакомят с предметом беседы. Вопросы хотя и подготавливаются заранее, но могут задаваться в любой последовательности и в иной формулировке. Главное здесь – получить информацию по каждому вопросу. Свободное интервью проводится без заранее заготовленного опросника или плана беседы, определяется только тема интервью. Информация, полученная таким образом, уникальна и обрабатывается не статистически, а с помощью традиционных методов анализа документов.

Разновидностью опроса являются исследовательская беседа, а также экспертный опрос. Исследовательская беседа по форме близка к свободному интервью, характеризуется совместным – исследователя с респондентом – поиском истины, методически близка к экспертному опросу. Метод экспертнойоценки применяется в ситуации, когда для оценки какого-либо явления трудно или вообще невозможно выделить объект – носитель проблемы и, соответственно, использовать его в качестве источника информации. Чаще всего такие ситуации связаны с попыткой прогнозировать изменение того или иного социального явления, процесса; с необходимостью представить состояние интересующего исследователя предмета через один, два, пять и более лет или дать объективную оценку таким сторонам деятельности и качествам людей, по которым их самооценка может оказаться искаженной. Подобная информация может исходить только от компетентных лиц – экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования. Опросы компетентных лиц именуются экспертными, а