Космос против хаоса
в замыслах хитрых” («Работы и дни»).То, что Прометей не был своим для олимпийцев, имеет историческое объяснение: его культ возник до того, как греки появились на Балканах. Видимо, какие-то племена упорно держались поклонения Прометею, и постепенно он нашёл себе место в греческом пантеоне, оставшись, однако, на правах сначала ненадёжного союзника, а потом гордого бунтаря. В этом бунтарском достоинстве он появляется уже в греческих трагедиях и остаётся в позднейшей культурной памяти.
Так складываются мифологические судьбы. Судьба Прометея наиболее известна, ибо напрямую связана с историей человечества. Прометей просветил человека, но сделал ли его счастливее и лучше? Счастья обладание огнём явно не принесло, ибо Зевс тут же ответил “даром Пандоры”. Но и лучше люди не стали. Зевсу даже пришлось вовсе уничтожить их, наслав на землю очистительный потоп. Он помиловал лишь одну супружескую пару (совсем как в Библии!).
Послушаем Аполлодора:
Девкалион был сыном Прометея. Он царствовал в области Фтии и женился на Пирре, дочери Эпиметея и Пандоры: это была первая женщина, которую вылепили боги. Когда же Зевс захотел истребить медное поколение, Девкалион по совету Прометея сделал ковчег и, вложив в него необходимые припасы, сел туда вместе с Пиррой. Зевс разразился с небес страшным ливнем и залил водой боRльшую часть Эллады, так что все люди погибли, за исключением немногих, которые укрылись в расположенных поблизости высоких горах. В те времена расступились горы в Фессалии и покрылись водой все те области, что расположены за Истмом и Пелопоннесом. Девкалион же носился в своём ковчеге по морю девять дней и девять ночей и причалил к Парнасу.
Примечание на поля:
Фессалия — плодородная часть на северо-востоке Греции, окружённая горами. Истм — перешеек, отделяющий Пелопонесский полуостров с основной Грецией — Элладой. Именно в этой части Балкан — между Фессалией и Истмом — обитали греки во время формирования мифа. Парнас — гора в центральной части Греции, на склонах которой был Дельфийский храм, посвящённый Аполлону.
Там, когда ливень прекратился, он вышел на берег и принёс жертву Зевсу Фиксию.
Примечание. Зевс Фиксийский считался покровительствующим беглецам. Каждый бог являлся у греков в различных обликах или проявлениях.
Зевс, послав к Девкалиону Гермеса, разрешил Девкалиону просить у него всё, что ни захочет, и Девкалион пожелал возродить людской род. Тогда Зевс повелел ему бросать камни через голову. Те камни, которые бросал Девкалион, превращались в мужчин, те же, которые бросала Пирра, становились женщинами. От этого и люди были названы метафорически от слова “камень”.
Миф прочно связывает Прометея с людьми. Девкалион — его сын. Пирра — его племянница. Они — прародители нового поколения людей, явившегося на свет после того, как Зевс уничтожил предшествующее — медное. Историю поколений подробно излагает Гесиод.
Первое было золотым. Время его жизни соответствует тому, что принято называть “золотым веком”, когда люди были счастливы, но не праздны.
Второе — серебряное поколение — выглядит наиболее загадочным. Серебро — благородный металл, хотя и ниже золота. Очевидно, что этот век не мог быть низким и порочным, тем более что Гесиод говорит о признании этих людей блаженными и о почитании их после смерти. Но их жизнь, проведённая по большей части в детском неразумии и быстро прерванная по достижении зрелого возраста, удивляет: они были и глупы, и горды, не чтили богов... За что же почитать их самих? Только ли за их длительное пребывание в природной простоте и детской невинности? Или, может быть, по контрасту с третьим веком, который был явно хуже, сменив детскость на мужскую жестокость и неистовость. Этих-то медных людей и уничтожил Зевс.
Четвёртое поколение, потомки Девкалиона и Пирры, — героический век, сменившийся жалким железным веком современности, о которой Гесиод говорит подробно и горестно.
Какому же поколению Прометей подарил огонь? Уничтоженному третьему? Как будто бы так, но полной уверенности нет. Прометей и пять поколений — это разные мифы. У Гесиода людей создавал не Прометей, а Зевс. Героическое четвёртое поколение произошло не от Девкалиона, бросавшего камни, а от другого героя — Кадма, который засеял поле зубами убитого им дракона. Из них выросли вооружённые люди. Разные мифы трудно соотносятся друг с другом. Это разные истории, первоначально родившиеся в разных частях Греции и у разных племён.
ГЕСИОД
Из поэмы «РАБОТЫ И ДНИ»
[Пять поколений людей]
Создали прежде всего поколенье людей золотое
Вечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских,
Был ещё Крон-повелитель в то время владыкою неба.
Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,
Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость
К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны
Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили.
А умирали, как будто объятые сном. Недостаток
Был им ни в чём неизвестен. Большой урожай и обильный
Сами давали собой хлебодарные земли. Они же,
Сколько хотелось, трудились, спокойно сбирая богатства, —
Стад обладатели многих, любезные сердцу блаженных.
После того как земля поколение это покрыла,
В благостных демонов все превратились они наземельных
Волей великого Зевса: людей на земле охраняют,
Зорко на правые наши дела и неправые смотрят.
Тьмою туманной одевшись, обходят всю землю, давая
Людям богатство. Такая им царская почесть досталась.
После того поколенье другое, уж много похуже,
Из серебра сотворили великие боги Олимпа.
Было не схоже оно с золотым ни обличьем, ни мыслью.
Сотню годов возрастал человек неразумным ребёнком,
Дома близ матери доброй забавами детскими тешась.
А наконец возмужавши и зрелости полной достигнув,
Жили лишь малое время, на беды себя обрекая
Собственной глупостью: ибо от гордости дикой не в силах
Были они воздержаться, бессмертным служить не желали,
Как по обычаю людям положено. Их под землёю
Зевс-громовержец сокрыл, негодуя, что почестей люди
Не воздавали блаженным богам, на Олимпе живущим.
После того как земля поколенье и это покрыла,
Дали им люди названье подземных смертных блаженных,
Хоть и на месте втором, но в почёте у смертных и эти.
Третье родитель Кронид поколенье людей говорящих,
Медное создал, ни в чём с поколеньем не схожее прежним.
Примечание на поля:
Кронид, Кронион — Зевс, сын Крона; обычное у греков наименование сына по отцу, хотя иногда встречается и более древняя форма — по материнскому роду.
С копьями. Были те люди могучи и страшны. Любили
Грозное дело Арея, насильщину. Хлеба не ели.
Крепче железа был дух их могучий. Никто приближаться
К ним не решался: великою силой они обладали,
И необорные руки росли на плечах многомощных.
Были из меди доспехи у них и из меди жилища,
Медью работы свершали: никто о железе не ведал.
Сила ужасная собственных рук принесла им погибель.
Все низошли безымянно: и, как ни страшны они были,
Чёрная смерть их взяла и лишила сияния солнца.
После того как земля поколенье и это покрыла,
Снова ещё поколенье, четвёртое, создал Кронион
На многодарной земле, справедливее прежних и лучше, —
Славных героев божественный род. Называют их люди
Полубогами: они на земле обитали пред нами.
Грозная их погубила война и ужасная битва.
В Кадмовой области славной одни свою жизнь
Положили из-за Эдиповых стад, подвизаясь у Фив семивратных;
Примечание на поля:
В Кадмовой области — то есть в Фивах, городе, основанном Кадмом, братом одной из возлюбленных Зевсом смертных женщин — Европы. Кадм стал родоначальником одного из родов, прославившихся в греческой мифологической истории. Среди его потомков — Семела, мать Диониса, и Эдип — один из самых популярных героев греческих сказаний и трагедий. Четвёртое поколение, по Гесиоду, было поколением героев.
В Трое другие погибли, на чёрных судах переплывши
Ради прекрасноволосой Елены чрез бездны морские.
Примечание на поля:
В Трое другие погибли — история осады и падения Трои, воспетая в поэмах Гомера (см. об этом подробнее в следующей главе).
Многих в кровавых боях исполнение смерти покрыло;
Прочих к границам земли перенёс громовержец Кронион,
Дав пропитание им в жилища отдельно от смертных.
Сердцем ни дум, ни заботы не зная, они безмятежно
Близ океанских пучин острова населяют блаженных.
Трижды в году хлебодарная почва героям счастливым
Сладостью равные мёду плоды в изобилье приносит.
Если бы мог я не жить с поколением пятого века!
Раньше его умереть или позже родиться.
Землю теперь населяют железные люди. Не будет
Им передышки ни ночью, ни днём от труда и от горя,
И от несчастий. Заботы тяжёлые боги дадут им.
Всё же ко всем этим бедам примешаны будут и блага.
Зевс поколенье людей говорящих погубит и это
После того, как на свет они станут рождаться седыми.
Дети — с отцами, с детьми — их отцы сговориться не смогут.
Чуждыми станут товарищ товарищу, гостю — хозяин.
Больше не будет меж братьев любви, как бывало когда-то.
Старых родителей скоро совсем почитать перестанут;
Будут их яро и зло поносить нечестивые дети
Тяжкою бранью, не зная возмездья богов; не захочет
Больше никто доставлять пропитанья родителям старым.
Правду заменит кулак. Города подпадут разграбленью.
И не возбудит ни в ком уваженья ни клятвохранитель,
Ни справедливый, ни добрый. Скорей наглецу и злодею
Станет почёт воздаваться. Где сила, там будет и право.
Стыд пропадёт. Человеку хорошему люди худые
Лживыми станут вредить показаньями, ложно кляняся.
Следом за каждым из смертных бессчастных пойдёт неотвязно
Зависть злорадная и злоязычная, с ликом ужасным.
Скорбно с широкодорожной земли на Олимп многоглавый,
Крепко плащом белоснежным закутав прекрасное тело,
К вечным богам вознесутся тогда, отлетевши от смертных,
Совесть и Стыд. Лишь одни жесточайшие, тяжкие беды
Людям останутся в жизни. От зла избавленья не будет.
(Перевод В.В. Вересаева)
Вопросы и задания:
Какое поколение людей уничтожил Зевс?
Какому поколению людей подарил огонь Прометей?
К какому поколению принадлежал Геракл?
Какое поколение пошло от Девкалиона и Пирры?
Расскажите подробно о каждом из поколений людей.
Геракл, сын Зевса
В том, что Прометея избавляет от страданий Геракл, есть большой смысл. Они представляют две стороны античного героизма. Прометей — бог, если не создавший людей, то многому их научивший, ставший для них культурным героем, упорядочивший их жизнь.
Имя на поля:
Геракл — человек, обретший божественное достоинство. Он выступает защитником даже не человеческого рода, а всего Космоса от сил Хаоса. Если воспользоваться выражением, возникшим в память о его пятом подвиге (см. текст Аполлодора), Геракл вычистил Авгиевы конюшни греческого мира, уничтожив его чудовищ, раздвинув его пределы. Как признание его заслуг Гераклу будет даровано бессмертие.
То, что начали боги, продолжают люди. И тем, и другим подвиги даются не просто. И Прометей, и Геракл — трагические герои именно в греческом смысле: их путь жертвы и страдания венчается торжеством победы. И сын титана Иапета, и сын Зевса рождены для величия, но в их судьбе отразилось несовершенство мира, которому они решительно противостоят.
Это несовершенство проявило себя даже там, где должен властвовать божественный порядок. В случае с Прометеем мы видим, что и великий Зевс бывает несправедлив. Геракл ещё до своего рождения становится жертвой ревнивой Геры. Когда гневаются боги, страдают люди.
Геракл связан с одним из самых славных родов греческих героев. В тринадцати поколениях, предшествующих появлению на свет, было несколько сыновей Зевса. Но весь род именуется Персеидами по самому славному из них — Персею, сыну Данаи.
Сюжет на поля:
Зевс и Даная
Царю Аргоса Акрисию было дано предсказание, что он примет смерть от руки внука. Чтобы избежать его рождения, царь заключил свою дочь Данаю в подземный медный терем. Однако Зевс, пленённый её красотой, проник к ней в виде золотого дождя.
Сюжет о Данае многократно использован художниками, в том числе Тицианом и Рембрандтом.
Среди сыновей Персея были Алкей и Сфенел. Сын Алкея Амфитрион заключил договор с царём Микен Электрионом, пообещав вернуть ему угнанные врагами стада, а за это получить в жёны его дочь Алкмену. Стада были возвращены, но то ли во время спора об их разделе, то ли случайно Амфитрион убил тестя и был изгнан из Микен.
Зевс, приняв облик Амфитриона, явился к его жене и провёл с ней ночь (в действительности, превратив одну ночь в целых три). От этого соединения должен был явиться на свет Геракл. Зевс предсказал его величие и торжественно обещал накануне его рождения, что первый родившийся в роду Персея будет властвовать над всеми Персеидами. И тут-то Гера, мучимая ревностью, совершила свою коварную хитрость.
Цитата на поля:
Гомер рассказывает о хитрости Геры:
Гера, стремительно бросясь, оставила холмы Олимпа;
Быстро достигла Ахейского Аргоса, где уже прежде
Знала богиня супругу царя Персеида Сфенела.
Сына царица седьмой уже месяц в утробе носила:
Гера его до срока на свет извлекла; но Алкмены
В срок удержала роды, удаливши помощных Илифий.
С вестью о том пред Зевса предстала сама и вещала:
— Зевс сребромолненный! слово тебе полагаю на сердце:
Смертный рождён знаменитый, что царствовать в Аргосе должен,
Муж Эврисфей, Персеида Сфенела геройская отрасль,
Племя твоё; не будет он Аргосу царь недостойный.
(Илиада, XIX, 114–124)
Что же произошло, если перевести эпический стиль «Илиады» на язык фактов? Гера ускорила одни роды — у жены Сфенела и задержала другие — у Алкмены, удалив от неё божественных Илифий, помогающих роженицам. В результате первым в роду Персеидов родился семимесячный Эврисфей. Он навсегда останется слабосильным и слабодушным. Однако Зевс не властен над своей клятвой. И Геракл будет обязан подчиниться Эврисфею, нести ему службу.
Необычная сила Геракла проявилась в младенчестве. Гера не переставала ненавидеть его, и в колыбель, где Геракл лежал со своим братом-близнецом Ификлом (его Алкмена родила не от Зевса, а от Амфитриона), она подослала двух огромных змей. Геракл, играючи, задушил обеих.
Амфитрион, которому прорицатель открыл, кто был подлинным отцом Геракла, старался обучить его всем искусствам. Геракл гораздо лучше проявлял себя там, где требовались сила и ловкость. В борьбе и стрельбе из лука ему не было равных. Однако его успехи в игре на лире огорчали учителя — Лина, брата Орфея (того самого, чьё искусство покорило Аид и заставляло двигаться камни). Однажды Лин побил ученика, а тот в припадке гнева ударил его кифарой по голове и убил.
Примечание. Кифара — струнный инструмент; как и лира, считалась инструментом Аполлона.
Хотя в данном случае Геракл не был зачинщиком и судья оправдал его, Амфитрион решил избежать повторения чего-либо подобного. Он отправляет Геракла в леса Киферона к пастухам, пасти стада. Там Геракл убил грозного льва, чья шкура будет впредь служить ему доспехом, а голова с грозной пастью — шлемом. Впрочем все боги приняли участие в снаряжении героя: Афина выткала ему одежду, Гермес подарил меч, Аполлон — лук и стрелы, Гефест — золотой панцирь.
Но и Гера не забывала о нём. Геракл к этому времени поселился в могущественных Фивах, царь которых выдал за него свою дочь Мегару. У Геракла родились три сына. Гера не могла спокойно видеть его счастливым. Она насылает безумие на Геракла, в припадке которого он убил своих сыновей и сыновей своего брата Ификла, бросив их в огонь. По другой версии, он убил и самого брата.
Геракл сам осудил себя на изгнание. Он отправляется в Дельфы, чтобы узнать у Аполлона, как ему очиститься от скверны. Ответ такой: на двенадцать лет вернуться на родину предков в Тиринф и служить Эврисфею. За это время он должен будет совершить десять великих подвигов, в награду за которые боги даруют ему бессмертие. С этого времени он начинает именоваться Гераклом, “совершающим подвиги из-за гонений Геры”. От рождения он звался по деду — Алкидом.
Подвиги Геракла — самая известная часть биографии героя. Она приведена ниже в изложении Аполлодора.
Чем