Подводники тихоокеанцы в боях с противником (1941-1945 г.)

зацепиться за мачты “утопленника”, правда быстро оторвалась от него. Наперекор всему корабли прошли 17000миль. 24января С-51 оставив за кормой два океана и девять морей прибыла в Полярное, 8марта подошли С-55 и С-56, 19мая добрались Л-15 и наконец 7июня подошла С-54. На двух последних лодках проведен средний ремонт в Англии с установкой ГАС и РЛС.

“Азиатская эскадра” как в шутку называли североморцы прибывшее пополнение активно участвовала в операциях на коммуникациях и одержала ряд побед.

С-51 выполнила 7боевых походов. 15 июля 1944г. награждена орденом Боевого Красного Знамени.

С-55 погибла в декабре 1943г. в 4-м боевом походе.

С-54 погибла в 5-м боевом походе в конце марта или апреле 1944г.

С-56 совершила 8боевых походов. 31марта она награждена орденом Боевого Красного Знамени, а 23февраля 1945удостоена звания гвардейской.

Л-15 выполнила 7боевых походов.

5 ноября 1944г. Г.И.Щедрин, а 8июля 1945г. И.Ф.Кучеренко удостоены Звания Герой Советского Союза.

По послевоенным данным тихоокеанцы потопили 31 и повредили 7кораблей и судов противника.

Правда далеко не все эти победы подтверждены данными противника.

Уже после войны в 1954 году С-56 под командой капитана2ранга В.Харченко вернулась во Владивосток Северным Морским путем, замкнув кругосветку. В мае 1975 года она установлена как мемориальный корабль во Владивостоке.

Остававшиеся на Тихом океане лодки по прежнему выходили в дозоры, проводили интенсивные учебные плавания в сложных условиях. Не обходилось без аварий. Так 3сентября 1943года при ночных торпедных стрельбах командир Щ-128 неверно оценил дистанцию и на полном ходу ударил в борт Щ-130. Ее командир капитан-лейтенант В.Стеценко успел, видя неизбежность столкновения, еще до удара объявить “Аварийную тревогу” и задраить рубочный люк, уже накрытый волной. Удар оказался столь мощным, что в легком корпусе образовались целые “ворота”, а в прочном пробоина длинной метр и шириной 30см. у 46шпангоута, 5-й отсек почти полностью затопило и лодка спикировав врезалась ;в грунт на 38метровой глубине. корма ушла в ил на 6метров. В аварийном отсеке остались старшина группы трюмных ИванОрлов и старшина 2-й статьи ВасилийНосик. В отсеке удержалась маленькая воздушная подушка в которой держали головы моряки, хотя дышать было очень тяжело, отсек залит водой и соляром из разорванной цистерны и его пары разъедали легкие. Командир корабля перешел в 4-й отсек и перестукивался с Орловым и Носиком. По его приказу моряки десятки раз ныряли в густо маслянистую жидкость, и смогли закрыть клапаны осушения трюма. Когда подошло спасательное судно и на Щ-130 спустились водолазы. стало ясно, что на подъем потребуется около 5часов. Матросы понимали, что столько времени им не выдержать. Тогда по восстановленной телефонной связи Иван Сидорович Орлов подал заявление в партию, которое рассмотрели тут же в соседнем отсеке.

Эта история имеет продолжение, экипаж 128-й попросил перевести его в полном составе на 130-ю, чтобы в кратчайший срок ввести корабль встрой. Обе лодки к 1945г. были в готовности, но боевых походов не выполняли. Экипаж Щ-130 в полном составе переведен на однотипную

Щ-209, Черноморского флота, которой В.В.Стеценко командовал с марта по апрель 1944г., затем до конца войны он командовал Щ-207, побед не имел. Его экипаж на Щ-209 совершил ряд выходов в море. уже под командой капитан-лейтенанта В.И.Суходольского. Война на Черном море шла к концу. стремление отплатить противнику велико, вероятно в все это привело к тому, что лодка потопила 27 и 28июля 1944г. севернее Босфора торпедами и артиллерийским огнем турецкий каботажный пароход “Канарья” и моторно-парусную шхуну “Самой Бахри”. Кстати на Черное море прибывали тихоокеанцы и вместе с лодками. К весне 1944г. встал вопрос о блокаде Крыма с моря, а 60% черноморских лодок находилось в ремонте. Поэтому с Тихого океана уже вместе с экипажами в полном составе отправили традиционным путем 10лодок типа М по железной дороге из Владивостока в Поти. Они успешно добрались до Черного моря летом и осенью 1944г., но практически участия в боевых действиях не приняли. Более того, М 23, 24, 25, 26, 27, 28 относились к типу VI, который показал свою очень малую боевую ценность. Правда М 30, 114, 115, 116 уже были типа XII, но и для них война на Черном море так и не состоялась.

В 1944г. еще один тихоокеанский экипаж отбыл на Северный флот. В сентябре 1943г. минзаг Л-20 уклоняясь от атаки кораблей противника ударился о подводную скалу, повредив прочный корпус. Капитан 2ранга В.Ф.Тамман смог справиться с ситуацией и спасти корабль, который поставили в ремонт. Осенью 1943г. тихоокеанская Л-19 капитан-лейтенанта Е.Н.Алексеева вышла на первое место по торпедной подготовке на флоте. В конце февраля 1944 нарком Н.Г.Кузнецов приказал весь экипаж отправить на Север на однотипную Л-20, которую Алексеев принял под команду 6марта 1944г.. На его счет официально отнесены 2победы, - транспорт и сторожевик NKi-05. В апреле 1944г. для Л-19 сформировали второй экипаж под командой капитана 3ранга А.А.Кононенко, который приступил к освоению корабля.

Остававшиеся на Тихом океане лодки ранних лет постройки проходили ремонт, причем иногда с уникальной модернизацией. Так 2марта 1944г. после капитального ремонта в строй вступила Щ-101. При сохранении в полном объеме торпедного вооружения, на ней смонтировали бортовое минное устройство на 40 мин ПЛТ. Такое переоборудование не имеет аналогов в истории советского подводного флота. В феврале 1945г. на Ялтинской конференции руководителей стран союзников было решено, что СССР вступит в войну с Японией через 3месяца после окончания войны в Европе. 5апреля 1945г. СССР денонсировал пакт о не нападении с Японией. К 5августа были определены зоны действий и ответственности между вооруженными силами СССР и США. Разграничительная линия проходила в Японском море на удалении от материка 90-120 миль, в Тихом океане и Беринговом море 15-25 миль.

Конечно это резко ограничивало поле деятельности наших субмарин, тем более, что наиболее интенсивное судоходство противника шло в южной части Японского моря.

К началу войны на Дальнем Востоке насчитывалось 78подводных лодок. Организационно они были сведены в бригады и отдельные дивизионы, а именно: к ТОФ относились 1, 2, 4 бригады, 2 отдельный дивизион Владимир-Ольгинской военно-морской базы и 3отдельный дивизион Петропавловск-Камчатской военно-морской базы. На советскую Гавань базировалось 17подлодок 3бригады Северотихоокеанской Флотилии (образована согласно постановлению СНК 31.7.39г.).

Пунктами базирования являлись Владивосток, Советская Гавань, Петропавловск-Камчатский, Находка, бухты Уллис и Владимир. Военный Совет Флота просил разрешения у руководства ВМФ заранее развернуть подводные лодки, но получил отказ. Только 8августа в 01.45 штаб флота получил радиограмму маршала Василевского, а через 15минут сообщение из Главного штаба ВМФ о введении готовности №1 и начале развертывания подлодок. В 03.50 приказание передано по команде на флот, в 07.25 пришел приказ о минных постановках, а еще через 5минут разрешение применять оружие,

Поскольку развертывание началось заблаговременно, путь предстоял сравнительно короткий, к началу военных действий 9августа все корабли заняли отведенные квадраты.

Нарезано было 9позиций в Японском море на подходах к портам Северной Кореи, перед Владивостоком и у западной части о.Сахалин. Сначала вышло в море 12лодок, а всего за время войны с Японией боевые походы совершили 22подводные лодки: Щ-102, 105, 118, 119, 122, 123, 126, 127. 135, Л-8, 11, 12, 13, 14, 17, 18, 19, М-1, 9, 10, 12, С-53. Таким образом реальные задачи во время войны выполняло менее половины всех имеющихся подлодок ТОФ.

Японцы даже к лету 1945 обладали еще весьма крупным надводным н подводным флотом. Хотя в реальности флот Японии не сделал попытки прорыва к нашим берегам, опасаться такого варианта следовало, поэтому подлодки несли дозор и на подходах к своим портам.

При рассмотрении действий лодок ТОФ надо иметь в виду два обстоятельства, период действия лодок очень короток - 14 дней с 9 по 23 августа, судоходство в отведенных районах минимально, а все материалы о действиях ТОФ, а особенно подводных лодок ограничиваются крайне малой содержательностью и многими противоречиями. Поэтому общая картина действий субмарин предлагаемая в данной работе базируется на информации, подчеркнутой из большого числа источников в том числе и устных.

Все лодки типа М несшие базовый дозор, противника так и не обнаружили.

Лодки типа Л и Щ вошли в соприкосновение с японцами с началом военных действий. Уже 9августа Л-17 (кап.-лейт. М.И.Кислов), находясь на позиции обнаружила тральщик противника. Командир лодки начал маневрирование, но заметив японский самолет, срочно ушел в воду. Не известно, через сколько времени Л-17 снова отважилась всплыть, под перископ, но противник обнаружен не был. Через три дня 12августа Щ-119 (кап.-лейт. А.К.Калашников), несшая дозор у порта Маока, обнаружила там японский транспорт и решила ждать его выхода. Утром следующего дня погода резко ухудшилась, визуально наблюдение очень осложнилось и командир лодки принял решение нести патруль в подводном положении. Около 10 часов утра акустик зафиксировал шум винтов и через 10минут командир в перископ обнаружил одиночный транспорт в 12кабельтовых. Капитан лейтенант пошел на сближение и с 9кабельтовых в 10.12 выпустил 3 торпеды с интервалом 9секунд. Взрывов не последовало, но атаку заметили, через полтора часа из порта вышел сторожевик и несколько раз атаковал Щ-119, сбросив 12глубинных бомб. Это самая ожесточенная атака с японского надводного корабля за время войны с Японией. На следующий день “по тревоге” были подняты все имеющиеся в строю подлодки.

Вот какие обстоятельства этому предшествовали. Высадка десантов в корейские порты считалась одной из важнейших задач флота. После мощных бомбардировок 11-12 августа занят порт Юки, но оказалось, что японцы ушли еще 10августа. На волне неожиданного успеха опять первым броском пошли моряки 140разведотряда штаба флота (бывший разведотряд Северного флота) уже в порт Васин. Организованного сопротивления десантники снова не встретили и 12августа к порту постепенно подвозили наши части, которые к вечеру заняли и этот порт. Однако на что способны японцы, они показали при обороне двух маленьких островков Хам и Авакум (Течходо и Сочходо) у входа в Расин. Гарнизон островов оказал яростное сопротивление, длившееся до вечера. На островах обнаружили после артобстрела и штурма 3офицеров и 27солдат живыми, зато 170трупов. Наши потери составили 7убитых и 37раненых, из них большинство приходится на погибший на минах торпедный катер старшего лейтенанта Я.Т.Тацуры и подорвавшиеся ТКА 578 и ТЩ 279. Упорные бои за острова померкли на фоне общего успеха и командование ТОФ решило сразу же занять последний корейский порт Сейсин. Это единственный остававшийся у японцев крупный порт, который давал им возможность эвакуации, крупная военной морская база и второй по величине после столицы город Кореи. Все это заставляло ожидать серьезного сопротивления. Но...“Штаб флота считал, что высадка в Сейсине так же как и высадка в Юки и Расине не встретит серьезного сопротивления со стороны противника, а поэтому решить задачу можно будет углами одного разведывательного отряда и роты автоматчиков, которые ранее высаживались в Юки и Расине”. Эта пространная цитата из книги Г.М.Гельфода объясняет, почему 140-й отряд вернувшись из Расина получил на сборы и смену оружия (его повредило при подрыве на мине торпедного катера) целых ... 1,5 часа. 12 августа в бухту Сейсина вошли 4 торпедных катера, спокойно проведшие разведку, поэтому 140-й отряд в “пожарном” порядке посадили на корабли, оказавшиеся под рукой и смело послали на штурм. Однако оказалось, что молчание японцев - это уловка и войска, высаживающиеся 13-14 августа мелкими партиями в разных местах бухты оказались блокированными и прижатыми к берегу. Ситуация становилась критической и 14августа из Владивостока вышли 3отряда с основными силами 13бригады морпехоты. Охраняли суда тральщики, большие охотники, сторожевики и фрегаты. Все отряды шли одной колонной в тумане при волнении 2 балла. Все делалось в условиях страшной спешки на грани паники “нельзя не отметить, что избранный походный порядок был крайне примитивен” — еще одна цитата из упомянутой книги 1958года издания очень глухо говорит о том. что творилось на ТОФ. Когда корабли уже были в дороге, радиоразведка флота засекла в море переговоры отряда японских кораблей. Позже в 19.15 лодка Щ-127 капитана 3ранга М.Д.Мельникова обнаружила указанный -отряд, следовавший в западном направлении. По донесению Мельникова, последовавшему около 20часов, японцы имели линкор и 4эскадренных миноносца. Этого более чем хватало, что бы пустить на дно всю 13бригаду морпехоты с охранением, а потом перемешать с землей те части, которые еще цеплялись за берег в Сейсине. В остановке высочайшего нервного напряжения, царившего на кораблях десанта, произошел эпизод вытекающий из “крайне примитивного походного порядка”. Большой охотник №306 потерял свое место в составе второго десантного отряда, хотя командир этого отряда хватился пропажи, но нарушать режим радиомолчания не решился. Через 2часа фрегат ЭК-1 своей мощной РЛС засек не опознанную цель и передал семафором на СКР “Вьюга” “Неопознанная цель идет на сближение”. Такого доклада вполне хватило для моряков, ждавших подхода японцев. Командир СКР капитан-лейтенант И.К.Кузьменко, подождав немного, приказал открыть огонь. Буквально с третьего залпа моряки перешли на поражение и разнесли своими 102мм орудиями БО306 на куски.

На самом деле в море находились японский крейсер и 4фрегата, тем не менее сила была весьма серьезная и в море срочно послали две лодки типаС из первой бригады правда только одна С-53 считается выполнившей боевой поход, а приказ о срочной готовности к выходу получили еще 4“Ленинца” и 6“Щук”. Однако все эти лодки не успевали к месту возможного . столкновения. Разрядить обстановку помогла хитрость. По предположению начальника связи флота капитана 1ранга Г.Л.Смирнова узел связи флота передал открытым текстом приказ в адрес отряда легких сил, подлодок и авиации о нанесении удара по японскому соединению с указанием точных координат, а шифрованной связью передано распоряжение об отмене приказа. Противник попался на уловку. Радиоразведка засекла резкое увеличение радиообмена между отрядом и морской базой Майдзуру, после чего корабли пошли в Гензан.

19 августа дважды проявилось присутствие в море японских подводных лодок. В 10.38 около порта Румой на Хоккайдо атаке подверглась лодка Л-19 капитана 3ранга А. С. Кононенко, а еще через 77минут атакована Щ-122 капитан-лейтенанта И.Д.Кузнецова. В обоих случаях японцы успеха не добились.

21 августа, находясь на позиции №5 командир Щ-126 капитан-лейтенант В.А.Морозов обнаружил японский мотобот. Командир справедливо предположил, что мирным рыбакам посреди моря делать нечего в войну, поэтому в 16.15 лодка открыла огонь из 45мм орудия, подойдя на 7кабельтовых. Мотобот быстро затонул.

Кроме действий у корейских портов и в Японском море флоту предстояло освобождать Южный Сахалин и Курильские острова. Эта задача возлагалась на Северо-Тихоокеанскую флотилию, она развернула в море 6своих лодок, а 9 к началу боев находились в главной базе Советская Гавань. Первым планировалось занять порт Торо, откуда десант должен был развернуть наступление на порт Эсуторо. Командовал высадкой командир бригады подлодок капитан 1ранга А.И.Леонов. Возможно это связано с тем, что основную разведку районов высадки вели субмарины. Постоянные туманы серьезно затруднили авиаразведку, а удаленность от