Архитектор Ф.-Б.Растрелли в Петербурге

Аничков дворец не сохранился. Он известен нам лишь по старинным изображениям. О его пропорциях, плане и растреллиевском виде дает ясное представление чертеж главного фасада, сделанный во второй половине XVIII века. В архитектурном отношении он значительно ниже Летнего дворца. Особенно неприятно в нем отсутствие сильного центра, того решительного удара здания, который так любят большие итальянские мастера. Все три ризалита здесь почти однозначащие и разбивают интерес. Однако грех этот, наверное, надо приписать Земцову, а не Растрелли, которому пришлось считаться с уже почти готовыми стенами. Даже сама декорация стен, поскольку она зависела от кирпичной кладки, принадлежала Земцову. Чтобы помочь делу, Растрелли решил совсем уничтожить этот ничтожный центр, перенеся интерес на боковые павильоны. Он поставил по бокам массивные купола, игривые формы которых должны были скрасить и "развеселить" несколько скучный замысел и то же время совершенно изменить взаимоотношение всех частей первоначальной концепции. Купола Аничкова дворца очень любили изображать художники XVIII века, вписывая их в свои перспективные виды Петербурга. При тогдашних невысоких постройках они виднелись со всех концов города и были так же типичны для своего времени, как Петропавловский и Адмиралтейский шпицы. Гораздо лучше самого Аничкова дворца была колоннада, стоявшая на берегу Фонтанки, на высокой рустованной стенке, поднимавшейся прямо из воды.Ну вот Аничков дворец был построен для Алексея Разумовского, а мы сейчас направляемся к другому дворцу, тоже находящемуся на Невском проспекте – Строгановскому дворцу, который так же как и Аничков, предназначался для приближенного к двору его величеств Величие Растрелли в том, что он сумел сочетать европейское барокко с традициями русского зодчества. Он же первым перенес на петербургскую почву и стиль рококо.

Декоративный стиль, созданный для украшения интерьеров и произведений прикладного искусства, Франческо Бартоломео Растрелли использовал в убранстве фасадов своих строений, придав им тем самым еще большую нарядность и пышность XVIII век - это эпоха господства в Европе нового стиля в искусстве - стиля барокко.

Определенно протянутые по фасаду линии кажутся неприятно резкими и просто непринужденными, их стараются либо перебивать другими формами, либо просто выбрасывают. Само здание уже более не кажется сложенным из отдельных камней, а точно вылитым из одного гигантского куска, скорее вылепленным, чем построенным.

В погоне за живописной игрой света архитектор открывает зрителю не сразу все формы, а преподносит их постепенно, повторяя их по два, по три и по пять раз. Глаз путается и теряется в этих опьяняющих волнах форм, воспринимает сложную систему поднимающихся и опускающихся, уходящих и надвигающихся, то подчеркнутых, то пропадающих линий. Отсюда впечатление какого-то движения, непрерывного бега линий и потока форм.

Настало время пышного расцвета индивидуализма. Знаменательно, что именно стиль барокко, объявивший войну классицизму, гораздо ближе, чем ренессанс, подошел к одной из наиболее захватывающих сторон римской архитектуры - создания грандиозных архитектурных пространств. Любимый прием барокко - центральность композиции. Старинное деление храма на три нефа, характерное для готики, было удержано в эпоху Ренессанса, и только в дни барокко уступило место единству пространства, архитектуре больших масс. Зодчие убрали прочь все перегородки и аркады, мешавшие глазу охватывать могучее пространство, и залили храм таким морем света, какого еще не знали до сих пор.

Все, что создал Растрелли на протяжении почти полувека, было сделано в России и стало достоянием русской культуры периода елизаветинского рококо. На формирование уникального "растреллиевского стиля" оказало влияние итальянское барокко, господствовавшее на родине архитектора более полутора столетий, французский классицизм "большого стиля" Людовика XIV, при дворе которого он начинал работать вместе с отцом, традиции древнерусской архитектуры, "нарышкинское", "галицынское" барокко и, конечно же, петербургский стиль.

Ранние работы Растрелли, выполненные при Анне Иоанновне более французские, чем итальянские или немецкие. Но вскоре Растрелли начал вырабатывать собственный стиль, который называют "русским барокко". Оригинальный стиль, созданный Растрелли, прежде всего, выражал пафос русской государственности и не повторял ни европейское барокко, ни классицизм, ни рококо.

Выразительные средства, заимствованные им лишь частично от форм европейского барокко и рококо, были подчинены главной цели - создать ощущение парадоксальности, величия и, вместе с этим, легкости, воздушности, подвижности. Поэтому уникальный растреллиевский стиль ближе к рококо, чем к барокко с его мощной и тяжелой динамикой. От барокко растреллиевские постройки отличает компактность, прямоугольность плана, отсутствие пространственных разрывов в объемах зданий, криволинейных поверхностей стен, динамичного "охватывания пространства". Главная особенность стиля Растрелли состоит в двойственности, неопределенности приема.

В оформлении интерьеров Растрелли последовательно осуществляет принципы стиля рококо. Он сохраняет прием анфиладного построения, зеркала и орнамент рокайль. Но в отличие французских мастеров, Растрелли смелее вводит в интерьер классический ордер, колоннады, аркады, в результате чего, конструктивная, обрамляющая и заполняющая функции совершенно перепутываются, создается пластичное, вариативное впечатление.

Гениальность Растрелли проявляется в том, что он разрушает привычные представления о специфике архитектурных стилей. Удивительная целостность художественного мышления Растрелли проявилась и в его внимании к деталям. Этот архитектор никогда не ограничивался, как другие, общим проектом здания, он сам пририсовывал к нему декоративную лепнину, балконные и оконные решетки, орнамент наборного паркета, мебель, камины, светильники и дверные ручки.

Оглядываясь назад на все созданное Растрелли и сравнивая его творчество с искусством лучших мастеров тогдашней Европы, мы должны признать, что по силе художественного вдохновения, по исключительному дару острой "выдумки", он не уступает никому из современников. Там, где он вообще слабее - во внутреннем убранстве - он стоит ниже некоторых мастеров рококо. Такие певцы рококо, как Оппенор, Боффран, Бабель и Кровилье-старший, оставили на стенах украшенных ими дворцов образцы более изящного стиля и более утонченного вкуса, чем дал нам Растрелли в залах петербургских дворцов. Рядом с ними он кажется увальнем, грубияном и "варваром", но как только он выбирается из внутренних покоев наружу, как только из декоратора - "уборщика покоев" - превращается в архитектора, так он снова единственный мастер, властелин форм, не знающий ни одного соперника, самый обаятельный из всех "зодчих-живописцев". "Варваром" он продолжает оставаться и здесь, но "варварство" это сродни той стихийной мощи, той первобытности и суровой примитивности, которой свойственны народному творчеству и искусству единичных великанов. В этом "варварстве" Растрелли, столь не похожем на западную утонченность, в его кустарности, иногда почти аляповатости, вне всякого сомнения, отразилась Русь, в которой так причудливо и загадочно сочетаются два вечно борющихся начала - Запад и азиатчина.


IV. Строения для частных лиц


Строгановский дворец - как пример позднего творчества архитектора


В левые окна автобуса, перед рекой Мойкой Вы можете видеть Строгановский дворец.

Из дворцов, построенных Растрелли для елизаветинских вельмож, сохранились только два: графа Михаила Илларионовича Воронцова и барона Сергея Григорьевича Строганова. Оба относятся к поздним творения архитектора.

О которых, тем не менее, судить сложно. Это было время больших перестроек. Среди всей этой ломки сохранило в неприкосновенном виде свой внешний облик, пожалуй только одно из поздних творений Франческо Бартоломео Растрелли - городской дом барона Сергея Строганова.

Архитектура дворца в высшей степени типична для Растрелли и представляет как бы переход от плоской трактовки Летнего дворца к рельефной, "скульптурной" манере его последних построек. Это постепенное движение от плоскости к архитектуре масс чрезвычайно характерно для эволюции растреллиевских форм. Он начал с широких гладких стен, декорированных только слабо выступающими пилястрами, очень скромно профилированными - таков Митавский дворец. В Летнем дворце вынос пилястр и вообще лепной декорации уже решительнее и определеннее.

Здание является выдающимся памятником барокко. Центр главного фасада выделен ризалитом с парными колоннами, красоту фасада подчеркивают кованые железные решетки под окнами бельэтажа. Выразителен и пластичен скульптурный декор.

Род Строгоановых был старым и сказочно богатым. Им принадлежала большая часть солеварен и горных разработок России. Предания гласят, что еще в XV веке у Строгоновых было достаточно средств, чтобы выкупить князя Василия Темного из татарского полона.

2 ноября 1752 года Сергей Григорьевич Строганов сообщил сыну Александру, отъехавшему в Европу на учебу: «Наш петербургский дом сгорел до основания и на том же месте я начал строить новый и такой огромный и с такими украшениями и внутри и снаружи, что удивления достойно».(6)

Перед Франческо Бартоломео возникла увлекательная задача: с одной стороны, возвести не дворец, не усадьбу, а дом, достойный богатого и сиятельного вельможи, а с другой - ничем не нарушить предписания властей о внешнем облике Невской першпективы. И еще: чтобы вид дома с набережной реки Мойки был столь же пристоен и величественен, как и со стороны Невского.

Дом Строганова – первый частный дом, сооруженный Растрелли в системе регламентированной городской застройки. Первый и единственный сохранившийся.

Он сразу же привлекает к себе внимание среди близлежащих строений Невского проспекта.

Богатый и образованный, Сергей Григорьевич Строганов не жалеле средств на строение его нового дома. Сжигаемый нетерпением, он даже сумел уговорить Архитектора временно поселиться в недостроенном дворце. Пусть ежедневно и ежечасно наблюдает за ведением работ. И архитектор согласился.

Реставрация дворца продолжается и сейчас, в отреставрированных залах размещены экспозиции и выставки Русского музея.

Начатый через три года после закладки дворца Воронцова, дом Строгановых завершен строением на три года раньше.

Давайте же выясним историю строения дворца Воронцовых.


2. Дворец Воронцовых – как пример усадебного дворца в панораме города


Вице – канцлеру Михаилу Илларионовичу Воронцову в желании пригласить Растрелли для строения нового дома Елизавет отказать не могла. Помнила, как ноябрьской ночью 1741 ехала под его защитой в его санях поднимать преображенцев. И еще был Воронцов сродником. Жена его, Анна Карловна Скавронская, доводилась императрице двоюродной сестрой по материнской линии.

По всем этим причинам весной 1749 года пришлось Франческо Бартоломео Растрелли, среди всех прочих занятий рисовать фасады и планы будущего дворца вице – канцлера, ведавшего иностранными делами империи.

Место для Воронцовского дома выбрали неподалеку от Аничкова, где поселился Алексей Разумовский. Только фасадом новому дому предстояло смотреть к центру города, на Садовую улицу, а к Фонтанке обернуться большим регулярным парком.

От неспокойной улицы дворец отгородился литой чугунной решеткой. Архитектор сам сочинил ее простой и легкий узор. Два длинных низких корпуса, вставшие перпендикулярно к дворцу, торцами к улице, образовали парадный двор. Настоящее усадебное строение.

Решая фасад дворца, архитектор использовал свой традиционный прием – три ризалита. Центральный широкий, в пять окон, лишь чуть выступает вперед. Он на пол этажа выше боковых ризалитов и обильно декорирован сдвоенными колоннами, пилястрами и лепными наличниками больших оконных проемов. Впервые в узор наличников зодчий вводит барельефы мужских голов в шлемах. Позже этот мотив он использует для украшения Зимнего дворца.

Замысловатые, исполненные величавой красоты наличники Растрелли – своеобразная визитная карточка мастера. По ним определяют его творения. Многие пытались ему подражать, но никто не достигал совершенства.

Про усадьбу Воронцова рассказывали в городе с завистью. Каждая дверная ручка, каждый столбик перил лестничных маршей были произведениями искусства. Своей красотой и изыском поражали светильники, шпалеры, мебель. От самого Тьеполо привезли из Италии плафоны для парадного зала. Роскошью и богатством дворец соперничал с царскими. Но еще с большим удовольствием шептались о неслыханных тратах и долгах вице-канцлера. Охотно повторяли фразу Воронцова: «Истинно вам доношу, что я через строение совсем банкротом стал»(9)135. Можно представить, как Растрелли, с его итальянским характером раздражали слишком растянувшиеся сроки строительства.

К счастью все имеет свое завершение. Дворец строили почти десять лет. Прожил в нем Воронцов около пяти.

Приход к трону Екатерины II для Воронцова, также как и для Растрелли, был весьма символичен. Определился новый характер времени, непохожий на предыдущий. Очередная эпоха утверждала собственный вкус и требовала нового его выражения. Для Растрелли – это означало закат его карьеры, так как барокко для Екатерины уже не был в моде. Для Воронцова – это так же означало отход от дел.

Бывшего канцлера Воронцова « по нездоровью»(7) сослали в Европу. Вслед за ним потянулись в разные края и другие некогда всемогущие елизаветинские вельможи.

С 1810 года во дворце разместился Пажеский корпус, ныне - Суворовское училище.

Мы немножко проедим вперед, и посмотрим на Большой Гостиный двор, говоря о котором всегда упоминают Растрелли. Там наша экскурсия и подойдет к концу. Это крупнейшее торговое здание города. Занимающее целый квартал. Его образ определяют двухъярусные аркады общей длинной более 1 км.

Известно, что растреллиевский проект был необычайно красив, но и необычайно дорог для купцов. Строительство Гостиного двора относится к 1757-1785 годам. Другим архитектором является не без известный Жан – Батист Вален – Деламот, чьих творений в нашем городе тоже очень много.

Но какова же была судьба нашего героя?

28 июня 1762 года к власти пришла Екатерина II, как я уже сказала. С этого времени над головой Растрелли начали сгущаться тучи. Ему перестали давать заказы, считая, что его стиль барокко стал немодным. Обер-архитектор просит дать ему отпуск, и 10 августа 1762 года Екатерина II подписывает соответствующий указ. Растрелли с семьей отправляется к себе на родину, в Италию. Через год он возвращается с тайной надеждой, что опять вернется к работе. Но за время его отсутствия ситуация ухудшилась. Растрелли узнает, в частности, о том, что архитектор Валлен-Деламот переделывает внутренние покои Зимнего. Он подает прошение об отставке. 23 октября 1763 года Екатерина II принимает решение об отставке обер-архитектора Франческо Бартоломео де Растрелли с назначением ему пенсиона — тысяча рублей в год. В 1764 году Растрелли отправляется в Митаву, столицу Курляндии, к своему старому покровителю и доброжелателю Эрнсту Иоганну Бирону завершать и отделывать начатый им когда-то дворец. Почти год он проработал в Митаве и Руентале. Но вскоре сын Эрнста Иоганна Бирона Петр, который теперь управлял всеми делами, дал понять, что хочет взять молодого архитектора. Это означало не что иное, как вежливый отказ от услуг Растрелли. Он, правда, в это же время попробовал предложить свои услуги прусскому королю Фридриху II. Однако барочные дворцы Растрелли не входили в планы практичного короля, которого интересовали только финансы, политика и военное дело. 13 февраля 1767 года умерла жена Растрелли. Он прожил с ней вместе свыше тридцати лет. В феврале 1769 года Растрелли вновь отправляется в Италию с коммерческой целью — купить там картины итальянских живописцев с тем, чтобы потом перепродать их в Петербурге. Хоть таким образом он мог позволить себе просуществовать какое-то время без заботы о хлебе насущном. Нет никаких известий, насколько удачной была эта коммерческая акция, но известно другое — прошение Растрелли о принятии его в члены Императорской Академии художеств было удовлетворено 9 января 1771 года. Через семьдесят девять дней Франческо Бартоломео Растрелли умер, но остались его великолепные творения, которые нас радуют. Наша экскурсия подошла к концу. За три часа нашей экскурсии мы смогли проследить эволюцию стиля Ф.Б. Растрелли; увидеть дома, где он жил; познакомиться с его великолепными творениями. Хочу поблагодарить Вас за внимание.


Примечания


1- Овсянников Ю.М.: Франческо Бартоломео Растрелли; Л., Искусство, 1982. – 19 с.

2 - Овсянников Ю.М.: Франческо Бартоломео Растрелли; Л., Искусство, 1982. – 9 с.

3 - Овсянников Ю.М.: Франческо Бартоломео Растрелли; Л., Искусство, 1982. – 10 с.

4 - Козьмян Г. Ф.-Б. Растрелли; Л., Лениздат, 1976. - 35 с.

5 - Козьмян Г. Ф.-Б. Растрелли; Л., Лениздат, 1976. -183 с.

6 - Овсянников Ю.М.: Франческо Бартоломео Растрелли; Л., Искусство, 1982. – 95 с.

7 - Козьмян Г. Ф.-Б. Растрелли; Л., Лениздат, 1976. - 152 с.


Библиография


1) Архитектура: краткий справочник; ред. Н.Г.Адамчик. — Минск.:, 2004. — 123с.

2) Грабарь И.Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках; СПб., Лениздат, 1994.- 223 с.

3)Зодчие Санкт-Петербурга XIX - начала XX века; СПб., Лениздат. 1998.-318с.

4) Исаченко В.Г. Архитектура Санкт – Петербурга. Справочник – путеводитель.- СПб.: «Паритет», 2002.- 416 с.,ил.

5) Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. – М.: «Искусство»,1990. – 326 с.

6)Каганов Г.З. Петербург в контексте барокко; СПб., «Стелла», 2001. – 208 с.,ил.

7) Козьмян Г.Ф.-Б. Растрелли; Л., Лениздат, 1976. -199 с.

8) Мавродин В.В. Основание Петербурга. - Л.: Лениздат, 1978. - 231 с.

9) Овсянников Ю.М.: Франческо Бартоломео Растрелли; Л., Искусство, 1982. – 223 с., ил.

10) Пыляев М.И. Старый Петербург: Рассказы из былой жизни столицы. - СПб.: Паритет, 2003. - 480 с.

11) Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник/ Ред. Коллегия: Белова Л.Н., Булдаков Г.Н., Дегтярев А.Я. и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1992. - 697 с.