Социальная политика государства

и отпуске по уходу за ребенком до одного года;

- увеличить размер базовой пенсии и в ближайшие годы обеспечить его сохранение на уровне 40% от прожиточного минимума. Таким образом, мы впервые обеспечиваем соответствие пенсионного обеспечения Казахстана международным стандартам. Это коснется более 1 миллиона 675 тысяч получателей базовой пенсии, и ее размер в 2008 году повысится примерно на одну тысячу тенге, или более чем на 35 процентов;

- для установления справедливости при назначении размеров пенсии от прежнего трудового вклада изменить предусмотренное пенсионным законодательством ограничение дохода, учитываемого для исчисления пенсий, подняв его с 15-кратного до 25-кратного месячного расчетного показателя. Средний размер солидарной пенсии повысится до 13 604 тенге. Максимальные размеры солидарных пенсий увеличатся до 21 713 тенге в 2008 году, или на 76 процентов.

Сегодня у государства появилась возможность выделить такие большие средства на улучшение социального обеспечения казахстанцев. И мы эту возможность реализуем». [7, 9С.]

2) обеспечение занятости населения

В начале 90-х годов наряду с блоком экономических законов был принят ряд других, сыгравших свою роль на начальном этапе формирования рынка труда. Это прежде всего законы «О занятости населения», «О профессиональных союзах», «Об охране труда» и др. Однако в республике до 1 января 2000 года действовал КЗоТ Казахской ССР, принятый еще в эпоху тоталитарной системы и рассчитанный к применению именно в тех социально-экономических условиях. Кризисные явления в экономике к середине 90-х годов значительно осложнили проблему занятости. Занятость во всех сферах экономики, особенно в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве снизилась. Среднегодовые темпы снижения общей численности занятых с 1991 по 1996 год составил 3,7 процентов. Уровень официально зарегистрированной безработицы превышал 3 процента, а скрытой – 11 процентов от общего числа занятых.

Обострение данной ситуации обусловило принятие Правительством РК Концепции государственной политики занятости населения. Основной ее целью определялось достижение полной, продуктивной и свободно избранной занятости, сокращение безработицы и ее поддержание на социально приемлемом уровне, создание правовых, экономических и организационных условий функционирования и регулирования рынка труда. Эти положения легли в основу принятого 30 декабря 1998 года Закона РК «О занятости населения». Государственные гарантии в сфере занятости предусматривают: свободу выбора ими вида занятости, защиту их трудовых прав; защиту от любых форм дискриминации и обеспечение всем равных возможностей в получении профессии и работы; подбор подходящей работы и трудоустройство. Государство обеспечивает дополнительные гарантии категориям граждан, особо нуждающимся в социальной защите, таким как: молодежи до 20 лет; одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей; родителям, воспитывающим детей-инвалидов до 16 лет; инвалидам; лицам, продолжительное время, более одного года, не имеющим работы, независимо от основания последнего увольнения; лицам предпенсионного возраста (за 2 года); лицам, освобожденным из мест лишения свободы; беженцам, мигрантам и испытывающим трудности в поиске работы, путем реализации целевых программ содействия занятости молодежи; женщинам; сельскому населению; населению, проживающему в регионах экологического бедствия. [17, 241С.]

3) прожиточный минимум и борьба с бедностью

Очередным шагом в усилении социальной защиты населения стал Закон РК «О прожиточном минимуме», принятый Парламентом в ноябре 1999 года. [11, 9-10С.] Законом вводится необходимый минимальный денежный доход на одного человека равный по величине стоимости минимальной потребительской корзины и впервые вводится определенное понятие – черта бедности. Это – граница дохода, необходимого для удовлетворения минимальных потребностей человека, устанавливаемая в республике в зависимости от экономических возможностей. Прожиточный минимум рассчитывается ежеквартально по республике и по регионам в среднем Правительством: на душу населения и по половозрастным группам населения. Минимальная потребительская корзина представляет собой минимальный набор товаров и услуг в натуральном и стоимостном выражении и состоит из продовольственной корзины и расходов на непродовольственные товары и услуги. Продовольственная корзина рассчитывается уполномоченным органом по статистике по научно обоснованным физиологическим нормам потребления продуктов питания, определяемым уполномоченным органом по здравоохранению.

Черта бедности служит критерием для оказания социальной помощи малообеспеченным гражданам. Исходя из этого минимальные размеры месячной заработной платы и пенсии, ежегодно утверждаются законодательным актом на основе прожиточного минимума и из принципа поэтапного повышения их до величины прожиточного минимума.

В системе социальной защиты населения основным документом, регламентирующим вопросы социальной помощи малообеспеченным семьям, до выхода этого Закона, являлись постановления Правительства РК от 21 марта 1997 года № 382 и от 12 апреля 1996 года № 437 с внесенными в них пособиями – единое пособие на детей, которое получали все семьи, среднедушевой доход в которых не превышал двух размеров расчетного показателя в месяц. Источником выплат социальных пособий был государственный бюджет и внебюджетные государственные социальные фонды.

Другой формой социальной защиты малообеспеченного населения являлись жилищные пособия, которые стали выплачиваться с 1996 года в связи с тем, что государство прекратило финансовые дотации предприятиям, предоставляющим жильцам многоквартирных домов воду, отопление, электричество. Жилищные пособия предоставлялись в том случае, если фактические расходы на оплату содержания жилища и потребление коммунальных услуг превышали 30 процентов от дохода семьи.

Кроме того, существовало пособие по безработице, которое выплачивалось за счет средств Государственного фонда содействия занятости в размере не менее 59 процентов заработной платы по последнему месту работы, что не способствовало развитию активности безработных в поиске работы.

Государство было не в состоянии в полном объеме выполнить обязательства по рассматриваемым социальным выплатам гражданам и к 1999 году перед получателями пособий сложились огромные суммы задолженности. В этих условиях стала очевидной необходимость проведения реформ в области социальной защиты населения, не имеющего достаточных средств для существования. Одним из приоритетных направлений в новой социальной политике стала борьба с бедностью. Бедность в середине 90-х представляет не только как показатель уровня жизни народа, но и отражает общее самочувствие всего общества. Так, на конец 1996 года почти 34,6 процента казахстанцев не могли себе позволить объем минимальной потребительской корзины и удовлетворение основных человеческих потребностей. [12, 189С.]

В целях решения данной проблемы Правительством РК 22 июля 1999 года были утверждены Временные правила оказания адресной социальной помощи на 1999 г. [11, 10С.] Основной целью данного решения стало повышение ее адресности. Механизм социальной поддержки населения основывается на доплате до черты бедности и признанным нуждающимися в социальной помощи. В среднем по республике в 2000 году по оценке Министерства труда и социальной защиты населения РК черта бедности составила около 2600 тенге на душу населения. Поэтому учитывая то, что борьба с бедностью является одним из условий обеспечения национальной безопасности, Президентом РК в конце декабря 1999 года перед Правительством была поставлена задача определить 2000 год как Год борьбы с бедностью и разработать трехлетнюю программу занятости населения. В соответствии с этим поручением Акимами областей были разработаны региональные программы, такие же программы разработаны в городах и районах. Так, в Государственной программе по борьбе с бедностью и безработицей на 2000-2002 гг. с учетом регионального различия уровня бедности предусматривается выделение из государственного бюджета средств на социальное обеспечение населению в размере 0,8 процента ВВП в 2000 г., 1 процент - в 2001 г., и столько же – в 2002 г. Размер социальной помощи зависит от глубины бедности – чем беднее семья, тем больший размер социальной помощи она может получить. Этот дифференцированный подход позволит повысить эффективность социальной защиты малообеспеченных семей и отдельных граждан наиболее нуждающихся в помощи в пределах имеющихся финансовых ресурсов.

В целях смягчения безработицы в рамках новой социальной политики намечены меры на: развитие системы профориентационных услуг и профобучения незанятого населения; переподготовка работников; развитие сферы услуг в области трудоустройства; создание специально ориентированных фондов по социальной поддержке, обеспечивающих нуждающихся бесплатным питанием, одеждой, ночлегом; внедрение республиканских и региональных программ развития малого и среднего бизнеса, включающих обучение основам предпринимательства, психологическую подготовку. Из Послания Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана от 28 февраля 2007 года:

Казахстанский бизнес уже прочно стоит на ногах, начинает осознавать свою социальную ответственность и выстраивать свою деятельность в соответствие с ней. Пример в этом подают наши национальные компании и крупные инвесторы, выделяя средства на благотворительность, проекты в образовании, здравоохранении, спорте и культуре, оказывая реальную поддержку социально незащищенным гражданам. Для бизнеса – среды такая практика должна стать нормой так, как это происходит в развитых странах. [7, II, 13.]


2.4 Здравоохранение, образование и культура


1) Здравоохранение

С введением Указов Президента, имеющих силу Закона «О медицинском страховании граждан (ОСМ) в РК», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК» от 16 июня 1995 года и Постановления Правительства РК от 16 ноября 1995 года «Об утверждении положения и порядке оказания платных медицинских услуг в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения», ситуация радикально изменилась. Основной целью принятых нормативно-правовых актов являлось проведение общегосударственных мер, направленных на повышение уровня жизни населения, снятия негативных факторов, вызванных внешней средой (экологические, техногенные и др.), формирования здорового образа жизни, предупреждение и снижение основных заболеваний, реформирование системы здравоохранения на основе новых, экономически прогрессивных отношений и улучшения показателей здоровья населения.

В соответствии с Указом Президента РК, имеющего силу Закона, «О медицинском страховании граждан» ОМС является формой социальной защиты интересов населения, обеспечивающей всем гражданам Казахстана доступную и бесплатную медицинскую помощь гарантированного объема и качества при рациональном использовании имеющихся ресурсов. [9, ст.60] Страховые платежи – взносы на обязательное медицинское страхование уплачиваются: для неработающего населения – за счет средств бюджета в соответствии с удельным весом расходов финансирования из расчета на одного жителя; для работодателя – в процентах по отношению к фонду оплаты труда и относится к расходам, вычитаемым из совокупного годового дохода юридических и физических лиц. [9, ст.60] Размер платежей , порядок и срок их оплаты устанавливались Правительством республики. Каждому застрахованному выдавался единого образца по республике страховой полис обязательного медицинского страхования отделениями фонда.

Основой для дальнейшего законодательного обеспечения деятельности системы здравоохранения стал Закон РК «Об охране здоровья народа РК» от 19 мая 1997 года. В соответствии со статьей 4 Закона принципами государственной политики в области охраны здоровья граждан определялись следующие приоритеты:

- обеспечение государственных гарантий и соблюдения прав граждан в области охраны здоровья;

- доступности, преемственности бесплатности в рамках гарантированной

ответственности за их реализацию;

- социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья;

- социальной справедливости и равенства в получении медицинской помощи в рамках гарантированного объема медицинской помощи;

- развития здравоохранения в соответствии с потребностями населения и создания равных условий для организаций, независимо от форм собственности;

- ответственности центральных исполнительных органов, а также местных представительных и исполнительных органов, работодателей, должностных лиц за создание условий, обеспечивающих укрепление и охрану здоровья граждан;

- ответственности медицинских и фармацевтических работников, а также лиц, имеющих право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью, за вред, причиненный здоровью граждан;

- ответственности граждан в сохранении и укреплении здоровья своего и окружающих лиц. [4, 37С.]

На работодателей возлагается ответственность за экологическое благополучие, обеспечение здоровых условий труда, быта и отдыха граждан; соблюдение санитарных правил и норм, гигиенических нормативов, содержание производственных помещений и территорий; информирование населения о вредных факторов производства; ущерб, причиненный здоровью граждан и др.

Законом определена организация охраны здоровья граждан, государственная система здравоохранения, полномочия юридических и физических лиц, занимающихся частной медицинской практикой, порядок и выдача лицензий, а также меры по обеспечению экологического, санитарно-эпидемиологического благополучия и радиационной безопасности населения.

По существу настоящий Закон определил правовые, экономические и социальные основы охраны здоровья граждан а РК, регламентировал участие государственных органов, физических и юридических лиц в реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и стал основой для разработки дальнейших нормативно-правовых актов в области здравоохранения. В последующие годы в соответствии с этим Законом была подготовлена государственная программа «Здоровье народа», которая включает в себя подпрограммы по туберкулезу, профилактике СПИДа, иммунопрофилактике, охране материнства и детства, первичной медико-санитарной помощи, здоровому образу жизни. Также подготовлена Государственная программа развития медицинской и фармацевтической промышленности.

В Послании народу Казахстана Президент выделил основные задачи в области здравоохранения, которые следует реализовать:

- добиться результативности и повышения качества медицинских услуг путем пересмотра механизмов управления, финансирования, координации и контроля в сфере здравоохранения. Следует также внедрить систему отчетности медицинских учреждений, открытую для общества, и систему внутреннего контроля и внешнего аудита.

- подготовить программы для повышения средней продолжительности жизни, снижения показателей детской и материнской смертности, уровня заболеваемости туберкулезом и темпов роста заболеваемости ВИЧ/СПИДом;

- начальная медицинская подготовка должна стать обязательной частью всех школьных и университетских учебных планов. В этой связи также нужно повысить уровень знаний и информированности населения по вопросам здорового образа жизни;

- в ближайшие три года надо построить с использованием механизма государственно-частного партнерства 100 больниц в регионах Казахстана;

- должны быть созданы стимулы для развития конкурентного рынка медицинских услуг и услуг медицинского страхования, доступных населению. [7, II]

2) Образование

Одним из первых нормативно – правовых актов стал Закон «Об образовании», принятый в 1992 году, заложивший правовую основу происходящих условий в системе образования республики. В Законе были сформулированы основные задачи образования, главной из которых является создание необходимых условий для формирования и развития личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики. Основными принципами государственной политики в области образования согласно статьи 3 были определены:

- равенство прав всех граждан РК на получение образования;

- бесплатность образовательных услуг в пределах государственных стандартов образования;

- разнообразие учреждений образования по видам собственности, направлениям деятельности, формам воспитания и обучения;

- непрерывность процесса образования, обеспечивающего преемственность его ступеней;

- научный характер, правовая и экологическая направленность;

- опережающее развитие образования;

- светский характер образования в государственных учреждениях;

- независимость образования от политического и идеологического воздействия, препятствующего получению объективных знаний.

Государство, как определено Законом «Об образовании», проявляет заботу о своих гражданах, всячески содействуя на всех ступенях непрерывного образования: семейного воспитания, дошкольного воспитания, общего среднего образования, внешкольном воспитании и обучении, при получении профессионального – технического, среднеспециального, высшего, послевузовского (аспирантура, докторантура), дополнительного образования.

Следующим правовым актом стала первая Конституция РК, принятая 28 января 1993 года. Так, статьей 24 этого Закона страны было определено, что каждый гражданин республики имеет право на образование, которое обеспечивается бесплатным средним, среднеспециальным, высшим образованием в государственных учебных учреждениях. Закон РК «О высшем образовании», принятый в 1993 году, в соответствии с Конституцией 1993 г. и Законом «Об образовании», определяет принципы государственной политики в области высшего образования. Этот Закон, развивая конституционные положения об основных направлениях развития высшего образования, конкретизировал ее цели: удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном и культурном развитии, приобретении высокой квалификации в избранной области, а также организацию и проведение фундаментальных, прикладных научных исследований, подготовку и переподготовку специалистов, научно – педагогических кадров высшей квалификации для преподавательской работы в вузах на основе полной перестройки всей работы высшей школы.

Правовые основы образовательного процесса свое дальнейшее развитие получили в новой Конституции РК, принятой 30 августа 1995 г. Так, статьей 30 этой Конституции, гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных учреждениях. Получение среднего образования является обязательным для всех. Каждый гражданин имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном учреждении. Решительные шаги были сделаны к возрождению казахского языка, развитию казахских школ, созданию национальных образовательных систем, к многоукладности, открытости образования, к дифференциации, деполитизации и демилитаризации учебных заведений.

В то же время сложные условия переходного периода, социально – экономические перемены породили ряд негативных факторов и в области образования. Принятые Конституция РК (1993 г.), Законы «О всеобщей воинской обязанности и военной службе», «О внесении изменений и дополнений в Закон Казахской ССР «О собственности в Казахской ССР» и другие законодательные акты вступили в противоречие с действующим законодательством республики в области образования. К концу 90-х годов, изменившиеся реалии в жизни казахстанского общества выявили несоответствие нормативно – правовой базы образования ее дальнейшему развитию.

Новые образовательные и информационные технологии, стандарты обучения и воспитания молодежи потребовали целесообразность принятия единого Закона «Об образовании», которые был принят 7 июня 1999 г. Парламентом РК. Он рассматривал несколько вопросов:

- в рамках уровня дошкольного воспитания и обучения предусматривается обязательная предшкольная подготовка 5 (6)-летних детей;

- законодательно закреплено то, что окончившие 9-й класс будут иметь право поступать в колледж, что значительно сократит количество безработных среди подростков и расширит их возможности в получении образования;

- сокращение нормативного срока обучения в вузе для лиц, имеющих среднее профессиональное образование по однородной специальности, аналогичные льготы предусматриваются и для обучающихся в магистратуре;

- по новому законопроекту в систему образования страны включаются также негосударственный сектор образования, международные и иностранные учреждения образования и их филиалы;

- принципиально решаются вопросы информатизации, интеграции образования, науки и производства, а также внедрения в учебный процесс триязычия (казахский, русский, иностранный языки).

- в связи с ростом количества духовных организаций образования потребовалось определить принцип формирования их контингента. Прием в них теперь будет осуществляться только из числа граждан, получивших среднее образование;

- законодательно закреплено право специалистов на бесплатное - один раз в пять лет, повышение квалификации в учреждениях дополнительного образования;

- более четче излагаются вопросы лицензирования образовательной деятельности: подлежат лицензированию филиалы вузов иностранных государств, расположенных на территории РК; впервые лицензированию подлежит деятельность дошкольных и внешкольных учреждений образования.

В соответствии с новым Законом обучение и организация учебно – воспитательной работы должна строиться по образовательным программам и по следующим направлениям:

- воспитание казахстанского патриотизма, осуществляемое через познание национальных, этнокультурных традиций и обычаев, через обучение родному языку, привитие уважения к историческому прошлому своего народа;

- правовое образование, формирующее высокую правовую культуру и правовое сознание;

- гражданское образование, опирающееся на концепцию гуманитарного образования;

- воспитание экономического, экологического, нравственного, художественно – эстетического мышления.

Таким образом, новый Закон предусматривает несколько краеугольных новшеств, по которым углубляется процесс демократизации управления сферой образования. [14 С.136]

В Послании народу Казахстана Президент задал новую ступень в реформировании системы образования. Это приближение системы начального и среднего образования, а также переподготовки кадров к мировым стандартам, развитие практики обучения в режиме он-лайн и создание в стране учебного телевидения, введение в учебные планы дополнительные часы по естественным наукам, привлечение в школы зарубежных преподавателей английского языка, внедрение аттестации учебных заведений на уровне международных стандартов, приоритетное развитие точных и инженерных наук в сфере высшего образования. [7, III, 17]

3) Культура

Развивая конституционные гарантии, Концепция социокультурного развития РК, утвержденная 17 ноября 1993 года Национальным советом по государственной политики при Президенте РК, во главу государственной культурной политики поставила задачу духовного обогащения людей, высокой культуры труда, быта, досуга, всесторонней развитости личности и внутренней интеллигентности личности, подлинного гармоничного взаимоотношения между людьми и народами, обществом в целом и средой его обитания, а также обеспечение сбережений многовекового культурного наследия народов Казахстана, гарантированного представления свободы творчества и самовыражения с сфере литературы, культуры и искусства.

В социокультурном развитии государства должное внимание уделяется также самобытности культур всех народов, проживающих в республике, ибо любая культура – неповторимая, незаменимая ценность и именно через нее тот или иной народ наиболее полно показывает себя миру. Эти их конституционные права по обеспечению и развитию культурной самобытности получили свое дальнейшее законодательное закрепление в законах об охране и использовании историко-культурного наследия, об авторском и смежных правах, о культуре, о языках в РК. Особое место в Законе занимает положение о принятии мер по выявлению, сохранению и возвращению на историческую родину культурных ценностей, находящихся за пределами республики, признанных историко-культурным достоянием казахского народа и народов, проживающих в РК.

Также следует отметить, что культура, как никакая другая сфера оказалась в переходный период в правовом вакууме. За 1991-1995 гг. в сфере культуры был принят всего один Закон – «Об охране и использовании историко-культурного наследия». Проект же Закона «О культуре» разрабатывался с 1991 года и был окончательно принят 24 декабря 1996 года. Поэтому отсутствие фундаментальных законодательных актов в этой сфере существенно повлияло на социокультурную ситуацию. [14 С.139]

Эти законодательные акты легли в основу реформирования всей системы социальной защиты населения, здравоохранения, образования и культуры, летальной проработки и осуществления конкретных путей государственной социально – культурной политики независимой Республики Казахстан.

Заключение


В течение почти 15 последних лет XX века казахстанское общество находилось в состоянии переходного периода. С середины 80-х годов, - в составе СССР под лозунгом перестройки, а с начала 90-х – в условиях самостоятельного развития Казахстана, в рамках курса радикальных реформ оно переживает процесс ломки сложившихся за предшествующую советскую эпоху основ идеологии, экономической, политической, социальной и духовной жизни. Эти годы оказались для Казахстана как важной исторической вехой для строительства независимого суверенного государства, так и периодом трудного и неоднозначного поиска новых форм социально – экономического и политического развития, оптимальных путей вхождения в мировое сообщество. В этот период появилась необходимость решать вопросы, связанные с предложением рабочей силы, ее квалификационными характеристиками, уровнем занятости населения, социальной защищенности, демографической ситуацией, репродуктивным поведением населения. В этих условиях проблема выработки новой социально – культурной политики государства стала одним из актуальных задач. Необходимо было достигнуть определенного уровня равновесия в общественной жизни, разрешить социальные противоречия, сохранить или восстановить баланс стратегических и тактических общественных противоречий.

Несмотря на сложности переходного периода в республике со второй половины 90-х годов велись активные поиски борьбы с безработицей, проведения реформ пенсионного обеспечения и здравоохранения, сфер образования и культуры. И как результат, с конца 1999 г. государство стало регулярно выплачивать пенсии, социальные пособия и начала активную борьбу с бедностью и безработицей, а 2000 год был объявлен Годом поддержки культуры. В республике повсеместно начато движение за воссоздание, восстановление объектов культуры. В то же время в этот период социально – экономическая ситуация в республике не позволила разрешить все проблемы, стоящие перед социально – культурной сферой страны. Поэтому дальнейшее совершенствование социально – культурной политики остается важнейшей и актуальной задачей государства.

В Конституции РК заложена основа для построения в Казахстане социального государства. Построение же государства, которое могло бы быть с полным на то основанием названо социальным, - задача, не решаемая в один день. Переход от страны «развитого социализма» с низким уровнем жизни населения к богатому и процветающему социальному государству очень сложен. Но Новый Казахстан все увереннее движется вперед, выбирая свой собственный путь развития и добиваясь с каждым годом все большего признания и авторитета в мировом сообществе. Тогда, 10 лет назад, мы не ошиблись в своем выборе. Именно с этого времени Казахстан начал последовательно продвигаться вперед, осваивая одну за другой теоремы рыночной экономики и аксиомы демократического развития. Мы сформировали фундамент совершенно новой экономической системы, демократического правового государства, укрепили современные общественные институты, существенно изменили качество и стандарты жизни. Мы добились внутренней стабильности, обеспечили надежность социальной базы развития, создали лучшую в регионе экономику. Мы перестали быть государством третьего мира. Это – главный итог нашей работы за прошедшие 10 лет. [7, II]

Список использованной литературы


Конституция Республики Казахстан: принята в 1993 году. – 35 С.

Конституция Республики Казахстан: принята 30 августа 1995 году. – 40 С.

Закон РК «Об обязательном социальном страховании». - Алматы. Жети Жаргы. 1996.

Закон РК «Об охране здоровья народа РК». Алматы. Жеты Жаргы. 1998. – 50 С.

Назарбаев Н.А. Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. - Алматы: Бiлiм. 1997. – 150 С.

Назарбаев Н.А. Идейная консолидация общества – как условие прогресса Казахстана. Алматы: Казахстан. 1993

Послание Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана от 28 февраля 2007 года.

Постановление Правительства РК от 12 мая 1957 г. № 819.

Ведомости ВС РК. 1995. №9-10.Ст. 60

Сборник нормативных актов о пенсионном обеспечении. Алматы. 1998. – 50 С.

Вопросы труда. № 11.1999. – 60 С.

Статсборник. Уровень жизни населения в Казахстане. – 250 С.

Архипов А.П. Страхование. Современный курс: учебник // Архипов А.П., Гомеля В.Б., Туленты Д.С. – М.: Финансы и статистика. 2006. – 416 С.

Баймагамбетов С. Современная социально – культурная политика РК: исторический анализ. – Астана: «Елорда».2001. – 250 С.

Кравченко А.И. Социология: учебник. – М.: Проспект. 2001. 550 С.

Политология. Энциклопедический словарь. – М.: «Экономист».1993. – 380 С.

Сахариев С.С. Современный курс экономической теории: учебник 2// Сахариев С.С., Сахариева А.С. – Алматы: «Данекер». 2002. – 280 С.

Социологичекий энциклопедический словарь на русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Ред. – координатор – академик РАН Осипов Г.В. – М.: ИНФРА.1998. 488 С.

Жолдасбаев С. Уверенность в завтрашнем дне // Казахстанская правда. – 2007. – 1.