МВД

известной обособленностью общественных формирований.

Поскольку на органы внутренних дел государство возложило функции по непосредственному обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности в стане, то им принадлежит ведущая роль в организации взаимодействия с общественностью, участвующей в охране правопорядка. Взаимодействие органов внутренних дел с общественными формированиями осуществляется на основе общих принципов государственного управления. Эти принципы и формы взаимодействия органов внутренних дел с общественными формированиями по охране правопорядка закреплены в нормативных актах, регулирующих деятельность органов внутренних дел и общественных формирований, а также иных актах.

Наиболее широкое применение в правоохранительной практике имеют следующие формы взаимодействия органов внутренних дел с общественными формированиями, участвующими в охране правопорядка:

  1. Обмен информацией о состоянии общественного порядка и общественной безопасности. Эта информация необходима для определения актуальных задач по предупреждению и пресечению правонарушений, планирования работы, повышения ее эффективности и оценки конечных результатов. Объем и содержание информации, которой органы внутренних дел обеспечивают общественные формирования, определяются руководителями соответствующих органов внутренних дел.

  2. Совместное планирование и проведение мероприятий по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности, по предупреждению и пресечению правонарушений.

  3. Оказание органами внутренних дел содействия и поддержки общественным формированиям в выполнении возложенных на них задач в сфере правопорядка.

  4. Обучение сотрудниками органов внутренних дел членов общественных формирований методам и формам предупреждения и пресечения правонарушений; проведение с ними работы по правовому обучению; оказание методической и иной помощи в планировании и учёте их работы.

  5. Направление органами внутренних дел материалов о правонарушениях в общественные формирования для рассмотрения и приятия, соответствующих мер общественного воздействия к правонарушителям.

  6. Передача общественными формированиями материалов о правонарушениях в органы внутренних дел, если при рассмотрении дела о правонарушении общественное формирование придет к убеждению о необходимости привлечения правонарушителя к уголовной или административной ответственности.

  7. Сотрудничество граждан с органами внутренних дел в охране правопорядка на договорно-возмездной основе осуществляется за счёт средств органов внутренних дел.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С

ТРУДОВЫМИ КОЛЛЕКТИВАМИ,

НАСЕЛЕНИЕМ И СРЕДСТВАМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

В ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВОПОРЯДКА

Эффективность обеспечения правопорядка во многом зависит от непосредственной связи милиции с трудовыми коллективами, населением и средствами массовой информации. Правоохранительная практика показывает, что, опираясь на поддержку трудовых коллективов, населения и средства массовой информации, милиция более успешно решает задачи по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.

Сотрудники милиции проводят в трудовых коллективах и среди населения информационно-консультативную деятельность. Разъясняют законы и иные правовые акты по вопросам обеспечения правопорядка, личной и общественной безопасности, охраны собственности от противоправных посягательств. Они информируют население о состоянии правопорядка в городе или ином населённом пункте, т.е. на территории обслуживания.

Взаимодействие с трудовыми коллективами (независимо от форм собственности) и населением поддерживают: подразделения патрульно-постовой службы милиции – в процессе охраны общественного порядка на улицах, в парках, площадях и в других общественных местах, а также при проведении массовых мероприятий; подразделения Государственной инспекции по безопасности дорожного движения – с трудовыми коллективами автотранспортных организаций в деле обеспечения безопасности дорожного движения; участковые инспектора милиции – с трудовыми коллективами предприятий, организаций и населением по вопросам профилактики правонарушений на обслуживаемой ими территории; сотрудники лицензионно-разрешительной службы – с коллективами частных охранных объединений, а также предприятий, имеющих огнестрельное оружие и взрывчатые материалы, используемые в хозяйственной деятельности; подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел – с коллективами объектов, которые они охраняют; сотрудники криминальной милиции, дознаватели и следователи – с трудовыми коллективами и населением при проведении мероприятий по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений.

Аналогичное сотрудничество с трудовыми коллективами и населением осуществляется и другими службами органов внутренних дел.

Важное значение в организации рассматриваемого взаимодействия имеет укрепление связи с трудовыми коллективами и населением на закреплённой за органом внутренних дел территории. В этих целях организуются и проводятся профилактические мероприятия с привлечением граждан. Население информируется о состоянии общественного порядка, о пресечённых и раскрытых преступлениях. Руководители органов внутренних дел, участковые инспектора и другие сотрудники милиции отчитываются в трудовых коллективах, перед населением, проживающим на обслуживаемой территории, о работе органов внутренних дел.

Органами внутренних дел практикуются письменные и устные (по радио, телевидению) обращения к населению города или района либо к конкретной категории граждан, которые несут ответственность за воспитание малолетних. Обращения могут содержать просьбы об оказании содействия сотрудникам милиции в наведении порядка на территории микрорайона, района, города и т.п. В обращениях вносятся предложения об образовании формирований из жильцов того или иного дома для охраны порядка в подъездах, дворах в дневное и вечернее время, а также для предупреждения квартирных краж, угона автомототранспортных средств и других преступлений. Гражданам сотрудниками милиции сообщаются номера телефонов, по которым они могут круглосуточно передавать необходимую информацию о противоправных посягательствах на их права, свободы, имущество и иные законные интересы.

Нередко милиция обращается к населению с просьбой о содействии ей в поиске преступников, обнаружении свидетелей, доказательств по делу установлении личности по неопознанным трупам, розыске похищенных детей, а также в получении иной информации, полезной для борьбы с преступностью.

Поддержание связи со средствами массовой информации. Необходимым условием выполнения задач и функций, возложенных на органы внутренних дул (милицию), является поддержание ими связи со средствами массовой информации.

Контакты с журналистами и другими представителями средств массовой информации могут включать в себя оказание им помощи в получении и проверке информации (проведение интервью, ознакомление с материалами, привлечение представителей прессы для участия в рейдах, патрулировании и других мероприятиях).

По наиболее актуальным и важным вопросам деятельности органов внутренних дел проводятся пресс-конференции, брифинги, приёмы, встречи представителей прессы с руководством внутренних дел, руководителями служб и подразделений органов; для более эффективного информирования представителей средств массовой информации готовятся пресс-релизы.

Пресс-конференция – это встреча руководителей органа внутренних дел, его служб и подразделений с представителями средств массовой информации для беседы по вопросам, представляющим большой общественный интерес, по поводу какого-либо важного события. Как правило, после соответствующего заявления руководителя он или иные должностные лица орган отвечают на вопросы присутствующих корреспондентов.

Брифинг – краткое совещание с представителями средств массовой информации, где выражается позиция руководства органа внутренних дел по интересующему общественность вопросу, даётся информация о происшествиях за определённый период времени, конкретной работе органа, мнениях на рассматриваемую проблему, требующую своего разрешения.

Пресс-релиз – специальный бюллетень, подготовленный органом внутренних дел для работников средств массовой информации. Обычно в нём содержатся сообщение, информация о каком-либо событии, проблеме и т.п.

Сотрудники органов внутренних дел выступают перед журналистами и представителями иных средств массовой информации на радио, телевидении, в прессе; консультируют редакции по готовящимся публикациям, радио и теле передачам.

Большое значение в формировании положительного мнения о работе органов внутренних дел по укреплению правопорядка имеют связи с депутатами, представителями политических партий, движений, религиозных объединений и др.

К наиболее распространённым формам связи с представителями и лидерами указанных объединений, как показывает практика, относятся:

  • поддержание с руководителями и лидерами национальных землячеств, религиозных объединений постоянных отношений, координация усилий по предотвращению межнациональных конфликтов среди населения, в том числе через средства массовой информации;

  • участие представителей органов внутренних дел в съездах, конференциях, демонстрациях и других мероприятиях, проводимых общественными объединениями;

  • обмен информацией с депутатами, лидерами общественных движений и религиозных концессий;

  • интервьюирование лидеров партий, движений, землячеств по вопросам обеспечения общественного порядка и общественной безопасности в населённом пункте, обслуживаемом тем или иным органом внутренних дел, а также с целью выяснения общественного мнения о работе органов внутренних дел (милиции).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Курсовая работа по теме «Взаимодействие органов внутренних дел с негосударственными формированиями охраны общественного порядка» состоит из двух разделов:

первый – организационно-правовые формы участия граждан в обеспечении правопорядка, где деятельности общественных формирований дан правовой статус;

второй – взаимодействие органов внутренних дел с трудовыми коллективами, где проанализированы формы и методы этой работы, с учётом реально складывающейся социально-политической и экономической обстановкой в РФ на современном этапе развития.

Участие граждан, общественных формирований в охране общественного порядка постоянно совершенствуют формы и методы этой работы, что требует пристального анализа обучаемых практики этой работы в органах внутренних дел.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Конституция Российской Федерации.// Росс. Газета –1993.

  2. О милиции: Закон РСФСР от 18.04.91 г. (с изменениями и дополнениями, внесёнными законами РФ от 18.02.93 и 01.06.93 г.) // ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР - №16 1991 г. ст. 503; // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного совета РФ - № 10 1993 г. ст. 360, №32 ст.1231.

  3. Положение о милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ, от 12.02.93г. // Собрание актов президента и Правительства РФ - №7 1993 г. ст. 562.

  4. Положение о добровольных народных дружинах по охране общественного порядка, от 14.07.1974г. // сборник законодательных и иных нормативных актов об административной ответственности –М.1978 г.

  5. О частной детективной и охранной деятельности. В Российской Федерации от 11 марта 1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ – 1992 г., №17 – ст.888.

  6. Вопросы частной детективной и охранной деятельности. Постановление правительства РФ от 14 августа 1992г с изменениями внесёнными постановлениями Правительством РФ №951, №1282 от 1993г., №720,№ 921,№ 1453 от 1994г., №1058 от 1995г., № 22 от 1996г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. –1992г - №8 ст.506; 1993г. № 39 – ст.3690; // собрание законодательства РФ – 1994 -№17.-ст. 1989; 1995г. - № 2- ст.154; № 45. Ст. 4324.

  7. Положение о привлечении членов казачьих обществ к государственной и иной службе. От 16 апреля 1996г. // Собрание законодательства РФ – 1996г. №17 – ст.1554.

  8. Временная инструкция по организации работы внештатных сотрудников милиции. Приказ МВД РФ №420 от 20 ноября 1992г.

  9. Временное положение о Московской городской Народной Дружине // Вестник Мэрии Москвы – 1994г.- № 11

  10. Положение об общественных пунктах охраны порядка в г. Москве // Вестник Мэрии Москвы – 1996г.- № 23

  11. Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник. Часть особенная, под редакцией проф. А.П., Коренева. М. 1997г.

  12. Аникиенко С.А. Никулин М.И. Лицензирование и контроль за частной детективной и охранной деятельностью Хабаровск, 1997г.

  13. Закон «Об общественных объединениях» от 12 августа 1995г.

  14. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12.07. 1995г. //Росс. Газета –19957 16авг.

  15. « О мерах по усилению охраны общественного порядка в Республике Бурятия» от 18 ноября 1993г.