Внешнеэкономическая деятельность РФ
подсолнечное масло, на 25 - на кофе, на 20 - на сливочное масло, на 7 - на рыбу и кожаную обувь, на 4 % - на цитрусовые.Цены на мясо в течение большей части 1999 г. были более низкими, чем в конце 1998 г., и лишь в декабре 1999 г. поднялись, составив 109 % к уровню годовой давности. На 3 % подорожал чай, на 6 - пшеница, на 50 % - мясо птицы.
Экспорт сырой нефти в 1999г. (134,5 млн. тонн на сумму 14,1 млрд. дол.) сократился на 2 % по физическому объему, но вырос на 37,4 % в стоимостном измерении. В какой-то степени рост экспорта сдерживался обязательствами России по участию в скоординированном сокращении поставок нефти на мировой рынок, решение о котором было принято странами ОПЕК совместно с независимыми производителями энергоресурсов 23 марта 1999 г. в Гааге. Сказались и административные ограничения, введенные во втором полугодии 1999 г. Правительством РФ в связи с возникновением дефицита нефтепродуктов на отечественном рынке. Но в общем объем экспорта российской нефти остается весьма далеким от размеров, которых он достигал до начала экономических реформ. Добыча нефти сократилась более чем на 40 % в 1990-1995 гг. и с тех пор находится примерно на одном уровне, экспорт нефти с середины 90-х годов чуть подрос, но до этого - с 1990 г. - он сократился на 35 %.
Как по физическому объему, так и по стоимости уменьшился (соответственно на 32 и 33 %) экспорт автомобильного бензина, нехватка которого в стране привела в середине 1999г. к так называемому «бензиновому кризису». На 8 % сократился объем экспортных поставок дизельного топлива, но их стоимость увеличилась на 11 %. Экспорт мазута возрос как по объему (на 3 %), так и по стоимости (на 36 %). /9, c. 6/.
Примерно таковы же и масштабы изменений, которые произошли в экспорте этих товаров в страны дальнего зарубежья. А вот поставки сырой нефти в страны СНГ сократились и в натуральных показателях (на 3 %), и по стоимости (на 14 %). С оплатой этих поставок все время возникают проблемы - при том что среднегодовая цена нефти при экспорте в эти страны остается более низкой, чем при экспорте в прочие государства (в 1999 г. 68 дол. за тонну против 111 дол.). По нефтепродуктам такой большой разницы в ценах при поставках в страны той и другой категории не наблюдалось (автомобильный бензин продавался в страны СНГ даже дороже, чем в дальнее зарубежье), и, возможно, поэтому экспорт всех трех основных нефтепродуктов в страны Содружества по физическому объему возрос: бензина - на 30 %, дизельного топлива - на 24, мазута - на 21 %.
Экспорт природного газа (205 млрд. куб. м стоимостью около 11 млрд. дол.) увеличился всего на 1 %. Перспективы расширения этой статьи экспорта связаны с планами осуществления проекта «Голубой поток», имеющего целью увеличить поставки в Турцию. Большой потенциал спроса на газ существует в странах СНГ, но их платежеспособность очень низкая. Правда, в ряде районов и самой России в 1999г. ощущалась нехватка газа. Вообще, для расширения производства и сбыта энергоносителей, потребность в которых должна возрасти в условиях возобновившегося роста экономики, фактически требуются не только новые рынки, но и серьезные инвестиции в развитие производственно-технической базы, запущенной в последние годы. Это касается и угля, экспорт которого в 1999 г. возрос в натуральных показателях на 15 %. /10, c. 17/.
Доля экспорта основных энергоресурсов (как и ряда других товаров) в объеме их производства в России продолжает оставаться на высоком уровне (табл. 3).
Экспорт
черных металлов
и изделий из
них в 1999 г. сократился
на 15 %, чему немало
способствовали
нетарифные
ограничения,
практикуемые
многими западными
странами. В
частности, по
этой причине
в 1999г. был в значительной
части потерян
американский
рынок. Однако
российским
производителям
удалось переориентировать
поставки на
восстанавливающиеся
после кризиса
экономики
Юго-Восточной
Азии, в которых
сейчас находит
себе сбыт почти
половина российского
экспорта черных
металлов.
Из цветных металлов экспорт алюминия возрос на 11,5 % и меди - на 15 %, продажи никеля незначительно сократились. Прогнозируемое увеличение общемирового потребления этих металлов в 2000г. вместе с начавшимся расширением производства (особенно военного) в нашей стране создает хорошие стимулы для наращивания размеров их выпуска и продаж.
Использовав благоприятную конъюнктуру на мировых рынках и фактор девальвации, предприятия лесной и целлюлозно-бумажной промышленности в 1999г. существенно расширили экспорт (в расчете по физическому объему) лесоматериалов необработанных (на 38 %) и обработанных (на 15 %), целлюлозы (на 31 %), бумаги газетной (на 10 %). Продолжает расширяться экспорт минеральных удобрений, тоже порой наталкивающийся на нетарифные барьеры, применяемые некоторыми странами для защиты своих рынков;
растет экспорт некоторых других химических товаров.
В рамках укрупненной товарной классификации положение выглядит следующим образом. Удельный вес основных энергоносителей в экспорте увеличился с 40,2 % в 1998 г. до 42,4 % в 1999г., основных металлов (черные металлы, медь, никель, алюминий) - понизился соответственно с 16,9 до 15,1 %. В 1999 г. вновь уменьшился экспорт машин и оборудования: на этот раз — на 4 % (в 1998г. - на 6 %) по стоимости, а доля их во всем экспорте России понизилась с 11,3 до 10,8 %. В торговле со странами СНГ она сократилась особенно сильно – на 22 % (в 1998 г. - на 12 %). Минеральные продукты составляли в 1999г. 40 % всего российского экспорта в страны дальнего зарубежья и 51 % - в страны СНГ, тогда как машины и оборудование - соответственно лишь 9 и 20 %. /11, c. 7/.
Среди импортируемых товаров по темпам роста в 1999 г. выделяются зерновые (увеличение в 2,5 раза), в том числе пшеница (в 4,1 раза) и кукуруза (в 7,5 раза). Высокие темпы роста их импорта в значительной мере связаны с поступлением части этих товаров в Россию в рамках американской программы сельскохозяйственной помощи, предусматривающей прямые бесплатные поставки на сумму в 625 млн. дол. и предоставление целевого льготного кредита на закупку американских товаров еще на 400 млн. дол. В конце прошлого года российское правительство просило США выделить на 2000 г. еще один крупный «пакет» такой помощи, который должен включать 1 млн. т продовольственной пшеницы, 1,5 млн. т фуражного зерна, 1,5 млн. т кукурузы, 500 тыс. т соевых бобов и т. д. Пока США выразили готовность предоставить России в порядке гуманитарной помощи только 300 тыс. т продовольственной пшеницы, 200 тыс. т готовых продовольственных товаров и 20 тыс. т семян (соглашение об этом уже подписано). Остальную часть необходимой продукции России предложено закупить на условиях льготного долгосрочного кредита.
Доля в импорте машин и оборудования понизилась, причем преимущественно из-за сокращения ввоза из стран дальнего зарубежья, на 38 % (импорт из стран СНГ уменьшился на 27 %).
МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ, КАК ГЛАВНАЯ ФОРМА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ.
Внешняя торговля России в середине 90-х
В 90-е годы торгово-экономическое сотрудничество России успешно развивалось и в целом характеризовалось устойчивым ежегодным ростом его объемов. Однако азиатский финансово-экономический кризис, в результате которого существенно упали цены на основные товары российского экспорта, прежде всего энергоносители, а также кризис российской финансовой системы в августе 1998 г. ухудшили эти показатели.
В 1999 г. по оценке министра торговли РФ М.Е. Фрадкова, высказанной им на заседании коллегии Минторга РФ в конце февраля 2000 г., развитие внешнеэкономических связей России происходило в достаточно сложных условиях и характеризовалось противоречивыми тенденциями. Оно было направлено на стабилизацию социально-экономического положения в стране, поддержку реального сектора экономики, создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей населения.
Поступления от внешнеторговой деятельности (тарифы, НДС, акцизы) составляют около трети налоговых доходов федерального бюджета. Положительное сальдо торгового баланса России составляет порядка 20 % ВВП страны и способствует улучшению структуры ее платежного баланса. /12, c. 23/.
В 1999 г. внешнеторговый оборот России (без учета неорганизованной торговли) составил 103,9 млрд. долларов, что на 11 % ниже показателей 1998 г.
Неблагоприятная для России конъюнктура цен и элементы дезорганизации экспортно-импортных операций, сохранявшиеся и в первом полугодии 1999 г., привели к резкому сокращению внешнеторгового оборота в этот период (на 26 %). Однако в дальнейшем обстановку удалось стабилизировать. Как экспортеры, так и импортеры заработали в нормальном режиме, что в сочетании с начавшимся ростом цен на мировом рынке энергоносителей позволило во втором полугодии 1999 г. перейти к устойчивому росту товарооборота (по сравнению с I полугодием 1999 г. - на 23 %, а со II полугодием 1998 г. - на 7 %).
Основной удельный вес во внешнеторговом обороте России занимают страны ЕС (34 %).
1998 г. стал первым годом реализации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. Сформированы и приступили к работе предусмотренные этим Соглашением двусторонние органы - Совет сотрудничества, Комитет сотрудничества и Комитет парламентского сотрудничества. Было заключено Соглашение о торговле текстильными изделиями, предусматривающее полную отмену количественных ограничений в торговле данным товаром, а также Соглашение о международных стандартах на гуманный отлов диких животных. /13, c. 5/.
На долю государств АТЭС (Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества) и стран Центральной и Восточной Европы приходится соответственно 17 % и 13 %.
В 1999 г. доля государств дальнего зарубежья составила 82 % (1998 г. – 78 %), а доля стран СНГ – 18 % (в 1998 г. – 22 %).
В 1999 г. российский экспорт составил 73,0 млрд. долларов (в стоимостном выражении он увеличился по сравнению с 1998 г. на 0,5 %, а его физический объем - на 10 %).
Произошедшее наращивание физических объемов поставок только частично компенсировало снижение цен на товары российского экспорта, что обусловило увеличение стоимостных объемов экспорта только на 0,5 %, несмотря на то, что во второй половине 1999 г. на мировом рынке сложилась благоприятная конъюнктура по сырьевым товарам, составляющим основу российского экспорта (выросли цены на энергоресурсы и цветные металлы, на целлюлозно-бумажную продукцию и продукцию химической промышленности). /14, c. 80/.
Рост физического объема экспорта оказал позитивное влияние на стабилизацию производства ряда отраслей российской экономики, ориентированных на внешний рынок. Улучшилась ситуация прежде всего в топливно-сырьевых отраслях. На фоне стабилизации доли продукции, отгружаемой на экспорт отраслями ТЭК, заметно усилилась экспортная ориентация лесной, целлюлозно-бумажной промышленности.
В то же время произошло сокращение на 4 % экспортных поставок продукции российского машиностроения (7,8 млрд. долларов). Доля машин, оборудования и транспортных средств в экспорте составила 11 % и сохранилась на уровне 1998 г.
В 1999 г. по сравнению с 1998 г. объемы импорта без учета неорганизованной торговли сократились на 30 % и составили 30,9 млрд. долларов. Его физический объем уменьшился на 13 %. Основным фактором падения объемов российского импорта было продолжающееся сокращение платежеспособного спроса населения и инвестиционных возможностей российских предприятий, а также переориентация импорта на ввоз более дешевых товаров. Цены по импортным закупкам упали на 19 %. В известной степени сокращению импорта способствовало развитие процессов импортозамещения.
Вместе с тем, несмотря на преобладание понижательных тенденций в динамике импорта, с сентября 1999 г. наблюдалось некоторое увеличение его стоимостных объемов, что объясняется, в первую очередь, постепенным восстановлением потребительского и инвестиционного платежеспособного спроса. /15, c. 210/.
Наряду с развитием внешнеторгового комплекса страны правительством особое внимание уделялось либерализации инвестиционного режима в России, созданию благоприятной инвестиционной среды, привлекательной как для отечественного, так и для иностранного капитала.
В соответствии с действующим инвестиционным законодательством иностранные предприниматели имеют возможность осуществлять свою деятельность на условиях национального режима.
В ряде случаев инвесторам предоставляются даже лучшие условия, чем национальным. Так, при создании предприятия не взимаются таможенные пошлины на имущество, ввозимое на территорию России в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями.
Для предприятий с иностранными инвестициями в первые четыре года работы установлен льготный налоговый режим.
Иностранным инвесторам гарантируется репатриация прибыли. Российское земельное законодательство не содержит различий в порядке приобретения и пользования приватизированными участками земли для российских и иностранных инвесторов./16, c. 114/.
Емкость российского рынка, объем природных ресурсов, имеющийся производственный потенциал в условиях ограниченности в настоящее время собственных средств создают взаимную заинтересованность и открывают значительные возможности для осуществления капиталовложений в российскую экономику.
2.2 Стратегическое направление внешнеэкономической политики
Стратегическим
направлением
внешнеэкономической
политики РФ
является дальнейшая
интеграция
России в мировое
экономическое
сообщество
в целях максимального
использования
внешнеэкономических
связей для
реализации
долгосрочной
структурной
перестройки
российской
экономики.
Однако в современной
системе мирохозяйственных
связей Россия
участвует пока
в основном за
счет расширения
торговли товарами,
преимущественно
сырьем и материалами.
Россия слабо
вовлечена
в международную
кооперацию
производства,
торговлю услугами,
международную
миграцию капитала
в форме прямых
инвестиций,
а также в межстрановой
научно-технический
и информационный
обмен. Экономика
России оказалась
зависимой от
экспорта
узкого круга
товаров, прежде
всего топливно-сырьевой
группы, а также
от импорта
многих потребительских
товаров. Степень
ее открытости
на определенном
этапе перестала
соответствовать
внутренним
возможностям
страны, масштабам
и глубине проблем,
стоящих перед
ней.
В этой связи для решения задач по стабилизации роста национальной экономики с учетом тенденций развития мировой экономики и торговли, а также обеспечения равноправной интеграции России в мировую экономику необходимо обеспечить реализацию, следующих основных целей:
- повышение конкурентоспособности российской экономики;
- сохранение позиций России на мировых товарных рынках (сырье, материалы, комплектное оборудование, вооружение и военная техника), а также дальнейшее расширение экспорта готовых изделий и услуг;
обеспечение равноправных условий доступа российских товаров и услуг на мировые рынки при адекватной защите внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции в соответствии со сложившейся практикой международных экономических отношений;
проведение таможенно-тарифной политики, способствующей созданию благоприятных условий для расширения национального производства и повышения его конкурентоспособности, не ухудшающей при этом условий конкуренции на внутреннем рынке;
- сокращение утечки капитала по каналам внешней торговли путем создания более благоприятных экономических условий в России, а также ужесточения контроля за осуществлением экспортно-импортных операций, включая валютный и таможенный контроль, пресечение контрабандного ввоза товаров.
Присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО) позволит более эффективно содействовать развитию экспортных возможностей российских производителей, создаст условия для продвижения на зарубежные рынки отечественных товаров с более высокой степенью переработки, что позволит облагородить структуру российского экспорта, обеспечит улучшение доступа российских товаров и услуг на зарубежные рынки и увеличит степень защищенности отечественных производителей на российском и зарубежном рынках. Сейчас Россия пока находится вне рамок действия согласованного «кодекса поведения» участников мирового внешнеэкономического обмена и не может использовать механизм разрешения споров в рамках ВТО в случаях дискриминации торговых интересов российских производителей. Сегодня это наиболее ярко проявляется применительно к российской сталелитейной и химической продукции.
В настоящее время в основном уже завершен так называемый «информационный этап» этого процесса. Начаты консультации и переговоры на двустороннем и многостороннем уровнях по выработке конкретных условий принятия России в ВТО. В ходе этих переговоров имеется в виду добиться обеспечения таких условий членства России в этой международной организации, которые способствовали бы улучшению торгово-политического режима в целом, учитывали бы интересы российских производителей и экспортеров, а также интересы стран - членов ВТО в плане условий доступа иностранных товаров и услуг на российский рынок.
Присоединение России к ВТО возможно лишь после достижения в ходе переговорного процесса указанного баланса интересов, что в свою очередь зависит не только от российской стороны, но и от позиции наших торговых партнеров.
Установленный в России внешнеторговый режим, либерализован до уровня промышленно развитых стран с устоявшимися рыночными отношениями. Это позволяет создавать на внутреннем, рынке конкурентную среду, обеспечивать его наполнение товарами и услугами, объем которых способен удовлетворить потребности, как производственного сектора, так и населения. В то же время следует отметить, что наши торговые партнеры не всегда готовы открыть свои рынки для российских товаров, применяя ограничительные меры и тем самым нарушая принцип взаимности в торгово-экономических отношениях.
В настоящее время ограничительные меры (главным образом антидемпинговые пошлины и угрозы применения таковых) по отношению к российским товарам используют ЕС и еще 11 стран (США, Канада, Турция, Индия и др.).
В этой связи ведется постоянная работа по устранению искусственных барьеров, сдерживающих экспорт российских товаров, путем урегулирования торговых споров. В частности, в 1998 г. было урегулировано 7 таких споров, в том числе по экспорту титановой губки, кованого титана, капролактама и вольфрама.
2.3. Перспективы развития внешней торговли в период 2000 – 2003
Оценивать перспективы развития отдельных отраслей промышленности России в 2003 году пока еще сложно, но определенные тенденции можно отметить уже сейчас. С учетом необходимости развития всего хозяйства относительно успешно должны развиваться следующие сферы экономики:
- отрасли, связанные со стройиндустрией, если только они перестроят свое производство в соответствии с требованиями спроса и качества;
- фирмы, которые с открытием границ начали спецализироваться на спрос мирового рынка, например, отдельные фирмы по производству специального оборудования, точной механики и оптики.
В 2003 г. можно ожидать умеренного увеличения стоимостных объемов экспорта. Хотя в его структуре по-прежнему будут преобладать топливно-энергетические товары, черные и цветные металлы, лесобумажные товары, химические товары и удобрения. На динамику стоимостных объемов российского импорта будут оказывать влияние развитие процесса импортозамещения, сохранение ориентации на закупки за рубежом более дешевых товаров народного потребления. Острая потребность в модернизации производственной базы российской промышленности будет способствовать увеличению импорта инвестиционного оборудования и технологий.
Объем внешнеторгового оборота (без учета неорганизованной торговли) в 2003 г. оценивается в 107 млрд. долларов (на 3% выше уровня 2002 г.), в том числе со странами дальнего зарубежья - 86 млрд. долларов (на 1 %), со странами СНГ - 21 млрд. долларов (на 9 %).
Объем экспорта России составит 74 млрд. долларов, а объем импорта - 33 млрд. долларов. Оборот «челночной» торговли прогнозируется в размере 11 млрд. долларов. /17, c. 15/.
ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЯХ.
3.1 Россия – Запад
Регионально-географическая структура товарообмена России, его количественные показатели в определенной мере зависят от внешнеэкономических отношений с промышленно развитыми странами. С 1972 г. ФРГ остается крупнейшим торговым партнером бывшего СССР, а теперь–России (это наглядно показано в Таблице 4). Давно замечено, что у стран, между которыми существуют многолетние, крупномасштабные и взаимовыгодные торгово-экономические связи, политические отношения, как правило, также отличаются стабильностью. к таким странам принадлежат Россия и Германия с их мощным экономическим потенциалом, взаимодополняемостью экономик, традиционностью деловых связей и географической близостью. Россия и Германия создали большое число совместных предприятий, в Москве работают около 800 представительств германских фирм, а на территории ФРГ находятся более 100 смешанных обществ (фирм) с российским участием, а также представительства многих государственных и коммерческих организаций России. /18, c. 26/.
Германия – это ведущий поставщик в Россию современных технологий и оборудования, товаров народного потребления, крупнейший кредитор. Ее лидерство обусловлено высоким качеством и разнообразием поставляемых товаров ( автомобили и запчасти к ним, аудио- и видеотехника, бытовая электроника, косметика и парфюмерия, мебель, одежда и обувь, медицинская продукция, продовольствие и т.д.) при сравнительно низких оптовых ценах, территориальной близости, существенно удешевляющей поставку. В свою очередь Россия является для Германии одним из основных поставщиков энергоносителей и целого ряда товаров, необходимых немецкой экономике.
Что касается непосредственно взаимной торговли, то доля Германии в экспорте и импорте России весьма существенна – 8,1 % и 15,7 % соответственно. В тоже время доля России в германском экспорте составляет 1,6 %, а в импорте – 2,2 %. Товарооборот между двумя странами имеет постоянную тенденцию к росту, в основном за счет укрепления экспортных позиций России.
Товарооборот России с Германией составил в 1997 г. 23,9 млрд. немецких марок (+8,1%), а импорт снизился до 10,8 млрд. немецких марок (-5,6%). Такое развитие привело к резкому изменению внешнеторгового сальдо в пользу России (+2,4 млрд немецких марок). В 1998 г. сохранялась тенденция роста российского экспорта.
Структура взаимного товарооборота на протяжении ряда лет остается без особых изменений. В российском экспорте преобладают сырьевые товары (около 60%), основу которых составляют нефть (31%) и природный газ (25,1%). В 1996 г. в Германию было поставлено 23 млн. т российской нефти на 4,08 млрд. немецких марок и 29,6 млрд. куб. м природного газа на 3,4 млрд. немецких марок. При этом увеличение поставок происходило на фоне снижения цен на германском рынке нефти и газа. За первое полугодие 1997 г. в Германию, по предварительным данным, поставлено 10,9 млн. т нефти на сумму 1,8 млрд. немецких марок и 16 млрд. куб. м газа на 1,7 млрд. немецких марок. Как известно, энергетическая программа правительства ФРГ ориентирована на изменение энергобаланса путем уменьшения использования угля, в первую очередь бурого, и сырой нефти для энергоснабжения и увеличения доли природного газа как в промышленности, так и в бытовом секторе, которая должна возрасти к 2003 г. с 18 до 20 %. Увеличение импорта природного газа к 2003 г. (по оценке, до 100 млрд. куб. м) специалисты связывают с возможностью роста его поставок из России. /19, c. 21/.
Значительную долю в российском экспорте в ФРГ составляют полуфабрикаты (30 %), в частности цветные металлы (медь, алюминий, никель), древесина и целлюлоза, удобрения, химтовары и др. Как положительный момент можно отметить рост поставок в Германию готовых изделий, их доля выросла с 8 % до 11 %. Машинно-техническая продукция пока остается незначительной статьей российского экспорта, хотя в 1996 г. отмечено некоторое увеличение ее доли (с 2 % до 2,9 %). Основным препятствием для роста экспорта многих товаров на германский рынок остаются качество, ограниченность ассортимента, отсутствие изделий высокой технологии и недостатки дизайна. С другой стороны, этому мешает ужесточение норм и стандартов, особенно по безопасности и экологичности, принятых в ЕС.
Ведущие позиции в структуре импорта из Германии занимают готовые товары (более 80 %), где основная доля приходится на машинно-техническую продукцию (более 60 % от общего объема импорта). Наибольшие объемы из этой номенклатуры составляют автомобили, электротехнические изделия, станки, вагоны, оборудование для машиностроения, металлургии, энергетики, легкой промышленности, агрокомплекса. В значительных объемах закупаются в Германии ткани, одежда, обувь, фармацевтические и косметические изделия, бытовая химия, искусственные материалы. Весомую долю в импорте (около 18 %) занимает продовольствие, хотя его объемы несколько снизились. Доля сырья и полуфабрикатов в закупках в Германии незначительна.
Таким образом, структура российско-германского товарооборота остается традиционной, что не способствует расширению взаимной торговли. В этой связи все более очевидно, что без поиска новых “ниш” на германском рынке российским участникам ВЭС не обойтись, как не обойтись без новых товаров, особенно высоких технологий, для продвижения на этот рынок.
Есть уверенность, что укрепление политической стабильности в российском обществе и улучшение экономической ситуации изменят к лучшему перспективы для дальнейшего развития торгово-экономических связей с Германией.
Еще одним крупным направлением во внешнеэкономическом сотрудничестве является Великобритания. Рост торгового оборота между Россией и Великобританией в 1994 - 1997 годах с 2,8 млрд. до 5,8 млрд. долларов был связан прежде всего с высокими темпами увеличения российского экспорта. По величине товарооборота России с промышленно развитыми странами Великобритания в 1997 году вышла на второе место после Германии.
В структуре российского экспорта в Великобританию преобладают сырьевые товары, увеличение поставок которых в 1997 году было достигнуто в основном за счет сырой нефти и нефтепродуктов, которые занимают 43,7 % всего российского экспорта в эту страну, а также алмазов ( с 452 млн. долларов в 1996 году до 1271 млн. долларов в 1994 году ).
Существенное увеличение российского экспорта в Великобританию в 1996 году по сравнению с 1995 годом произошло в основном за счет роста поставок цветных металлов и экспорта золота.
Заметное место в экспорте России в Великобританию занимают древесина и изделия из нее, продукты неорганической химии, органические химические соединения, черные металлы. Однако снижается удельный вес машин и оборудования (с 4.1 % в 1995 году до 1.8 % в 1993 году и 0.9 % в 1997 году) главным образом из-за резкого сокращения экспорта промышленных и лабораторных печей. Несколько уменьшились поставки в Великобританию легковых автомобилей, являющихся основной статьей в российском машинно-техническом экспорте в эту страну.
Российский импорт из Великобритании по сравнению с 1994 годом, когда он составлял 724 млн. долл., сократился до 653 млн. долл. в 1996 году. В 1997 году произошло его увеличение до 893 млн. долларов.
Увеличение числа российских участников двусторонней торговли, стремящихся к скорейшему получению прибыли, привело к сущестсвенному росту импорта быстро реализуемых потребительских товаров. Наибольший же