Подводники тихоокеанцы в боях с противником (1941-1945 г.)
наших баз и сложные метеоусловия не позволили систематически вести корабельную разведку. Фактически к порту Эсуторо корабли подходили дважды и конечно при таком подходе к делу серьезной информации не получить. То что не смогли сделать самолеты и корабли, подводники выполнили успешно. “Они (подводники) хорошо справились с задачами по ведению разведки на подступах к южному Сахалину и острову Хоккайдо”. — Это цитата из официальной истории Краснознаменного Тихоокеанского Флота.15 августа “подводный десантник” А.И.Леонов начал действовать, в 21час.20минут первый бросок десанта вышел из Советской Гавани на Торо. В 05.00 16числа отряд подошел к месту высадки и в течении 10минут все 140человек оказались на берегу. Их встретил редкий огонь резервистов и десант смело пошел вперед, захватывая один за другим поселки и городки на пути к Эсуторо. Однако встретив сопротивление у городка Яма Сигай Леонов остановил пехотинцев и стал ждать, когда против двух японских рот соберутся целиком 2батальона (365 БМП и 2 бн 113 СБР), которые уже находились на суше. Утром 17числа подводник снова повел морпехов в бой, причем едва не погиб, его заслонил своим телом от пуль старшина Дамащин. В 10.30 17августа наши части заняли Эсуторо. Теперь предстоял десант в порт Маока, у которого бомбили Щ-119. Командиром высадки и командиром отряда корабельной поддержки снова назначен геройский комбриг А.И.Леонов. Здесь предстоял более серьезный бой за высадку, в военно-морскую базу, поэтому Щ-119 патрулировала подходы с моря, чтобы предотвратить подвоз подкреплений. С подводной лодки Щ-118 (ст.лейт.В.А.Востриков) в ночь с 17 на 18 августа высадили разведгруппу из 5человек в 15км южнее порта. Разведчики высадились незаметно, но уронили в воду рацию и подмочили батареи. Фактически они дождались высадки нашего десанта и присоединились к нему. 20 августа в 7.30 в сплошном тумане СКР “Зарница” вошел в порт, причем японцы пытались помочь швартовке, приняв корабли за свои. Возможно основная подводная специальность “подводного десантника” привела к повышенной осторожности при командовании отрядом надводных кораблей и они в тумане простояли перед Чаока с 6.05 до 7.30, пока не нащупали вход в гавань, этот случай при производстве десантной операции во время войны аналогов не имеет. Но потом бравый капитан смело вступил в бой. Японцы, опомнившись, оказали серьезное сопротивление, но к 14 часам город был взят.. Уже на другой день 21августа в Маока перешел дивизион лодок типа Щ.
23 августа из Маока в Отомари и вышел десант в составе сводной бригады морпехоты, который дошел до Отомари из за сложных условий погоды только в 6.00 25августа. Порт занят без сопротивления. Плохая погода серьезно спутала все планы и пришлось из Советской Гавани в Отомари доставлять топливо и машинное масло для надводных кораблей на подводных лодках (вероятно без Леонова и здесь не обошлось, т.к. само по себе решение необычно, сопротивления противник не оказывал, а один надводный корабль мог доставить больше топлива чем две подлодки}. Этот снабженческий рейс совершили М-1 (ст.лейт.Л.П.Носенков) и М-5 (кап.-лейт. П.П.Пивоваров). На этом участие подводных лодок в операции по освобождению Южного Сахалина закончилось. На очереди стояла высадка на Курильские острова.
Основной целью был остров — крепость Шумшу. его укрепления отличались особой мощностью, достаточно сказать, что некоторые сооружения располагались на глубине ... 50 метров.
Операцию проводили силами Камчатского оборонительного района т.к. мыс Лопатка на Камчатке отделен от Шумшу 12км проливом — первым Курильским. План разрабатывался штабом КОР, морским консультантом командующего генерал-майора А.Р.Гнечко являлся начальник штаба 3-го отдельного дивизиона Подлодок капитан 3 ранга В. С. Денисов. Командовал Петропавловской военно-морской базой бывший командир подводной лодки капитан 1 ранга Д. Г. Пономарев. Возможно поэтому лодки приняли активное участие в операции. В полном составе задействован 5 дивизион 1 бригады ПЛ, Л7, 8. 9. 10. II, 12 (XI серии), базировавшийся на Петропавловск-Камчатский. Командовал дивизионом капитан 3 ранга И. И. Гаркуша. Еще до начала операции за пределы минных полей к воротам Авачинской бухты вышла Щ-105, (кап.Зр. Е.И.Зоткин). Она несла дальний корабельный дозор. 17 августа в 5 часов из Петропавловска вышли корабли десанта, в том числе лодка Л-8. Она под командой капитана 3ранга В.В.Судейко, имея на борту комдива, шла в район предстоящей высадки в первый Курильский пролив, между мысами Кокутан-сан и Котомаои-сан, прикрывая переход кораблей и неся ночной дозор. Позднее она перешла в четвертый Курильский пролив, прикрывая высадку с моря с задачей воспрепятствовать отходу японских судов с севера на юг и переброске сил в обратном направлении. Бои на о.Шумшу шли с перерывами до 23августа, отличаясь особой ожесточенностью и кровопролитием, все это время субмарины “стояли дозором”. За выполнение боевой задачи оба капитана 3ранга на Л-8 получили по ордену Отечественной Войны 1степени, а командир Щ-115 только второй степени, хотя они одинаково не видели противника.
Надо отметить еще одну десантную операцию с участием подводников. Если на Сахалине подводник командовал надводными кораблями, то в Китае уже воздушным десантом. Пытаясь как можно быстрее занять все крупные города Китая, вероятно до подхода туда гоминдановских частей, организовали в штабе флота ряд воздушных десантов, одним из которых поручено командовать командиру 2отдельного дивизиона ПЛ Владимиро-Ольгинской ВМБ Герою Советского Союза А.В.Трипольскому. 24августа из Владивостока на ДС-32 отряд был доставлен на морской аэродром Суходолье, а оттуда 135человек на 10самолетах перелетели в Порт Артур, где благополучно приземлились прямо в гавани. Трипольский принял капитуляцию гарнизона, кроме всего прочего в базе захвачено 2 сторожевых корабля, впоследствии названных “Ветер” и “Штиль”. Наиболее активно и результативно и по своему прямому назначению подводные лодки действовали в районе японского побережья у острова Хоккайдо, достаточно сказать, что из 6торпедных атак, выполненных в августе 1945, пять совершено именно там. Однако информация об этих действиях отличается особенной противоречивостью, поэтому некоторые моменты описания действий субмарин будут носить предположительный характер...
Патрулирование лодок происходило за пределами разграничительной линии ответственности. Сейчас в нашей печати признано, что в военных кругах летом 1945г. обсуждался вопрос о высадке на о.Хоккайдо. Фактически уже полным ходом шла подготовительная деятельность. В районе порта Румой на позиции развернуты лодки Л-19 (кап. 3ранга А.С.Кононенко) и Л-12 (кап.-лейт. П.3.Щелганцев) 2-го и 5-го дивизионов 1бригады подводных лодок “Ленинцы” посланы потому, что они считались самыми современными и мощными на Дальнем Востоке. Строившиеся для ТОФ “Катюши” из-за начавшейся войны остались на Севере и Балтике, а “Сталинцев” было всего два (С-52 и С-53) и они находились во Владивостоке.
К походу на Хоккайдо корабли готовились экстренно. Так Л-12 стояла в ремонте в доке, ее срочно ввели в строй за 8дней вместо 25по плану. Следовательно в море она вышла самое раннее 17августа, но вероятнее позднее, т.к. ее нужно было подготовить к боевому походу. Направилась она к порту Румой, как и Л-19, занявшая позицию 19августа. Задача — разведка и действия против судоходства. Выбор Л-12 наверняка не случаен, хватало лодок и не требующих ремонта. Скорее всего, поскольку 5дивизион первой бригады базировался на Петропавловск и участвовал в Курильской операции, корабли этого соединения чаще плавали в районе предстоящих действий и командиры имели еще предвоенный опыт, изучив район патрулирования Хоккайдо. Л-19 кроме всего прочего удерживала первое место по флоту за торпедные стрельбы и ее послали в самый перспективный район.
Одновременно, примерно 18августа, две подводные лодки Л-11 (кап.3р. К.В.Барбитов) и Л-18 {кап.3 р.В.П.Цветко) получили задание высадить демонстрационный десант на западное побережье о.Хоккайдо в районе все того же порта Румои. Официальная задача десанта — заставить противника отказаться от переброски сил с о.Хоккайдо на Южный Сахалин. Возглавлял переход командир 2дивизиона 1 БПЛ капитан 2ранга В.И.Савич-Демьянюк, на каждую лодку принято по 60бойцов, две 45мм пушки, боезапас и 10суточный запас продовольствия. Шли лодки из Владивостока, чтобы сохранить боеспособность бойцов, комдив приказал в ночное время “выгуливать” десантников по палубе, группами по 12человек. Во время перехода было получено сообщение об атаке одной из наших лодок японской субмариной (Л-19 в 10.38 19.8.45). Когда лодки прошли половину пути операция была отменена “в связи с изменением общей обстановки. Лодки проследовало в Маоку куда подошли 20августа преодолев семибальный шторм. Отряд с Л-11 сошел на берег и усилил оборону опорных у пунктов, а Л-18 ушла в базу не разгруженная.
Л-12 прибыла на позицию у Румоя на рассвете вероятнее всего 20-21 августа, а Л-19 расположилась севернее, ближе к проливу Лаперуза (Сойя). Капитан-лейтенант Щелганцев приступил к разведке, выявлению минных полей, средств навигационного обеспечения плавания и т. д. Видимость был; очень хорошая, штиль, с наступлением ночи лодка всплыла и вела разведку в позиционном положении, заряжала аккумуляторы, подходя то ближе к берегу, то удаляясь мористее. Еще в сумраке командир Л-12 заметил огни приближающегося транспорта, на берегу тоже (или уже) не соблюдали режим светомаскировки. Щелганцев оценил водоизмещение цели при мерно в 10000 тонн и начал выход в атаку. 22августа в 5.18 с расстояния 5-6 кабельтовых лодка выпустила 3торпеды веером, это произошло около островка Чнчешири в 40милях о.Румои. Взрыва не последовало, субмарина всплыла, приготовилась к артиллерийскому бою и бросилась в погоню. Вероятно лодка обстреляла транспорт, может быть, но маловероятно что и он ответил из бортового оружия. По крайней мере в советских источниках утверждается, что транспорт был вооруженный, а японцы пишут, об обстреле его артиллерией подлодки. Не совсем ясно, почему погоня длилась так долго, вероятно Щелганцев не хотел больше тратить ценных торпед, тем более в начале крейсерства, а боевой опыт у комендоров отсутствовал и они не попадали в цель. Как бы то ни было, но вторая атака проведена только через 6часов. В 11.42 лодка подошла примерно на 3кабельтовых и дала еще 3-х торпедный залп, средняя торпеда попала и транспорт взорвался, разломился пополам и пошел на дно. По японским данным так погиб транспорт “Тайте Мару” 5950б.р.т. шедший из Кореи с беженцами на борту, погибло 553 человека, место гибели в 6милях от Румои.
Позже в тот же день лодка встретила шедший зигзагом транспорт в охранении сторожевого корабля и 6катеров, груз вероятно был очень ценен, судя по охранению, возможно доставлялась военная техника в район боев. Л-12 начала сближение с целью, но в самый последний момент, перед пуском торпед на лодку посыпались глубинные бомбы. Вероятно, катера засекли субмарину по шуму винтов. Хотя сбросили всего пять бомб, они взорвались весьма точно, на лодке погас свет, началось поступление воды в корпус она сразу ушла на глубину 40метров, до 22часов акустик слышал наверху присутствие катеров, которые искали лодку. При таком .повороте событий на повторную атаку подводники не решились.
Данная версия происходящих событий в какой-то мере объясняет те противоречия, которые содержаться в других источниках. На другой день получена радиограмма о прекращении боевых действий. Сам командир лодки, его командир дивизиона капитан 3ранга И.И.Гаркуша, адмирал С.Е.Захаров пишут о потоплении вооруженного транспорта, идущего с подкреплениями на Сахалин, причем в последней работе приводится водоизмещение потопленного транспорта — 5950б.р.т, что абсолютно совпадает с водоизмещением “Тайто-Мару” по японским данным. Кстати, когда Л-12 вернулась во Владивосток, ее встретил комфлота адмирал Юмашев и поздравил с потоплением транспорта типа “Куба-Мару”. Поэтому не совсем понятно, почему в работах известного историка советского подводного флота В.И.Дмитриева появилось утверждение, что в атаке потоплен фрегат №75. Вероятно это связано с тем, что в действительности “Тайто-Мару” не вез оружие на Сахалин, а имея на борту беженцев из Кореи, спешил к берегам Японии, погибло их более полутысячи, а фактически война у же кончилась и Квантунская Армия третий день складывала оружие, по совокупности всех этих факторов победу особо героической не назовешь. Тем не менее в японском флоте существовал корабль береговой обороны №75. Последнее упоминание о нем относиться к августу 1945г. В дальнейшем этот корабль не числится ни среди затопленных после капитуляции, ни среди переданных союзниками. Скорее всего он действительно погиб в августе 1945, но вряд ли от торпед Л-12.
Подводная лодка Л-19 прибыла в отведенный район раньше Л-12 и занимала позицию севернее. Так же как в случае с Л-12 информация о действиях Л-19 не отличается полнотой. Достаточно сказать, что лодка уничтожила один и повредила другой транспорты в одном бою в 22.00 22августа. а из текста книги А.И.Емельянова, следует, что эти атаки проводились разновременно вечером 22 и 23августа. По нашему мнению действия Л-19 могли происходить следующим образом. Заняв позицию 19августа 1945г. лодка приступила к ведению разведки для предстоящего десанта, в 10.38 ее атаковала японская лодка и Л-19 отошла мористее. 22августа примерно в 22часа лодка атаковала и торпедировала у мыса Нашино-торо (южнее Румои) транспорт “Тетсуго Мару” и получила вскоре приказ следовать к проливу Лаперуза (Сойя) и форсировать его, т.е. перейти в Охотское море. По дороге капитан 3ранга Кононенко встретил конвой шедший в Румой и потопил из его состава грузовое судно примерно в 8000брт. В 19.00 23августа (а не 25, как указывается в ряде источников) лодка передала свою последнюю радиограмму “Приступаю к форсированию минного поля” и замолчала навсегда, вероятно погибнув на мине. Таким образом Л-19 стала последней субмариной погибшей во второй мировой войне и единственным крупным кораблем, потерянным ТОФ за время войны с Японией.
Остался без ответа главный вопрос, по какой причине лодка получила приказ срочно форсировать сильно заминированный и прикрытый силами ПЛО пролив и почему его не отменили 23числа, когда поступило сообщение о прекращении военных действий.
В последнем издании официальной истории Краснознаменного Тихоокеанского флота говориться, что авиаразведка обнаружила у о.Хоккайдо крупные корабли противника и это вызвало перемещение туда Л-19, как корабля с хорошо подготовленным экипажем. Аргумент этот довольно слабый, корабли не приближались к нашим берегам, авиаразведка их отслеживала и в случае необходимости мог быть быстро нанесен удар всей мощью авиации ТОФ и армейских ВВС, т.к. бои на суше практически прекратились. Эти корабли (если они существовали) не могли представлять угрозу десантному отряду, т.к. высадка на Хоккайдо была отложена и лодки Л-11 и Л-18 с десантом, развернуты обратно и пришли в Маоку. На наш взгляд единственной причиной, объясняющей снятие с боевой позиции успешно действующей лодки и срочная отправка ее через минированный пролив, может быть одна. Лодка шла на помощь, причем не экипажу сбитого самолета, а только терпящей бедствие субмарине. В подтверждение данной версии могут быть приведены следующие факты. Наверняка позиции подлодок перед десантом планируемым в ближайшее время, нарезались вдоль всего побережья острова, а не только у порта Румои. Лодки их занимающие тоже вели операции против судоходства. По японским данным 22августа в 9.57 подводной лодкой обстрелян и потоплен транспорт “Дайто-Мару № 49”. Это произошло около побережья Хоккайдо в Охотском