Вопросы и ответы по философии
собой ради других. И чем значительнее личность, тем развитее ее экзистенциалы, тем больше она оказывает влияние на окружающих ее людей, социокультурную среду.Разумеется, эти общие представления о смысле жизни должны трансформироваться в смысл жизни каждого отдельного человека, обусловленный объективными обстоятельствами и его индивидуальными качествами.
Конечность человеческого бытия – естественный закон природы. Что не имеет смерти, не имеет и рождения. Боязнь смерти приближает смерть. Эпикур призывал не бояться смерти: если человек живет, то смерти нет, если смерть наступила, то его уже нет. А Спиноза советовал лучше думать о жизни, чем о смерти. В качестве компенсации за страх перед смертью придумано немало мифологем: перевоплощение души (буддизм), бессмертие души (христианство).
Реальное, немифологическое бессмертие состоит в том, что человек умирает физически, но не умирает социально, духовно. Он остается в своих делах, творчестве, памяти людей.
#47. Традиции и новации в развитии науки. Научные революции.
В истории естествознания три типа структур:
классическое естествознание (его завершение конец ХIX - начало ХХв.);
неклассическое естествознание (конец ХIX – первая половина ХХв);
неклассическое естествознание современного типа.
На первом этапе основной установкой при обосновании научных знаний о природе была идея абсолютной суверенности познающего разума, которая как бы со стороны познавая мир, раскрывает в явлениях природы их истинную сущность. Считалось, что объективность и предметность знания достигается когда из описания и объяснения исключается все что относится к субъекту, средствам и процедурам ее познавательной деятельности. Идеалом познания было построение окончательной, абсолютно истинной картины природы.
На втором этапе обнаруживается кризис этих установок и осуществляется переход к новому типу фил. оснований. Переход характеризуется отказом от прямолинейного онтологизма и пониманием относительной истинности картины природы. Осмысливаются взаимосвязи между онтологическими связями науки и характеристиками метода, посредством которого осваиваются объекты.
На третьем этапе, становление которого охватывает эпоху современной НТР складываются новые структуры фил. оснований естествознания. Они характеризуются осмыслением исторической изменчивости не только онтологий, но и самих идеалов и норм научного познания, видением науки в контексте соц. условий ее бытия и ее соц. последствий, обоснование необходимости включения ценностных факторов при объяснении и описании ряда сложных системных объектов (теоретическое описание экологических процессов, глобальное моделирование, обсуждение проблем генной инженерии и т. д.).
Переход от одной структуры фил. оснований к другой означает пересмотр ранее сложившегося образа науки. Этот переход всегда является глобальной научной революцией. Ленинский анализ революции в естествознании конца ХIХ – начала ХХ века уделял внимание проблеме фил. оснований естествознания.
Ленин видел в этой революции (начало перехода от классического естествознания к современному) не только ломку естественнонаучной картины мира, и определенную трансформацию методов исследования, но и коренную перестройку фил. оснований естествознания.
Особая позиция движения научного знания это концепция НТР и НР (Маркс и академик Кедров) в ней НР рассматриваются как многосторонне обусловленные, но связанные с изменением самого предмета исследований.
А) коперниканская; б) колетовская; в) открытие микромира; г) изменение отношения науки к технике и др.
#69. Личность и общество. Проблема свободы и ответственности личности.
Человек – существо родовое. И как отдельный представитель рода, он остается индивидом. Человек как индивид характеризуется такими общими (родовыми) свойствами, как целостность морфологической и психофизиологической организации, активность, устойчивость во взаимодействии со средой. Понятие “индивид” – это первая ступень к понятию человека как личности; реальный индивид является началом, основанием для формирования личности.
Второй ступенью здесь является понятие “индивидуальность”. Человек как индивидуальность кроме общих признаков обладает и специфическими чертами, которые позволяют отличить его от других членов рода. К таким специфическим признакам относят психологические особенности человека, его отношение к средствам производства, характер его деятельности, политическую ориентацию, положение в обществе и т.п.
Социальную структуру личности (по Г.Смирнову) можно представить следующей схемой:
Проблема отчуждения личности. Развитие личности невозможно без преодоления всех ее форм отчуждения от общества.
Отчуждение – это социальный процесс, в ходе которого деятельность человека вместе с ее результатами превращается в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему.
Отчуждение – это в определенной мере фетишизация результатов деятельности человека. Отчужденный человек становится рабом произведенных им вещей, рабом собственности и денег. По сути он превращается в орудие чужих целей. Из его собственной деятельности выхолащивается ее творческое содержание.
Основные причины отчуждения:
частная собственность на орудия и средства производства;
научно-технический прогресс (новые технологии, роботизация и компьютеризация производства);
всевластие бюрократии;
социальное неравенство и эксплуатация;
абсолютизация духовных сил человека.
“Снять” отчуждение можно только в таком обществе, де в полной мере осуществляются все права и свободы личности: право на труд и свободу выбора профессии; право на образование и медицинское обслуживание и свободу выбора их форм; право на жилье и нормальную среду обитания; право на свободу мысли, совести, убеждений; право на участии в принятии и реализации решений в сфере производства, политики, культуры и т.д.; право свободно избирать и быть избранным в различные органы политической власти; право свободно участвовать в митингах, демонстрациях, собраниях и т.п.
Свобода личности. Волюнтаризм и фатализм. В истории общества есть различное понимание термина “свобода”. П.Гольбах, например, полагал, что свободы в принципе не существует: “Свобода воли есть химера”, - писал он. Л.Бюхнер считал, что свобода – это свобода человека со связанными руками, это свобода птицы в клетке. Для Екатерины Великой свобода соответствует ситуации, когда никто не может заставить делать человека то, чего он не хочет. С точки зрения Н.Бердяева, свобода есть творчество человека, “созидание ранее небывшего”.
Свобода – это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение или совершить поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками: он основан на осознании им объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего его мира.
#53. Общество и природа. #54. Экологическая проблема в современном мире и концепции ее решения.
Человечество –группы народов, развивающиеся вне взаимодействия м/у собой. Человечество становится единым целым в ходе отношений, в эпоху открытия мирового рынка. С ростом производства взаимоотношения м/у группами резко возрастает со 2 половины ХХ в. возникают глобальные проблемы общественного развития – это процессы, кот. повсеместные, охватывают все чел-во; от решения этих проблем зависит существование чел-ва; решение требует усилий боль-ва чел-ва.
Угрозы: Экологические катастрофы; Деградация чел-ва; Мировая война. Необходимое условие жизни об-ва – взаимодействие об-ва и природы. Человек – биологический вид и ему необходимы привычные условия обитания. Производство – воздействие на природу, как предмет труда, при этом на ранних этапах истории особенности природной среды влияли на форму деятельности и этапы развития общ-ва.
В дальнейшем зависимость соц. развития от природной среды ослабевает и нарастает изменения природной среды чел-ом, на основе изменений типов хоз-ва, на росте пр-ва.
Три этапа взаимодействия общ-ва и природы:
Древнейший (охота и собирательство);
Допромышленный (возникновение ремесла и переход к земледелию, изменения локального характера);
Индустриальный (возникновение пр-ва, промышленности, выход продуктов составляет 1% от сырья).
Вторая половина XX века – новый этап воздействия, угроза экологической катастрофы.
Осмысление этой проблемы произошло в 1972 г. До этого она существовала, но не воспринималась всерьез. Д. Медоуз провел работу по прогнозированию развития чел-ва на 30-40-50 лет вперед. Обнаружил взаимосвязь пр-ва – чел-ка – природы, предложил теорию нулевого роста, что вызвало массовые волнения (“римский клуб”).
Экология. - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддежания динам равновесия системы “общество-природа”.
Осмысление ситуации породило “зеленых”. Требуются глубокие изменения в пр-ве, технологии пр-ва и в стратегии развития чел-ва Возможно развитие индустриальных стран станет несовместимо с возможностью развития чел-ва. Сл-но, необходима регуляция отношений общ-ва и природы и пр-ва, которая бы обеспечивала решение осн. соц.-эконом. проблем и сохранение среды обитания.
Полной программы решения этой проблемы не существует, но очевидно, что это решение потребует серьезных изменений в морали, системе ценностей и в сознании чел-ва.
При условии преодоления экологического кризиса чел-во должно будет осуществить переход (Вернадский) от биосфер к ноосфере - эта сфера разумной жизни где действует разум, взаимодействует общ-во и природа под его контролем. В отдаленном будущем возможно воспроизводство многих условий существования чел-ва (атмосфера и т. д.).
Бионика – воспроизведение форм организации характерных живой природе и ее формам.
Народонаселение. Глобальный фактор жизни общ-ва – рост населения в мировом масштабе, это феномен ХХ века. Переход запада к капитализму сопровождался переходом к более низкой рождаемости и низкой смерти. Этот переход является демографической революцией. Вторая половина ХХ века эта революция охватила страны Азии, Африки и Латинской Америки и здесь она превратилась в скачкообразный рост (из-за снижения смертности и постоянной цифре рождаемости). Подобный рост создает новые соц.-эконом. проблемы и обостряет старые:
продовольственная;
занятости и трудоустройства
Некоторые страны мира проводят политику сдерживания роста населения.
Майтос – рост чел-ва регулируется войной и прочими бедствиями – самая бездарная теория, оправдывает все эпидемии и колонизация Австралии англичанами. Ни одна демографическая политка не имеет ничего общего с майтовской теорией.
“Дети - цветы жизни на могилах их родителей” – это естественная сущность жизни чел-ва.
#50. Научная теория как форма знания. Основные функции теории.
Объектом научной теории являются некоторые закономерные связи действительности. Теория как мысленная конструкция не просто познает эти связи, но и организует их в сис-му. При этом обычно содержит определенные методы истолкования изучаемой области и предсказания поведения объектов (объяснение). Они формируются в различные классификации. Сформулированная теория не остается неизменной, она трансформируется как под влиянием эмпирического материала, так и открытия информации, содержащейся в ней самой в скрытом виде. Теории:
1)формализация;
Этот прием заключается в построении абстрактно-матем. моделей. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). (Широко применяется в матем., логике, соврем. лингвистике.
2)аксиоматический;
Сначала задается набор исходных положений не требующих доказательств. Потом – вывод из них. Совокупность исходных аксиом и выводов из них образует аксиоматически построенную теорию.(“Начала” Евклида.) Развитие аксиом. метода привело к построению формализованных аксиом. систем. С помощью его создается абстрактная знаковая модель, кот. интерпретируется на различных системах объектов. 1931г. К.Гедель доказал теорему о принципиальной неполноте достаточно развитых формальных систем. Нельзя всю математику представить как единую аксиом. систему, что, однако, не исключает аксиоматизацию ее отдельных разделов.
3)гипотетико-дедуктивный (зарождение и проверка новых гипотез).
Развитое теоретическое знание строится не “снизу” за счет индуктивных обобщений научных фактов, а развертывается как бы “сверху” по отношению к эмпирическим данным. Метод построения знания состоит в том, что сначала создается гипотетическая конструкция, кот. дедуктивно развертывается, образуя систему гипотез, затем система подвергается опытной проверке, в ходе кот. она уточняется и конкретизируется. В этом и закл. сущность гипотетико-дедуктивного развертывания теории.
#61 Мораль и ее роль в жизни общества.
Мораль (лат. мoralis – относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам); нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; предмет специального изучения этики ( философ. энциклопед. словарь).
Исторически:
Платон: мораль не возникает из практической деятельности людей, она есть результат того, что наша душа сохранила воспоминания об абсолютных моральных понятиях, которые существуют вне этого мира.
Кант: связывал основание морали с некоторыми априорными свойствами человеческой души.
Просветители: (особенно франц. материалисты) пытались найти основу морали в неизменной природе человека. Истинная человеческая мораль – есть мораль эгоизма; ицель общественного воспитания в том, чтобы сделать эгоизм разумным.
Общая черта : все вышеуказанное основывается на представлении о неизменности морали. Этот взгляд противоречит реальной истории человечества.
Объективно:
Мораль принадлежит к числу основных типов нормативной регуляции действий человека, таких как: право, обычаи традиции и др., пересекается с ними и в то же время существенно отличается от них. Если в праве и организационных регуляциях предписания формулируются, утверждаются и проводятся в жизнь специальными учреждениями, то требования нравственности (как и обычаи) формируются в самой практике(!) общественного поведения, взаимного общения людей и являются отображением жизненно-практического и исторического опыта(!) непосредственно в коллективных и индивидуальных представлениях, чувствах и воле. Будучи продуктом общества, моральное сознание изменялось (!) вместе с обществом (историчность морали).
Мораль и при своем возникновении и при своем развитии была формой некоторого группового сознания, действующего в рамках данного племени, данного государства, данного сословия или класса. Мораль отражает целостную систему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе то или иное понимание сущности общества, истории, человека и его бытия. Надо отметить, что вообще в морали, в отличие от обычая, должное и фактически принятое совпадает далеко не всегда и не полностью. В реальной истории нормы общечеловеческой нравственности никогда не исполнялись целиком, безоговорочно, во всех случаях без исключения. Мораль , как правило, содержит разные оценки по отношению к людям своей группы и других: “ Что позволено Юпитеру, то не позволено быку”.
Историческое развитие морали связано и со становлением элементов общечеловеческого сознания и понимания единства всех людей. В этом развитии прослеживается явная тенденция: чем выше стадия исторического развития, тем большие требования предъявляются к духовному миру человека.
#48. Постпозитивистские концепции развития науки. К. Поппер.
Постпозитивизм – направление, возникшее в 60-70 гг. нашего века. П. Ставит перед собой задачу выявить формы и методы, позволяющие раскрыть историческую динамику развивающегося научного знания.
Сложность взаимодействия теоретического и эмпирического знания привела к тому, что после кризиса позитивистской программы (наука – обобщение данных) возникло несколько концепций, пытающихся объяснить движение научного знания. Постпозитивисты (К.Поппер, Т.Кун, П. Фейербенд и др.) сформулировали вывод о том, что логика науки может быть только теорией ее развития. В отличие от позитивистов рассматривали философию как органическую часть науки.
К.Поппер – вообще отвергает эмпирико-индуктивистскую идеологию неопозитивизма, считая ее натуралистической. Аргументы:
логическая невозможность “чистого наблюдения” в