Совершенствование налогообложения с строительстве на примере СМУ

проверке правильности отнесения доходов и расходов к отчетному периоду нарушений не установлено.

Первичные документы, фиксирующие факты совершения хозяйственных операций, составляются по форме, содержащейся в Альбомах унифицированных форм первичной документации, утвержденных ЦСУ РФ, с соблюдением требований ФЗ РФ от 23.07.1998 г. № 123-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «О бухгалтерском учете»».

Бухгалтерский учет в ООО «СМУ-2» автоматизирован - применяется бухгалтерская программа «Инфо- Бухгалтер».

Отчетность, заполняемая ООО «СМУ-2», заполняется правильно: с наличием всех предусмотренных показателей и подписей, без подчисток и помарок, в полном объеме, согласно требованиям ПБУ №4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 г. №43-н.

Аудит оценки эффективности и надежности системы внутреннего контроля, контрольной среды и отдельных средств контроля установил в ООО «СМУ-2» несоответствие внутреннего контроля характеру и масштабам деятельности.


Аудит расчетов с персоналом по оплате труда, по единому социальному налогу и по налогу на доходы физических лиц


При проведении аудита по данному разделу использовались следующие документы:

ведомости начисления заработной платы;

кассовые документы;

главная книга;

табели учета рабочего времени;

регистры бухгалтерского учета по счетам затрат и счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;

отчетность, сдаваемая в налоговую инспекцию.


В результате проверки установлено:


В ООО «Строительно – Монтажное Управление № 2» присутствует штатное расписание, Положение по оплате труда, табели учета рабочего времени.

Всего начислено в ООО «Строительно – Монтажное Управление № 2» за проверяемый период:


Таблица 3.1

Сведения о начисленной заработной плате


Год Начисленная сумма заработной платы

Количество работающих

На 01.01.2004

Среднесписоч-ная численность
2003 1856900,19 70 65

Право на налоговые вычеты имеют только физические лица – резиденты РФ, то есть те, кто проживает в России не менее 183 дней в календарном году. Налоговым Кодексом предусмотрено четыре вида вычетов:

стандартные;

социальные;

имущественные;

профессиональные.

Работодатель предоставляет работнику налоговые вычеты.

Существует четыре вида стандартных налоговых вычетов:

3000 рублей;

500 рублей;

400 рублей;

300 рублей.

Для того, чтобы работодатель стал предоставлять вычеты, гражданин должен написать соответствующее заявление. [33]

Вычеты по налогу на доходы физических лиц в ООО «Строительно – Монтажное Управление № 2» предоставлялись работникам на основании их заявлений, к которым приложены справки и другие документы, необходимые для получения вычета на детей.

Соблюдение данного условия предоставления льготы персонально работникам стало обязательным с 2001 года.

Таблица 3.2

Исчисление налога на доходы физических лиц


Наименование показателя

2003 год

(руб.)

Начислена заработная плата всего 1856900,19
Начислена компенсация за неиспользованный отпуск 23790,07
Начислены отпускные 136776,15
Вычеты по налогу на доходы физических лиц 271400
Начислено по больничному листу 79531,14
Начислен налог на доходы физических лиц 205667

Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц является календарный год. Поэтому работодатель учитывает каждого работника нарастающим итогом в течении всего года. Учет доходов в ООО «Строительно – Монтажное Управление № 2» ведется в Налоговой карточке. Сумма полученных доходов, облагаемых по ставке 13%, уменьшается на налоговые вычеты, а с полученной разницы удерживается налог.

Сведения о доходах, выплаченных физическим лицам, и удержанных с них налогах за 2002 и 2003 год были поданы в налоговую инспекцию по форме 2-НДФЛ на магнитных носителях.

По налогу на доходы физических лиц за 2002, 2003 год в апреле 2004 года была проведена налоговая проверка. В результате проверки не было выявлено искажений в бухгалтерском учете по данному разделу.

Начисление выплаты пособий по больничным листам производится правильно, что соответствует расчету по авансовым платежам по единому социальному налогу, сданному в Инспекцию МНС РФ по г. Пскову за 2003 год .

Данные для исчисления налога на доходы физических лиц взяты из сводной расчетно-платежной ведомости (см. Приложение 4).

В 2003 г. сдано в бухгалтерию восемь больничных листов, оформленных надлежащим образом.


Год Начисленная сумма пособия по больничным листам
2003 79531,14

Единый социальный налог заменил все обязательные взносы в социальные фонды.

Организация единый социальный налог платит с сумм, начисленных в пользу физических лиц по трудовым, гражданско – правовым договорам.

Ежемесячно работодатель вносит авансовые платежи по единому социальному налогу. По итогу каждого квартала работодатель рассчитывает разницу между суммой налога, начисленной исходя из налоговой базы, которая рассчитана нарастающим итогом с начала года, и суммой фактически уплаченных авансовых платежей. [46]

В ходе проверки правильности применения ставок по единому социальному налогу выявлено следующее:

В ООО «Строительно – Монтажное Управление № 2» в 2003 году не имело места применение регрессивных ставок единого социального налога с сумм, превышающих 100 000 руб.

Согласно пункта 1 статьи 241 Налогового Кодекса части второй, в 2003 году применяются регрессивные ставки по единому социальному налогу:

-при условии, что фактический размер выплат, начисленных в среднем на одного работника и принимавшихся за базу при расчете страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации во втором полугодии 2000 года, превышает 25000 рублей. При расчете фактического размера выплат, начисленных в среднем на одного работника и принимавшихся за базу при расчете взносов в государственные внебюджетные фонды, у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты 10 процентам работников, имеющих наибольшие по размеру выплаты, а у налогоплательщиков с численностью работников до 30 человек (включительно) - выплаты 30 процентам работников, имеющих наибольшие по размеру выплаты. [2]

В ООО «Строительно – Монтажное Управление № 2» данное условие было соблюдено.

В соответствии со ст.236 НК РФ выплаты работнику, связанные с выполнением им своих обязанностей и относящиеся на себестоимость, являются объектом обложения единым социальным налогом. Статья 238 НК РФ делает из этого объекта исключение в виде законодательно установленных компенсационных выплат. Суммы выплат, выходящие за пределы норм, установленных в соответствии с законодательством, по существу не являются компенсационными, а становятся обычным элементом оплаты труда, не относящимся на себестоимость согласно п.п."и" п.2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552 (с последующими изменениями и дополнениями).

Однако согласно п.4 ст.236 НК РФ не признаются объектом налогообложения выплаты за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций (налога на прибыль). Поэтому на основании п.4 ст.236 НК РФ указанные выплаты, в частности командировочные расходы сверх установленных норм, не включаются в объект налогообложения. [2]

К тому же, в ходе проверки в ООО «Строительно – Монтажное Управление № 2» по данному разделу за 2003 год не было обнаружено нарушение в регистрах бухгалтерского учета.

В ходе проверки по данному разделу аудитом были сделаны следующие расчеты:

Таблица 3.3

Расчет суммы единого социального налога


Наименование показателя

По данным ООО «Строительно – Монтажное Управление № 2»

(руб.)

По данным аудита

(руб.)

Отклонения
Начисленная сумма заработной платы 1856900,19 1856900,19 0
В.т.ч.


Больничные 79531,14 79531,14 0
Компенсация 23790,07 23790,07 0
Отпускные 136776,15 136776,15 0
База для ЕСН всего 1751062,17 1751062,17 0

В т.ч.

База для ЕСН до 100000 руб.

1751062,17 1751062,17 0
Пенсионный фонд 28% 490297,44 490297,44 0
ФСС 4% 70042,44 70042,44 0
ТФОМС 3,4% 59536,08 59536,08 0
ФФОМС 0,2% 3502,11 3502,11 0
ИТОГО ЕСН за 2003 год 623378,07 623378,07 0

ООО «Строительно – Монтажное Управление № 2» расчет по авансовым платежам составляло в трех экземплярах. Один экземпляр остался в налоговой инспекции, второй остался у организации, а третий был передан в Пенсионный Фонд РФ. В ходе аудиторской проверки расхождений данных по Главной книге предприятия и поданных деклараций по авансовым платежам за 2003 год в Инспекцию Министерства по налогам и сборам обнаружено не было.


Аудит расчетов с бюджетом:


Налог на добавленную стоимость.


При проведении аудита по данному разделу были использованы следующие документы:

Банковские документы (платежные поручения, выписки банка);

Накладные на приход товарно-материальных ценностей от поставщиков;

Счета-фактуры от поставщиков;

Счета-фактуры, выписанные в адрес покупателей;

Книга покупок;

Книга продаж;

Главная книга;

Регистры бухгалтерского учета по балансовым счетам 19, 60, 62, 76, 68/НДС;

Налоговые декларации по НДС


Для проверки были предоставлены не все накладные на приход материала от поставщиков. Со слов бухгалтера, причиной этого является то, что не у всех поставщиков, находящихся за пределами г. Пскова, налажен документооборот в момент отгрузки товара. Поэтому документы присылаются позже почтой.

Журнал учета входящих счетов-фактур в ООО «Строительно – Монтажное Управление № 2» отсутствует, тогда как, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 г. № 914, утвердившего Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (в редакции Постановления Правительства РФ от 15.03.2001 г. №189):

1. Покупатели ведут журнал учета полученных от продавцов оригиналов счетов-фактур, в котором они хранятся, а продавцы ведут журнал учета выставленных покупателям счетов-фактур, в которых хранятся их вторые экземпляры.

Покупатели ведут учет счетов-фактур по мере их поступления от продавцов, а продавцы ведут учет счетов-фактур, выставленных покупателям, в хронологическом порядке……

…….6. Журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур должны быть прошнурованы, а их страницы пронумерованы.

Аудит расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость в ООО «Строительно – Монтажное Управление 2» проводился сплошным методом.

При проведении проверки по данному разделу за 2003 год выявлено несоответствие данных Главной книги, Книги покупок и Книги продаж с Налоговыми декларациями. (см. таблица 3.4).

Рекомендуем провести инвентаризацию по счетам, связанным с исчислением налога на добавленную стоимость, и привести в соответствие данные налоговых регистров с данными налоговых деклараций за 2003 год.

Расхождения данных Главной книги и Налоговой декларации связаны с тем, что организация не во всех случаях правильно отражает в учете сумму входящего налога на добавленную стоимость.


Таблица 3.4


Соотношение НДС по налоговой декларации с книгами

покупок и продаж


Квартал

Книга покупок

Книга продаж

Сумма НДС к уплате в бюджет

Налоговая декларация

Отклоне-ния

I 194351,5 238494 44142,5 44155 -12,5
II 147827 115640 -32187 -32527 340
III 236221,8 271323 35101,2 35116 -14,8
IV 293299,06 351680,3 58381,24 58365 16,24

ИТОГО

871699,4

977137,3

105438

105109

329

В результате проведения аудиторской проверки по Налогу на добавленную стоимость выявлено занижения налога к уплате в бюджет на 329 рублей.

Приводим примеры авансовых отчетов, в которых были допущены ошибки:

1 квартал: выявлен авансовый отчет не отраженный в бухгалтерском и налоговом учете, гвозди на сумму 75 руб., в том числе НДС=12,5 руб.

2 квартал: выявлен авансовый отчет, отраженный в бухгалтерском и налоговом учете, оформленный с нарушениями (отсутствуют печати), катридж на сумму 2040 руб., в том числе НДС=340 руб.

3 квартал: выявлен авансовый отчет не отраженный в бухгалтерском и налоговом учете, бумага для принтера на сумму 88,8 руб., в том числе НДС=14,8 руб.

4 квартал: выявлен авансовый отчет, отраженный в бухгалтерском и налоговом учете, оформленный с нарушениями, канцтовары на сумму 97,44 руб., в том числе НДС=16,24 руб.

В результате выявленных ошибок выплывает задолженность подотчетного лица перед организацией. Надо удержать с подотчетного лица деньги (2 и 4 кварталы).

Выявленная ошибка не является существенной, однако для приведения в соответствие данных бухгалтерского учета рекомендуем внести изменения в регистры бухгалтерского учета, подготовить и сдать в Инспекцию МНС РФ по Псковскому району уточненные (дополнительные) расчеты по налогу на добавленную стоимость, подлежащему уплате в бюджет по данному разделу, начислить и уплатить пени за несвоевременную уплату Налога на добавленную стоимость, согласно ставки рефинансирования, действующий на момент недоимки.

И внести соответствующие корректировки по расчетам с подотчетными лицами.

Приложение № 5 – Декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартала 2003 года.

Налог с продаж


Согласно главы 27 (статья 349) Налогового Кодекса объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации. Операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения в том случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных документов. [2]

В результате аудита по данному разделу мы установили правильность исчисления налога с продаж за 2003 год.

Таблица 3.5

Расчет соответствия налога с продаж с данными деклараций


Период 2003 года

Данные по НСП согласно Главной книге

(руб.)

Данные по НСП согласно налоговому расчету

(руб.)

Разница

гр.2- гр.3

1 2 3 4
1 квартал 489 489 0
2 квартал 0 0 0
3 квартал 1524 1524 0
4 квартал 0 0 0
ИТОГО 2013 2013 0

Налог на содержание правоохранительных органов


При исчислении данного налога используются следующие данные:

- Среднесписочная численность работников предприятия;

- Размер минимальной месячной оплаты труда;

- Количество месяцев в отчетном периоде;

- Ставка сбора.

Данный расчет сдается в Инспекции Министерства по налогам и сборам по Псковскому району два раза в год (1 полугодие и год). (Приложение № 6)

При проверке данного раздела существенных ошибок и искажений не обнаружено.