Практические шаги по выполнению бизнес-плана
РОСТ ДРУГИХ ВИДОВ ЗАТРАТ И НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ
Если рост расходов превышает плановые показатели, необходимо разобраться в причинах подобного явления и решить, что можно сделать для исправления положения.
Следует вновь повторить, что увеличение объема продаж может привести к росту расходов.
Беспокойство должно возникнуть в том случае, если рост расходов не связан с увеличением объема продаж.
Прямые затраты и накладные расходы могут возрастать по многим причинам. Некоторые причины являются общими для различных видов бизнеса, другие связаны непосредственно с конкретными видами предпринимательской деятельности.
Вот несколько советов, которые можно использовать для сокращения Ваших расходов.
а) Рост расходов, связанный с Вашими поставщиками:
изменение условий продаж у поставщиков;
поиск альтернативных источников снабжения.
б) Увеличение других видов расходов. Проверьте, оправданы ли эти расходы. Например, все ли транспортные расходы являются обоснованными, оправдано ли повышение заработной платы Вашим сотрудникам.
В таблице отметьте рост всех видов расходов, укажите причины роста расходов и меры, направленные на их сокращение.
СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ РАСХОДОВ
Может оказаться, что фактический уровень ваших расходов ниже предполагавшегося. Если даже Ваши фактические расходы меньше плановых, необходимо экономить деньги везде, где это возможно. Разумеется, это не должно наносить ущерб Вашему бизнесу.
Безусловно, Вы будете принимать решение с учетом особенностей вашего бизнеса. Вот несколько советов:
Вы будете получать больше прибыли. Можно остановиться на достигнутом и получать просто дополнительные доходы!
Можно вложить сэкономленные деньги в маркетинг и добиться увеличения объема продаж. При этом убедитесь в том, что Ваше предприятие сможет справиться с возросшим объемом работы.
Можно расширить границы своего бизнеса за счет набора новых сотрудников или покупки нового оборудования, но убедитесь в том, что сэкономленных средств хватит надолго и Вы будете в состоянии покрыть все расходы до тех пор, пока расширение масштабов Вашей предпринимательской деятельности не принесет первых плодов.
В таблице укажите, что Вы собираетесь делать с полученной сверхплановой прибылью.
Независимо от реального состояния дел на Вашем предприятии, необходимо постоянно держать под строгим контролем выполнение Вашего плана прибыли.
Вы должны постоянно искать любые способы увеличения своей доли рынка.
Сегодня Вы преуспеваете, а завтра можете оказаться банкротом.
То же самое относится и к расходам. Постоянно ищите способы сокращения величины расходов, но делайте это без ущерба для своего предприятия.
Не имеет смысла вкладывать сверхплановые поступления в маркетинг, если Вы и Ваш персонал окажетесь не в состоянии удовлетворить возросший потребительский спрос.
ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА ПЛАН ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
Движение денежных средств отражает реальное положение дел на Вашем предприятии. Мы выяснили, что часто товары продаются в кредит, а расходы связаны с фактической оплатой.
На бумаге все может быть очень хорошо, а с точки зрения движения денежных средств у Вас могут возникнуть серьезные проблемы.
Если Вы тщательно составляли план движения денежных средств, Вы точно знаете объем и сроки своих денежных поступлений и необходимых платежей для того, чтобы своевременно оплачивать предъявленные Вам счета или же договариваться с обслуживающим Вас банком об увеличении суммы предоставленного кредита для ликвидации нехватки денежных средств.
Если Вы имеете положительный баланс денежных средств, превышающий плановые показатели, можно сказать, что Вы действуете правильно.
Вам придется пересмотреть свои потребности в краткосрочных кредитах в том случае, если:
требуется осуществить платежи ранее намеченного срока;
расходы превысили плановый показатель;
объем продаж оказался меньше запланированного;
сроки оплаты товаров, проданных Вами в кредит, превышают плановые показатели.
В каждом случае изменения Ваших намеченных коммерческих планов необходимо следить за тем, какое влияние эти изменения оказывают на движение Ваших денежных средств.
Убедитесь в том, что Вы учли все необходимые платежи, которые Вам предстоит осуществить в течение срока действия Вашего бизнес-плана.
В таблице отметьте все изменения, связанные с движением Ваших денежных средств, а также напишите, какое влияние эти изменения могут оказать в будущем на Ваши коммерческие планы и потребности в краткосрочных заемных средствах.
4. Что еще?
Наряду с финансовыми планами необходимо постоянно держать под строгим контролем:
план маркетинга;
план персонала;
объем материальных ресурсов.
МАРКЕТИНГ
Деятельность в сфере маркетинга необходимо планировать, но план маркетинга должен быть достаточно гибким, чтобы своевременно учитывать непредвиденные изменения ситуации.
Вы сможете продать свои товары только в том случае, если Ваши потенциальные покупатели будут знать о существовании Вашего предприятия.
Поэтому необходимо определить свой рынок сбыта.
Одновременно Вы должны следить за полученными результатами. Если Вы видите, что рекламное объявление в одной из газет не принесло ожидаемых результатов, попробуйте дать рекламное объявление в другом издании.
ПЕРСОНАЛ
Задумайтесь над такими вопросами:
правильно ли Вы используете своих сотрудников?
правильно ли определено время набора новых сотрудников?
Если потенциал Ваших сотрудников используется не в полной мере или же управление персоналом осуществляется плохо, отдача от деятельности Ваших сотрудников не окупит Ваших затрат на них.
Вам следует регулярно контролировать свой персонал, качество его работы, а также отношение сотрудников к Вашему бизнесу.
Осуществляя контроль за выполнением своих финансовых планов, Вы сможете более точно определить тот момент, когда развитие Вашего предприятия даст возможность взять на работу новых сотрудников.
РЕСУРСЫ
Осуществляя контроль за выполнением своих финансовых планов, Вы сможете решить, нужно ли привлекать дополнительные ресурсы, или стоит с этим подождать.
Самое главное при наборе новых сотрудников и приобретении основного капитала— выбрать подходящий для этого момент, поскольку приняв решение и потратив деньги, Вы будете вынуждены двигаться только вперед.
5. Заглядывая в будущее
Составленные Вами планы рассчитаны на ближайшие 12 месяцев. Но Вы должны помнить, что они являются частью непрерывного процесса Вашей предпринимательской деятельности.
Через год Вам предстоит пересмотреть свои планы и разработать на следующий год уже новые.
В интересах развития Вашего бизнеса Вам следовало бы иметь план коммерческой деятельности, рассчитанный на более длительный срок.
Лишь постоянно заглядывая в будущее, Вы сможете все время опережать своих конкурентов.
У всех крупных фирм есть такие планы. Только благодаря им они достигают головокружительных успехов в бизнесе. Поэтому и Вам стоило бы взять на вооружение составление перспективных планов развития Вашего предприятия.
6. Подведем итоги
Мы рассмотрели некоторые практические шаги, которые Вы можете предпринять, если появятся отклонения от полученных Вами фактических результатов по сравнению с плановыми.
Далеко не все отклонения фактических результатов от плановых показателей свидетельствуют об ухудшении хозяйственного положения Вашего предприятия. В некоторых случаях это означает появление новых коммерческих возможностей, которыми можно воспользоваться.
Об этом Вы можете узнать только в процессе контроля за выполнением Вашего бизнес-плана.
Кроме того, без бизнес-плана Вам будет трудно оценить эффективность работы Вашего предприятия.
Не имея бизнес-плана, Вы, конечно, можете заниматься коммерческой деятельностью, продавая товары и оплачивая счета, но Вы не будете знать, насколько рентабельна деятельность вашего предприятия и хватит ли получаемой Вами прибыли для развития Вашего бизнеса.
Не имея бизнес-плана, вряд ли Вам удастся расширить границы своей коммерческой деятельности. Вы будете испытывать большие затруднения, стараясь получить дополнительные денежные средства.
У ваших конкурентов, скорее всего есть бизнес-планы, а единственный путь к успеху— хотя бы на шаг опережать своих конкурентов. Для этого необходимо:
тщательно составить бизнес-план;
осуществлять строгий контроль за его выполнением;
своевременно и гибко реагировать на возможные фактические отклонения от намеченных плановых показателей.