Метрология и стандартизация

составной частью системы государственного планирования. Так, задания по стандартизации входят специальным разделом в долгосрочный (на 10—15 лет) и пятилетний планы развития народного хозяйства СССР. Существуют годовые планы государственной стандартизации, утверждаемые Госстандартом СССР по согласованию с Госпла­ном СССР. Соответствующие планы отраслевой стандартизации яв­ляются составной частью плановых заданий министерства (ведом­ства). Естественно, что все эти задания плюс собственные потребности в области стандартизации отражаются в перспективных и годовых планах предприятий.

В планы стандартизации включают вопросы разработки новых и пересмотра действующих стандартов всех категорий, научно-иссле­довательские, опытно-конструкторские и другие работы, необходи­мые для создания стандартов. В них учитывают также задания по разработке проектов стандартов СЭВ и ИСО, мероприятия по надзору за мерами и измерительными приборами и т. д.

Особое внимание уделяется межотраслевым планам разработки программ комплексной стандартизации сырья, материала, загото­вок, кооперируемых изделий и конечного изделия (станка, автомо­биля, телевизора и т. п.) с взаимной увязкой требований к их ка­честву.

Контроль за выполнением планов стандартизации осуществляет Госстандарт СССР. Планирование работ по стандартизации является важным экономическим фактором, посредством которого осуще­ствляется координация деятельности всех организаций страны, за­нимающихся вопросами стандартизации, и обеспечивается макси­мальная эффективность и комплексность в работах по стандарти­зации.


2.5. Патентная чистота стандартов.


Целесообраз­ность разработки каждого стандарта обосновывается потребностями народного хозяйства и ожидаемым техническим и экономическим эффектом. Для этого предварительно подбирают и анализируют литературные и производственные данные, устанавливают тенден­ции развития и перспективные потребности промышленности по стандартизуемым объектам или параметрам. Обязательным этапом является анализ зарубежного опыта и достигнутого там уровня качественных показателей стандартизуемых объектов.

Номенклатура показателей качества должна быть достаточной, чтобы всесторонне и полно характеризовать изделие не только с точки зрения изготовителя, но и с точки зрения потребителя. Например, для покупателя телевизора важны размеры экрана, чет­кость изображения, гарантийный срок, внешний вид и его ремонто­пригодность, т. е. Возможность быстрого обнаружения повреждений и замены неисправных элементов. Для завода-изготовителя, кроме указанного, важное значение имеют совершенство конструкции и технологичность составных частей телевизора, определяющих тру­доемкость и экономичность его производства, и т. д.

ГСС устанавливает шесть стадий разработки стандартов:

1) ор­ганизация разработки стандарта, составление и утверждение тех­нического задания;

2) разработка проекта стандарта (первой редак­ции) и рассылка его на отзыв;

3) анализ отзывов и разработка окон­чательной (второй и последующих) редакций проекта стандарта;

4) подготовка, согласование и представление стандарта на утверждение; 5) рассмотрение, утверждение и регистрация стандарта; 6) изда­ние стандарта и информация о нем.


Многие стандартные агрегаты широко применяют в машинах, приборах и оборудовании, постав­ляемых на экспорт. Для обеспечения конкурентоспособности, кроме соответствия качества изделий мировому уровню, они не должны нарушать действующие в странах ввоза патенты (свидетельства) на изобретения, модели и промышленные образцы, представляющие владельцам исключительное право на использование запатентован­ного объекта в течение определенного срока. Нарушение этих прав влечет за собой наложение ареста на экспортируемые изделия и штрафы, возмещающие убытки патентодержателя, поэтому стандар­тизуемая продукция должна обладать патентной чистотой. Это тре­бование относится к технологическим процессам, методам и сред­ствам измерения и испытания изделий и т. д.


2.6. Внедрение и пересмотр стандартов.


При утверждении государ­ственных стандартов устанавливают срок их введения. Одновре­менно намечают планы основных мероприятий, в которых преду­сматривают материально-техническую и организационную подго­товку предприятий (организаций), обеспечивающую своевременное внедрение стандартов. Эти мероприятия включают в соответству­ющие планы по новой технике, капитального строительства, мате­риально-технического снабжения министерств (ведомств), предприя­тий и организаций. Выполнение их контролирует Госстандарт СССР.

Стандарт считается внедренным на предприятии (в организации), если установленные им нормы, показатели и требования применяют в соответствии с областью его распространения и если выпускаемая продукция соответствует всем требованиям этого стандарта.

Надзор за внедрением и соблюдением стандартов и технических условий осуществляет Госстандарт СССР, его республиканские, об­ластные, городские лаборатории государственного надзора за стан­дартами и измерительной техникой, а также научно-исследователь­ские институты или организации. Если стандарты и технические условия внедрены несвоевременно, руководители предприятий и организаций несут дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством о труде.

За поставку продукции, не соответствующей требованиям стан­дартов и технических условий, некомплектной, в ненадлежащей таре и упаковке, с нарушением требований к маркировке, с кон­структивными недостатками и другими дефектами, поставщик (изго­товитель) несет ответственность, предусмотренную основами граж­данского законодательства Союза ССР и союзных республик. При этом должностных лиц промышленных предприятий могут привлекать к уголовной ответственности.

Только обязательное соблюдение стандартов может дать ожи­даемый эффект от стандартизации, поэтому стандарты имеют силу закона, и их выполнение достигается не только методами убеждения, но и методами государственного принуждения.

Министерства (ведомства) СССР и союзных республик, их голов­ные и базовые организации по стандартизации должны системати­чески (как правило, не реже 1 раза в 5 лет) проверять соответствие установленных в стандартах требований современным достижениям науки, техники и производства, а также запросам народного хозяй­ства (отрасли). Стандарты, не отвечающие указанным требованиям, включают в планы стандартизации для пересмотра. На основании этих проверок и планов стандартизации Госстандарт СССР пере­сматривает совместно с министерствами и ведомствами действующие государственные стандарты, заменяет в них устаревшие показатели или вводит новые стандарты.

Можно привести такой пример, характеризующий динамизм стан­дартов: ГОСТ 533—76 «Турбогенераторы. Технические требования» пересматривался в 1955, 1968, 1975 гг. Предельная мощность турбо­генераторов увеличилась от 200 до 800 мВт в 1968 г. и до 1200 мВт — в 1975 г. Гарантийный срок службы с одного года увеличился в 1968 г. до двух лет, а в 1975 г. — до 25 лет.


III.КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ


При разработке отечественных стандартов учитывают ре­комендации международных организаций по стандартизации. Это необходимо для обеспечения взаимозаменяемости деталей и стан­дартных узлов машин, изготовленных в разных странах, а также для упрощения их эксплуатации, что способствует расширению научно-технических и торговых связей между государствами.

Крупнейшей международной организацией в области стандарти­зации является ИСО (до 1941 г. называлась ИСА, организована в 1926 г.). Одновременно с рекомендациями ИСО выпускает между­народные стандарты, на которых должны основываться националь­ные стандарты; их используют также для международных экономи­ческих связей. Основная цель ИСО, как сказано в ее Уставе, «со­действовать благоприятному развитию стандартизации во всем мире для того, чтобы облегчить международный обмен товарами и раз­вивать взаимное сотрудничество в области интеллектуальной, науч­ной, технической и экономической деятельности».

Высшим органом ИСО является Генеральная Ассамблея, которая собирается раз в 3 года, принимает решения по наиболее важным вопросам и избирает Президента организации. В ИСО имеются:

Исполнительный Комитет (ИСО/Исполком), Комитет по изучению научных принципов стандартизации (ИСО/СТАКО), Комитет по­мощи развивающимся странам (ИСО/ДЕВКО), Аттестационный Ко­митет (ИСО/СЕРТИКО) и свыше 150 технических комитетов, кото­рые разрабатывают рекомендации и стандарты (ТК-1 «Резьбы», ТК-2 «Болты, гайки и детали крепления»; ТК-3 «Допуски и по­садки», ТК-29 «Инструменты», ТК-39 «Станки» и др.).

Членами ИСО являются в настоящее время свыше 70 стран. Работой каждого технического комитета руководит одна из национальных организаций по стандартизации. СССР выполняет функции секретаря в более чем двадцати технических комитетах, подкомите­тах и рабочих группах (например, ТК-57 «Качество обработанных поверхностей», ТК-123 «Подшипники скольжения» и др.). Кроме того, имеются члены-корреспонденты ИСО, которыми могут являться развивающиеся страны, не имеющие национальных организаций по стандартизации; им предоставлено право бесплатного получения рекомендаций и стандартов ИСО и другой информационной лите­ратуры.

В ИСО в качестве ее электротехнического отдела входит Между­народная электротехническая комиссия (МЭК). Ее назначение — содействовать унификации стандартов в области электротехники. Радиотехники и электроники. Представители нашей страны активно участвуют в работе технических комитетов, подкомитетов и рабо­чих групп МЭК в части подготовки ее рекомендаций.

В области метрологии имеется Международная организация мер и весов, созданная в 1875 г. Комитет этой организации разработал единую Международную систему единиц (СИ), приемлемую для всех стран, присоединившихся к Метрической конвенции.

В 1956 г. по предложению Советского Союза создана Междуна­родная организация законодательной метрологии (МОЗМ). Она ве­дет работу по общим вопросам метрологии, системе единиц измере­ний, регламентам по метрологии и др. С того же года функционирует Европейская организация по контролю качества продукции (ЕОКК). Она рассматривает в кругу специалистов различных стран комплекс научно-технических проблем качества, методы его обеспечения и контроля, а также снижения стоимости продукции и увеличения производительности труда. ЕОКК проводит ежегодные междуна­родные конференции по качеству, издает труды и журналы, органи­зует консультации и дискуссии.

Наряду с международными существуют региональные организа­ции по стандартизации, включающие ограниченное число стран.


3.1. Стандартизация, проводимая в рамках СЭВ.


Главная экономи­ческая задача СЭВ — содействовать планомерному развитию народ­ного хозяйства, ускорению экономического и технического прогресса в странах — членах СЭВ, повышению уровня индустриализации стран с менее развитой промышленностью, непрерывному росту производительности труда и неуклонному подъему благосостояния народов этих стран. Основой экономического сотрудничества стран — членов СЭВ является международное социалистическое взаимовы­годное разделение труда, специализация и кооперирование произ­водства, обеспечивающие значительное повышение производитель­ности и экономичности производства. Для проведения необходимых работ по стандартизации в рамках СЭВ созданы Постоянная Комис­сия СЭВ по стандартизации (ПКС). Институт СЭВ по стандартизации, а также Отдел стандартизации Секретариата СЭВ. Основные направления деятельности органов СЭВ по стандартизации заклю­чаются в установлении и унификации: национальных стандартов и другой нормативной документации; рационального ассортимента продукции, ее параметров и показателей качества на базе научно-обоснованных рядов; технических условий на изготовление, испыта­ния, приемку, упаковку, маркировку, транспортирование и хранение продукции; унифицированных понятий, определений, терминов, пра­вил оформления технической документации, обозначений и др.

Органы по стандартизации СЭВ и все национальные органы стран — членов СЭВ успешно проводят большую работу по созда­нию и внедрению стандартов и рекомендаций СЭВ, при этом они обязательно учитывают рекомендации и стандарты международных организаций. Например, с участием большинства стран — членов СЭВ создана Единая система допусков и посадок для гладких эле­ментов деталей и установлены основные нормы взаимозаменяемости, включающие несколько десятков взаимосвязанных стандартов СЭВ. В настоящее время уже разработано свыше 5000 стандартов и ре­комендаций СЭВ.

В целях ускорения внедрения в народное хозяйство новейших достижений научно-технического прогресса и в соответствии с по­становлениями ЦК КПСС и СМ СССР от 18.08.1983 г. будут разра­батываться ГОСТы на группы однородной продукции, типажи и системы машин и оборудования с установлением трех ступеней их технического уровня и качества.

Перечень групп однородной продукции уже издан. Изданы также Методические указания РД-50-435—83 по разработке указанных ГОСТов и Методические указания РД-64—84, устанавливающие •номенклатуру показателей качества групп однородной продукции.

ГОСТы с перспективными требованиями к техническому уровню и качеству продукции должны относиться к стандартам вида «Общие технические требования (ГОСТ ОТТ)». В ГОСТах ОТТ первая сту­пень технического уровня и качества продукции должна соответ­ствовать требованиям основного потребителя (заказчика); вторая — высшему мировому уровню; третья должна сама устанавливать высший мировой уровень. Сроки введения в стандарт и выпуска продукции второй и третьей степеней технического уровня и ка­чества устанавливают на основе сроков обновления продукции. При проведении таких работ должны быть использованы мировые достижения в области новых материалов (композиционных материа­лов, пластмасс, покрытий), а также в области применения лазерных лучей, вибрационной и ультразвуковой технологии и др.

Процесс проектирования машин необходимо проводить в виде диалога между конструктором и ЭВМ с целью выбора наиболее оптимального варианта конструкции машины и входящих в нее сборочных единиц и деталей с точки зрения производительности, надежности, точности и экономичности изделий. При проведении экспериментально-поисковых работ необходимо непосредственно с дисплея передавать программу изготовления опытных деталей на станок без чертежа.

Для обеспечения гибкости производства необходимо создавать автоматизированные модули, состоящие из станка, стола для раз­мещения обрабатываемых заготовок, механизмов для смены инстру­мента и подачи заготовок для обработки и снятия их после обработки. Должны быть также механизмы для автоматического контроля размеров, формы и качества поверхностей деталей. Транспортиро­вание деталей на склад должно осуществляться с помощью робото-кары. Из таких модулей можно будет строить любые производствен­ные линии. Работы в области создания гибких производств прово­дятся, например, в станкостроительной промышленности.

Примером группового стандарта является ГОСТ 25554—82 «Аппа­раты телефонные с кнопочным номеронабирателем». Наработка этих аппаратов на отказ должна быть не менее 6000 ч до 1.1.1984 г. и не менее 10000 ч до 1.1.1986 г. В дальнейшем наработка на отказ должна быть не менее 14 000 ч. Эти показатели должны достигаться совершенствованием конструкции и электронной схемы аппаратов.


Список использованной литературы


1. Коротков В. П., Тайц Б. А. «Основы метрологии и теории точности измерительных устройств». М.: Изд-во стандартов, 1978. 351 с.


2. А. И. Якушев, Л. Н. Воронцов, Н. М. Федотов. «Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения»: – 6-е изд., перераб. и дополн. – М.: Машиностроение, 1986. – 352 с., ил.


3. В. В. Бойцова «Основы стандартизации в машиностроении». М.: Изд-во стандартов. 1983. 263 с.