Основные теории происхождения человека
моноцентризма не может объяснить. Прежде всего, это данные о непрерывной преемственности населения на обширных пространствах Земли, не входивших, согласно теории моноцентризма, в область прародины современного человека. Как теперь известно, и Азия, и Европа были заселены уже на стадии архантропов. Нет никаких данных, которые бы свидетельствовали о внезапном исчезновении древнейшего населения этих районов и смене его современным человеком. Такой «разрыв постепенности» наблюдается, пожалуй, только в Европе, между неандертальцами и кроманьонцами.Существует множество данных об определенной преемственности между древним и современным населением отдельных районов. Так, например, несмотря на некоторые отличия, европейские кроманьонцы в целом все же напоминают европеоидов. На территории Азии уже у синантропов обнаруживаются некоторые морфологические черты, которые сближают их с монголоидами.
Сейчас споры между моно- и полицентристами в значительной степени утратили свою остроту. На бимолекулярном уровне было изучено генетическое разнообразие современных африканских популяций на фоне генетического разнообразия всего человечества. Оказалось, что генетическая дифференциация африканских народов больше, чем всего мира в целом. Это позволило авторам исследования сделать вывод о гораздо большей древности африканских популяций и о меньшей древности остальных групп земного шара. Эта теория носит название «гипотезы митохондриальной Евы», поскольку исследование основывалось на изучении митохондриальной ДНК в разных популяциях. Авторы гипотезы определяют время возникновения современного человека 200 тыс. лет назад и очерчивают достаточно небольшой район его формирования – южнее Сахары.
6. Особенности хода эволюции человека
Широкая генетическая изменчивость и вариабельность антропогенеза. Каждая из стадий эволюции человека включает большое число вариаций как в пространстве, так и во времени, т.е. новые группы формируются не сразу, а в недрах многочисленных схожих форм. Отдельные формы представляют собой комбинации прогрессивных и архаических особенностей. Это возможно пи широкой генетической изменчивости, которая должна значительно превышать известную современной генетике изменчивость. Но откуда взялись мутации? В настоящее время это доподлинно не известно, но есть гипотезы. Одна из них принадлежит Беляеву. Основным источником «дополнительной» изменчивости является высокий уровень стрессовых реакций – стресс от общения с себеподобными. Доказывается это предположение на опыте одомашнивания норок, при котором резко повышается изменчивость. Стрессовые реакции влияют на нейрогуморальную систему и усиливают нестабильность ДНК. В результате антропогенеза усиливается дифференциация на отдельные филогенетические линии с высоким уровнем изоляции на ранних этапах. А на последних этапах эволюции человека усиливается устойчивость морфологий, изменчивость проявляет себя при возникновении различных рас.
Индивидуальный отбор сменяется биосоциогенезом.
Темп антропогенеза ускоряется. Эволюция австралопитеков продолжалась в течение 7 млн лет, человека прямоходящего – 1-1,3 млн лет, неандертальца 0,5 млн лет, современного человека 100-40 тыс. лет.
Осуществляется неравномерное развитие различных систем и органов – мозаичная эволюция. При значительном усовершенствовании головного мозга, ряд систем эволюционировал медленно и многие системы оказывались несовременными, что было энергетически невыгодно, не позволяло достигать высоких скоростей и привело к морфологическим противоречиям: роды крайне затруднены, расширенные ножные вены, грыжи, аппендицит, т.е. человек не успел приспособиться к прямохождению.
Полиморфность вида чрезвычайно высока и характеризуется образованием различных рас, которые различаются морфологически и физиологически. Генотипические различия невелики, благодаря чему возможно жизнеспособное потомство смешанных браков.
Большое значение играет дрейф генов, который обеспечивается не только природными изоляциями, но и природными барьерами, особенно на последних этапах.
В последние время с уменьшением роли естественного отбора начинает увеличиваться доля генетического груза, проявляющегося во врожденных аномалиях. В настоящее время считается, что запас комбинативной изменчивости еще достаточно высок, но развитие медицины может резко ускорить увеличение генетического груза.
Для развития разумности необходима сложная трудовая деятельность, для которой необходим сложный орган, способный к разнообразным манипуляциям, но невозможна эволюция такого органа, т.к. на первых этапах он был не пригоден для труда, следовательно, естественный отбор его не поддержит, значит, единственный путь – у готового сложного органа с какой-то функцией (например, передвижение), заменить функцию на трудовую. На первых этапах онтогенеза действовал индивидуальный отбор, выбирались особи наиболее способные к изготовлению орудий, что позволяло осваивать им новые ареалы и использовать новые ресурсы. Это позволило прогрессивно изменять некоторые структуры (увеличивалась масса и объем головного мозга, изменялась мускулатура и скелет передних конечностей, изменялся механизм тонкой координации движений, совершенствовались формы поведения, облегчалось общение, трудовая деятельность, защита от нападений хищников). Совершенствовались формы обмена информацией - появляется речь. Формирование у человека второй сигнальной системы привело к возникновению биосоциального отбора. При этом отбирались особенности социальной организации, где сравнивались крупные коллективы, а позже крупные поселения или племена.
На последних этапах онтогенез появляется групповой отбор – антропосоциогенез. В дальнейшем вся эволюция шла поп социальным признакам, а биологические особенности отходят на второй план. Особенно отбору подвергалось поведение, в котором совершенствовались тормозные механизмы головного мозга, обмен информацией, которая передается социальными механизмами по средствам обучения и в форме определенных технологий и орудий труда. Т.о., отбирались индивиды, способные к обучению и трудовой деятельности. Отбирались группы, созданные индивидами с наиболее развитым социальным поведением.
Этот фон социальной культуры начинает играть защитную роль, т.к. каждый индивид использовал средства среды не лично, а через опосредование всей группой. Началась культурная эволюция.
Т.о., движущими силами антропогенеза являются развитие трудовой деятельности, внутригрупповое общение, формирование речи. Все это приводит к развитию мозга и сознания, и т.о. формируется новая стратегия эволюции, при которой можно сами не изменяться, а следует изменять среду. Так мозг становится не органом мышления, а органом выживания.
7. Заключение
В нашей работе мы попытались представить небольшую часть представлений человечества от древности до наших дней о проблеме, которая волновала его всегда – проблеме происхождения человека, его развития, его места в системе мироздания и природы.
Конечно, сегодня науке известно очень многое, но далеко не все о прошлом, настоящем, и уж тем более будущем человечества. И невозможно со всей уверенностью утверждать, что по прошествии нескольких тысяч лет теории, принимаемые нами сегодня как логичные и доказанные, человеком будущего будут рассматриваться лишь в контексте примитивных представлений древних, как сегодня мы рассматриваем теории Аристотеля или буддистов.
Остаются нерешенными проблемы: закончилась ли эволюция Homo sapiens, как соотносится социальное и биологическое в человеке, человек – это тупик, или вершина эволюции, уникальны ли его способности, каким будет человек будущего. До сих пор не закрыты «белые дыры» в истории развития человека, не найдены его прямые предки. И чем больше мы узнаем о прошлом, тем больше появляется вопросов и сомнений.
8. Список литературы
Иорданский Н.Е. Эволюционное учение. – Москва, Владос, 2001г
Дерягина М.А. Эволюционная антропология: биологические и культурные аспекты. Учебное пособие. – Москва, УРАО, 1999г
Общая биология под редакцией Симонова Л.Н. Пособие для поступающих в ВУЗы. – Саратов, 1998г
Заплатин Б.П. Проблема вида и видообразования. Учебное пособие. – Пенза, 2000г
Рогинский Я.Я. Проблемы антропогенеза. – Москва, 1977г.
Хрисанфова Е.Н.. Перевозчиков И.В. Антропология. – Москва, 1991г
История философии в кратком изложении/ под редакцией Богута А.М.. – Москва, 1977г.
Алексеев Ю.А., Панин С.В. Философия. – Москва, 2000г.