Учет доходов работников организации и их налогообложение (на примере ЗАО "СКК "Петербург")

Размещено на /

Министерство образования и науки Российской Федерации. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ленинградский государственный университет Имени А.С. Пушкина. Кафедра экономики и инвестиций


ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

На тему: "Учет доходов работников организации и их налогообложение (на примере ЗАО "СКК "Петербург")"


Выполнил

Студент VI курса факультета

"Экономики и инвестиций"

Васитович Е.С.

Специальность 060500

"Бухгалтерский учет, анализ и аудит"

Руководитель: Акулич Р.А.


Санкт-Петербург 2007

Содержание


Введение

Глава 1. Теоретические аспекты расчет с персоналом по оплате труда и выплат социального характера

1.1 Нормативное регулирование трудовых отношений

1.2 Виды, формы и системы оплаты труда, порядок ее начисления

1.3 Документальное оформление операций с персоналом по оплате труда

1.4 Налоги и взносы с заработной платы, отчетность

Глава 2. Общая характеристика ЗАО "Строительная Консалтинговая Компания "Петербург"

2.1 Краткая характеристика

2.2 Особенности бухгалтерского учета ЗАО "СКК "Петербург"

Глава 3. Учет расчетов с персоналом по оплате труда на примере ЗАО "СКК "Петербург"

3.1 Начисление заработной платы

3.2 Начисление и оплата отпусков

3.3 Компенсации и выплаты при увольнении работника

3.4 Пособия по государственному социальному страхованию

3.5 Удержания из заработной платы

Глава 4. Налогообложение заработной платы на примере ЗАО "СКК "Петербург"

4.1 Налог на доходы с физических лиц

4.2 Единый социальный налог

4.3 Обязательное пенсионное страхование

4.4 Страховы взносы на обязательное страхование от несчастных случаев


Введение


В соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержке и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики возложены непосредственно на предприятия, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования его результатов. Понятие "заработная плата" наполнилось новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных видов премии, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных в денежных формах, включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за не проработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни и тому подобное).

Доходы работников облагаются налогом на доходы с физических лиц, организация начисляет и выплачивает в бюджеты фондов РФ ЕСН – единый социальный налог. Порядок налогообложения ЕСН и НДФЛ сложен и неоднозначен, требует знаний правовых нормативных актов.

При учете оплаты труда и налогообложении возникает множество нюансов (при выполнении ночных работ и работ сверхурочных, при расчете больничных и других пособий, при простое и при освоении нового производства и т.д. и т.п.)

Учет труда и заработной платы по праву занимает одно из центральных мест и наиболее трудоемких участков в системе бухгалтерского учета на любом предприятии. Труд является важнейшим элементом издержек производства и обращения. Актуальность выбранной темы заключается в том, что перед бухгалтером ежедневно возникает масса переплетённых между собой вопросов относительно труда и заработной платы. Проблемы труда и заработной платы актуальны также и потому, что с ними сталкиваются на каждом предприятии (организации). Оно может не иметь на балансе основных средств, может не заниматься внешнеэкономической деятельностью, не приобретать материальных ценностей и т.д., но вопросы, связанные с трудовыми отношениями, будут возникать всегда, при любых формах собственности и видах деятельности. Проблема оплаты труда - одна из ключевых в экономике. От её успешного решения во многом зависят как повышение эффективности производства, так и рост благосостояния людей, благоприятный социально-психологический климат в обществе.

Объектом дипломной работы являются доходы работников организации ЗАО "СКК "Петербург". Целью настоящей работы является изложение на примере ЗАО "СКК "Петербург" учета доходов работников организации и их налогообложения, освещение по мере необходимости теоретических вопросов, относящихся к проблеме, изучение законодательного регулирования соответствующих расчетов с персоналом.

Задачи данной дипломной работы заключаются в следующем:

•рассмотреть нормативные акты по учету заработной платы, так как они лежат в основе организации и ведения бухгалтерского учета хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности;

•проанализировать, чтобы в установленные сроки были произведены расчеты с персоналом предприятия по оплате труда (начисление зарплаты и прочих выплат, сумм к удержанию и выдачи на руки);

•исследовать на различных примерах операции, связанные с начислением заработной платы и удержаниями из нее, при этом предполагается большое внимание уделить единому социальному налогу (взносу), согласно Налоговому кодексу РФ (части второй, гл.23, 24), налогу на доходы с физических лиц и другие удержания;

•рассмотреть показатели по труду и заработной плате для целей оперативного руководства и составления необходимой отчетности;

•рассмотреть на практическом примере учет заработной платы на предприятии.


Глава 1. Теоретические аспекты расчет с персоналом по оплате труда и выплат социального характера


1.1 Нормативное регулирование трудовых отношений


Главным законодательным документом, имеющим в своем составе статьи, посвященные труду, является Конституция РФ.

В соответствии с Конституцией РФ, каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род занятий, а также право на защиту от безработицы.

Согласно ст. 5 ТК РФ: Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

-Трудовым Кодексом РФ;

-иными федеральными законами;

-указами Президента Российской Федерации;

-постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

-конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

-актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Действующее трудовое законодательство под термином "оплата труда" понимает не просто размер заработной платы, установленный работнику, а всю систему отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами (ст. 129 ТК РФ).

В российском бухгалтерском учете труда и его оплаты приходится использовать в своей работе массу нормативных документов: Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, ФЗ N 166 "О бюджете фонда социального страхования РФ на 2004 год", Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. № 213 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", и огромное количество других документов, один только перечень которых мог бы поместиться в отдельной брошюре.

Трудовой кодекс РФ является основным сборником законодательных актов о труде, целями которого являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

ТК РФ содержит 14 разделов, в которых рассматриваются такие вопросы как трудовой договор, рабочее время, время отдыха, оплата и нормирование труда, гарантии и компенсации, трудовой распорядок, профессиональная подготовка, материальная ответственность сторон трудового договора, особенности регулирования труда отдельных категорий работников, защита трудовых прав работников и др.

Объем прав работодателей в трудовых отношениях сильно различается в зависимости от того, финансируется ли организация из бюджета и в каком объеме.

Работникам организаций, финансируемых из бюджета, системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются законами и иными нормативно-правовыми актами.

Работникам организаций, не финансируемых из бюджета, а существующих на доходы от предпринимательской деятельности или иные поступления, системы оплаты труда устанавливаются работодателем самостоятельно и фиксируются в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах организации, в трудовых договорах (ст. 135 ТК РФ).

Трудовой договор - это основной документ, непосредственно регулирующий порядок оплаты труда конкретного работника (в нем также указываются режим труда и отдыха, права и обязанности работника, права и обязанности работодателя, характеристики условий труда, компенсации и льготы и др.). Условия трудового договора не могут ухудшать положения работника по сравнению с ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

Локальный нормативный акт - это документ, содержащий нормы трудового права, обязательные только для конкретного предприятия (положений об оплате труда и о премировании).

Положение об оплате труда, как правило, регулирует следующие вопросы:

- систему оплату труда, принятую на предприятии (заработная плата, доплаты, надбавки, премии);

- порядок индексации заработной платы;

- порядок выплаты заработной платы (дни выплаты, форма выплаты, форма расчетного листка).

Согласно ст. 144 ТК РФ работодатель вправе (но не обязан) самостоятельно разработать систему премирования (с учетом мнения представительного органа работников). Такая система обычно фиксируется в самом Положении об оплате труда или в отдельном Положении о премировании.

Между организацией и работниками, привлеченными со стороны для выполнения конкретных работ, которые организация не может выполнить своими силами, заключается договор гражданско-правового характера (договор подряда, поручения, комиссии, авторский договор и др.). Учет труда и го оплата по договорам гражданско-правового характера отличается от трудовых договоров, так как предметом всех гражданско-правовых договоров является выполнение определенного задания (заказа, поручения). Договоры гражданско-правового характера регулируется Гражданским кодексов РФ.

Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. (ст. 2 ГК РФ)

В случаях, когда организация имеет смешанное финансирование (т.е. часть средств поступает из бюджета, а часть зарабатывается самостоятельно), порядок оплаты труда регулируется частично законами или иными нормативно-правовыми актами, а частично коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организации.

Однако, что существует ряд правил, соблюдение которых государство гарантирует всем работникам без исключения. Следовательно, эти правила обязательны для всех работодателей (ст. 130 ТК РФ). [22]

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека (ст. 133 ТК РФ). В настоящее время МРОТ установлен Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" и составляет 2 300 руб. в месяц (с 1 сентября 2007 г.).

Множество нормативных актов по регулированию оплаты труда можно объединить по наименованиям выплат, пособий, компенсаций. Например, для выплаты пособий по временной нетрудоспособности нужно применять следующие нормативно-правовые акты:

- Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об Обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (начало действия закона с 2007 года.

- Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. N 213.

- ФЗ N 202-ФЗ от 29.12.2004 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год" (ред. от 12.06.2006)

- ФЗ N 190-ФЗ от 31.12.2002 "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан"

- Федеральный закон от 08.02.2003 N 25-ФЗ "О бюджете Фонда Социального Страхования Российской Федерации на 2003 год" (с изменениями от 19.12.2006)

Трудовое законодательство обладает большой дифференциированностью в подходе к правовому регулированию труда в отдельных отраслях народного хозяйства, а также в отношении отдельных регионов, некоторых категорий работников.

Можно выделить нормативное регулирование трудовых отношений с отдельными категориями работников (женщин, лиц с семейными обязанностями, работники в возрасте до 18 лет, инвалидов, лиц, работающих по совместительству, лиц, занятых на сезонных работах, надомников и т.п.).

Трудовое законодательство, устанавливая ряд обязательств работодателя по оплате труда, определяет только нижнюю, предельную границу нормы (либо отсылает к иным нормативным актам, устанавливающим такую границу).

Производимые выплаты работнику облагаются налогом на доходы физических лиц и производится в порядке, предусмотренном гл. 23 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 235 НК РФ работодатели (организации, индивидуальные предприниматели и физические лица) признаются плательщиками ЕСН.

Заработная плата, выплачиваемая работникам, является объектом обложения страховыми взносами в ПФР. Порядок уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование определяется Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Юридические и физические лица, нанимающие работников по трудовому договору или по гражданско-правовому договору, обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству) (п. п. 2, 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. N 184).

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве начисляются и уплачиваются в Фонд социального страхования РФ в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

В 2007 г. страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве уплачиваются в порядке и по тарифам, установленным Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. N 17-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2001 год" (ст. 1 Закона N 167-ФЗ).


1.2 Виды, формы и системы оплаты труда, порядок ее начисления


Различают основную и дополнительную оплату труда.

К основной относится оплата, начисляемая работникам за отработанное время, количество и качество выполненных работ: оплата по сдельным расценкам, тарифным ставкам, окладам, премии сдельщикам и повременщикам, доплаты в связи с отклонениями от нормальных условий работы, за работу в ночное время, в праздничные дни, за сверхурочные, за бригадирство, оплата простоев не по вине рабочих, премии, премиальные надбавки и т.п.

К дополнительной заработной плате относятся выплаты за непроработанное время, предусмотренные законодательством по труду: оплата времени отпусков, перерывов в работе кормящих матерей, льготных часов подростков, за время выполнения государственных и общественных обязанностей, выходного пособия при увольнении и др.

При оплате труда работников могут применяться различные системы: тарифная, бестарифная, смешанная. Все организации, кроме государственных, самостоятельно устанавливают формы и системы оплаты труда.

Тарифная система - это совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется дифференциация заработной платы работников различных категорий. В настоящее время для всех организаций бюджетной сферы обязательно применение тарифной системы

Тарифная система оплаты труда включает: тарифные ставки (оклады), тарифную сетку, тарифные коэффициенты. Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации.

Тарифная ставка (оклад) - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда (Трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу рабочего времени (час, день, месяц).

Тарифная сетка - указывает соотношения разрядов и присвоенных им тарифных коэффициентов.

Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ст.143 ТК РФ).

Бестарифная система - система, при которой размеры окладов, премий, иных поощрительных выплат, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями персонала определяются организациями самостоятельно и фиксируются в коллективных договорах, трудовых договорах и иных локальных нормативных актах.

Бестарифная система оплаты труда ставят заработок работника в полную зависимость от конечных результатов - работы коллектива и представляет собой его долю в заработанном всем коллективом фонде оплаты труда. При этой системе не устанавливается твердого оклада или тарифной ставки, а, как правило, эта доля определяет основе присвоенного работнику коэффициента, который определяет уровень трудового участия. Так, например, бестарифная система оплаты труда может строиться на основе двух коэффициентов: квалификационного и трудового участия (КТУ).

Применение такой системы целесообразно лишь в тех случаях, когда есть реальная возможность учесть результаты труда работника при общей заинтересованности и ответственности каждого члена коллектива. Поэтому бестарифная система, как применяется на малых предприятиях, в обществах с ограниченной ответственностью и других подобных организациях.

В практической деятельности организаций, применяющих бестарифную оплаты труда, часто возникают вопросы, особенно при применении гарантийных статей Трудового кодекса РФ (оплата труда при изготовлении продукции, оказавшейся браком не по вине работника, оплата времени простоя) поскольку размер гарантийных выплат увязывается со ставкой (окладом). В силу этого применяются смешанные системы, сочетающие в себе элементы тарифной и бестарифной систем оплаты труда.

Смешанная система - система оплаты труда, которая одновременно имеет признаки тарифной и бестарифной систем. Например, такая система возможна в бюджетной организации, которая в соответствии со своим уставом имеет право заниматься предпринимательской деятельностью.

К числу смешанных систем можно отнести систему "плавающих" окладов, комиссионную форму оплаты труда, дилерский механизм.

Система "плавающих" окладов - основана на ежемесячном определении размера должностного оклада работника (при условии выполнения производственного задания) в зависимости от результатов труда на обслуживаемом участке (роста или снижения производительности труда, повышения идя снижения качества продукции (работ, услуг), выполнения или невыполнения норм труда и др.). Эта система применяется для оплаты труда руководителей и специалистов.

Пример. Руководителю отдела установлен должностной оклад 6 000 руб. План по выпуску продукции на его участке выполнен на 100 %. За каждый процент повышения производительности труда оклад увеличивается также на 1%. Допустим, производительность труда составила 105%. Тогда работник дополнительно должен получить 300 руб., а его оклад составит: 6000 + 300 = 6300 руб.

Система оплаты труда, базирующаяся на комиссионной основе это форма оплаты труда по конечному результату. Размер зарплаты устанавливается в виде фиксированного процента от дохода, получаемого предприятием от реализации продукции (работ, услуг). Как правило, оплата труда на комиссионной основе применяется, для работников отделов сбыта, рекламных и страховых агентов и т.д.

Оплата труда, связанная с результатами деятельности работника имеет ряд разновидностей. Комиссионные могут устанавливаться в виде фиксированного процента:

— от дохода, полученного от реализации продукции произведенной работником;

— от суммы реализованного работником объема продукции;

— от количества реализованного работником определенного вида продукции;

— от суммы платежей, перечисленных клиентами за оказанные работником услуги по ремонту, техническому, консультационному и другим видам обслуживания и т.п.

Пример. По трудовому договору труд работника оплачивается в размере 15% дохода полученного от реализации произведенной им продукции. Доход от реализации продукции, произведенной работником за месяц, составил 15000.

Сумма начисленной заработной платы: 15000ґ15% = 2250 руб.

Дилерский механизм. Дилер чаще всего совершает сделки посреднического характера и получает вознаграждение счет разницы в стоимости товаров. В данном случае дилер — предприниматель, торгующий в розницу продукцией, которую он закупил оптом.

Основными формами тарифной оплаты труда являются повременная, сдельная, аккордная.

Повременная и сдельная формы оплаты труда имеют следующие системы:

Простая повременная оплата труда - оплачивается фактически проработанное время на основе тарифной ставки. При начислении заработной платы используются оклад, дневные и часовые тарифные ставки.

Повременно-премиальная оплата труда - к сумме заработка по тарифу прибавляется премия, начисленная в соответствии с положением о премировании, разработанном на данном предприятии.

Прямая сдельная оплата труда - зарплата начисляется по сдельным расценкам в соответствии с количеством произведенной продукции (работ, услуг).

Сдельно-прогрессивная оплата труда - при данной системе оплата повышается за выработку сверх нормы.

Сдельно-премиальная оплата труда - начисленная зарплата включает в себя: зарплату, начисленную исходя из сдельных расценок и количества произведенной продукции, и премию, как правило, начисляемую в процентном отношении к заработной плате.

Косвенно сдельная оплата труда - начисление зарплаты вспомогательным работникам осуществляется в процентах от заработка основных производственных рабочих (рабочих, которых обслуживают вспомогательные работники-наладчики, комплектовщика и пр.)

Аккордная форма оплаты труда - начисление зарплаты производится за весь объем работ по установленным расценкам с учетом предусмотренного срока выполнения работ.

Аккордно-премиальная форма оплаты труда - предусматривает кроме основного заработка начисление премии за повышение качества работы, сокращение сроков выполнения задания и др.

При начислении зарплаты организация помимо тарифной системы оплаты труда может использовать бестарифную систему оплаты труда. При данной системе заработок работника полностью зависит от конечных результатов работы трудового коллектива (подразделения) и от объема средств, направляемых работодателем на оплату труда. При смешанной системе оплаты труда используются одновременно тарифная и бестарифная системы оплаты труда (комиссионная форма оплаты труда, система плавающих окладов, дилерский механизм и др.).


1.3 Документальное оформление операций с персоналом по оплате труда


Унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, а также Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты утверждены постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1.

Форма № Т-1 "Приказ (распоряжение) о приеме на работу" заполняется в одном экземпляре работником отдела кадров на принимаемое организацией на работу лицо. Руководитель подразделения (цеха, отдела) дает заключение о возможности приема на работу (нанимающийся) на оборотной стороне приказа (распоряжения) указываются сведения о том, в качестве кого может быть принят на работу нанимающийся, по какому разряду или с каким окладом и с каким испытательным сроком. Приказ (распоряжение) о приеме на работу работника визируется в соответствующей службе организации для подтверждения оклада, устанавливаемого по штатному расписанию. С приказом (распоряжением), подписанным руководителем организации, работника знакомят под расписку. Приказ (распоряжение) о приеме на работу передается в бухгалтерию организации, где открывается лицевой счет на вновь принятого работника.

Форму № Т-2 "Личная карточка" заполняют и ведут в отделе кадров на всех работников организации.

Формой № Т-5 "Приказ (распоряжение) о переводе на другую работу" оформляется перевод работника из одного подразделения организации в другое. Ее заполняет в двух экземплярах сотрудник отдела кадров. Один экземпляр хранится в отделе кадров, другой передается в бухгалтерию для внесения изменений в лицевой счет. В распоряжении указываются: основание перевода, размер тарифной ставки, оклада, надбавки по прежнему и новому месту работы, сведения о не сданных работником материальных ценностях и др. Распоряжение подписывают начальники подразделений, руководитель организации и сам работник.

Форма № Т-6 "Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска" (применяется для оформления ежегодного отпуска и отпусков других видов, предоставляемых членам трудового коллектива в соответствии с действующими законодательными актами и положениями, коллективным договором и графиком отпусков). Приказ заполняется в двух экземплярах (один остается в отделе кадров, другой передается в бухгалтерию), подписывается начальником структурного подразделения, руководителем организации и самим работником. В бухгалтерии в этом документе указываются выплаты, произведенные работнику за отпуск и удержание из нее. Эти данные переносят в лицевой счет.

Форма № Т-8 "Приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (контракта)" оформляется при увольнении работника и заполняется в двух экземплярах: один остается в отделе кадров, другой передается в бухгалтерию. Приказ подписывается начальником структурного подразделения (цеха, отдела) и руководителем организации. Делается отметка о полученных, но не сданных работником материальных ценностях. Непосредственно в приказе рассчитывается заработная плата увольняемого: определяются средний заработок, начисленная сумма причитающейся заработной платы, размер компенсации за неиспользованный отпуск, выходное пособие, а также сумма удержаний подоходного налога, страховых взносов в Пенсионный фонд и другие фонды. Эти данные переносятся в лицевой счет работника.

Форма № Т-12 "Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы" применяется для контроля за соблюдением установленного режима рабочего времени персонала организации, получения данных об отработанном времени, расчета заработной платы; ведется табельщиком (мастером) и подписывается начальником структурного подразделения. Данные табельного учета используют при составлении статистической отчетности и начислении заработной платы. Это документ, на основании которого начисляется заработная плата за отработанное время работникам с повременной оплатой труда и с окладом по штатному расписанию.

Форма № Т-13 "Табель учета использования рабочего времени" (применяется для тех же целей, что и форма № Т-12, при автоматизированной обработке данных). В ней ведется только учет явок и неявок, отработанного времени и проводятся данные для начисления заработной платы по видам и направлениям затрат. Все остальные необходимые сведения для статистической отчетности и бухгалтерского учета получают с помощью вычислительных машин.

Данные о начисленной оплате труда, удержаниях, вычетах и выплатах, о состоянии расчетов по заработной плате отражаются в формах № Т-49 "Расчетно-платежная ведомость", № Т-53 "Платежная ведомость" и № Т-54 "Лицевой счет". Форма № Т - 54-а "Лицевой счет" в отличие от формы № Т-54 содержит только справочные данные и принимается там, где расчеты по оплате труда ведутся с помощью вычислительных машин. Получаемые расчетные листки в виде машинограммы по расчету заработной платы за каждый месяц вкладываются в лицевой счет работника.


1.4 Налоги и взносы с заработной платы, отчетность


Оплата труда наемных работников является базой обложения НДФЛ и ЕСН. В порядке их исчисления и уплаты существуют принципиальные различия, касающиеся определения налогоплательщиков, объекта налогообложения, формирования налоговой базы и др.

На выплаты в пользу работников организации начисляют еще два вида платежей: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

НДФЛ – налог на доходы с физических лиц, относится к обязательным удержаниям из заработной платы. Порядок уплаты, налоговые ставки, налоговые вычеты, налоговая база НДФЛ прописаны в Налоговом кодексе Россиской Федерации (глава 23 НК РФ). Для удержания НДФЛ не требуется издания приказа администрации организации и письменного согласия физических лиц. При поступлении на работу работник пишет заявление с просьбой предоставления ему налоговых вычетов (в соответствии со статьями 218-219 НК РФ), предоставляет необходимые для этого документы, справки. Организация является налоговым агентом, а налогоплательщиками являются сами физические лица, в пользу которых выплачиваются доходы, подлежащие налогообложению.

Согласно п. 2 ст. 230 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц по результатам налогового периода и о начисленных и удержанных в этом налоговом периоде суммах налога на доходы физических лиц (НДФЛ) ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, путем подачи Справок о доходах физического лица за соответствующий год (далее - Справка, Справка о доходах, форма N 2-НДФЛ), которые составляются по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

ЕСН - единый социальный налог заменил совокупность уплачивавшихся ранее обязательных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Согласно п. 1 ст. 243 НК РФ сумма налога исчисляется как соответствующая процентная доля налоговой базы и уплачивается отдельно в федеральный бюджет и внебюджетные фонды:

- Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ);

- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС);

- территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС).

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются составной частью ЕСН. Как следует из абзаца 2 п. 2 ст. 243 НК РФ, сумма ЕСН (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается на сумму начисленных за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет), исчисленных исходя из тарифов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов РФ (согласно п.3 ст. 243 НК РФ). Налогоплательщики представляют налоговую декларацию по налогу по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Сумма ЕСН, подлежащая уплате в ФСС РФ, уменьшается на сумму самостоятельно произведенных организацией расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ. В гл. 24 НК РФ не приведены ни виды расходов на цели государственного социального страхования, ни порядок их исчисления. При расчете ЕСН, подлежащего уплате в Фонд социального страхования, сумма таких расходов определяется исходя из данных, отраженных в расчетной ведомости по форме 4-ФСС РФ.

Основными расходами организаций, осуществляемыми за счет средств обязательного социального страхования (при условии, что организация является страхователем в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"), являются:

- выплата пособий (по временной нетрудоспособности, женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, по беременности и родам, при рождении (усыновлении) ребенка, на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет);

- оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Трудовая пенсия в соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" складывается из