Актуальные вопросы правового регулирования в сфере защиты и поддержки конкуренции и антимонопольного контроля
не более чем семьюдесятью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, если это лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем семьюдесятью пятью процентами таких голосующих акций;- приобретение лицом (группой лиц) в результате одной сделки или нескольких сделок активов финансовой организации, размер которых превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации;
- приобретение лицом (группой лиц) в результате одной сделки или нескольких сделок (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора о совместной деятельности или договора поручения) прав, позволяющих определять условия осуществления предпринимательской деятельности финансовой организацией или осуществлять функции ее исполнительного органа.
Контроль за соглашениями (ст. 35).
Финансовые организации обязаны направлять в федеральный антимонопольный орган уведомления обо всех соглашениях, достигнутых в любой форме между ними или с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также с любыми организациями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, за исключением:
1) соглашений между финансовыми организациями, имеющими в совокупности долю на товарном рынке менее норматива, установленного Правительством Российской Федерации;
2) соглашений, являющихся договорами о предоставлении финансовых услуг;
3) соглашений, являющихся договорами, заключаемыми финансовой организацией в процессе обычной хозяйственной деятельности.
4. Контроль рекламной деятельности
ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006. Запрещена реклама, являющаяся актом недобросовестной конкуренции (ст. 5 Закона О рекламе).
Ст. 33 Закона о рекламе. Антимонопольный орган осуществляет контроль за соблюдением законодательства о рекламе: 1) предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе;
2) возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Антимонопольный орган вправе:
1) выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;
2) выдавать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, изданных ими и противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе;
3) предъявлять в суд или арбитражный суд иски о запрете распространения рекламы, осуществляемого с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе;
4) предъявлять в суд или арбитражный суд иски о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) в случае, предусмотренном частью 3 статьи 38 настоящего Федерального закона (В случае установления антимонопольным органом факта распространения недостоверной рекламы и выдачи соответствующего предписания антимонопольный орган вправе обратиться в установленном порядке в суд или арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) за счет рекламодателя. При этом суд или арбитражный суд определяет форму, место и сроки размещения такого опровержения).
5) обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными полностью или в части противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, ненормативных актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ненормативных актов органов местного самоуправления;
6) обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействующими полностью или в части противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
7) применять меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции в случае, предусмотренном пунктом 1 части 20 статьи 19 настоящего Федерального закона. Здесь Закон уполномочивает антимонопольный орган обратиться в суд и признать недействительным разрешение на размещение наружной рекламы, выданное местным органом (ст. 19 п. 20 Закона о рекламе). Подать такой иск в суд антимонопольный орган может в случае неоднократного или грубого нарушения рекламораспространителем законодательства Российской Федерации о рекламе.
5. Антимонопольный контроль во внешнеторговой деятельности
В настоящий момент действует ФЗ от 08.12.2003 "О специальных, защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров". Целью данного Федерального закона является защита экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию Российской Федерации.
В качестве специальных мер защиты применяются импортные квоты (ограничение импорта товара в отношении его количества и (или) стоимости) и специальные пошлины (пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины). Срок действия временной специальной пошлины не может превышать 200 дней, пошлина устанавливается Правительством РФ. Уровень импортной квоты не должен быть ниже среднегодового уровня (в количественном или стоимостном выражении) объема импорта товара, являвшегося объектом расследования, в предшествующий период, за исключением случаев необходимости установления меньшего уровня импортной квоты для устранения серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики.
Предусмотрены так же антидемпинговые меры как способ ограничения демпингового импорта товара. Демпинговый импорт – это ввоз товара на таможенную территорию РФ из-за границы по сниженной цене. Демпинг осуществляется с целью захвата рынков сбыта или избавления от товарных излишков, что может нанести вред российской экономике. В качестве защитной меры вводится предварительная антидемпинговая пошлина, которая вводится Правительством РФ, а собирается таможенными органами. Такая пошлина вводится, если демпинговый импорт причиняет существенный ущерб российской экономике. При применении данной меры необходимо рассчитать демпинговую маржу. Для этого нормальная стоимость товара, являющегося предметом антидемпингового расследования, в государстве экспортере сопоставляется с экспортной ценой данного товара.
Компенсационные меры защиты. Они заключаются в ограничении импорта товаров, субсидируемых иностранным государством (если выяснится, что, импорт такого товара на таможенную территорию Российской Федерации причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенно замедляет создание отрасли российской экономики), реализуются путем введения компенсационной пошлины.
Тема 4. Правовое обеспечение защиты от недобросовестной конкуренции и запрета монополистической деятельности
1. Виды и субъекты правонарушений законодательства о конкуренции и монополиях
2. Противоправная деятельность органов власти по ограничению конкуренции.
3. Виды ответственности за нарушение антимонопольного законодательства субъектами предпринимательской деятельности и органами власти
1. Виды и субъекты правонарушений законодательства о конкуренции и монополиях
Правонарушением являются:
- злоупотребление доминирующим положением ХС;
- совершение ограничивающих конкуренцию соглашений между ХС;
- недобросовестная конкуренция;
- акты и действия/бездействия органов гос. власти, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, и Центрального банка.
- соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации;
- действия по недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов;
- нарушение порядка получения согласия и исполнения решения антимонопольного органа по предоставлению государственной/муниципальной помощи;
- нарушения порядка контроля за экономической концентрацией.
- неисполнение решений и предписаний антимонопольного органа.
Субъекты правонарушений: ХС + органы власти и местного самоуправления, иные организации, ЦБ РФ.
2. Противоправная деятельность органов власти по ограничению конкуренции
Глава 3 Закона о защите конкуренции установила основы антимонопольного регулирования деятельности государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, осуществляющих функции первых двух видов органов, а так же государственных внебюджетных фондов и ЦБР.
ст. 15 устанавливает презумпцию на совершение указанными субъектами действий/бездействий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции; на наделение органов полномочиями, осуществление которых может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Исключения из этого правила допускаются на основании указания федерального закона. Перечень нарушений не является исчерпывающим:
1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами;
3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
П. 3 ст. 15 установил запрет на совмещение функций гос. органов исполнительной власти, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов. Иное может иметь место на основании указа Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации. Запрещено в любом случае наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
В ст. 16 установлен запрет на согласительные действия с участием указанных субъектов, если такое приводит к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В качестве примерных последствий таких соглашений перечислены следующие:
1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);
4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Отдельно регулируется порядок предоставления государственной и муниципальной помощи, поскольку такое действие может влиять на состояние конкуренции неблагоприятным образом. Ст. 19 Закона о защите конкуренции предусматривает цели предоставления государственной или муниципальной помощи, в которых дозволяется предоставление помощи:
- обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- проведения фундаментальных научных исследований;
- защиты окружающей среды;
- развития культуры и сохранения культурного наследия;
- производства сельскохозяйственной продукции;
- поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности;
- социального обслуживания населения;
- социальной поддержки безработных граждан и содействия занятости населения.
За предоставлением государственной и муниципальной помощи устанавливается антимонопольный контроль (предварительный).
3. Виды ответственности за нарушение антимонопольного законодательства субъектами предпринимательской деятельности и органами власти
Гражданско-правовая ответственность. Убытки, причиненные хозяйствующим субъектам монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией, подлежат возмещению в соответствии с положениями гражданского законодательства. Восстановлению так же подлежит деловая репутация, которой причинен ущерб недобросовестной конкуренцией.
Одна из мер ответственности, которая, однако, не носит традиционного гражданско-правового характера, заключается в принудительном разделении или выделении хозяйствующих субъектов. Это правило относится как к коммерческим, так и к некоммерческим организациям (ст. 38 Закона о защите конкуренции). Такое решение принимает суд по иску антимонопольного органа (+ЦБ РФ, если речь идет о кредитной организации). Цель удовлетворения такого иска – развитие конкуренции; условия удовлетворения иска (в совокупности):
- существует возможность обособления структурных подразделений коммерческой организации;
- отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений коммерческой организации (в частности, тридцать и менее процентов общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой коммерческой организации);
- существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации.
Административная ответственность. В законе о защите конкуренции установлена ответственность для лиц, чьи действия (бездействие) в установленном настоящим Федеральным законом порядке признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией и являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, в виде обязанность перечислить в федеральный бюджет доход, полученный от таких действий (бездействий) на основании предписания антимонопольного органа (п. 3 ст. 51).
В КоАП РФ есть ряд составов, по которым правомочны возбуждать дела антимонопольные органы.
Статья 14.3. Нарушение законодательства о рекламе.
Статья 14.6. Нарушение порядка ценообразования (т.е. завышение или занижение установленных тарифов, цен).
П. 1,2 статьи 14.8. Нарушение права потребителя на информацию и включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя.
Статья 19.5. Невыполнение в срок предписания или иного акта антимонопольного органа.
Статья 19.8. Непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы или органы регулирования естественных монополий
Уголовная ответственность. Ст. 178 УК РФ устанавливает ответственность за:
1) монополистические действия, совершенные путем установления или поддержания монопольно высоких/низких цен.
2) ограничение конкуренции путем ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен.
Понятия монопольно высокой и монопольно низкой цены содержатся в законе о защите конкуренции. Объективная сторона преступления включает наличие крупного ущерба (т.е. ущерб, превышающий 1 млн. рублей).
Важно отметить, что уголовной ответственности так же могут подлежать руководители естественных монополий, если осуществляют ценообразование за рамками установленных тарифов (см. п. 2 ст. 6, п. 2 ст. 7 Закона о защите конкуренции).
Тема 5. Административный порядок рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства
1. Органы, уполномоченные на рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства
2. Стадии административного рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Состав Комиссии по рассмотрению дела. Итоговый документ по результатам расследования. Возможность обжалования решения антимонопольного органа
3. Компетенция антимонопольного органа по обращению в суд в связи с нарушениями антимонопольного законодательства
1. Органы, уполномоченные на рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства
Федеральная служба по тарифам правомочна рассматривать дела о нарушениях законодательства о естественных монополиях (пп. 6.6 п. 6 Положения о Федеральной службе по тарифам (Постановление правительства РФ от 30.06.2004); ст. 23.59 КоАП РФ)
Федеральная налоговая служба согласно Положению о ней (Постановление правительства РФ от 30.09.2004) правомочна контролировать производство, хранение и оборот этилового спирта, спиртосодержащей продукции, производство, розлив, хранение, закупку и оптовую реализацию алкогольной продукции; производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции. Статья 23.59 КоАП РФ дает право ФНС рассматривать дела по ст. 19.5, 19.8 КоАП (это подтверждено Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 10.12.2003 № Ф04/6204-1108/А75-2003).
2. Стадии административного рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Состав Комиссии по рассмотрению дела. Итоговый документ по результатам расследования. Возможность обжалования решения антимонопольного органа
Порядок возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства урегулирован в главе 9 Закона о защите конкуренции, а так же Правилами рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства (утв. приказом ФАС РФ от 02.02.2005 № 12), Правилами о рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг (утв. Приказом МАП РФ от 15.09.2000 № 707), Правилами рассмотрения дел о нарушениях на рынке банковских услуг антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг (Утв. Приказом ФАС РФ от 15.10.2004 № 140).
Возбуждение дела. Основания для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства предусмотрены в п. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции:
- материалы от государственных органов, органов местного самоуправления, указывающие о нарушении антимонопольного законодательства;
- заявление граждан или юридических лиц;
- обнаружение антимонопольным органом нарушений антимонопольного законодательства;
- сообщения в СМИ, указывающие на нарушения антимонопольного законодательства.
Подведомственность определяется местом совершения правонарушения либо местом жительства (нахождения) правонарушителя. По правилам Приказа № 12 (п. 1.6, 1.7) ФАС РФ может потребовать от территориального органа дело на рассмотрение или поручить территориальному органу дело к рассмотрению.
Рассмотрение заявления осуществляется в течении 1 месяца с момента его получения (п. 1.7 Приказа № 12, п. 3.4. Приказа № 707, п. 3.8 Приказа № 140). По результатам процедуры выносится решение о возбуждении дела и о создании комиссии или об отказе в возбуждении дела. Решение оформляется приказом (п. 4 ст. 44 Закона о защите конкуренции).
Создание комиссии. Создается на основании приказа руководителя антимонопольного органа, этим же приказом назначается Председатель комиссии. Председателем является заместитель руководителя ФАС РФ или руководитель (его заместитель) территориального органа.
По Приказам № 12, №