Организация вексельного обращения в коммерческом банке

в действие По­ло­же­ния о по­ряд­ке фор­ми­ро­ва­ния фон­да обя­за­тель­ных ре­зер­вов ком­мер­че­ских банков”. Таким образом часть средств, при­вле­чен­ных бан­ком от про­да­жи век­се­лей, под­ле­жит обя­за­тель­но­му де­по­ни­ро­ва­нию в Бан­ке Рос­сии. Еже­квар­таль­но банк дол­жен пред­став­лять в терри­то­ри­аль­ные управ­ле­ния Централь­но­го Бан­ка РФ по мес­ту на­хо­ж­де­ния корреспондентского сче­та ин­фор­ма­цию о выпущен­ных век­се­лях, а так­же об уча­стии бан­ка в серий­ных или ре­гу­ляр­ных вы­пус­ках векселей эми­тен­тов-не­бан­ков, в ко­то­рых он вы­сту­па­ет гаран­том ли­бо в ви­де ава­ля, ли­бо вексель­но­го по­сред­ни­че­ст­ва.

4.5. Пример организации вексельного обращения в АКБ “Спиритбанк”

Коммерческий банк “Спиритбанк” г.Тулы выпустил в обращение с сентября 1994 г. простой вексель КБ “Спиртибанк”. Основной целью данного мероприятия является помощь предприятиям региона в осуществлении взаиморасчетов (см. рис. 1).

Вексель АКБ “Спиритбанк” - это безусловное письменное обязательство банка заплатить указанную в векселе денежную сумму в указанный срок (или ранее). Вексель выдается банком на любую сумму на следующие сроки: 3 дня; 1, 2, 3 недели; 1, 2, 3 месяца. Вексель КБ “Спиритбанк” может быть использован в качестве надежного платежного средства, альтернативного деньгам, при расчетах покупателей с поставщиками за отгруженную продукцию и оказанные услуги. Удобство использования векселя заключается в том, что с его помощью можно производить платежи при отсутствии денежных средств на расчетном счете предприятия.

Стать первым держателем векселя АКБ “Спиритбанк” можно двумя способами:

  • купить вексель в АКБ “Спиритбанк”. При этом банк предоставляет скидку в зависимости от срока векселя;

  • получить в АКБ “Спиритбанк” вексельный кредит, процентная ставка по которому ниже, чем по обыкновенному (см. рис. 2).

Вексельный кредит может быть выдан только организации, являющейся юридическим лицом, зарегистрированным на территории Российской Федерации или на территории иного государства, использующего рубль в качестве официальной денежной единицы.

Вексельный кредит может представляться предприятиям для расчетов за товары и услуги в рамках действующего законодательства, регулирующего использование векселей. Основанием для выдачи вексельного кредита является вексельный кредитный договор. Для рассмотрения вопроса о выдаче вексельного кредита клиент представляет в банк письменную заявку на имя Председателя Правления, баланс за последний отчетный период с приложениями и отметкой налоговой инспекции, а также учредительные документы (для предприятий, не являющихся клиентами банка).

Кредитный отдел дает заключение о возможности выдачи вексельного кредита на основании представленных документов.

Решение о выдаче и условиях вексельного кредита принимает Председатель Правления банка или его заместитель.

В случае положительного решения Правления о выдаче вексельного кредита отдел ценных бумаг оформляет кредитный договор. Договор визируется начальником кредитного отдела, главным юрисконсультом, начальником отдела ценных бумаг и подписывается Председателей Правления или его заместителем. Кредитный отдел оформляет документы по обеспечению кредита. Отдел ценных бумаг выдает кредит заемщику в виде набора срочных векселей банка на сумму кредита, знакомит заемщика с условиями обращения векселей и порядком заполнения передаточных надписей.

Отдел ценных бумаг АКБ “Спиритбанк” осуществляет следующие операции по исполнению кредитного договора:

  • хранит документы, связанные с заключением и исполнением вексельного кредитного договора, погашением кредита;

  • открывает заемщику ссудный счет, осуществляет бухгалтерские проводки, связанные с исполнением вексельного кредитного договора, производит начисление процентов, в том числе по просроченному кредиту;

  • осуществляет прием, проверку подлинности и учет векселей, выданных по вексельному договору.

Бланки векселей АКБ “Спиритбанк” выпущены на Гознаке и не уступают по защищенности от подделки наличным деньгам. Учет выданных и оплаченных векселей, а также факты передачи векселя от владельца регистрируются в банке.

Передача прав по векселю (оплата товаров и услуг с помощью векселя) осуществляется заполнением передаточной надписи на оборотной стороне векселя. Передаточная надпись включает подписи ответственных лиц, скрепленные круглыми печатями предприятий.

Держатель векселя может не дожидаться даты платежа по векселю, а предъявить его к оплате в банк досрочно. В этом случае банк оплачивает указанную в векселе сумму за вычетом дисконта в день предъявления (или в следующий рабочий день) путем перечисления денежных средств на расчетный счет предъявителя. Величина дисконта устанавливается банком в зависимости от срока, оставшегося до даты платежа, указанной в векселе.

Величина дисконта при досрочной покупке векселя, как и величина скидки при продаже векселя определяется по формуле 3.6 исходя из утвержденной процентной ставки, которая в случае расчета процента дисконта при досрочной покупке векселей не должна быть меньше средневзвешенной процентной ставки размещения средств банка

, (4.1)

где d0 – дисконт при досрочной покупке векселя, %;

i0 – утвержденная ставка процента для расчета дисконта при покупке векселя, %;

Т - срок, оставшийся до даты платежа, указанной в векселе, дней;

К - расчетная длительность года, дней;

Sj – размер размещенных средств, рублей;

ij – процентная ставка по размещенным средствам, %,

а в случае расчета процента скидки при продаже векселя не должна быть больше средневзвешенной процентной ставки для привлеченных средств

, (4.2)

где d1 – скидка при продаже векселя, %;

i1 – утвержденная ставка процента для расчета скидки при продаже векселя, %;

Т - срок векселя, дней;

К - расчетная длительность года, дней;

Sj – размер привлеченных средств, рублей;

ij – процентная ставка по привлеченным средствам, %.

При расчете величины скидок при продаже и дисконта при досрочной покупке принимается во внимание, что рентабельность операций банка с векселями должна быть сопоставима с рентабельностью всех банковских операций.

Рассчитанные по данной методике значения скидки при продаже и дисконта при досрочной покупке векселей АКБ “Спиритбанк” по состоянию на конец сентября 1998 года приведены в табл. 1.

Таблица 1

Размер скидок при покупке и дисконта при досрочном учете простых векселей АКБ “Спиритбанк” на 1 октября 1998 года

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ истории развития вексельного обращения в России, его юридического обеспечения и экономической роли в современных условиях, проведенный в данной работе, позволяет сделать следующие выводы:

  1. вексельное обращение в России стало реальностью. “Новый” вексель успел пройти определенный эволюционный путь от своей финансово-банковской формы к виду, обеспеченному товарными сделками;

  2. интерес к векселю в России в настоящее время диктуется прежде всего законодательными и налоговыми особенностями его обращения — сочетанием свойств платежного средства и ценной бумаги;

  3. как платежное средство вексель позволяет ускорять расчеты по сделкам, заменяя сегодня чек;

  4. применение векселей в качестве срочного депозитного сертификата получило широкое распространение и превратило банковские векселя (прежде всего валютные) в высоколиквидные ценные бумаги. Дополнительное преимущество векселя - отсутствие требования регистрации. Однако, необходимо отметить, что вексель в виде аналога депозитных сертификатов носит ростовщический, искусственный характер, имея под собой только финансовую основу;

  5. вексель является эффективным инструментом коммерческого кредита и товарных сделок. Подобная форма кредита выгодна и банку, и его клиенту. В силу того, что деньги остаются в банке, происходит уменьшение процентных ставок по кредиту;

  6. вексель активно используется банками в качестве залога. В этом случае кредитование ведется со специального ссудного счета, называемого онкольным.

С другой стороны, процесс налаживания вексельного обращения в условиях экономического кризиса в России встречает в настоящее время массу препятствий.

Неровная, с перебоями работа кредитно-денежного механизма в стране отчасти объясняется отсутствием на фондовом рынке широкого спектра платежных средств — “заменителей денег”, в том числе и товарных векселей. Внедрение векселя как платежного средства на Российском рынке зависит от решения ряда проблем, важнейшими из которых являются:

  1. незаинтересованность предприятий и фирм в разрешении кризиса неплатежей с помощью векселей (ввиду нехватки средств и боязни руководства предприятий упустить контроль за финансовыми потоками предприятия);

  2. нежелание банков работать с товарными векселями третьих лиц;

  3. отсутствие опыта бухгалтерского учета операций с векселями на предприятиях и в банках;

  4. отсутствие четких нотариальных указаний по фиксации актов неакцепта и неплатежа по векселю и трудности в протесте против неплатежа по векселю;

  5. неотработанные процедуры досрочного погашения и взаимозачета векселей.

При этом необходимо отметить, что развитие вексельного оборота невозможно без участия в этом процессе государства. Прежде всего это касается рефинансирования коммерческих банков.

Первый шаг в этом направлении сделал Центральный Банк России, приняв “Временные основные положения по переучету векселей предприятий Банком России”. В соответствии с ними внедряются новые формы рефинансирования коммерческих банков за счет покупки (переучета) Центральным Банком векселей предприятий. При этом большое внимание уделяется обеспеченности векселей реальными товарными сделками. Существенно, что определенная часть переучетного кредита будет уходить на пополнение оборотных средств предприятий-эмитентов векселей.

Таким образом, на современном этапе развития вексельного обращения в России главным является создание такого правового обеспечения, которое, с одной стороны, обеспечит безусловность взыскания вексельного долга, а с другой, — возможность как можно более широкого применения векселя, как одного из самых популярных и эффективных инструментов финансового рынка.

Список использованных источников

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации

  2. Конвенция, имеющая целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях (Заключена в Женеве 07.06.30, вступила в силу для СССР 25.11.36)

  3. Конвенция о гербовом сборе в отношении переводных и простых векселей (Заключена в Женеве 07.06.30, вступила в силу для СССР 25.11.36)

  4. Конвенция о единообразном законе о переводном и простом векселе (Заключена в Женеве 07.06.30, вступила в силу для СССР 25.11.36)

  5. Постановление ЦИК и СНК СССР от 07.08.37 года № 104/1341 “Положение о переводном и простом векселе”

  6. Постановление Совмина СССР от 14.02.78 № 122 “О порядке подписания внешнеторговых сделок”

  7. Инструкция Внешторгбанка СССР от 25.12.85 № 1 (ред. от 13.02.92) “О порядке совершения банковских операций по международным расчетам”

  8. Инструкция о порядке совершенствования нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР (Глава XVI “Совершение протестов векселей, предъявление чеков к платежу и удостоверение неоплаты чеков”) от 06.01.87 (Приказ министра юстиции РСФСР № 01/16-01)

  9. Постановление Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 24.06.91 № 1451 1 “О применении векселя в хозяйственном обороте РСФСР”

  10. Письмо Центрального Банка Российской Федерации от 09.09.91 № 14-3/30 “О банковских операциях с векселями”

  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.91 № 78 “Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР”

  12. Письмо Центрального Банка Российской Федерации от 19.04.93 и Государственной Таможенной Комиссии Российской Федерации от 14.04.93 №№ 13, 01-20/3371 “Положение о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте уполномоченными банками” (с изменениями от 13.10.93)

  13. Указ Президента Российской Федерации от 19.10.93 № 1662 “Об улучшении расчетов в хозяйстве и повышении ответственности за их своевременное проведение”

  14. Письмо Центрального Банка Российской Федерации от 28.10.93 № 01-17/692 “О реализации указа от 19 октября 1993 года № 1662 “Об улучшении расчетов в хозяйстве и повышении ответственности за их своевременное проведение”

  15. Указ Президента Российской Федерации от 24.12.93 № 2281 “О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы”

  16. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.04.94 № 321 “О выпуске казначейских векселей 1994 года Министерством финансов Российской Федерации”

  17. Указ Президента Российской Федерации от 23.05.94 № 1005 “О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве”

  18. Письмо Госналогслужбы Российской Федерации от 09.06.94 № 01-05-12/278 “О налогообложении прибыли юридических лиц при операциях с векселями”

  19. Указ Президента Российской Федерации от 09.08.94 № 1666 “О внесении дополнения в Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. № 1005”

  20. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.08.94 № 907 “О проведении на территориях субъектов Российской Федерации взаимных зачетов задолженностей предприятий”

  21. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.09.94 № 1094 “Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения”

  22. Постановление Пленума Верховного Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.09.94 № 36 “О проверке в порядке надзора законности и обоснованности решений арбитражных судов, вступивших в законную силу, от 25.01.94 по делу № 45-150К Московского Городского Арбитражного Суда”

  23. Письмо Центрального Банка Российской Федерации от 04.10.94 № 183-94 “О временных основных положениях по переучету векселей предприятий банком России”

  24. Письмо Центрального Банка Российской Федерации от 07.10.94 № 116 “О Женевских вексельных конвенциях 1930 года”

  25. Письмо Верховного Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.10.94 № 03-47 “О некоторых вопросах, связанных с использованием векселей при проведении расчетов”

  26. Письмо Минфина Российской Федерации от 31.10.94 № 142 “О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах предприятиями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги”

  27. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.11.94 № 1220 “О мерах по оздоровлению финансового положения предприятий и организаций агропромышленного комплекса”

  28. Письмо Госналогслужбы Российской Федерации от 21.12.94 № НИ-4-17/118н “О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах между предприятиями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги”

  29. Письмо Центрального Банка Российской Федерации от 23.02.95 № 26 “Об операциях коммерческих банков с векселями и изменениях в порядке бухгалтерского учета банковских операций с векселями”

  30. Письмо Госналогслужбы Российской Федерации от 24.02.95 № ВЗ-4-15/7Н “Об обеспечении своевременного поступления денежных средств в государственные внебюджетные социальные фонды”

  31. Письмо Госналогслужбы РФ от 30 августа 1996 года № ВГ-6-13/616 “По отдельным вопросам учета и отчетности для целей налогообложения”;

  32. Телеграмма Центрального Банка РФ от 5 июля 1996 года № 99-96 “О бездокументарных векселях”

  33. Указание Центрального Банка Российской Федерации от 11.12.97 № 62-У “О внесении изменений и дополнений в “Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации” № 61 от 18 июня 1997 года”

  34. Захарьин В.Р. Все о векселе. Практика применения. Учет. Налоги. Нормативное обеспечение. — М.: Издательство “ДИС”, 1998.

  35. Балашова Ю.В., Казакова Н.А. Составление и применения векселя в торговом обороте. — М.: Менатеп-Информ, 1992.

  36. Банковский портфель — М.: “Соминтек”, т.1, 1994.

  37. Банковский портфель — М.: “Соминтек”, т.2, 1994.

  38. Банковское дело /Бабичев М.Ю., Бабичева Ю.А., Трохова О.В. и др.: Под ред. Ю.А. Бабичевой. — М.: Экономика, 1994.

  39. Банковское дело /Под ред. Лаврушина О.И. — М.: Банковский и биржевой научно-консультационный центр, 1992.

  40. Беляков М.М. Вексель как важнейшее платежное средство. — М.: Трансферт, 1992.

  41. Бизнес на рынке ценных бумаг. Российский вариант. Справочно-практическое пособие /Коланьков В.В., Коланьков А.В., Грабарник В.Е. — М.: Граникор, 1992.

  42. Бухвальд Б. Техника банковского дела. Справочная книга и руководство к изучению банковских и биржевых операций. Пер. с нем. А.Ф. Каган-Шабшай. — М.: ДИС, 1993.

  43. Василишин Э.А. Банковские операции с ценными бумагами. //Журнал для акционеров. — 1995, № 2.

  44. Вексель и вексельное обращение в России. Сборник. Сост. А.В.Волохов, Д.А.Равкин. — М.: Учебный центр “Банкцентр”, 1994.

  45. Вексельное обращение //Деловой мир. — 1994, № 22.

  46. Жалнинский Б.С., Труняев А.С. Проблема учета векселей коммерческими банками //Рынок ценных бумаг. — 1994, № 9.

  47. Жуков Е.В. Развитие рынка ценных бумаг в Российской Федерации //Финансы. —1993, № 11.

  48. Иванов Д.Л. Вексель. — М.: Консалтбанкир, 1993.

  49. Как повысить доходность банковских векселей? //Рынок ценных бумаг. — 1994, № 1.

  50. Коваль Л.С. Операции с векселями //Экономика и жизнь. — 1993, № 35.

  51. Кредиты. Инвестиции. — М.: Приор, 1994.

  52. Новоселова Л.И. Вексель: проблемы правового регулирования и практического использования //Экономика и жизнь. — 1995, № 7.

  53. Об осуществлении расчетов с помощью векселей. — М.: Инкомбанк, 1994.

  54. Павкин К. Простой финансовый вексель. // Экономика и жизнь. — 1994, № 2.

  55. Павлодский Е. Вексельное законодательство России. //Право и экономика. — 1994, №1.

  56. Соколинская Н.Е. Банковский аудит. — М.: Перспектива, 1994.

  57. Тараканова Л.А., Горина С.А. Бухгалтерский учет в банке. — М.: Приор, 1994.

  58. Топориков А. Переводной вексель как средство взаиморасчетов между предприятиями //Экономика и жизнь. — 1993, № 34.

  59. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции. — М.: Деловая Россия, 1993.

  60. Черкасов В.И. Численные расчеты при учете векселей //Рынок ценных бумаг. — 1994, № 16.

  61. Ческидов Б.М. Формирование систем вексельных взаиморасчетов //Финансы. — 1994, № 11.

  62. Четыркин Е.М., Васильева Н.Е. Финансово-экономические расчеты: Справочное пособие. — М.: Финансы и статистика, 1990.







Содержание

Содержание 2

1. Анализ современного положения в области правового регулирования применения векселя в России. 3

2. Бухгалтерский учет операций с векселями в банке 11

3. Бухгалтерский учет на предприятиях операций, связанных с обращением векселей 12

4. Налогообложение операций с векселями 13

4.1. Налог на добавленную стоимость 13

4.2. Налог на прибыль 14

4.3. Налог на операции с ценными бумагами 14

5. Перечень основных нормативных документов, регулирующих вексельное обращение в России 15


1. Анализ современного положения в области правового регулирования применения векселя в России.

Восстановление вексельного обращения в стране, где забыли о существовании этого рыночного инструмента, не может не сталкиваться с огромными трудностями организационного, правового и даже психологического характера. Навыки работы с векселем утрачены. Почти нереальным кажется сейчас существование в дореволюционное время и в период нэпа в России обширной правовой и экономической литературы, посвященной роли векселя в хозяйственной жизни, проблемам вексельного права. Поколения экономистов и юристов учились по пособиям, отводившим характеристике векселя пару страниц.

До 1991 года основным нормативным актом, регулирующим работу с векселем, являлось Положение о переводном и простом векселе, введенное в действие постановлением ЦИК и СНК СССР № 104/1341 от 7 августа 1937 года в связи с присоединением СССР к Женевской конвенции, устанавливающей единообразный закон о переводном и простом векселе. Но поскольку во внутреннем обороте в связи с запрещением товарного кредитования вексель не использовался, данный акт предназначался исключительно для обслуживания международных расчетов.

В 1991 году действие Положения на территории России было подтверждено постановлением Президиума верховного Совета РСФСР от 24 июня 1991 года № 1451-1 “О применении векселя в хозяйственном обороте РСФСР”. Это постановление разрешало предприятиям, организациям и учреждениям использовать вексель для оформления сделок по товарным кредитам внутри страны.

Весной 1994 года появилась и начала законодательно оформляться идея выпуска казначейских векселей. По этому поводу было выпущено постановление правительства от 14.04.94 № 321 “О выпуске казначейских векселей 1994 года Министерством финансов Российской Федерации”. Позднее эта идея трансформировалась в идею выпуска казначейских обязательств.

Еще одним шагом на пути восстановления и унификации вексельного обращения явился Указ Президента РФ от 23.05.94 № 1005, в соответствии с которым предполагалось введение векселей единого образца.

В настоящее время основным нормативным актом, регулирующим работу с векселем в Российской Федерации, является Федеральный Закон от 11 марта 1997 года № 48-ФЗ “О переводном и простом векселе”, базирующийся на положениях Женевской Конвенции от 7 июня 1930 года, устанавливающей Единообразный закон о переводном и простом векселях.

Кроме него применение векселя регулируют следующие нормативные акты:

  • Гражданский Кодекс Российской Федерации;

  • Указ президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года № 1005 “О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве”;

  • Указ президента Российской Федерации от 26 сентября 1994 года № 1094 “Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения”;

  • Указ президента Российской Федерации от 9 августа 1994 года № 907 “О проведении на территории Российской Федерации взаимных зачетов задолженностей предприятий”;

  • Письмо Минфина РФ от 31 октября 1994 года № 142 “О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах организациями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги” (в ред. Письма Минфина РФ от 16 июля 1996 года № 62);

  • Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР (Утверждена приказом Министра юстиции РСФСР от 6 января 1987 года № 01/16-01);

  • Письмо Минфина РФ от 17 августа 1995 года № 90 “Об условиях выпуска векселей Министерства Финансов Российской Федерации для восстановления коммерческим банкам собственных кредитных ресурсов взамен погашенных с их корреспондентских счетов централизованных кредитов процентов по ним Центральному Банку Российской Федерации без уплаты средств заемщиками”;

  • Письмо Госналогслужбы РФ от 30 августа 1996 года № ВГ-6-13/616 “По отдельным вопросам учета и отчетности для целей налогообложения”;

  • Телеграмма Центрального Банка РФ от 5 июля 1996 года № 99-96 “О бездокументарных векселях”.

Федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков является Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации (ФКЦБ). Она создана в соответствии с Федеральным Законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг” и Указом Президента Российской Федерации от 01 июня 1996 года, подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации, является коллегиальным органом и состоит из 6 человек. Члены ФКЦБ назначаются и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

Комиссия разрабатывает основные направления развития фондового рынка, координирует деятельность государственных органов по вопросам его регулирования, устанавливает требования к проспектам эмиссии и операциям с ценными бумагами, лицензирует различные виды профессиональной деятельности на рынке. В функции ФКЦБ входит контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации.

К сожалению, законотворческая деятельность, направленная на организацию и регулирование вексельного обращения, сопровождается досадными коллизиями. Так статьей 4 Закона на векселе предусмотрено, что переводной и простой вексель должен быть составлен только на бумаге (бумажном носителе). Вместе с тем Постановлением Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации от 21 марта 1996 года № 5 “Об утверждении положения об обращении бездокументарных простых векселей на основе учета прав их держателей, положения о сертификации операторов системы обращения бездокументарных простых векселей, стандарта деятельности участников системы обращения бездокументарных простых векселей” вводилось понятие и стандарт “бездокументарного векселя”, то есть векселя, исполненного не на бумажном носителе, а в электронном виде. При этом для придания постановлению вида законного нормативного акта в преамбуле постановления была сделана ссылка на то, что возможность существования бездокументарных векселей вытекает из требований Указа Президента Российской Федерации от 4 ноября 1994 года № 2063 “О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации” и в соответствии с частью второй статьи 4 Федерального закона от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”. В качестве цели введения таких векселей было провозглашено разрешение проблемы взаимных неплатежей между субъектами предпринимательской деятельности.

При этом нормативные документы, на которые делались ссылки, не цитировались, а ссылка на Указ не была конкретизирована. Тем не менее, в Указе ни слова не сказано о бездокументарных ценных бумагах, но говорится лишь о правах ФКЦБ (в том числе и о праве ФКЦБ разрабатывать стандарты ценных бумаг), а часть вторая статьи 4 Закона № 52-ФЗ говорит лишь о том, что нормативные акты, изданные до введения в действие части первой ГК РФ, продолжают действовать до принятия соответствующих законов. Статья 149 ГК РФ предусматривает возможность существования бездокументарных ценных бумаг, в том числе и ордерных (разновидностью которых является вексель), но оговаривают эту возможность действием закона. Таким образом, налицо было явное смещение понятий — до введения первой части ГК РФ закона и указа Президента о бездокументарных ценных бумагах принято не было, а право ФКЦБ устанавливать стандарты таких бумаг уже было ограничено статьей 149 ГК РФ.

Первым в ситуации разобрался Центральный банк РФ. Уже 5 июля 1996 года телеграммой № 99-96 ЦБ РФ сообщил, что постановление ФКЦБ противоречит Единообразному закону и запретил кредитным учреждениям обязываться по бездокументарным векселям и совершать с ними какие-либо действия.

Тем не менее, официально постановление ФКЦБ не отменено.

Далее, статьей 2 Закона о векселе определен круг лиц, которые могут использовать векселя. К их числу относятся граждане и юридические лица Российской Федерации. Для самой Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, городских, сельских, поселковых и других муниципальных образований предусмотрено ограничение, заключающееся в том, что они имеют право обязываться по вексель только в случаях, специально предусмотренных федеральным законом. При этом не имеется в виду конкретный закон, но единственно требованиями Положения о переводном и простом векселе пользоваться нельзя. По состоянию на начало 1998 года в развитие данной статьи федеральных законов не принималось.

Следовательно, если одним из одним из перечисленных субъектов хозяйственных отношений предъявляется в качестве платежного средства вексель, датированный позднее 21 марта 1997 года (даты официального вступления в силу Закона о векселе), данная операция должна однозначно расцениваться как незаконная.

Ряд статей Женевской Конвенции от 7 июня 1930 года предусматривает прямую обязанность национальных законодателей развития положений Единообразного закона. Эти положения касаются в частности несостоятельности плательщика и векселедателя как условия, при котором возможно обращение иска против обязанных лиц. Вместе с тем в вексельном праве РФ понятие несостоятельности не определено. В связи с этим возникает вопрос: считается вексельное право в стране действующим и не противоречащим Единообразному закону, если в национальном законодательстве не отражены позиции, обязательные к отражению в соответствии со статьями 10 и 17 приложения № 2 Женевской Конвенции.

Еще один пробел в законодательстве связан с взиманием гербового сбора с векселей. Одновременно с Женевской Конвенцией, устанавливающей Единообразный закон о переводном и простом векселях, в Женеве в тот же день, 7 июня 1930 года, была принята Конвенция о гербовом сборе в отношении переводных и простых векселей, статья 1 которой предусматривает, что страны, присоединившиеся к Конвенции о переводном и простом векселе, обязаны изменить свои законы в том смысле, что действенность обязательств, взятых на себя по переводному и простому векселю, или осуществление вытекающих из них прав, не может быть обусловлена соблюдением постановлений о гербовом сборе. То есть, действительность векселя не должна ставиться в зависимость от того, уплачен гербовый сбор или нет. В российском законодательстве такое уточнение не вносилось. Более того, пунктом 3 Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 июня 1991 года № 1451-1 (ныне отмененного) предписывалось взимание гербового сбора по операциям с векселями в размерах, установленных Постановлением Совмина РСФСР от 8 февраля 1991 года № 87 “О ставках гербового сбора по операциям с ценными бумагами”. Это дало основание некоторым исследователям проблем вексельного обращения считать уплату гербового сбора необходимым атрибутом действительности векселей. С точки зрения формального чтения отдельно взятых положений это заключение являлось само собой разумеющимся. Но требование уплаты гербового сбора, по существу, явилось мертворожденным. Дело в том, что упомянутое постановление № 87 относилось к эмитируемым ценным бумагам, а вексель является ордерной. Причем основная проблема не в наименовании, а в экономическом содержании понятий — номинальная сумма эмиссии, являющаяся базой для обложения гербовым сбором, и вексельная сумма совсем не одно и то же. Кроме того, уже 12 декабря 1991 года был принят Закон РФ № 2023-1 “О налоге на операции с ценными бумагами”, который фактически прекратил действие постановления № 87. При принятии Закона о векселе положения постановления № 1451-1 были отменены (в том числе и в отношении гербового сбора), но требования статьи 1 упомянутой Конвенции все-таки выполнены не были. Таким образом, возникает вопрос о действительности существования всех обращающихся векселей. Разумеется, причина чисто формальная, но эта причина может быть применена в качестве повода для ухода от ответственности не только российскими векселедателями, но и векселедателями других государств, присоединившихся к Женевским конвенциям.

Таким образом, состояние российского вексельного права не позволяет сделать вывод о полном соответствии этой сферы законодательства нормам международного права. Большинство отступлений носят малосущественный характер, но, действуя в совокупности, они могут послужить поводом для ограничения действия векселей на территории государства.

2. Бухгалтерский учет операций с векселями в банке

В соответствии с письмом Центрального банка России от 23 февраля 1995 года № 26 “Об операциях коммерческих банков с векселями и изменениях в порядке бухгалтерского учета банковских операций с векселями” коммерческие банки при выдаче (выпуске) собственных векселей и проведении прочих операций с векселями руководствуются Единообразным законом о переводном и простом векселе, являющимся приложением № 1 к Женевской конвенции, устанавливающей Закон о переводном и простом векселях, к которой Союз Советских Социалистических Республик присоединился 25 ноября 1936 года, общими нормами гражданского законодательства Российской Федерации, а также законами и иными нормативными актами Российской Федерации, регулирующими денежно-кредитные отношения.

Операции по выдаче (выпуску), приобретению, отчуждению и авалированию векселей, содержащих обязательство по выплате иностранной валюты, осуществляются в порядке, предусмотренном валютным законодательством Российской Федерации.

Собственные векселя банков включаются в расчет суммы обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России, в порядке, установленном письмом Центрального банка Российской Федерации от 15 февраля 1994