Социальная динамика и ее проявление в общественных изменениях и процессах

СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ В ОБЩЕСТ-

ВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ И ПРОЦЕССАХ


 2Вопросы:

1. Социальная динамика, социальные изменения, социальное

развитие и их соотношение. Содержание и направленность социально-

го развития.

2. Социальные противоречия как источник социального разви-

тия, их классификация и характеристика основных видов.

3. Сущность, структура и формы проявления социальных конф-

ликтов.

4. Социальные процессы, их структура, закономерности, клас-

сификация и характеристика основных видов.

5. Социальные изменения в современном российском обществе,

их обусловленность.

6. Социальные процессы в Вооруженных Силах Российской Феде-

рации.

7. Глобальные социальные процессы. Их характер и направлен-

ность.


 2Литература:


Актуальные проблемы развития военной социологии в условиях

перестройки армии и флота.- М.: ВПА, 1990.

Ведерников В.Н. Военная социология: вопросы теории, методо-

логии, истории и практики.- М.: Г.А.В.С. 1994

Дмитриев А.В., Степанов Е.И., Чумиков А.Н. Российский социум

в 1995 году: Конфликтологическая экспертиза (первое полугодие)

"Социологические исследования", 1996, N1.

Ельцин Б.Н. Послание Президента Российской Федерации Феде-

ральному Собранию. "Российская газета", 1996, 27 Февраля.

Ельцин Б.Н. Свобода и демократия - главное условие прогресса

и процветания . Выступление перед Федеральным Собранием. "Рос-

сийская газета", 1996, 24 февраля.

Рукавишников В.О. Социологические аспекты модернизации Рос-

сии и других посткоммунистических обществ. Социологические иссле-

дования", 1995, N1.

Социологическая и социально-политическая ситуация в России:

состояние и прогноз.- М.: 1993.

Социология. Учебное пособие.- М.: 1994, с.72-111.

Страна на пути реформ. Трудностей, конечно, хватает. Но они

преодолимы. "Российская газета", 1996, 29 февраля.


 21. 0  2Социальная динамика, социальные изменения, социальное


- 2 -


 2развитие и их соотношение, содержание и направленность

 2социального развития.


Все в мире находится в постоянном движении, в том числе и

социальная материя. Однако характер, направленность, интенсив-

ность движения могут быть различными. Для обозначения этих разли-

чий движения социальной материи в социологии и существуют такие

понятия как "социальная динамика","социальные изменения","соци-

альное развитие","социальный прогресс","социальный регресс" и

т.д. Принципиально важно с методологической точки зрения вникнуть

в содержание этих категорий. Итак,социальная динамика. Это поня-

тие в обиход ввел О.Конт - основоположник социологии. Он употреб-

лял его, во-первых, как противопоставление социальной статике,

для обозначения социального движения. Во-вторых,- как смену сос-

тояний общественных явлений. Таким образом, социальную динамику


1


можно определить как социальное движение, как смену состояний об-

щественных явлений и образований, общества в целом.Близкое к нему

по смыслу понятие "социальные изменения". Социальные изменения -

это нарушение тождества социального явления, процесса с самим со-

бой или с подобным ему социальным явлением, процессом. Любое яв-

ление, процесс в какой-то момент тождественно самому себе или по-

добному ему явлению, процессу, но по прошествии какого-то времени

это тождество нарушается, что говорит о том, что в данном явлении

произошли изменения. Древнегреческий философ Гераклит это выразил

следующим афоризмом: "Дважды нельзя войти в одну и ту же реку.

Все - течет, все - изменяется."

В каком же соотношении находятся понятия: "социальная дина-

мика" и "социальные изменения"? Если исходить из положения, что

"Движение, в применении к материи,- изменение вообще", 51 0 то эти

понятия находятся в непосредственной диалектической связи. Они

друг друга обуславливают и раскрывают. Употребляя понятие "соци-

альная динамика", мы имеем в виду движение общества, смену его

состояния, которые проявляются в изменениях, происходящих эконо-

мической, политической, социальной, духовной сферах, в изменениях

конкретных социальных явлений и процессов.

Что касается понятия "социальное развитие", то оно отражает

необратимое, направленное, закономерное изменение социальных яв-

лений или процессов, в результате которого они переходят в новое

качественное состояние (изменяется их состав или структура).

Следует подчеркнуть, что только одновременное наличие всех


- 3 -


трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других

изменений: обратимость изменений характеризует процессы функцио-

нирования (циклические воспроизведения постоянной системы функ-

ций); отсутствие закономерностей характерно для случайных процес-

сов катастрофического типа; при отсутствии направленности измене-

ния не могут накапливаться, и поэтому процесс лишается характер-

ной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии. 52

Из этих рассуждений видно, что социальное развитие и соци-

альные изменения неразрывно связаны между собой. Социальное раз-

витие является одним из проявлений социальных изменений.

Определив понятия "социальная динамика", "социальные измене-

ния" и "социальное развитие", их соотношение, рассмотрим более

углубленно содержание и направленность социального развития.

Существенной характеристикой процессов развития является

время, так как. во-первых, только время выявляет направленность

развития. Поэтому история научных представлений о развитии начи-

нается лишь с тех пор, как сформировались теоретические представ-

ления о направленности времени. Это связано с утверждением хрис-

тианства, выдвинувшего идею линейного развития времени, которая

распространялось проповедниками лишь на сферу духа, а из сферы

естественных процессов полностью изгонялась.

С возникновением эмпирической науки нового времени идея ли-

нейного направления развития времени пробивает себе дорогу в исс-

ледованиях природы и ведет к формированию представлений о естест-

венной истории, о направленных и необратимых изменениях в природе

и обществе. Переломную роль здесь сыграло создание научной космо-

логии, теории эволюции в биологии, геологии. Идея развития прочно

утверждается в естествознании и почти одновременно становится

предметом философского исследования. Это имеет место в философии

─────────────────────────────────

1. ЭНГЕЛЬС Ф. Диалектика природы.- М. Политиздат,1995, с.197

2. См. Большая советская энциклопедия. Т. 21.-М: Изд-во "Сов.

энциклопедия," 1975, с.409


2


Гегеля. Опираясь на диалектический метод, он не только показал

универсальность принципа развития, но и раскрыл его всеобщий ме-

ханизм и источник - возникновение, борьбу и преодоление противо-

положностей.

Идея развития была взята на вооружение социологами при ана-

лизе общества и его истории. И О. Конт, и Г. Спенсер, и Э.Дюрк-

гейм, и К.Маркс рассматривали общество,его структуры как постоян-


- 4 -


но развивающиеся феномены. Правда, О.Конт, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм

разделяли концепцию эволюционного развития, К.Маркс и его после-

дователи - революционного. К.Маркс считал революцию локомотивом

истории.

Так в социологии сложились две концепции во взглядах на раз-

витие общества: эволюционизм и марксизм. На их основе сформирова-

лись два течения - реформистское и революционное.

Не вдаваясь в анализ этих концепций, подчеркнем мысль о том,

что как та, так и другая концепции подвергаются критике и в за-

падной, и отечественной социологии.

Что же является методологической основой определения харак-

тера и направленности социального развития?

Очевидно, что этой основой должно выступать учение Гегеля о

развитии. При опоре на данное учение можно сформулировать следую-

щие сущностные характеристики социального развития.

1. По своему характеру социальное развитие представляет со-

бой количественные накопления каких-то изменений в социальных яв-

лениях, процессах, обществе в целом, которые на каком-то этапе

(когда будет нарушена мера, характеризующая их устойчивость),

приведут к качественным изменениям данных явлений, процессов, об-

щества в целом. Например, если в обществе будут успешно прово-

диться реформы, результатом которых станет рост производства ма-

териальных благ, обогащение народа достижениями культуры, совер-

шенствование системы управления на основе демократических принци-

пов, улучшения жизненного уровня трудящихся, то по прошествии ка-

кого-то времени общество выйдет на качественно новый этап в своем

развитии. Причем, этот скачек в общественном развитии не обяза-

тельно должен носить революционную форму.

Отличие реформистского или эволюционного характера развития

общества от революционного состоит в том, что в процессе преобра-

зования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной

жизни (порядков, институтов, учреждений и т.д.) не устраняются

основы существующей социально-политической структуры и данного

общественного строя. Революционный же характер общественного раз-

вития означает слом самих основ функционирования экономических и

политических институтов данного общества, принципиальные измене-

ния в его структуре. Поскольку в основе революционного характера

развития общества лежит разрушение, то он является болезненным

для общества и может не продвинуть его вперед к совершенству, а

наоборот, отбросить назад. История это подтверждает не единичными

примерами.

2. Источником социального развития является борьба противо-

положностей: социального прогресса и социального регресса, нарож-

дающегося и умирающего в общественной жизни.


- 5 -


Социальный прогресс - это последовательное восхождение к бо-

лее сложным формам общественной жизни, которое осуществляется в

результате разрешения противоречий, развертывающихся на предыду-

щих этапах и фазах общественного развития. Механизм общественного

прогресса состоит в возникновении новых потребностей в различных

сферах общественной жизни и изыскании возможностей их удовлетво-

рения. Эти новые потребности возникают как результат производс-


3


твенной деятельности человека, они связаны с поиском и изобрете-

нием новых средств труда, общения, организации общественной жиз-

ни, с расширением и углублением масштабов научного знания, услож-

нением структуры творческой и потребительской деятельности чело-

века. 51

В категории "регресс" находит свое отражение изменения в об-

щественной жизни, идущие в противоположном прогрессу направлении,

то есть идущие по нисходящей.

Действительно, в процессе развития любого явления будь то в

природе или обществе что-то нарождается, а что-то отмирает. Так,

в живом организме идет разрушение клеток и возникновение новых

(ассимиляция и диссимиляция) в результате организм живет. Ассими-

ляция и диссимиляция - источник жизни организма. В обществе таким

источником является борьба прогресса и регресса, нового со ста-

рым.

3. Социальное развитие общества, тем более его структурных

элементов (государства, институтов, организаций) осуществляется

не прямой линии от низшего к высшему, а по восходящей спирали.

Это означает, что не всегда и не во всем в "борьбе" прогресса и

регресса "победу" одерживает прогресс. Возможны и "поражения".

Например, деятельность отдельных организаций государства может

быть реакционной, возможен откат назад и общества в целом. Исто-

рия знает немало подобных примеров. Однако, в целом общественное

развитие идет по восходящей, тенденция его развития - это движе-

ние к более высокой организации общественной жизни.

Таким образом, социальное развитие характеризуется самовосп-

роизводством общественных систем и прогрессивной направленностью.

Из анализа сущности социального развития видно, что оно яв-

ляется результатом разрешения социальных противоречий: прогресса

и регресса, старого с новым, нарождающегося с отмирающим. Чтобы

углубиться в проблему социального развития, следует раскрыть, что

представляют собой социальные противоречия, их классификацию,

причины возникновения и способы разрешения.


- 6 -


 22. Социальные противоречия как источник социального развития,

 2их классификация и характеристика основных видов.


Социальные противоречия - это отношения между противополож-

ностями в любом социальном явлении, образовании или обществе в

целом. Они возникают в процессе развития прежде всего социальной

сферы или сферы социальных отношений, выражающих противоположные

или расходящиеся тенденции этого развития. 52 0 Например, сегодня в

постсоциалистических обществах такими противоречиями являются:

- между необходимостью удовлетворения насущных материальных

и духовных потребностей людей и падением уровня материального и

духовного производства;

- между обнищанием основной части населения и обогащением

небольшой группы предпринимателей, коррупированной части госу-

дарственного аппарата, мафиози;

- между колхозным крестьянством и фермерами;

- между населением страны и преступным миром и т.д.

Социальные противоречия в обществе играют двоякую роль: с

одной стороны, как уже отмечалось, они являются источником соци-

ального развития, и в этом заключается их положительная роль. С

другой стороны, - они порождают социальное напряжение, конфликты,

───────────────────────────────────────────

1. Социологический справочник. Киев, политиздат, 1990, с.82

2. См. Краткий словарь по социологии. -М. Политиздат, 1989, с.261


4


кризисные явления. Следствием действий таких противоречий являют-

ся сегодня забастовки различных категорий трудящихся в связи с

невыплатой зарплат; неукомплектованность Вооруженных Сил рядовым

и сержантским составом в связи с нежеланием призывного континген-

та служить в армии и другие сложные социальные проблемы. Чтобы их

решить, необходимо или ликвидировать противоречия, или уменьшить

силу их действия.

Социальных противоречий бесчисленное множество, поэтому,

чтобы дать им характеристику, их необходимо свести в группы, т.е.

классифицировать.

Основания для классификации могут быть разными: значимость

для общественного развития, сферы действий, масштаб, время дейс-

твий и т.д. По ряду этих оснований наиболее принятая классифика-

ция выглядит следующим образом:


- 7 -


ОСНОВАНИЯ: ВИДЫ ПРОТИВОРЕЧИЙ:


_ экономические

_ политические

В зависимости от сферы действий _ социальные

_ духовные

_ бытовые


В зависимости от места относи- _ внешние

тельно социального образования _ внутренние


В зависимости от степени влияния на _ основные

развитие социального образования _ неосновные


В зависимости от характера _ антагонистические

_ неантагонистические


В зависимости от причин возник- _ объективные

новения _ субъективные


В зависимости от масштаба _ всеобщие

_ частные


В зависимости от соответствия _ системные

или несоответствия внутренней _ несистемные

сущности социальной системы