Формы государственного правления
Содержание:
1. Введение.
2. Понятие формы государства и ее структура.
3. Форма правления:
3.1 Монархия;
3.2 Республика.
4. Форма государственного устройства:
4.1 Унитарное;
4.2 Федеративное;
4.3 Конфедеративное.
5. Режимы.
6. Российская Федерация с точки зрения формы государства.
7. Заключение.
8. Список использованной литературы.
1. Введение.
«Сегодня Россия снова стоит на распутье, пытаясь осознать свое историческое предназначение, свою особую роль, высочайшую ответственность перед предками и будущими поколениями, перед Богом». 1 Один путь ведет к возрождению родовых корней, древних традиций и обычаев, а второй – к вырождению нации, к тому внутреннему состоянию в котором находятся сегодня все страны с западным мировоззрением.
В начале 1945 года в присутствии руководителей американского правительства вице-президента США Г. Трумэна, министра финансов Г. Маргентау и Б. Баруха будущий директор ЦРУ А.Даллес заявил следующее: «Окончится война, кое-как все утрясется. И мы бросим все, что имеем, все золото, всю материальную мощь и ресурсы на оболванивание и одурачивание народа. Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих помощников и союзников в самой России.
Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. Из литературы и искусства мы, например, постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением, исследованием тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс! Литература, театр, кино – все будут изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства мы будем всячески поддерживать самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, диссидентства, словом, всякой безнравственности. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху.
Ученость и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство, наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, диссидентство, национализм и противопоставление народов – все это мы будем насаждать ловко и незаметно…
Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением… Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее. Мы сделаем из них агентов нашего влияния, космополитов свободного мира. Вот так мы это сделаем». 2
А 7 апреля 1950 года президент Трумэн подписал директиву СНБ – 68, которая предписывала: «Нам нужно вести открытую психологическую войну с целью вызвать массовое предательство… сеять семена разрушения… усилить позитивные и современные меры и операции тайными средствами в области экономической, политической и психологической войны с целью вызвать и поддержать волнение. Мы должны руководить строительством политической и экономической системы свободного мира. Но помимо утверждения наших ценностей наша политика и действия должны быть таковы, чтобы вызвать коренные изменения в характере советской системы… Совершенно очевидно, что обойдется дешевле, но более эффективно, если эти изменения явятся в максимальной степени результатом действия внутренних сил советского общества.
Формируя и выращивая наших политиков в рамках обозначенных установок, мировые правители не гнушаются ни чем». 3
Сегодня эти планы превращаются в действительность. Мы это видим на каждом шагу, в глазах людей, в отношении человека к человеку, к природе, к окружающему нас Мирозданию.
«На самой богатой земле народу навязали голод и нищету, обрекли на вымирание. В виде особой западной культуры навязали разврат и наркотики. С каждым годом наша жизнь становится тревожнее, опаснее, беззащитнее. Человек бессилен перед властью. перед самым маленьким чиновником никчемной канцелярии обычный человек чувствует свою незащищенность. Страшная нищета и беззаконие поразили всю страну… Интеллектуальная деградация населения сказалась в первую очередь на уровне мышления и самосознания, в неспособности оценить самые простые факты общественной жизни». 4
Мы должны срочно найти выход из создавшегося положения, а то может быть слишком поздно. Для этого наша страна должна полностью поменять свою политику и выбрать свой путь, не зависящий от Запада, на мой взгляд, только тогда мы сможем возродить Россию. Кара-Мурза по этому поводу говорил: «… спастись мы можем только если поймем, кто мы, откуда, куда мы хотим идти и куда можем идти». 5
Но для того чтобы в корень изменить политику нашей страны, надо обязательно знать формы современного государства, что они из себя представляют, чтобы не сделать новые и новые ошибки вселенского масштаба.
Цель моей работы в том, чтобы изучить основные понятия, термины, разновидности форм правления и т.д.; познакомиться с основной научной литературой по данной теме, сделать выводы.
2. Понятие формы государства и ее структура
Еще со времен античности устройство государства выражалось в понятии «форма государства». Следует отметить, что в философии и юридической науке того времени категории «форма» вообще придавалось большое значение. Римские юристы говорили, что «форма дает бытие вещи».
Понятие формы государства – это результат теоретического обобщения главных черт, признаков, присущих этому явлению – форме государства в конкретных странах. Форма государства – это фактически и есть государство, так как именно в форме проявляется существование государства, которое в принципе существует лишь в умах людей. То есть государство, будучи созданным человеческим умом, проявляется только в том, какую форму оно принимает, как оно «выглядит»; вместе с тем надо отметить, что государство обретает форму, строго отвечающую его сущности. Как сказал Сергей Кара-Мурза в своей статье «Мы идем неизвестно куда, но придем быстрее других»: «Каждое общество строит государство своего типа – а государство охраняет устои своего общества».
Форма государства – это совокупность существенных сторон (способов) организации, устройства и функционирования государственной власти. По мысли выдающегося русского ученого И.А. Ильина, форма государства есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая огранизация власти народа.
Однако необходимо отметить одно очень важное обстоятельство. Форма государства не представляет собой, целостного явления. По существу, это лишь выбор основных параметров позиций, которые издавна представляются главными для характеристики государства: исходя из них государство может быть охарактеризовано наиболее полно.
Доказательством выше сказанного является то, что применительно к форме государства не могут быть выделены ее виды, ибо о таковых можно вести речь лишь применительно к целостным образованиям. Если обратиться к литературе, то можно заметить, что в ней ведется речь о видах формы правления, о видах формы государственного устройства, о видах государственного режима, но не о видах формы государства.
В этой связи безосновательно форму правления, форму государственного устройства и государственный режим именовать «элементами» формы государства. Ибо элемент – это всегда часть (функциональная единица) какого-либо целого. Перечисленные же явления представляют собой хотя и основные, но весьма разнообразные характеристики такой сложной системы, как государство.
Формы государства, как уже отмечалось достаточно древняя категория государствоведения, которая устраивала мыслителей того времени. Однако с тех пор и наука в целом, и методология исследования систем в частности ушли далеко вперед. И новейшие знания в изучении и характеристике государства как сложной социальной системы тоже нужно использовать. Так, с точки зрения современных представлений о системах можно сделать вывод, что «государственный режим» характеризует динамическую, функциональную сторону государства: то, как оно действует, властвует, какую политическую атмосферу создает в обществе, категории же «форма правления» и «форма государственного устройства» имеют непосредственное отношение к характеристике строения государства.
Таким образом, понятие формы государства охватывает:
а) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;
б) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями;
в) методы и способы осуществления государственной власти.
Формы правления – это организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.
Основными видами формы правления являются монархия и республика. Форма государственного устройства – это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношение между государством в целом и его составными частями.
Основные виды государственного устройства: унитарное (простое) государство, федерация. Особо выделяется конфедерация, представляющая собой объединение независимых государств.
Государственный режим – это совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть. Причем это составная часть политического режима.
Политический режим – это функциональная характеристика политической системы и включающая в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, союзов). Государственный режим опирается на право, а политический режим основывается не только на правовых, но и на иных социальных нормах (моральных, партийных, политических).
Основные виды государственного режима: абсолютизм, ограниченный дуализм, дуализм, парламентаризм, министериализм, партократия.
3. Форма правления
Форма правления – это организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.
Итак, рассмотрим первую часть структуры формы государства - форму правления.
Формы правления различаются в зависимости от того, принадлежит ли верховная власть в государстве одному лицу, которое одновременно является символом государства, или же она осуществляется при помощи различных демократических институтов (представительные органы власти, референдумы, и.т.д.).
Форма государственного правления дает возможность уяснить:
как создаются высшие органы государства и каково их строение;
как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;
как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.
По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на:
монархические (единоличные, наследственные)
республиканские (коллегиальные, выборные)
3.1 Монархия
Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть единолична и переходит, как правило, по наследству.
Отличительным признаком монархии является то, что верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха (фараона, короля, цезаря, шаха, императора и.т.д.).
В большинстве случаев эта власть наследственная.
В историческом процессе монархия складывается еще в Древнем Мире, (Др. Израиль, Др. Египет, государства Эллады, Др. Рим и.т.д.) в период рабовладельческих государств, но наиболее полное выражение эта форма нашла в Средние века, когда вместе с господствовавшим в общественных отношениях феодализмом она послужила крепким цементом для строительства государства. Примером могут служить все европейские государства (Англия, Франция, Польша, и др.). В период буржуазных революций и последовавших за ними перемен монархия как форма правления зачастую сохранялась, но при этом претерпевала существенные изменения (Например, ограниченная власть короля в Великобритании, сословная монархия в России в XVII веке, и т.д.).
Монархия делится на:
-- абсолютную
конституционную (ограниченную).
Абсолютная монархия – это форма правления единодержавного характера: монарх единолично издает законы, руководит правительством и контролирует правосудие.
По формуле Петровского воинского устава – «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен».
Основными признаками абсолютной монархии являются:
существование единоличного носителя верховной власти монарха;
монарх, как правило, пользуется своей властью пожизненно и передает ее по наследству;
отсутствие юридической ответственности монарха как главы государства.
Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом. Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя по-прежнему имеет принудительную направленность. В истории такими странами были Россия XVII - XVIII века и Франция до революции 1789 года. Сегодня это Оман, Бруней, Саудовская Аравия.
Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия – это форма правления, при которой глава государства одновременно представляет светскую и религиозную власть (Ватикан).
Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.
Впрочем иногда, особенно в наше время, монарх является лишь символом государства и национального суверенитета (Например, современная Великобритания, Япония и др.).
Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).
Конституционная монархия характеризуется следующими основными признаками:
правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;
лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.
Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию, Данию и др.
Конституционная монархия может быть парламентарной или дуалистической.
При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения, по другому, король и помещики уже не в состоянии безраздельно управлять государством, а буржуазия не в силах взять всю полноту власти. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871 - 1918 гг.), сейчас в Марокко и Иордании.
В условиях парламентарной монархии действует принцип «королева царствует, но не правит». Монарх является лишь главой государства и выполняет сугубо представительские функции. Вся законодательная власть принадлежит парламенту, правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Все акты монарха подлежат скреплению подписью (контрассинации) соответствующего министра, то есть министр принимает на себя политическую и юридическую ответственность за данный акт.
Сохранение этой разновидности монархии обусловлено доверием к монарху, верностью традициям и особенностями национального менталитета. Таковы Австралия, Бельгия, Великобритания, Люксембург, Монако, Испания, Канада, Дания, Новергия, Швеция, Япония.
Такова краткая характеристика основных разновидностей монархической формы государственного правления.
3.2 Республика
Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Общими признаками республиканской формы правления являются:
существование единоличного и коллегиального главы государства;
выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;
юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
обязательность решений верховной государственной власти.
Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.
Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на:
парламентарные
президентские
смешанные
Парламентарная республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту.
В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективу ответственность перед парламентом в своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента, правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов .
Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Так в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членов бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.
Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.
Глава правительства ( премьер - министр, председатель совета министра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.
Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанные на началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию ( по конституции 1947 г. ), Австрию, Швейцарию, Исландию, Индию, Словакию и др.
Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая характеризуется тем, что президент одновременно является и главой государства и главой исполнительной власти (правительства). Он свободен в назначении министров, ответственных перед ним.
Наиболее характерные черты президентской республики:
внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;
ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.
Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В соответствии с конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов) - через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом, из лиц принадлежащих к его партии.
Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 г.
Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями: как правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.
В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционирует законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.
Парламентарных республик очень мало. Это Германия, Греция, Венгрия, Индия, Италия, Чехия, Словакия и Эстония.
В странах Латинской Америки часто встречаются “суперпрезидентские республики“. Эта форма правления - практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Это особый конгломерат традиционной формы с полудиктаторским управлением.
Во второй половине XX века во Франции возникла смешанная республика. Глава государства – президент, избирается народом как и парламент. Он назначает главу правительства по согласованию с парламентом. Парламент имеет право выразить вотум недоверия правительству, но отправляет его в отставку президент. Он же имеет право роспуска нижней палаты парламента.
В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между формами не существует. Их сближают общие задачи и цели.
4. Форма государственного устройства
Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое показывает из каких частей состоит внутренняя структура государства; каково их положение и каковы взаимоотношения этих органов; как строятся отношения между центральными и местными органами; в какой государственной форме выражаются интересы каждой проживающей нации.
Форма государственного устройства показывает:
из каких частей состоит внутренняя структура государства;
каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов;
как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.
По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основных группы:
- унитарное;
- федеративное;
- конфедеративное.
4.1 Унитарное государство
Унитарное государство является преобладающим в мире. К числу унитарных государств относятся большинство стран Европы, Латинской Америки, Африки, ряд стран Азии.
Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.
Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;
на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;
составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;
унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;
все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;
имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляются центральными органами государственной власти.
Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными органами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах, но эти различия касаются узкой сферы управления.
В первом случае за органами самоуправления регионов осуществляется прямой контроль назначенным из центра чиновником. Во втором случае за местными органами осуществляется косвенный контроль и, тем самым, с учетом национальных особенностей региона допускается определенная автономия.
Унитарные государства могут иметь внутри себя автономию. Существует две ее разновидности – политическая автономия пользуется более широкими правами, обладает правом собственного законодательства. Административная автономия предполагает использование местного языка в школах, в судебном процессе, радиовещании и издание газет на местном языке, некоторые права во внешнеэкономических отношениях, приоритет в использовании местных ресурсов, и т.д.
4.2 Федерация
Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство, части которого (штаты, земли, округа) обладают государственным суверенитетом, который, однако, не нарушает целостность всего союзного государства. Эти части принято именовать субъектами федерации. Они обладают своим законодательством, особой судебной системой, самостоятельными органами управления. Вместе с тем на территории субъектов федерации действуют также общефедеральные государственные институты, обеспечивающие функционирование федеративного государства как единого целого.
Федеративное государственное устройство неоднородно. В отличие от унитарии она сложна и многолика и в каждом случае обладает уникальными специфическими способностями, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и, прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.
Федерация как особая форма государственного устройства начала возникать вместе с появлением в XVII – XVIII веках республик, вместе с волной буржуазно - демократических революций. Пожалуй, наиболее известным примером федерации могут послужить Соединенные Штаты Америки.
Сейчас эта форма государственного устройства характерна в основном для крупных и средних по территории демократических государств, особенно многонациональных, где принцип суверенитета каждой нации может найти отражение в предоставлении государственности в рамках федерации (Российская Федерация - хороший тому пример).
Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:
1. Территория федерации состоит из территорий субъектов федерации (штатов, кантов, земель, республик и т.д.), которые в тоже время не обладают полным суверенитетом. Субъекты федерации не обладают правом сецессии (правом выхода из союза).
В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.
Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, но она должна полностью соответствовать федеральной конституции.
Субъекты федерации имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы. Они имеют право издавать свои собственные законодательные акты, при условии их соответствия федеральному закону.
В большинстве федерации существуют союзное гражданство и гражданство федеральных единиц (двойное гражданство).
Двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм). Нижняя палата рассматривается как орган общесоюзного представительства и избирается по территориальным избирательным округам. Верхняя палата представляет интересы субъектов федерации.
Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (Россия, США, Бразилия, Индия, Германия, Австралия, Венесуэла, Малайзия и др.).
Федерации строятся по территориальному и национальному признаку , который в значительной мере определяет характер , содержание , структуру государственного устройства .
Административно-территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации (Германия, США). Национально-государственные федерации характеризуются более сложным государственным устройством (Югославия). Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.
Выделяют также симметричную федерацию (субъекты федерации имеют одинаковый правовой статус) и ассиметричную, характерно неравенство положения субъектов. Первой является Германия, второй - Россия.
Наконец федерация может быть договорной (в основу федерации положен договор субъектов) и конституционной (правовым основанием федерации является закрепление факта ее образования в основном законе страны)
4.3 Конфедерация
Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения общих интересов и достижения определенных целей (экономических, военных, политических, социальных и др.) позволяющих создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств.
Однако сейчас взгляд на конфедерацию стал меняться, и многие юристы сравнивают эту форму с государственным союзом.
Конфедерация - это, по словам, Алексеева С.С., "государственный союз государств". То есть ни одно из государств - членов конфедерации не утрачивает своего государственного суверенитета; части конфедерации не только обладают своими органами власти и управления, но зачастую сохраняют свою национальную денежную систему, армию, полицию и т.д.
При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.
В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:
конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;
конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;
сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;
государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.
Как правило, конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию: Германский союз (1815 - 1867), Швейцарский союз (1815 - 1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.
5. Режимы
К настоящему времени термин «режим» широко используется в юридической науке и практике. Он происходит от латинского слова regimen – управление и обозначает совокупность норм, способов деятельности, мероприятий, необходимых для достижения определенных целей.
В теории государства термин «режим» понимается как совокупность определенных приемов и методов осуществления власти. Поскольку среди видов власти выделяют государственную и политическую, постольку и режимы бывают государственные и политические.
Форма правления представляет собой юридическую модель отношений между соответствующими высшими государственными органами, реальный же порядок их функционирования и взаимодействия нередко существенно отличается от конституционной модели, а подчас даже противоположен ей.
Этотпорядок, представляющий собой совокупность способов и методов осуществления государственной власти, именуется государственным режимом. Его не следует смешивать с понятием политического режима.
Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим - понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы).
Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарные, авторитарные, расистские). Поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти. Для рабовладельческих государств характерны и деспотия и демократия; для феодализма - и неограниченная власть феодала, монарха и народное собрание; для современного государства - и тоталитаризм, и правовая демократия.
Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее, можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности государственного режима.
Антидемократические режимы
Антидемократические режимы - характеризуются следующими признаками:
определяет характер государственной власти - это соотношение государства и личности;
антидемократический режим характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным строением;
ему свойственно огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, спортивных и др.);
личность в антидемократическом государстве фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституциях;
реально действует примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушением законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни;
всеохватывающая милитаризация общественной жизни;
игнорируют интересы государственных образований, особенно национальных меньшинств;
не учитывает особенностей религиозных убеждений населения.
Антидемократический режим может устанавливаться как при монархической, так и при республиканской форме правления, однако, будучи отрицанием принципов парламентаризма, он не согласуется с парламентарной монархией и республикой. Приводя к сильной централизации государственной власти, авторитарный режим не соглашается с буржуазным федерализмом.
Демократический режим
Демократический режим складывается в правовых государствах. Они характеризуются методами существования власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее прав, интересов. Конкретно режим демократической власти выражается в следующем:
режим представляет свободу личности в экономической сфере, которая составляет основу материального благополучия общества;
реальная гарантированность прав и свобод граждан, их возможность выражать собственное мнение о