Вопросы и ответы по философии
силу теоретический нагруженности.Логическая невозможность индуктивного вывода из одного частного двух различных осмысленных суждений.
Истина принципиально недостижима (даже трава есть красная).
Главный источник науки – не накопление фактов, как утверждали неопозитивисты.
Наука появляется, когда появляется проблема. И с ее решением начинается рост научного знания.
Три мира Карла Поппера:
физическая реальность (я, ты)
субъективный мир (чувства, ощущения)
объективный (законы, правила)
Реально существует только правдоподобие – приближение к истине (похожесть на истину). Научные теории сменяются одна другой вследствие “фальсификации” каких-либо фактов предыдущих теорий. Если выявляется какой-то новый научный факт, который опровергает предыдущую теорию, и он кажется ученым более правдоподобным, то новая теоретическая модель побеждает старую. Таким образом происходит теоретическая эволюция, при этом новая теория несоизмерима со старой, однако конкурирует с ней. (Пример: во всем мире люди считали, что лебеди белые. До тех пор, пока они в Австралии не увидели черных).
Рост науки совершается как бы по Дарвину, выживает наиболее правдоподобные из теорий, а истина не дана.
#49. Постпозитивистские концепции развития науки. Т. Кун и П.Фейерабенд.
Т. Кун – развитие научного знания как смена парадигм – понятие шире чем научная теория, это господствующие в данный момент времени фундаментальные представления о предмете и методах изучения.
Парадигма – научные завоевания повсеместно принятые, из которых складывается хоть на время модель проблем и решений, устраивающая тех кто занимается этими исследованиями, то что объединяет членов научного сообщества и является их отправной точкой дальше, за неимением ее все факты становятся равносильными.
Нормальная наука – период когда ученые рассматривают все что вышло из парадигмы или входит в нее.
Аномалии – несоответствие решений из предполагаемой и рассматриваемой парадигмы; они вносят сомнение в правильность парадигм; иногда приводят к кризису.
Переход от одной парадигмы через ее кризис к другой Кун называет научной революцией.
Наука: живое целое; развивается не кумулятивным путем, технической революцией, но в рамках парадигмы идет накопление на нормальном этапе науки. После революции парадигма новая, не сопоставляется со старой, а происходит скачок; научная революция.
Этапы развития науки:
допарадигмальный (до появления какой-либо теории, когда не было учения о проблеме, каждый думал, что ему хочется, не было образца);
парадигма (возникает нормальное развитие);
смена парадигм научной революцией, как теории они несоизмеримы, нет наращения знаний от старой (в этом он частично неправ).
И. Лакатос представляет развитие науки как непрерывный процесс выдвижения и уточнения гипотез – смена конкурирующих исследовательских программ, та, что более продуктивна, побеждает.
П. Фейерабенд – теория, согласно которой развитие научных знаний требует как можно больше конкурентов-теорий. Представляет направление “гносеологический анархизм”. Может быть уместен любой метод – плюрализм. Защищает гипотезы более фундаментальные.
Миф и наука очень общны, т.к. в начале любой новой науки лежит что-то неизвестное до сих, какие-то абстрактные термины. В науке “все дозволено”, надежных методов не существует, они создаются нами и со временем меняются. Чем больше теорий, тем больше они друг друга критикуют, что способствует ускорению развития науки. Причем каждая теория создает свой собственный язык для описания фактов и устанавливает свои собственные нормы.Говорит о равенстве шансов всех ученых, подвигающих науку (свободное общество). Против культа науки и засилия элиты. Надо отделить науку от государства (как религию), чтобы у ученых не было привилегий (антисциентизм).
#51. Общество как система. Теоретические модели соц. реальности.
Реальное общество и его идеализированная модель. Модель дает отвлечение от случайности, позволяет выделить, присущие обществу законы, порядки, основы, связи, и отношения.
Теория общества рассматривается социологией. По аналогии с научным познанием, в (эмпирические, теоретические ур-ни) изучение общества используется принцип теоретического моделирования (идеальная модель). Теорию идеальных типов сформулировал Макс Вебер. Мы можем толковать об-во только в воображении.
Общество в широком смысле слова представляет собой высшие формы самоорганизации жизни, здесь люди +соцотношения + часть природы, вкл. в производственную деятельность + техносфера.
Общ-во в узком смысле слова: 1) общ-во как социальное образование это не сумма людей а совокупность общественных (социальных отношений) связывающих людей друг с другом (разделение труда надсуммативное ядро общества) 2) переход от животного к социальному ( Гоббс, Руссо. Общественный договор). 3) Гегель критикует договорные теории возникновения общ-ва, как и государства (его составной элемент); возникает не путем договора, а естественнисторическим закономерным путем ( затем и Маркс и другие) 4) Общ-во противопоставляется гос-ву – свободное взаимодействие людей. {государство – институционное образование с тремя ступенями власти, расписанное по нормам}.
Общество отличается от всего мира тем, что на всех стадиях его развития в нем всегда присутствует сознание, т.е. в общественную жизнь включены духовные процессы, поэтому 1) Само развитие общ-ва происходит не так как развитие природы 2) Изучение общ-ва требует других методов, учитывающих наличие духовного компонента в общественной жизни.
Кроме того в общественной жизни, в отличие от природы общие связи (закономерные) не толькко не выступают в чистом виде, но зачастую не поддаются реальному практическому воспроизведению (каждое событие уникально). Поэтому на первый взгляд развитие общ-ва предстается как поток индивидуальных неповторимых событий, кот. вызываются волей и желанием людей. Осмысление общ-нного развития первоначально осуществлялась философией и историей (от Августина Блаженного) т.е. довольно общих рассуждений о смысле истории и о движущих ее силах. В 30-40гг. IXXв. О.Конт – основоположник позитивизма противопоставил философии истории точное социальное знание (социология). В идеале социология должна была стать точной наукой- строгое описание фактов и связей. Этот идеал до сих пор не достигнут и возможно недостижим позитивистскими методами (от единичных фактов к обобщению). Т.е. изучение общ-ва требует общего видения предмета изучения, т.е. требует определенной социальной философии.
#52 Истоки и сущность глобальных проблем современного общества
К глобальным проблемам, в первую очередь, относятся:
предотвращение мировой термоядерной войны, создание ненасильственного мира, обеспечивающего мирные условия для социального прогресса всех народов
преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между странами, устранение во всем мире экономической отсталости
обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми для этого природными ресурсами (продовольствие, сырье, источники энергии)
преодоление экологического кризиса, порождаемого вторжением человека в биосферу
прекращение стремительного роста населения (рост численности населения в развивающихся странах, падение рождаемости в развитых)
своевременное предвидение и предотвращение различных отрицательных последствий НТР и рациональное эффективное использование ее достижений на благо общества и личности
Эти проблемы порождены не только колоссально возросшими техническими средствами воздействия общ-ва на природу и огромными масштабами его хоз. деятельности (ставшими ныне сравнимыми с геологическими и другими планетарными естественными процессами). Они порождены также стихийностью и неравномерностью общественного развития, анархией пр-ва при капитализме, наследием колониализма, погоней транснациональными компаниями за прибылью в ущерб долговременным интересам всего общ-ва.
Для понимания происхождения, происхождения, сущности и возможности решения этих проблем необходимо видеть в них результат предшествовавшего всемирно-исторического процесса во всей его объективной противоречивости.
Глобальные проблемы выступают как специфическое порождение именно современной эпохи, как следствие крайне обострившейся неравномерности социально-экономического, политического, научно-технического, демографического, экологического и культурного развития в условиях совершенно новой, своеобразной исторической ситуации.
Глобальные проблемы современности порождены в конечном счете именно всепроникающей неравномерностью развития мировой цивилизации, когда техническое могущество человечества неизмеримо превзошло достигнутый им уровень общественной организации, политическое мышление явно отстало от политической действительности, а побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей и их нравственные ценности весьма далеки от социального, экологического и демографического императивов эпохи.
#66. Наука в системе культуры
В современной науке и ее взаимодействии с различными сферами жизни общества выделяются три группы социальных функций:
культурно- мировоззренческие
производительные силы
социальные силы
В период становления науки как особого социального института, ее влияние обнаруживалось прежде всего в сфере культурного мировоззрения, где в течении долгого времени шла борьба между геологией и наукой.
В эпоху средневековья теология занимала положение верховной инстанции, призванной решать культурно- мировоззренческие проблемы:
проблемы мироздания и месте человека в нем
о смысле и ценностях жизни
Переворотом Коперника наука впервые сформулировала понятие культурного мировоззрения. Это стало началом проникновения научного знания и мышления в структуре деятельности человека и общества. Обнаружились и первые признаки выхода науки в мировоззренческую проблематику.
Позже наука стала решающей инстанцией в вопросах первостепенной мировоззренческой значимости, касающихся структуры материи и строения вселенной, возникновения жизни и происхождения человека.
Без становления этих культурно- мировоззренческих позиций научные представления не могли превратиться в составную часть культуры общества. Одновременно с возникновением и укреплением культурно- мировоззренческих функций науки, занятия наукой постепенно становятся самостоятельной сферой человеческой деятельности.
#67. Сциентизм и антисциентизм как культурно- мировоззренческие позиции
Научно-техническая революция второй половины XX века вызвала надежды на то, что с помощью новых научных дисциплин и новой техники будут разрешены проблемы и противоречия человеческой жизни. Такие умонастроения получили название “сциентических” и “техницистских”. С научно-технической точки зрения изучение новейших концепций информационного общества представляет большой позитивный интерес. Общими чертами социально-философских позиций остаются техницизм и культ информационного разума.
Реакцией на сциентистские утопии является усиление антитехницистской волны. Развенчивание иллюзий сциентистского оптимизма вызывает к жизни “антиутопии”.
В ХХ веке создано множество антиутопий. В этом жанре работали писатели:
Г. Уэллс, А. Франк, Дж. Лондон, Р. Бредбери, братья Стругацкие, М. Замятин, О. Хаксли и др.
В их произведениях отображены резко критические образы техно-будущего, где наука и техника совершенны и подавлены свобода и индивидуальность.
Создатели антиутопий вместе с сциентистами исходят из идей всевластия науки и техники. При этом нельзя игнорировать роль антиутопий как специфического предостережения человечества: смотрите, что может произойти, если не контролировать развитие науки и техники, если не учитывать потребности человека, его духовно-нравственные цели и ценности.
#65. Наука и производство.
Наука как деятельность по производству знаний всегда была некоторым компонентом в жизни общества и испытывала на себе влияние потребностей этого общества, мировоззрение и т. д. При этом она по разному организовывалась (разные соц. институты), и она по разному осознавалась ее участниками с точки зрения цели и задач.
Одна из самых общих связей науки с общественной системой в целом – взаимоотношения науки пр-ва. Само взаимоотношение науки происходит когда производственная практика накапливает много эмпирических знаний и необходимо их обобщить. Однако в доиндустриальный период истории большая часть производственной деятельности людей строилась на эмпирических знаниях и не требовала научных знаний, соответственно потребности общества в развитии науки были ограничены.
Все это было обусловлено тем, что технический базис доиндустриального общества консервативен по природе. Отношения между наукой и пр-вом складываются в индустриальном обществе. Любая машина – овеществленное знание и машинное пр-во – это такая основа общ-ва, которая быстро изменяется, а экономические потребности его обуславливают.
Становление индустриального общ-ва – это важный этап. В этот период потребности научного развития становятся главным стимулом для развития науки. Она начинает становиться производственной силой общ-ва. Этот процесс приобретает новые черты в ХХ веке.
В пр-во вовлекаются такие объекты, которые вообще не даны чел-у эмпирически (радиоэлектроника), и наука становится источником новой технологии и отраслей пр-ва. Это разумеется приводит к существенным изменениям в науке как сфере деятельности. В эту сферу вовлекается все большее кол-во людей, резко возрастают ассигнования и складываются новые организационные формы связи науки и пр-ва. Количественный рост науки выражается и в росте объемов научной информации, в особенности в прикладных сферах.
#63. Социальные функции науки.
Соц. функции науки исторически изменяются и развиваются, как и сама наука. Развитие соц. функций представляет собой важную сторону самой науки. Современная наука кардинально отличается от той науки, кот. существовала полстолетия назад. Изменился ее характер взаимодействия с обществом.
В совр. науке и ее взаимодействии с различными сферами жизни общ-ва выделяют 3 группы, выполняемых ею социальных функций:
Культурно-мировоззренческие функции. (Период кризиса феодализма, зарождения буржуазных общественных отношений и формирование капитализма – эпоха Возрождения и новое время). Влияние на данном этапе обнаруживалось в сфере мировоззрения, во время борьбы теологии и науки.
Функции науки, как непосредственно производительной силы. (Эпоха Средневековья). Теология завоевала место верховной инстанции. В сфере зарождавшейся науки остались проблемы частного “земного” характера.
Функции науки, как социальной силы – научные знания и методы все шире используются при решении разных проблем, возникающих в ходе развития общества. Коперниковским переворотом наука оспорила у теологии право монопольно определять формирование мировоззрения. Это стало первым актом в процессе проникновения научного знания и научного мышления в структуру деятельности человека и общества; именно здесь обнаружились первые признаки выхода науки в социальную проблематику. В этом историч. порядке функции возникали и расширялись.
Что касается функций науки, как непосредственно производительной силы, то сегодня эти ф., представляются не только наиболее очевидными, но и первейшими, изначальными, с учетом беспрецедентных масштабов и темпов современного НТП.
#34. Противоречивость бытия. Роль противоречий в процессах изменения и развития.
Диалектическое противоречие – процесс взаимодействия противоположностей. Противоположности – особый тип различия между объектами, при котором они как бы взаимоисключают или отрицают друг друга. Вместе с тем противоположностями называют и сами взаимоисключающие объекты и их свойства. Наличие противоположностей обнаруживается на всех стадиях познания. При этом противоположности могут взаимодействовать между собой прямо и опосредованно.
Действительность противоречива, поскольку в ней объективно существуют противоречия. Классическая диалектика утверждала, что именно противоречия являются источником развития познания. Это положение относительно верно. Внутренние противоречия действительно могут быть источниками развития. Но это не единственный источник изменения. Сам процесс изменений всегда противоречив, ибо объект одновременно пребывает и изменяется.
#35. Отрицание и преемственность в развитии.
Отрицание (введено Гегелем) обозначает смену ступени развития другой. Раскрыть понятие отрицания значит показать, как связаны между собой предшествующие и последующие стадии в некотором ряду изменений.
Эта связь противоречива, т.к. ни одна стадия не сохраняется вечно. В смене одной стадии другой есть момент разрушения, а с другой стороны – момент преемственности, ибо последняя стадия вырастает из предшествующей и включает в себя