Совершенствование налогообложения с строительстве на примере СМУ
истекший год. Частично взимается с ежемесячных и текущих доходов в виде разовых выплат. Подоходным налогом облагаются доходы, превосходящие необлагаемый минимум. Относится к числу прогрессивных налогов, ставка которого обычно увеличивается ступенчатым образом по мере роста величины годового дохода. В России имеется ряд льгот по уплате подоходного налога, в частности, от него освобождены доходы по пенсиям. [2]
Вид налога (сбора) |
Налог на доходы физических лиц |
|||
Объект налогообложения |
Доход, полученный налогоплательщиками: от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российсков Федерации; от источников в Российской Федерации – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации |
|||
Ставка налога (сбора) |
13%-если иное не предусмот- ренно статьей 224 НК |
35% - устанавливается в отношении следующих доходов: - стоимости любых выигрышей и при- зов, получаемых в проводимых кон- курсах, играх и т.д. в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превы- шения 2 тыс. руб; -страховых выплат по договорам доб- ровольного страхования в части пре- вышения страховых взносов увели- ченных страховщиками на сумму исчисленную исходя из ставки рефи- нансирования Центрального банка; -процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, расчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Централь- ного банка РФ, в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте; -суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств в части превышения суммы исчисленной исходя из ѕ став- ки рефинансирования ЦБ |
30%-устанавливает- ся в отноше- нии всех дохо- дов, получае- мых физичес- кими лицами, не являющи- мися налого- выми резиден- тами Российс- кой Федерации |
6%- устанавлива-ется в отно- шении дохо- дов от доле- вого участия в деятельнос- ти организа- ций,получен- ных в виде дивидендов |
Сроки уплаты налогов (сборов) |
Налоговые агенты исчисляют сумму налога при получении средств на оплату труда, а в других случаях не позднее дня следующего за днем перечисления доходов. Уплата налога до 15 июня. |
Единый социальный налог введен с 1 января 2001 г. частью второй НК РФ. Этот налог заменил страховые платежи в государственные социальные внебюджетные фонды. Поступления налога, контролируемые уже не фондами, а налоговыми органами, зачисляются в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования и направляются на финансирование государственного пенсионного и социального обеспечения и медицинской помощи гражданам. [2]
Вид налога (сбора) |
Единый социальный налог |
|||||
Объект налогообложения |
- выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц, а для организаций и индивидуальных предпринимателей – по авторским договорам; - доходы от предпринимателей или иной продовольственной деятельности за вычетом расходов связанных с их извлечением. Для предпринимателей перешедших на упрощенную систему объектом налогообложе- ния является валовая выручка. |
|||||
Ставка налога (сбора) |
Налоговая база |
Федераль- ный бюджет |
Фонд социального страхования РФ |
Фонды обязательного медицинского страхования |
Итого | |
Федераль- ный фонд |
Территори- альные фонды |
|||||
до 100 тыс.руб. |
28,0% | 4,0% | 0,2% | 3,4% | 35,6% | |
100-300 тыс.руб. |
28000 руб.+ 15,8% с сум- мы,превыша- ющей 100 т.р |
4000 руб.+ 2,2% с сум- мы,превыша- ющей 100 т.р |
200 руб.+ 0,1% с сум- мы, превы- шающей 100 т.р. |
3400 руб.+ 1,9% с суммы, превышающей 100 т.р. |
35600р+ 20,0% с суммы, превы- шающей 100 т.р. |
|
300-600 тыс.руб. |
59600 руб.+ 7,9% с сум- мы,превыша- ющей 300 т.р |
8400 руб.+ 1,1% с сум- мы,превыша- ющей 300 т.р |
400 руб.+ 0,1% с сум- мы, превы- шающей 300 т.р. |
7200 руб.+ 0,9% с суммы, превышающей 300 т.р. |
75600р+ 10,0% с суммы, превы- шающей 300 т.р. |
|
свыше 600 тыс. руб. |
83300 руб.+ 2,0% с сум- мы,превыша- ющей 600 т.р |
11700 руб. | 700 руб. | 9900 руб. |
105600р.+2,0% с суммы, превы- шающей 600 т.р. |
|
Сроки уплаты налогов (сборов) |
Юридические лица производят уплату авансовых платежей по социальному налогу ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца. |
Налог с продаж – региональный налог. Плательщиками налога являются юридические и физические лица, реализующие товары, работы или услуги на территории РФ. [2]
Вид налога (сбора) |
Налог с продаж |
Объект налогообложения |
Операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации, операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения в том случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт |
Ставка налога (сбора) |
Не более 5% |
Сроки уплаты налогов (сборов) |
Уплата налога производится ежеквартально, в срок не позднее 5-го числа месяца следующего за отчетным кварталом |
Налог на имущество предприятий занимает центральное место среди имущественных налогов по сумме поступлений. При его взимании реализуются обе функции налога: и фискальная, и экономическая. Первая функция – благодаря тому, что обеспечиваются небольшие, но стабильные поступления в доходы территориальных бюджетов; вторая – через заинтересованность предприятий в уплате меньших сумм налога путем освобождения от лишнего, неиспользуемого, не приносящего дохода имущества. Кроме того, удобство налога на имущество для государства очевидно: имущество – овеществленный доход, и скрыть его сложнее. [2]
Вид налога (сбора) |
Налог на имущество |
||
Объект налогообложения |
Среднегодовая стоимость имущества | ||
Ставка налога (сбора) |
Не более 2% | ||
Сроки уплаты налогов (сборов) |
аван- совых |
- | |
факти- ческих |
По квартальным расчетам–в 5-дневный срок со дня, установленного для представления квартальных отчетов | По годовым расчетам - в 10-дневный срок со дня, установленного для представления отчета | |
Бухгал- терские проводки |
дебет |
80 | |
кредит |
68 |
В соответствии с требованиями правила (стандарта) аудиторской деятельности «Планирование аудита» ниже приведены примерное содержание и форма программы аудита по данному разделу. [18]
Программа аудита
Аудит расчетов с бюджетом
Проверяемая организация ________________________________________________
Период аудита _________________________________________________________
Количество человеко-часов ______________________________________________
Руководитель аудиторской группы ________________________________________
Исполнитель ___________________________________________________________
Планируемый аудиторский риск __________________________________________
Планируемый уровень существенности ____________________________________
№ п/п |
Перечень проверяемых вопросов и процедур | Рабочие документы аудитора | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 |
Правильность применения ставок, определения налогооблагаемой базы, законность и обоснованность льгот по начислению платежей в бюджет: налог на прибыль; налог на добавленную стоимость; подоходный налог; налог на имущество; прочие налоги и платежи в бюджет Процедура: проверка документов Выборка _________________________________________ Сплошным порядком______________________________ |
Рабочие записи | |
2 |
Правильность составления корреспонденции по счету 68 “Расчеты с бюджетом”. Соответствие записей аналити- ческого учета по счету 68 записям в главной книге и формах бухгалтерской отчетности Процедура: проверка документов, прослеживание Выборка _________________________________________ Сплошным порядком ______________________________ |
-“- | |
3 |
Правильность составления и своевременность представления отчетов по видам налогов Процедура: проверка документов Выборка _________________________________________ Сплошным порядком ______________________________ |
-“- |
Руководитель аудиторской группы
1.2. Необходимость налогового планирования
Налоговое планирование представляет собой совокупность плановых действий, объединенных в единую систему и направленных на максимальный учет возможностей оптимизации налоговых платежей в рамках общего стратегического, в том числе финансового, планирования фирмы. Планирование налогов представляет собой планирование величин конкретных налогов.
Основами налогового планирования являются:
правильное формирование учетной политики предприятия и проведение договорных компаний;
правильное и полное использование всех установленных законом освобождений от налогов и исполнения обязанностей налогоплательщиков;
оценка позиций налогового органа с точки зрения возможности получения отсрочек и рассрочек по уплате налогов и с точки зрения получения различных налоговых, инвестиционных и иных кредитов;
учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства на соответствующем историческом этапе.
В мировой практике сложились следующие основные понятия в области выполнения налоговых обязательств.
Уклонение от уплаты налогов осуществляется в виде незаконного использования предприятием или физическим лицом налоговых льгот, несвоевременной уплаты налогов, сокрытия доходов, непредставления или несвоевременного представления документов, необходимых для своевременного исчисления и уплаты налогов. При уклонении предприятие уменьшает свои налоговые обязательства или вообще не платит налоги, используя способы, прямо или косвенно запрещенные законодательством.
Обход налогов. В этом случае предприятие или физическое лицо не является плательщиком, либо его деятельность по закону не подлежит налогообложению, либо его доходы не облагаются налогами. Предприятие может использовать в этой ситуации такие незаконные способы, как нерегистрация своей деятельности или неведение учета объектов налогообложения.
Стандартный метод. В этом случае предприятие платит налоги в соответствии с законодательством без предварительных расчетов и выбора оптимального варианта налогообложения.
Налоговое планирование. В этом случае юридическими и физическими лицами проводится активная налоговая политика, направленная на минимизацию негативного влияния налогообложения на достижение стоящих перед ними целей не противоречащими законодательству методами. Таким образом, налоговое планирование должно полностью соответствовать законодательству, активно решать стоящие перед предприятием задачи. Следует отметить, что в налоговом законодательстве существуют пробелы, используемые как для избежания, так и уклонения от налогов. Они могут носить как непреднамеренный характер, так и сознательно закладываться в законе. [24]
Необходимо отметить, что методика налоговое планирования определяется рядом факторов:
спецификой объекта налогообложения;
спецификой субъекта налогообложения;
определенной возможностью обхода налога, предоставляемой особенностями методов налогообложения, способами исчисления и уплаты налога, которые лежат в определении суммы налога;
использованием определенных вариантов учетной и договорной политики;
возможностью для ухода и легального снижения налогов при использовании налоговых убежищ.
Налоговое планирование является частью финансового планирования. При его осуществлении обычно руководствуются следующими основными принципами, выработанными практикой его реализации:
платить минимум из положенного;
осуществлять уплату налога, как правило, в последний день установленного периода;
использовать варианты снижения налогооблагаемой базы в рамках целостной и взаимосвязанной системы налогообложения предприятий;
использовать льготные режимы налогообложения, предусмотренные законодательством;
не допускать повышенного налогообложения путем использования специальных учетных методов.
Возможна следующая классификация корпоративного налогового планирования:
В зависимости от вида хозяйствующего субъекта следует различать налоговое планирование в коммерческих и некоммерческих организациях. Имеется специфика налогового планирования в различных коммерческих организациях: производственных, торговых, научных, финансовых и т.д., в том числе по видам деятельности.
В зависимости от целей деятельности хозяйствующего субъекта целесообразно выделять налоговое планирование хозяйствующих субъектов, имеющих целью получение и увеличение чистой прибыли и объективно не имеющих такой цели.
В зависимости от организационно-правовой формы есть специфика налогового планирования в акционерных обществах, производственных кооперативах и т.п.
В соответствии со стадиями финансово-производственного цикла предприятия: на стадии создания, существования и ликвидации предприятия.
С точки зрения временной определенности: долгосрочное, годовое и краткосрочное налоговое планирование.
Исходя из направленности на перспективу следует различать стратегическое и текущее (оперативное) планирование.
С точки зрения учета различных прогнозных вариантов изменения внешней среды и внутреннего финансового состояния предприятия, целесообразно выделять динамическое и стратегическое налоговое планирование.
В зависимости от размера бизнеса есть специфика налогового планирования на малых, средних и крупных предприятиях.
В зависимости от объема налоговое планирование может быть полным и тематическим (фрагментарным).
В зависимости от объекта налогового планирования его можно подразделять на налоговое планирование деятельности предприятия в целом, структурных подразделений, отдельных «центров ответственности» и конкретных операций.
В соответствии с субъектами, инициирующими налоговое планирование, целесообразно подразделять его на внешнее (инициируемое учредителями) и внутреннее (инициируемое исполнительными органами организации).
В соответствии с субъектами, осуществляющими налоговое планирование: работником бухгалтерии или финансового отдела предприятия; силами специализированного отдела предприятия; внешними консультантами.
Исходя из критерия территориальности целесообразно различать: местное и международное налоговое планирование.
В зависимости от ожиданий, возлагаемых на налоговое планирование: оптимистическое, пессимистическое и реалистичное. [21]
Для определения налогового бремени расчетной базой является: на макроуровне – валовой внутренний продукт, на уровне фирмы – добавленная стоимость или выручка.
На практике существует такое понятие, как полная ставка налогообложения. Под ней следует понимать параметр, характеризующий налоговую нагрузку на фирму или тяжесть ее налогового бремени, рассчитываемый как отношение причитающихся к уплате налоговых платежей к добавленной стоимости или валовому внутреннему продукту. Исходя из ее размера на основе мирового опыта можно внести следующие рекомендации по выбору метода уплаты налога:
если полная ставка налогообложения 10-15%, то используется стандартный метод;
если полная ставка налогообложения 20-35%, то используются пассивные элементы налогового планирования, без специальных программ;
если полная ставка налогообложения 40-50%, то налоговое планирование носит активный характер, проводятся налоговые экспертизы и нанимаются налоговые консультанты.
Первый метод используется на малых предприятиях, второй и третий метод обычно используют крупные и средние предприятия. Переход к налоговому планированию позволяет повысить финансовую устойчивость предприятий, снизить штрафные санкции, увеличить безопасность руководства, так как используются законные методы уплаты налогов.
Элементы налогового планирования можно представить следующим образом:
Стратегия оптимизации и минимизации налоговых обязательств.
Своевременное выполнение налоговых и прочих обязательств с помощью налогового календаря.
Обеспечение состояния бухгалтерской и налоговой отчетности на уровне, позволяющем получать оперативную информацию по состоянию финансово – хозяйственной деятельности предприятия.
Таким образом, налоговое планирование, основанное на строгом выполнении налогового законодательства, тем не менее, позволяет минимизировать всю совокупность налоговых платежей и обязательств, существенно снижает риски неправильного исчисления и уплаты налогов и соответственно защищает предприятия от возможного существенного ущерба, связанного с применением налоговых санкций. Оно в определенной степени повышает культуру управления финансами хозяйствующего субъекта. [24]
Участники процесса планирования
Процесс налогового планирования это, во-первых, совместная работа бухгалтера, юриста и руководителя (менеджера). Во-вторых, - постоянный поиск оригинальных решений и схем работы Вашей организации. В-третьих, -постоянное изучение специальной литературы, изучение и анализ опыта других организаций Вашего профиля и смежных сфер бизнеса.
Какова же роль каждого из участников процесса налогового планирования?
Менеджер – дает информацию по фактическим условиям сделки и по ее результатам, которые планируется получить после ее завершения.
Бухгалтер – проводит расчеты вариантов финансовой структуры сделки и отражение ее в бухгалтерском учете, используя нормы действующего налогового законодательства, нормы и правила бухгалтерского и финансового учета. Формулирует возможные с точки зрения процедуры, требующие юридического обоснования и согласования с контрагентом. Производит расчет сумм, причитающихся к платежам в бюджет с учетом прямых и косвенных налогов.
Юрист – анализирует процедуру сделки с точки зрения правовой защищенности, а также готовит необходимые документы с учетом «узких мест» при ее исполнении. Помогает бухгалтеру заранее обосновать трактовку и совершения (порядок учета) сделки и отражение в бухгалтерской отчетности ее результатов с учетом «узких мест» при ее исполнении. [50]
Налоговое планирование на уровне хозяйствующих субъектов осуществляется в ряд этапов.
1. Принятие решений по наиболее выгодным, с точки зрения налогового планирования, расположения самого предприятия, его руководящих органов, филиалов, дочерних и зависимых обществ для оптимизации налогов, исходя из целей деятельности предприятия и особенностей налоговых режимов отдельных стран. В Российской Федерации используются свободные экономические зоны и закрытые административно-территориальные образования, где происходит снижение налогового бремени.
2. Выбор организационно-правовой формы юридического лица и его внутренней структуры с учетом характера и целей деятельности и соответствия режима налогообложения юридического лица с его гражданско-правовой ответственностью по обязательствам.
3. Текущее налоговое планирование, включающее:
использование освобождений от налогов и от исполнения обязанностей по исчислению и уплате налогов;
использование оптимальных форм договоров при прогнозировании и определении налогооблогаемого дохода и показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также проведение аудита;
планирование сделок, опосредствующих предпринимательскую деятельность организации;
минимизацию налоговых обязательств, возникающих при осуществлении предприятием социальной политики;
планирование использования льгот по основным налогам с учетом изменения налогового законодательства с целью оперативного реагирования на эти изменения, включая реорганизацию предприятия.
В Российской Федерации существуют варианты использования инвестиционного налогового кредита и налогового кредита, согласно положениям I части Налогового кодекса РФ, в зависимости от направлений деятельности предприятия. Кроме этого предусмотрены определенные льготы предприятиям и физическим лицам, которые заняты исследовательской деятельностью (НИОКР).
4. Принятие решений по наиболее рациональному размещению активов и прибыли и по проблемам инвестирования и аккумулирования средств, так как правильное размещение прибыли и капитала позволяет получить дополнительные налоговые льготы, а в отдельных случаях – обеспечить возврат части уплаченных налогов.
В дополнение к четырем основным этапам можно добавить этапы формирования целей и задач предприятия в начале его организации и анализа возможных форм сделок по конкретным операциям. [21]
Необходимость налогового планирования изначально определена современным налоговым законодательством, изначально предусматривающее различные налоговые режимы, в зависимости от статуса налогоплательщика, направлений и результатов его финансово-хозяйственной деятельности, места регистрации и организационной структуры организации налогоплательщика.
Налоговое планирование должно основываться не только на изучении текстов действующих налоговых законов и инструкций, но и на общей принципиальной позиции, занимаемой налоговыми органами по тем или иным вопросам, проектах налоговых законов, направлениях и содержании готовящихся налоговых реформ, а также на анализе направлений налоговой политики, проводимой правительством.
1.3. Общие принципы минимизации налогов
«Минимизация налогов» – термин, который вводит в заблуждение. В действительности, конечно, целью должна быть не минимизация (снижение) налогов, а увеличение доходов предприятия после уплаты налогов.
Это не всегда одно и то же. Вот простой, но наглядный пример: если минимизация налогов произведена некорректно, то штрафы многократно превысят планируемый эффект от минимизации.
Минимизация налогов – это только часть более крупной – главной – задачи, стоящей перед финансовым менеджментом (финансовым управлением предприятием).
Главная задача финансового менеджмента – финансовая оптимизация, т.е. выбор наилучшего пути управления финансовыми ресурсами предприятия.
Проанализируем такой параметр, как срок уплаты налогов. Существуют методы передвижения срока уплаты некоторых налогов на необходимый период времени (без штрафных санкций). При этом уменьшения налогов не происходит, но с позиций финансового менеджмента налицо положительный результат – средства остались в обороте и, следовательно, принесли дополнительную прибыль.
С этих же позиций можно подойти к исследованию вопроса о штрафных санкциях за неуплату налогов в установленный срок. С точки зрения финансовой оптимизации к упомянутым штрафным санкциям нужно относиться так же, как и к любым другим платежам, т.е. рассматривать их в разрезе выгоды.
К примеру, предприятие использует заемные средства. Если плата за кредиты меньше штрафных санкций, то разумно платить налоги в срок.
Эту мысль можно представить и в более общем виде: что выгоднее: заплатить меньше, но раньше, или больше, но позже? Это – проблема финансовой оптимизации, и только зная конкретную ситуацию на конкретном предприятии, можно ответить на этот вопрос. Во всяком случае, в условиях инфляции очень часто бывает, что выгоднее «больше, но позже». Другое дело, что это самое «больше» надо стараться сделать как можно меньше – это уже та часть задачи, которая связана с минимизацией налогов.
Какие налоги минимизировать
Цель минимизации налогов – не уменьшение какого-нибудь налога как такового, а увеличение всех финансовых ресурсов предприятия.
И в этой связи встает вопрос: какие налоги наиболее сильно уменьшают финансовые ресурсы предприятия?
Один ответ очевиден: те, чьи размеры самые большие.
Второй ответ требует пояснений. Дело в том, что существует несколько групп налогов.
А). Налоги, находящиеся «внутри» себестоимости (например, земельный налог, платежи во внебюджетные фонды и т.п.). Уменьшение таких налогов приводит к снижению себестоимости и к увеличению налога на прибыль. В итоге эффект от минимизации таких налогов есть, но он частично гасится увеличением налога на прибыль.
Б). Налоги, находящиеся «вне» себестоимости (НДС). Для них важно уменьшать не сами налоги, а разницу, подлежащую уплате в бюджет.
В). Налоги, находящиеся «над» себестоимостью (налог на прибыль). Для этих налогов следует стремиться к уменьшению ставки и формальному уменьшению налогооблагаемой базы. При этом возможно увеличение налогов «внутри» себестоимости, однако в целом эффект есть.
Г). Налоги, выплачиваемые из чистой прибыли. Для этих налогов следует стремиться к уменьшению ставки и