Совершенствование налогообложения с строительстве на примере СМУ

Таблица 3.6

Расчет налога на содержание правоохранительных органов


№ п/п Наименование показателя 2003 год
1 Среднесписочная численность работников 54
2 Минимальный размер оплаты труда 100
3 Количество месяцев в периоде 12
4 Фонд оплаты труда (гр.1 х гр.2 х гр.3) 64800
5 Ставка налога на содержание милиции 3%
6 Сумма налога, причитающегося к уплате (руб.) 1944

Рассчитанная сумма налога на содержание милиции по данным ООО «Строительно-Монтажное Управление № 2» соответствует регистрам бухгалтерского учета и расчету налога на содержание милиции, сданному в Инспекцию МНС РФ по Псковскому району.


Налог на имущество

При проверке по данному разделу аудитом сделан следующий расчет.

Таблица 3.7

Расчет среднегодовой стоимости имущества


№ п/п По состоянию на Стоимость имущества
1 01.01.2003 827357
2 01.04.2003 914057
3 01.07.2003 1296717
4 01.10.2003 1508523
5 01.01.2004 1058030

Среднегодовая стоимость имущества организации за налоговый (отчетный) период (год, первый квартал, полугодие и 9 месяцев) определяется путем деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января отчетного года и на первое число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, а также суммы стоимости имущества на каждое первое число всех остальных кварталов отчетного периода. [49]


Таким образом, среднегодовая стоимость имущества равна:

827357/2+914057+1296717+1508523+1058030/2 = 4661990,5 = 1165498 рублей

4 4


Налог на имущество определяется путем умножения среднегодовой стоимости имущества и соответствующей ставки налога на имущество (в строительных организациях ставка налога на имущество составляет 1,5%).

Таким образом, налог на имущество по данным аудита равен:

1165498 х 1,5% = 17483 руб.


Таблица 3.8

Расчет налога на имущество по данным ООО «СМУ- 2»


Период По данным аудита По данным расчетов ООО «СМУ-2», сданных в налоговую инспекцию Отклонения
2003 год 17483 17483 0

Таким образом, при проведении аудита по данному разделу ошибок не обнаружено. (Приложение № 7)


Налог на прибыль


Согласно Налогового Кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. [2]

Прибылью признается для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

К доходам относятся:

1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав

2) внереализационные доходы.

При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Доходы определяются на основании первичных документов и документов налогового учета.

Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. [24]

При проведении проверки по данному разделу за 2003 год выявлены отклонения:

Таблица 3.9

Расчет налога на прибыль


№ п/п Наименование показателя

По данным

ООО «СМУ-2”

По данным аудита

Отклоне-

ния

1 Доходы от реализации 7114802 7114802 0
2 Расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации 7110862 7109217 1645
3 Прочий операционный доход 2248050 2248050 0
4 Прочий операционный расход 2241268 2241268 0
5 ИТОГО Прибыль (убыток) 10722 12367 1645
6 Налог на прибыль 2573,3 2968,1 395

В результате проверки правильности исчисления налога на прибыль аудитором было выявлено занижение налога на прибыль на 395 руб. Рекомендуем доначислить налог на прибыль на сумму 1645*0,24=395 руб.

Так как авансовые отчеты (выявленные по НДС) связаны с расходами организации отражаемыми в декларации по налогу на прибыль, необходимо провести корректировку налога на прибыль и подать уточненный расчет.


В результате аудиторской проверки по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами выявлены следующие расхождения в бухгалтерском учете ООО «Строительно-Монтажное Управление № 2»:

Таблица 3.10

Сумма отклонений по итогам проверки расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами в ООО «СМУ-2»


Наименование проверенного налога

Выявленные отклонения (+,-)

Налог на доходы физических лиц 0
Единый социальный налог 0
Налог на добавленную стоимость 329
Налог с продаж 0
Налог на содержание милиции 0
Налог на имущество 0
Налог на прибыль 395

Итого сумма отклонений

724


Рассчитанный в Главе 2 данной работы единый уровень существенности составляет 180 тыс. руб., в том числе:

по задолженности перед бюджетом – 504 тыс.руб.

по задолженности перед внебюджетными фондами – 382 тыс.руб.

Таким образом, по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами уровень существенности превышает принятое аудитором значение уровня существенности.

Следовательно, по данному разделу аудиторской проверки необходимо:

1). Увеличить выборку проверяемых первичных документов.

2). С целью уменьшения риска не обнаружения ошибки на данный раздел привлечь более опытного специалиста.


Аудит платежной дисциплины по соблюдению сроков уплаты налогов


При проведении аудита по данному разделу установлено несоблюдение порядка и сроков уплаты налогов в ООО «Строительно-Монтажное Управление № 2». Сумма недоимки на 01.01.2004 г ода составляет 886357 рублей.

Рекомендуем установить контроль за соблюдением платежной дисциплины на предприятии, несоблюдение которой влечет изымание из оборота денежных средств, необходимых для бесперебойной работы предприятия.


Аудиторское заключение.

Исполнительному органу

ООО «Строительно-Монтажное

Управление № 2»

« 01 » мая 2004 года № __1__

на № ______ от _____________

В соответствии с договором №1 от 01 апреля 2004 года проведен аудит бухгалтерской отчетности ООО «Строительно-Монтажное Управление № 2» за 2003 год.

Данные об аудиторской компании:

____________________________________________________________ зарегистрировано «____»_________ _____ года регистрационной палатой Администрации г. Пскова

Свидетельство о государственной регистрации Серии _______ № _________ от « ____» _________ _____года.

Поставлено на учет налогоплательщика «_____»_________ _____года. ИНН ____________________. Юридический адрес: ____________________________________________________________

Сведения о лицензии: № _____от «____»_______ _____года, приказ Министерства Финансов РФ от «____»_______ ____ года №_____ на 3 года в области общего аудита.

Банковские реквизиты:

Р/сч____________________________в ___________________________________

К/с_____________________________БИК____________________


Проверку проводили:

Аудитор _____________________________-квалификационный аттестат №_____ от «____»_________ ____ г., утвержденный протоколом ЦАЛАК №____.

Аудитор____________________________-квалификационный аттестат №_____ от «____»_________ ____ г., утвержденный протоколом ЦАЛАК №____.


1. Нами проведен аудит бухгалтерской отчетности ООО «Строительно-Монтажное Управление № 2» за 2003 год.

2. При планировании и проведении аудита отчетности нами рассмотрено состояние внутреннего контроля в ООО «Строительно-Монтажное Управление № 2». Ответственность за организацию и состояние внутреннего контроля несет исполнительный орган ООО «Строительно-Монтажное Управление № 2».

3.Мы рассмотрели состояние внутреннего контроля исключительно для того, чтобы определить объем работ, необходимых для формирования аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности.

Проделанная в процессе аудита работа не означает проведения полной и всеобъемлющей проверки системы внутреннего контроля ООО «Строительно-Монтажное Управление № 2» с целью выявления всех возможных недостатков.

4.Мы полагаем, что проведенный аудит дает достаточные основания для того, чтобы высказать мнение о достоверности данной отчетности.

Наше мнение о достоверности отчетности основано на анализе, приведенном в отчете по результатам аудиторской проверки.

По нашему мнению, бухгалтерская отчетность с поправками, подлежащими отражению в бухгалтерской отчетности за 2003 год, достоверна.

Мы полагаем, что в части расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами можно дать условно-положительное заключение и рекомендуем ООО «Строительно-Монтажное Управление № 2» внести в бухгалтерский учет предприятия выявленные в ходе аудита изменения.


Генеральный директор _______________


3.2 Оценка и пути оптимизации налогообложения


ООО «Строительно-Монтажное Управление № 2», как и большинство предприятий, уплачивает налоги в соответствии с законодательными актами федеральных, региональных и местных органов власти.

Задолженность по налогам является обязательством юридических лиц перед бюджетом и обычно имеет определенную дату уплаты.

Часто меняющееся налоговое законодательство и противоречия некоторых положений нормативных актов обусловливают возможность случайных ошибок в расчетах по налогам.

Каждому налоговому законодательному акту присущи определенные требования к применению ставки налога, определению налогооблагаемой базы, срокам уплаты налогов, подготовке отчетности и т.д.

По результатам аудиторской проверки на предприятии ООО «Строительно-Монтажное Управление № 2» установлено:

1.Несоответствие внутреннего контроля фирмы характеру и масштабам деятельности.

2.В результате проверки правильности определения налогооблагаемых баз и соответствия данным бухгалтерского учета выявлено:

- сумма налога на прибыль занижена на 395 рублей.

- сумма налога на добавленную стоимость занижена на 329 рублей.

3.В результате проверки платежной дисциплины на предприятии установлено несоблюдение порядка и сроков уплаты налогов, что неизменно повлечет изымание из оборота денежных средств в размере начисленных пеней.

Главной уставной задачей ООО «Строительно-Монтажное Управление № 2», является извлечение прибыли. Для достижения этой цели необходимо планомерно осуществлять ряд мероприятий, в том числе:

- четко и грамотно вести бухгалтерский и налоговый учет. Большое значение на предприятии для принятия оптимально выгодных и разумных решений должно отводиться управленческому учету. Ибо от решения, принятого руководителем, зависит финансовое состояние фирмы. А решение должно быть подкреплено максимальным количеством необходимой информации.

- на предприятии необходимо развивать оптимизационное налоговое планирование – деятельность, направленную на минимизацию налогов, с целью увеличения чистой (нераспределенной) прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. В идеальном варианте налоги должны быть сведены к небольшой сумме. Процесс налогового планирования – это совместная работа бухгалтера, юриста и руководителя. От их деятельности зависит финансовое состояние предприятия в целом.

Основная цель налогового планирования организации – оптимизация всех расходов, связанных с уплатой налогов.

Оптимизация налогообложения – это реализация закрепленного положения о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, осуществляемая посредством специфических форм планирования деятельности, найма рабочей силы и размещения финансовых средств налогоплательщика с целью максимального снижения возникающих при этом налоговых обязательств. Это также целенаправленные действия налогоплательщика, включающие в себя полное использование всех предоставленных льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов.

Оптимизация налоговых платежей обусловлена стремлением предприятия обеспечить собственную конкурентоспособность. Это означает, что каждое предприятие в рамках существующих финансовых норм должно находить в кривой платежей такую точку, которая обеспечивает ему одновременно выполнение обязательств перед государством, а также реализацию собственных целей деятельности.

Необходимость и объем налогового планирования напрямую связан с тяжестью налогового бремени.

НБ = НН / ДС * 100%, где

НБ – налоговое бремя;

НН – налоги, начисленные за отчетный период;

ДС – добавленная стоимость.

По данным бухгалтерской отчетности в ООО «Строительно-Монтажное Управление № 2» за 2003 год начислено к уплате в бюджет 752829 руб., а добавленная стоимость составляет 7115000 руб.

Рассчитанное таким образом налоговое бремя на предприятии ООО «Строительно-Монтажное Управление № 2» составляет 11%. Полученное значение показывает, что в рассматриваемой фирме необходимо проводить налоговое планирование.

Как было сказано выше, оптимизация всех расходов, связанных с уплатой налогов – это и есть основная цель налоговой политики организации, основными элементами которой может быть следующее:

Создание системы контроля за процессом налогообложения организации. Для решения этой задачи целесообразно вести налоговый календарь для четкого прогнозирования и контроля правильности исчисления и уплаты в бюджет налогов и сборов, установленных для организации, а также своевременного представления отчетности. Налоговый календарь целесообразно оформлять в виде таблицы с указанием перечня налогов, сроков их расчетов, перечислений, ответственных лиц. Для получения своевременной информации о состоянии расчетов, текущих и просроченных пенях в рабочем плане счетов целесообразно выделит следующие группы субсчетов по каждому налогу:

текущие платежи;

просроченные платежи;

пени и штрафы

Стратегия оптимизации налоговых обязательств с четким планом ее реализации;

Выполнение налоговых и прочих обязательств, недопущение просрочки дебиторской задолженности по хозяйственным операциям;

Совершенствование технологий организации бухгалтерского учета и отчетности, позволяющие оперативно получать объективную информацию для налогового планирования и контроля за осуществлением налоговой политики;

Оптимизация договорных отношений и выбор партнеров по бизнесу. С помощью выбора типа договора, партнера, условий сделки можно оптимизировать налогообложение хозяйственных операций, проводимых организацией (например, организации невыгодно работать с поставщиком, который не является плательщиком НДС).

Формирование учетной политики, в целом направленной на оптимизацию налоговых платежей.

Планирование налогов необходимо учитывать при формировании учетной политики предприятия. На наш взгляд, учетная политика предприятия является важнейшим элементом как для целей бухгалтерского учета, так и для налогового учета, обязанность по ведению которого возникла с 1 января 2002 года.

С учетом вышеизложенного руководству ООО «Строительно-Монтажное Управление № 2» предложены к рассмотрению следующие предложения по формированию учетной политики на 2004 год, которые, помогут в реализации минимизации налогов:

1. При формировании учетной политики важное место необходимо уделить методу определения выручки от реализации продукции. Согласно 25 Главы Налогового Кодекса части второй, для целей налогообложения прибыли ООО «Строительно-Монтажное Управление № 2» в учетной политике метод определения выручки может записать только по отгрузке, но согласно 21 Главы части второй НК метод учета НДС может быть записан по оплате. Это выгоднее предприятию, так как при учете НДС по отгрузке возникает проблема – деньги за реализацию продукции еще не получены, но у предприятия возникает обязанность по уплате НДС в бюджет.

По данным бухгалтерской отчетности на предприятии ООО «Строительно-Монтажное Управление № 2» дебиторская задолженность составляет 6658000 рублей. Наличие дебиторской задолженности свидетельствует о достаточно низкой платежной дисциплине покупателей.

Предлагаем закрепить в учетной политике на 2004 год:

Метод определения выручки «по оплате» по налогу на добавленную стоимость.

2.Следующий момент, который можно учесть при формировании учетной политики – это создание резервного фонда на оплату отпусков, что будет способствовать равномерному включению предстоящих расходов в издержки обращения отчетного периода и оптимизации налога на прибыль.

3.Создание резерва по сомнительным долгам в свете Главы 25 НК РФ актуально для рассматриваемой фирмы ООО «Строительно-Монтажное Управление № 2», так как создание резерва по сомнительным долгам может позволить отодвинуть во времени уплату налога на прибыль в части суммы созданного резерва. Если до конца года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются к прибыли соответствующего года.

Рекомендуем указать в приказе по учетной политике: в конце отчетного года произвести инвентаризацию дебиторской задолженности и создать резерв сомнительных долгов в соответствии с действующим законодательством.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Рассматриваемое в данной