Внешняя политика М.Тэтчер
II, ни у премьера Британии никтоне спросил такого согласия. Больше того, они даже не были предупреждены о высадке. Премьер узнала о решении Рейгана от своего посла, а не от самого президента США, и то за несколько минут до вторжения. Она немедленно связалась с Рейганом. Просьбы Тэтчер тщательно взвесить все соображения, прежде чем принимать непоправимое решение, учтены президентом не были. Американское руководство сознательно скрывало от английского правительства свои планы вторжения.
Оккупация Гренады была нарушением прав Британии, оскорблением королевы, вызовом английскому премьер-министру, к которому было проявлено элементарное неуважение. Все это вызвало взрыв антиамериканизма в Англии.
Тэтчер понимала, что президент и не доверял ей, и не слишком считался с ней и с Британией. "Англо-американские отношения никогда теперь не будут прежними", — сказала Тэтчер в своем кругу.19 Она понимала, что вторжение США ставит перед Британией и перед ней лично много трудных вопросов — о безопасности английских граждан на острове, о позиции западных стран в отношении Афганистана; как они будут в дальнейшем продолжать осуждать вторжение советских войск и проходить мимо действий американцев в отношении Гренады.
Правительство США аргументировало это вторжение как «борьбу с коммунизмом». Тэтчер была на распутье. Ее реакцию можно было бы подразделить на два этапа. Первая волна несла слабые осуждения американской акции. "Когда в других странах случается что-то, что нам не нравится, мы не вторгаемся в них", — сказала Тэтчер, подчеркнув, что большие страны не могут позволить себе посылать армии в другие государства. Она заметила также, что "многие народы в различных странах хотели бы освободиться от коммунизма, но это не значит, что мы должны вторгаться в них, чтобы заявить, что теперь они свободны". Правда, ни в первом, ни во втором случае США не были названы конкретно.
В Англии позицию Тэтчер критиковали и слева и справа. Даже консервативные круги считали, что ее действия должны быть более решительными. Американская администрация не раз ставила Тэтчер в трудное положение.
Так случилось, в частности, и в 1987 году во время событий в Персидском заливе. Когда во время ирано-иракской войны Иран стал топить танкеры с нефтью, идущие из Кувейта, Соединенные Штаты ввели свои боевые корабли в Персидский залив. Желая превратить эту акцию в международную, они обратились к ряду стран, прежде всего к Англии, с предложением принять участие в патрулировании в заливе.
Правительство Тэтчер колебалось. Соединенные Штаты, как это было во время ливийских событий, с каждым днем усиливали свой нажим. Тэтчер вспомнили помощь, оказанную Соединенными Штатами Англии пять лет назад в войне из-за Фолклендов. В результате американского давления Тэтчер изменила позицию, и Англия направила свои тральщики и другие корабли в Персидский залив. Вашингтон был доволен.
Было бы неправильным объяснять все действия Тэтчер в отношении США только давлением последних и уступчивостью Тэтчер или ее любовью к США. Английский премьер при принятии своих решений учитывала, конечно, и интересы страны, и настроения в Англии. Несмотря на известный рост антиамериканских настроений в Британии нельзя упускать из виду и другой стороны дела — тесные связи этих двух стран: экономические, торговые, культурные, языковую общность. Эти связи стали составной частью английской жизни, в особенности состоятельных, деловых кругов и интеллигенции.
В период первых семи лет правления Тэтчер английские компании в четыре раза увеличили свои капиталовложения в американскую промышленность. Учитывая все это, следует констатировать, что в мире не существует двух других великих держав, имеющих такие тесные отношения, как США и Британия. Тэтчер, хорошо понимая это, поощряла расширение англо-американских связей, и Англия от этого во многом выигрывала.
Другой пример того, как Тэтчер защищала английские экономические интересы. В 1982 году англо-американские отношения серьезно осложнились в связи с тем, что Соединенным Штатам оказался невыгоден экспорт в страну европейской стали. США обвинили шесть стран Западной Европы, в том числе Англию, в незаконных субсидиях предприятиям, экспортировавшим сталь, и поставили вопрос о сокращении импорта стали из Англии, как и из других европейских стран. Дополнительные тарифы, введенные Соединенными Штатами на импорт европейской стали, привели к увеличению расходов английских экспортеров на 40%, к потере значительной части контрактов и потребовали от Англии увеличения государственных субсидий сталелитейной промышленности.20 Западноевропейские государства сопротивлялись нажиму США. Тогда последние попытались воздействовать на своего "друга" — Англию, чтобы с ее помощью сломить сопротивление других стран Западной Европы. Но Тэтчер заняла твердую позицию и выступила вместе с другими европейскими государствами против США. Последним пришлось пойти на уступки. Особые отношения дали еще одну трещину. Англия в этом споре действовала вместе с остальной Западной Европой против США.
В июле 1988 года Рейган был уже прошлым США, будущее зависело теперь от Джорджа Буша. Тэтчер беспокоилась, как сложатся отношения с Америкой при новом президенте. Она, как ни один премьер-министр до нее, внесла во внутреннюю политику, так же как и во внешнюю, элементы личного влияния. В области внешней политики это означало установление тесных персональных отношений с лидерами тех стран, связями с которыми Британия особенно дорожила. Прежде всего, это относилось к Соединенным Штатам, реанимация особых отношений, с которыми в значительной степени опиралась на установление Тэтчер личной дружбы с Рейганом. Но вступление вдолж
ность нового президента совпало со значительным изменением обстановки в мире, в особенности в Европе. Ушла в прошлое Берлинская стена, которая была центром нападок Тэтчер и существование которой объединяло Запад против Востока. Британский фактор ядерного сдерживания, который гарантировал Тэтчер особое место на международных переговорах, стал утрачивать свое значение, объединение Западной Европы, шедшее в значительной степени вопреки планам Тэтчер, выдвигало на первый план ФРГ и будущую объединенную Германию. Все это ставило перед Тэтчер много новых вопросов.
Для Англии существовали благоприятные моменты, позволявшие надеяться на его благожелательность к Британии.
В отношении Советского Союза Буш предостерегал Запад, как это делала и Тэтчер, что надо быть начеку и не сокращать сил НАТО, пока СССР не сократит свои силы до уровня, необходимого для обороны. Здесь взгляды Буша и Тэтчер также совпадали. Но неясным было, насколько при решении внешнеполитических проблем он будет прислушиваться к мнению Британии и других европейских стран. Существовали некоторые сомнения на этот счет. Перед Тэтчер встала нелегкая задача — сохранить и при Буше особый характер связей Британии и США. Делала она это настойчиво, с присущими ей энергией и активностью.
Тэтчер в ноябре 1988 года предприняла визит в Соединенные Штаты: формально — чтобы проститься с Рейганом, на самом деле, — чтобы первой, пока Буш еще не вступил официально в должность, встретиться с новым руководителем США. Тэтчер со своей стороны последовательно проводила прежнюю тактику — хвалить президента, на этот раз нового, его политику. Но уже 1989-й, а затем и следующий год показали, что англо-американские отношения не будут прежними. Президент Буш призвал к ускорению интеграции Европы, что противоречило намерениям Тэтчер, которая хотела бы ее затормозить.
И еще один вопрос, ставший предметом англо-американских разногласий. В то время между Тэтчер и Колем возникли некоторые расхождения в отношении модернизации тактического ядерного оружия, к которому ФРГ, в отличие от Британии, относилась сдержанно. Было ясно, что он, скорее, склоняется к точке зрения ФРГ и, что радикальные перемены в Восточной Европе делают некоторые планы Тэтчер устаревшими не только для ФРГ, но и для США. А Тэтчер, которая предприняла в ноябре 1989 года визит в США и прочитала там лекцию о НАТО, отстаивала модернизацию тактических ядерных средств в Европу.
Тэтчер, опасаясь ослабления военных позиций США в Европе, выступала против сокращения американского военного бюджета. Подходы Буша были более реалистическими. В течение нескольких лет конфронтации Тэтчер в ряде случаев пыталась играть роль посредника между Востоком и Западом, СССР и США. Это было возможно, так как позиции ее и Рейгана были близки или тождественны. Теперь положение стало меняться.
Сама Тэтчер, однако, так не считала и изо дня в день продолжала бороться за сохранение своего влияния на американскую администрацию. После того как она в сентябре 1989 года встретилась с Горбачевым, Тэтчер дала Бушу полный отчет об этой встрече. Когда в декабре того же года американские войска вторглись в Панаму, она первой из вcex западных лидеров немедленно поддержала Соединенные Штаты, демонстративно показывая, что у США нет болee верного союзника, чем Британия.
Тэтчер и Советский Союз.
Перед правительством Тэтчер встал вопрос об определении своей политической линии в отношении СССР. Одно дело, — когда Тэтчер была лидером оппозиции, тогда она могла позволить себе и антисоветские высказывания, и резкую критику политики лейбористов в отношении Советского Союза. Другое дело, — когда она стала премьером. Здесь на первый план выступали уже не мотивы избирательной борьбы, а понимание государственных интересов. Эти вопросы вплотную встали перед новым премьером.
Отношение Тэтчер к СССР было сложным и в известной степени противоречивым. Конечно, ни о какой любви к Советскому Союзу не было и речи. Вся философия Тэтчер диктовала ей отрицательное отношение к СССР. Но, как большой политик, она понимала необходимость для Англии иметь с СССР нормальные дипломатические отношения, а в ряде случаев — в области торговли или обмене информацией — даже более тесные, чем они были. Отвечая А. Н. Косыгину на приветствие по случаю ее вступления на пост премьера, Тэтчер писала, что она разделяет надежды советского премьера на дальнейшее развитие отношений между двумя странами.21 Она сделала и еще один жест, показывающий, что ее правительство намерено улучшать отношения с СССР. Она посетила открывшуюся в то время в Лондоне национальную выставку СССР и, проявив интерес к ее экспонатам, в особенности к павильону космонавтики, подчеркнула интерес англичан к жизни советских людей. Тэтчер приняла министра внешней торговли СССР, находившегося в Лондоне, и высказала заинтересованность Англии в развитии экономических связей с СССР.
Тэтчер тогда, в начале своего правления, серьезно думала о развитии деловых отношений с Советским Союзом. Однако, начиная со второй половины 1979 года обозначился вновь поворот к холодной войне. Усиленно стали продвигаться планы размещения в Европе новых видов ракетно-ядерного оружия средней дальности. Стала затягиваться ратификация советско-американского договора ОСВ-2. Запад поставил под сомнение даже разрядку международных отношений. Правительство Тэтчер стало высказывать опасения, как бы договор ОСВ-2 не ослабил гарантий США в отношении безопасности Западной Европы.
В этой обстановке Тэтчер осенью 1979 года выступила с серией речей, в которых доказывала, что с СССР можно разговаривать только с позиции силы.
Но полного размаха эти враждебные СССР выступления достигли в 1980 году. И, к сожалению, сам Советский Союз подтолкнул Тэтчер к активизации антисоветской политики.
Афганское эхо
Вторжение советских войск в Афганистан значительно усилило антисоветскую направленность действий Тэтчер. Для Англии Афганистан был больной точкой. Несколько неудачных войн вела Англия в прошлом из-за Афганистана, который в XIX веке являлся яблоком раздора между Россией и Англией. Обладание Афганистаном было важно для Британии, для укрепления ее позиций в Юго-Восточной Азии. После вступления советских войск в эту страну британское правительство отозвало своего посла из Кабула, порвало все связи с Афганистаном. Лондон призвал членов ЕЭС и НАТО к введению санкций против СССР.
Английское правительство сразу квалифицировало акт СССР как агрессию, а внешнюю политику СССР как агрессивную, угрожающую интересам всех народов. 29 декабря 1979 года Тэтчер направила протест советскому руководству по поводу афганской акции, а еще через день заявила о необходимости пересмотра всего комплекса взаимоотношений с СССР.
В области политических отношений правительством Тэтчер были приостановлены обмены с СССР на самом высоком и министерском уровнях, то есть, аннулированы те приглашения советским руководителям и министру иностранных дел, которые были сделаны раньше. Правительство Тэтчер стало свертывать советско-английское сотрудничество по всем направлениям.
Выступая на митинге в Лондоне в 1981 году, премьер-министр заявила, что Советский Союз представляет собой "главную угрозу" образу жизни западных стран.22 Итак, после афганских событий наметился рубеж в советско-английских отношениях, началось их ухудшение. Вступление советских войск в Афганистан в большей степени определило советско-английские отношения.
Другим разломом в советско-английских отношениях были события в Польше. Если в отношении Афганистана сама советская сторона дала основания для соответствующих действий, то события в Польше были искусственно увязаны Тэтчер с Советским Союзом по нехитрой формуле: "Польша — сателлит СССР", следовательно, за все, что происходит в ПНР и не нравится Англии, отвечает Советский Союз.23
12 декабря 1981 года в Польше было введено чрезвычайное положение. Деятельность "Солидарности" была приостановлена. Правительство Тэтчер заявило в свою очередь о приостановке контактов с СССР на высоком политическом уровне и о сокращении деятельности по четырем советско-английским соглашениям — в области науки и здравоохранения, охраны окружающей среды, научных сельскохозяйственных исследований и сотрудничества между Госкомитетом по атомной энергии СССР и Управлением по атомной энергии Великобритании.
Еще в апреле 1981 года Тэтчер выступила с "предупреждением" Москве по поводу "возможного вторжения в Польшу". Она заявила, что "вторжение в Польшу будет несчастьем для Советского Союза так же, как и для Польши, и для отношений между Востоком и Западом, для всех народов, а реакция НАТО будет более быстрой и эффективной",24 чем после начала событий в Афганистане. Правительство Тэтчер прекрасно знало, что ни о каком вводе советских войск речи не шло, но распускаемые слухи давали возможность очернить СССР, создать благоприятную атмосферу для дальнейшего обострения отношений с Советским Союзом.
Советское правительство в этих условиях предприняло ряд мер, чтобы приостановить ухудшение отношений между двумя странами.
В марте 1981 года, в переданном послании советского руководства английскому премьеру, был затронут широкий круг вопросов, предусматривающий меры политического и военного характера в отношении различных видов оружия и вооруженных сил. Среди предложений были: установление моратория на размещение в Европе ядерных ракет средней дальности СССР и стран НАТО, существенное расширение объема мер доверия в Европе, распространение их на всю европейскую часть СССР, созыв специального заседания Совета Безопасности с участием высших руководителей государств — постоянных и непостоянных членов Совета в целях оздоровления международной обстановки.
Другим разломом в советско-английских отношениях были события в Польше. Если в отношении Афганистана сама советская сторона дала основания для соответствующих действий, то события в Польше были искусственно увязаны Тэтчер с Советским Союзом по нехитрой формуле: "Польша — сателлит СССР", следовательно, за все, что происходит в ПНР и не нравится Англии, отвечает Советский Союз.25
12 декабря 1981 года в Польше было введено чрезвычайное положение. Деятельность "Солидарности" была приостановлена. Правительство Тэтчер заявило в свою очередь о приостановке контактов с СССР на высоком политическом уровне и о сокращении деятельности по четырем советско-английским соглашениям — в области науки и здравоохранения, охраны окружающей среды, научных сельскохозяйственных исследований и сотрудничества между Госкомитетом по атомной энергии СССР и Управлением по атомной энергии Великобритании.
Еще в апреле 1981 года Тэтчер выступила с "предупреждением" Москве по поводу "возможного вторжения в Польшу". Она заявила, что "вторжение в Польшу будет несчастьем для Советского Союза так же, как и для Польши, и для отношений между Востоком и Западом, для всех народов, а реакция НАТО будет более быстрой и эффективной", чем после начала событий в Афганистане. Правительство Тэтчер прекрасно знало, что ни о каком вводе советских войск речи не шло, но распускаемые слухи давали возможность очернить СССР, создать благоприятную атмосферу для дальнейшего обострения отношений с Советским Союзом.
Советское правительство в этих условиях предприняло ряд мер, чтобы приостановить ухудшение отношений между двумя странами.
В марте 1981 года, в переданном послании советского руководства английскому премьеру, был затронут широкий круг вопросов, предусматривающий меры политического и военного характера в отношении различных видов оружия и вооруженных сил. Среди предложений были: установление моратория на размещение в Европе ядерных ракет средней дальности СССР и стран НАТО, существенное расширение объема мер доверия в Европе, распространение их на всю европейскую часть СССР, созыв специального заседания Совета Безопасности с участием высших руководителей государств — постоянных и непостоянных членов Совета в целях оздоровления международной обстановки.
В беседе с Тэтчер советский посол В. И. Попов подчеркнул, что, конечно, потребуется время для его изучения и обдумывания и, что если будет возникать необходимость в каких-то консультациях, обменах мнениями, в различных формах диалога, то мы к этому готовы. Тэтчер отметила, что английское правительство внимательно изучит послание и даст свой ответ, но уже в ходе беседы она, по существу, отреагировала на основные положения документа.26 Главной темой беседы был, конечно, вопрос о моратории, то есть будет или нет Англия размещать американские ракеты на своей территории. Премьер сказала, что Британия хотела бы сокращения вооружений с обеих сторон, но под самым строгим контролем. Английское правительство не доверяло советской стороне, считая, что СССР имеет перевес в вооружениях.
У Тэтчер были основания подозревать, что Советский Союз не хочет строгого контроля за разоружением. Ответ Тэтчер на послание по существу был негативным, он исходил из того, что, пока СССР занимает такую отрицательную позицию в отношении контроля, сокращения вооружений быть не может и виновата в этом советская сторона.
Тэтчер добавила также, что Британия выступает за такое соглашение, в результате которого можно было бы полностью доверять другой стороне. Она признала, что СССР не может быть заинтересован в продолжении долгосрочной программы развития вооружений, которая истощает жизненные ресурсы страны, и что Англия разделяет политику разрядки и хочет ее продолжения, но этому мешает, по ее мнению, "наращивание вооружений Советским Союзом".27 Касаясь вопроса о моратории, премьер подтвердила, что
Британия придерживается так называемого двойного решения НАТО, принятого в декабре 1979 года, и что предлагаемый СССР мораторий закрепил бы неравенство в отношении ядерных сил театра военных действий.
В то время на советско-американских переговорах советская делегация выступала за полное освобождение Европы от ядерного оружия. Но оказалось, что США и другие страны НАТО, прежде всего Англия, были не готовы к такому повороту событий. Тогда СССР предложил договориться о сокращении в течение пяти лет средств средней дальности. Предложение, сделанное Генеральным секретарем ЦК КПСС Ю. В. Андроповым, предусматривало, что СССР и США сократят в Европе все ракеты средней дальности на 23, и тогда СССР сохранит в Европе ровно столько ракет, сколько имеют Англия и Франция, вместе взятые, либо страны НАТО и ОВД полностью сократят свои ракеты, а по стратегическим вооружениям — прекратят их дальнейшее наращивание, то есть заморозят на тогдашнем уровне, а затем сократят имеющиеся арсеналы примерно на 25%.28
Тэтчер негативно прореагировала на советское обращение. Она заявила, что новое предложение "оставит Россию в Европе со многими ракетами средней дальности, в то время как Соединенные Штаты не будут иметь ни одной". Премьер-министр заявила, что английские ядерные силы являются независимыми силами ядерного сдерживания и не находятся под американским командованием. Она утверждала, что советское предложение не "является балансом, который необходим для английской безопасности". Английское правительство исключало возможность участия Британии в процессе сокращения стратегических вооружений в обозримом будущем под предлогом, что британские ядерные средства "являются абсолютным минимумом". Более того, позднее, в начале 1983 года, Тэтчер выступила даже за достижение Западом военного превосходства над СССР. Заявление английского премьера вызвало резкий комментарий со стороны ТАСС. Консервативное правительство взяло курс на размещение американских крылатых ракет и "першингов" в Западной Европе и проводило эту линию более активно и наступательно, чем любое другое правительство Западной Европы.
Характеристика отношения Тэтчер к социализму и СССР была бы неполной, если не рассказать о Международном демократическом союзе и роли Тэтчер в его организации. Еще в 1978 году при активном участии Тэтчер был создан Европейский демократический союз. Он был задуман как объединение всех консервативных, правых партий Западной Европы, как противовес Социалистическому интернационалу, в интересах противостояния социалистическим государствам и политическим оппонентам в своих собственных странах.
В июне 1983 года в Лондоне по инициативе Тэтчер был созван конгресс образованной на базе Европейского демократического союза новой организации, названной Международным демократическим союзом (МДС). Тэтчер открыла заседание новой организации речью, в которой содержались призывы к единению антикоммунистических сил против СССР. Эта задача полностью ассоциировалась с призывом Белого дома "отбросить назад границы коммунизма". Тэтчер подчеркивала, что впервые в истории все консервативные силы объединились в борьбе за свои идеалы. Против "слепого антисоциализма"
Можно было бы сделать вывод, что при первом правительстве Тэтчер советско-английские отношения были отброшены назад и находились в состоянии упадка. Казалось, не было никаких реальных перспектив для их улучшения. Однако такой вывод неправилен.
Во время одной из встреч посла СССР с ней в 1982 году было заметно, что Тэтчер проявляет несколько больший интерес к англо-советским отношениям. Она сказала, что Англия намерена развивать отношения с СССР, а после небольшой паузы добавила: «Но там, где это действительно необходимо».29 Английское правительство выступило за активизацию торгово-экономических отношений с Советским Союзом. Торговлю она относила к числу областей, где сотрудничество двух стран возможно и желательно. Тэтчер, учитывая недовольство деловых кругов Англии свертыванием торговли с СССР, начинает принимать определенные меры к ее оживлению. Но на пути расширения торговых связей между двумя странами стояло много препятствий, в том числе и внешнего характера, прежде всего объявленные Соединенными Штатами санкции на торговлю с Советским Союзом в связи с событиями в Польше и введением там чрезвычайного положения. Санкции касались оборудования для газовой и нефтяной промышленности.
Начиная с 1981 года Советским Союзом обсуждался с западноевропейскими фирмами грандиозный проект построения газопровода Ужгород — Уренгой длиной 4500 км, одна из целей которого — снабжение газом стран Западной Европы, прежде всего ФРГ и Италии. В проекте задействовали крупную английскую фирму "Джон Браун", которая должна была поставить турбины и компрессоры для газопровода. Эта английская компания была, во-первых, тесно связана с американскими компаниями, и, во-вторых, некоторые части турбин были американскими или производились по американским лицензиям.
Для фирмы "Джон Браун" разрыв отношений с американскими компаниями был бы чреват огромными издержками, а если в отношении ее Соединенные Штаты предприняли бы финансовые санкции, фирма разорилась бы. Опасаясь, что американское правительство занесет компанию в так называемый черный список, руководитель фирмы Мехью Сандерс регулярно информирует английское правительство и лично Тэтчер о положении дел и что, по его твердому убеждению, правительство не может не защитить интересы крупнейшей и влиятельной английской компании, даже если это грозило бы осложнениями с американцами. Руководство компании "Джон Браун" было уверено, что Тэтчер поддержит ее. Крупный бизнес страны оказал давление на правительство, и Тэтчер пригласила в Лондон госсекретаря США А. Хейга для переговоров по этому вопросу. По словам Хейга, английский премьер решительным тоном сказала ему: «Европа скорее отойдет от Соединенных Штатов, чем откажется от проекта газопровода"; отказ от сделки, по ее словам, означал бы для Англии потерю 400 млн. долларов.
В сентябре 1982 года Тэтчер официально заявила, что решение о поставках будет выполнено, и вскоре турбины одна за другой стали отправляться в Советский Союз. Так правительство Тэтчер решительно становилось на путь расширения советско-английских экономических связей, даже рискуя при этом идти на осложнение отношений с США. Что-то стало меняться в англо-советских отношениях.
Однако решающие шаги в этом направлении были сделаны Тэтчер уже после победы на очередных парламентских выборах, когда она образовала свое второе правительство.
В 1983 году впервые в верхнем эшелоне Англии стала одновременно с США обсуждаться возможность некоторых изменений в отношениях этих стран с Советским Союзом.
В мае 1983 года, после того как Тэтчер сформировала свое второе правительство, она придает важное значение развитию отношений с Советским Союзом. Британская сторона стала проявлять больший интерес к диалогу с нашей страной.
Осенью 1983 года, в отношении к СССР со стороны правительства и лично Тэтчер произошел определенный поворот. Планы НАТО и Англии в области дальнейшего перевооружения требовали огромных затрат, фолклендская война обошлась дорого, а продолжение оккупации островов и превращение их в "крепость", что было политикой правительства, требовали дополнительных ассигнований.
Видя, что правительство Тэтчер начинает активизировать свои связи с СССР, оппозиционные партии также усилили контакты с советским руководством.
В феврале 1984 года скончался Ю.В. Андропов. Посольству стало известно, что Тэтчер приняла решение вылететь в Москву для участия в траурной церемонии и встречи с новым советским лидером.
Если учесть, что после смерти Л.И. Брежнева ни премьер-министр, ни министр иностранных дел даже не посетили советское посольство, чтобы выразить соболезнование, то становилась ясной неординарность решения Тэтчер. Иностранные дипломаты в Лондоне были единодушны во мнении, что это — политический шаг, имевший целью показать советскому руководству готовность Британии начать развивать отношения с СССР и желание ее, Тэтчер, завязать личные контакты с новым советским руководством.
13 февраля 1984 года Тэтчер вылетела в Москву. Тэтчер хочет подчеркнуть желание правительства улучшить англо-советские отношения. Это был первый после её краткой остановки во Внуковском аэропорту в 1979 году визит в Москву в качестве премьер-министра.
14 февраля состоялась ее беседа с Черненко и Громыко, в которой с английской стороны принял участие Хау. Она длилась примерно полчаса. В ходе беседы Тэтчер сказала, что она внимательно ознакомилась с выступлениями советского руководителя, но хотела бы лично обменяться мнениями по важнейшим вопросам. Премьер вела беседу в дружелюбном тоне, Тэтчер стремилась, убедить советских руководителей, что Англия действительно хочет по-новому строить отношения с СССР и отныне их улучшение зависит, прежде всего, от советской стороны. Создавалось впечатление, что, продолжая осуждать вторжение советских войск в Афганистан, правительство Тэтчер, тем не менее, не считает, что этот фактор в дальнейшем мешал бы развитию диалога между двумя странами.
Много внимания было уделено советско-американским отношениям. Тэтчер подчеркивала, что президент Рейган искренне желает разоружения и развития отношений с СССР.30 Премьер-министр высказалась за восстановление прерванных в 1983 году советско-американских переговоров. Вместе с тем она дала понять, что у Англии очень хорошие отношения с США, а у нее лично — с Рейганом и что Соединенные Штаты прислушиваются к голосу английского правительства. Косвенно, таким образом, советские руководители должны были оценить и возросшую роль Британии в международной политике. Со своей стороны советское руководство полностью шло её навстречу. Говорилось о том, что советская сторона не видит никаких препятствий для радикального изменения отношений с Британией, что СССР готов делать все, от него зависящее, для улучшения отношений между Востоком и Западом, а также двусторонних советско-английских отношений, что наша цель — иметь добрые, даже близкие и дружественные отношения с Британией. Беседа прошла в спокойной, не конфронтационной обстановке. Конечно, в ходе ее не были решены какие-то крупные проблемы. Но она и не имела такой цели. Ее значение, заключалось в том, что создалась более широкая база для