Духовная культура Булгарского эмирата: литература, система образования, научные знания
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Камская государственная инженерноэкономическая академия
Кафедра "История"
Контрольная работа
по дисциплине "История Татарстана"
на тему: Духовная культура Булгарского эмирата: литература, система образования, научные знания
Выполнил: студент группы 4197с
заочного отделения
Невматуллина Р.С.
Проверил: к. п. н., старший преподаватель
кафедры "История"
Сайфуллин Р.Г.
Набережные Челны - 2008
Содержание
Введение
Глава I. Письменность, просвещение и литература
Глава II. Система образования и научные знания
Заключение
Список литературы
Введение
Последние два столетия I тыс. н.э. в исторической науке справедливо рассматриваются как переломный этап в истории народов Восточной и Центральной Европы. В это время происходят существенные изменения в социально экономической и общественной жизни славянских, тюркских и финно-угорских народов, приведшие, в конечном итоге, возникновению раннефеодальных государств. На территории Восточной Европы это были Древняя Русь, Хазария и Волжская Булгария. На протяжении веков они тесно контактировали между сбой в области экономики и культуры, соперничали за расширение сферы влияния на соседние регионы. Это соперничество нередко приводила к серьезным военным столкновениям, которые завершались, как правило, заключением мирных договоров.
Практически с момента своего возникновения Булгар - так коротко называли страну и ее столицу современники - становится заметным явлением Средневековой цивилизации Евразии, объектом внимания арабо-персидских географов, русских летописцев, западноевропейских путешественников и торговцев. Это вполне объяснима: самая северная в тогдашнем мире мусульманская страна - факт сам по себе незаурядный - быстро завоевала себе славу могущественной торговой державы. И не только благодаря своему удачному геополитическому положению. Основу экономического могущества страны, способствовавшего активной и равноправной международной торговле, составили, в первую очередь, высокоразвитое сельское хозяйство (пашенное земледелие, скотоводство) и ремесленное производство. Их продукция была рассчитана как на удовлетворение внутренних потребностей страны, так и на экспорт.
Равноправные партнерские отношения в торговле, внешней политике, других областях международной деятельности возможны лишь тогда, когда страны, в них участвующие, обладают примерно одинаковым экономическим и духовным потенциалом, стоят примерно на одной ступени социально-экономического развития. Волжская Булгария по всем этим показателям практически не уступала своим партнерам - Хазарии, Древней Руси и древнерусским княжествам, странам Западной Европы и Ближнего Востока.
Предками современных татар, башкир, чувашей, марийцев, а также крымских татар, болгар, балкарцев являются булгары. Булгары - народ, основавший свое государство "Великая Булгария" во второй половине V века. Говорили на булгарском языке, относившемся к наиболее к ранней группе языков тюрков. Территория этой страны простиралась от Дуная до Урала.
Волжская Булгария занимает особое место в средневековой истории татарского народа. Она воспринимается современными (в первую очередь, средне-волжскими татарами) как государство, созданное одним из основных, если не сказать прямых, их предков. Многое связывает нас с булгарским периодом нашей многовековой истории. Именно в этот период завершился полный переход от кочевой жизни к оседлости, возникли стационарные поселения, в том числе и города, среди которых и Казань - столица республики Татарстан, которая отметила в 2005 году свой 1000летний юбилей. В 922 г., в период правления хана Алмуша сына Шилки, состоялась официальное принятие монотеистической религии - ислама, сыгравшего исключительную, безусловно прогрессивную роль в духовной и общественно - политическую роль в жизни булгар и их потомков. Всемирно известная поэма "Сказание о Юсуфе", написанная булгарским поэтом Кул Галли в начале ХIII в., до сих пор пользуется широкой популярностью среди татарских читателей. Отсюда не трудно понять трепетное отношение татар ко всему, что связано с их булгарскими предками.
Великая Волжская Булгария была весьма развитым и могучим государством. Благодаря водным путям, булгары имели хорошие торговые отношения с Русью, Скандинавией, Прибалтикой, Византией, а также с Китаем, Хорезмом, Индий, Далмацией и Персией. В Х в., площадь столицы Волжской Булгарии - Биляра - была больше современных ему Парижа, Киева и Владимира, вместе взятых, а по уровню развития Биляр превосходил большинство средневековых столиц.
Глава I. Письменность, просвещение и литература
До принятия ислама и, соответственно, до перехода к арабской графике исторические предки булгар и они сами проделали длительный путь развития письменности. Начав с письма рисуночных знаков, они перешли к руническому шрифту древнетюркского типа, а от него к арабской графике. Перевод официальных документов со старых булгарских знаков "куниг" на арабское письмо был осуществлен в 40х - первой половине 80х годов IX в., когда булгары еще жили в Поднепровье. О широком распространении грамотности среди булгар свидетельствуют как письменные источники, так и вещественные.
Примечателен и такой факт: венгры считают, что история их письма началась с рунической письменности, которую они восприняли у дунайских болгар. Это лишний раз говорит о разработанности, системности письма, о более универсальном алфавите, то есть руническом алфавите. Руническая письменность до появления арабской графики распространилась довольно широко. И видимо, руническое письмо булгар было вытеснено в IX - X веках арабским письмом.
Высокий уровень развития литературы и науки в Волжской Булгарии на ходит яркое выражение в творчестве ученых, творивших в различных отраслях науки. Путешествовавшие из арабской Испании в Восточную Европу в XII в.
В XIXII вв. в Волжской Булгарии появляются первые ученые историки, которые обобщают "предания старины глубокой", пишут историю булгарского народа. Одним из них был Якуб ибн Нугман, написавший "Историю Булгара". Эту книгу упоминает в своем сочинении Абу Хамид алГарнати, который дает высокую оценку и приводит из нее отдельные отрывки. Булгары обладали сведениями и по истории других народов. В частности им было известно имя Александра (Искандера) Македонского.
В честь известного в то время знатока мусульманской юриспруденции Ходжи Ахмеда аль Булгари были написаны стихи на персидском языке, а в начале XIII в. ученый Таджетдин ибн Юнус аль Булгари прославился своей книгой по фармакологии. В анналах истории зафиксированы также имена ученых Хасана аль Булгари, Ибрагима аль Булгари, Идриса аль Булгари и другие.
Булгарские хаттаты-каллиграфы, учащиеся медресе с любовью переписывали бессмертные творения титанов мировой поэзии, таких как Фирдауси, Низами, Омар Хайям. Народ Великого Булгарского государства дал из своей среды не только искусных ремесленников, трудолюбивых хлебопашцев, но и целую плеяду поэтов и писателей. На страницах многовековой истории булгаротатарского народа золотыми буквами написаны имена Сулеймана ибн Дауда Саксани - Сувари, Абуль Галя ибн альБулгари, Кутба, Махмуда ибн Гали ал-Б Булгари, Хуссама Катиба и других писателей.
Вершиной литературного творчества и в целом итогом развития духов ной культуры Волжской Булгарии стала поэма Кул Гали "Сказание о Юсуфе" (1223 г). Она увенчала эпоху наивысшего расцвета Булгарского государства, прерванную монгольским нашествием в1236 г. Поэма, основанная на известнейшем и часто трактуемом в восточной литературе библейском сюжете, была оригинально интерпретирована автором применительно к самобытным булгарским художественным традициям и написана на местном языке - булгарском тюрки. Поэма по общему признанию, проникнута гуманизмом.
Кул Гали был современником Низами, Руставели, автора "Слово о полку Игореве". Нет никаких свидетельств о том, что он знал что-либо о своих выдающихся современниках. Но знаменательно одно: его поэма "Сказание о Юсуфе", какими-то своими существенными мотивами созвучна тем идеалам, которые выражены в творениях Руставели и Низами.
"Легенда о дочери Шана" поэтический шедевр раннего средневековья, завершенный в 882 году. Но, пожалуй, самое удивительное, что местом рождения поэмы была не Мекка и не Багдад, ее автор – Микаиль Башту ибн Шамс Тебир, прозванный современниками Шамси Башту. В пещере мусульманского скита близ Киева он долгие годы записывал и поэтически обрабатывал предания древних булгар, населявших некогда берега Днепра, становясь не только поэтом, но и историком, летописцем, бытописателем своего народа.
Достойное место в мусульманском мире занимали булгарские богословы и философы. Естественно, в то время споры, диспуты шли по вопросам толкования Корана. Уже в Х в. булгарские богословы приступают к изучению хадисов - преданий об изречениях и делах пророка Мухаммеда. О хадисах и их понимании писали Абул Аля Хамид ибн Идрис ал-Булгари и Сулейман ибн Дауд ас Саксини-Сувари богослов и писатель, выходец из г. Сувара, жившего в городе Саксине. Он написал на персидском языке труд дидактического характера под названием “Свет лучей правдивость тайн”, затем перевел его на арабский язык, назвав “Порадующий больных душ”. И наконец, “Цветок сада порадующий больных душ" это сокращенный вариант двух первых книг. Сулейман ибн Дауд ас Саксини-Сувари посвятил все свои сочинения своему учителю АбулАля Хамиду ал-Булгари, у которого учился в медресе. Последний был энциклопедически образованным ученым, широко известным на Востоке, в тонкостях разбирающимся в научной и богословской литературе мусульманского мира своего времени. Булгарские ученые и богословы были хорошо известны в Средней Азии, Хорасане. Некоторые из них жили и творили на Востоке, иногда занимая в тех странах религиозные и административные посты. Так, например, Ходжа Ахмед Булгари был учителем и шейхом знаменитого султана газневидского государства, куда входили территории современного Афганистана, ряд областей Ирана, Средней Азии, Индии, Махмуда I Газневи (9671030).
булгарский эмират духовная культура
Близость волжскобулгарского языка к другим тюркским языкам (кипчакскому, огузскому, уйгурскому), дала возможность взаимно обмениваться литературными достижениями. Булгарские письменные памятники находили более широкую аудиторию тюркоязычных читателей.
Многие богословские и философские проблемы нашли отражение в таких сочинениях, как "Полезные сущности" и "Всеобъемляющий" Ходжи Ахмеда ал-Булгари, "Трактат" Бурханаддина ал-Булгари и других. Духовная жизнь Булгарии протекала на достаточно высоком для своего времени уровне и была вплетена в общую ткань мусульманского мира. Булгарские проповедники ислама оттачивали свое мастерство богословов не только среди единомышленников в странах востока, но и практически претворяли в жизнь принципы, которым они следовали. Булгарские подвижники распространяли ислам среди башкир и некоторой части финно-угорских народов. Известно, что со словом пророка Мухаммеда они ездили и в города Руси. Не только богословы, но и ученые мусульманских стран в то время писали свои труды и трактаты на арабском языке, на языке науки исламского мира.
Следует отметить, что в Булгарии при эмирах находились летописцы, которые описывали деяния не только правящих эмиров, но их предков, ибо родословные в престолонаследовании были очень важны - они доказывали легитимность правящих монархов. Кроме того, было в традиции даже простых булгар знать своих предков до девятого колена.
Музыкальные традиции ислама адаптировались к местным условиям, специфике художественного мышления булгарского народа, порождая самобытные формы музыкальной культуры, которые входили в процесс воспитания и образования как привилегированных, так и демократических слоев булгарского общества. Для всех слоев булгарского общества в IXXIII вв. сохраняло актуальность творчество сказителей, продолжавших развитие более ранних художественных традиций. Создававшиеся ими эпические произведения звучали во дворцах правителей и жилищах бедняков и повествовали о важных исторических событиях, подвигах знаменитых батыров, восхваляли правителей. Некоторые из них, сатирического характера, обличали пороки общества. Основной темой творчества создателей эпоса, считавших своей главной задачей воспитание любви и верности родине, была борьба народа за свою свободу и независимость.
С X в. в эпическое творчество булгар в гораздо большей степени, нежели ранее, проникает нравоучительный, назидательный стиль повествования. В легендах, мифах, сказаниях и наиболее распространенном повествовательном жанре байта проявлялась заметная переориентация на решение воспитательных и образовательных задач в соответствии с требованиями нравственных и эстетических критериев ислама ("Жизнь Алыпа и строительство города Булгар", "Сражение Булгар с Константинией", "Камари и его сыновья", "Удивительные небесные явления"). В них воспевались природа и жители страны, причем не только правители, но и землепашцы. Музыка в Булгаре составляла комплекс разнообразных видов, форм и жанров, которые сопровождали каждого человека на протяжении всего жизненного цикла. Народное творчество составляли песни, инструментальные и танцевальные мелодии, занимавшие большое место в повседневной жизни.
Те войны, которые пронеслись по Булгари огненным смерчем в XIII и XVI веках, уничтожили, прежде всего, такие культурные достижения булгар, как книги, написанные на бумаге иногда в нескольких экземплярах, архивы эмиров и ханов, а также летописи, которые велись при них. Горели деревянные города - горели книги. К сожалению, у булгарских мусульман не было даже ничего похожего на русские православные монастыри, где велись бы летописи и хранились книги. Этим объясняется малочисленность и отрывочность доходящих до нас образцов литературных памятников булгар. Принятие ислама предками татар - волжскими булгарами включило та тарскую культуру в обширный мир мусульманской цивилизации, под влиянием которой происходило формирование и развитие ее духовно - эстетических ценностей. В национальном искусстве, наряду с этническими традициями, получи ли развитие традиции мусульманского искусства, оказавшего влияние на художественно - идейное содержание и стилевую направленность произведений.
Глава II. Система образования и научные знания
Широкое распространение письменности среди населения опиралось на развитую систему просвещения. Еще в XI веке в булгарских городах и селах существовали начальные школы. Они были открыты при махаллинских (квартальных) мечетях. Большой вклад в дело просвещения булгар внес мулла Микаиль Башту. Благодоря его стараниям в период правления царя Джилки (865-882) было открыто 42 мектебе, т.е. начальных школ. За время с 882 года по 900 год было основана 182 мектебе. Итак, за 35 лет основали 222 мектебе. В них детей учили читать и писать. Они читали хадисы, книги религиозного содержания, звучали отдельные аяты - небольшие отрывки из Корана.
Наиболее способные ученики продолжали свое образование в медресе. Медресе - это средние и высшие учебные заведения. Иными словами, одни из них давали среднее образование, а другие - высшее. Медресе открывали при крупных, как правило, соборных мечетях. Много внимания уделялось изучению арабского и персидского языка. Наиболее способные выпускники медресе среднего типа продолжали свое образование в научных и культурных центрах востока: в Самарканде, Бухаре, Багдаде, Балхе и других городах. Медресе высшего типа назывались Дар аль-улюм. т. е Дом науки или университет. Они следовали заповеди мусульман: "За знаниями не ленись идти даже в далекий Китай, потому что приобретение знаний есть главная обязанность мусульманина" В 1080 году по инициативе сеида Якуба ибн-Нугманм такой Дар аль-улюм был основан в г. Биляре. Шакирды (студенты) из булгар получали образование не только в своих медресе, но и в восточных странах - в Средней Азии и на Ближнем Востоке. В то же время шакирты из этих стран обучались в учебных заведениях Волжской Булгарии. С принятием ислама в страну начинает проникать из Средней Азии литература, написанная на бумаге. С появлением бумаги в Булгарии получают распространение рукописные книги, а также появляется возможность обучать письму более широкие слои населения. В распространении грамотности среди широких слоев населения, было заинтересовано и мусульманское духовенства, ибо умение читать и писать по-арабски давало возможность непосредственно познакомится с Кораном, религиозными книгами, осваивать дидактическую литературу, направленную, главным образом, против языческих традиций. В результате социально - экономического, политического и культурного развития в булгарском государстве возникла потребность в научных знаниях. Крупнейшими научными центрами страны были города Булгар, Сувар и нижнее-булгарский город Саксин. Наиболее образованной частью населения являлись богословы и проповедники, судии и другие государственные чиновники. В какой-то степени представление о духовной жизни булгарских городов дает арабский автор XII в. альГарнати, говоря о городе Саксине: "В середине города живет эмир жителей Булгара, у них есть большая соборная мечеть, в которой совершается пятничное моление, и вокруг нее живут булгарцы. И есть еще соборная мечеть, другая, в которой молится народность, которую называют "жители Сувара", она тоже многочисленна". И далее: "А в день праздника выносят многочисленные мимбары (возвышение, с которого в мечети произносят про поведи) и каждый эмир молится с многочисленными народностями. У каждой народности есть кадии (мусульманский судья), и факихи (правовед), и хатибы (проповедники). В городах практиковали табибы, слава о которых иногда бывала широко известна.
Значительное развитие в Волжской Булгарии получили такие науки, математика, астрономия, химия, медицина, география, история и др. В Булгарии было известно несколько календарей. Астрономические знания булгарские ученые приобретали в Средней Азии и в странах Ближнего и Среднего Востока, где астрономия и другие естественные науки получили в то время наибольшее развитие. Рост ремесленного производства и возникновение фармакологии потребовали знаний в области химии. Булгары были знакомы и умели применять такие металлы и металлоиды, как железо, медь, никель, свинец, олово, ртуть, серебро, золото, сурьма, сера и т.д. Булгарские кузнецы производили сталь повышенного качества, владели основами сварки и пайки, а также изготовления различных сплавов на основе меди бронзы, латуни и др. Высокого совершенства достигли мастера, изготовляющие украшения и предметы быта из меди, золота и серебра. Золотых дел мастера-алтынчии, а также медники-бакырчии, металлисты-тимерчии очень хорошо знали свойства металлов и благодаря этому умело управляли процессом литья. Они смачивали металлы ртутью и таким способом отделяли их от пустой породы. Ртуть хранили в сфероконических сосудах. Такие сосуды изготовляли из огнеупорной глины.
Знания по химии нужны были и при изготовлении стекла. Гончары - чулмекчии изготовляли глазурь синего, зеленого, коричневого цветов, а также с оттенками темно-зеленого. Глазурь коричневого цвета получали, смешав в определенной пропорции железо и марганец.
Булгары умели изготовлять различные по химическому составу красители, а также яды. Ядом смазывали наконечники стрел. Таким образом, все изложенное выше говорит о том, что в Х-ХП вв. булгары владели знаниями соответствующими уровню развития своего времени.
Булгарские ученые-медики также получили широкое признание не только в Булгарии, но и в странах Востока. Одними из них были братья Таджетдин и Хасан ибн Йунус ал-Булгари. Таджетдин ал-Булгари написал сочинение “Лучшие лекарства от отравления”, а его брат Хасан по просьбе известного врача Бадраддина Махмуда ибн Усмана в 122021 гг. переписал его. Трактат по фармакологии “О простых лекарствах” написал также Бурханаддин Ибрагим ибн Йусуф Булгари, имя которого было известно в мусульманских странах. Всему Востоку было известно имя целителя Ходжы Булгари в Газни. Он был усыновлен поэтом Хакимом Санаи, но прожил недолго умер в возрасте 39 лет. Поэт же построил на его могиле надгробие, воспел его талант врача в стихах. “Это может быть тот самый Ходжа Ахмед Булгари, который был учителем и шейхом знаменитого султана Махмуда Газневи, делает предположение Г.М. Давлетшин. И в наши дни мусульмане со всех концов мира приходят к могиле булгарского лекаря и к источнику с его именем, надеясь избавиться от недугов. В 1971 г. на его могиле был воздвигнут мавзолей из белого мрамора”.
Широкое распространение в Булгарии получила книга таджикского ученого медика Авиценны “Каноны врачебной науки”. Под именем Абу Галисина он известен булгаро-татарам до сего дня, прежде всего через прекрасную легенду о нем, написанную булгаро-татарским просветителем XIX в. Каюмом Насыри, которая, видимо, восходит к народным сказаниям.
Для лечения самых разных болезней использовали белемниты. Белемниты - это вымершие окаменевшие беспозвоночные моллюски. Их применяли в виде порошка. Если нужно было применить белемниты внутрь, то порошок смешивали с дождевой водой. При наружном применении порошок присыпали на раны. Булгарские табибы обладали научными сведениями о возникновении и стадиях развития человеческого зародыша, умели ставить диагноз больным путем прощупывания пульса. Они использовали ланцеты и пинцеты. Они могли изготовить лекарство против ядов.
Булгарские аптекари и знахари при изготовлении целебных напитков использовали особый сосуд, который назывался "самабар", что в переводе означало "сосуд для приготовления снадобий". Этот сосуд имел крышку особой конструкции и ставился на специальную подставку.
Развитие торговых связей Булгарии со многими странами Востока и Восточной Европы требовало совершенствования географических знаний. Прежде всего булгарские купцы, путешественники и проповедники знакомились с другими странами по сочинениям таких мусульманских географов, как ал-Балхи, алМасуди, алМарвази, алИдриси и другие, которые традиционно делили известные земли на семь климатов со входящими в них странами. Сведения о седьмом климате, т.е. о северных странах и народах, арабские географы получали в Булгарии, что видно из сочинений Ибн Фадлана (X в.), алГарнати (XII в.), Ибн анНугмана (XIII в.) и др. Булгары хорошо знали и имели связи с народами, которые жили от них на север вплоть до Северного Ледовитого океана. К северу от удмуртов (чирмеш, ар) жил народ вису (ису), за ни ми югра (юра), а на берегу Темного моря за горами обитали, по представлениям булгар, дикари. Естественно, булгары имели ясное представление о Руси и ее городах, о землях, лежащих к Востоку и югу. Они никогда не забывали о Кавказских горах, Каспийском, Черном, Азовском морях, рядом с которыми когда-то жили их предки, и рассказы о них передавались из поколения в поколение.
Тягу к изучению звездно-планетной системы сохранили и булгары. Счет времени у них основывался на многолетних наблюдениях за движением солнца, луны, звезд и планет. Булгары пользовались всеми существующими в те времена календарями: солнечным, лунным и лунно-солнечным.
До принятия ислама булгары называли дни недели по-своему. Так, например, в древних книгах сохранились названия следующих дней недели: понедельник - эрне баши, среда - кан кон, четверг - кече эрнэ, пятница - эрнэ кон. После принятия ислама тюркская двенадцатидневная неделя была заменена семидневной.
С принятием ислама у булгар закрепился лунный календарь, который использовался для определения различных праздников, при написании официальных документов. По этому календарю датировали время чеканки монет. Луну и месяц года булгары обозначали одним и тем же словом "айных". Количество месяцев в году было столько же, сколько раз Луна оборачивается за год вокруг Земли. Таких оборотов Луна совершает 12 раз. Следовательно, по лунному календарю в году 12 месяцев. Каждый месяц начинается с новолуния и длится 2930 суток. Значит, лунный год состоит из 354 суток. По солнечному календарю в году 365 суток. Иначе говоря, год по лунному календарю короче солнечного. Булгары пользовались как лунным, так и солнечным календарем.
Использование арабского и иранского календарей свидетельствовало о высоком уровне культуры населения и о тесных связях Волжской Булгарии со странами Востока.
Принятие Ислама, связанное со становлением одного из первых в Восточной Европе средневековых государств - Волжской Булгарии, ознаменовалось высоким расцветом его культуры. "Болгары соседи наши и суть вельми богаты и сильны", писал X веке владимирский князь Всеволод киевскому князю Святославу. Во многих аспектах культурного развития в XXII вв. Волжская Булгария была на самых передовых позициях среди стран Восточной Европы, достигла больших успехов в развитии художественных ремесел, в строительстве города, замков, мечетей. Один из столичных городов - Великий Биляр, занимавший территорию около тысячи гектар, был крупнейшим городом не только Восточной, но и Западной Европы. Первые мечети булгар, построенные в Биляре были деревянными, позднее их возводили из белого камня и булгары были известный как опытные мастера по возведению белокаменных сооружений культового и оборонного назначения.
Заключение
Основополагающим этапом в историческом становлении татарского народа стала эпоха формирования и укрепления государства Волжская Булгария в IXXIII вв., когда окончательный переход к оседлости, развитие земледелия и ремесел, строительство городов, интенсивный товарообмен и многосторонние взаимосвязи со многими регионами средневекового мира возвели на качественно новый уровень все стороны жизнедеятельности предков татар булгар. Все это, а также географическое расположение страны на перекрестке сухопутных и водных дорог Европы и Азии, позволило Волжской Булгарии обрести высокий международный статус и выполнять миссию культурного посредника между цивилизациями Востока и Запада.
Отмеченные факторы определили систему идеологических и нравственно-эстетических ценностей булгар. Их мировоззрение характеризовалось гуманистической направленностью, открытостью и широтой взглядов, терпимостью и восприимчивостью к обычаям и верованиям других народов. Булгарская духовная культура испытывала постоянное воздействие разнообразных традиций, привносимых извне. Вместе с тем она отличалась прочным самобытным наследием предшествующих эпох. Особое значение при этом имело общетюркское, поскольку волжские булгары, несмотря на то, что встали на самостоятельный путь развития, продолжали оставаться неотъемлемой частью обширной семьи народов с общими прототюркскими корнями.
Другим основополагающим фактором исторического развития булгар, внесшим глубокие изменения в развитие булгарской культуры, было принятие ислама и признание багдадским халифом Волжской Булгарии исламским государством. В результате этого события в культуре булгар произошли следующие перемены:
1. Произошел переход от рунической системы письменности "куниг" к арабской системе. Это позволило булгарам использовать культурные достижения мусульманских народов арабского Востока, Ирана, Средней Азии, включиться в единую систему мусульманской цивилизации.
2. Была создана единая система образования: начальные школы мектебе, средние учебные заведения - медресе и высшие учебные заведения - Дар альулюмы, т.е. "Дома науки" или университеты.
3. Высокого уровня достигло богословие. Волжская Булгария дала мусульманскому миру много всемирно известных богословов.
4. Историческое самосознание волжских булгар нашло отражение в трудах историков Микаиля Башту, Абдуллаха ибн Башту, Хаджи Омара и Якуба ибн Нугмана.
5. Выдающимся образцом повествовательного, литературного искусства булгар является поэма Кул Гали "Сказание о Юсуфе".
6. В библиотеках хранились богослужебные, исторические, литературные сочинения, труды по географии, химии, медицине, фармакологии. Среди них было много произведений мировой литературы на арабском, персидском языках.
Таким образом, булгарская культура и наука достигли высокого уровня развития в X - XII вв. Достижения в области богословия, литературы, науки, монументального и прикладного искусства и. т.д. и. т.п. имели международное значение и общечеловеческую ценность.
Список литературы
Бариев Р.Х. Волжские Булгары. История и культура. СанктПетербург, 2005.
Давлетшин Г.М. Волжская Булгария. Духовная культура. Домонгольский период X - XII в., Казань, 1990.
Раимова С.И. История татарской музыки. Казань, 1986.
Смирнов А.П. Волжские Булгары. М., 1951.
Хасанов М. Поэтгуманист Кул Гали. Казань, 1987.
Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу. Публикация О.Г. Большакова, А.Л. Монгайта. М., 1971.
Размещено на