История развития образования

деклерикализации они уже теряли ведущее положение. Также и государства понемногу вводили стандарты светского образования вместе с казенными школами, училищами, академиями.

Рабле в тот период посвятил множество сочинений едкой сатире (кстати, сатир - это черт, бес) по поводу методов преподавания в католических школах. Но почему-то «наши» атеисты потом это все отнесли и к своей (неповинной в том) Церкви.

Удивительно, но именно «по Рабле» (живо, наглядно, интерактивно) с давних времен и до сих пор обучаются дети в большинстве православных приходских школ, начиная за 1500 лет до Рабле... ведь именно аналогичному подходу и учили православные церковные педагоги во все времена, начиная с самого Христа.

Еще соль рассказа о Рабле заключается в том, что западная церковная система образования как раз вскоре после этого стала выдавать одного за другим ярчайших ученых: Коперник (священник, кстати), Декарт (уговаривавший датскую принцессу перейти в католичество) , Лейбниц (одновременно христианский апологет), Ньютон (христианский богослов)...

Эпоха Просвещения

Здесь образование продолжило свою трансформацию, все более удаляясь от религии и философии. Оно становится все более практически ориентированным, все больше меняет свои задачи с небесных на земные, обучает человека жить более «головой» - умом, чем «сердцем» - совестью.

Основной задачей образования становятся «воспитание свободной личности», в предположении, что эта свобода даст воспитуемым счастье. Что из этого получилось - видим на примере последующих революций, в которых воспитанные так люди массово стали убивать даже не просто соседей, но и кровных родственников, что считалось всегда наиболее гнусным злодеянием.

Параллельно система образования, с одной стороны, приводит в порядок все свои разрозненные знания, собирает в связи с распространением книгопечатания большие тематические библиотеки, а с другой - делится на все большее количество разнообразных учений, методик, способов.

Появляются фундаментальные для современной методологии педагогики труды Коменского, Руссо, Локка, в которых детство тщательно периодизируется, исследуются малейшие особенности физического развития (удивительно, как раньше тысячи лет люди обучали детей, не зная, что это надо учитывать...), но и окончательно выбрасывается из содержания образования все представления о Боге.

Рождаются и американские социально-педагогические теории, например Джефферсона, Пейна, Франклина.

Учреждаются школы нового типа - гимназии в Германии, коллежи во Франции, грамматические школы в Англии

Отныне даже фундаментальные понятия педагогики толкуются все более и более разнообразно.

В период Просвещения, то есть во время всеобщего ( имеем в виду Европу, Ближний Восток и отчасти Северную Америку) внедрения продуктов науки и искусств в народные массы, образование продолжало начатый в предыдущие периоды путь - систематизировалось, дробилось на течения и учения, накапливало знания, становилось еще более поверхностным (в философском смысле) и практическим для воспитуемых.

Здесь упомянем имя Песталоцци, который «утверждал, что цель обучения -- в развитии человечности, в гармоническом развитии всех сил и способностей человека» (9), напрочь забыв о том, что именно полноценное развитие всех способностей человека и не достигается в его системе: там не развивается способность общаться с Отцом душ и телес, то есть совесть.

Действовавший тогда же Дистервег считал «основными принципами воспитания природосообразность, культуросообразность и самодеятельность.» (8), что вообще-то присуще именно религиозному образовании: как еще воспитывать человека, как не «природосообразно», если так заповедал Сам Творец природы?

Но Творец был Дистервегом выкинут за борт. Осталась одна природа...

В России, к счастью, столь слепые товарищи были не очень популярны, видимо потому, что у нас в то время родились Полоцкий (основавший Славяно-греко-латинскую академию), Новиков, Ломоносов - все люди верующие и Бога чтущие, а потому и не разнузданные в нравственном и философском плане.

Упомянем также оказавшие влияние на весь мир труды Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова - правда, их «современные» взгляды на христианство во многом еще больше обессмыслили сущность образования.

В эту же эпоху в России появился человек, разработавший наконец цельную дидактическую систему - Константин Дмитриевич Ушинский, который сумел свести воедино требования секуляризованного общества и глубинной потребности души человека в Боге.


Современные противоречия образования и пути их преодоления


Как увидим из приведенных материалов, цель образования как социального института со временем дрейфовала и мельчала, в соответствии с духовным обнищанием мирового общества — от проявления бесценного образа в человеках, к встраиванию без-образных человеков в сообщество им подобных, «просто чтобы жить».

Это является важнейшим противоречием современной системы образования: она работает, что-то делает, но каждый конкретный результат её действия все равно скоро умирает.

Таким образом, онтологически образование является общественным механизмом подготовки человека к съеданию червями, исчезновению навсегда. Абсурдность данного вывода интуитивно понятна многим (если не всем), но делать с этим ничего обычно не хотят, потому что понимают: если попытаться найти в образовании смысл, то он неизбежно приведет к признанию Бога. А это, в свою очередь, повлечет необходимость и самим педагогам что-то делать в духовном плане: соблюдать заповеди, бороться с грехами, готовиться дать ответ за воспитанников на встрече с Богом.

Это - тяжело, поэтому педагоги обычно ныне избирают «позицию страуса»: «мы и так работаем в полную силу, и не грузите нас - образование в стране светское, и мы не станем искать во всем смысл.»

Или, иначе «Бога нет - и проблемы нет».

Здесь кроются сразу десятки проблем и вопросов - большей частью нравственного, философского, бытийного характера.

Наиболее серьезные из них, отсутствие или разнообразие (что то же самое) ответов на которые и дает, по мнению автора, нынешний «разброд и шатание» в образовании, таковы:

Отсутствие бытийного, сущностного, окончательного смысла работы;

Невозможность определить базовые понятия и термины;

Бессистемность, размытость, случайность в целеполагании (нет единого ориентира);

Огромное количество взаимоисключающих методик (по-западному - «технологий обучения») и способов воспитания каких-либо конкретных качеств личности;

Требование (со стороны государства) формализации конечных результатов (например, в виде ЕГЭ), несмотря на принципиальную неформализуемость главных результатов работы образования: духовных, внутри-личностных качеств человека (невозможность адекватно определить понятие «образованный человек» - Ленин тоже был вроде бы «образованным», но к чему это привело? Нужны ли такие «образованные»?);

Перегруз программ образования «голой информацией» ;

Не имеющая духовного (от слова «дух», вечная сущность) объяснения, и потому неэффективно работающая, нравственно-этическая часть системы;

Все большая - после принятия на вооружение «политэкономии» (всего лишь хозяйственной системы устроения государства) в качестве философии - направленность образования на воспитание в детях скаредности, холодной расчетливости, стремления к своей выгоде, перевода всех ценностей в денежный эквивалент;

Разрыв в ступенях образования - начальной, средней, высшей - по требованиям и идеологии;

Все большее погружение педагогов в «науку», а практически - в бумажную, обычно бесполезную, деятельность (придумывание «авторских методик», «технологий», «программ»), в результате чего мы все невнимательнее образовываем детей (уходим в частные задачи улучшения одной-нескольких характеристик личности), но все больше тратим сил на разобщение педагогов этими разными методиками, на объяснение и доказательство полезности своей деятельности.

Резкое несоответствие декларируемых ценностей - получаемому результату.

Также во многих современных учениях начинает все явственнее проглядывать магическо-псевдохристианская обрядность - празднование языческих праздников с использованием свечей, «образов», благовоний, «молитв», наравне с медитацями и т.д., что показывает внутреннюю противоречивость, негармоничность таких течений.

Иначе, противоречием стало духовная раздвоенность всей отрасли: наблюдается духовная слепота, противоречивость философского наполнения методик и учений, а также большое разнообразие взглядов на то, что и зачем воспитывать; однако педагоги очень часто утверждают, что именно их концепция или теория - наконец верная по этим вопросам. Абсолютного же критерия верности у них нет.

Еще одним противоречием, по мнению автора, является то, что для достижения максимально качественного результата нынешняя система образования должна (логически продолжая) объять собой всю жизнь человека: и во времени, от рождения до смерти; и в физических ресурсах - материальных затратах на обучение. Таким образом, в идеале вся жизнь человека перестанет содержать что-либо, кроме непрерывного образования.

Вопрос только - зачем?

При этом человек сегодня общественным мнением подталкивается что-либо постоянно усложнять в мире: придумать еще одну концепцию, механизм, технологию - «ноу-хау», в общем «быть новатором».

Все это приводит, как все мы знаем, к стремительному ухудшению качества, цельности образования. Также мы все видим, что все распущеннее, черствее и аморфнее становятся наши дети, впитывающие воздействия такого образования.

Процесс этот вполне закономерен, так как мы живем в обществе, где нет чего-то главного.

Советские педагоги - Макаренко, Сухомлинский - пытались эту пустоту в душах детей заткнуть богатым материальным обеспечением по примеру Рабле и его «Дома радости», развивая свои образовательные учреждения в масштабные и сложные проекты - целые поселения в духе «утопического коммунизма». Однако умерли педагоги - и умерли их дела, все постепенно развалилось и пришло в первоначальный скромный вид.

Из наследия эпохи СССР российское образование захватило очень правильные черты: например, всеобщность, обязательность, стандартность и государственность. Но также оно взяло оттуда и консервативность - но не в смысле сохранения самого ценного, а в смысле вялой реакции на требования человеческой совести. Ведь совесть каждого из нас (имею в виду педагогов) прямо кричит иногда: зачем мы все это делаем, ведь эти дети скоро станут взрослыми, а потом мы все умрем. И каждый из нас встретится с Богом. Так почему же мы учим детей временному, но ничего не говорим им о вечном?

Наверное, поэтому сегодня у нас имеется масса «педагогов - новаторов», которые даже имеют мощные практические результаты образования в людях всего, чего угодно - кроме образа Божия.

Названия новаторских методик, учений, концепций впечатляют и заинтриговывают:

«Развивающая педагогика», «Методика целостного воспитания», «Личностная концепция воспитания», «Радуга индивидуальностей» и т.д. Однако подавляющее большинство из них обосновывает идеи «свободного воспитания», которое катастрофически воспитывает в человеке лишь гордыню, пренебрежение совестью, неблагодарность к Создателю, непочитание родителей и многое другое в том же духе.

При этом педагоги часто ждут от новаторов чего-то доброго, недостающего... но забывают древнюю мысль: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения. Изыдет дух его в землю свою; в той день погибнут вся помышления его» (фраза из одной православной молитвы).

И, увы, как показывают последние события, радужной надежды на духовное прозрение общества у нас не имеется: даже при православном лидере страны у нас образование все упорнее отодвигает от себя Бога. Пример тому - недавний «Круглый стол» «Преподавание православной культуры в новых условиях», прошедший в рамках XVIII Международных Рождественских чтений. (20)

В его резолюции записано:

«Собравшиеся констатировали, что современная ситуация характеризуется противоречивыми тенденциями.

С одной стороны, в органах власти, общественном сознании, научном и педагогическом сообществе всё более утверждается понимание права граждан России давать своим детям в государственно-общественной школе систематическое духовно-нравственное образование и воспитание на основе исторических и культурных традиций Православия, духовно-нравственных ценностей других российских религий. С другой стороны, отмена национально-регионального и школьного компонентов Базисного учебного плана и введение нового (ФГОС) общего образования создают условия, затрудняющие дальнейшее развитие сложившейся в регионах практики преподавания учебных курсов православной культуры.

(…) До сих пор не опубликован текст нового ФГОС начального общего образования, утверждённый Министром образования и науки РФ 6 октября (приказ № 373) (...). До сих пор остаются без ответа предложения Русской Православной Церкви по доработке ФГОС начального общего образования и Базисного учебного плана образовательных учреждений, направленные Председателем Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископом Зарайским Меркурием Заместителю Министра образования и науки Российской Федерации, Председателю Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам И.И. Калине (письмо от 18 августа 2009 года № 0-0908/040), предусматривающие возможность преподавания Православной культуры по всем годам обучения в любом общеобразовательном учреждении по выбору его органа самоуправления. Собравшимися отмечается (вынужденное) отсутствие РЕАЛЬНОГО участия Русской Православной Церкви в принятии принципиальных управленческих и организационных решений в процессе реализации федерального эксперимента по введению преподавания религиозных культур и светской этики»...

То есть, атеисты могут радоваться; Бога из образования снова убрали. И вместе с Ним, конечно, и вечность. Осталось только «светлое будущее», но, увы, опять не для «меня и тебя», а для абстрактных правнуков.

Что со всем этим можно сделать, как пытаться влиять на процесс «развития» образования, какие пути можно намечать для выхода из сегодняшнего положения?

По известным автору материалам государственных документов (программ и концепций развития образования) можно сделать вывод, что в целом все изложенное ныне устраивает русское общество. Принимаются решения менять частности: методы контроля, регистрации, распространения формальных результатов образования. Вводятся экзамены одного типа, потом другого; отчетность такая, а затем другая. Но в корне все описанное во всех документах принимается как неизбежное, и что-либо переделывать в глубинном смысле мало кто хочет. Напротив, очень многие педагоги сегодня жаждут что-то переделывать глобально, но поверхностно. Разработать очередную методику, чтобы все ее приняли; стать во главе новой концепции; прославиться нетрадиционным «свежим взглядом» на воспитание, на преподавание того или иного предмета.

Здесь можно было бы написать множество «путей и методов улучшения» системы образования (а лучше целиком переписать «Концепцию модернизации...»).

Однако, с точки зрения автора, это в прямом смысле «мертвому припарки», поскольку сущностный смысл образования мертв. И даже воспитуемые дети это иногда понимают!

Для того же, чтобы система образования ожила, нужно лишь одно. Нужно снова наполнить ее смыслом, возвратить отнятую вечность: с первой же ступени системы образования преподавать детям наряду со светской системой ценностей - и христианскую.

Да, это опасно в социальном смысле, если смотреть на все с позиции атеиста: «Бога нет, и знать ничего не хочу, и пусть никто о нем не знает» (неминуемы религиозные конфликты в учреждениях образования). Но, поскольку строго научно (говорю для атеистов) вероятность существования Бога равна строго 50%, то и образование - строго научно - обязано рассказывать об этом всем воспитуемым. Бесстрастно и объективно.

Нет, такой подход не даст «скорого исцеления», и не даст фантастических результатов в скорости и качестве обучения детей. Но он даст детям правдивый, честный взгляд на мир, и такое мировоззрение сможет вовремя удержать наше общество - самое важное, что именно конкретных личностей в обществе - от полного упадка.

Сейчас Россия относительно стабилизировалась в экономическом смысле; многим хочется больших материальных благ и комфорта - но их по определению всегда кажется меньше, чем хочется; это желание белки побыстрее пробежать все колесо или взбежать на его вершину.

Здесь надо элементарно приводить родителей и их детей к ясному пониманию материального счастья: известно, что оно наступает тогда, когда потребности соответствуют возможностям. И если жизнь не дает возможности жить в роскошной квартире и ездить на джипе, то просто надо привести потребности в порядок и перестать желать ненужного.


Тенденции развития образования


Здесь сначала хочется выделить тенденции изменения в «детском мире» вообще, в характере жизни детей (21):

- Рождаемость падает, но растет «ценность» детства, внимание к нему.

- На детей тратится все больше средств (и все меньше времени?), спектр возможностей расширяется

- Дети максимально погружены в будущее (причем фантастическое).

- Дети все больше чувствуют себя равными взрослым (отсюда неуважение к старшим).

- Дети рано приобщаются ко взрослой жизни (отсюда ранние пагубные привычки).

Это приводит, в частности, к таким вызовам образованию:

- Растет депрофессионализация.

- Распространяются краткосрочные формы подготовки (на рабочем месте).

- Наступает десинхронизация времени вступления в жизнь и завершения школы.

- Ширится массовое высшее образование – главная задача средней школы научить учиться, проектировать

- Родители хотят участвовать в образовательном процессе.

- Коммерческие цели образования склоняют распространить его на весь срок жизни.

- Нарастает информатизация – школа не монопольный транслятор знаний (при этом явно приходят издержки – клиповое мышление и утрата способности читать и осмысливать длинные тексты).

От этого системой образования тенденции приобретаются, естественно, в русле всего мирового процесса:

- Происходит глобализация всех сторон системы;

- Углубляется дробность содержания обучения, мозаичность знания;

- Идет сокращение неравенства образования между стран и внутри стран;

- Бурно увеличивается количество разных методик («технологий») преподавания;

- Имеется стремление к все большей формализации неформализуемого (духовного) результата;

- Прогрессирует усложнение структур всех систем (точно по православной поговорке - «дело сатаны - умножать сущности») ;

- Применяются все более абстрактные методы контроля результативности образования (например, ЕГЭ);

- В мировой системе образования, видимо, сейчас происходит четко обозначившийся отход в явно ненаучные и даже оккультистские мировоззренческие поля, примером тому является «вальдорфская школа» Штайнера, которая прямо декларирует антропософские (оккультные) ценности, в частности развитие общения с потусторонним миром «ангелов», как их там называют, и оккультное учение Рушеля Блаво.

Кроме того, согласно (22) и множеству аналогичных источников, «Человечество вступило в новый этап своего развития - формируется информационное общество, в котором информация и информационные процессы становятся одной из важнейших составляющих жизнедеятельности человека и социума, что обусловлено нарастающими в нем процессами глобальной компьютеризации и информатизации различных сфер деятельности общества и человека.», и далее эти источники наперебой хвалят «возможности развития и новые технологии». Правда, никто нигде не говорит о том, для чего это нужно: добавит ли это счастья или вечности каждому конкретному человеку.


Справка: смысл и историчность образования по-христиански


"Я есмь путь и истина и жизнь"

Иисус Христос. Евангелие от Иоанна, 14: 6


Начнем с понимания смысла существования человека вообще.

Светское общество находит этот смысл в «общественно-полезном труде» вне личности каждого из нас: в воспитании детей, научной работе, пользе обществу и т.д. В действии вовне себя.

Но мы лично, как отдельные индивидуальные существа, оказываемся вне смысла - потому что все, что мы делали, поглотит «общество», а лично мы - умрем навсегда, и ничто из сделанного в жизни лично нам больше не пригодится.

Здесь полагаем, что окончательный смысл любого процесса должен находиться за его пределами, например смысл войны - в последующем мире или в новых владениях, которые отсутствуют во время самой войны. Так же и смысл варки кофе - в последующем его выпивании, а не в самом процессе. Смысл процесса жизни - тоже должен быть вне самой жизни. И поскольку после земной жизни лично для меня и лично для вас ничего нет, то и смысла для всей в целом земной жизни тоже нет.

Христианство, вместе с иудаизмом и магометанством, говорит о том, что у каждого из нас есть личный онтологический смысл бытия, независимый от общества в целом.

Он заключается в том, чтобы в течение земной жизни определиться с выбором, с кем потом жить вечно: с Богом-Творцом, или же с бесами, отвергшими Его. Одиночная жизнь («я сам по себе») невозможна, потому что наши души очень нужны и Богу, и бесам: Богу - как его дети, бесам - как рекруты в войне против Бога. И обе стороны постоянно стараются открыть нам преимущества своей позиции, помогая в «своих» делах: в добрых, чистых, во имя Бога - помогает Бог, а в «добрых» корыстных, без памяти о Боге - сатана.

С другой стороны - с точки зрения почти любой религии, исторический путь человечества, как бессмертной и потому бесценной сущности, пролегает не от обезьяны, а от Бога - и не к червям в могилах, а опять к Богу.

Поэтому христиане рассматривают историю в строгом соответствии с чисто научными данными: человечество в целом не было изначально «первобытно-общинным», а начинало свой земной путь нормальным патриархальным сообществом (семьей), сразу и вполне сознательным, со всеми необходимыми практическими навыками, философскими ценностями, духовными и душевными способностями, ясным самосознанием и тягой обратно в Эдем.

И вот именно для возврата в Эдем своих бессмертных душ и душ своих детей - люди и стали заниматься образованием, то есть проращиванием, проявлением в душах образа Божия, дарованного всем нам изначально. Люди называют проявления этого образа совестью, или духом Божиим.

То есть, в конечном счете, религиозное образование - есть пробуждение и воспитание в первую очередь совести; параллельно, для поддержания функций тела и помощи окружающим людям - и научение практическим навыкам жизни, изучение окружающего мира и использование его в целях лучшего осуществления первой задачи (12).

Иными словами, основная функция образования, по мнению автора, должна заключаться в социализации новых людей в бессмертном обществе, а это однозначно говорит о том, что система образования должна быть неразрывно связана с Церковью, потому что задача у них одна: подготовка человека к Вечности.

Доказательством верности христианских позиций на этот счет служат наши православные святые: все мы прекрасно знаем, до каких духовных высот доросли Сергий Радонежский, Трифон Вятский, Стефан Пермский, Иоанн Кронштадтский, Лука Войно-Ясенецкий, патриарх Тихон, а с ними еще примерно 11 миллионов православных святых (10) - кстати, это забавно, но в последние 30 лет множество наших, исконно православных святых было принято в почитание у католиков, и в том числе наш великий воин-святой Александр Невский, громивший их направо и налево...

Лучше понять принципиальные и практические отличия христианской системы образования от светской позволяет такая формула:

« Православно-христианское учение о религиозно-нравственном воспитании детей представляет собой идеальную целостную святоотеческую педагогическую систему, которая практически в жизни, до конца, конечно, не осуществима. Но идеал и должен быть недостижимым. Только тогда он и будет неизменным идеалом, постоянно показывающим степень отклонения при практическом стремлении к его осуществлению.» (11).

Возражение, что современное общество - светское и потому нельзя образование «воцерковлять» - идет от непонимания сущности вещей; ведь если человек захлебнулся и не дышит - это не значит, что ему нельзя делать искусственное дыхание, потому что он «недышащий».

Общество духовно больно, и давно уже духовно «не дышит». Поэтому и нужно как можно больше сотрудничать с православной Церковью, которая самим Богом поставлена для врачевания духовных болезней.

Теперь справка по этапам истории образования с точки зрения автора, христианского педагога.


Самое первое, самое главное, что необходимо понять и принять каждому воспитателю, это - основное положение христианской педагогики: истинная нравственность невозможна без религиозной основы.

И.М.Андреев, православный педагог


Этап поиска Бога

Этот этап начался сразу после нравственной катастрофы, с которой и начались все беды человечества. Как только человек отпал от Бога, возжелав жить самостоятельно «как бог», так и все человеческие дети, само собой, стали рождаться тоже поврежденными в нравственном смысле - с духовной «наследственной болезнью». Это не было волей Бога, но так выбрал своей свободной волей наш прародитель Адам.

Поэтому почти сразу по грехопадении возникло и образование, как институт восстановления той самой совести в человеке - институт возврата человека к Отцу, институт поиска Отца.

Практические навыки передать несложно: мотивировал, показал, проконтролировал - и навык передан (как мастер производственного обучения говорю). Это не является ни особой наукой, ни социальным институтом; для этого нет нужды организовывать отдельные сообщества или предприятия. Передача таких навыков во всей истории, да и сейчас, часто происходит «у станка», на рабочем месте, на производстве.

Такая передача не может явиться причиной возникновения целой отдельной отрасли человеческого действия - системы образования.

Сложнее что-либо довести до ума человека и «зафиксировать» это в сознаваемой памяти.

Еще тоньше дела обстоят с духовным воспитанием - совесть человека работает, по убеждению православной Церкви, с самого зачатия (т.е. до формирования органов тела), поэтому крайне важно именно в самый начальный период тщательнейшим образом беречь ее от вредных воздействий и воспитывать ростки правильных устремлений, то есть воспитывать еще родителей до зачатия будущего человека.

Именно поэтому в период отпадения от Бога, в период жизни человечества вне Бога, понадобилось кропотливо и тщательно заниматься этим важнейшим делом: помогать новым людям искать и находить основу всего сущего, смысл бытия и самого Творца.

Продолжалось это, насколько известно из (13), от начала земного человечества до Рождества Христова: избранный народ Божий сохранял все приблизительно неизменным, постоянно находя и теряя и снова находя Бога; однако были параллельно народы и другие (от одного прародителя, но других его сыновей), которые забывали Бога все больше и скатывались в языческое, примитивное понимание вышних сил. У таких образование все больше примитивизировалось и направлялось как сегодняшнее светское - на обучение «жизни в обществе». То есть, современное общество есть в духовном плане результат не прогресса/развития, а регресса/потери. Хотя бы и с развитием научно-технических «благ» (машин, технологий, электроники... танков, ядов, бомб...).

Система образования представляла собой всегда у всех до единого народов Земли систему внутри-церковную, с сакральным смыслом, в Церкви же хранились знания и были опытные учителя. Начальное образование чаще всего было внутри-семейным, с регулярными собраниями в Церкви для общения, слушания Священного Писания и совместного богослужения.

Средняя школа включала в себя обычно две ступени, одну - для всех желающих, вторую - для немногих особо одаренных; в обоих изучалось Священное Писание, основы нравственности, грамота, воинское искусство и т.д. В среде иудейского народа существовали еще закрытые церковные школы, где обособленная родовая община священнослужителей (левиты - потомки одного из сынов единого родоначальника избранного народа) подготавливала своих детей для служения Богу.

Эта система поддерживала осознанную (но, увы, небезгрешную) жизнь общества вплоть до пришествия самого Бога во плоти на Землю.

Этап встречи с Богом

Наконец, примерно 2000 лет назад, человечество духовно созрело для понимания всего происходящего, и Бог явился на Землю одновременно и человеческим сыном - от матери Марии, и Божиим - от трансцендентного Духа.

Здесь человечество встретилось физически с Тем, кого отвергли его предки. Эта была весьма болезненная для многих встреча, так как Бог своим присутствием растревожил совесть всех людей, открыл все помыслы и внутренние действия. Это многих задело и ожесточило против Него - ведь легко ли мы признаем свои грехи?

Образование у избранного народа в таких условиях раскололось на два лагеря (8): противников живого Бога, предпочитавших учить детей соблюдать жесткие начальные законы («Моисеевы») и тем ограждать их от беззакония и зла; и принявших этого Бога - последователей Христа, которые, не отвергая те первые законы, стали обучать детей Новой заповеди:

«Сия есть заповедь моя: да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедаю вам» (14)

Система образования у первых в целом опять не изменилась, поскольку была весьма пригодна для всех нужд и вполне справлялась со своими обязанностями. Начальное образование было преимущественно семейным, среднее и высшее - общественно-церковным.

Изменения произошли у второго лагеря, христианского: там церковные (высшие) школы открыли свои двери для всех, слившись со средней школой, и с того момента все дети христиан стали полноценно изучать Священное Писание, свою веру, богослужение вместе с родителями, всей общиной. Воспитывали детей тоже всей общиной, что было сохраняемо многими восточными (православными) христианами вплоть до нашего времени. Таким образом, система образования у первохристиан приняла цельный и гармоничный вид: единое образовательное пространство, единое непротиворечивое воспитание, единая цель, единый коллектив воспитателей и учителей.

Все это продолжалось до тех пор, пока западный мир - наследник языческого Рима - не стал желать власти в единой к тому времени Церкви, во всей Европе, половине Африки и почти