Латынь
вывел группу методов контроля и самоконтроля.Методы контроля и самоконтроля в обучении. (устный, письменный, лабораторный, машинный, самоконтроль). Устный контроль осуществляется путем индивидуального и фронтального опроса на занятиях.
Методы машинного контроля наиболее распространенный в дистанционном обучении. Программы для контроля могут быть нескольких видов контролирующие, тренажерные и обучающе-контролирующие. Программы для контроля составляют, как правило, по методике контрольных программированных упражнений. Методы письменного контроля предполагают проведение контрольных работ, сочинений, письменных зачетов.
При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями: *Соответствие методов принципам обучения. *Соответствие целям и задачам обучения. *Соответствие содержанию данной темы. *Соответствие учебным возможностям обучаемым: возрастным, психологическим; уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития). *Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени обучения. *Соответствие возможностям самих преподавателей.
Закон дидактики.
З.Д.- это внутренняя, объективная, существенная, необходимая, повторяющаяся связь явлений обучения, которая обуславливает проявление и развитие этих явлений. (если начался процесс обучения- начался и процесс воспитания). В социальных и гуманитарных дисциплинах законы принято называть закономерностями. Для этих дисциплин они всегда статистические (не динамические). Статистические законы предполагают различную степень отклонения результатов при одинаковых условиях (исходных данных). Специфика дидактич законов- отражение зависимости между всеми тремя элементами обучения (деятельностью преподавания, учения и содержания преподавания).
Например: психологические закономерн- это указания на зависимость м-ду деятельностью усвоения и содержанием учебного материала.
Различают 2 вида закономерностей: объективные и субъективно-оврашенные. Объективные- воспитывающий характер обучения. Обучение предполагает взаимоде-е трех элементов: учитель, ученик, содержание. Обучение возможно при условии активной деятельности учащихся. Обучение осуществляется при соответствии целей учащихся целям учителя. Суб-окрашенные- понятие усваиваются при условии их соотнесения с др понятиями. «повторение- мать учения», наглядное преподавание. Вариативность занятий формирует готовность переноса знаний.
Методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя.
Метод обучения - способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. Понятие метод употребляется как философское направление, исходное для ученого и для учителя. В традиционной школе это всегда диалектический материализм. Сейчас метод выбирается индивидуально. Диалектика- наука о всеобщих связях и развитии. Диалектич метод- конкретный подход ко всему.
Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала. Деятельность- целенаправленное отношение к деятельности с точки зрения приспособления ее к жизни в своих интересах.
На основе теории деятельности Бабанский систематизировал методы обучения. Исходя из данных психологии, что мышление тоже деятельность, разделил методы на 3 основные группы. На основе деятельности опосредования выведена группа методов организации и осуществления учебно-позновательной деятельности. На основе деятельности регулирования- методы стимулирования и мотивации. На основе деятельности контроля- вывел группу методов контроля и самоконтроля.
Методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя. Они выделены на основе оценки меры самостоятельности учеников. Эти методы включают в себя все предыдущие методы, но чаще всего это методы работы с учебником и учебными пособиями. Учитель не должен заставлять учеников закрывать учебники во время объяснения материала, наоборот, они должны следить за ним, задавать вопросы, после- делать выводы из прочитанного. +++ ученик ставит цели, делает выводы, правильно говорит, много работает самостоятельно.
При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями: *Соответствие методов принципам обучения. *Соответствие целям и задачам обучения. *Соответствие содержанию данной темы. *Соответствие учебным возможностям обучаемым: возрастным, психологическим; уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития). *Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени обучения. *Соответствие возможностям самих преподавателей.
Звенья процесса обучения.
5-е звено рассматривают не только как обобщение на уровне систематизации учебного материала, для чего есть уроки обощения, но и как выполнение необходимых по теме творческих заданий. Педагогика пришла к выводу о недостаточности характеристики процесса обучения только по звеньям. Цель- дать базовую культуру личности. Базовая культура- это и психологическая, и педагогическая, любая, связанная с общим образованием. Ее смысл- найти человеку нишу в обществе. Нормативный характер педагогики предполагает рассмотрение процесса обучения в продолжении его на внеурочную фазу. Разработано положение об этапности процесса обучения. Урочная фаза (в стенах школы) включает этапы:
*1 организации (и самоорганизации), ознакомление учащихся с фрагментом содержания образования. Звенья 1,2,3.
*2. Организац (и самоорганизац) применения содержания в учебной практике. Звенья 4,5.
*3 внеурочная фаза. Это организация и самоорганизац применения содержания в жизненной практике.
Этой внешней стороне процесса соответствует внутренняя- его логика, которую принято делить на 3 ступени в соответствии с этапами: 1. Включение учащихся в содержание образования. 2. Формирование индивидуализированной модели содержания образования. 3. Формирование общезначимой модели содер образов. Этапы и логика как нормативные категории пед-ки расширяют сферу действия звеньев обучения, т.е. делается попытка приблизиться к решению проблемы формирования базовой культуры личности.
ПЕРВЫЙ КУРС
Методы научно-педагогических исследований.
Методология- это исследование не урока, а того, с помощью чего исследуется урок. Методология- учение об методологических уровнях, о принципах построения и способах научно-позновательной деятельности. Говоря о М, речь идет о научно-позновательной или исследовательской деятельности, но не о практической. Действие начинается когда произошел сдвиг мотива на цель. Мотив- опредмеченная потребность. Педагогика изучает деятельность как результат. С развитием науки появляются частные науки, а следовательно частные деятельности. Так появились: теория деятельности воспитания, обучения, образования… Методология призвана исследовать методы и средства исследовательской деятельности в педагогике. Она выполняет нормативную и регулятивную функции. И методологическое знание может выступать либо в дескриптивной (описательной), либо в прескриптивной (предписательной, нормативной, направлена на регуляцию деятельности, разработка рекомендаций) формах.
Методология делится на 4 уровня: 1.философский: составляет общие принципы познания и категориальный строй науки. Методологич функцию выполняет всё философское знание в целом. 2.общенаучная: уровень содержательных общенаучных концепций, воздействующих на большую совокупность научных дисциплин. Это например системный подход. 3.конкретно-научная: совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в спец научной дисциплине. Это проблемы специфические для научного познания конкретной облатси. Это уровень педагогики. 4.методика и техника исследования: т.е. набор процедур, обеспечиваю щих получение единообразного и достоверного эмпирического материала, его первичную обработку, после чего он может включаться в собственные теории.
Связь педагогики с другими науками.
Совершенствование пед деятельности предполагает ее знание др наук о человеке, его развитии и формировании. П тесно связана с социологией, биологией, философией, психологией, экономикой. При создании гос стандартов учитываются психологические особенности возраста детей, при разработке содержания образования используется весь комплекс наук о человеке, природе, обществе. Связь П с социологией отражается в социальной педагогике, что привело к появлению новой специальности социальный педагог, как организатор воспитательной деятельности детей, просветительской работы с родителями, поддержание связей с др воспитательными учреждениями, знакомство с культурой. Возрастает удельный рост комплексных исследований, когда ученые, работающие в различных областях, сообща изучают проблему воспитания и обучения. % социологи изучают общественные условия, экономисты- экономич основу для развития образования, кибернетики- систему управления, биологи и психологи- особенности развития и мышления. Т.о. необходимо осознать как непедагогические знания ассимилировались педагогикой.
Вопрос № 1 Мировоззрене и его исторические формы
ФИЛ-ИЯ – часть духовной культуры. КУЛЬТУРА – способ человеческой деятельности, сохраняемый и передаваемый другим поколениям. Она отвечает на вопрос КАК? и ЗАЧЕМ? САМООПРЕДЕЛЕНИЕ – понимание жизни, т. е. Наличие неких ответов на некие вопросы (Что есть мир?, Что есть он сам?, Как устроен мир?). МИРОВОЗЗРЕНИЕ – это сис-ма образов, представлений, понятий при помощи которых человек (группа, общество) духовно определяются в мироздании, т. е. Так или иначе понимают мир и себя. Характерным признаком мировоззрения (в отличие от взглядов на жизнь) является наличие оппозиции: Я (мы, общество, человечество) – внешний мир.
МИФОЛОГИЧЕСКОЕ М-ИЕ. Впервые эта оппозиция (Я – внешний мир) встречается в мифах. Не существует ни одного народа, который бы не прошел эту стадию самоопределения: Откуда он (человек)?, Кто его герой?, Кто враг?, Что есть счастье, благо, зло? Все мифы именно об этом.
Особенности мифологического самоопределения:
1 – Всё мироздание объясняется по типу кровного родства, т. к. только такие отношения были понятны, наглядны.
2 – Нет разделения на идею вещей и сами вещи. Материальное и идеальное слитно.
3 – Синкретизм (нерасчленённость) мифов
4 – миф имеет практическую направленность, а не теоретическую. Это значит, что человек извлечёт для себя нормы жизни, построит свою жизнь, защитит себя от болезни, нужды, смерти.
ФОРМА – принцип организации чего-либо.
РЕЛИГИОЗНОЕ М-ИЕ. На миф-ой стадии религия не вычленяется из мифов, это видно из того, что все племенные боги мыслятся как мифические существа, т. е. Они существуют в реальной жизни. Кристаллизация рел-ии начинается с монотеизма, религ-ое сознание не сливается с мифом. По сути и смыслу религ-ое мир-ие – есть особый способ образования бытия, а именно: при этом способе мышления мир мыслится как проявл-ие активности вне меня находящегося субъекта. В этом смысле бог объективен. Быть объективным – находится вне моего сознания. Значит всё многообразие форм мира исходит от этого субъекта (бога), и я тоже обязан ему своим существованием. Наша жизненная задача состоит в том, что бы сохранить чистоту души (дар божий), тогда мы и осуществимся в истинном бытии. Существование – наша повседневная жизнь. Но наша жизнь меняется и за этими изменениям и стоит сущность. Сущность – божественное существование. «Религия – это отношение духа к духу» – Гегель.
Вопрос №2 Идеи восточной (Китай, Индия) и европейской (Греция) предфил-ии
Предфил-ей называется то состояние в дух. культуре, при котором формируются превые теорот-ие установки, предприним-ся поп-ки уйти от мифолог-го объяснения мира к понятийному.
КИТАЙСКАЯ Ф-ИЯ. Кит-ие предфил-ие установки: 1 – Конфуцианство; 2 – Легизм (основ-ль – Фа-Цзя); 3 – Даосизм. Все 3 направл-ия очень показательны. Они характеризуются тем, что в них даётся попытка не мифолог-ого объяснения. Китай раздроблен, господствовала восточная диспотия, нет закона. Для китайцев большое зн-ие имели иерархия и культура предков.
Конфуций – это реальное лицо (551 – 479 до н. э.). Он преподавал язык, литературу, мораль, политику. Большим поводом для размышлений стало путешествие. «Луной» - трактат Конфуция. В целом лит-ые трактаты – попытка выстроить сис-му моральных взглядов вне мифа и религии. Кон-во – учение о земной цели жизни, о создании гармоничного общества через воспитание гарм-ой личности.
Небо – духовная сила и человек несёт в себе дух-ое начало. Это начало и есть Дао (дух-ый путь). Задача человека совершенствовать дух-ое начало. Дао – первооснова и завершение всего существующего и происходящего. Проскальзывает мысль о вечности , несотворённости и вездесущности дао. Дао первично
ВОПРОС №3 ПЕРВЫЕ ГРЕЧЕСКИЕ ФИЛОСОФЫ
ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛ-ИЯ. Античная фил-ия возникла в первой Ѕ VI в. до н. э. В малоазиатской части тогдашней Эллады – в г. Милете. => первая школа – милетская. К ней принадлежат Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, и их ученики. В своих ещё наивных представлениях о мире милетцы опирались на более древнее мировоззрение Гомера и Гесиода, освобождая его от мифолог-ой формы и перерабатывая в соответствие с начатками научного мышления своего времени. Все античные философы – материалисты, т. е. началом всех вещей они считали землю, воду, огонь, воздух и т. д. здесь в основном предпринимаются попытки объяснить происхождение и сущность вещей, мира. Античная предфил-ия основывается на живом чувственном восприятии матер-ого мира, она формировала понимание деятельности как изменчивой, становящейся, совмещающей в себе противоположности. Философы ранней греч. классики говорили о всеобщем и вечном движении. В тоже время представляли себе космос в виде чего-то вечного и пребывающего в покое. Это была универсальная предфил-ия, пред-ия движения и покоя. Аристотель считал первым диалектиком Зенона Элейского. Именно элейцы впервые резко противопоставили единство и множество, или мысленный и чувственный мир.
ВОПРОС №4 ФИЛОСОФСКИЕ ПОЗИЦИИ ГЕРАКЛИТА И ДЕМОКРИТА
Гераклит принадлежит к милетской школе. По своим взглядам – материалист. Первоосновой считал огонь. Гераклит объявил сущностью судьбы логос, пронизывающий субстанцию Вселенной. Это эфирное тело, сперма рождения Вселенной и мера назначенного круга времени. По мнению Гераклита, человек обладает 2-мя средствами познания истины: чувственным восприятием и логосом.
Демокрит (460 – 370 до н. э.) – величайший древнегреческий материалист, всесторонне разработавший атомистическую фил-ию. По его мнению всё многообразие окружающего мира сложилось путём сочетания мельчайших чатиц (атомов). Их не так много, но различные комбинации и пораждают всё то многообразие вещей. Атомы он называл «что», а пустоту – «ничто». О мышлении он говорит, что оно бывает при гармон-ом состоянии души относительно составляющей её смеси. Гармон-ое состояние души зависит от состояния физ-ого тела. Есть 2 вида познания: истиный (познание умом) и тёмный (чувственное познание (глаза, нос, уши, язык…)). Демокрит говорит, что подобные вещи притягиваются друг к другу. Тело приводится в движение душой. Душа не имеет частей и у неё нет многих способностей; мышление тождественно с ощущением и они происходят из одной способности. Душа смертна и она уничтож-ся вместе с телом.
ВОПРОС №5 СОФИСТЫ. СОКРАТ.
Со 2-ой Ѕ V в. до н. э. Софистами назывались платные учителя фил-ии, красноречия и искус-ва спора. В этот период деятельность соф-ов была прогрессивной и отвечала потребностям демократического общества, в котором убеждение, а тем самым слово и умение владеть им были жизненно важны.
Тезисы софистов: 1 – ничего не существует вне круга моего сознания, 2 – если и существует, то непознаваемо (т. к. все люди разные, с разным восприятием и разным отношением к чему-либо), 3 – если познаваемо, то не передаваемо.
Софисты своей субъективистской позицией вносят в фил-ию релятивизм (относительность). В своём релятивизме они доходят до агностицизма (невозможность знания). Агностицизм – уязвимая сторона софистов. Это отметили Сократ, Платон. Но соф-ая позиция сильна своим антидогматизмом (не одно мнение не священно). Софисты – это выражение эпохи свободы. Соф-ая поз-ия явл-ся следствием этой свободы. Соф-ая поз-ия – проявление большого потенциала. религия возникает из того что люди любят, что им полезно. Религия – это выдумка простонародья для выполнения законов. Софисты призывают к активности, т. к. и буддисты, и софисты исходят из одних и тех же принципов, установок, но они сделали разные выводы. Буддисты призывают к самососредоточению, растворению в себе до нирваны, а софисты призывали к активности, т. к., по их мнению, каждая субъективная точка зрения имеет право на жизнь.
Оппонент софистов – Сократ (470 – 399 до н. э.). он не писал никаких трудов, т. к. считал, что ценность имеет живая мысль. => у него было много учеников, слушателей (Платон). Мы знаем о С. по переложениям Платона. Сократ не во всём оппонирует софистам. Он согласен в том, что истина – это некий космический ум, некий логос вне меня, некий богоум и он согласен в том, что знания, истина – это внутреннее содержание моего сознания. Но он не согласен с
ВОПРОС №6 ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА
Платон (427 – 347 до н. э.) открывает в фил-ии линию П. С ним связывают осмысленный идеализм. От его концепции идей идёт линия идеализма. В соответствии со своими представлениями о том, что вещи эйдичны (оформлены), он считает, что ведущим моментом в образовании явл-ся эйдос (или форма, идея, вид.). Платона интересовало начало вещей. Платон называет идеей принцип организации вещи. Он говорит, что каждая вещь имеет свой принцип организации. Знать вещь – значит знать её идею.
Характер-ки идей:
1 – нечувственность идеи (идея идеальна);
2 – объективность идеи (идея принадлежит вещи, а не приписывается нами этой вещи);
3 – когда мы познаём вещи и явления мира, то идея, как общее в вещах, она является ведущей в познании, т. к. вне понятия общего нельзя осмыслить единичную вещь.
Главная задача познания – понять идею, принцип организации вещи. Понять вещь – значит мысленно реконструировать её в сознании. Для этого и дан разум. => Разумность – высшее свой-во чел-ка. На вопрос, где сущность идеи, у Платона нет теоретического обоснования, у него мифолог-ие ответы: сущность идеи наход-ся на звёздах.
софистами в том, что содержание сознания является только субъективным. Он настаивает на существовании всеобщих => объективных начал,
заложенных внутри чел-го сознания, т. е. он против релятивизма. Исходным материалом является сфера морали (если есть мораль, «идея высшего блага», то значит у людей существуют твёрдые основания, всеобщие для всех людей (понятия о красоте, добре, зле, мужестве…))
С. считает, что истина касается и говорит нам о сущности вещей, с а до неё можно добраться только умозрительно. У С. есть метод познания, как выйти на знание сущности вещей. Для этого надо: 1 – поставить под сомнение все существующие мнения, увидеть уязвимую сторону мнения с помощью иронии; 2 – поставить мнение в ситуацию диалога (происходит проверка правильности мнения, отфильтровка всего ненужного). Умение вести диалог – это есть диалектика на тот период; 3 – выработанная в диалоге истина не м/б окончательной, она процессуальна, она добывается моим субъективным усилием, а не просто даётся.
Истина по С. только тогда истина, когда она выражает всеобщее в вещах. Истина выражена в понятиях. Задача фил-ов состоит в выработке таких понятий в которых бы была выражена сущность. С. интересует гносиология в отличие от досократиков, которых интересует прежде всего начало вещей, сотворение мира и т. д. С С. начинается рационалистическая позицияв евр-ой фил-ии. Евр.- ий рационализм дал начало евр-ой науки, пром-ти и т. д.
Ницше увидел упадничество Сократовской фил-ии, т. к. по его мнению всё, что заключено в понятия – это перестаёт развиваться, перестаёт жить.
Трагедия С. в том, что он перерос своё общество, и он герой. С жил не по нравственным, а по моральным законам. Нравственные з-ны – стихийно выработанные принципы, а моральные з-ны – лично-выработанные жизненные принципы.
Религия требует верить в бога. Вера – состояние сознания, не научный постулат => научная критика не действует на верующих людей. Культурный смысл и значение религии состоят в том, что она является особым способом организации внутреннего мира человека. При таком способе организации человек не чувствует себя бессмертной песчинкой мирового хауса, - + - человек чувствует у себя наличие авторитета (бога), - + - для человека изначально задаётся смысл жизни (сохранить чистоту души, не утерять божеств-ую сущность). Верующий ч-ек и пассивен, и активен. Пассивен, т. к. полагается на бога, а активен, т. к. активно следует всем заветам.
ФИЛОСОФСКОЕ М-ИЕ. Ф. М. Могло сложится только тогда, когда в культуре могла сформироваться теоретическая установка. ТЕОРИЯ – умозрение. ОСОБЕННОСТЬ состоит в том, что в ней человек выступает как бы незаинтересованным наблюдателем мира. При такой установке важен вопрос «Насколько истинны мои представления о мире?», т. е. Критическое отношение к себе. Ф-ия берёт на себя критическое отношение к собственному сознанию. Ф-ия – есть рефлексия на собственное сознание. Она аналитически относится к собственному сознанию. Такого аналит-ого утверждения нет ни в одной другой установке. Ф-ия – социальная область чел- ой культуры в силу вопросов, которые она ставит перед собой: «ситуация сознания в объективном мире» - формула Мармадашвили (отношение нашего сознания к бытию – стержень фил-ии).
Фил-ия – это дискуссивное мышление, т. е. Рассуждение. Фил-ия в ходе своего развития вырабатывает ряд своих собств-ых понятий, т. к. рассуждать можно только исходя из ряда лог-их понятий (сознание, материя, субъект, объект, причинность, сущность, бытие, небытие). Фил-ия первая вырабат-ет свой дискурс => создаётся почва для развития науки => фил-ия – условие развития науки. Фил-ия – не есть наука, это особая форма чел-ого сознания, но роднит её с наукой дискурсивное мышление.
Культурные ф-ии фил-ии:
1 – Т. к. центр-ая проблема – проблема о ситуации сознания в объект-ом мире, то фил-ия способна не явную проблему сделать явной и тем самым сделать её предметом соц-ого рассмотрения.
2 – в духовной культ-ре фил-ия позвол-ет занять любую критич-ую поз-ию, фил-ия учит не принимать никакого утв-ия на веру. Любую трад-ию в толковании мира фил-ия не принимает.
3 – фил-ия впервые выр-ет и поддерживает культуру теорет-ого мышления.
по отношению к богу. Нередко о дао говорится как о живом существе. В даосизме существует учение о 2-х дао: безымянное (постоянное) и дао, обладающее именем.
Легисты противопоставляли конфуц-му ритуалу «ли» закон «фа». Они целиком отказались от методов убеждения, т. е. От нравственного принуждения, положившись на правое принуждение и наказание. Совесть они заменили страхом. Представления о гос-ве как о большой семье заменены представлениями о гос-ве как о бездушном мех-ме. Место добродет-ых мудрецов заняли чиновники, место добод-ля-отца – деспот-гегемон. Легисты: «доброта и человеколюбие – мать проступков»; Конфуц-ий: «злая природа чел-ка измен-ся воспитанием».
ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛ-ИЯ. Предфилософская мифология нашла своё выражение главным образом в эпических произведениях Гомера и Гесиода. Античная фил-ия возникла в первой Ѕ VI в. до н. э. В малоазиатской части тогдашней Эллады – в г. Милете. => первая школа – милетская. Главная её заслуга в том, что здесь впервые происходит разрыв с мифологической формой мировоззрения. К ней принадлежат Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, и их ученики. В своих ещё наивных представлениях о мире милетцы опирались на более древнее мировоззрение Гомера и Гесиода, освобождая его от мифолог-ой формы и перерабатывая в соответствие с начатками научного мышления своего времени. Все античные философы – материалисты, т. е. началом всех вещей они считали землю, воду, огонь, воздух и т. д.
Билет №8.
Аристотель: учение о форме и материи, понятие о сущности вещи.
Для А сущность вещи, общая вещь, эйдос вещи прибывает только в вещи и является неотъемлемой. Вещь вполне самобытна, и именно она обладает подлинным бытием и изучению подлежат как раз сами вещи. А интересует жизнь вещи. Для объяснения многообразия мира он использует категории материи и форм. А у Платона идея – это прообраз вещи, для А ейдос и форма означают единство вещи. Материя это «то, из чего» состоит. Материя существует в конкретной форме. Без формы материя лишь возможность вещи. Эта возможность становится действительностью только тогда, когда она оформлена. Этот момент
Билет №12
Особенности христианского мировоззрения.
Христианское мировоззрение стало доминирующим, во многом благодаря ряду социально сильных идей:
Идея равенства людей перед Богом, Идея спасения за праведно прожитую жизнь, Идея самостоятельной духовной жизни.
Христианство сформировало идеал человека. Это постулат о сыне Божьем. Сын – свидетельство о Боге на Земле.
Отличие Бога христианства:
1.Философские боги – высокий
Билет№13
Патристика и схоластика.
ПАТРИСТИКА – совокупность литературных произведений в пределах II-VIII вв. в которых сформулированы основные церковные догматы, тиологии и философия христианства. В пределах II-IV вв основным содержанием является апологетика святого писания. (защита христианства от язычников). V-VIII вв – устоявшаяся система догматов. К V в теологические толкования мира становятся тотальными.
Ветхий завет – I
Новый завет – II
Их толкования – II-v
Догматика – VI-VIII
Имена: Климент Александрийский, Ориген, Августин, Иоан Златоуст.
Климент: Философия – средство защиты с помощью рациональных понятий.
Ориген Александрийский: из философии греков следует взять рационализм, чтобы прояснить положительную религию. Правильное применение ф-и не вредит библии. Августин: разработка идей креационизма. Бог –
Билет №14.
Особенности возрожденческого мировоззрения.
Идет возрождение идеалов античности в части интереса к природе, человеку и гражданской жизни. В философии: на первый план выходят гуманисты, они и есть философы этого периода. Гуманистами они называют себя сами, желая подчеркнуть противоположность своего видения мира от видения мира схоластикой.
1.В эпоху В художники впервые были осознаны как интеллектуалы.
2.Диалектика христианской мифологии Николая Кузанского, он был координалом, епископом, из простой семьи. «Ученое незнание». Он придерживается отрицательной теологии (бог не может быть сведен ни к какому набору качеств, потому что он во всем). Он вводит понятие АБСОЛЮТА. Говоря об ученом незнании он говорит: истина не есть нечто противоположное заблуждению. Она не отделима от заблуждения. Меняется само понимание диалектики. В античные времена – искусство ведения
Билет №15
Гуманистическая концепция христианской философии Эразма Ротердамского.
Э.Ротер. его лучшее произведение «Похвала глупости», «О свободе воли», «Эпикуриец».
Основная идея философии Христа – идея этики. По его мнению философия Христа д.б. свободной игрой разума, а не исподвижной догматой. Вера в христ. догматы должна быть заменена любовью и милосердием. Он трактует христианство как завершение всех мировых религиозных поисков. Христианство должно вобрать в себя все то, что мудро, талантливо, человечно. В философии Христа мир должен пониматься как благой и прекрасный, данный людям для радости. Человек должен благодарить бога, что он живет, созерцает, размышляет. Эразм считает, что Христос эпикуреец.
Билет №10.
Особенности эллинистического мировоззрения. Эпикуреизм.
ЭЛЛИНИЗМ не означает национальной принадлежности. Конец IVв до н.э.-I в н.э. Эллины: Платон, Аристотель. Эллинизм – культурологическая характеристика той эпохи. Для историков Э.- влияние греческой культуры на страны востока (в связи с А.Македонским и римскими походами) Этим термином обозначаются духовные процессы смешения греческой и восточной религии. эллинство это слой людей, объединенных почитанием греческой культуры. В области философии не появляется оригинальных идей. Но идет классификация, копирование, критика греческих идей. В философской проблематике появляют
Билет №11.
Особенности эллинистического мировоззрения.
Стоицизм. Скептицизм.
ЭЛЛИНИЗМ не означает национальной принадлежности. Конец IVв до н.э.-I в н.э. Эллины: Платон, Аристотель. Эллинизм – культурологическая характеристика той эпохи. Для историков Э.- влияние греческой культуры на страны востока (в связи с А.Македонским и римскими походами) Этим термином обозначаются духовные процессы смешения греческой и восточной религии. эллинство это слой людей, объединенных почитанием греческой культуры. В области философии не появляется оригинальных идей. Но идет классификация, копирование, критика греческих идей. В философской проблематике появляются новые акценты, на задний план уходят вопросы политики, большой интерес к опыту, а не к теории.
СТОИЦИЗМ. (IIIв до н.э.)
Представители: Хрисипп, Сенека, Понеций, Марк Аврелий.
Основная забота: как жить правильно. У них очень много идей антологического порядка, взятых у Платона и Аристотеля. Они признают: «бога перводвигателя» и др. Материя – есть дьявол из-за ее постности, слепости. Логос пытается воплотиться в материю, но она сопротивляется. Логос это разум. Сопротивление логоса и материи – судьба вещей. Ваша судьба – стихия сочетания логоса и материи. Как жить? Принять свою судьбу и нести ее с достоинством.
ся новые акценты, на задний план уходят вопросы политики, большой интерес к опыту, а не к теории.
ЭПИКУРЕИЗМ – нейтральное в этом периоде. Последователи: Лукреций Кар. Исходные позиции – эпикур по убеждению наследник атомистов. Он говорит о большой свободе атомов. Он вошел в историю тем, что проповедовал отдельную жизненную позицию, первичная реальность – отдельный человек, и общество – вторично. Счастье отдельного человека фундаментально для общества. «Живи скрытно» - девиз Эпикура, т.е. не зависеть от