Роль международного права в современных международных отношениях

указанная теория отрицает существование общепризнанных принципов и норм международного права, подчеркивает доминирующую роль усмотрения государства в реализации норм международного права, легализует тем самым противоправную практику государств, осуществляемую под предлогом защиты жизненно важных интересов и человеческого достоинства. Примером такой практики являются военные действия НАТО против Югославии в 1999 г. и военная акция США против Ирака в 2003 г.

Обобщая позитивные аспекты вышеизложенных доктринальных подходов, касающихся юридической природы международного права, приведем его определение.

Международное право - это система принципов и норм, выражающих общечеловеческие ценности, выработанных в процессе согласования позиций государств и иных субъектов международного права, направленных на установление их сотрудничества во всех областях международных отношений и обеспечиваемых государствами и созданными ими международными органами.


1.5.2 Эволюция международного права в условиях глобализации международных отношений

Как было показано выше, международное право и международные отношения тесно взаимосвязаны. Международное право правовыми методами воздействует на международные отношения, регламентируя и прогнозируя их развитие, и одновременно кардинально меняется под влиянием международных отношений. Об этом свидетельствует процесс формирования и развития современного международного права, начавшийся после Второй мировой войны. Новый этап эволюции современного международного права взаимосвязан с глобализацией международных отношений. По определению российского профессора И.И. Лукашука, глобализация — это «всемирный процесс, взаимосвязывающий национальные социально-экономические образования в единую мировую экономическую и общественную систему». Отсюда следует, что основным компонентом глобализации являются интеграционные процессы, происходящие в политической, экономической, социальной, информационной сферах, с одной стороны, и разрешение круга глобальных проблем, включающих обеспечение мира и безопасности, проблемы народонаселения, продовольственные, экологические, энергетические, борьбу с транснациональной организованной преступностью, международным терроризмом, с другой стороны. При всей разнохарактерности указанных процессов их объединяет одно - они требуют усиления и углубления взаимозависимости государств.

Взаимозависимость имеет национальный и интернациональный аспекты. Национальный аспект обусловлен национальными интересами государств, заставляющих их участвовать в отношениях взаимозависимости, чтобы иметь рынки сбыта, доступ к энергоресурсам. К тому же следует учитывать, что современная реальность такова, что ни одно государство не только не сможет защитить свои национальные интересы, если не будет участвовать в международном сотрудничестве, но даже недостаточный уровень такого сотрудничества «наносит ущерб национальным интересам этого государства»1.

Интернациональный аспект выражается в осознании того, что глобальные проблемы носят транснациональный характер, связаны с выживанием человечества, поэтому требуют безотлагательного решения, возможного только в результате тесного, скоординированного сотрудничества государств.

Таким образом, процесс глобализации, нацеленный на создание единого экономического, информационного и правового пространства, требует тщательной регламентации, возможной только в рамках международного права, которое в силу своей универсальности, методов регулирования (координации сотрудничества государств, согласования позиций с целью выработки взаимоприемлемых решений) наиболее отвечает сущности интеграции.

Вместе с тем процесс глобализации не только сопровождается усилением роли международного права как регулятора интеграционных процессов, но и способствует качественному изменению последнего. Изменения проявляются в субъектной и объектной сферах, методах правового регулирования и функциональной направленности международного права.

В субъектной сфере. Расширение структуры международных отношений за счет включения смешанных отношений (между государствами и негосударственными образованиями) и негосударственных отношений привело к появлению новых субъектов международного права: неправительственных организаций, индивидов, транснациональных корпораций, административно-территориальных образований (субъектов федераций), международных судебных учреждений, хотя и обладающих меньшим объемом правосубъектности по сравнению с государствами (основными субъектами международного права). В силу этого международное право утрачивает свой чисто межгосударственный характер, трансформируясь в транснациональное право.

В объектной сфере. Как уже указывалось, объект международного права подвижен и расширяется как за счет появления новых областей межгосударственного сотрудничества (киберпространство, генная инженерия), так и путем регулирования вопросов, ранее находившихся в исключительной компетенции государства. К ним относятся права человека, защита окружающей среды, экономика, оборона, политическая система. Практически любой вопрос по воле государств может стать предметом совместного регулирования международного и внутреннего права.

Распространение регулирующего влияния международного права на область действия национальной юрисдикции особенно ярко проявляется в регламентации экономических вопросов. Так, например, в компетенцию ВТО перешли вопросы применения тарифных и нетарифных ограничений, интеллектуальной собственности, инвестиционных мер, экологических стандартов. В компетенцию МВФ государства передали регулирование вопросов, связанных с валютными курсами и платежными балансами.

Методы правового регулирования. Расширение круга субъектов международного права привело к новым методам международно-правового регулирования. Наряду с традиционным методом координации сотрудничества на горизонтальном уровне как равных субъектов широко используется метод субординации (соподчинения), действующий на вертикальном уровне (например, между органами ЕС и государствами-членами их физическими и юридическими лицами), а также на диагональном уровне между публичными лицами (государство, международная межправительственная организация) и частными лицами (индивиды, юридические лица, неправительственные организации).

Международное право сыграло важную роль в обеспечении юридического равенства государств, хотя их фактическое неравенство особенно в плане социально-экономического развития продолжает сохраняться и углубляться в эпоху глобализации, являясь источником локальных вооруженных конфликтов, причиной роста транснациональной преступности и активизации международного терроризма.

Поэтому столь важно новое направление функционирования международного права, получившее в теории название «международное право развития», целью которого является преодоление слаборазвитости, нищеты и голода населения государств афро-азиатского региона. Следует отметить, что содействие реализации права на развитие как функция международного права впервые получила закрепление в Декларации о праве на развитие, принятой ГА ООН в 1986 г.1, в которой право на развитие тесно связывалось с правами человека и определялось как индивидуальное и коллективное право, при котором могут быть «осуществлены все права и основные свободы» (ст. 1). В плане международно-правового регулирования в Декларации о праве на развитие (ст. 4) указывалось на необходимость эффективного международного сотрудничества в предоставлении развивающимся странам «соответствующих средств и возможностей для ускорения их всестороннего развития)».

В Декларации Рио-де-Жанейро 1992 г. по окружающей среде и развитию праву на развитие было придано новое качество - «устойчивое развитие», которое вошло в международно-правовой обиход. Под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие всего мирового сообщества, не разрушающее природной среды и ориентированное не только на удовлетворение нужд нынешнего поколения, но и будущих поколений.

Функция международного права развития наиболее ярко проявляется в деятельности таких универсальных международных организаций, как ООН, ВТО, МБРР, и состоит в предоставлении преференций, инвестиций, долгосрочных и краткосрочных кредитов развивающимся и особенно слаборазвитым странам. В частности, в Декларации тысячелетия ООН, утвержденной резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 г. в качестве одного ид приоритетов XXI в. была названа солидарность, что означает справедливое распределение издержек и бремени при решении глобальных проблем в соответствии «с фундаментальными принципами равенства и социальной справедливости». При этом те, кто страдает и находится «в наименее благоприятном положении, заслуживают помощь со стороны тех, кто находится в наиболее благоприятном положении». Поэтому в Декларации предлагается предпринять усилия, которые бы на глобальном уровне включали политику и меры, отвечающие потребностям развивающихся стран и стран с переходной экономикой, и разрабатывались и осуществлялись при их активном участии (раздел I, п. 5). Эти меры направлены на искоренение нищеты и списание всей официальной задолженности на двустороннем уровне, на беспошлинный доступ всех экспортных товаров наименее развитых стран на рынки развитых стран, на оказание более щедрой помощи в целях развития тем странам, которые пытаются использовать свои ресурсы для искоренения нищеты (раздел III, п. 15).

Следует отметить, что функционирование международного права развития вызвало появление нового направления - коммерческой функции, находящейся в настоящее время на начальной стадии и направленной на перераспределение ресурсов в пользу слаборазвитых стран. Механизм реализации этой функции международного права закреплен в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., вступившей в силу в 1994 г., и предусматривающей создание международной организации - Органа по морскому дну, призванного осуществлять контроль и предоставлять лицензии государствам на разведку и эксплуатацию ресурсов дна мировых океанов и морей, являющихся общим наследием человечества.

Таким образом, в эпоху глобализации происходит трансформация международного права из права, только координирующего сотрудничество государств, в право, обеспечивающее их развитие на основе социальной справедливости.


Список использованных источников


1. Василенко, В.А. Основы теории международного права / В.А. Василенко. - Киев: Выща школа, 1988.

2. Лукашук, И.И. Международное право. Общая часть: учебн. / И.И. Лукашук. - 3-е изд. - М.: Волтерс Клувер, 2005.

3. Международное право в современном мире: сборник статей / отв. ред. и авт. послесл. Ю.М. Колосов. - М.: Международные отношения, 1991.

4. Международное публичное право. Общая часть: учеб. Пособие / Ю.П. Бровка [и др.]; под ред. Ю.П. Бровки, Ю.А.Лепешкова, Л.В.Павловой. Минск: Амалфея, 2010. 496 с.

5. Мовчан, А.П. Международный правопорядок / А.П. Мовчан. - М.: Институт государства и права РАН, 1996.

6. Морозов, Г.И. Международное право и международные отношения (проблемы взаимосвязи) / Г.И. Морозов. - М.: Международные отношения, 1997.

7. Талалаев, A.H. Международное право и современность / A.H. Та- лалаев. - М.: Наука, 1984.

8. Тункин, Г.И. Теория международного права / Г.И. Тункин. - М.: Зерцало, 2000.

Размещено на