Личные неимущественные права авторов произведений науки, литературы и искусства
случае, если нет доказательства обратного, принадлежит лицу, которое публикует произведение [17, c. 193].В связи с созданием как обнародованного, так и не обнародованного творческого произведения автор (имеются в виду не только авторы оригиналов произведений, но и производных и составных произведений) приобретает определенные личные права неимущественного и имущественного характера. Международным и национальным законодательством указанные права признаются исключительными, поскольку только у автора или его правопреемника имеются особые полномочия по использованию произведения [9, с.69]. Право на опубликование post mortem. После смерти автора право на опубликование его произведений принадлежит исполнителю или исполнителям завещания, назначенным автором; в случае отсутствия таких исполнителей или после их смерти правом на опубликование после смерти автора пользуются в следующем порядке, если иное не установлено автором: родственники по нисходящей линии; переживший супруг, если нет вступившего в силу судебного решения относительно раздельного имущества супругов и если он не вступил а новый брак; наследники по закону, помимо указанных родственников по нисходящей линии, которые получают наследство целиком или его часть; универсальные легатарии или одаряемые всей совокупностью будущего имущества [17, с. 194-196]. Право на опубликование относится к числу личных неимущественных прав автора, в то же время это правомочие непосредственно связано с изготовлением определенного количества экземпляров произведения, поэтому в этом правомочии в значительной степени представлены имущественные интересы [1, с.61]. Так, право на опубликование произведения науки, литературы и искусства представляется весьма своеобразным и противоречивым правомочием. Во-первых, оно тесно связано, а в некоторых случаях и сливается с правом на обнародование. Однако, в отличие от права на обнародование, при опубликовании имеет место некоторое количество копий произведения. Во-вторых, опубликование носит определенный имущественный оттенок. Но все же его нельзя отнести в полной мере к имущественным правам, так как опубликование не может иметь систематический характер (к нему применимо определение "впервые"), а, следовательно, приносить перманентные имущественные выгоды.
3.2 Право на отзыв произведения
Среди элементов морального права автора присутствует право на изъятие произведения или на выкуп, которое выделяется своим исключительным характером [17, с.213].
Право на отзыв тесно связано с правом на обнародование. В случае его реализации произведению возвращается его первоначальный статус необнародованного. В связи с принятием решения отказаться от обнародования произведения автор должен возместить пользователю причиненные таким решением убытки, включая упущенную выгоду [15, ст.14]. Право на отзыв не может быть реализовано в отношении обнародованного произведения, которое было воплощено на материальном носителе (например, произведение живописи) и реализовано пользователю по договору купли-продажи [1, с.60].
Действительно, разрешая автору изъять произведение или вносить в него изменения, закон ставит под сомнение права его контрагента. Несомненно, осуществление этого права строго регламентировано, однако это не мешает тому, что применение закона позволяет автору посягать на право собственности приобретателя произведения [17, с.213].
Закон предоставляет автору возможность отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения либо, если произведение уже было обнародовано, он может дезавуировать действия по его доведению до всеобщего сведения, публично оповестив об отзыве произведения. В качестве единственного условия реализации данного права закон устанавливает возмещение пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Ранее изготовленные экземпляры произведения также изымаются из обращения за счет самого автора [13, c.137].
Автор имеет полную свободу действий, когда произведение кажется ему недостойным его кисти, но после передачи произведения он теряет право на изъятие. Осуществление этого права должно обеспечить уважение того, что автор уже уступил произведение третьим лицам. Надо также подчеркнуть, что, если продукт художественного творчества воплотился в материальный предмет, собственником которого стало третье лицо, то автор не может ничего предпринять в отношении этого предмета под предлогом, что творческий труд, который он в него вложил, не соответствует больше его пониманию искусства. Неделимость материального предмета и художественного творчества, благодаря которому он существует, остается в данном случае абсолютной [17, с.217].
Причины, по которым автор аннулирует свое согласие на обнародование произведения или отзывает уже обнародованное произведение, могут быть самыми разными: это может быть трансформация творческих взглядов или мировоззрения автора, изменение внешних обстоятельств и т.д., но закон не требует от автора обосновывать уважительность причин отзыва произведения. Последствием реализации права на отзыв является сохранение (для еще не обнародованного произведения) или восстановление (для уже обнародованного произведения) правового режима необнародованного произведения. Произведение может быть вновь доведено до сведения публики только самим автором или с его согласия, на него не распространяются никакие изъятия из сферы авторского права и т.п. [13, c.137]. Таким образом, право на отзыв (иногда - выкуп) произведения автором вытекает из правомочия обнародования. В этом случае, в отличие от других прав, законодателем предусмотрено ограничение - автор должен возместить пользователю причиненные таким решением убытки, включая упущенную выгоду, а также публично оповестить об отзыве. В такой ситуации автор управомочен изъять за свой счет из гражданского оборота ранее изготовленные экземпляры произведения. В последствии произведение изменяет свой правовой статус и приобретает все признаки необнародованного.
Заключение
В настоящее время мы живем в постиндустриальном, информационном мире. И этот переход в новую эпоху означает появление неизвестных раннее принципов, подходов, а главное - ценностей общества. Источником всех открытий, изобретений, шедевров искусства является человеческий разум. Это уникальный инструмент, принадлежащий человеку и подчеркивающий его исключительную роль в мире. Интеллект человека всегда был двигателем прогрессивного развития. Но только в современную эпоху он стал товаром: своеобразным, весьма ценным и в то же время наиболее деликатным. Поэтому крайне важным представляется обеспечение всесторонней защиты интеллектуальной собственности, а именно - ее "генераторов", талантливых авторов, вдохновленных художников, смелых ученых. Безусловно, во многих случаях более важной видится охрана не столько имущественных, сколько именно моральных прав. Ведь люди науки и искусства чаще, чем простые обыватели работают от души, бескорыстно, "за идею". Поэтому разработанная система защиты личных прав авторов призвана обеспечить спокойствие, признание и справедливое отношение к моральным правомочиям создателей произведений науки, литературы и искусства.
Представленная работа позволила детально рассмотреть фундаментальные теоретические аспекты личных неимущественных прав авторов произведений науки, литературы и искусства, проследить динамику их законодательного регулирования, основы международной защиты личных прав. Кроме того, исследование помогло обозначить принципиальные черты некоторых конкретных правомочий, как прямо, так и косвенно обеспечивающихся нашим законодательством.
В ходе исследования было выявлено:
1) Неимущественные права авторов произведений - фундаментальная основа правового статуса собственника. В нашей стране регулирование данной категории прав имело специфические черты, что было обусловлено существовавшей системой права. Сегодня дуалистическая концепция авторского права различает личные неимущественные (или моральные) и имущественные права. В соответствии с существующим законодательством основными правомочиями авторов произведений считаются права на авторство, имя, защиту репутации и обнародование.
2) Охрана авторских прав и, в частности, неимущественных правомочий представляется наиболее актуальной в общемировом диапазоне. Это обусловлено зачастую межнациональной ценностью произведений науки, литературы и искусства. Сегодня различные международные акты утверждают широкий круг полномочий и серьезную защиту создателей произведений. Но сферой, в которой все еще необходима значительная работа, является проведение в жизнь правовых положений и обеспечение их целостного применения в масштабах всего мира.
3) Право авторства есть абсолютное основополагающее правомочие создателей произведений. Оно означает право считаться автором произведения, и потому неотделимо от личности автора, может осуществляться им только лично, недопустим отказ от данного правомочия. Право на имя тесно связано с правомочием авторства. Пользуясь этим правом, создатель произведения может указать свое имя, псевдоним, либо не указывать имени при представлении произведения по своему усмотрению.
4) Право на защиту репутации обеспечивает охрану чести и достоинства авторов. Оно предполагает запрет на привнесение каких бы то ни было изменений в само произведение, его название, обозначение имени автора. Право на обнародование означает возможность автора опубликовать, публично показать или исполнить, поручить передать по радио или телевидению или каким-либо иным способом впервые довести до всеобщего сведения. При этом автор лично решает вопрос о зрелости своего произведения и способе его выпуска в свет.
5) Право на опубликование произведения носит некоторые черты имущественных прав и тесно соотносится с правомочием обнародования. Однако его особенностью является то, что оно возможно единожды (если не имеет место отзыв) и предусматривает выпуск некоторого количества копий произведения. Также автор имеет право отозвать свое произведение с обязанностью возместить убытки. В таком случае произведение снова приобретает правовой статус необнародованного.
В нашей республике с 1996 года существует закон, регулирующий авторские права. Стоит заметить, что белорусское законодательство использует расширительный принцип толкования в отношении прав авторов произведений. Так, Бернской конвенцией провозглашается лишь два правомочия создателей произведений: право авторства и защиты репутации. В отечественной системе права реализован значительно больший круг данных правомочий. Однако современная эпоха создает все больше трудностей в сфере имплементации норм, касающихся авторского права. Использование информационных технологий, ресурсов Интернет, значительно упрощая и разнообразя нашу жизнь, создают серьезнейшие преграды для обеспечения прав авторов. Ярким примером может служить незаконное размещение в глобальной сети еще не законченной пятой книги Стефани Майер о молодом вампире и его возлюбленной "Солнце полуночи". После этого автор, оскорбленная таким неуважением ее прав, вообще отказалась продолжать серию романов "Сумеречной саги". Таким образом, можно сделать вывод, что среда существования авторских прав является весьма динамичной, поэтому необходимо тонкое реагирование на изменения и перманентное совершенствование системы охраны в первую очередь, личных, а также имущественных прав.
Структурный анализ рассматриваемой темы привел к выводу о том, что разработка и углубленное изучение представленных вопросов имеет существенное практическое значение и необходимо для совершенствования правового регулирования в области авторского права.
Список использованных источников
Авторское право и смежные права / Автор аналитического текста и составитель И.В. Попова; Под ред. Чигира В.Ф. - Мн.: Амалфея, 1999. - 448 с.
Авторское право и смежные права. Законы, конвенции, договоры и соглашения: Сборник материалов / Под ред. С.А. Сударикова. - Мн.: Пейто, 1998. - 272 с.
Гаврилов Э.П. Комментарий к закону Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах". - М.: Спарк: Правовая культура, 1996. - 224 с.
Гаврилов Э.П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденции развития / Отв. ред. В.А. Рассудовский. Академия наук СССР. Институт государства и права. - М.: Наука, 1984. - 222 с.
Гордон М.В. Советское авторское право. - М.: Юридическая литература, 1955. - 232 с.
Городецкий Б.Н. Правовое положение писателей и композиторов по законодательству СССР и РСФСР: Справочник / Московский профессиональный комитет драматургов. - М., 1946. - 168 с.
Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 7 декабря 1998 г., № 218-З: Принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.: Одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 г.: текст Кодекса по состоянию на 20 июля 2006 г. - Минск: Тонпик, 2006. - 530 с.
Дозорцев В.А. Авторские правомочия. Проблемы современного авторского права // Межвуз. сборник науч. трудов. - Сведловск: Изд-во УрГУ, 1980. - С.124-143.
Домашняя юридическая энциклопедия. Интеллектуальная собственность. - М.: Олимп; ООО "Фирма "Издательство ACT", 1998. - 608 с.
Интеллектуальная собственность (в 2 томах). Т.1. Авторское право и смежные права / Сост. и коммент. И.В. Попова; Под ред. Чигира В.Ф. - Мн.: Амалфея, 1997. - 560 с.
Кириллова М.Я. Развитие советского авторского права. - Свердловск: Изд-во Свердл. юрид. инст-та, 1982. - 184 с.
Кудаков А.Д. Ценные мысли: Инновации и интеллектуальная собственность для физиков и других неюристов. - М.: Ленанд, 2007. - 248 с.
Мэггс П.Б., Сергеев А.П. Интеллектуальная собственность. / Перевод с английского Л.А. Нежинской. - М.: Юристъ, 2000. - 400 с.
Никитина М.И. Авторское право на произведения науки, литературы и искусства. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1972. - 135 с.
Об авторском праве и смежных правах: Закон Республики Беларусь, 16 мая 1996 г. № 370-XIII: в ред. Закона от 14 июля 2008 г. № 396-З // Консультант Плюс: Беларусь.
Олехнович Г.И. Интеллектуальная собственность и проблемы ее коммерциализации. - Мн.: Амалфея, 2003. - 128 с.
Ролан Дюма. Литературная и художественная собственность. - М.: Международные отношения, 1993. - 380 с.
Савельева И.В. Право автора на изменение формы произведения // Вестник Моск. ун-та. Сер.11. Право. 1983. №1. С.30-37.
Савельева И.В. Правовое регулирование отношений в области художественного творчества. - М.: Изд-во МГУ, 1986. - 189 с.
Сергеев А.П. Авторское право России. - СПб.: Изд-во С. - Петербург. ун-та, 1994. - 312 с.
Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. - М.: Изд-во АН СССР, 1956. - 283 с.
Спасович В.Д. Вопрос о так называемой литературной собственности. Сочинения. Т.3. - СПб.: Книжный магазин Бр. Рымович, 1890. - 544 с.
Чертков В.Л. Наследование авторских прав // Советское государство и право. 1970. № 11. С.120-123.