Инфляция. Инфляция в России

плате и социальным программам.

С эмиссией. Более реалистичный сценарий предполагает управляемую эмиссию и стабилизацию курса к конце года. (18-20руб/$). Реалистичный он потому, что без более или менее широкой эмиссии не обойтись.

Деньги требуются на восстановление банковской системы. ЦБ предлагает кредитовать системообразующие банки и только в крайнем случае национализировать их. Существует идея формирования банков - партнеров ЦБ. Банковского пула для поддержания валютного рынка недостаточно, и власти предлагают создать фактически новую систему уполномоченных банков,   но уже на правительства, ЦБ. Эти банки будут проводить платежи налогоплательщиков и получать кредиты ЦБ.

Но при данном ходе событий возможно развитие крайне нежелательного варианта, согласно которому ЦБ начинает масштабную эмиссию - кредитует не только банки, выплаты пенсий, социальных пособий, но и прочие текущие расходы бюджета. Это путь к провалу политики, которую пытаются проводить финансовые власти, так как избыточное предложение рублей в экономике вызовет не только рост цен, но и скачок курса доллара на черном рынке. Согласно нему к концу 98г. инфляция составит 400-500%, и курс рубля будет окончательно подорван.

Эмиссия так же отрежет возможность получения кредитов мировых организаций.

Итогом этого сценария может стать падение совокупных валютных резервов правительства, которое повлечет неисполнение обязательств по исполнению обязательств по долларовому долгу. После объявления об отказе от обязательств иностранные кредиторы могут разом предъявить России претензии, что парализует экспортные отрасли и, соответственно, приток валюты в Россию. По аналогичному сценарию развивались события в предыдущем десятилетии в латиноамериканских странах. И эти страны не могла оправиться от кризиса еще почти десять лет.

С кредитами. Правительство рассчитывает на то, что с финансирование наиболее глобальных его задач - от реструктуризации банковской системы до удержания курса рубля в приемлемых границах, поможет Международный валютный фонд, Мировой и Европейский банки реконструкции и развития. При этом ЦБ видит, что причины кризиса банковской системы проистекают не столько из-за замораживания рынка внутреннего госдолга, сколь из-за неправильной стратегии, которую выбрали банки, и из-за разбалансировки их активов и пассивов. Нынешний банковский кризис - это во основном кризис доверия частных инвесторов и предприятий к российским банкам, российскому рублю и российскому правительству. Здесь возможен вариант либерализации доступа иностранных банков на рынок банковских услуг России. Для то, чтобы все же убедить иностранцев в том, что России для них перспективный рынок и что их права на нем будет защищены, правительству просто необходимо будет предложить нерезидентам приемлемую схему реструктуризации долгов. Для российских же банков в новой схеме ничего не меняется, и она обернется огромными убытками на фоне произошедшей девальвации рубля. Иностранцы получат больше, т.к. они могут требовать с российских банков долги по форвардным контрактам замороженными ГКО и ОФЗ, а во-вторых, они смогут конвертировать рублевые облигации в валютные. Таким образом, новый план реструктуризации ГОК-ОФЗ не принесет облегчения российским банкам, зато поможет восстановить справедливость в отношении иностранцев - их потери потенциально уменьшаться примерно вдвое.

В сложившейся патовой ситуации у правительства минимум программ и вариантов. Либо правительство печатает деньги и получает возможность в течение нескольких месяцев оплачивать все социальны расходы, но при этом инфляция доходит до таких масштабов, что России не избежать долгового коллапса. Либо все-таки идти навстречу иностранцам, допустить их на внутренний банковский рынок, получить кредиты МВФ, но при этом еще больше погрязнуть в долгах и вновь увеличить риск дефлота.

Мнения разные. Присутствуют высказывания, что при втором варианте остается надежда на стабильность темпов роста курса доллара и инфляции, а следователь он может быть более эффективным. Вариантов немного: их выбор - это выбор пути развития событий, каков он будет, а, следовательно, каков будет связанный с ним пакет последующих антикризисных мер покажет время.

Основные направления денежно-кредитной политики в 2003 году

Количественные цели денежно-кредитной политики в 2003 году

Банк России на основе предварительных расчетов состояния платежного баланса страны, проекта федерального бюджета на 2003 год и анализа состояния реального сектора экономики считает возможным определить в качестве цели денежно-кредитной политики ограничение прироста потребительских цен в пределах 10-12% в расчете декабрь 2003 года к декабрю 2002 года.

 Для достижения поставленной цели по общему уровню инфляции с учетом предполагаемого Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации повышения в 2003 году регулируемых цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий и на платные услуги населению уровень базовой инфляции должен составлять 8,0-8,5%.

 Последовательное снижение инфляции по сравнению с 2002 годом должно быть обеспечено не только мерами денежно-кредитной политики, но и мерами государственного контроля над проводимыми структурными преобразованиями в отраслях экономики.

 Для достижения конечной цели денежно-кредитной политики Банк России будет контролировать исполнение денежной программы, а также выберет приемлемую для поставленных целей политику валютного курса.

Политика валютного курса

 В 2003 году Банк России продолжит использование режима плавающего валютного курса, т.к. его механизм позволяет активно использовать инструменты денежно-кредитной политики для управления объемом денежного предложения в условиях роста и структурной перестройки российской экономики. Поэтому задачами курсовой политики останутся сглаживание резких, экономически неоправданных колебаний обменного курса и поддержание золотовалютных резервов на достаточном уровне.

Денежная программа на 2003 год

 Денежная программа представляет собой взаимосвязанную систему проектируемых денежных индикаторов, куда входят показатели денежной базы и основных источников ее формирования:

 - чистых международных резервов органов денежно-кредитного регулирования;

 - чистых внутренних активов органов денежно-кредитного регулирования, включая чистый кредит расширенному правительству и чистый кредит банкам.

Расчеты показателей денежной программы на 2003 год определены в двух вариантах исходя из базовых сценариев социально-экономического развития Российской Федерации и соответственнодвух вариантов прогноза платежного баланса России. При этом наиболее значимые факторы, влияющие на параметры денежной программы, связаны с состоянием платежного баланса и бюджетной политикой.

 В первом варианте валовые международные резервные активы останутся неизменными, в связи с чем увеличения денежного предложения по каналу операций Банка России на валютном рынке не ожидается. Поэтому основным источником формирования денежного предложения будет увеличение чистых внутренних активов органов денежно-кредитного регулирования за счет роста чистого кредита расширенному правительству примерно на 100 млрд рублей и валового кредита банкам на 30 млрд рублей. Это соответствует планам Правительства Российской Федерации использовать накопленные средства государственного финансового резерва для финансирования предстоящих расходов бюджета по погашению внешнего долга. Однако проект бюджета на следующий год основан на предположениях второго сценария (цена бареля нефти сорта «Юралс» - 21,5 доллара). При умеренных ценах на экспортные товары и низких темпах роста мировой экономики, как предполагается в первом сценарии, будет происходить сокращение профицита бюджета по сравнению с профицитом, предусмотренным в проекте федерального бюджета на 2003 год.

 Первый сценарий предполагает довольно существенное ослабление притоков капитала и экспортной выручки в страну и как следствие – ограниченную инвестиционную активность. В результате спрос на деньги вырастет в меньшей степени по сравнению со вторым вариантом. Поэтому для того, чтобы обеспечить достижение ориентира по базовой инфляции, темп прироста денежной базы не должен превышать 19%.

 По второму варианту рост валовых международных резервных активов органов денежно-кредитного регулирования на 7 млрд долларов станет одним из главных источников денежного предложения. Однако в отличие от текущего года этот источник не будет единственным. Сокращение остатков средств на счетах органов государственного управления, планируемое правительством, также приведет к росту денежного предложения, что потребует дополнительных усилий со стороны Банка России по стерилизации ликвидности для достижения целей денежно-кредитной политики.

 Более высокие темпы роста денежного предложения по второму сценарию тем не менее сохраняют возможность обеспечить достижение целей денежно-кредитной политики, поскольку в связи с ростом инвестиционной активности за счет притоков капитала и экспортной выручки спрос на деньги будет увеличиваться более высокими темпами.

 Все показатели денежной программы не являются жестко заданными и в зависимости от развития внутренней и внешней экономической ситуации могут быть скорректированы для достижения цели по уровню инфляции. При этом Банк России в качестве базового выбирает второй вариант денежной программы.

 Снижение среднегодового уровня цен на нефть в 2003 году до значений ниже 18,5 доллара за баррель, по предварительным расчетам, приведет к тенденции сокращения валовых резервных активов Банка России, а также к некоторому ускорению номинального обесценения рубля по отношению к доллару. При этом темпы роста денежной базы будут иметь тенденцию к сокращению и в отличие от первого варианта денежной программы ее достаточность будет в основном обеспечиваться за счет сокращения валютной позиции банковского сектора и рефинансирования со стороны Банка России. Неизбежное в этом случае уменьшение ликвидности банковского сектора приведет к формированию более привлекательных процентных ставок по рублевым активам, что будет препятствовать существенному сокращению международных резервов Банка России.

 Качественно противоположная ситуация может сложиться при формировании цен на нефть, превышающих 21,5 доллара за баррель. В этом случае из-за увеличения активного сальдо текущего баланса рост валовых резервных активов Банка России ускорится и видимо окажется выше, чем это заложено в расчет денежной программы 2003 года. Ускоренный рост валовых международных резервов приведет к существенному замедлению темпов номинального обесценивания рубля по отношению к доллару, что отразится с некоторым  лагом на объемах экспорта и импорта.

 Опыт применения инструментов денежно-кредитной политики в 2002 году продемонстрировал необходимость поиска такого набора инструментов, который мог бы применяться с одинаковой эффективностью при разных состояниях денежно-кредитной сферы и способствовать достижению целей денежно-кредитной политики.

 Варианты базовых прогнозов платежного баланса показывают, что с точки зрения ориентиров денежной программы ситуация с ликвидностью в 2003 году будет варьировать от небольшого дефицита до избытка, а в рамках менее вероятных сценариев – от глубокого дефицита ликвидности до ее опасного с точки зрения цели по уровню инфляции избытка. Использование только одних интервенций Банка России на валютном рынке и депозитного окна постоянного доступа для достижения поставленных целей денежно-кредитной политики в 2003 году может оказаться недостаточным.

Выводы и предложения

В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств  производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции - в различных его проявлениях - носит не случайный характер, а весьма устойчивый.

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).

В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов. В последние годы в США, Японии, странах Западной Европы преобладает тенденция замедления темпов инфляции.

В отличие от Запада в России и других странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс развертывается, как правило, в возрастающих темпах. Это весьма необычный, специфический тип инфляции, плохо поддающийся сдерживанию и регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная масса в обращении).

Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них - стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.

Таким образом, из изложенного выше видно, что инфляция - это сложный многопрофильный процесс, наносящий серьезный ущерб экономике страны, ее населению. Инфляция в настоящее время в той или иной степени охватываеьт практически все страны мира. Борьба с ней с целью ее снижения или полного уничтожения  ( идеальный случай )  требует больших сил и материальных затрат.

Список литературы

1. «Деньги Кредит Банки»: учебник для высших уч-ых зав-й / под ред. О.И.Лаврушина. г. М. Статистика и финансы 2002г. – 455стр.

2. «Деньги Кредит Банки»: учебник для уч-ых зав-й / Е.Ф.Жуков; Л.М. Максимова и др. – М.: Юнити 2001г – 622стр.

3. «Основы экономической теории»: учебное пособие для студентов учереждений среднего профессионального образования. Москва: ФОРУМ ИНФРА –М, 2002 – 272стр. З.К.Океанова.

4. «Деньги, денежное обращение и инфляция» учебное пособие для вузов – М.: Банки и биржи ЮНИТИ 1999г – 544с (учебник для вузов В.В.Усов).

5. Журнал «Деньги и кредит» 12/2002г.

***

1. Правительство Российской Федерации. Постановление от 18 января 1993 г. №23 "О дальнейших мерах по государственному регулированию инфляционных процессов и частичном изменении постановления Правительства РФ от 31.01.92 №1041 "О государственном регулировании цен на отдельные виды продукции и товаров" (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.06.95 №600).

2.  Президент Российской Федерации. Указ от 3 июня 1993г. "О некоторых мерах по сдерживанию инфляции".

3.  Государственный комитет по статистике. Постановление от 29 июня 1995 г. № 79 "Об утверждении "Положения о порядке наблюдения за изменение цен и тарифов на товары и услуги, определение индекса потребительских цен".

4.  Белоусовы. Инфляция: факторы, механизм, стратегия преодоления //Экономист: 1996г, №4.

5.  Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория.//М: 1995.

6.  Жуков Г.Ф. Общая теория денег и кредита.//М: 1995.

7.  Илларионов А . Природа российской инфляции. //Вопросы экономики:1995, № 3.

8.  Медведев А.В. Пути финансовой стабилизации. //Деньги и  кредит:1996, N 7, С.50.

9.  Никитин С. Инфляция и возможности ее преодоления.//Экономист: 1995, №8.

10.  Никитин С.М. и др. Что такое "шоковая терапия"? //МЭ и МО:1995, № 3

11.  Никитин С.М., Семенов Е.К. Гиперинфляция: латиноамериканский опыт и Россия.//Деньги и кредит: 1993. № 6,С.42.

12.  Лившиц А. Введение в рыночную экономику.//М: 1991

13.  Лившиц А.Я., Никулина И.Н. Введение в рыночную экономику.//М: 1995.

14.  Курс экономической теории под. ред. Чепурина М.Н., Киселевой А.В.//Киров:1993

15.  Самуэльсон П.А. Экономика. //М: 1993.

16.  Теория переходной экономики под ред. Герасименко В.В.// МГУ:1997

17.  Чекурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории.// Киров, 1994.

18.  "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 1997 год." //Деньги и кредит: 1996, N 12, С.3.

19.  Журнал "Деньги и кредит": 1996, N 2.

20.  Журнал "Деньги и кредит": 1995, N 8.

21.  Журнал "Вопросы экономики": 1996, N 2.

22.  Вопросы экономики.1995, № 3.

23.  Журнал "Вопросы экономики": 1995, N 6,9.

24.  Журнал "Экономист". 1996: N 9, С.8.

25.  Коммерсант, 1995: 4