Коррекционная работа с детьми с задержкой речи

мы послушаем сказку “Петушок да курочка” Эту сказку сочинил наш старый знакомый - мальчик Сережа, но сочинил ее неверно, все перепутал.

От Сережи пришло очередное письмо. А вот я не знаю, правильно ли я подобрала и подружила слова «очередное письмо». От какого слова образовалось слово “очередное”.

(ответы детей)

Логопед: Что обозначает слово “очередь”.

Дети: Это предметы, которые стоят друг за другом, по порядку (первый, второй и т.д.)

Логопед: А какое мы письмо получили от Сережи по счету?

Дети: второе.

Логопед: Так будет ли оно очередным?

Дети: да.

Логопед: В очередном своем письме Сережа прислал сказку и свои картинки к ней. Но Сережа снова просит вашей помощи, т.к. ему самому ничего не понятно в Своей сказке. Послушайте сказку.

(Логопед читает деформированный текст сказки “Петушок да курочка”).

Логопед: Получилась у Сережи сказка? Почему?

Дети (рассуждают, почему у Сережи сказка не получилась).

Логопед предлагает составить схему-план по сказке Сережи: Р С

И объясняют, почему у Сережи не получилась сказка: непонятно, о чем рассказывается в сказке, предложения стоят не по порядку, поэтому не дружат между собой.

Логопед: А может нам помогут картинки? Посмотрите на них, попробуйте их поставить по порядку. А теперь я еще раз прочту сказку, а вы постарайтесь к каждой картинке на слух подобрать из сказки предложения.

(Логопед читает, дети соотносят предложения с картинкой).

Логопед: А теперь назовите мне предложения, которые вы подобрали к 1, 2, 3, картинкам

Получился ли у нас рассказ?

(Дети определяют, что рассказ-сказка получилась, т.к. предложения стоят по порядку в каждой части. И части, и предложения “подружились” между собой).

Логопед (предлагает кому-либо из детей составить сказку, остальные внимательно слушают, затем оценивают ответ товарища).

Логопед: Какой случай из жизни или событие описано в этой сказке? (ответы детей).

А как бы вы назвали эту сказку? Сколько частей в этой сказке? О чем рассказывается в каждой из них?

Логопед просит детей помочь Сереже, написать эту сказку и нарисовать картинку. А на следующий день отправить Сереже письмо со сказками ребят.

В конце урока дети рисовали картины к тому, что они представили себе, На фланелеграфе «создавали» динамические картины из аппликаций как иллюстрации к данному тексту и писали сказки - сочинения. Всю письменную работу ученики выполняли в отдельной тетради, обложка которой была оформлена в виде рисунка к данной сказке “Петушок да курочка”.

Данное занятие обучает детей связной речи в работе над деформированным вариантом текста, учит различать образец связной речи от бессвязной; развивает и активизирует словарь, идет процесс уточнения значений слов, формирование навыка словообразования.

Вызывает интерес к речевой деятельности, развивает интерес к связной речи как к содержанию, так и его речевому оформлению; развивает логическое мышление, слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, воспитывать чувство взаимопомощи.

Такой урок очень понравился детям, в нем участвовали все, он проходил как маленький, но очень интересный, необычный, познавательный урок-спектакль.

Обучение описательной речи проводилось в связи с работой по формированию у детей грамматически правильной речи в следующем направлении:

систематические упражнения в правильном употреблении словоформ (падежных окончаний существительных, прилагательных, некоторых глагольных форм);

формирование у детей практических навыков словоизменения;

упражнения в правильном построении фраз;

формирование навыков контроля за грамматической правильностью речи;

активизация и обогащение словарного запаса.

Интегрированный курс, который охватывает следующие предметы - литературное чтение, изобразительное искусство и русский язык, имеет общие для каждого из них цели, не нарушает принципов дидактики, сохраняет специфику разных видов искусств, учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся, фокусируется в целом на познании детьми действительности, на полноценном восприятии красоты окружающего мира.

Интегрированный эстетический курс был апробирован на базе школы-интерната № 6 Тематическое планирование данного интегрированного курса для учащихся 2 классов общеобразовательной школы составлено на учебный год из расчета 1 часа в неделю.


3.3 Сравнительный анализ результатов обследования


Для того, чтобы выявить результаты работы, было проведено полное исследование.

В контрольном эксперименте участвовали те же две группы 2-а класса. В контрольной группе целенаправленной работы по развитию речи не велось, в экспериментальной группе – эта работа проводилась в течение года.

Чтобы убедиться в эффективности используемой нами методики, мы вновь провели контрольный эксперимент по тем же параметрам и показателям. Результаты оформили в Таблицу 3.

Сравнительный анализ обеих групп показал, что у детей экспериментальной группы в ходе эксперимента значительно повысился уровень речи и по показателям обогнали контрольную группу.

Контрольный эксперимент

Задачи контрольного этапа исследования были следующие:

1. Выявить уровень развития речевых умения детей при использовании на уроках взаимосвязи с изобразительным искусством.

2. Раскрыть эффективные методы и приемы реализации интегрированного подхода на уроках развития речи.

3. Проверить эффективность методики экспериментальной работы.

Контрольный эксперимент проводился так же во 2 «А» классе шк.№ 6 в двух группах.

На контрольном этапе исследования было проведено 5 уроков развития речи (сочинений-рассказов).

Темы экспериментальных уроков:

1. Моё домашнее животное.

2. Мой лучший друг.

3. Моя комната.

4. Мой класс.

5. Моя любимая игрушка (2).

Методика работы над сочинениями-описаниями с использованием изобразительного творчества детей.

Ниже приводятся конспекты уроков развития речи, которые проводились на контрольном этапе эксперимента. Цели этих уроков одинаковые: сформировать речевые умения младших школьников при помощи работы с тематическими рисунками. Этапы, методы и приёмы работы - похожи.

На последнем уроке («моя любимая игрушка (2)») проводился «контрольный срез» - завершающий этап контрольного эксперимента. Методика проведения этого урока немного отличалась: детям была дана большая самостоятельность при подготовке и в написании сочинения.

Сочинение-описание. «Моя любимая игрушка»(2).

Контрольный срез.

Цель: Проверка знаний об описании и выявление уровня развития речевых умений у учащихся.

Ход урока.

1. Постановка учебной задачи.

- Сегодня вы снова будете описывать вашу любимую игрушку. Мы много работали с вами над описаниями и сегодня вы должны использовать все свои знания и умения при написании сочинения. Работать вы будете самостоятельно весь урок. Подумайте, как будет строиться ваше описание (сколько частей будет в нём), как вы раскроете тему и основную мысль в сочинении, какой материал вы отберёте для него, какие слова и прилагательные употребите для более точного описания. А хорошо описать игрушку вам помогут ваши рисунки.

2. Подготовка проводится в процессе рассказа в индивидуальном порядке.

3. Сочинение.

4. Проверка.

- Проверь, можно ли по твоему описанию представить игрушку.

- Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к игрушке.

- Грамотно ли построено твоё описание (все ли части текста у тебя есть).

- Проверь, грамотно ли написано сочинение.

Анализ результатов (контрольный срез).

Анализ детских работ, как и на констатирующем этапе исследования проводился с целью выявления уровня развития некоторых речевых умений. Уровень развития каждого умения оценивался по следующим критериям:

«высокий уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано на хорошем уровне);

«средний уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано частично);

«низкий уровень развития речевого умения» (речевое умение не сформировано);

Общее количество работ (10) в каждой группе было принято за 100%.

Все работы оценивались по каждому виду умения отдельно.

Результаты анализа работ были занесены в таблицу:


Таблица 4 Результаты контрольного эксперимента в экспериментальной группе

Умения Уровни развития умений Умение строить описание Умение раскрывать тему и основную мысль в сочинении Умение отбирать материал в соответствии с темой сочинения Умение использовать прилагательные в описательном тексте
Высокий 34% 36% 38% 42%
Средний 66% 64% 62% 58%
Низкий 0% 0% 0% 0%

На основе табличных данных построена диаграмма 4 (Приложение 4)

Таблица 5 Результаты контрольного эксперимента в контрольной

группе

Умения Уровни развития умений Умение строить описание Умение раскрывать тему и основную мысль в сочинении Умение отбирать материал в соответствии с темой сочинения Умение использовать прилагательные в описательном тексте
Высокий 6% 12% 18% 20%
Средний 45% 45% 39% 33%
Низкий 49% 43% 43% 47%

На основе табличных данных построена диаграмма 5 (Приложение 5).

Таблица 6 Уровни развития речи детей (контрольный эксперимент)

Уровень Группа

Контрольная Экспериментальная
Высокий 14% 37%
Средний 40% 62%
Низкий 45% 0%

На основе табличных данных построена диаграмма 6 (Приложение 6).

Результаты анализа уровня развития речевых умений после контрольного эксперимента улучшились. Дети в экспериментальной группе научились строить описание (последовательно и связно описывать) и раскрывать тему и основную мысль в сочинении - 36% класса, отбирать материал в соответствии с темой сочинения и использовать прилагательные в описательном тексте - 40%.

Таким образом, у большинства учащихся экспериментальной группы все рассматриваемые умения сформированы на высоком и среднем уровне. Низкого уровня развития умений после обучения нет ни у кого.

В контрольной группе, где не проводились систематические интегрированные развивающие уроки высокий и средний уровень в процентном отношении остался на том же уровне, только низкий уровень поднялся на 10%

Примеры детских сочинений в экспериментальной группе с высоким уровнем развития речевых умений:

Коренной Витя.

« Моя любимая игрушка - тигр.

У меня есть любимая игрушка. Это игрушечный тигр. Мне его подарили на Новый год.

Он оранжевого цвета с чёрными полосками. У него маленький чёрный носик. У него маленькие лапки, и хвостик тоже маленький. У него большие чёрные глаза. На носу у него усы.

Он мне очень нравится!»

Голубева Лиза.

« Моя любимая игрушка - кукла Роза.

У меня есть кукла. Её зовут Роза.

У неё голубые глаза, белые волосы, губы красного цвета, кожа такого коричневого оттенка. Щёки - розовые. Волосы у неё очень длинные. Я всегда заплетаю их в косы.

Мне нравится с ней играть.»

Корнилова Оля.

« Моя любимая игрушка - попугай Кеша.

Мне купили игрушку - попугая Кешу, как из мультфильма. Мне он очень нравится.

Он маленький, зелёного цвета. Глаза у него чёрные, клюв жёлтый, лапки коричневые, хохолок у него светло-зелёный.

Я люблю свою игрушку так, как другой не любил бы.»

Кудряшева Диана.

« Моя любимая игрушка - обезьянка Тотошка.

На 8 марта мне подарили небольшую обезьянку. Сначала я думала, что это обычная обезьяна. Когда я начала с ней играть, мне она понравилась.

Я назвала его Тотоша. Он очень маленький, но у него весёлая улыбка. У него большие чёрные глазки и маленький носик. На нём одета шляпа из соломы и красно-зелёный свитер.

Теперь он - моя любимая игрушка. Я очень люблю с ним играть.»

По этим сочинениям видно, что те речевые умения, которые развивались в процессе эксперимента, сформированы на хорошем уровне. Ученики последовательно и связно описали свои игрушки, хорошо раскрыли тему и основную мысль в сочинении, правильно отбирали материал в соответствии с темой, часто использовали прилагательные (они выделены курсивом).

Эти учащиеся добились хороших результатов и вышли на высокий уровень, но их всего 36%. В течении года проводились интегрированные уроки с учащимися экспериментальной группы, но отрезок времени длиной в год конечно не может решить проблем с задержкой речи. Это долгий и трудоемкий процесс и нужно его продолжать, чтобы добиться 100% успеха.


Таблица 7 Уровни развития речи детей на начальном и конечном

этапах эксперимента

Уровень группы

Контрольная Экспериментальная

Констатирующий

Эксперимент

Контрольный

эксперимент

Констатирующий

эксперимент

Контрольный

эксперимент

Высокий 14% 14% 14% 37%
Средний 30% 40% 31% 62%
Низкий 56% 45% 55%- 0%

Таким образом, уровень развития речевых умения детей на систематических интегрированных уроках при использовании на уроках развития речи взаимосвязи с изобразительным искусством и письмом значительно повысился.

Показатель высокого уровня развития умения строить описание (последовательно и связно описывать) у учащихся экспериментальной группы после контрольного этапа эксперимента вырос на 26%; умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении - на 25%; умения отбирать материал в соответствии с темой сочинения - на 18%; а умения использовать прилагательные в описательном тексте - на 28%.

Рассматриваемые речевые умения в экспериментальной группе после обучения сформированы на высоком уровне примерно у 4/10 учащихся группы; на среднем уровне - у 6/10 группы. Низкого уровня нет ни у кого.

Рассматриваемые речевые умения до контрольного этапа эксперимента были сформированы на высоком уровне только у (14%), а после - у (37%) учащихся экспериментальной группы; на среднем уровне до - у (31%), а после - у (62%) группы, на низком до - у (55%) группы, а после- ни у кого (0%).

Таким образом, уровень развития речевых умений после проведения интегрированных уроков в течение года в экспериментальной группе повысился в среднем на 36%.

Вывод: Подводя итоги экспериментальной работы в конце учебного года мы отмечали, что используя системный подход в обучении, специальное планирование раздела работы по развитию связной речи, использование наглядности, разнообразных, дополняющих друг друга приёмов, видов и форм обучения с учётом особенностей речевого и познавательного развития детей, мы получили хороший результат в экспериментальной группе.

Напротив, в контрольной группе, занятия с которыми велись без учёта указанных факторов, наиболее типичны следующие ошибки:

трудности в умении строить описание;

слишком медленный темп чтения;

нарушения понимания прочитанного.

Как показал опыт нашей работы, введение в занятия по обучению рассказыванию различных заданий творческого характера значительно способствует развитию связной речи и творческих возможностей детей.

Таким образом, методика экспериментальной работы оказалась эффективной. Уровень развития речевых умений у младших школьников в экспериментальной группе после обучения повысился на примерно на 36%.


Заключение


Данная дипломная работа была ориентирована на проведение коррекционной, развивающей работы с детьми с задержкой развития речи и выявления оптимальных условий для развития речи детей младшего школьного возраста.

Исследования показали значительную распространенность задержки развития речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Целью данной работы было рассмотреть методы коррекционной развивающей работы с детьми с задержкой развития речи.

В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализированы особенности задержки речи. Было рассмотрены закономерности развития детской речи, психо-физиологическая характеристика речевой деятельности, причины задержки развития речи у детей.

Во второй главе рассмотрен коррекционная работа по развитию задержки речи: логопедическое обследование детей с задержкой речи, методики исследования уровня речи, система работ по развитию связной речи.

В третьей главе проведена опытно-экспериментальная работа по развитию речи у младших школьников, проведен интегрированный урок по обучению связной речи детей.

Обучение осуществлялось поэтапно и включало следующие основные виды работы:

подготовительные упражнения к описанию предметов;

формирование первоначальных навыков самостоятельного описания;

описание предметов по основным признакам;

обучение развёрнутому описанию предмета (с использованием прилагательных);

закрепление навыков описания, в том числе в процессе игровых и предметно-практических действий;

обучение сравнительному описанию предметов;

применение творчества детей для улучшения ответов.

Проведены два эксперимента во втором классе в двух группах - контрольной и экспериментальной.

Проследили динамику изменения уровня речи в процессе экспериментальной работы. При прочих равных условиях на начальном этапе формирования эксперимента уровень развития детей в контрольной и экспериментальной группах был приблизительно одинаков. Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов. Экспериментальная группа улучшила свои результаты.

Используя системный подход в обучении, специальное планирование раздела работы по развитию связной речи, использование наглядности, разнообразных, дополняющих друг друга приёмов, видов и форм обучения с учётом особенностей речевого и познавательного развития детей, мы получили хороший результат в экспериментальной группе.

Таким образом, методика экспериментальной работы оказалась эффективной. Уровень развития речевых умений у младших школьников в экспериментальной группе после обучения повысился примерно на 36%.Данные исследования занесены в таблицы и диаграммы.

Трудности в обучении детей с задержкой развития речи связаны с неподготовленностью детей к школе, с ослабленным состоянием нервной системы, низкой работоспособностью, быстрой утомляемостью и легкой отвлекаемостью. Необходима детям индивидуальная помощь с учетом первичного дефекта.

Проведенная нами работа по устранению задержки речи и развитию речевых способностей показала, что применяя методику коррекции связной речи, используя творческий подход заинтересовывая детей, реализуя личный подход к детям, используя комплекс приемов и методов коррекционно-развивающей работы с детьми, можно добиться положительных результатов, но несмотря на это педагогическая технология коррекции задержки развития речи очень сложный и трудоемкий процесс, требующий не одного года упорной работы. Необходимо вложить много труда, терпения и любви, чтобы найти индивидуальный подход к каждому ребенку и достичь высоких результатов в своей работе.

Библиография


Балабанова В.П. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения – СПб.: Детство-пресс, 2001. – 573 с.

Бородич А.М. Методика развития речи детей – М,1974. – 320 с.

Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи - М., 1964.

Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети - М., 1963.

Войскунский А. Е. Я говорю, мы говорим – М.: Просвещение, 1989.

Власова Н.А.Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками - М., 1959.

Выготский Л.С. Проблемы общей психологии - Сбор. соч. М., 1982, т.2.

Волкова Л.С. Логопедия. Учебник для вузов - М.:Владос. 1998. - 680с.

Волкова Г.А. Логопедическая ритмика – М.: Просвещение, 1985.

Выготский Л.С. Мышление и речь / Избранные психологические исследования - М., 1956. - 698 с.

Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка – М.,1985. – 344 с.

Грамматика русского языка, т.2, ч.1, М.,1954г.

Гвоздев Л.Н. Вопросы изучения детской речи - М., 1961.

Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников – М., 1958.

Деревянников В.И. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с заикающимися дошкольниками //Дефекторлогия № 3, 1972, с. 19-36.

Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной, М.: Педагогика, 1984.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов – М.: Просвещение, 1991.

Жинкин Н.И Механизмы речи - М., 1958.

Жукова Н.С. и др. Логопедия – Екатеринбург, 1998. – 647 с.

Зикеев А.Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. – М., 2000. – 294 с.

Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе - М., 1971г

Лалаева Р.И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы – М.: Просвещение, 1978 г.

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах - М.: Владос, 1998. - 224 с.

Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии - М., 1968.

Логопедия / Под ред. Волковой Л.С. - М., 1989.

Логопедия / Под ред. Жуковой Н.С. - Екатеринбург, 1998.

Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка – М.,1956. – 574 с.

Луцкина Р.К. Коррекция речевого и умственного развития учащихся вспомогательных школ в процессе специального обучения – Алма-Ата, 1989. – 363 с.

Медведева Е.А. и др. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика / Под ред. Е.А.Медведевой – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 224 с.

Медведева Е.А., Комиссарова Л.Н. Программа спецкурса Кор-рекционная ритмика для специальных педагогических (дефектологических отделений средних и высших учебных заведений) – М., 1994. – 47 с.

Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях - М.,1996. – 448 с.

Москвина Е.С. Глагольная лексика. Работа по развитию связной речи в классах ЗПР и коррекционной школе - Межвузовский сборник: Мар-ГПИ, Йошкар-Ола, 1998. – 228 с.

Москвина Е.С. Коррекционная направленность работы по развитию связной речи детей во вспомогательной школе / Межвузовский сборник: Проблемы изучения и преподавания литературы в школе -МарГПИ, Йошкар-Ола, 1993. – 327 с.

Ночевник М.Н. Человеческое общение - М.,Просвещение,1986.

Нарушения речи и голоса у детей / Под ред. Ляпидевского С.С. - М., 1975.

Новоторцева Н.В. Развитие речи детей – М.,1995. - 286 с.

Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы /Под ред. Ж.И. Шиф. М., 1965. - 301 с.

Основы логопедии / Под ред. Филичевой Т.Б. - М., 1990.

Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика - М, Просвещение, 1991

Правдина О.В. Логопедия - М., 1973.

Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы – М.: Педагогика, 1977. – 347 с.

Петровский А.В. Общая психология М.,1977.

Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка – М., 1979. – 457 с.

Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно-отсталых школьников М., 1962. 291 с.

Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательная школа): Сб. 1. М.: Просвещение, 1990. - 320 с.

Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.- М., 1999. – 356 с.

Развитие ребенка /Под ред.Запорожца А.В. – М.,1976. – 419 с.

Русская разговорная речь - Саратов, 1970г.

Рубинштейн С.Я. Психология умственно-отсталого школьника - М., 1971. 351 с.

Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика - М.: Гном-Пресс,1998. - 36 с.

Сукач Л.М. Дидактический материал для исправления недостатков произношения, чтения и письма у младших школьников – М.: Просвещение, 1985 г.

Социальная психология и этика делового общения / Под ред. Лавриненко В.Н. М., 1995

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников - М.: Просвещение, 1983 г.

Синяк В.А. Логопедия - М., 1985.

Сопер П. Основы искусства речи - М., 1995

Селиверстов В.И. Хрестоматия по логопедии - М.: ВЛАДОС. 1997. Селезнева Е.П. Развитие речи детей – М.,1984. – 472 с.

Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи – СПб., 1998.

Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников – М., 2000. – 273 с.

Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга – М., 1997.

Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы – М.: Просвещение, 1984.


ПРИЛОЖЕНИЕ №1


Результаты констатирующего эксперимента в контрольной группе

Диаграмма 1


ПРИЛОЖЕНИЕ №2


Результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной группе

Диаграмма 2


ПРИЛОЖЕНИЕ №3


Уровни развития речи детей (констатирующий эксперимент)

Диаграмма 3

ПРИЛОЖЕНИЕ №4


Результаты контрольного эксперимента в экспериментальной группе

Диаграмма 4


ПРИЛОЖЕНИЕ №5


Результаты контрольного эксперимента (контрольная группа)

Диаграмма 5

ПРИЛОЖЕНИЕ №6


Уровни развития речи детей (контрольный эксперимент)

Диаграмма 6