Вопросы и ответы по философии
человек не может ограничиться ролью только наблюдателя: наблюдение только фиксирует то, что дает сама жизнь, а исследование требует эксперимента, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенным образом заданные условия, отвечающие целям исследования. В ходе эксперимента исследователь активно вмешивается в исследовательский процесс.В процессе научного познания применяется и мысленный эксперимент, когда ученый в уме оперирует определенными образами, мысленно ставит объект в определенные условия.
Эксперимент двусторонен. С одной стороны он способен подтвердить или опровергнуть гипотезу, а с другой - содержит возможность выявления неожиданных новых данных.
Т.о. экспериментальная деятельность обладает сложной структурой: теоретические основы эксперимента - научные теории, гипотезы; математическая основа - приборы; непосредственное осуществление эксперимента; экспериментальное наблюдение; количественный и качественный анализ результатов эксперимента, их теоретическое обобщение.
Необходимым условием научного исследования является установление фактов. Факт, от factum - сделанное, совершившееся.
Факт - это явление материального или духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего сознания, зафиксированность какого-либо предмета, явления, свойства или отношения. “Факты - это воздух ученого”, - говорил Павлов. Самое характерное для научного факта - его достоверность. Факт должен быть осмыслен, обоснован. Факты всегда оказываются опосредованными нашим пониманием, интерпретацией. Например свидетельские показания. Люди говорят об одном и том же, но как по разному. Т.о. очевидность отнюдь не является полной гарантией реальной достоверности факта.
Факты сами по себе не составляют науки. Факты должны быть подвергнуты отбору, классификации, обобщению и объяснению, тогда они включатся в ткань науки. Факт содержит немало случайного. Поэтому основой для научного анализа является не просто единичный факт, а множество фактов, отражающих основную тенденцию. Только во взаимной связи и цельности факты могут служить основанием для теоретического обобщения. Из соответственно подбор фактов можно построить любую теорию.
#41 Научное познание и его специфика. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
В науке различают эмпирический и теоретический уровни познания. Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Эмпирические методы используемые на уровне научного исследования: анализ, сравнение, моделирование, синтез, индукция, дедукция, аналогия.
Теоретическое познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Оба эти уровня связанны, предполагают друг друга, хотя исторически эмпирическое предшествовало теоретическому. Методы теоретического познания: Прием заключается в построении абстрактных мат. моделей.
1.Аксиоматический метод – создаются положения не требующие доказательств (аксиома, постулат), следствие выводится дедуктивно.
2.Синтез аксиоматического и формализации.
3.Гипотетико-дедуктивный – система методологических приемов, состоящая в выдвижении конечных утверждений в качестве гипотез; и проверке этих гипотез путем вывода следствий из них и сопоставления их с фактами.
Наблюдение и эксперимент важнейшие методы эмпирического познания. Наблюдение - преднамеренное целенаправленное восприятие, имеющее целью выявление существенных свойств и отношений объектов познания.
Исследование требует также и эксперимента, ставящего объект в определенные заданные условия, отвечающие целям исследований. В процессе научного познания применяется так называемый мысленный эксперимент, когда ученный в уме оперирует определенными образами и понятиями, мысленно создает нужные условия.
Эксперимент двусторонен: с одной стороны он позволяет проверить и подтвердить гипотезу, с другой стороны он дает данные для новых гипотез. Теория - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, и .т.д. Теория - развивающаяся система верных, проверенных практикой научных знаний.
Сердцевину научной теории составляют входящие в нее законы. Многообразию форм современного теоретического знания соответствует и многообразие типов теорий, а также многообразие их классификаций. Различают описательные, математизированные, интерпретационные, дедуктивные.
Всякое наблюдение начинается не со сбора фактов, а с попытки решения какой-то задачи, в основе которой всегда лежит известное предположение, догадка, постановка проблемы.
Постановка проблемы и исследовательская программа. Люди стремятся познать то, чего они не знают.
Проблема - это вопрос, с которым мы обращаемся к самой природе, к жизни , к практике и теории. Поставить проблему порой не менее трудно, чем найти ее решение: правильная постановка проблемы в известной мере направляет поисковую активность мысли, ее устремленность. Когда ученый ставит проблему и пытается решить ее , он неизбежно разрабатывает и исследовательскую программу, строит план своей деятельности. При этом он исходит из предполагаемого ответа на свой вопрос. этот предполагаемый ответ выступает в виде гипотезы.
#62. Религия как форма духовной культуры.
Отличительный признак любого религиозного сознания, любой религии как сис-мы представлений, действий, обрядов – вера в сверхъестественное. Т. е. Вера, в то что помимо этого видимого, познаваемого мира существует иной мир и есть некоторое высшее сверхсущество, которое сотворило и управляет миром.
Вопрос о сущности и происхождении религии осмысливался как в философии, так и в некоторых конкретных общих науках: этнография, история культуры (Тейлор, Фрейзер, Леви-Брюль).
В философии критический анализ религии был развит просветителями: религия это результат недостаточных знаний о мире и его законах, связанный с чувством страха и осознанным обманом одних людей другими.
Фейербах глубже подходил к осознанию религии, видел в религии реальное человеческое содержание, принявшее фантастическую форму.
Марксистская философия – религия продукт общественных отношений.
Этнография и история культуры рисовали конкретные формы религии. Мир древнего религиозного сознания многообразен в зависимости от изменения реальных условий жизни (охотничество – тотемизм: земледельчество – умирающие - воскресающие боги; китайцы – небо; японцы – солнце).
Общие предпосылки религии: условием самого возникновения религии является способность человеческого сознания выходить за рамки отражения наличного бытия. Без этой способности религия не могла бы возникнуть. Эта способность приводит к формированию факт. образов, которые делаются объектом поклонения только в силу социальных причин.
В общем виде это ограниченность реального наличного бытия и неудовлетворенность людей этим бытием, т. е. это может быть ограниченность возможностей древних в борьбе с природой и попытка восполнить эту ограниченность факт. религиозными образами.
Это могут быть тяжелые условия бытия людей, угнетаемых. Возникает реальная потребность религиозного утешения (здесь мучаемся, там радуемся).
Маркс: “Религия - опиум народа как лекарство”.
Три мировых религии: христианство, буддизм, ислам.
В жизни общества религия выполняет противоречивую роль: 1.Религия сплачивает единоверцев. На определенных этапах истории это важный момент в историческом процессе. При этом религия вбирает в себя нравственные нормы, выступает как одна из главных форм регуляции человеческого поведения. 2.Сплачивая единоверцев, каждая религия отгораживает их от инаковерующих: столкновения человеческих масс, разделенных по религиозному признаку обычно имеют реальные социальные корни, но именно религия может способствовать ожесточению конфликта.
Религия может помогать переносить страдания и т. д., но с другой стороны подготовка к загробной жизни может принимать форму ухода от этого мира.
#21Философия экзистенциализма.
В 20в. наиболее влиятельной формой иррациональной философии был экзистенциализм (К.Ясперс, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.).
Экзистенция – способ бытия человека. Впервые в этом значении термин экзистенция употребляется Кьеркегором.
Согласно экзистенциалистам, Э. Представляет собой то центральное ядро человеческого “Я”, благодаря которому это последнее выступает не просто как отдельный эмпирический индивид и не как “мыслящий разум”, а именно как конкретная неповторимая личность. Э. – это не сущность человека. Ибо она означает нечто определенное, заранее данное (Сартр), а, напротив, “открытая возможность”. Учение об Э. направлено против рационалистического понимания человека, усматривающего его сущность в разуме.
Экзистенциализм – это философия человека. Основная тема всех работ – это человек, его взаимоотношения с миром, человек в его самосознании. Суть экзистенциалистского подхода заключается в следующем: личность не зависит от окружающей среды, при этом разум, логическое мышление составляет лишь некоторую часть человека ( не главную его часть). Основа каждой личности – это некоторый поток переживаний его мироощущения, переживания своего собственного бытия. Именно этот поток переживаний называется экзистенцией. Экзистенция не только не зависит от среды, она всегда уникальна и неповторима. Отсюда два вывода:
1.Вывод о непреодолимом одиночестве человека, ибо все его связи с другими людьми не дают полную возможность выразиться его экзистенции. Она может выражаться в его творчестве, но любой продукт творчества есть нечто вещественное и отчужденное от его творца.
2.Человек внутренне свободен, но эта свобода не благо, а тяжкое бремя (“Мы прокляты нашей свободой” Ж.П. Сартр), потому что она связана с бременем ответственности. Человек создает себя сам .
Существует две разновидности экзистенциализма: религиозный и атеистический. Религиозный – единение человека с богом. Реальный же человек вынужден жить в обществе, подчиняться его требованиям и законам. Но это не подлинное существование.
Глава фр. экзистенциализма фр. писатель и философ Ж.П. Сартр.
Его философские взгляды противоречивы. В них переплетаются идеи Кьеркегора, Гуссерля и Фрейда. Для концепции Сартра характерна тенденция поиска среднего пути между идеализмом и материализмом. Отправляясь от основной идеи Э. – “существование предшествует сущности”, Сартр строит свою онтологию на противопоставлении двух видов бытия:
“бытия-в-себе”, заменяющего объективную действительность,
“бытия-для-себя”, тождественного “человеческой реальности”, т.е. сознанию.
Разрыв бытия и сознания приводит Сартра к дуализму. Сознание, по Сартру, есть “не бытие бытия”, но лишь оно является источником активности, движения. В морали Сартр стоит на позициях чистой субъективности. Основной категорией выступает здесь свобода. Она представляет как сущность человеческого поведения, источник деятельности и единственная возможность человека: “человек всегда и целиком свободен или его нет вовсе”. Сартр отрицает объективные принципы и критерии морали. Каждый человек “вынужден сам изобретать для себя свой закон”, выбирать свою мораль.
А. Камю – фр. писатель и философ, представитель атеистического Э. Центральный вопрос его философии – вопрос о смысле человеческого существования, вопрос о том, “стоит ли жизнь того, чтобы жить”.
Камю приходит к выводу, что существование человека абсурдно. Бессмысленность человеческой жизни у Камю олицетворяет мифологический образ Сизифа: в наказание за свое коварство Сизиф обречен вечно вкатывать на гору камень, который, едва достигнув вершины, вновь скатывается вниз. Не выдерживая такой бессмысленности, человек “бунтует”; отсюда время от времени вспыхивающие революции, в которых человек пытается найти выход из своего “сизифова положения”.
Умонастроение Камю – это настроение безвыходного одиночества человека в “абсурдном” мире, выразившее бесчеловечность современного капиталистического общества.
К. Ясперс – ведущий представитель нем. Э. Начал свою деятельность как психиатр.
В психопатологических явлениях видит не распад личности, а поиски человеком своей индивидуальности.
Он приходит к выводу, что любая рациональная картина мира может рассматриваться как иносказательная: она является лишь “шифром бытия” и нуждается в истолковании. Основная задача философии в том, чтобы раскрыть содержание “шифра”. Господствующее в мире неразумное есть источник высшей мудрости. Подлинный смысл бытия открывается человеку лишь в периоды глубочайшего потрясения. Именно в эти моменты происходит “крушение шифра”: человек освобождается от груза повседневных забот и от своих научных представлений о действительности (от “трансцендентального бытия-в-себе”).
Перед ним открываются его подлинные переживания Бога (транцендентного).
#22.Философия неотомизма
Неотомизм – философская доктрина католической церкви, основывающаяся на учении Ф. Аквинского. Н. – признан единственной истинной философией, соответствующей христианским догмам.
Основу неотомистского учения составляет принцип: “Философия – служанка богословия”. Н.- теологическая форма совр. объективного идеализма.
Высшей реальностью неотомисты признают “чистое бытие”, понимаемое как духовное, божественное первоначало. Результатом неотомистских спекулятивных построений является признание бога первопричиной бытия и первооснователем всех философских категорий. С точки зрения неотомистов исторический процесс зависит от сверхъестественных трансцендентных сил, которые предопределяют поведение каждого индивида. Этим исключается возможность воздействия человека на ход мировой истории. В основе неотомистской философии – утопическая идея об идеальном обществе, в котором у власти будет стоять церковь.
Философы этого времени, в том числе Жак Маритен, подчеркивают, что в основе своей философия не отличается от философии своего основоположника. Реальная причина обращения к Ф. Аквинскому обусловлена тем, что в учении Аквинского была принята попытка обосновать единство веры и разума.
Философия Аквинского сложилась в результате теологической интерпретации учения Аристотеля, путем усиления идеалистических элементов.
Основной принцип философии Ф. А. – гармония веры и разума; он считал, что разум способен рационально доказать бытие Бога и отклонить возражения против истинной веры. Аквинский развивал учение об иерархии бытия. И Аквинский, и его последователи говорят, что существует два пути познания:
Снизу вверх (от материальных вещей к Богу).
Сверху вниз (от божественного откровения к вещам).
Первый путь м.б. плодотворным только при помощи второго.
Ж. Маритен говорит о том, что важно разделять три ступени бытия:
-чувственное бытие;
-воображаемое бытие;
-метафизическое бытие.
Маритен – признанный лидер неотомизма, Главный мотив его произведений – обоснование и приспособление взглядов Ф. Аквинского к современной эпохе. Маритен выдвигал идею “нового гуманизма”, который призван сплотить людей на базе признания религиозных ценностей.
Неотомисты подчеркивают три основных принципа своей философии:
Принцип реализма (реальность мира и духовных сущностей).
Принцип рационализма (уважение к разуму).
Принцип гуманизма (позиция католических философов по основному кругу социальных вопросов). Они подвергают критике все формы общественного и личного эгоизма.
#12 Философия Д.Беркли и Д.Юма.
Беркли: исходный материал нашего познания – ощущение (или идеи). Они составляют единственную реальность с кот. мы имеем дело. Представление или понятие о каждой вещи возникает как комбинация ощущений. Большинство абстрактных понятий должно быть подвергнуто критике и устранению. (материальная субстанция и т.п.). подвергает особой критике само понятие материи, открыто говоря, что делает это чтобы разрушить основание атеизма и материализма.
Суть его учения – мы имеем мир ощущений и комбинацию этих ощущений, у нас нет оснований говорить, что за ощущениями нет ничего.
Позиция Беркли глубоко противоречива. Отрицая существование материи он одновременно постулирует существование духовной субстанции, т.е. бога. Именно эта духовная субстанция и определяет сам порядок наших ощущений.
Юм: пытается преодолеть противоречия Беркли. Согласно Юму в равной степени недоказуемы и понятия материи и понятия бога, и понятия чел. Я, т.е. вопрос о первооснове мира вообще не разрешим (агностицизм).
Теория познания может исследовать как из