Внешняя политика М.Тэтчер

II, ни у премьера Британии никто

не спросил такого согласия. Больше того, они даже не были предупреждены о высадке. Премьер узнала о решении Рей­гана от своего посла, а не от самого президента США, и то за несколько минут до вторжения. Она немедленно связалась с Рейганом. Просьбы Тэтчер тщательно взвесить все соображения, прежде чем принимать непоправимое решение, учтены президентом не были. Американское руко­водство сознательно скрывало от английского правитель­ства свои планы вторжения.

Оккупация Гренады была нарушением прав Британии, оскорблением королевы, вызовом английскому премьер-министру, к которому было проявлено элементар­ное неуважение. Все это вызвало взрыв антиамериканизма в Англии.

Тэтчер по­нимала, что президент и не доверял ей, и не слишком счи­тался с ней и с Британией. "Англо-американские отноше­ния никогда теперь не будут прежними", — сказала Тэтчер в своем кругу.19 Она понимала, что вторжение США ставит перед Британией и перед ней лично много трудных вопро­сов — о безопасности английских граждан на острове, о позиции западных стран в отношении Афганистана; как они будут в дальнейшем продолжать осуждать вторжение советских войск и проходить мимо действий американцев в отношении Гренады.

Правительство США аргументировало это вторжение как «борьбу с коммунизмом». Тэтчер была на распутье. Ее реакцию можно было бы подразделить на два этапа. Первая волна несла слабые осуждения американской акции. "Когда в дру­гих странах случается что-то, что нам не нравится, мы не вторгаемся в них", — сказала Тэтчер, подчеркнув, что боль­шие страны не могут позволить себе посылать армии в дру­гие государства. Она заметила также, что "многие народы в различных странах хотели бы освободиться от коммунизма, но это не значит, что мы должны вторгаться в них, чтобы заявить, что теперь они свободны". Правда, ни в первом, ни во втором случае США не были названы конкретно.

В Англии позицию Тэтчер критиковали и слева и спра­ва. Даже консервативные круги считали, что ее действия должны быть более решительными. Американская администрация не раз ста­вила Тэтчер в трудное положение.

Так случилось, в частности, и в 1987 году во время собы­тий в Персидском заливе. Когда во время ирано-иракской войны Иран стал топить танкеры с нефтью, идущие из Ку­вейта, Соединенные Штаты ввели свои боевые корабли в Персидский залив. Желая превратить эту акцию в международную, они обратились к ряду стран, прежде всего к Анг­лии, с предложением принять участие в патрулировании в заливе.

Правительство Тэтчер колебалось. Соединенные Шта­ты, как это было во время ливийских событий, с каждым днем усиливали свой нажим. Тэтчер вспомнили помощь, оказанную Соединенными Штатами Англии пять лет назад в войне из-за Фолклендов. В резуль­тате американского давления Тэтчер изменила позицию, и Англия направила свои тральщики и другие корабли в Пер­сидский залив. Вашингтон был доволен.

Было бы неправильным объяснять все действия Тэтчер в отношении США только давлением последних и уступчивостью Тэтчер или ее любовью к США. Английский премьер при принятии своих решений учитывала, конечно, и интересы страны, и настроения в Англии. Несмотря на известный рост антиамериканских настроений в Британии нельзя упускать из виду и другой стороны дела — тесные связи этих двух стран: экономические, тор­говые, культурные, языковую общность. Эти связи стали со­ставной частью английской жизни, в особенности состоя­тельных, деловых кругов и интеллигенции.

В период первых семи лет правления Тэтчер английские компании в четыре раза увеличили свои капиталовложения в американскую промышленность. Учитывая все это, следует констатировать, что в мире не существует двух других великих держав, имеющих такие тесные отношения, как США и Британия. Тэтчер, хорошо понимая это, по­ощряла расширение англо-американских связей, и Англия от этого во многом выигрывала.

Другой пример того, как Тэтчер защищала английские экономические интересы. В 1982 году англо-американские отношения серьезно осложнились в связи с тем, что Соединенным Штатам ока­зался невыгоден экспорт в страну европейской стали. США обвинили шесть стран Западной Европы, в том числе Анг­лию, в незаконных субсидиях предприятиям, экспортиро­вавшим сталь, и поставили вопрос о сокращении импорта стали из Англии, как и из других европейских стран. Допол­нительные тарифы, введенные Соединенными Штатами на импорт европейской стали, привели к увеличению расходов английских экспортеров на 40%, к потере значительной ча­сти контрактов и потребовали от Англии увеличения госу­дарственных субсидий сталелитейной промышленности.20 Западноевропейские государства сопротивлялись нажиму США. Тогда последние попытались воздействовать на свое­го "друга" — Англию, чтобы с ее помощью сломить сопро­тивление других стран Западной Европы. Но Тэтчер заняла твердую позицию и выступила вместе с другими европейс­кими государствами против США. Последним пришлось пойти на уступки. Особые отношения дали еще одну трещи­ну. Англия в этом споре действовала вместе с остальной За­падной Европой против США.


В июле 1988 года Рейган был уже прошлым США, будущее зависело теперь от Джорджа Буша. Тэтчер беспокоилась, как сложатся отношения с Америкой при новом президенте. Она, как ни один премьер-министр до нее, внесла во внутреннюю политику, так же как и во вне­шнюю, элементы личного влияния. В области внешней по­литики это означало установление тесных персональных отношений с лидерами тех стран, связями с которыми Бри­тания особенно дорожила. Прежде всего, это относилось к Соединенным Штатам, реанимация особых отношений, с которыми в значительной степени опиралась на установле­ние Тэтчер личной дружбы с Рейганом. Но вступление вдолж

ность нового президента совпало со значительным измене­нием обстановки в мире, в особенности в Европе. Ушла в прошлое Берлинская стена, которая была центром нападок Тэтчер и существование которой объединяло Запад против Востока. Британский фактор ядерного сдерживания, кото­рый гарантировал Тэтчер особое место на международных переговорах, стал утрачивать свое значение, объединение Западной Европы, шедшее в значительной степени вопреки планам Тэтчер, выдвигало на первый план ФРГ и будущую объединенную Германию. Все это ставило перед Тэтчер много новых вопросов.

Для Англии существовали благоприятные момен­ты, позволявшие надеяться на его благожелательность к Британии.

В отношении Советского Союза Буш предостерегал За­пад, как это делала и Тэтчер, что надо быть начеку и не со­кращать сил НАТО, пока СССР не сократит свои силы до уровня, необходимого для обороны. Здесь взгляды Буша и Тэтчер также совпадали. Но неясным было, насколько при решении внешнеполитических проблем он будет прислу­шиваться к мнению Британии и других европейских стран. Существовали некоторые сомнения на этот счет. Перед Тэтчер встала нелегкая задача — сохранить и при Буше особый характер связей Британии и США. Делала она это настойчиво, с присущими ей энергией и активностью.


Тэтчер в ноябре 1988 года предпри­няла визит в Соединенные Штаты: формально — чтобы про­ститься с Рейганом, на самом деле, — чтобы первой, пока Буш еще не вступил официально в должность, встретиться с новым руководителем США. Тэтчер со своей стороны последовательно проводила прежнюю тактику — хвалить президента, на этот раз ново­го, его политику. Но уже 1989-й, а затем и следующий год показали, что англо-американские отношения не будут прежними. Прези­дент Буш призвал к ускорению интеграции Европы, что противоречило намерениям Тэтчер, которая хотела бы ее затормозить.

И еще один вопрос, ставший предметом англо-амери­канских разногласий. В то время между Тэтчер и Колем воз­никли некоторые расхождения в отношении модернизации тактического ядерного оружия, к которому ФРГ, в отличие от Британии, относилась сдержанно. Было ясно, что он, скорее, склоняется к точке зрения ФРГ и, что радикальные перемены в Восточной Европе де­лают некоторые планы Тэтчер устаревшими не только для ФРГ, но и для США. А Тэтчер, которая предприняла в нояб­ре 1989 года визит в США и прочитала там лекцию о НАТО, отстаивала модернизацию тактических ядерных средств в Европу.

Тэтчер, опасаясь ослабления военных позиций США в Европе, выступала против сокращения американского во­енного бюджета. Подходы Буша были более реалистически­ми. В течение нескольких лет конфронтации Тэтчер в ряде случаев пыталась играть роль посредника между Востоком и Западом, СССР и США. Это было возможно, так как по­зиции ее и Рейгана были близки или тождественны. Теперь положение стало меняться.

Сама Тэтчер, однако, так не считала и изо дня в день продолжала бороться за сохранение своего влияния на аме­риканскую администрацию. После того как она в сентябре 1989 года встретилась с Горбачевым, Тэтчер дала Бушу полный отчет об этой встрече. Когда в декабре того же года американские войска вторглись в Панаму, она первой из вcex западных лидеров немедленно поддержала Соединенные Штаты, демонстративно показывая, что у США нет болee верного союзника, чем Британия.


Тэтчер и Советский Союз.


Перед правительством Тэтчер встал вопрос об опреде­лении своей политической линии в отношении СССР. Одно дело, — когда Тэтчер была лидером оппозиции, тогда она могла позволить себе и антисоветские высказывания, и рез­кую критику политики лейбористов в отношении Совет­ского Союза. Другое дело, — когда она стала премьером. Здесь на первый план выступали уже не мотивы избиратель­ной борьбы, а понимание государственных интересов. Эти вопросы вплотную встали перед но­вым премьером.

Отношение Тэтчер к СССР было сложным и в извест­ной степени противоречивым. Конечно, ни о какой любви к Советскому Союзу не было и речи. Вся философия Тэтчер диктовала ей отрицательное отношение к СССР. Но, как большой политик, она понимала необходимость для Англии иметь с СССР нормальные дипломатические отношения, а в ряде случаев — в области торговли или обмене информаци­ей — даже более тесные, чем они были. Отвечая А. Н. Косыгину на приветствие по случаю ее вступления на пост премьера, Тэтчер писала, что она разде­ляет надежды советского премьера на дальнейшее развитие отношений между двумя странами.21 Она сделала и еще один жест, показывающий, что ее правительство намерено улуч­шать отношения с СССР. Она посетила открывшуюся в то время в Лондоне национальную выставку СССР и, проявив интерес к ее экспонатам, в особенности к павильону космо­навтики, подчеркнула интерес англичан к жизни советских людей. Тэтчер приняла министра внешней торговли СССР, находившегося в Лондоне, и высказала заинтересованность Англии в развитии экономических связей с СССР.

Тэтчер тогда, в нача­ле своего правления, серьезно думала о развитии деловых отношений с Советским Союзом. Однако, начиная со вто­рой половины 1979 года обозначился вновь поворот к хо­лодной войне. Усиленно стали продвигаться планы разме­щения в Европе новых видов ракетно-ядерного оружия средней дальности. Стала затягиваться ратификация советско-американского договора ОСВ-2. Запад поставил под сомнение даже разрядку международных отношений. Пра­вительство Тэтчер стало высказывать опасения, как бы до­говор ОСВ-2 не ослабил гарантий США в отношении безо­пасности Западной Европы.

В этой обстановке Тэтчер осенью 1979 года выступила с серией речей, в которых доказывала, что с СССР можно раз­говаривать только с позиции силы.

Но полного размаха эти враждебные СССР выступления достигли в 1980 году. И, к сожалению, сам Советский Союз подтолкнул Тэтчер к активизации антисоветской политики.


Афганское эхо

Вторжение советских войск в Афганистан значительно усилило антисоветскую направленность действий Тэтчер. Для Англии Афганистан был больной точкой. Несколько неудачных войн вела Англия в прошлом из-за Афганистана, который в XIX веке являлся яблоком раздора между Росси­ей и Англией. Обладание Афганистаном было важно для Британии, для укрепления ее позиций в Юго-Восточной Азии. Пос­ле вступления советских войск в эту страну британское пра­вительство отозвало своего посла из Кабула, порвало все связи с Афганистаном. Лондон призвал членов ЕЭС и НАТО к введению санкций против СССР.

Английское правительство сразу квалифицировало акт СССР как агрессию, а внешнюю политику СССР как агрес­сивную, угрожающую интересам всех народов. 29 декабря 1979 года Тэтчер направила протест советскому руковод­ству по поводу афганской акции, а еще через день заявила о необходимости пересмотра всего комплекса взаимоотноше­ний с СССР.

В области политических отношений правительством Тэтчер были приостановлены обмены с СССР на самом вы­соком и министерском уровнях, то есть, аннулированы те приглашения советским руководителям и министру иност­ранных дел, которые были сделаны раньше. Правительство Тэтчер стало свертывать советско-английское сотрудниче­ство по всем направлениям.

Выступая на митинге в Лондоне в 1981 году, премьер-министр заявила, что Советский Союз представляет собой "главную угрозу" образу жизни западных стран.22 Итак, после афганских событий наметился рубеж в советско-английских отношениях, началось их ухудшение. Вступление советских войск в Афганистан в большей степени определило советско-английские отношения.


Другим разломом в советско-английских отноше­ниях были события в Польше. Если в отношении Афгани­стана сама советская сторона дала основания для соответ­ствующих действий, то события в Польше были искусст­венно увязаны Тэтчер с Советским Союзом по нехитрой формуле: "Польша — сателлит СССР", следовательно, за все, что происходит в ПНР и не нравится Англии, отвечает Советский Союз.23

12 декабря 1981 года в Польше было введено чрезвычай­ное положение. Деятельность "Солидарности" была приос­тановлена. Правительство Тэтчер заявило в свою очередь о приостанов­ке контактов с СССР на высоком политическом уровне и о сокращении деятельности по четырем советско-английским соглашениям — в области науки и здравоохранения, охра­ны окружающей среды, научных сельскохозяйственных исследований и сотрудничества между Госкомитетом по атомной энергии СССР и Управлением по атомной энергии Великобритании.

Еще в апреле 1981 года Тэтчер выступила с "предупреж­дением" Москве по поводу "возможного вторжения в Польшу". Она заявила, что "вторжение в Польшу будет не­счастьем для Советского Союза так же, как и для Польши, и для отношений между Востоком и Западом, для всех наро­дов, а реакция НАТО будет более быстрой и эффективной",24 чем после начала событий в Афганистане. Правительство Тэтчер прекрасно знало, что ни о каком вводе советских войск речи не шло, но распускаемые слухи давали возмож­ность очернить СССР, создать благоприятную атмосферу для дальнейшего обострения отношений с Советским Союзом.

Советское правительство в этих условиях предприняло ряд мер, чтобы приостановить ухудшение отношений меж­ду двумя странами.

В марте 1981 года, в переданном посла­нии советского руководства английскому премьеру, был затронут широкий круг вопросов, предусматри­вающий меры политического и военного характера в отно­шении различных видов оружия и вооруженных сил. Среди предложений были: установление моратория на размещение в Европе ядерных ракет средней дальности СССР и стран НАТО, существенное расширение объема мер доверия в Европе, распространение их на всю европейскую часть СССР, созыв специального заседания Совета Безопасности с участием высших руководителей государств — постоян­ных и непостоянных членов Совета в целях оздоровления международной обстановки.

Другим разломом в советско-английских отноше­ниях были события в Польше. Если в отношении Афгани­стана сама советская сторона дала основания для соответ­ствующих действий, то события в Польше были искусст­венно увязаны Тэтчер с Советским Союзом по нехитрой формуле: "Польша — сателлит СССР", следовательно, за все, что происходит в ПНР и не нравится Англии, отвечает Советский Союз.25

12 декабря 1981 года в Польше было введено чрезвычай­ное положение. Деятельность "Солидарности" была приос­тановлена. Правительство Тэтчер заявило в свою очередь о приостанов­ке контактов с СССР на высоком политическом уровне и о сокращении деятельности по четырем советско-английским соглашениям — в области науки и здравоохранения, охра­ны окружающей среды, научных сельскохозяйственных исследований и сотрудничества между Госкомитетом по атомной энергии СССР и Управлением по атомной энергии Великобритании.

Еще в апреле 1981 года Тэтчер выступила с "предупреж­дением" Москве по поводу "возможного вторжения в Польшу". Она заявила, что "вторжение в Польшу будет не­счастьем для Советского Союза так же, как и для Польши, и для отношений между Востоком и Западом, для всех наро­дов, а реакция НАТО будет более быстрой и эффективной", чем после начала событий в Афганистане. Правительство Тэтчер прекрасно знало, что ни о каком вводе советских войск речи не шло, но распускаемые слухи давали возмож­ность очернить СССР, создать благоприятную атмосферу для дальнейшего обострения отношений с Советским Союзом.

Советское правительство в этих условиях предприняло ряд мер, чтобы приостановить ухудшение отношений меж­ду двумя странами.

В марте 1981 года, в переданном посла­нии советского руководства английскому премьеру, был затронут широкий круг вопросов, предусматри­вающий меры политического и военного характера в отно­шении различных видов оружия и вооруженных сил. Среди предложений были: установление моратория на размещение в Европе ядерных ракет средней дальности СССР и стран НАТО, существенное расширение объема мер доверия в Европе, распространение их на всю европейскую часть СССР, созыв специального заседания Совета Безопасности с участием высших руководителей государств — постоян­ных и непостоянных членов Совета в целях оздоровления международной обстановки.

В беседе с Тэтчер советский посол В. И. Попов подчеркнул, что, конеч­но, потребуется время для его изучения и обдумывания и, что если будет возникать необходимость в каких-то консульта­циях, обменах мнениями, в различных формах диалога, то мы к этому готовы. Тэтчер отметила, что английское прави­тельство внимательно изучит послание и даст свой ответ, но уже в ходе беседы она, по существу, отреагировала на ос­новные положения документа.26 Главной темой беседы был, конечно, вопрос о моратории, то есть будет или нет Англия размещать американские ракеты на своей территории. Пре­мьер сказала, что Британия хотела бы сокращения воору­жений с обеих сторон, но под самым строгим контролем. Английское правительство не доверяло советской стороне, считая, что СССР имеет перевес в вооружениях.

У Тэтчер были основания подозревать, что Советский Союз не хочет стро­гого контроля за разоружением. Ответ Тэтчер на послание по существу был нега­тивным, он исходил из того, что, пока СССР занимает та­кую отрицательную позицию в отношении контроля, сокра­щения вооружений быть не может и виновата в этом совет­ская сторона.

Тэтчер добавила также, что Британия выступает за та­кое соглашение, в результате которого можно было бы пол­ностью доверять другой стороне. Она признала, что СССР не может быть заинтересован в продолжении долгосрочной программы развития вооружений, которая истощает жиз­ненные ресурсы страны, и что Англия разделяет политику разрядки и хочет ее продолжения, но этому мешает, по ее мнению, "наращивание вооружений Советским Союзом".27 Касаясь вопроса о моратории, премьер подтвердила, что

Британия придерживается так называемого двойного реше­ния НАТО, принятого в декабре 1979 года, и что предлагае­мый СССР мораторий закрепил бы неравенство в отношении ядерных сил театра военных действий.

В то время на советско-американских переговорах со­ветская делегация выступала за полное освобождение Евро­пы от ядерного оружия. Но оказалось, что США и другие страны НАТО, прежде всего Англия, были не готовы к тако­му повороту событий. Тогда СССР предложил договориться о сокращении в течение пяти лет средств средней дально­сти. Предложение, сделанное Генеральным секретарем ЦК КПСС Ю. В. Андроповым, предусматривало, что СССР и США сократят в Европе все ракеты средней дальности на 23, и тогда СССР сохранит в Европе ровно столько ракет, сколь­ко имеют Англия и Франция, вместе взятые, либо страны НАТО и ОВД полностью сократят свои ракеты, а по страте­гическим вооружениям — прекратят их дальнейшее наращивание, то есть заморозят на тогдашнем уровне, а затем сократят имеющиеся арсеналы примерно на 25%.28


Тэтчер негативно прореагировала на советское обраще­ние. Она заявила, что новое предложение "оставит Россию в Европе со многими ракетами средней дальности, в то вре­мя как Соединенные Штаты не будут иметь ни одной". Пре­мьер-министр заявила, что английские ядерные силы явля­ются независимыми силами ядерного сдерживания и не на­ходятся под американским командованием. Она утвержда­ла, что советское предложение не "является балансом, ко­торый необходим для английской безопасности". Английс­кое правительство исключало возможность участия Брита­нии в процессе сокращения стратегических вооружений в обозримом будущем под предлогом, что британские ядер­ные средства "являются абсолютным минимумом". Более того, позднее, в начале 1983 года, Тэтчер выступила даже за достижение Западом военного превосходства над СССР. Заявление английского премьера вызвало резкий коммента­рий со стороны ТАСС. Консервативное правительство взяло курс на размеще­ние американских крылатых ракет и "першингов" в Запад­ной Европе и проводило эту линию более активно и наступа­тельно, чем любое другое правительство Западной Европы.


Характеристика отношения Тэтчер к социализму и СССР была бы неполной, если не рассказать о Меж­дународном демократическом союзе и роли Тэтчер в его организации. Еще в 1978 году при активном участии Тэтчер был создан Европейский демократический союз. Он был за­думан как объединение всех консервативных, правых партий Западной Европы, как противовес Социалистичес­кому интернационалу, в интересах противостояния социа­листическим государствам и политическим оппонентам в своих собственных странах.

В июне 1983 года в Лондоне по инициативе Тэтчер был созван конгресс образованной на базе Европейского де­мократического союза новой организации, названной Международным демократическим союзом (МДС). Тэт­чер открыла заседание новой организации речью, в которой содержались призывы к единению антикоммунистических сил против СССР. Эта задача полностью ассоциировалась с призывом Белого дома "отбросить назад границы коммунизма". Тэтчер под­черкивала, что впервые в истории все консервативные силы объединились в борьбе за свои идеалы. Против "слепого антисоциализма"

Можно было бы сделать вывод, что при первом прави­тельстве Тэтчер советско-английские отношения были от­брошены назад и находились в состоянии упадка. Казалось, не было никаких реальных перспектив для их улучшения. Однако такой вывод неправилен.

Во время одной из встреч посла СССР с ней в 1982 году было заме­тно, что Тэтчер проявляет несколько больший интерес к англо-советским отношениям. Она сказала, что Англия намерена развивать отношения с СССР, а после небольшой паузы добавила: «Но там, где это дей­ствительно необходимо».29 Английское правительство выступило за активиза­цию торгово-экономических отношений с Советским Со­юзом. Торговлю она относила к числу областей, где сотрудничество двух стран возможно и желательно. Тэтчер, учитывая недовольство деловых кругов Англии свертыванием торговли с СССР, начинает принимать опре­деленные меры к ее оживлению. Но на пути расширения торговых связей между двумя странами стояло много препятствий, в том числе и внешнего характе­ра, прежде всего объявленные Соединенными Штатами санк­ции на торговлю с Советским Союзом в связи с событиями в Польше и введением там чрезвычайного положения. Санк­ции касались оборудования для газовой и нефтяной про­мышленности.

Начиная с 1981 года Советским Союзом обсуждался с западноевропейскими фирмами грандиозный проект пост­роения газопровода Ужгород — Уренгой длиной 4500 км, одна из целей которого — снабжение газом стран Западной Европы, прежде всего ФРГ и Италии. В проекте задейство­вали крупную английскую фирму "Джон Браун", которая должна была поставить турбины и компрессоры для газо­провода. Эта английская компания была, во-первых, тесно связана с американскими компаниями, и, во-вторых, неко­торые части турбин были американскими или производи­лись по американским лицензиям.

Для фирмы "Джон Браун" разрыв отношений с амери­канскими компаниями был бы чреват огромными издержка­ми, а если в отношении ее Соединенные Штаты предприня­ли бы финансовые санкции, фирма разорилась бы. Опаса­ясь, что американское правительство занесет компанию в так называемый черный список, руководитель фирмы Мехью Сандерс регу­лярно информирует английское правительство и лично Тэт­чер о положении дел и что, по его твердому убеждению, пра­вительство не может не защитить интересы крупнейшей и влиятельной английской компании, даже если это грозило бы осложнениями с американцами. Руководство компании "Джон Браун" было уверено, что Тэтчер поддержит ее. Крупный бизнес страны оказал давление на правитель­ство, и Тэтчер пригласила в Лондон госсекретаря США А. Хейга для переговоров по этому вопросу. По словам Хейга, английский премьер решительным тоном сказала ему: «Европа скорее отойдет от Соединенных Штатов, чем отка­жется от проекта газопровода"; отказ от сделки, по ее сло­вам, означал бы для Англии потерю 400 млн. долларов.

В сентябре 1982 года Тэтчер официально заявила, что решение о поставках будет выполнено, и вскоре турбины одна за другой стали отправляться в Советский Союз. Так правительство Тэтчер решительно становилось на путь рас­ширения советско-английских экономических связей, даже рискуя при этом идти на осложнение отношений с США. Что-то стало меняться в англо-советских отношениях.

Однако решающие шаги в этом направлении были сдела­ны Тэтчер уже после победы на очередных парламентских выборах, когда она образовала свое второе правительство.

В 1983 году впервые в верхнем эшелоне Англии стала одновременно с США обсуждаться возможность некоторых изменений в отношениях этих стран с Советским Союзом.

В мае 1983 года, после того как Тэтчер сформировала свое второе правительство, она придает важное значение развитию отношений с Советским Союзом. Британская сто­рона стала проявлять больший интерес к диалогу с нашей страной.

Осенью 1983 года, в отношении к СССР со стороны прави­тельства и лично Тэтчер произошел определенный поворот. Планы НАТО и Англии в об­ласти дальнейшего перевооружения требовали огромных затрат, фолклендская война обошлась дорого, а продолже­ние оккупации островов и превращение их в "крепость", что было политикой правительства, требовали дополни­тельных ассигнований.

Видя, что правительство Тэтчер начинает активизиро­вать свои связи с СССР, оппозиционные партии также уси­лили контакты с советским руководством.

В феврале 1984 года скончался Ю.В. Андропов. Посоль­ству стало известно, что Тэтчер приняла решение вылететь в Москву для участия в траурной церемонии и встречи с новым советским лидером.

Если учесть, что после смерти Л.И. Брежнева ни пре­мьер-министр, ни министр иностранных дел даже не посе­тили советское посольство, чтобы выразить соболезнова­ние, то становилась ясной неординарность решения Тэтчер. Иностранные дипломаты в Лондоне были единодушны во мнении, что это — политический шаг, имевший целью по­казать советскому руководству готовность Британии начать развивать отношения с СССР и желание ее, Тэтчер, завязать личные контакты с новым советским руководством.

13 февраля 1984 года Тэтчер вы­летела в Москву. Тэтчер хочет подчеркнуть желание правитель­ства улучшить англо-советские отношения. Это был первый после её краткой остановки во Внуковском аэропорту в 1979 году визит в Москву в качестве премьер-министра.

14 февраля состоялась ее беседа с Черненко и Громыко, в которой с английской стороны принял участие Хау. Она длилась примерно полчаса. В ходе беседы Тэтчер сказала, что она внимательно ознакомилась с выступлениями советского руководителя, но хотела бы лично обменяться мнени­ями по важнейшим вопросам. Премьер вела беседу в дружелюбном тоне, Тэтчер стремилась, убедить советских руководителей, что Англия действительно хочет по-новому строить отношения с СССР и отныне их улучшение зависит, прежде всего, от советской стороны. Создавалось впечатление, что, продолжая осуж­дать вторжение советских войск в Афганистан, правитель­ство Тэтчер, тем не менее, не считает, что этот фактор в даль­нейшем мешал бы развитию диалога между двумя странами.

Много внимания было уде­лено советско-американским отношениям. Тэтчер подчер­кивала, что президент Рейган искренне желает разоружения и развития отношений с СССР.30 Премьер-министр высказа­лась за восстановление прерванных в 1983 году советско-американских переговоров. Вместе с тем она дала понять, что у Англии очень хорошие отношения с США, а у нее лично — с Рейганом и что Соединенные Штаты прислушиваются к голосу английского правительства. Косвенно, таким обра­зом, советские руководители должны были оценить и воз­росшую роль Британии в международной политике. Со своей стороны советское руководство полнос­тью шло её навстречу. Говорилось о том, что советская сторо­на не видит никаких препятствий для радикального измене­ния отношений с Британией, что СССР готов делать все, от него зависящее, для улучшения отношений между Востоком и Западом, а также двусторонних советско-английских от­ношений, что наша цель — иметь добрые, даже близкие и дружественные отношения с Британией. Беседа прошла в спокойной, не конфронтационной обстановке. Конечно, в ходе ее не были решены какие-то крупные проблемы. Но она и не имела такой цели. Ее значение, заключалось в том, что создалась более широкая база для