Изображение личности Наполеона Бонапарта в русской поэзии первой трети XIX в.

где твой прах забытый истлевает….

А твой удел благословенный:

Принять изгнанника и прах его хранить.

(I, стр. 27)

Композиция элегии двучастна. Вторая часть элегии осложнена элементами балладного диалога (разговор тени Наполеона с певцом).

Во второй части элегии образ наполеона построен в соответствии с романтической типизацией (представлен байронический образ Наполеона).

Герой стоит в центре внимания, его образ украшает произведение своим величием. В элегии представлена самохарактеристика героя:

Пускай историю страстей

И дел моих хранят потомки

Я презрю песнопенья громки;

Я выше и похвал, и славы, и людей!

(I, стр. 28)

В данном отрывке дана отражённая характеристика персонажа, которая следует из слов самого героя.

Во второй части элегии появление образа Наполеона вызывает у певца ужас и страх:

Умолк певец. Струится в жилах хлад;

Он тайным ужасом объят

И струны лопнули,…и тень ему предстала.

(I, стр. 28)

Это отношение служит эффектным мотивом для отражённой характеристики персонажа. В данном произведении М.Ю.Лермонтов подчёркивает мотив одиночества героя, его оторванность от окружающего мира.

Мне всё равно; в могиле вечно ночь,

Там нет ни почестей, ни счастия, ни рока!

(I, стр. 28)

В связи с романтической трактовкой, образ Наполеона окружён тайной.

Проанализировав данное произведение можно сделать вывод: композиция элегии двучастна, в первой части господствует мотив утраты, присутствует оссианический пейзаж ( характерен для романтиков) и его элементы-( луна, Диана, певец, зефир).

Используются такие приёмы как метафора ( полночь свинцовый свой покров по сводам неба распустила), эпитеты (глас священный), для экспрессивности употребляется приём риторического вопроса и обращение. Из языковых особенностей стоит отметить наличие слов, характерных для высокого стиля-(глас священный, вещают удел благословенный). Можно сделать вывод о возвышенном характере стиля.

Образ Наполеона дополняет скорбная песнь. Наполеон – великий завоеватель, но его время безвозвратно прошло.

Во второй части элегии представлен байронический образ Наполеона. Герой стоит в центре внимания, его образ окружён ореолом тайны. В последних строках элегии впервые у М.Ю.Лермонтова появляется романтическое противопоставление героя людям. Стоит отметить высокий стиль элегии, который помогает определить авторскую позицию. М.Ю.Лермонтов воспринимает Наполеона как героя, блистательного полководца, но тут же следует нравственное осуждение.

Образ Наполеона построен в соответствии с романтической типизацией. В раннем произведении М.Ю.Лермонтова возникает тема великого человека с трагической судьбой.

Можно сделать вывод, что, несмотря на победы, Наполеон в глазах современников уже часть истории.

Элегия "Наполеон" носит подражательный характер, но уже наблюдается черты формирования ведущего лирического образа.

Тему великого человека с трагической судьбой М.Ю.Лермонтов продолжает в произведении "Наполеон" (Дума)-(1830).

Как и в предыдущем произведении, Наполеон изображён как высокий трагический герой. Произведение начинается с описания пейзажа, который призван передать общее настроение.

В неверный час, меж днем и темнотой,

Когда туман синеет над водой,

В час грешных дум, видений, тайн и дел

Которых луч созреть бы не хотел…

(I, стр. 48)

В первых строках присутствует романтический приём тайны (появление главного персонажа). Таинственность выражается ещё и тем, что главный герой не назван.

Стоит вблизи нагбенного креста

Он не живой. Но также не мечта.

(I, стр. 48)

Художественная деталь в портретной характеристике раскрывает личность таинственного персонажа:

Сей острый взгляд с возвышенным челом

И две руки, сложённые крестом

(I, стр. 48)

Приём описания неизменно рисует мрачный и величественный образ главного героя – Наполеона.

Но особенно важны, при создании образа некоторые эффектные и выразительные позы, при которых в облике героя подчёркивается таинственные черты как бы потустороннего мира.

В произведении присутствует образ моря. Это излюбленный образ романтиков, олицетворяющих символ свободы, мощи. В данном произведении показано преклонение стихии перед величественным героем.

Пред ним лепечут волны и бегут,

И вновь приходят, и о скалы бьют

Как лёгкие ветрилы, облака

Над морем носятся издалека.

(I, стр. 48)

В думе неизменно присутствует мотив утраты великого прошлого. Использован приём воспоминания. Французский полководец грустит о былой славе, победах.

Там Франция! – там край её родной

Там славы след, быть может скрытый мглой,

Там средь войны, её неслися дни…

О! Для чего так кончились они.

(I, стр. 29)

В думе наблюдается несколько иная авторская позиция. М.Ю.Лермонтов сочувствует герою, размышляя о его судьбе.

В данном отрывке прослеживается мотив жертвенности. Так же говорится о бренности славы, великих побед. Наполеон – уже часть истории.

Прости, о слава! Обманувший друг

Опасный ты, но чудный, мощный звук.

(I, стр. 49)

Наряду с чувством сострадания присутствует и осуждение героя: осуждается его гордость, эгоизм.

Где он страдал, покинут от друзей

Презрев судьбу с гордыней прежних дней!

(I, стр. 49)

В думе "Наполеон" М.Ю.Лермонтов впервые даёт портретную характеристику героя. Поэт следует традиции – воссоздан тип байронического героя.

Присутствуют мотивы: мрачно сверкающие глаза, черты лица существенны не сами по себе, а как выражение напряжённой и господствующей страсти, однообразная экспрессивность описания служит одновременно приёмом отражённой характеристики, выделяются те подробности, которые могут служить эффектными симптомами вполне определённого душевного состояния.

О! Как в лице его ещё видны

Следы забот и внутренней войны,

И быстрый взор, дивящий слабый ум

Хоть чужд страстей, всё полон прежних дум

Сей взор как трепет в сердце проникал,

И тайные желанья узнавал.

(I, стр. 49)

Стоит отметить наличие узнаваемой в облике Наполеона художественной детали:

Он тот же всё, и той же шляпой он,

Сопутницею жизни, осенён.

(I, стр. 49)

Так же в думе наряду с внутренними желаниями и страстями Наполеона показано, что слава французского полководца уже в прошлом, его мечтам и желаниям не дано осуществиться:

Но – посмотри – уж день блеснул в струях

Призрака нет, всё пусто на скалах.

(I, стр. 49)

Наполеон всего лишь тень.

В думе "Наполеон" интересно воплощается мотив тайны, который окружён фантастическим ореолом. Данный приём реализуется в виде "чудесных рассказов рыбаков"

Нередко внемлет житель сих брегов

Чудесные рассказы рыбаков.

Когда гроза бунтует и шумит,

И блещет молния, и гром гремит,

Мгновенный луч нередко озарял

Печальну тень, стоящую меж скал.

(I, стр. 49)

М.Ю.Лермонтов описывает бурные природные явления, которые поясняют эмоциональное состояние центрального персонажа. Настроение героя соответствует грозной стихии и прямо с ней соотносится.

Проанализировав произведение дума "Наполеон", можно сделать вывод, что данное произведение тяготеет к жанру элегии. На протяжении всего произведения прослеживается мотив утраты, прошлого, великих побед. И общая тональность произведения доказывает предположение о жанре элегии.

Следует отметить, что элегия написана в высоком стиле. Этому соответствуют слова высокого стиля (склонивши взор, ветрилы, внемлет, печальну, возвышенное чело). Использованы также метафоры (лепечут волны, луч узреть бы не хотел).

Поэтический текст включает многочисленные восклицания,

Прости, о слава!

О! Как в лице его ещё видны…

(I, стр. 48)

говорящие о сильном эмоциональном настрое элегии.

Для характеристики героя использован приём воспоминания.

Там Франция! – там край её родной.

(I,стр. 48)

Использован приём художественной детали, который служит дополнительной характеристикой героя.

Также как и в предыдущем произведении М.Ю.Лермонтов даёт оценку деятельности Наполеона, размышляя о его судьбе. Из всего выше сказанного, можно сделать вывод: М.Ю.Лермонтов изображает французского полководца как великого человека со страшной судьбой. В произведении возникает тема героя, слава которого в глазах потомков уже в прошлом. Но тень не может найти покоя (стоит отметить увлечение М.Ю.Лермонтова фантастическим) и до сих пор "дивящий слабый ум, хоть чужд страстей, всё полон прежних дум". В данном произведении дана романтическая трактовка образа: высокий герой с трагической судьбой.

Можно сделать вывод, что в обоих элегиях преобладает общая художественная интерпретация образа Наполеона.

В элегии "Святая Елена" -(1830) поэт несколько расширяет круг проблем.

Произведение написано, вероятно, в связи с десятилетием смерти Наполеона. В центре элегии находится образ императора – изгнанника.

В данном произведении образ Наполеона строится в соответствии с романтической типизацией. Образ императора представлен как загадочное, почти сверхъестественное явление. Герой отдалён от мира как географически, так и метафизически. Географическое отчуждение подтверждает философскую идею противостояние личности.

Он миру чужд был. Всё в нём было тайной

День возвышенья – паденья час.

(I, стр. 83)

В произведении возникает тема предопределённости, судьбы. М.Ю.Лермонтов характеризует главного героя как жертву рока и страстей.

Изгнанник мрачный, жертва вероломства

И рока прихоти слепой…

Родился он игрой судьбы случайной

И пролетел, как буря, мимо нас.

(I,стр. 83)

По сравнению с более ранними обращениями М.Ю.Лермонтова к данной теме, в элегии впервые появляется тема суда над современниками, которая получит дальнейшее развитие в более позднем произведении "Последнее новоселье" - (1841). Франция –

Порочная страна не заслужила,

Чтобы великий жизнь окончил в ней.

(I, стр. 83)

Спустя десять лет после смерти Наполеона происходит осмысление деятельности французского полководца. В данном произведении центральный персонаж предстаёт как жертва рока. У героя появляется трагическая вина. Он наказан за тщеславие, гордыню, эгоизм. И поэт называет Наполеона "жертвой вероломства" Трагическая вина – это всегда приём усложнения образа; показатель неразрешимого противоречия.

Наполеон не заслужил права умереть на родной земле. Возникает мотив жертвенности.

В данном произведении использованы следующие художественные средства: метафора (родился он игрой судьбы случайной), эпитеты (жертва вероломства).

Следует отметить, что произведение создано в высоком стиле, благодаря которому создаётся определённый настрой, ясна авторская позиция.

"чтобы великий жизнь окончил в ней"

Стоит отметить, что в элегии пейзаж минимален. М.Ю.Лермонтов показывает лишь место изгнания Наполеона.

В элегии главенствует тема – личной судьбы французского императора.

В произведении интерпретация образа Наполеона М.Ю.Лермонтовым остаётся неизменной. Но образ усложняется. Наполеон остался непонятым, и великий человек окончил свою жизнь в бесславии, одиночестве, забвении.

Погиб, как жил – без предков и потомства

Хоть побеждённый, но герой.

(I, стр. 83)

Таким образом, можно сделать вывод, впервые в раннем творчестве М.Ю.Лермонтова у героя появляется трагическая вина. Стоит отметить, что в элегии отсутствует фантастический элемент. Возникает романтический конфликт – героя и общества.

Проанализировав ранние элегии М.Ю.Лермонтова можно сделать вывод, что образ Наполеона строится в соответствии с романтической типизацией. В частности, автор создаёт байронический тип героя. В элегиях "Наполеон"-(1829); "Наполеон" (Дума)- (1830). Центральный персонаж окружён ореолом тайны. Появление персонажа вызывает у окружающих страх, и это отношение служит эффектным мотивом для отражённой характеристики героя. Автор использует различные художественные приёмы (метафоры, эпитеты, обращения), которые рисуют хорошо знакомый образ Наполеона. М.Ю.Лермонтов использует жанр элегии, что говорит о некой подражательности в раннем творчестве.

Охотно М.Ю.Лермонтов подчёркивает мотив одиночества героя, его отчуждённость от окружающего мира. Несколько расширяется тема в элегии "Святая Елена" у поэта впервые возникает тема суда над современниками, которая впоследствии продолжит своё развитие в творчестве М.Ю.Лермонтова.

Следует отметить, что элегии написаны в возвышенном стиле, благодаря этому создаётся определённый настрой и ясна авторская позиция. М.Ю.Лермонтов изображает Наполеона как великого человека с трагической судьбой.

Субъективная трактовка М.Ю.Лермонтовым образа французского полководца в балладе Й.К. Цедлица "Воздушный корабль"

После элегии "Святая Елена" последовал десятилетний перерыв. Вновь образ Наполеона возник в балладе "Воздушный корабль (Из Зейдлица)" - (1840). Подзаголовок указывает на балладу австрийского поэта Й.К.Цедлица "Корабль призраков" - (1832). Использованы так же детали из его баллады "Ночной смотр" - (1827), известной в переводе В.А.Жуковского (1836). Источники серьёзно переработаны М.Ю.Лермонтовым, "Воздушный корабль" - это вариация на их темы, а не перевод.

Безусловно, выбирая жанр баллады, М.Ю.Лермонтов вводит фантастические элементы. Это корабль.

По синим волнам океана,

Лишь звёзды блеснут в небесах,

Корабль одинокий несётся

Несётся на всех парусах!

(I, стр. 192)

"Воздушный корабль" М.Ю.Лермонтова – не "Корабль призраков" Й.К.Цедлица.

Не слышно на нём капитана,

Не видно матросов на нём

(I, стр. 192).

Подобно лермонтовскому "Парусу", он выступает как действующее лицо. Данные строки можно истолковать, что корабль не от мира сего (буквальное перетолкование слов о Наполеоне "Он миру чужд был" в элегии "Святая Елена". На корабле нет звуков, поэтому естественно выглядит приём олицетворения.

И молча в открытые люки

Чугунные пушки глядят

(I, стр. 192)

Можно сделать предположение, что это конкретная деталь: корабль военный, но не участвующий в боевых действиях. Тем самым предвосхищается вынужденное бездействие будущего единственного пассажира и капитана одинокого корабля.

При описании могилы императора допущено кажущееся противоречие.

Зарыт он без почестей бранных

Врагами в сыпучий песок,

Лежит на нём камень тяжёлый

Чтоб встать он из гроба не мог!

(I, стр. 193)

Но когда корабль пристаёт к берегу

Из гроба тогда император,

Очнувшись, является вдруг.

(I, стр. 193)

Художественная деталь – камень больше не упоминается, это свидетельствует о мощи императора, его незыблемости.

Император, в отличие от ранних произведений, ни разу не назван, ни тенью, ни призраком. Можно сделать вывод, что образ материализирован. Вводится узнаваемый образ.

На нём треугольная шляпа

И серый походный сюртук.

(I, стр. 193)

Несмотря на могильные атрибуты, образ действенен. Поэт вводит движения, жесты:

Скрестивши могучие руки,

Главу опустивши на грудь,

Идёт и к рулю он садится

И быстро пускается в путь

(I, стр. 193)

В балладе вновь возникает тема утраты, невозможности вернуть прошлое. Это выражается в эмоциональном состоянии героя.

Опять его сердце трепещет

И очи пылают огнём

(I, стр. 193)

В балладе постоянно подчёркивается действенность императора. Наполеон подвергается полной материализации:

На берег большими шагами

Он смело и прямо идёт,

Соратников громко он кличет

И маршалов грозно зовёт

(I, стр. 193)

Произведение тесно связано с ранним творчеством, но по своей поэтике индивидуально. Трёхсложный размер (трёхстопный амфибрахий) соответствует представлениям о признаках балладного жанра. Лермонтов сильно расходится с Цедлицом в последних восьми строках своего стихотворения, но и первые 10 строф, сохраняющие, в общем, близость к оригиналу, далеки от того, чтобы быть переводом, так как каждый из образов Цедлица(несущийся по морю безлюдный корабль, остров, могила, явление императора, его отъезд на корабле во Францию). Лермонтов разрабатывает самостоятельно, свободно комбинируя строфы оригинала и сильно сжимая описания.

Оба стихотворения имеют то же число стихов (72), но это, несомненно, случайное совпадение, так как первые 40 стихов Лермонтова соответствуют 60 стихам Цедлица, а дальше параллелизм совершенно нарушен. Большей сжатости Лермонтовского стихотворения соответствует более короткая строфа-четырёхстрочная вместо восьмистрочной Цедлица.

Особенно сильно расхождение Лермонтова с Цедлицом во второй части стихотворения. У Цедлица император сходит с корабля, но не зовёт своих маршалов, солдат и сына, как у Лермонтова, а ищет свои города и не находит их, ищет народы, подвластные его империи, ищет свой разрушенный трон, ищет сына, но сыну " не оставили даже имени, которое он ему дал". Стихотворение кончается тирадой Наполеона. Возвращения у Цедлица нет.

По словам исследователя Эйхенбаума, корабль призраков Цедлица "представляет чистейший тип жуткой романтики приведений". Лермонтов отходит от традиции "кладбищенской баллады". В балладе Цедлица действует труп, оживающий раз в год; у Лермонтова – скорее тень, образ Наполеона, чем его труп. В этом Лермонтов следует Жуковскому, который в своём переводе "Ночного смотра" Цедлица (1836) опустил все "трупные" детали, вроде "рук без мяса" у барабанщика, и выпустил строфу, где "белые черепа скалят зубы из-под шлемов, костлявые руки поднимают вверх длинные мечи".

Стихотворение Лермонтова гораздо менее "призрачно", чем "Корабль призраков". Там кораблём управляют призраки, у Лермонтова на корабле никого нет, - он идёт как бы сам собой. Сам корабль у Лермонтова описан гораздо более реальным и материальным: этот военный корабль с чугунными пушками не соотносится с немецким оригиналом заглавия "Воздушный корабль"

В комментарии к академическому изданию Лермонтова сказано, что "Воздушный корабль" представляет собой свободное подражание балладам Цедлица. "Die nachtliche Heerschau" и "Das Geisterschiff". Самое большое, что можно допустить, - это её влияние на одну строфу "Воздушного корабля", да и то скорее не самой баллады, а перевода Жуковского. Именно, 12-я строфа стихотворения Лермонтова, не имеющая никаких аналогий в "Корабле призраков", близка к следующим стихам "Ночного смотра":

Встают молодцы егеря,

Встают старики-гренадёры,

Встают из – под русских снегов,

С роскошных полей италийских,

Встают с африканских степей,

С горячих песков Палестины.

( I, стр.54)

Наполеон остаётся на берегу абсолютно одиноким, а история не возвращается, неизменно повторяются лишь безнадёжные посмертные попытки что – то вернуть.

Но в цвете надежды и силы

Угас его царственный сын,

И долго, его поджидая,

Стоит император один

(I, стр. 194)

Такой исход в балладе ощущается в самом начале фантастического путешествия. Стоит обратить внимание на цикличность- к воздушному кораблю император идёт "главу опустивши на грудь" и возвращается на него "главу опустивши на грудь". Это означает, что круг закончен, через год будет новый.

В балладе эпическое и лирическое находятся в равновесии. В балладе есть сюжет и персонажи (хотя наглядно, непосредственно представлен только один герой и ещё олицетворённый корабль), но проблематика баллады очень близка к лермонтовской лирике и присутствует глубокий лиризм, в соответствии с выше сказанным можно сделать вывод, что сюжет интересен не только событием, но и лирическим напряжением чувств.

Стоит он и тяжко вздыхает,

Пока озарится восток,

И капают горькие слёзы

Из глаз на горячий песок.

(I, стр. 194)

Таким образом, можно сделать вывод, что в балладе М.Ю.Лермонтов делает попытки изобразить Наполеона как обыкновенного человека, которому свойственны переживания и страдания. Безусловно, в глазах современников Наполеон уже давно является частью истории. М.Ю.Лермонтов осмысляет личность французского полководца. Поэт изображает цикличность в действиях Наполеона, безуспешное стремление вернуть прошлое. В данной балладе новаторством М.Ю.Лермонтова является то, что поэт уделяет достаточно внимания внутренним переживаниям, чувствам главного героя. Общая тональность произведения – невозможность вернуть прошлое.

Потом на корабль свой волшебный,

Главу опустивши на грудь,

Идёт и, махнувши рукою,

В обратный пускается путь.

(I, стр. 194)

В балладе использованы художественные средства: фантастика (к высокому берегу тихо, воздушный корабль пристаёт), олицетворение (и молча в открытые люки, чугунные пушки глядят. И в заключении стоит отметить, что в балладе трактовка образа Наполеона несколько меняется. Поэт показывает страдания и переживания центрального персонажа. И вновь возникает тема скорби, невозможности вернуть прошлое.

Субъективизм М.Ю.Лермонтова проявляется в том, что автор убирает все "эффекты ужаса" и создаёт мощный лирический настрой произведения.

Восприятие личности Наполеона в поздний период творчества "Последнее новоселье" - (1841)

Последний раз к наполеоновской теме М.Ю.Лермонтов обратился в стихотворении жанра послания – "Последнее новоселье"- (1841).

Накануне двадцатилетия со дня смерти Наполеона в декабре 1840 года, после бурных споров было принято решение перезахоронить его прах во Франции, в Париже. М.Ю.Лермонтов, несколько раз, опоэтизировавший его могилу на острове Святой Елены, был среди многих, кто отнесся к этому резко отрицательно.

"Последнее новоселье" принадлежит, подобно "Смерти поэта"- (1837) к формирующемуся в зрелом творчестве поэта новому синкретическому жанру, который сочетает в себе черты философско-исторических размышлений, политической инвективы и ораторской оды.

В произведении предметом размышлений служат две темы, занимавшие М.Ю.Лермонтова на протяжении всего творчества: историческая судьба Франции и судьба Наполеона.

В послании с первых строк наблюдается конфликт личности и толпы.

Меж тем как Франция, среди рукоплесканий

И кликов радостных, встречает хладный прах.

(I, стр. 208)

Автор противопоставляет радостную толпу и изгнанного героя:

Погибшего давно среди немых страданий

В изгнанье мрачном и цепях?

(I, стр. 208)

Таким образом, можно сделать вывод, что в первой части послания прослеживается контраст толпы и героя, которого Франция забыла. М.Ю.Лермонтов последовательно выражает мысль о том, что герой Франции был предан забвению:

И вздорная толпа, довольная собою,

Гордится, прошлое забыв.

(I, стр. 210)

М.Ю.Лермонтов развивает тему суда над современниками, выражая мысль, что потомки недостойны своего героического прошлого.

Мне хочется сказать великому народу:

Ты жалкий и пустой народ!

Ты жалок потому, что вера, слава, гений,

Всё, всё великое, священное земли,

С насмешкой глупою ребяческих сомнений

Тобой растоптано в пыли.

(I, стр. 210)

Образ Наполеона в послании героизирован. При создании образа используются слова высокого стиля.

….. и он явился, с строгим взором,

Отмеченный божественным перстом.

(I, стр. 210)

В послании отмечается былая слава, мощь французского полководца. В одной из строк он назван "отцом". И в тоже время подчёркивается его одиночество. Его победы принадлежат не французскому народу, а только ему.

Один, - он был везде, холодный, неизменный,

Отец седых дружин, любимый сын молвы,

В стенах египетских, у стен покорной Вены,

В снегах пылающей Москвы.

(I, стр. 210)

М.Ю.Лермонтов продолжает обличать французский народ, обвиняя его и измене тому, с кем они "окрепли вновь в тени его державы"

Поэт изображает изгнание героя Франции, великого полководца.

Тогда, отяготив позорными цепями,

Героя увезли от плачущих дружин,

И на чужой скале, за синими морями,

Забытый, он угас один –

(I, стр. 210)

В последних строках второй части наблюдается смена тональности, появляется элегический мотив утраты, скорби, сожаления.

Один, - замучен мщением бесплодным,

Безмолвною и гордою тоской –

И, как простой солдат в плаще своём походном,

Зарыт наёмною рукой.

(I, стр. 211)

В третьей части послания поэт резко обличает желание французов перенести прах изгнанного героя. Поэтому в тональности прослеживается ирония:

Но годы протекли, и ветреное племя

Кричит: "Подайте нам священный этот прах

Он наш; его теперь, великой жатвы семя,

Зароем мы в спасённых им стенах.

(I, стр. 211)

М.Ю.Лермонтов не принимает желание французов возвысить императора. Поэт убеждён, что французский народ не достоин славы Наполеона.

В последней части возникают мотивы, которые созвучны теме суда над изнеженным поколением. В результате этого, элегия превращается в инвективу.

И грустно мне, когда подумаю, что ныне

Нарушена святая тишина

Вокруг того, кто ждал в своей пустыне

Так жадно, столько лет – спокойствия и сна.

(I, стр. 211)

В финале "Последнего новоселья" возникают образы и мотивы ранних наполеоновских произведений. Но уже нет прежней "Франции милой" и с этим связывается невозможность возвращения на родину императора.

И если дух вождя примчится на свиданье

С гробницей новою, где прах его лежит,

Какое в нём негодованье

При этом виде закипит.

(I, стр. 211)

В элегии "Святая Елена"- (1830). Наполеон был "хоть побеждённый, но герой". Теперь поэт возвращается к тезису о непобедимости французского полководца, которого мог низвергнуть только рок.

В послании наблюдается жанровый синтетизм: присутствуют черты оды: употребляются слова высокого стиля, старославянизмы : ( божественный перст, риза чудная); послания – обращения: (А вы что делали, скажите, в это время?).

Таким образом, можно сделать вывод, что в послании "Последнее новоселье"

образ Наполеона героизирован. Спустя двадцать лет после смерти Бонапарта, автор осмысляет его значимость. Авторская позиция такова – Наполеон великий полководец, блестящий политический деятель. Наблюдается философски – историческое размышление над его судьбой, его народом. Образ Наполеона возвышен, возвеличен. И, соответственно, можно сделать вывод, что основной конфликт произведения: герой – толпа.

Можно сделать вывод, что в послании эволюционирует и лермонтовская оценка Наполеона, в юношеских произведениях наполеоновского цикла доминировал мотив романтического восхищения личностью Наполеона – титанической, роковой, сменившейся впоследствии более трезвыми суждениями. Однако на фоне гражданского упадка, личность Наполеона вновь приобретает черты величия.

Как будет он жалеть, печалию томимый,

О знойном острове, под небом дальних стран,

Где сторожил его, как он непобедимый,

Как он великий, океан!

(I, стр. 211)

Таким образом, проанализировав произведение более позднего периода, можно сделать вывод, что образ Наполеона в лирике М.Ю.Лермонтова остаётся статичным, поэт просто расширяет круг проблем. Наполеон интерпретируется поэтом как великий человек с трагической судьбой.


Заключение


В результате проведённого исследования можно сделать вывод, что гипотеза, выдвинутая в начале исследования, не подтвердилась.

В ходе работы были проанализированы стихотворения, входящие в наполеоновский цикл, где наиболее ярко представлен образ французского полководца.

Таким образом, можно сделать вывод, что образ Наполеона в лирике М.Ю.Лермонтова строится в соответствии с романтической типизацией.

Так в ранних элегиях "Наполеон"- (1829); "Наполеон" (дума)- (1830) автор создаёт байронический тип героя. Главный герой окружён ореолом тайны. Появление героя сопровождается ужасом, это отношение служит эффектным мотивом для отражённой характеристики героя. Охотно подчёркивается, что герой отдалён от мира как географически, так и метафизически. Географическое отчуждение подтверждает философскую идею противостояние личности.

В произведениях образ Наполеона стоит в центре внимания. В элегиях поэт вводит фантастические элементы, которые призваны, что герой противостоит миру. В ранних произведениях возникает образ великого человека с трагической судьбой. М.Ю.Лермонтов даёт портретную характеристику героя с выделением художественной детали, которая раскрывает личность таинственного персонажа. Так же в элегии "Наполеон" - (1829) присутствует приём самохарактеристики героя. В соответствии с выбранным жанром – элегия, в лирике прослеживается тема утраты, скорби, невозможности вернуть прошлое. Наполеон в глазах современников уже часть истории. Пейзаж в элегии "Наполеон"(дума) – (1830) поясняет эмоциональное состояние центрального персонажа.

В элегии "Святая Елена" образ Наполеона так же строится в соответствии с романтической типизацией. Главенствует тема личной судьбы французского императора. В данной элегии впервые звучит тема суда над современниками, которая получит в творчестве М.Ю.Лермонтова дальнейшее развитие. Стоит отметить, что в элегии у главного героя появляется трагическая вина. Он "жертва вероломсва". Трагическая вина – это всегда приём усложнения образа; показатель неразрешимого противоречия.

М.Ю.Лермонтов для создания образа использует художественные средства: эпитеты, метафоры, обращения. Все элегии созданы в высоком стиле, этому соответствует возвышенная лексика.

М.Ю.Лермонтов интерпретирует образ Наполеона – как великого человека с трагической судьбой.

В более поздний период творчества 1840-1841гг. трактовка образа несколько меняется. Баллада Й.К.Цедлица "Воздушный корабль". В создании образа доминирует лирическое начало. Поэт показывает Наполеона не только как великого полководца, но и как человека, которому присущи страдания. Трактовка образа смягчена. Поэт выбирает жанр баллады, вводя фантастический элемент. В произведении постоянно подчёркивается действенность императора.

В последнем обращении к наполеоновской теме М.Ю.Лермонтов выбирает жанр послания "Последнее новоселье" (1841). Стоит отметить, что данное произведение интересно синтезом жанров: оно сочетает в себе черты философско-исторического размышления, политической инвективы и ораторской оды. Поэт расширяет круг проблем, в частности, М.Ю. Лермонтов поднимает вопрос о том, что потомки Наполеона не достойны его героического прошлого. Так же чётко прослеживается романтическое противопоставление героя и общества. Образ Наполеона героизирован. При создании образа поэт использует высокую лексику. М.Ю. Лермонтова интересует судьба полководца, автор даёт оценку политической и военной деятельности Наполеона.

В итоге исследования, можно сделать вывод, что образ Наполеона в лирике М.Ю.Лермонтова 1829-1841 гг. статичен. Поэт строит образ в соответствии с романтической типизацией. Безусловно, что на протяжении творчества несколько эволюционирует оценка Наполеона, в юношеских произведениях доминирует мотив романтического восхищения личностью Наполеона, сменившейся впоследствии более трезвыми суждениями. Но, однако, на фоне гражданского упадка личность Наполеона в более позднем произведении вновь приобретает черты величия.


Понятийный аппарат


Баллада –это лироэпический жанр, в котором содержится лирическая эмоциональная оценка персонажей на основе сюжетного повествования об исторических событиях, личных драмах, строящихся на основе диалога.

Инвектива – своеобразный вид сатиры; резкое обличение реального лица или группы лиц.

Метафора – вид тропа, перенесение свойств одного предмета на другой, по принципу их сходства или по контрасту.

Ода – жанр лирической поэзии; патетическое, прославляющее произведение.

Олицетворение – особый вид метафоры: перенесение, изображение человеческих черт на неодушевлённые предметы или явления.

Послание – произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-нибудь лицу.

Рифма – созвучие концов стихов, отмечающее их границы и связывающее их между собой.

Романтизм – направление в искусстве, предполагающее противопоставление классицистического требования правил романтической свободе от правил

Символ – это самостоятельный художественный образ, который имеет эмоционально – иносказательный смысл.

Строфа – в стихотворении группа стихов, объединённых какими-то общими формальными признаками.

Фантастика – форма отображения мира, при которой на основе реальных представлений создаётся логически несовместимая картина мира.

Элегия – жанр лирической поэзии, посвящённый печальным раздумьям.

Эпитет – троп, образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета в виде скрытого сравнения.

Список литературы


  1. Аверинцев С.С. Размышление над переводами Жуковского.- М.: Наука, 1964. – 180с.

  2. Андронников И.А. Лермонтовские исследования.- М.:изд АСТ, 2001.-640с.

  3. Бочаров С.Г. "Ты человечество презрел". Образы Петра I и Наполеона в творчестве А.С. Пушкина и других писателей XIXвека М.:

Московский университет, 1997. – 210с.

  1. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин Л.: Художественная литература, 1978. – 285с.

  2. Жуковский В.А. Баллады.- М.: Эксмо, 2003,-384с.

  3. Кузьмин А.И. Героическая тема в русской литературе. М.: Наука, 1989. – 184с.

  4. Лермонтов М.Ю. Сочинения в двух томах. Том