Отличительные особенности малого предпринимательства

Содержание


1. Критерии определения малого бизнеса

2. Регулирование франчайзинга в РБ: особенности и перспективы

3. Значение упрощенной системы налогообложения для развития малого бизнеса

Список использованных источников


1. Критерии определения малого бизнеса


Термин «малые и средние предприятия» впервые использовал британский министр М. Миллан в докладе о промышленном и финансовом состоянии Великобритании в 1931 г.; первое определение малого предприятия появилось в США в Законе об определенных видах обслуживания (1948 г.) и Законе о малом бизнесе (1953 г.).

При отнесении предприятия к субъектам малого предпринимательства использовались следующие количественные и качественные критерии:

Количественные:

• численность занятых на предприятии (наиболее распространенный);

• годовой объем производства;

• годовой объем продаж;

• среднегодовая балансовая стоимость активов.

При этом количественная шкала является дифференцированной для различных отраслей. Например, в Республике Беларусь к малым предприятиям относятся компании со среднесписочной численностью занятых: в промышленности и на транспорте - до 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - до 60 человек, в строительстве и оптовой торговле - до 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании - до 30 человек, в других отраслях непроизводственной сферы до 25 человек; при этом малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в общем объеме реализации продукции за квартал.

В Японии к малым предприятиям относятся компании, отвечающие следующим требованиям: в промышленности уставный капитал должен быть не более 100 млн. йен и количеством занятых до 300 человек, в оптовой торговле - 30 млн. йен и 100 человек, в розничной торговле - 10 млн. йен и 50 человек. В США к малым относятся компании с количеством занятых до 99 человек (в том числе до 24 человек - к наименьшим, 25 - 99 к малым), от 100 до 499 - к промежуточным, от 500 до 999 - к крупным и более 1000 человек - к крупнейшим. В Великобритании к малым предприятиям относятся предприятия с количеством занятых до 24 человек, во Франции - от 10 до 50 человек.

Среди качественных критериев при отнесении компании к субъектам малого предпринимательства используются следующие:

• предприятие владеет небольшой долей рынка;

• управление предприятием осуществляет лично его владелец;

• предприятие является независимым, то есть не подчиняется крупной компании.

В настоящее время малые предприятия представлены практически во всех отраслях экономики. Они функционируют не только в таких традиционных сферах, как легкая и пищевая промышленность, но и появляются в машиностроении, производстве оптических приборов, химической и электротехнической промышленности. Количественный рост небольших компаний в промышленности предопределен углублением специализации и дифференциации производства, отказом от крупносерийного производства в пользу мелкосерийного и индивидуального.

Важной особенностью, отличающей малое предпринимательство от крупного, является не столько масштаб операций, сколько подход к организации бизнеса.

На малых предприятиях слабо представлена специализация выполняемых функций ввиду небольшой численности персонала: например, создавать отдел кадров для организации с численностью 10 человек не целесообразно. Значительное число функций как оперативного, так и стратегического управления, выполняет руководство, собственник компании, поэтому на МП, как правило, существует только один центр принятия управленческих решений. Ввиду небольшого объема располагаемых ресурсов период планирования является коротким, как правило, не более одного года. Отмечается следующая зависимость: чем меньше размер предприятия, тем короче цикл принятия управленческих решений.

Как правило, на МП слабое внимание уделяют системе отбора кадров, планированию производства (некоторые МП создавались без предварительного экономического обоснования целесообразности и планирования перспектив развития предприятия), построению системы отчетности и контроля за важнейшими экономическими показателями. Процесс трансформации МП в крупную компанию носит эволюционный, саморазвивающийся характер. По мере того как на МП начинают меняться подходы к ведению бизнеса, формируется организационная структура предприятия, появляется система управления персоналом, начинает планироваться производственная и финансовая деятельность предприятия, организуются НИОКР. В результате попытается качество продукции или предоставляемых услуг, расширяется рынок сбыта, появляются постоянные потребители, что в свою очередь расширяет и масштаб деятельности МП. Таким образом, процесс эволюции МП и его преобразования в крупное предприятие можно представить следующим образом:


«рост масштаба деятельности перестройка организационной структуры рост масштаба деятельности …»


Следует отмстить, что из числа крупнейших международных корпораций многие помнились именно эволюционным путем на основе первоначально созданных МП - это компании IBM, Microsoft, MacDonald’s и др.

Главной особенностью МП является их большая чувствительность к изменениям экономической среды. Поскольку характерной чертой рыночной экономики является цикличность развития, то проблема выживания МП состоит в наличии резервов для того, чтобы пережить период спада и дождаться подъема рынка. В качестве примера можно привести МП, занимающееся продажей строительных материалов, где четко выражена следующая структура рыночного цикла: подъем спроса - апрель- ноябрь, спад - декабрь - март. Проблема выживания предприятия состоит в том, что оно должно накопить достаточную сумму прибыли в период подъема, чтобы профинансировать свои постоянные издержки в период спада: заработную плату, арендную плату, представительские расходы, налоги.

Малое предприятие располагает небольшим объемом ресурсов, поэтому его отличительной особенностью является высокая чувствительность к изменению уровня постоянных затрат. Так, если в крупной компании найм одного сотрудника (среднемесячный объем производства 10000 шт.) с заработной платой 1000 дол. приводит к увеличению цены продукции на 0,15 дол. ( 100,15 дол.), то для МП в той же отрасли (среднемесячный объем производства 100 шт.) найм дополнительного сотрудника вызовет рост цены продукции на 15 дол. ( 115 дол.). Еще одной особенностью МП как специфического сектора предпринимательства является значительный объем банкротств – около 50 % МП закрываются в первые два года деятельности, успешными бывают только 15 % МП.

В то же время процесс банкротства - это неотъемлемая часть функционирования экономического механизма, позволяющий экономике избавиться от убыточных предприятий и неэффективных предпринимателей. Чтобы обеспечить устойчивое функционирование экономической системы, государству достаточно сохранить у потенциальных предпринимателей желание открыть свое дело, поэтому во многих странах оно старается сделать процедуру банкротства как можно менее болезненной для предпринимателя. С этой точки зрения важно найти четкий баланс между стимулированием деловой активности и минимальным уровнем ответственности предпринимателя, предохраняющим общество от нежелательных экспериментов с экономическими ресурсами и снижающим количество микрокризисов в экономике в форме банкротства компаний.

Рассмотренные выше отличительные черты МП характеризуют наиболее важные особенности функционирования малого бизнеса. В то же время следует отметить, что количество отличительных признаков МП и крупных предприятий, которые выделяют отечественные и зарубежные ученые - М. Балашевич, Г. Пфоль, П. Келлервессель, Дж. Муглер и другие, - гораздо больше. Отличительные особенности в подходах к ведению бизнеса малых и крупных компаний выделяются в области управления, организации производства, сбыта, НИОКР и управления персоналом.


2. Регулирование франчайзинга в РБ: особенности и перспективы


Коммерческие франчайзинговые соглашения являются наиболее распространенной формой обязательственных отношений по использованию комплекса исключительных прав (лицензионного комплекса), включающего право использования фирменного наименования и охраняемой коммерческой информации, а также других объектов исключительных прав (товарного знака, знака обслуживания и т.п.) для предпринимательской деятельности. Несмотря на это, франчайзинговые соглашения исследованы в отечественной юриспруденции явно недостаточно, что является одной из причин нераспространенности этой простой и удобной в организационном отношении формы производства и реализации товаров, работ и услуг в Республике Беларусь. Любая франчайзинговая компания, будучи вовлеченной в международную торговлю, на практике часто сталкивается с проблемой подготовки и подписания франчайзинговых соглашений.

Договор франчайзинга является традиционным для англосаксонской системы права и не распространен в странах романо-германской (континентальной) системы права, к которой принадлежит Республика Беларусь. Между тем, необходимость использования договора франчайзинга во внешней торговле вызвана потребностью создания единой франчайзинговой модели осуществления предпринимательской деятельности.

В действующем Гражданском кодексе Республики Беларусь (далее - ГК) франчайзинговое соглашение впервые квалифицируется как самостоятельный тип договора, который называется договор комплексной предпринимательской лицензии. В соответствии с п. 1 ст. 910 ГК по договору комплексной предпринимательской лицензии (договору франчайзинга) одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс), включающий право использования фирменного наименования правообладателя и охраняемой коммерческой информации, а также других объектов исключительных прав (товарного знака, знака обслуживания и т.п.), предусмотренных договором, для предпринимательской деятельности пользователя.

В отношении франчайзинга Республикой Беларусь не заключено каких либо международных нормативно-правовых соглашений. Во многих странах правовое регулирование франчайзинговой деятельности осуществляется в основном на уровне национального гражданского законодательства. В ГК правовое регулирование франчайзингового соглашения, как самостоятельного типа договора, незначительно. Как отмечено выше, законодатель лишь дал его определение и ограничил возможность применения договора франчайзинга случаями, прямо предусмотренными законодательством. Специальное законодательство о франчайзинге в Республике Беларусь пока не создано.

По форме и содержанию франчайзинговые соглашения весьма разнообразны.

Наиболее простым типом договорных отношений, которые получили распространение в сфере торговли, являются товарные франчайзинговые соглашения. Они предусматривают существенные условия распределения товаров крупной компании (франчайзера или правообладателя), которая достаточно известна рядовому потребителю. Для такого типа договорных отношений больше всего подходит продукция, которая имеет известную торговую марку и требует комплекса предпродажных и послепродажных услуг. Небольшие предприятия (франчайзи или пользователи) выполняют две принципиально важные функции:

1) предоставление уставного капитала для создания юридического лица;

2) руководство созданными торговыми объектами.

Чаще всего товарные франчайзинговые соглашения заключаются в сфере торговли транспортными средствами. Встречаются также конверсионные, сбытовые, привилегированные, оборотные, индивидуальные, региональные (территориальные), ограничительные, “бизнес-формат” и субфранчайзинговые соглашения.

Франчайзинговое соглашение должно содержать все специфические требования к пользователю и включать его обязательства. Договорные отношения по франчайзингу являются возмездными. При заключении соглашения необходимо определить условия, способы, размер и сроки выплаты франчайзинговых вознаграждений в соответствии с национальным законодательством.

Законодательство Республики Беларусь устанавливает определенные правила, которые необходимо учитывать при заключении франчайзинговых соглашений.

Во-первых, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций” (с изменениями и дополнениями) от 4 января 2000 года № 7 во внешнеторговом договоре необходимо указывать дату и место его заключения, предмет договора, состоящий из отчуждаемых имущественных прав, условия расчетов, валюту платежа, срок действия договора, ответственность сторон, порядок разрешения споров, а также наименования, юридические адреса и банковские реквизиты договаривающихся сторон.

Во-вторых, валютное законодательство устанавливает правило, согласно которому расчеты между резидентами должны производиться в национальной валюте. Так, если стороны соглашения являются резидентами Республики Беларусь и по условиям соглашения пользователь уполномочен принимать от имени правообладателя платежи, то франчайзи будет нести дополнительные расходы, связанные с конвертацией, поскольку расчеты в иностранной валюте между резидентами в данном случае недопустимы.

В-третьих, законодательство Республики Беларусь о внешнеэкономической деятельности обязывает стороны указывать в соглашении все виды предпринимательской деятельности, которые будут осуществляться в соответствии с договором, а также объем прав, входящих в лицензионный комплекс. В договоре может быть установлен минимальный и максимальный объем их использования, указана или не указана территория использования применительно к определенной сфере деятельности (продажа товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, оказание услуг, выполнение работ).

В-четвертых, разные объекты интеллектуальной собственности, передаваемые в соответствии с франчайзинговыми соглашениями, имеют различную охраноспособность и присущие им способы защиты. При передаче права на использование фирменного наименования в соответствии со ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г., участницей которой является Республика Беларусь, его охрана осуществляется без регистрации. Пункт 4 ст. 50 ГК указывает, что такая регистрация возможна. Порядок регистрации и использования фирменных наименований предусмотрен действующим гражданским законодательством Республики Беларусь (§ 1 гл. 67 ГК). На практике регистрация фирменного наименования производится одновременно с регистрацией соответствующей коммерческой организации путем внесения в Единый государственный регистр юридических лиц данных о государственной регистрации, включая фирменное наименование.

Коммерческие франчайзинговые соглашения получили распространение и признаны самостоятельными объектами правового регулирования более чем в 80 странах мира, но отдельное законодательство о франчайзинге принято лишь в некоторых из них.

Необходимость законодательного урегулирования процедуры заключения франчайзинговых соглашений обусловлена особенностями системы возникновения и закрепления исключительных прав, а также спецификой правового статуса субъектов франчайзинга.

Защита интересов франчайзи должна стать насущной задачей правового регулирования франчайзинга, поэтому в действующем ГК должна быть конкретизирована ответственность правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю.

Определенную роль в такой защите играет не только правовая, но и общественно-предпринимательская инфраструктура франчайзинга. В странах с развитыми договорными отношениями по франчайзингу созданы и активно действуют национальные и международные ассоциации франчайзинга.

Анализ законодательной базы франчайзинга позволяет сделать вывод о том, что принятие Закона Республики Беларусь “О франчайзинговой деятельности в Республике Беларусь” является необходимостью. Кроме того, необходимо разработать и принять Закон “О внесении изменений и дополнений в ГК Республики Беларусь” с целью отмены законодательных ограничений на заключение договора франчайзинга, содержащихся в п. 2 ст. 910 ГК, и включения в гл. 53 Кодекса, которая называется “Комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг)” правовых норм, содержащих конкретные требования к форме договора комплексной предпринимательской лицензии и его регистрации, форме вознаграждения правообладателю, а также регламентирующих комплексную предпринимательскую сублицензию, обязанности пользователя и правообладателя, вопросы ограничения прав контрагентов по договору, ответственность сторон, порядок изменения и прекращения договора.

3. Значение упрощенной системы налогообложения для развития малого бизнеса


Указ № 119 «Об упрощенной системе налогообложения» предусматривает совершенствование ранее установленного Законом Республики Беларусь “Об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства” порядка налогообложения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - субъектов малого предпринимательства. В частности, расширен круг субъектов малого предпринимательства, имеющих право применять упрощенную систему налогообложения за счет увеличения предельной численности наемных работников с 15 до 100 человек и предельного среднегодового размера валовой выручки до 2 млрд. рублей.

Отменяется система установления и уплаты патента, а также механизма авансовой уплаты самого налога по упрощенной системе налогообложения. Вместо этого Указом предусмотрено ежемесячное внесение налога в бюджет исходя из фактического размера выручки, полученной за месяц. При этом сохранен ранее применявшийся размер ставки налога при упрощенной системе налогообложения - 10 процентов.

Субъектам, применяющим упрощенную систему налогообложения, предоставлено право уплачивать налог на добавленную стоимость в общем порядке с одновременным снижением в этом случае ставки налога по упрощенной системе до 8 процентов.

Организациям с численностью работающих до 15 человек, применяющим упрощенную систему налогообложения, предоставляется право ведения государственной статистической отчетности по упрощенной форме, а отдельным плательщикам - применение упрощенного порядка бухгалтерского учета.

Возможность перехода на применение упрощенной системы налогообложения будет предоставляться с начала календарного года Исключение сделано для вновь созданных субъектов хозяйствования и переходящих на эту систему в 2007 году.

Прекращение применения упрощенной системы будет осуществляться в случае превышения средней численности работающих в организации 100 человек и (или) превышения в течение календарного года размера валовой выручки 2 млрд. рублей.

Организации и индивидуальные предприниматели, отвечающие условиям применения упрощенной системы налогообложения, определенным в Указе, и использующие в 2007 году до его вступления в силу упрощенную систему налогообложения, вправе продолжить ее применение на условиях, предусмотренных в Указе.

В целях создания предпосылок для дополнительной активизации предпринимательской деятельности в сельской местности и малых населенных пунктах Указом предусмотрено установление пониженных ставок налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность в сельских населенных пунктах, преобразованных (подлежащих преобразованию) в агрогородки, а также в поселках городского типа и городах районного подчинения с численностью населения до 50 тысяч человек.

В таких населенных пунктах предусматривается понижение ставки налога при применении упрощенной системе налогообложения с 10 до 5 процентов - без уплаты налога на добавленную стоимость и с 8 до 3 процентов - в случае применения упрощенной системы с уплатой НДС.

Возможность применения пониженных ставок налога при упрощенной системе налогообложения направлена на стимулирование развития производства, сферы услуг, социальной инфраструктуры в указанных населенных пунктах и в целом на повышение уровня жизни проживающих в них граждан.

Следует при этом отметить, что Указом Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г. № 285 “О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности” с учетом изменений, внесенных в него Указом Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г.
№ 760, введены ограничения для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность с привлечением труда наемных работников
(с 1 января 2008 г. деятельность индивидуального предпринимателя может осуществляться только с привлечением членов семьи и близких родственников в количестве 3 человек).

В связи с этим реализация положений, предусмотренных принятым Указом № 119, предоставит индивидуальным предпринимателям возможность перехода к осуществлению своей деятельности в более цивилизованной организационно-правовой форме - юридического лица.

В целом подписанный документ безусловно является серьезным реальным шагом государства по развитию сферы частного бизнеса в Беларуси, созданию благоприятного инвестиционного климата в регионах, возрождению малых городов и сельских населенных пунктов.

Предусмотренная указом №119 упрощенная системы налогообложения это именно упрощение порядка взимания налогов и сборов, а не установление налоговых льгот. Ее введение должно способствовать развитию предпринимательства в республике и, как следствие, созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций, регистрации новых предприятий и росту занятости населения, сокращению теневого сектора, уменьшению затрат на осуществление контрольной деятельности.


Список использованных источников


Базылев Н. И., Базылева М. Н. Основы бизнеса: Учеб. пособие. – Мн.: Мисанта, 2003. – 253 с.

Мазоль С. И. Совместные предприятия в экономической системе общества. – Мн.: Элайда, 2002. – 176 с.

Мазоль С. И. Экономика малого бизнеса: учеб. пособие. – Мн.: Книжный дом, 2004. – 272 с.

Экономика малого бизнеса: Учеб. пособие / М. И. Балашевич, Т. П. Быкова. – Мн.: БГЭУ, 2005 . – 231 с.