Национально-культурное развитие Исилькульского района на современном этапе
чем посторонним. Их общие чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры.Культура не только укрепляет солидарность между людьми, но и является причиной конфликтов внутри групп и между ними. Это можно проиллюстрировать на примере языка, главного элемента культуры.
Язык – явление социальное. Им нельзя овладеть вне социального взаимодействия, то есть без общения с другими людьми. Хотя процесс социализации в значительной мере основан на имитации жестов - кивков, манеры улыбаться и хмуриться, - язык служит основным средством передачи культуры. Язык организует опыт людей. Поэтому, как и вся культура в целом, он вырабатывает общепринятые значения.
Общий язык поддерживает сплоченность общества. Он помогает людям координировать свои действия благодаря убеждению или осуждению друг друга. Кроме того, между людьми, говорящими на одном языке, почти автоматически возникают взаимопонимания и сочувствия. В языке находят отражения общие знания людей о традициях, сложившихся в обществе, и текущих событиях. Следовательно, язык способствует формированию чувства группового единства, групповой идентичности.
Хотя язык является могучей объединяющей силой, в то же время он способен и разобщать людей. Группа, использующая данный язык, считает всех, говорящих на нем, своими, а людей, говорящих на других языках или диалектах, - чужими. Кроме того, социальные группы отличаются друг от друг
своеобразием жестикуляции, стиля одежды и культурных ценностей.
Всё это может стать причиной конфликтов между группами. Многие международные конфликты происходят из-за столкновения различных культур. Модели культуры формируются в ходе постоянной борьбы между противоположными тенденциями - к объединению и разъединению.18
Поскольку в культуре отражаются различие мировоззрения в системе ценностей, в идейных установках, правомерно говорить о реакционных и прогрессивных тенденциях в культуре, с обязательным культивированием предшествующей культуры – на пустом месте создать новую невозможно.19
Культура каждой эпохи неразрывно связано с потребностями и интересами различных классов, социальных слоев и групп. В этом суть механизма влияния различных классов и социальных слоев, групп на содержание культуры. Безусловно, это влияние в значительной мере определяет разницу в содержании и формах культурных пластов и уровней в общей структуре культуры общества. Однако абсолютизация господствовавшего до недавнего времени в отечественных обществоведческих науках классового подхода к анализу и классификации явлений культуры неизбежно заводит в логический тупик.
Во-первых, в культуре есть явление, к которым критерий классовости просто не применим - эта наука, техника, язык.
Во- вторых, культура включает группу явлений, которые несут в себе общечеловеческое содержание, хотя на них и распространяется влияние социально-классовых и групповых интересов – это искусство, мораль, философия и так далее.
В - третьих, отдельную группу составляют явления, связанные, в силу их природы, непосредственно с возникновением классов, например, область политической культуры, хотя даже здесь абсолютизация классового подхода была бы неправомерна. Наиболее отчетливо социально-классовое начало проявляется в культуре в форме идеологии, при посредстве которой каждый класс или социальная группа, ведущая борьбу за власть, направляет развитие культуры в своих интересах, в соответствии со своими социальными идеалами и в конечном результате, культура служит рупором для распространения идеологических установок.20
К началу ХХ века окончательно сложились: высокая и народная культуры.
Высокая культура – изящное искусство, классическая музыка и литература - создавалась и воспринималась элитой.
Народная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы, принадлежало бедным. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств в массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой. Так возникла массовая культура, которая не связана с религиозными и классовыми субкультурами.
Культура становится «массовой », когда её продукты стандартизируют и распространяют среди широкой публики.
На развитие массовой культуры в современных условиях оказывают своё воздействие развертывающаяся и углубляющаяся НТР (Научно-техническая революция). Это воздействие многогранно и противоречиво. С одной стороны, НТР неизмеримо расширила возможности приобщения самых широких масс к духовным ценностям, в частности, через средства массовой информации, предъявила возросшие требования к образованности, к повышению интеллектуального потенциала общества. Одновременно, благодаря развитию транспорта, средств связи НТР усилила подвижность населения, привела к интенсификации процессов культурного обмена, к усилению интернационализации общественной жизни и культуры.21
Национальные культуры являются специфическими культурными системами, обладающие относительной автохтонностью (коренным происхождением). Различные культуры многочисленных народов и национальностей имеют в своей основе единое общественное творческое начало. Они отличаются друг от друга по форме, которая определяется особенностями истории конкретных народов, различными условиями, в которых происходило формирование этих культур. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что подавляющие большинство народов не существует в изоляции, а активно взаимодействуют с другими народами. Поэтому многие национальные культуры представляют собой результат взаимодействие нескольких проживающих (или проживавших ранее) рядом друг с другом народов. Развитие национальных культур - важное условие и предпосылка их взаимообогащения, но это не должно вести к их отделению друг от друга, а тем более к провозглашению их исключительности. Нельзя выстраивать национальные культуры по ранжиру, рассматривать культуру одной нации в качестве своеобразного эталона культуры.
Националистическое высокомерие тормозит развитие любой национальной культуры. Это особенно важно, если учесть усиление процесса интернационализации общественной жизни, а значит, и необходимости участия в этом процессе национальных культур, каждая из которых включает в себя как своё национально, так и интернациональное содержание. Не умоляя ценности и уникальности существования и развития национальных культур, следует отметить, что каждая нация вносит свой исторический вклад в мировую культуру и в тоже время черпает из кладовой мировой культуры.22
Магистральный путь развития мировой культуры пролегает отнюдь не через сведения всего её богатства, к некоторому единому образцу, а через аккумулирование всего лучшего в богатствах культуры всех народов, сохранение богатства многообразие культур не только в памяти, но и в культурной практике человечества.
§ 2. Проблемы развития национальной культуры.
Возрождение культуры является важнейшим условием обновления нашего общества. В области культуры накопилось не мало проблем. По ним ведутся активные дискуссии, идет поиск стратегий, обеспечивающий наибольшее продвижение в культурном развитии. При обсуждении перспектив сферы культуры крайне важно остаться в границах реального, хотя в этой области нет предела желаемого и трудно определить границы достижимого.
Анализ состояния современной отечественной культуры выявляется слабость культурных форм, надежной связности элементов культуры во времени и пространстве. Хорошую характеристику современного состояния России дает В.Е.Кемеров: «Россия существует как неопределенная совокупность социальных групп, региональных образований, субкультур, объединенных общим пространством, но слабо связанных временем социального воспроизводства, продуктивной деятельностью, представлениями о перспективах и так далее. Современность всех этих образований остаётся проблемой».23
За последний десяток лет в России настолько все изменилось, начиная от состояния экономики, политики, качества жизни населения и заканчивая состоянием культурной сферы.
За последний десяток лет в России на столько все изменилось, начиная от состояния экономики, политики, качества жизни населения и заканчивая состоянием культурной сферы.
В состоянии глубокого кризиса находится материальная база культуры: разрушающиеся здания дворцов культуры, библиотек, недостаток концертных и театральных залов, отсутствие ассигнований, направленных на поддержку и распространение ценностей народной, классической культуры. Сегодня в самых широких кругах нашего общества утвердилось мнение о необходимости безотлагательных мер по изменению положения. В центре внимания находится вопрос о размерах выделяемых ресурсов на развитие сферы культуры из госбюджета. Но, даже увеличение финансирования государством не изменит положения. В действительности, причины сложной ситуации в другом. В последнее время «продукция» культуры не востребована обществом: наполняемость театров, кинотеатров составляет менее 50%, оборачиваемость фондов массовых библиотеках снизилась вдвое, а пустующие «закрытые на замок» клубы – обычное дело. Финансовые государственные затраты в сферу культуры не окупаются. Недостаточность финансирования отраслей социокультурной сферы привела к «размыванию» системы бесплатного социокультурного обслуживания. Ухудшилось качество социокультурных услуг, предоставляемых основной массе населения, произошла замена бесплатных услуг платными, развилась система теневой оплаты.24
Культура, пытаясь выжить, вступила на путь рыночных отношений. И что же из этого получается? Происходит коммерциализация культуры. Частными структурами выкупаются учреждения культуры, которые, предлагают населению такие формы досуга. Что приводит к духовному обнищанию народа, массовому бескультурью. На почве бездуховности растут преступность и насилие, происходит упадок морали.
Современная социальная функционирование сферы культуры охватывает все без исключения этапы и звенья нашего общества и требует соединения усилий различных элементов иерархии управления.
Одновременно решение проблем культурного развития страны не может осуществляться исходя только из сегодняшних задач: оно закладыва6ет фундамент для динамичного общественного развития на длительную перспективу.25
Встает проблема разработки стратегии развития сферы культуры, учитывающей как перспективные, так и актуальные задачи общественного развития ориентированной на удовлетворение повседневных нужд различных слоев населения.
Центральной задачей развития всей сферы культуры является создание комплекса необходимых условий для достижения нового качества культурной жизни народа. Оно характеризуется ограниченной связью культурной деятельности с социальными условиями жизни людей, активизацией культурной деятельности населения, полноценным, разнообразным и содержательным досугом людей развития самодеятельного художественного
творчества народа. Достижение нового качества культурной жизни является ныне важным условием прогресса общества.
Культура может и должна «работать», но чтобы это произошло, необходимо преодолевать тот зазор в пространстве социального бытия который образовывался между трудом и досугом и куда, как в пустоту уходит не возвращаясь не принося социально полезного эффекта, огромный поток общекультурной информации.26
Современному образу жизни нахватает «третьей категории». Эта категория «третьего времени», расположенного между обязательным трудом и досугом и получившего название «социально полезного времени». По мере того как растёт объем внерабочего времени все острее ощущается «скука досуга», «одиночество на досуге» и т.п.
Многие ученые отмечают, что в нашей стране существуют острая необходимость активизации творческого потенциала каждого человека. Сегодня приоритетной становится не обслуживающая функция учреждения культуры, не простая организация досуга речь идет об обновлении содержания работы, о насыщении творческого процесса клубов, библиотек, музеев, праздников теми духовными ценностями, которые сложились за многие века. А это значит, что время предъявляет жесткие требования профессионализм специалистов культуры, которые должны быть готовыми изменяться и изменять культурную ситуацию. Только обладая интегрированными знаниями, можно находить и применять эффективные формы и методы работы адекватные сложившиеся социокультурной ситуации.
Все вышеперечисленные проблемы присутствуют в области развития и сохранения национальных культур, но к ним прибавляются и свои. Если перечислять глобальные проблемы национальных культур, то необходимо, будет говорить о политике и религии. Но учреждение культуры занимают позицию одновременного развития двух противоречивых тенденций -национализма и глобализма. Они представляют максимальную возможность для самоопределения каждой нации в сфере культуры, через организацию единого социокультурного пространства простраивают интеграционные процессы через призму толерантности, взаимоуважения и понимания, например межрегиональные областные фестивали.27
Все большую актуальность приобретает изучение локальных особенностей культуры групп коренных населений, проживающих за пределами основной территории расселения этноса.
Одна из главных проблем в развитии и сохранении национальных культур - недостаточность этнографического и фольклорного материала. Это связано с тем, что стареют и умирают носители и знатоки информаций этноматериала. За последние десятилетие наблюдалось отсутствие интереса молодого поколения к восприятию самобытности: традиций, обрядов своего народа, так как, живя законами сегодняшнего времени, считали это ненужным. Но в последний период активизируется их внимание на изучении и накоплении духовных, материальных ценностей своего народа, его культуры и языка. Способствуют этому люди заинтересованные в развитии и сохранении национальных культур: преподаватели и студенты ВУЗов организуют этнографические фольклорные и историко-археологические экспедиции; сотрудники музеев, которые накапливают фонды предметами старены; работники учреждений культуры; активисты общественных организаций, которые научно дифференцируют и систематизируют, исследуют народные (традиционно-бытовые) культуры.
Современная культура переживает серьезные трудности, это связано с фактором объективного и субъективного характера. Одной из острых проблем развития современной культуры является проблема сохранения национально-культурного наследия. Национальная культура – одна из основных достижений народа, фактором устойчивости сохранения народных традиций, обычаев, национального языка.
§3. Государственная политика и управление в области
национальных культур.
Сегодня вопросы межнациональных отношений в мировом сообществе, и в России в том числе, звучат как некогда остро. Российская Федерация - одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более ста народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Преобладающее большинство народов страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании Российской государственности. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории России сохранились уникальное единство и многообразие, духовное общность и союз различных народов.28
Государственная национальная политика основывается на принципах Конституции Российской Федерации и общепризнанных нормах международного права и находит свое выражение в системе федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, а также договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В 1996 г. указом президента Р.Ф. Б.Н. Ельциным была утверждена концепция государственной национальной политики Российской Федерации. Концепция представляет собой изложение общих принципиальных подходов к разрешению назревших проблем в сфере национальных отношений и является одним из главных документом при разработке федеральных, региональных и
местных программ национального развития и межнационального сотрудничества.
Основными принципами государственной национальной политики в Российской Федерации являются:
равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы,
национальности, языка отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;
запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации;
равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;
гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;
право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;
содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации;
своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;
запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной, религиозной розни ненависти либо вражды;
защита прав и интересов граждан Российской Федерации за пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права. 29
Основные цели государственной национальной политики Российской Федерации состоят в обеспечении условий для полноправного социального и национально-культурного развития всех народов России упрочения общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина и признание его высшей ценностью.
При реализации национальной политики перед Российским государством и обществом в духовной сфере стоят следующие задачи:
формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия. Культивирование чувства российского патриотизма;
распространение знаний об истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию;
сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие национальной самобытности и традиций взаимодействия славянских, тюркских, кавказских, финно-угорских, монгольских и других народов России в рамках еврозийского национально-культурного пространства, создания в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям;
обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков всех народов России, использование русского языка как общегосударственного;
укрепление и совершенствование национальной общеобразовательной школы как инструмента сохранения и развития культуры и языка каждого народа на ряду с воспитанием уважения к культуре, истории, языку других народов России, мировым культурным ценностям;
учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов, религий, поддержка усилий религиозных организаций в миротворческой деятельности.30
Проведение государственной национальной политики осуществляется, прежде всего, посредством обеспечения эффективной реализации конституционно-правовых принципов регулирования межнациональных отношений, разработки и выполнения государственных программ и поддержки общественных инициатив в достижении целей национальной политики, а также
налаживания плодотворного диалога между органами государственной власти и национальными общностями.31
В выработке и реализации государственной национальной политики наряду с Министерством Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям призваны участвовать следующие федеральные органы исполнительной власти: Министерство культуры Российской Федерации, Министерство образования Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Министерство экономики Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство строительства Российской Федерации, Министерство иностранных Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство науки и технической политики Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по сотрудничеству с государствами – участниками СНГ, Комитет Российской Федерации по делам молодежи, Комитет по кинематографии, Федеральная миграционная служба России, Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию и другие заинтересованные органы.32
В 1996 году был принят закон о культуре Российской Федерации. В данном документе признается основополагающая роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранение национальной самобытности народов, утверждение их достоинства; отмечается неразрывная связь создания и сохранения культурных ценностей, приближения к ним всех граждан.
Одним из основных направлений учреждений культуры Омской области является работа по сохранению и возрождению культуры народов, проживающих на её территории. Накопленный опыт работы позволяет утверждать, что сложилась система поддержки национальных культур.
Благодаря комплексному подходу в решении вопросов международных отношений и развития национальных культур в Омском районе, реализуется региональная культурная политика, которую проводит Комитет по национальной политики, религии и культуры при Администрации Омской области. Комитет взаимодействуя с управлениями и комитетами Администрации Омской области; муниципальными образованьями, учреждениями культуры, искусства, науки и образования; общественными
организациями и творческими коллективами, занимающимися вопросами национально-культурного развития, формирует максимально благоприятные условия для развития гражданского общества, установление партнерских отношений и ведение диалога между властью и обществом.
Вырабатывая эффективную модель сотрудничества государственных и гражданских институтов, Комитет совместно с управлением культуры и искусства Администрации Омской области в 1997, по постановлению Губернатора Л.К. Полежаева создали государственное учреждение культуры, Межрегиональное национальное культурно – спортивное объединение «Сибирь» (ГУК МНКСО «Сибирь»), который также называется Домом Дружбы.33
ГУК МНКСО «Сибирь» на 2003 год сотрудничает с 4 национально культурными автономиями, 33 национально-культурными центрами г. Омска и области, 43 центрами немецкой культуры и т.д. С каждым годом Дом Дружбы расширяет сферу сотрудничества с муниципальными образованиями области, поддерживает контакты с 71 государственным учреждением Омской области, среди которых театры, музеи, библиотеки, парки культуры и отдыха, национально творческие коллективы, национальные центры, социальные управления, центры социальной помощи, детские дома, школы – интернаты, воинские учреждения и т.д.34
Объединение имеет программно целевой подход в разработке комплексных
международных программ в сфере культуры с учетом предложений национально культурных автономий и объединений НКАиО. И провидением основных мероприятий в городе и области, в малых селах с компактным проживанием национального населения. Участвуют в разработке пакета документов по реализации государственной национальной политики, а так же в конгрессах и форумах по сохранению и развитию национального культурного наследию.35
Дом Дружбы оказывает помощь национально-культурным автономиям и объединениям, муниципальным образованием Омской области в осуществлении деятельности по изучению, сохранению и развитию национальных культур. Финансирует также проекты как: фольклорно-этнографическая экспедиция Центра славянских традиций в Тюколинский район, областной конкурс «Себер моны – Дума Сибири» центре тюркской молодежи «Аль Вахдат» и т.д. Проводит обучающие семинары и творческие лаборатории для активистов центров и работников культуры. Распространяет методический материал, репертуарные и методические сборники.36
Дом Дружбы реализует межнациональный проект «ежегодный областной фестиваль национальных культур «Единение». В 2002 году он проводился в форме:
фестивалей народов Омской области: казахского творчества «Урпак Ули – Голос поколений», детский пасхальный фестиваль культуры российских немцев, украинского народного творчества, казачьей культуры, европейской культуры, армянской культуры, культуры народов стран Балтики:
областных конкурсов национальных культур: детский вокальный конкурс «Майглекхен - Ландыш» (нем.), детского казахского творчества «Анши балапан – Поющий птенец», конкурс немецкой эстрадной песни «Вайнахтистерн – Рождественская звезда»;
календарных обрядовых праздников: Масленица (славян), Наурыз Мейрамы (тюркский), Пасха, Лиго (латыш.), Ханука, Пурин (евр.), День благодарения (нем.) и т.д.
Результатом этой большой работы ГУК МНКСО «Сибирь» является распоряжение Губернатора Омской области № 512 «О проведении 5 Областного фестиваля национальных культур «Единение», программа которого рассчитана на двух годичный период.37
Один из направлений сотрудничества Дома Дружбы с Автономиями и Центрами является изучение и распространения передового опыта, внедрение в практику инновационных форм и методов культурно - досуговой деятельности в сферу национальной культуры.
В мероприятиях МНСКО «Сибирь» по результатам 2002 года участвовали 118 творческих коллективов, 102 отдельных исполнителя из 30 муниципальных образований города Омска и Омской области. 38
Над реализацией целевой программы «Культура Омской области на 2002 г.»; подпрограммы «Культурные основы федерализма, региональной и национальной политики» работали 12 культурно - досуговых формирований МНКСО «Сибирь», и 53 культурно - досуговых формирований национально-культурных автономий и Центров.
ГУК МНКСО «Сибирь» плодотворно сотрудничает с Омской областной общественной организацией «Региональный центр русской культуры», общественным объединением «Русский клуб», «Центром славянских традиций», «Сибирским центром казачьей культуры», «Белорусским культурным центром», «Украинским культурным центром имени Т.Г. Шевченко», «Сибирским центром казахской культуры «Молдир», «Региональной татарской национально – культурной автономией», «Мусульманским культурным центром «Ак - Калфак», «Региональной немецкой культурной автономией, союзов немцев Сибири», «Финской сибирской ассоциацией», «Еврейской общественной организацией», «Центром индийской культуры» и т.д.; национально культурными центрами на базе учреждений культуры районов Омской области.39
Дом Дружбы поддерживает и налаживает контакты с общественными организациями, национальными Центрами и государственными учреждениями культуры и искусства стран Ближнего и Дальнего зарубежья.40
Все вышеперечисленные организации строят свою работу и подчиняются
нормативно – правовым документам Р.Ф., Омской области.
Основной закон «Конституция Р.Ф.»
Концепция государственной национальной политики Р.Ф. № 909 от 15 июля 1996г.
«Закон о культуре Р.Ф.» (1996)
Федеральный закон «О национально – культурной автономии» № 74 от 17.06.1996г.
Губернатора Омской области № 512-р от 30 октября 2002 г. «О проведении ежегодного областного фестиваля национальных культур «Единение» и др.
Разработаны пакеты документов:
«Предложение по реализации национальной политики и оказания государственной поддержки НКА и О на территории Омской области»;
«О проведении конкурса социально – значимых программ НКА и О на соискание грантов Главного управления культуры и искусства Омской области», направленных на стабилизацию этнографической ситуации, укрепления межнационального сотрудничества народов Омского Прииртышья через диалог культур;
«Средства массовой информации и гражданское и гражданское общество» – принятие целевой программы;
разработка научно исследовательского проекта «Решение национально – культурных проблем Омской области».
Реализация этих предложений поможет решению комплекса накопленных национальных проблем в единой системе взаимоотношений органов государственной и муниципальной власти, государственных учреждений культуры и образования, научных сообществ и общественных организаций, и новой системы управления процессами государственной национальной политики в Омском районе. Правами проводника государственной политики в сфере реализации национально – культурных целевых программ Главного управления культуры и искусства наделено Государственное учреждение культуры Межрегиональное национально культурное спортивное объединение Сибирь (Дом Дружбы).41
Работу по сохранению и восстановлению местных славянских традиций народной духовной и материальной культуры ведет Сибирский культурный центр Главного управления культуры и искусства Администрации Омской области.
Сибирский культурный центр Главного управления культуры и искусства Администрации Омской области одновременно с разработкой концепции сохранение и развитие народной культуры и художественных ремесел Омской области. Он ведет разнонаправленную деятельность по:
изучению состояния народных традиций области, определению возможностей их восстановления в сфере современной социокультурной практики, сбору, фиксации памятников культуры;
воссоздание и пропаганде народных традиций в системных связях её значимых компонентов (воспитание и образование, обычаев и обрядов, фольклора, ремесел, и промыслов и т.п.), развитию традиций в новых условиях;
методическому обеспечению процесса, подготовки кадрового состава специалистов, способных организовать и содержательно обеспечит в области комплекса программных мероприятий. Комплексные фольклорно этнографические экспедиции Сибирского культурного центра показывают с одной стороны особую сохранность фольклорно – этнографических данных отдельными носителями традиций на фоне общего обмельчания и разрушения народной русской культуры, с другой – повсеместный интерес к традиционной культуре, возрождение народных праздников, основанных на православном календаре.
Ежегодное проведение фестивалей представляющих в комплексе фольклор ремесла, бытовую хореографию, отечественные боевые искусства, этнографический опыт позволяет эффективно вырабатывать общероссийскую стратегию в деле актуализации традиционной культуры, как системы смыслов и ценностных ориентаций, необходимых для формирований у подрастающего поколения патриотизма и иммунитета к агрессивному влиянию западной массы культуры.
Сотрудники Сибирского культурного центра активно участвуют во Всероссийских и Международных конференциях, симпозиумах по вопросам сохранения и развития культурного национального наследия.
Глава II. Проблемы сохранения и развития национально -культурного наследия в Исилькульском районе.
§ 1. Национально-культурный облик Исилькульского района. Освоение юга Западной Сибири началось давно и шло по разным направлениям. По рекам Иртышу, Оби и их притокам селились выходцы из Европейской России: русские, украинцы, немцы, поляки, эстонцы, латыши. По берегам рек создавались казачьи посёлки. Между ними селились выходцы из различных религиозных сект: староверы, лютеране, менониты, баптисты и другие. Из степей Казахстана продвигались кочевые роды казахов. В конце XIX - начале XXв.в. происходит переход их к осёдлому образу жизни. В 1822 году была учреждена Омская губерния (позже с 1860г. – Акмолинская). Это вытекало из необходимости упорядочить управление населением степной полосы.42
В 1895 году в Западной части Омского уезда Акмолинской области произошли важнейшие события: завершилось строительство отрезка железной дороги и станции Исилькуль. Участок от Челябинска до Омска был сдан в эксплуатацию, и здесь пошли пассажирские и грузовые поезда. В этом же году в Исилькуль стали прибывать и разгружаться эшелоны, перевозившие переселенцев из Центральных губерний России и Украины. Началось заселение и земледельческое освоение лесостепного и степного пространства Прииртышья. В этом процессе были основаны Полтавка, Украинка, Орловка, Рославка (Украинские поселения); Городище, Павловка и Берёзовка слились со станционным посёлком и составили основу будущего города.43
В 1920 году Исилькуль стал именоваться городом. В 1920 – 1922 годах Исилькуль некоторое время включался в состав Киргизской республики, которая была создана в составе РСФСР в сентябре 1921 года. Сибирская администрация предлагала территорию бывшей Акмолинской области и весь Степной край, где преобладало русско-украинское население, оставить частью РСФСР. Но кто-то из националов настоял включить в Киргизскую (позже переименованную в Казахскую республику) все территории, где стоят казахские аулы. Определив по карте, что рядом с Петропавловским уездом находится город Исилькуль с иноязычным названием, включили этот город в состав Киркрая, как в народе называли новое административное образование. Лишь после многочисленных жалоб и прошений постановлением ВЦИК от 28 мая 1922 года Исилькуль вновь был причислен к Омскому округу.44
Однако, если говорить об истории Исилькульского района в целом, в ней есть более ранние даты основания.