Социальная динамика и ее проявление в общественных изменениях и процессах

также национальных

образований;

второй - отношения, обусловленные спецификой воинской дея-

тельности, разделением воинского труда. Очевидно, целесообразно

сосредоточить внимание именно на этом специфическом уровне отно-

шений и процессов, вытекающих из них.

И так, социальный аспект этих отношений заключается в том,

что, во-первых, уже само разделение воинского труда ведет к су-

ществование качественно неоднородных его видов: квалифицированно-

го и неквалифицированного, организаторского и исполнительского,

творческого и нетворческого. Кроме того, специфические особеннос-

ти условий и содержания воинского труда имеются в различных видах

Вооруженных Сил и родах войск.

Во-вторых, специфика характера и содержания воинского труда,

видов воинской деятельности приводят к определенным различиям

между воинами, воинскими коллективами по условиям жизни и службы,

по роли и положению в армии. Социальная неоднородность воинских

коллективов проявляется в наличии у них:

- военнослужащих, выполняющих различные военно-профессио-

нальные функции (летчики, штурманы, техники, механики и т.д.);


- 36 -


- военнослужащих, имеющих различный уровень военно-професси-

ональные подготовки (например, офицеры и прапорщики - профессио-

налы, а рядовые срочной службы, только познающие воинские специ-

альности);

- военнослужащих, имеющих неравные условия удовлетворения

потребностей и развития личности. У одних на каждого члена семьи

больший доход, у других - меньший. Одни живут в камфортных усло-

виях, другие - в примитивных. Одни свободны во внеслужебное вре-

мя, другие находятся на казарменном положении и т.д.

В- третьих, существенным моментом социальных отношений в ар-

мии является соотношение личных и коллективных интересов, их сов-

падение и несовпадение. Социальные интересы воинов складываются в

результате воздействия на них объективных обстоятельств их жизне-

деятельности, а также субъективных восприятий этих обстоятельств.

В-четвертых, характерным для социальных отношений в армии

является их строгая регламентация уставами и наставлениями, и су-

бординация между старшими и младшими, начальниками и подчиненными.

Таким образом, социальные отношения в армии представляют со-

бой сложные, многогранные, строго регламентированные и субордини-

рованные отношения между различными категориями и социальными

группами военнослужащих, а также между воинскими коллективами и

личностями отдельно. Как отмечалось, эти отношения являются осно-

вой социальных процессов в Вооруженных Силах. К числу наиболее

важных из этих процессов можно отнести и следующие:

1. Процессы, связанные с реформированием Вооруженных Сил:

- освобождение Вооруженных Сил от диктата коммунистической партии

и ее идеологии марксизма-лененизма, партийных организаций и поли-

торганов, как проводников политики коммунистической партии в Воо-

руженных Силах; создания благоприятных условий для плюрализма и

идеологических воззрений; запрещение деятельности в Вооруженных

Силах любых партий; сокращение численности Вооруженных Сил и свя-

занные с этим изменения их организационно-штатной структуры;

увольнение из Вооруженных Сил генералов, офицеров и прапорщиков,

выслуживших установленные сроки службы; перемещение на новые


25


должности генералов и офицеров, оставшихся в Вооруженных Силах,

освоение ими новых для себя служебных обязанностей; перевод Воо-

руженных Сил на контрактную службу. Сегодня все категории воен-

нослужащих, за исключением срочной службы, заключают контракт об

условиях и продолжительности службы в Вооруженных Силах. Это но-

вые шаги перехода к профессиональной армии; передислокация ряда


- 37 -


объединений, соединений и частей, создание новых группировок

войск. Особенно это было связано с выводом войск из бывших соци-

алистических стран, республик Прибалтики, частично с Украины,

Белоруссии, среднеазиатских республик и Казахстана. Это требует

обустройства войск, адаптации военнослужащих и членов семей к но-

вым условиям. Однако, как подчеркнул в своем выступлении перед

федеральным собранием Президент РФ Б.Н.Ельцин: "...то, как прово-

дится военная реформа до настоящего времени - бессистемно и не-

последовательно - настоящей реформой назвать не могу." 51

2. Процессы, связанные с изменениями социально-классовой

структуры общества и национальных отношений. Наиболее значитель-

ными из них, на наш взгляд, является, например, процесс комплек-

тования Вооруженных Сил. Речь идет о представительстве в Воору-

женных Силах социальных слоев и наций российского общества. Соци-

ологические исследования, проводимые в Вооруженных Силах, свиде-

тельствуют о том, что по социальному составу Вооруженные Силы

Российской Федерации становятся поистинне рабоче-крестьянскими.

Представители других слоев, особенно элитарных, избегают службы в

армии. По сведениям военных комиссариатов, из состава всего при-

зывного контингента, призываются служить лишь 25-30 %. Остальные

по различным причинам получают отсрочки. К числу этих процессов

относится и процесс военно-патриотического воспитания, повышения

в обществе престижа Вооруженных Сил. Сравнительный анализ резуль-

татов исследований, проведенных центром военно-социологических,

психологических и правовых исследований МО РФ в 1989-1993 годах,

показывает, что происходит заметное снижение популярности военной

службы по призыву. Так, если в 1989 году 41 % опрошенных молодых

людей заявили , что они будут служить с желанием, столько же при-

зывников считали, что служба в армии является почетным конститу-

ционным долгом и его надо выполнять независимо от желания, то в

1993 году половина опрошенных военнослужащих заявило об отсутс-

твии желания служить в Вооруженных Силах. Служба в армии по при-

зыву значительной частью молодых людей рассматривается как непри-

ятная неизбежность, процесс отупления личности, бесполезная трата

времени, повинность, которую следует выполнять лишь в силу воз-

можного уголовного наказания.  52 0 Военно-патриотическое воспитание

в условиях армии призвано изменить эти негативные оценки службы

на позитивные. К этой же группе относятся процессы межличностных

отношений в воинских коллективах: между старшими и младшими, на-

чальниками и подчиненными; между военнослужащими различных специ-

альностей в боевых расчетах; между военнослужащими контрактной и

срочной службы; между военнослужащими различных сроков призывов;

между представителями различных национальностей и регионов призы-

ва и т.д.


- 38 -


3. Процессы социальной ответственности военнослужащих. Сюда

───────────────────────────────────

1. Свобода и демократия - главное условие прогресса и процвета-

ния. Выступление Президента РФ Б.Н.Ельцина перед Федеральным

Собранием. "Российская газета", 1996, 24 февраля

2. Фомиченко А. О некоторых проблемах комплектования Вооруженных

Сил по призыву. Информационно-методический сборник

N4(7)-М.-1993, с.9


26


относятся процессы организации боевой учебы личного состава,

обеспечения высокой боевой готовности частей и подразделений.

Следует сказать о том, что недостаток материально-техни-

ческих средств не позволяет сегодня в полном объеме ре-

шать задачи боевой учебы. Например, поддерживать боевое мастерс-

тво летчика на должном уровне при налете 30 часов в год практи-

чески невозможно. И тем не менее процент кадровых военных, кото-

рые не удовлетворены организацией боевой подготовки, неуклонно

уменьшается. Если в 1992 году их было 50 %, то в 1993 году только

35 %. 51 0 Это говорит об изыскании возможностей в новых условиях бо-

лее качественно организовывать боевую учебу. С указанными процес-

сами тесно связаны и процессы организации воспитательной работы.

После разделения Советской Армии и слома системы полити-

ко-воспитательной работы уровень воспитания в Вооруженных Силах

России резко понизился. С реорганизацией органов воспитательной

работы, приобретением ими опыта ее проведения в новых условиях,

качество воспитательной работы повысилось. Об этом свидетельству-

ют данные социологических исследований.Если в 1992 году 52 % кад-

ровых военных были не удовлетворены воспитательной работой, то в

1993 году их было 39 %.

Преоритетными направлениями воспитательной работы в частнос-

ти, по мнению опрошенных, являются:

- укрепление дисциплины, боевой готовности частей, подразде-

лений - 66 %;

- формирование и развитие у военнослужащих профессиональных

качеств - 64 %;

- нравственное и духовное воспитание военнослужащих - 35 %;

- изучение и внедрение в жизнь коллективов лучших традиций

русской и советской армии - 31 %;

- формирование у военнослужащих боевых качеств защитника

отечества - 30 %. 52

4. Процессы социально-правовой защищенности военнослужащих.


- 39 -


Пакет законов по военным вопросам, принятый бывшим Верховным

Советом РСФСР, а также Государственной думой создал социаль-

но-правовую основу реализации данных процессов. К сожалению, не

все они в полной мере работают из-за отсутствия механизмов и

средств на их реализации. Например,не в полном объеме выполняются

законы "О статусе военнослужащих", "О ветеранах" и др.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что социальные из-

менения в обществе оказывают существенное влияние на Вооруженные

Силы. Под их воздействием в Вооруженных Силах происходят социаль-

ные процессы, характеризующие уровень их боеготовности и боеспо-

собности. Они требуют анализа и прогноза, как основы управления

ими в интересах защиты Отечества.


 27. Глобальные социальные процессы, их характер

 2и направленность.


Мы рассмотрели социальные процессы в теоретическом плане, а

также на уровне Российского общества и Вооруженных Сил. Для более

полного анализа целесообразно рассмотреть их и на глобальном -

общечеловеческом уровне.

Какие же процессы называются глобальными? Их можно опреде-

лить как всеобщие процессы, затрагивающие жизненные интересы все-

го человечества и требующие для своего развития согласованных

────────────────────────────────────

1. Информационный бюллетень N12 (25). -М.: 1993, с.18

2. Там же, с.19,21


27


международных действий в масштабах мирового сообщества. На наш

взгляд, к таким процессам относятся:

1. Процесс разделения труда в международном масштабе и ко-

операции производства.Разделение труда - это дифференциация видов

трудовой деятельности, складывающаяся в обществе в процессе исто-

рического развития. Совместная деятельность людей порождает расп-

ределение и закрепление занятий между участниками трудового про-

цесса. Разделение труда структурирует трудовой процесс, обуслов-

ливает связь его частей в форме обмена результатами деятельности.

Исторически разделение труда является одной из основных движущих

сил общественного развития, стимулом и выражением как социальной

дифференциации, так и социальной интеграции.  51 0 Разделение труда

возможно в масштабах сообщества, общества, отдельных предприятий.

Разделение труда в масштабах сообщества проявляется в специ-


- 40 -


ализации и кооперации производства в международном масштабе.

Практика показала, что специализация, разделение производства бо-

лее эффективно, чем единый цикл производства от сырья до выпуска

сложных машин и механизмов. В то же время, не все страны и регио-

ны располагают природными ресурсами для полного обеспечения наци-

онального производства. Например, японское производство в основ-

ном базируется на импортном сырье, что также предопределяет раз-

деление производства в глобальных масштабах.

Еще одна предпосылка разделения труда заключается в том, что

добыча природных ресурсов,технология их переработки постоянно до-

рожают, что требует огромных затрат. Отдельным странам и регионам

не всегда удается с этим справиться. Нужны инвестиции других

стран. Таким образом, потребности в более эффективном развитии

производства в международном масштабе требуют, с одной стороны,

дифференциации производства, с другой - его интеграции. Сегодня

это проявляется в создании так называемых транснациональных моно-

полий, международных экономических объединений, например, таких,

как ЕЭС и АСЕАН.

2. Процесс урбанизации. Это экономическое явление, выражаю-

щийся в росте городов, городского населения и распространении го-

родского образа жизни на все большую часть общества. Признаками

урбанизации являются: доля городского населения, плотность и сте-

пень равномерности размещения по стране сети городов, число и

система размещения крупных городов и их транспортная и иная дос-

тупность для остального населения; многообразие отраслей народно-

го хозяйства; доступное разнообразие видов производственной и до-

суговой деятельности населения; распространение городских форм

жизни как на население городов,так и на жителей села. 51 0 Углубление

этого процесса в международном масштабе, его динамику можно подт-

вердить следующими данными: в 1800 году в городах, насчитывающих

20 тыс. и более, на Земном шаре проживало 2,4 % населения; в 1900

г. - 9,2 %; в 1950 г. - 20,9 %; в 1990 - 38 %.

3. Тенденция быстрого роста населения Земного шара (так на-

зываемый демографический взрыв) : в 1919 г. население Земного ша-

ра составляло 1777 млн. человек; в средине 70-х годов (1976 г.) -

4 млрд. человек; в настоящее время - 5 млрд. человек, по прогнозу

в 2010 г. население Земного шара будет составлять 6 млрд. чело-

век. Причинами демографического взрыва является увеличение про-

должительности жизни. Если 200 лет назад она равнялась 35 годам,

то в настоящее время в развитых странах - 70 годам, в России - 65

годам (для мужчин - 58 лет, для женщин - 72 гг). эта тенденция

─────────────────────────────────

1. См. Краткий словарь по социологии.- М.: Политиздат,1989, с.278

2. Там же, с.424


- 41 -


28


обуславливается также понижением детской смертности связанным с

улучшением условий жизни. В средине века в Европе умирал каждый

второй ребенок.

4. Процессы благотворительности и гуманитаризации международ-

ных отношений: это проявляется, прежде всего, в борьбе с голодом.

Во многих странах мира существуют фонды оказания помощи обездо-

ленным. Примером международной помощи голодающим может служить

помощь со стороны многих стран, в том числе и России, народам

Эфиопии, когда в этой стране разразилась засуха и ее следствие -

голод. Помимо этого данный процесс проявляется в гуманитарной по-

мощи народам, оказавшимся в бедственном положении в связи с воен-

ными конфликтами (например, в бывшей Югославии), а также - со

стихийными бедствиями: землетрясениями, наводнениями и т.д. Такая

помощь оказывалась народам Армении, Мексики, Японии, России и

многим другим. Аналогичные явления мы видим при урегулировании

международных военных конфликтов. Например, в бывшей Югославии,

на Ближнем Востоке между Израилем и Ливаном и др.

5. Процессы роста самосознания людей, отстаивания ими своих

прав и свобод, участие в решении государственных и международных

проблем. Эти процессы проявляются:

- в демократических выборах органов власти;

- в движениях за равноправие народов: цветных и белых; муж-

чин и женщин;

- в движениях за улучшение экономического положения трудя-

щихся;

- в движениях за сохранение мира, за прекращение испытания

ядерного оружия и полное его запрещение.

Во многих странах сегодня созданы партии "зеленых", а также

отделения международной экологической организации Гринпис, кото-

рые поставили целью своей деятельности - защиту окружающей среды,

создание благоприятных природных условий для жизни человека.

6. Процесс роста национального самосознания народов, стрем-

ление их к национальной независимости и суверенитету. Это прояв-

ляется в том, что: канули в лету колониальные империи и на месте

колоний и полуколоний образовались национальные государства. Во

многих из них успешно развивается экономика, национальная куль-

тура. Народы энергично освобождаются от колониальной зависимости

(Южная Корея, Сингапур, Тайвань, ЮАР и др.). Образовавшиеся наци-

ональные государства являются полноправными участниками многих

международных организаций и прежде всего ООН. Отношения между


- 42 -


этими государствами и народами строятся на основе принципов,

стандартов и норм международного права.

7. К числу указанных процессов следует отнести и все большее

утверждение здорового образа жизни людей. Это проявляется: в

стремлении народов к удовлетворению насущных потребностей челове-

ка в пище, одежде, жилище, самовыражении; в приобщении людей к

ценностям мировой культуры (показателем этого является проведение

международных фестивалей, развитие туризма); борьба с болезнями и

прежде всего с распространением СПИДа; борьба с пьянством, нарко-

манией, преступностью (примером международной организации по

борьбе с преступностью является ИНТЕРПОЛ).

8. Процесс освоения космического пространства. Человечество

стремится выйти за пределы Земного пространства. Сегодня косми-

ческие программы имеют не только Россия и США, но и другие стра-

ны, в частности Китай, Франция, Великобритания, ФРГ, Индия. Но

суть превращения освоения космоса в глобальную проблему не только

и не столько в наличии программ, а в том, что это осуществляется

в интересах всего человечества.


29


Таковы основные социальные процессы, которые можно характе-

ризовать как глобальные. Их анализ позволяет сделать вывод о том,

что все они направлены на создание человечеству благоприятных ус-

ловий для его жизнедеятельности . Стремление народов к их разви-

тию свидетельствует об усилении взаимосвязей между ними, о прев-

ращении человечества в единый системный комплекс. Этот комплекс

противоречив, во многом развивается стихийно, но тенденция к ре-

шению сложных, глобальных проблем совместными усилиями народов

проявляется отчетливо.


 2Выводы по лекции:


1. Социальная динамика - это социальное движение, смена сос-

тояний общественных явлений и образований, общества в целом. Ха-

рактерной чертой социальной динамики являются социальные измене-

ния. Социальные изменения - это нарушение тождества социального

явления или процесса с самим собой или подобным ему социальным

явлением или процессом. Социальные изменения проявляются прежде

всего в социальном развитии, представляющим собой необратимое,

направленное, закономерное изменение социальных явлений или про-

цессов, в результате которого они переходят в новое качественное