Вопросы и ответы по философии

некоторые ее элементы. Таким образом, изменение в развитии – это две тенденции: преодоление и преемственность.

Любая стадия развития, возникнув как отрицание предыдущей, в дальнейшем сама подвергается отрицанию. То есть развитие можно представить как некоторый ряд отрицаний. В этом ряду обнаруживается еще один тип зависимости: “триада” (по Гегелю). Смысл: если некоторый цикл развития имеет 3 стадии, то на третьей стадии возникают черты сходства с первой, т.е. как бы воспроизводятся некоторые черты исходной стадии на новом уровне.

В истории диалектики отмечалось, что именно благодаря этому развитие происходит по спирали. Сама схема триады и само отношение “отрицание отрицаний” не являются всеобщими. Это некоторый частный случай изменения. Эта схема возникает и реализуется в рамках такого цикла развития, в котором происходит взаимопревращение противоположностей.

#36. Взаимосвязь постепенных и скачкообразных изменений в развитии.

Законы классической диалектики

1 Закон: Взаимосвязь количественных изменений в качественные (Гегель).

Вся сумма знаний подтверждает, что существуют 2 типа изменения:

изменения при которых объекты меняя свои свойства продолжают существовать;

изменения при которых объекты превращаются из одних в другие.

Взаимосвязь между двумя типами раскрывает первый закон диалектики. Для этого используются некоторый понятийный аппарат: качество, количество, мера, скачек.

Качество - целостная характеристика объекта, совокупность его неотъемлемых свойств;

Объект - есть нечто качественно определенное. Обладает количественной неопределенностью т.к. его свойства обладают определенной степенью развития (интенсивностью).

Количество - степень развития свойств объекта или степень отличия от "эталона".

Объект с качественными и количественными признаками образует некоторое единство, т.к. некоторое качество может существовать в некоторых количественных границах. Любой объект многокачественный, т.к. включен в различные взаимодействия, поэтому можно говорить произошло ли изменение или нет зависит от нашего абстрагирования.

В первом законе количественные изменения происходят в границах меры не меняют качество, а на границах меры вызывают коренное качественное преобразование, которое в диалектике отмечают качеством "скачка".

Закон не только показывает один из сторон развития, но указывает на относительность конкретного.

Любой конкретный объект и любая конкретная система может существовать в строго определенных границах, т.е. нечто конкретное не может быть бесконечным.

#37. Сущность сознания.

Сущность сознания имела несколько трактовок. Прежде всего трактовались с двух противоположных мировоззренческих позиций:

1-ая позиция

в большинстве мировых религий мира “сознание” есть бессмертная душа, отличная от тела и способная существовать вне ее после смерти

в рамках философской (идеалистической) системы “сознание” - особая субстанция (Декарт), особая сущность отличная от материальных объектов и их свойств.

Фактически при такой позиции - основным методом является интроспекция (самонаблюдение, самосозерцание), т.е. словесное описание понятное другому исследователю.

2-ая позиция

Материальные убеждения стремятся понять “сознание” как одно из свойств материи, точнее как одно из свойств особых материальных систем.

Материалисты определяют сознание как “функцию мозга”. В рамках материализма возникало вульгаризированное представление, что сознание есть нечто вещественное и есть некоторое материальное образование. Очевидно, более точно выражает материалистическую позицию о том, что сознание есть свойство или функция материи. Причем основным содержанием этого свойства является отражение высокоорганизованных материальных систем внешнего мира.

Среди многообразии процессов материального мира обнаруживается некоторый особый тип взаимодействия, при котором объекты передают свои свойства и состояние друг другу. Эти свойства могут запечатлеваться в другом - свойство отражения.

Можно предположить, что именно это свойство трансформируется в “раздражимость”, как элемент живой материи и в дальнейшем ходе эволюция жизни порождало все более сложные формы психики, пока не появилось человеческое мышление. Переход от психики животных к сознанию человека может быть понят лишь как стороны общего процесса становления человеческого общества, т.е. он не поддается чисто биологическому объяснению.

Одно из фундаментальных отличий человека от психики животных это обобщенный (абстрактный) характер человеческой мысли. Понятие, выраженное в словах, обозначает не только конкретные единичные предметы, а классы предметов или существующие связи между ними. Это действительно свидетельствует в пользу роли труда в возникновении сознания. При этом были первой формой овеществления знаний, т.к. с орудиями передавался способ его применения.

Становление человеческого общества было одновременно становлением особого типа информационного наследования передаваемого не биологическим путем, а через некоторые внешние объекты, создаваемые человеческой деятельностью.

Овладение этими объектами требовало воспроизведения определенного типа действия. Причем овладение человеческой речью, человеческими способами поведения в принципе не неосуществимо индивидуально. Родившись человек может войти в человеческое общество через связи с другими людьми. Поэтому мышление имеет социальную природу. Однако и по своему содержанию и по своей структуре отражало не только отношение человека к внешнему миру, но и связи между людьми.

Мышление человека - понятийное мышление и не могло сложиться вне языка, т.к. именно слово является реальной формой в которой существует понятие, а язык развивался одновременно как средство связи и коммуникации людей, и как форма в которой рождается мышление.

#3. Софисты и Сократ.

Понятие софистики охватывает определенную форму профессиональной деятельности, связанную с искусством доказательства, причем люди, занимавшиеся этой деятельностью, раньше других обнаружили гибкость и подвижность человеческих понятий. Они обнаружили также множество логических парадоксов.

Софисты, в особенности поздние софисты, использовали это знание в определенных, корыстных целях. Они разрабатывали искусство подменять понятия, создавать видимость доказательства, сбивать с толку оппонента. Эта деятельность опиралась на определенные философские основы, прежде всего на отрицание объективной истины.

Протагор: “Человек – мера всех вещей”. Т.е. то, как человек воспринимает, то для него истина, другой человек – истина другая. Общей истины нет вообще. Этот тезис иногда обосновывался тем, что все текуче и изменчиво. Об одном и том же м.б. разные суждения.

Некоторые софисты специально обосновывают тезис о принципиальной невозможности познаваемости мира (Горгий).

Аристотель, создавая систему логики, подверг софистов специальной критике, как ложную мудрость и выявил основные приемы софистов или логические ошибки.

Например, софист задает вопрос, содержащий несколько вопросов (не всегда можно ответить “да” или “нет”). Распространенный прием софистов – круг в доказательстве, когда в качестве аргумента используется то, что ещё необходимо доказать. В основе большинства софизмов лежит отождествление различного.

Осмысление логических ошибок, которые содержались в софизмах, было важным моментом в развитии логики и культуры вообще. В то же время деятельность софистов сыграла важную историческую роль – в том повороте философской мысли от общих проблем Вселенной (космоса, мироздания) к проблемам человеческой жизни, человеческих отношений.

Этот поворот философской мысли обосновывает Сократ с его положением “Познай самого себя”. Радикальное отличие Сократа от софистов заключается в том, что Сократ убежден в необходимости общих, объективных истин для всех людей. Однако, он не считает себя обладателем подобных истин. Он только помогает истине родиться в ходе диалога или коллективного обсуждения какого-либо вопроса (“Я знаю, что ничего не знаю,… но мое отличие, что я могу это осознать”).

Сократ полагает, что познание сущности вещей – это познание общих понятий. В сократовских диалогах и выявляется некоторое содержание общих понятий. У Сократа нет логической схемы, он отталкивается от обычных представлений, показывая, что они ограничены. Дальше логическая индукция – восхождение от частного к общему.

Эта деятельность Сократа имела общефилософское значение, ибо Сократ первым сделал предметом анализа общие понятия, показав их отличие от конкретных вещей, людей, конкретных отношений. На этой почве вырастает вся философия Платона. В то же время Сократ применяет свой метод анализа и к моральным понятиям, и к общественным нравам, и к государственным законам. Это ново. Это приводит Сократа к конфликту с обществом, в котором он жил, ибо он становится критиком своих современников, критиком их жизни. Отсюда причина трагического конца Сократа.

#4. Философия Платона.

Исходная мысль философии Платона – это мысль о том, что общие понятия, идеи или “эйдосы” – это особые бестелесные невидимые существа (духовные по своей природе), которые существуют объективно, вне и независимо от нас, т.е. наряду с миром изменчивых вещей, который мы видим своими органами чувств, есть особый духовный мир идей.

Эта позиция обычно определяется как объективный идеализм. Основание для такого взгляда состоит в том, что понятия действительно отличаются и от конкретных вещей, и от конкретных образов. Они относительно самостоятельны. Поэтому возможно рассматривать их в отрыве от вещей, как самостоятельные сущности.

Эта позиция содержит в себе множество трудностей в объяснении того, каким образом связаны идеи и вещи. По Платону вещи – это тени идей. Познание идей идет не через органы чувств, не через наши контакты с вещами. Оно осуществляется разумом. И это есть процесс воспоминания, т.к. человеческая душа до рождения человека пребывала в мире идей и имеет воспоминания об этом мире.

Характер платоновской философии отразился и в его работах, посвященных обществу и государству. Платон не просто критик современного ему общества, но и создатель первой в истории утопии идеального государства. Создавая эту утопию, Платон исходит не из существующей реальности, а из некоторой идеи государства, каким оно должно быть, чтобы обеспечить единство, сплоченность и справедливость.

Платон рисует образ государства, жестко разделенного на три основные касты, причем разделение предопределяется природными особенностями людей.

Философы, мыслители, которые управляют государством, следят за соблюдением его законов.

Воины, которые защищают его от внешнего врага.

Все, занятые теми или иными видами труда. От земледельцев до ремесленников и торговцев.

Общий принцип жизни в государстве – подчинение государству и его законам. Государство – это высшее благо. Не государство для человека, а человек для государства. Две высшие касты полностью обеспечиваются государством и не имеют частной собственности, чтобы не было враждебности интересов. У третьей касты есть частная собственность, но государство должно следить, чтобы не было разницы. Нет семьи – все дети свои. В рамках государства должно быть жесткое единство.

Государство Платона, задуманное как идеальное, несомненно, приобретает в его собственной характеристике тоталитарный характер. ( Личность подчинена государству). Но важно, что мысль делает шаг вперед – от осмысленности существующего – к конструированию будущего.

#25. Русский космизм.

Из всех направлений русской философии в советский период наибольшего взлета достигла философия космизма. Её основоположниками были Вернадский и Циолковский.

Циолковский не считал себя верующим и отвергал наличие двух начал во Вселенной: материального и духовного.

Обращаясь к рассмотрению материи, Циолковский выдвигал три начала или принципа: время, пространство и сила. Эти понятия являются прежде всего “элементами суждений” и оттого они вполне субъективны. Без материи не существует ни времени, ни пространства, ни силы и наоборот.

Главным для Циалковского было учение о монизме материи. Его материя, а значит и атом, оживотворена, действует по законам не только физического, но и психологического мира. По его мнению, нельзя допустить, чтобы чувствительной признавалась только часть Вселенной, т.е., собственно, живая материя. Но из этого вовсе не следует, что человек чувствует и познает мир как и всё остальное. Чувствительность Вселенной находит выход в двух измерениях: количественном и качественном. С этой точки зрения, все тела- живые и мертвые- обладают одинаковой по качеству, но различной по количеству степенью раздражительности.

Т.к. “атом всегда жив”, следовательно ему свойственно чувство радости и страдания, более того, к его сущности относится и само “я” – сознание или разум. Разум , основанный на “эгоизме атома” , доводится до совершенства в человеческих существах. По мнению Циолковского, разум должен стремиться не только к самосовершенствованию, но и к совершенствованию окружающего мира. Это своего рода суд, но “суд не страшный, а милостивый и выгодный для несовершенных”; ведь после их безболезненного естественного умирания без потомства они впоследствии вновь оживают для лучшей жизни. В конечном счете преобразится не только всё человечество, но и сущность атома, который перестанет источать импульсы несовершенства. Атомы будут соединяться только в разумных и сознательных существах, либо же в телах, усовершенствованных разумом.

Фундаментальное открытие Вернадского-осознание того, что современная эпоха ознаменовывается переходом от биосферы к ноосфере.

Биосферу Вернадский определил как область Земли, охваченную живым веществом ( совокупностью живых организмов).

Важнейшим признаком разнородности биосферы служит то, что в живом веществе процессы протекают иначе, чем в костной материи, особенно если рассматривать их в аспекте времени. В живом веществе они идут в масштабе исторического времени, в костном – в масштабе геологического.

Первостепенную роль в деле полного заселения биосферы человеком принадлежит развитию научной мысли и неразрывно связанным с этим успехом техники передвижения и мышления, возможностям мгновенной передачи мысли на расстояния. Человечество все более становится неделимым и единым. Всё это свидетельствует о новом переходе биосферы в ноосферу. На этой стадии человечество, как единое целое, охватит весь земной шар и окончательно решит вопрос о лучшем устройстве жизни. Оптимистический идеал ноосферы наводил Вернадского на понятие о новой этике для нового человечества, связанного с научным прогрессом.

#26. Философская концепция бытия. Категория материи.

Бытиё- философская категория, обозначающая реальность ,существующую объективно, вне и независимо от сознания человека.

Философское понимание бытия и его соотношение с сознанием определяет решение основного вопроса философии. Диалектический материализм исходит из материалистического решения основного вопроса философии, но, в противовес метафизическому материализму, не сводит бытиё к предметно-вещественному миру, вычленяя различные уровни бытия- материально-предметную реальность, объективно-идеальное бытиё( ценности культуры, знания и т.д.), бытиё личности.

Первую философскую концепцию бытия выдвинули досократики, одни из которых рассматривали бытиё как неизменное, единое, неподвижное, самотождественное (Парменид), другие как непрерывно-становящееся (Гераклит). Кант и Гегель выделяют бытиё как объективно-идеальное, воплощающееся в различных формах деятельности субъекта. С этим связан историзм в понимании бытия, характерный для немецко-классического идеализма.

В марксистской философии выделяется многоуровневый характер бытия (органическая и неорганическая природа, биосфера), несводимость одного уровня к другому( материя и формы ее движения- естествознание, общественное бытие-предмет социологических и исторических наук). Марксизм отстаивает историческую концепцию