Право, сила, принуждение: современный взгляд на их соотношение

выделяют четыре основных вида государственного принуждения: уголовное, административное, дисциплинарное и гражданско-правовое.

Административное принуждение является разновидностью государственного принуждения. Оно применяется компетентными государственными органами и их полномочными представителями на основании норм административного права.

Административное принуждение - это метод психического или физического воздействия на сознание и поведение людей, применяемый в сфере государственного управления в целях предупреждения, пресечения административных правонарушений и привлечения виновных лиц к административной ответственности1.

Для него характерно следующее: - применяется только на основе закона;

- применяется только к субъектам права, нарушившим административно-правовые нормы;

- применяются как к лицам, так и к организациям;

- порядок их применения урегулирован нормами административного права и является составной частью административного процесса;

- множественность органов и лиц, его применяющих;

- правоограничения лиц, к которым применяются меры административного взыскания, менее ощутимы и суровы, чем те, которые сопровождают другие меры государственного принуждения (например, меры уголовного наказания);

- административное принуждение в значительной степени имеет также и профилактическое значение2.

Меры административного принуждения очень разнообразны и обладают различными признаками, но они имеют одну цель - наказание правонарушителей и предупреждение административных правонарушений.

Все меры административного принуждения можно разделить по целевому назначению на три группы:

административно-предупредительные меры;

административно-пресекательные меры;

меры административной ответственности.

Административно-предупредительные меры - это способы и средства, направленные на предупреждение и предотвращение правонарушений и обстоятельств, которые угрожают жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных органов, предприятий и организаций. Они носят профилактический характер и выражаются, как правило, в виде определенных ограничений и запретов.

К ним относятся: контроль и надзорные проверки; введение карантина; проверка документов, контроль и досмотр вещей; санитарный досмотр грузов; технический осмотр транспортных средств и т.п.

Администратиано-пресекательные меры - это способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления вредных последствий.

В зависимости от целей, характера и объекта воздействия виды административно-пресекательных мер подразделяются на:

- меры, применяемые к нарушителю - физическому лицу (непосредственное физическое воздействие и т.п.);

- меры, применяемые к нарушителю - юридическому лицу

(приостановление деятельности предприятий или их закрытие и т.п.).

К ним относятся: меры имущественного характера (изъятие огнестрельного оружия и т.п.); меры технического характера (приостановление эксплуатации автотранспортных средств и т.п.); меры эпидемиологического характера (применяются органами Государственного комитета санитарного и эпидемиологического надзора); меры финансово-кредитного характера (наложение ареста на банковские счета организаций и т.п.).

Меры административной ответственности (взыскания) в отличии от других обладают карательными свойствами. Именно через административные взыскания реализуется институт административной ответственности.

Кодекс об административных правонарушениях закрепил следующие административные взыскания: предупреждение; штраф; возмездное изъятие и конфискация предмета; лишение специального права, предоставленного данному гражданину; исправительные работы; административный арест, выдворение и дисквалификация.

Таким образом, на примере российского права мы убедились, что норма права не всегда имеет трехчленную структуру (конституционное право), но исходя из «логической структуры правовой нормы» можно определить санкции, содержащие меры государственного принуждения. В других отраслях права мерами государственного принуждения являются наказание (уголовное право), административно-предупредительные, администратиано-пресекательные и меры административной ответственности (административное право). Применение этих санкций четко определены законом.

Заключение


Мы провели в курсовой работе исследование соотношения права, силы и принуждения. Этот вопрос начал волновать умы философов еще в древности, примером этому служат работы Аристотеля. В дальнейшем знания в этой области развивались и наиболее полно выразились в произведениях И. Канта. Также русские философы не обходили эту тему стороной. Наиболее развитыми в этом отношении выступают труды И.А. Ильина, непосредственно связывающие силу, выраженную в психическом принуждении, с правом.

На современном этапе развития взгляды на соотношение права, силы, принуждения представляются такими, что право и принуждение, как проявление силы государства, неразрывно связаны. Это можно увидеть, если рассматривать связь права и принуждения через их волевую составляющую. В этом случае «право, как возведенная в закон (государственно выраженная) воля властвующих можно представить в виде формулы: право как волевой феномен - это «материализация» психологического принуждения, которое обеспечивается, помимо прочего, силой внешнего воздействия (внешнего принуждения) - через аппарат публичной власти. Право является носителем «психического принуждения», между тем как государство осуществляет физическое принуждение, ограниченное правом и реализуемое в правовых формах. И здесь особую актуальность представляют работы И.А. Ильина.

Также идут исследования соотношения права, силы и принуждения в другом плане. Как выражается принуждение в праве? Принуждение выражается в санкции правовой нормы, но не всякая норма права имеет трехзвенную структуру. В этой связи разработано понятие «логической структуры» нормы права, которая была рассмотрена в курсовой работе. Между тем «развитое государственное право должно особенно тщательно регулировать применение силы, обеспечивать осуществление более эффективного наказания нарушителей»1. По этому, в курсовой работе мы рассмотрели меры правового принуждения в современном российском праве.

Для конституционного права России характерно то, что санкции в нем не определены. Они содержаться в других отраслях права, для которых определено понятие государственного принуждения.

В уголовном праве государственное принуждение определено через понятие наказания. Меры наказания четко прописаны. В административном праве принуждение выражено в административно-предупредительных, администратиано-пресекательных мерах и мерах административной ответственности.

Поэтому тема соотношения права, силы и принуждения остается актуальной проблемой современности, всестороннее изучение которой позволит более полно регулировать общественные отношения с помощью права, прибегая в этом процессе к силе и принуждению.

Список нормативных правовых актов и литературы


Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004. – 48 с. – (Кодексы и законы России).

Уголовный кодекс Российской федерации. – М., «Издательство ЭЛИТ», 2006 г. С. 160.

Цицерон М.Т. О государстве. О законах. О старости. О дружбе. Об обязанностях. Речи. Письма / Предисл. Е.И. Темнова. - М.: Мысль, 1999.-782 с.

Лекции по Общей части уголовного права. - M.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2001.-192 с.

Административное право для студентов вузов. Серия «Шпаргалки». Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 224 с.

Колотуша В.В. Ценностные основания деятельности силовых органов государства. Учебное пособие. -Голицыно: ГИ ФПС РФ, 1997. П90 с.

«Силовое принуждение: история и современность». Тезисы Общероссийской научно-практической конференции. Голицыно, 17 мая 2006 года. - Голицыно: ГПИ ФСБ РФ, 2006г. -112 с.

Ллойд Д. Идея права. М., 2002. - 473 с.

Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность (Очерк теории). М., 2001. С. 163.

Овсепян Ж.И. Государственное принуждение как правовая категория

(Теоретическая формула отношения принуждения к государству и праву)//Государство и право. - 2007. - №12. - С. 5-14.

philosophy/il/01/00/html

1 Цицерон М.Т. О государстве. О законах. О старости. О дружбе. Об обязанностях. Речи. Письма / Предисл. Е.И. Темнова. - М.: Мысль. 1999. С. 165.

2 Там же. С. 117.

1 Цицерон М.Т. Указ. соч. С. 131.

2 Там же. С. 222.

3 Там же. С. 77.

1 Колотуша В.В. Ценностные основания деятельности силовых органов государства. Учебное пособие. – ГИ ФПС РФ. 1997. С.21.

1 Колотуша В.В. Указ. соч. С. 22.

2 Там же. С. 23.

1 philosophy/il/01/00/html

2 Там же.

3 Там же.

1 philosophy/il/01/00/html

1 Овсепян Ж.И. Государственное принуждение как правовая категория (Теоретическая формула отношения принуждения к государству и праву)// Государство и право. - 2007. -№12. С. 10.

2 Овсепян Ж.И. Указ. соч. С. 9.

1 Овсепян Ж.И. Указ. соч. С. 10.

1 Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность (Очерк теории). М., 2001. С. 47.

1 Там же. С. 42-43.

2 Там же. С. 48.

1 Овсепян Ж.И. Указ. соч. С. 11.

1 Овсепян Ж.И. Указ. соч. С. 12.

2 Овсепян Ж.И. Указ. соч. С. 14.

1 Уголовный кодекс Российской федерации. – М., «Издательство ЭЛИТ», 2006 г. С. 14.

2 Лекции по Общей части уголовного права. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2001. С. 122.

3 Там же. С. 123.

1 Уголовный кодекс Российской федерации. – М., «Издательство ЭЛИТ», 2006 г. С. 14.

1 Административное право для студентов вузов. Серия «Шпаргалки». - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. С. 99.

2 Там же. С. 99-100.

1 Ллойд Д. Идея права. М, 2002. С. 44.