Учебное Пособие "Гос. Служба в ОВД"

критерий, который используется при отборе кандидата на вакант­ную государственную должность. Предпочтение отдается наиболее достойному, имеющему лучшую подготовку, больший стаж работы по специальности, показавшему на деле свои организаторские спо­собности.

9. Принцип гласности предполагает открытость законодатель­ства о государственной службе, доступность государственных орга­нов и решение ими вопросов о судьбе, правовом положении госу­дарственного служащего с его ведома и согласия. Подлинной подконтрольности государственных служащих не может быть без рас­ширения гласности, учета общественного мнения, открытости и доступности для контроля. Ни один работник государственных ор­ганов не может оставаться вне контроля, вне критики.

10. Принцип ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, исполнение своих должностных обязанностей закреплен в законодательстве, что по­зволяет укреплять государственную дисциплину, формировать чув­ство личной ответственности государственных служащих за пору­ченное дело.

11. Принцип внепартийности и внеконфессиональности госу­дарственной службы означает, что в государственных органах не образуются структуры политических партий и движений, государ­ственные служащие не могут при исполнении должностных полно­мочий руководствоваться решениями политических партий и дви­жений, иных общественных, а также религиозных объединений. Задачи и функции, выполняемые государственными служащими, требуют от них политической и религиозной беспристрастности.

12. Принцип стабильности кадров в государственных органах означает относительное постоянство кадров, минимизацию их те­кучести при стабильном штатном составе. Это одно из важных условий качественного функционирования государственных ор­ганов.

Изложенный перечень принципов государственной службы в этом федеральном законе имеет отношение ко всем видам государственной службы, в том числе и для государственно-служебных отношений органов внутренних дел. Это основополагающие принципы, на которых строится вся система государственно-служебных отношений.

Государственно-служебные отношения в органах внутренних дел Российской Федерации (исходя из анализа законодательства) строятся на основе следующих принципов: 1) принципов, имеющих отношение ко всем видам государственной службы (их можно именовать принципами-приоритетами), 2) специальных принципов, подчёркивающих своеобразие государственно-служебных отношений в этих органах. К последним можно отнести: принцип единоначалия, гуманизма; принцип взаимодействия с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами; принцип соблюдения служебной дисциплины; продвижения по службе по результатам труда, с учетом способностей и квалификации и др.

Таким образом, принципы для государственной службы в органах внутренних дел имеют существенное значение. Во-первых, с помощью этих юридических категорий происходит развитие законодательства в области государственной службы. Во-вторых, они позволяют осуществлять на качественной основе анализ и совершенствование механизма административно-правового регулирования государственно-служебных отношений в органах внутренних дел. В-третьих, с их помощью улучшается правотворческая и правоприменительная деятельность органов внутренних дел. В-четвёртых, они способствуют более профессиональному исполнению государственными служащими полномочий органов и подразделений МВД России.


§ 2.3. Контракт о службе в органах внутренних дел


Права и обязанности сотрудников ОВД, помимо их закрепления в нормативно-правовых актах, находят свое выражение и в контракте о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, который подчёркивает индивидуальный правовой статус сотрудника и выступает в качестве материального носителя зафиксированной информации между сотрудником и органом внутренних дел. Объём информации является той основой, которая необходима для реализации прав и обязанностей не только сотрудника, но и органа.

Контракт о службе в органах внутренних дел – это юридически оформленное соглашение между гражданином и органами внутренних дел в лице конкретного начальника о взаимных правах и обязанностях.

Гражданин при заключении контракта обязуется выполнять возложенные на него служебные обязанности, соблюдать Присягу, внутренний распорядок, требования законодательства о службе в органах внутренних дел.

Министерство внутренних дел Российской Федерации и соответствующий орган исполнительной власти обязуются обеспечивать гражданину предоставление всех видов довольствия, права, льготы, создавать гражданину условия для службы в органах внутренних дел, предусмотренные действующим законодательством и контрактом.

Служебные обязанности указываются в тексте контракта или в приложении к нему. В дополнительных условиях по контракту могут оговариваться вопросы по оплате жилья, доплате к заработной плате, оплате содержания детей в дошкольных учреждениях, возмещению расходов по использованию личного автомобильного транспорта в служебных целях, направлению на обучение в образовательные учреждения МВД России и гражданские образовательные учреждения, обучению в адъюнктурах, аспирантурах, докторантурах, направлению в любой регион Российской Федерации для выполнения служебных обязанностей, привлечению сотрудника для выполнения обязанностей, не предусмотренных контрактом, на срок до одного месяца в течение календарного года с выплатой должностного оклада не ниже чем по занимаемой должности и т.д. Дополнительные условия контракта не должны ухудшать служебное и социальное положение сотрудника органов внутренних дел.

При заключении контракта о службе в органах внутренних дел должна быть обеспечена:

а) конкретизация взаимных обязательств и ответственности сторон, заключивших контракт, по соблюдению условий, которые должны обеспечивать наиболее благоприятные возможности для реализации профессиональной активности сотрудника, его высокую стабильную результативность по выполнению возложенных на него служебных обязанностей;

б) индивидуализация общих норм прохождения службы, определяемых Положением о службе, применительно к общей и специальной подготовке сотрудника, стажу его службы, профессиональному опыту, личностным особенностям;

в) социальная защита сотрудника, выражающаяся в том, что предусмотренные законодательством льготы, гарантии и компенсации будут ему представлены своевременно и в полном объёме.

Статья 58 Трудового кодекса РФ устанавливает, что трудовые договоры могут заключаться:

1) на неопределенный срок;

2) на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен Трудовым кодексом и иными федеральными законами.

Срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок.

В случае, если ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением его срока, а работник продолжает работу после истечения срока трудового договора, трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.

Трудовой договор, заключенный на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, установленных органом, осуществляющим государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, или судом, считается заключенным на неопределенный срок.

Запрещается заключение срочных трудовых договоров в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных работникам, с которыми заключается трудовой договор на неопределенный срок.

При поступлении на службу в целях проверки соответствия получаемой должности возможно установление испытательного срока до 3 месяцев (ст. 70 ТК РФ).

Во время испытательного срока кандидат на службу в органы внутренних дел назначается стажером по должности без присвоения специального звания. Стажер выполняет обязанности и пользуется правами сотрудника органа внутренних дел в соответствии с занимаемой им должностью и условиями контракта. На него распространяется законодательство Российской Федерации о труде, государственное социальное страхование.

Испытательный срок засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на выплату процентной надбавки за выслугу лет и назначение пенсии по линии МВД России.

Испытательный срок не устанавливается:

а) для лиц, назначаемых на должности высшего начальствующего состава;

б) выпускников высших и средних учебных заведений, поступающих на службу по распределению;

в) лиц, замещающих должности по конкурсу.

Гарантии сотрудникам органов внутренних дел, исходя из ст. 15 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации»:

а) условия службы, обеспечивающие исполнение им служебных обязанностей и использование предоставленных ему прав;

б) денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в) очередной ежегодный и иные виды отпусков, предусмотренные действующим законодательством;

г) медицинское обслуживание его и членов семьи, в том числе после выхода его на пенсию;

д) переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения;

е) обязательность получения его согласия на перевод на другую должность в органах внутренних дел, за исключением случаев, предусмотренных нормативными актами;

ж) пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи сотрудника органов внутренних дел в случае смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;

з) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им служебных обязанностей;

и) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения службы в органах внутренних дел;

к) защита его и членов семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им служебных обязанностей в порядке, установленном федеральным законом.

Сотруднику органов внутренних дел гарантируются и другие льготы, компенсации, выплаты, установленные действующим законодательством, например в ст. 54, 64 Положения о службе.

Расходы, связанные с предоставлением гарантий, производятся за счет средств соответствующих бюджетов. Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные гарантии для сотрудников органов внутренних дел.

Центральное место в правовом статусе сотрудника органов внутренних дел отводится правам и служебным обязанностям, достаточно подробно изложенным в ст. 10 и 11 Закона «О милиции».

Не признаются осуществляющими служебную деятельность (исполняющими служебные обязанности) сотрудники, в отношении которых служебной проверкой, органами дознания, судом установлено, что совершенные ими деяния:

- находятся в прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением;

- квалифицируются как умышленное преступление (умышленное административное правонарушение);

- признаны самоубийством и при этом не были вызваны болезненным состоянием или доведением до самоубийства.

При исполнении служебных обязанностей сотрудник органов внутренних дел находится под защитой государства в соответствии с положениями Федерального закона Российской Федерации «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

Никто, кроме органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в его деятельность. При получении приказа или указания, явно противоречащих закону, сотрудник органов внутренних дел обязан принять меры к исполнению закона.

Отмена или изменение решения, принятого сотрудником органов внутренних дел при осуществлении служебных обязанностей, сами по себе не влекут его ответственности, если они не явились результатом преднамеренного нарушения закона.

Сотрудник органов внутренних дел в своей служебной деятельности руководствуется требованиями законов и не может быть ограничен решениями политических партий, общественных объединений и массовых общественных движений, преследующих политические цели.

За противоправные действия или бездействие при исполнении служебных обязанностей, ненадлежащее исполнение служебных обязанностей сотрудник органов внутренних дел несёт ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, каждый сотрудник системы МВД РФ должен четко знать свои права и выполнять обязанности, предусмотренные как действующим законодательством, так и контрактом, заключенным между сотрудником и органом внутренних дел.

Специальные звания: порядок присвоения и основания к отсрочке.

Специальные звания сотрудников органов внутренних дел, порядок и условия их присвоения и основания к отсрочке имеют непосредственное значение без всякого преувеличения для всех лиц рядового и начальствующего состава ОВД.

Специальные звания сотрудникам органов внутренних дел присваиваются персонально с учетом их квалификации, образования, отношения к службе, выслуги лет и занимаемой штатной должности, а также других условий, предусмотренных Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Специальное звание рядового милиции, рядового внутренней службы, рядового юстиции присваивается начальниками, которым предоставлено право назначения на должности рядового и младшего начальствующего состава.

Первые и очередные специальные звания младшего начальствующего состава присваиваются министрами внутренних дел республик, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и иными начальниками, которым такое право предоставлено Министром внутренних дел Российской Федерации.

Гражданам, принятым на должности старшего и высшего начальствующего состава, может быть присвоено первое специальное звание не выше майора милиции, майора внутренней службы или майора юстиции, если они не имеют по запасу более высокого воинского звания.

Первые специальные звания среднего и старшего начальствующего состава присваиваются Министром внутренних дел Российской Федерации. Очередные специальные звания начальствующего состава присваиваются в последовательном порядке при соответствии очередного звания званию, предусмотренному по занимаемой должности, и по истечении установленного срока выслуги в предыдущем звании, за исключением случаев, предусмотренных Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Специальные звания сотрудникам присваиваются, как правило, исходя из занимаемой ими должности. Для сотрудников органов внутренних дел установлены должности высшего, старшего, среднего, младшего начальствующего и рядового состава. Перечень должностей и соответствующие им специальные звания высшего начальствующего состава утверждаются Президентом Российской Федерации.

Виды специальных званий и выслуги в них:

а) рядовой состав:

- рядовой милиции, рядовой внутренней службы, рядовой юстиции – 1 год;

б) младший начальствующий состав:

- младший сержант милиции, младший сержант внутренней службы, младший сержант юстиции – 1 год;

- сержант милиции, сержант внутренней службы, сержант юстиции – 2 года;

- старший сержант милиции, старший сержант внутренней службы, старший сержант юстиции – 3 года;

- старшина милиции, старшина внутренней службы, старшина юстиции – не устанавливается;

- прапорщик милиции, прапорщик внутренней службы, прапорщик юстиции – 5 лет;

- старший прапорщик милиции, старший прапорщик внутренней службы, старший прапорщик юстиции – не устанавливается;

в) средний начальствующий состав:

- младший лейтенант милиции, младший лейтенант внутренней службы, младший лейтенант юстиции – 1 год;

- лейтенант милиции, лейтенант внутренней службы, лейтенант юстиции – 2 года; если данное звание присвоено по окончании высшего учебного заведения со сроком обучения 5 лет, срок выслуги сокращается до 1 года;

- старший лейтенант милиции, старший лейтенант внутренней службы, старший лейтенант юстиции – 3 года;

- капитан милиции, капитан внутренней службы, капитан юстиции – 3 года;

г) старший начальствующий состав:

- майор милиции, майор внутренней службы, майор юстиции – 4 года;

- подполковник милиции, подполковник внутренней службы, подполковник юстиции – 5 лет;

- полковник милиции, полковник внутренней службы, полковник юстиции - не устанавливается;

д) высший начальствующий состав;

- генерал майор милиции, генерал майор внутренней службы, генерал майор юстиции - не устанавливается;

- генерал лейтенант милиции, генерал лейтенант внутренней службы, генерал лейтенант юстиции - не устанавливается;

- генерал полковник милиции, генерал полковник внутренней службы, генерал полковник юстиции - не устанавливается.

По сложившейся практике Министру внутренних дел Российской Федерации может быть присвоено воинское звание «Генерал армии».

Звания начальствующего состава органов внутренних дел являются пожизненными. При прекращении службы к имеющемуся специальному званию добавляются слова «в отставке».

Первые специальные звания младшего лейтенанта милиции, младшего лейтенанта внутренней службы, младшего лейтенанта юстиции присваиваются:

- сотрудникам, состоящим в должностях рядового и младшего начальствующего состава, окончившим специальные курсы Министерства внутренних дел Российской Федерации по программе, утвержденной Министерством внутренних дел Российской Федерации, средние специальные учебные заведения других министерств и ведомств и назначенным на должности среднего начальствующего состава;

- сотрудникам, состоящим в должностях рядового или младшего начальствующего состава, обучающимся на последних курсах высших или средних специальных учебных заведений, а также имеющим незаконченное высшее образование (не ниже 3-го курса) и назначенным на должности среднего начальствующего состава;

- гражданам, окончившим средние специальные учебные заведения и назначенным на должности среднего начальствующего состава;

- слушателям и курсантам высших учебных заведений МВД России, а также студентам специальных факультетов высших учебных заведений, при переводе на последний курс.

Специальные звания лейтенанта милиции, лейтенанта внутренней службы, лейтенанта юстиции присваиваются:

- младшим лейтенантам милиции, младшим лейтенантам внутренней службы, младшим лейтенантам юстиции по истечении установленного срока выслуги в специальном звании, а окончившим высшие учебные заведения - независимо от срока выслуги в этом звании;

- сотрудникам, имеющим специальные звания рядового и младшего начальствующего состава, окончившим высшие учебные заведения либо средние специальные учебные заведения МВД России и назначенным на должности среднего начальствующего состава;

- лицам, окончившим по очной форме обучения высшие или средние специальные учебные заведения МВД России;

- гражданам, имеющим высшее образование и назначенным на должности среднего или старшего начальствующего состава.

Очередные специальные звания включительно до подполковника милиции, до подполковника внутренней службы, до подполковника юстиции присваиваются заместителями Министра внутренних дел Российской Федерации, министрами внутренних дел республик, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, начальниками высших учебных и научно исследовательских учреждений и иными начальниками, которым такое право предоставлено Министром внутренних дел Российской Федерации.

Специальные звания полковника милиции, полковника внутренней службы, полковника юстиции присваиваются Министром внутренних дел Российской Федерации, а специальные звания высшего начальствующего состава - Президентом Российской Федерации по представлению Министра внутренних дел Российской Федерации.

Сотрудникам, прикомандированным к органам власти, специальные звания присваиваются до полковника милиции, полковника внутренней службы, полковника юстиции включительно по представлению руководителей этих органов и в порядке, предусмотренном законодательством о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Специальные звания высшего начальствующего состава этой категории лиц присваиваются Президентом Российской Федерации по представлению руководителей этих органов власти, согласованному с Министром внутренних дел Российской Федерации, или по совместному представлению Министра внутренних дел Российской Федерации и руководителей соответствующих органов власти.

Очередные специальные звания среднего и старшего начальствующего состава слушателям, адъюнктам и докторантам учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации присваиваются в соответствии со штатными должностями, которые они занимали до поступления на учёбу, без учёта изменений специальных званий в штатах по этим должностям, внесённых после поступления на учебу.

Сотрудникам, окончившим учебные заведения, адъюнктуру, докторантуру, очередные специальные звания среднего и старшего начальствующего состава присваиваются при соответствии очередных специальных званий званиям по штатным должностям, на которые они назначаются по окончании учебы.

Специальное звание начальствующего состава может быть присвоено до истечения установленного срока выслуги в предыдущем звании или на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по занимаемой должности, в порядке поощрения за достижение высоких результатов в службе и образцовое выполнение служебных обязанностей. Сотрудникам, имеющим учёную степень или учёное звание, может быть присвоено специальное звание на одну ступень выше звания, предусмотренного по должности (за исключением специальных званий высшего начальствующего состава).

Гражданину, состоящему в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, и после назначения на должность начальствующего состава в органы внутренних дел Российской Федерации присваивается специальное звание, соответствующее имеющемуся у него воинскому званию. Лицам, имеющим воинские или специальные звания младшего начальствующего состава выше звания рядового, при приёме их на службу в органы внутренних дел (зачислении на учёбу) на должности рядового или младшего начальствующего состава присваивается имеющееся у них звание одновременно с назначением на должность (зачислением на учёбу) начальником органа внутренних дел (учебного заведения), имеющим право назначения на должность (зачисления на учёбу), и независимо от звания, предусмотренного по данной должности.

При назначении офицеров запаса на должности среднего, старшего и высшего начальствующего состава первое специальное звание им может быть присвоено на одну ступень выше имеющихся у них воинских званий, если ко дню назначения на должность они выслужили в период прохождения действительной военной службы и пребывания в запасе в присвоенных им воинских званиях установленные сроки.

Сотрудникам, перемещённым из одной службы (подразделения) в другую, для личного состава которой установлены иные специальные звания, такие звания присваиваются на общих основаниях. При этом новое специальное звание не должно быть ниже имеющегося у сотрудника специального звания. Вид присвоенного специального звания должен соответствовать специальному званию, предусмотренному по занимаемой штатной должности.

Срок выслуги в специальном звании исчисляется со дня подписания приказа о присвоении этого звания. Время пребывания сотрудника в сниженном специальном звании в срок выслуги в восстановленном звании не засчитывается. Сотрудники, имеющие звания рядового и младшего начальствующего состава, назначенные на должности среднего начальствующего состава, представляются к присвоению первого специального звания среднего начальствующего состава независимо от срока выслуги в имеющемся звании. Срок выслуги в специальном звании исчисляется с момента окончания срока выслуги в предыдущем звании. В срок выслуги в специальном звании лицам, назначенным на должности младшего начальствующего состава, засчитывается время их пребывания в соответствующих воинских званиях в период прохождения военной службы по призыву и контракту, а также в специальных званиях младшего начальствующего состава в период службы в органах внутренних дел с учетом сроков выслуги.

Представление к присвоению очередных специальных званий сотрудников, находящихся в распоряжении соответствующего органа внутренних дел или имеющих дисциплинарные взыскания (кроме объявленных устно), а также в отношении которых возбуждено уголовное дело или проводится служебная проверка по фактам нарушения служебной дисциплины, не производится соответственно до назначения на должность, снятия дисциплинарного взыскания, прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям или до окончания служебной проверки.

При неправомерной задержке присвоения специального звания сотруднику органов внутренних дел компенсируется денежное и вещевое довольствие, которое он получал бы при своевременном присвоении специального звания, а начальник органа внутренних дел, необоснованно задержавший представление подчиненного к званию, несет дисциплинарную ответственность. При задержке в присвоении очередного специального звания в связи с проводившейся служебной проверкой, по результатам которой не наложено какого либо дисциплинарного взыскания (приказом начальника органа внутренних дел), задержанное звание присваивается сотруднику со дня, когда истек срок выслуги в предыдущем специальном звании.

Снижение в специальном звании на одну ступень сотрудников, имеющих звания младшего начальствующего состава, производится как мера дисциплинарного взыскания решением прямых начальников, которым предоставлено право присвоения указанных званий.

Снижение в специальном звании на одну ступень сотрудников, имеющих звания среднего и старшего начальствующего состава, производится Министром внутренних дел Российской Федерации.

До восстановления сотрудника в прежнем звании и присвоения ему очередного специального звания повторное снижение в специальном звании не допускается.

Сотрудники, а также лица, имеющие специальное звание с добавлением слов «в отставке», могут быть лишены специальных званий при прекращении гражданства Российской Федерации или при осуждении за совершенное преступление.

Сотрудники, пониженные в специальном звании, восстанавливаются в прежнем специальном звании независимо от занимаемой штатной должности приказами начальников, принявших решение о снижении в звании, им равных начальников и выше, но не ранее чем через год со дня снижения в звании и при наличии положительной аттестации.

Таким образом, порядок и условия присвоения специальных званий, а также основания к их отсрочке, должны знать не только работники кадровых аппаратов системы МВД РФ, но и все остальные сотрудники, поступающие или уже находящиеся на службе в ОВД.


ГЛАВА 3.

Условия прохождения государственной службы в органах внутренних дел РФ



§ 3.1. Перемещение по службе и рабочее время


Практически все сотрудники ОВД за время прохождения службы подвергались перемещению с одной должности на другую. Кроме того, каждый сотрудник должен ориентироваться в таких понятиях, как рабочее время, работа сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, в выходные и праздничные дни, а также в ночное время, совместительство в системе МВД РФ.

Виды перемещений сотрудников ОВД по службе (ст. 16 Положения о службе в ОВД):

а) на вышестоящую должность (в порядке продвижения по службе с согласия сотрудника органов внутренних дел);

б) на равнозначную должность - с согласия сотрудника, при необходимости замещения другой должности либо для более целесообразного использования сотрудника с учетом его деловых, личных качеств и подготовки по новой специальности, а также по семейным обстоятельствам, состоянию здоровья или возрасту;

в) при поступлении на учебу с освобождением от занимаемой должности, а также при назначении на должность после окончания учебы;

г) в порядке прикомандирования к органам власти (порядок и условия прикомандирования сотрудников органов внутренних дел к представительным органам государственной власти и органам государственного управления, а также прохождения службы прикомандированными сотрудниками органов внутренних дел регламентируется ст. 19, 20 Положения о службе в ОВД);

д) на нижестоящую должность:

- при сокращении штатов - в случае невозможности перемещения на равнозначную должность с согласия сотрудника органов внутренних дел;

- по состоянию здоровья - в соответствии с заключением военно врачебной комиссии;

- по личной просьбе;

- по служебному несоответствию в аттестационном порядке;

- в порядке дисциплинарного взыскания.

Сотрудник, перемещенный на нижестоящую должность, в последующем может продвигаться по службе с учетом его служебной квалификации, опыта работы, деловых и личных качеств, состояния здоровья.

При перемещении сотрудника на нижестоящую должность по сокращению штатов или по состоянию здоровья с уменьшением размера должностного оклада сотруднику органов внутренних дел, имеющему выслугу 15 и более лет (в календарном исчислении), сохраняется размер должностного оклада по последнему месту службы.

При перемещении сотрудника на должность ему обеспечивается работа по основной или родственной специальностям либо в соответствии с имеющимся опытом, а при необходимости использования сотрудника на должности по новой для него специальности перемещению должна предшествовать его переподготовка на соответствующих курсах (сборах).

Перемещение по службе сотрудника во всех случаях оформляется приказом начальника соответствующего органа внутренних дел с указанием основания перемещения. Приказ объявляется сотруднику под расписку.

Сотрудник органов внутренних дел может быть назначен исполняющим обязанности по должности. При этом непрерывный срок исполнения обязанностей по вакантной должности не должен превышать 2 месяцев, а по невакантной - 4 месяцев.

Сотрудник может быть временно отстранен от должности до 1 месяца в случае привлечения его в качестве обвиняемого в совершении преступления, а также в случае грубого нарушения служебной дисциплины, делающего невозможным исполнение им служебных обязанностей. За время отстранения от должности сотруднику выплачивается денежное довольствие в полном размере.

При проведении организационно штатных мероприятий сотрудник органов внутренних дел может быть освобожден от занимаемой должности с зачислением его в распоряжение органов внутренних дел на срок не более 2 месяцев с сохранением размера денежного довольствия. До истечения указанного срока решается вопрос о трудоустройстве сотрудника. В срок нахождения сотрудника в распоряжении не засчитывается время освобождения от служебных обязанностей по болезни, пребывания в очередном и дополнительном отпусках.

В соответствии со ст. 18 Положения о службе в ОВД перемещение сотрудника органов внутренних дел на службу в другую местность допускается только с согласия сотрудника, в том числе и в связи с передислокацией органа внутренних дел, если иное не предусматривается контрактом. По инициативе сотрудника перемещение в другую местность допускается по согласованию с начальниками соответствующих органов (подразделений) внутренних дел.

В интересах службы по предписанию Министра внутренних дел Российской Федерации при перемещении сотрудника он имеет право бронировать ранее занимаемую площадь в домах государственного и муниципального жилищного фонда. Проезд и перевозка имущества сотрудника органов внутренних дел и членов его семьи к новому месту службы осуществляется за счет средств Министерства внутренних дел Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 1996 года № 280 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и налоговой полиции» лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел при переезде на новое место жительства в связи с переводом к новому месту службы производятся следующие выплаты:

- в размере двух окладов денежного содержания на лицо рядового и начальствующего состава и половины оклада денежного содержания на каждого переезжающего члена его семьи;

- в размере твердой ставки (суточные), установленной Правительством Российской Федерации для командированных работников, за каждый день нахождения в пути на лицо рядового и начальствующего состава и на каждого переезжающего члена его семьи.

В каждом органе внутренних дел устанавливается строго регламентированный распорядок дня, определяемый особенностями служебной деятельности и оперативной обстановки, временем года, местными условиями и другими конкретными обстоятельствами.

Внутренний распорядок в строевых частях и подразделениях, подразделениях особого и специального назначения, а также во временно создаваемых структурах при откомандировании сотрудников из пунктов постоянной дислокации органа внутренних дел и в иных случаях устанавливается по решению начальника (командира) в соответствии с требованиями уставов и условиями несения службы.

Распорядок дня определяет время начала и окончания работы, начало и продолжительность обеденного перерыва, часы приема граждан (наиболее удобные для населения), сменность в несении службы отдельных категорий сотрудников. При необходимости он согласовывается с начальником вышестоящего органа внутренних дел, соответствующими органами государственной власти и утверждается приказом.

На сотрудников распространяется установленная законодательством Российской Федерации о труде продолжительность рабочего времени – не более 40 часов в неделю. Для сотрудников, исполняющих служебные обязанности во вредных условиях, устанавливается сокращенный рабочий день.

Перечень должностей сотрудников, для которых устанавливается сокращенный рабочий день, а также порядок и условия предоставления сокращенного рабочего дня определяются Министром внутренних дел Российской Федерации.

При сменной работе устанавливается одинаковая продолжительность дневной, вечерней и ночной смен.

В необходимых случаях сотрудники могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленного времени, а также в ночное время, в выходные и праздничные дни. В таких случаях издается письменный приказ.

Действующим законодательством в плане реализации положений ст. 22 Закона РСФСР «О милиции» приказом МВД РСФСР от 4 июля 1991 года № 100 утверждена Инструкция о порядке предоставления компенсации лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, в выходные и праздничные дни, а также за работу в ночное время.

Привлечение сотрудников к работе сверх установленной законом продолжительности рабочего времени (к сверхурочной работе) производится на основании приказа начальника (командира) органа (подразделения) внутренних дел, учреждения, предприятия, в штате которого состоит сотрудник. В приказе указываются причины, вызвавшие необходимость сверхурочной работы, сотрудники, привлекаемые к такой работе, и ее продолжительность.

В неотложных случаях приказ может быть отдан устно с последующим оформлением письменно не позднее трех суток.

Учёт времени, отработанного сверхурочно, ведется самим сотрудником и руководителем соответствующего подразделения, старшим группы и т.п. по поручению начальника (командира), издавшего приказ о сверхурочной работе.

Данные учёта отражаются в рапорте лица, осуществляющего учёт, с указанием количества часов, отработанных конкретным сотрудником сверхурочно в каждый рабочий день.

Рапорт с соответствующим решением начальника (командира) органа (подразделения) внутренних дел, учреждения, предприятия и приказ о привлечении к сверхурочной работе являются основанием для оплаты этой работы.

Оплата сверхурочной работы водителям сотрудникам может производиться на основании соответствующего распоряжения в путевом листе.

Совместительство в ОВД.

Служба (работа) сотрудников органов внутренних дел по совместительству в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации разрешается на вакантных должностях рядового и начальствующего состава и на вакантных должностях работников в свободное от основной службы (работы) время, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Совместительство допускается в любом органе внутренних дел,