Методические указания по курсу Математика для студентов I курса исторического факультета
height="61" align="LEFT" hspace="13" /> z
y v
x |
y |
y |
x y |
z y (x y) |
t (x z) |
v ( x y ) |
Ответ: t v |
И И Л Л |
И Л И Л |
Л И Л И |
И И И Л |
Л И Л Л |
Л И И И |
И И Л И |
Л И Л И |
Б. Проверить, является ли формула (x y) (x y)) (x y) тавтологией.
Решение (аналогично решению предыдущей задачи, отличается лишь v: x y.
x |
y |
y |
x y |
z y (x y) |
t x z |
v x y |
Ответ: t v |
И И Л Л |
И Л И Л |
Л И Л И |
И И И Л |
Л И Л Л |
Л И И И |
Л И И И |
И И И И |
Ответ: да, тавтология.
Задание 5.
Построить график дробно-рациональной функции (варианты 1-30), предварительно исследовав ее по следующему плану:
найти область определения функции (для этого можно преобразовать формулу, разложив числитель и знаменатель на множители);
если есть точки разрыва, то выяснить, есть ли в них вертикальные асимптоты (для этого найти в этих точках пределы функции слева и справа);
найти наклонные или горизонтальные асимптоты (для этого преобразовать формулу функции, выделив целую часть из дроби);
проверить, не обладает ли функция частными свойствами: а) четностью или нечетностью, б) периодичностью (если нет, то доказать, пояснить это);
найти точки пересечения графика с осями координат и интервалы знакопостоянства, если точки пересечения с осью легко находятся;
найти производную и критические точки;
по знаку производной выяснить интервалы возрастания и убывания функции и что она имеет в критических точках;
изобразить систему координат (в соответствии с исследованными свойствами) и отметить в ней все найденные точки, изобразить асимптоты; для уточнения вида графика найти координаты нескольких дополнительных точек; отметить их и нарисовать график;
если в п.5 не были найдены точки пересечения графика с осью (нули функции), то найти их теперь по графику;
найти область изменения функции (по графику и исследованным свойствам).
Варианты:
; 11) ; 21) ;
; 12) ; 22) ;
; 13) ; 23) ;
; 14) ; 24) ;
; 15) ; 25) ;
; 16) ; 26) ;
; 17) ; 27) ;
; 18) ; 28) ;
; 19) ; 29) ;
; 20) ; 30) .
Пример. Исследовать функцию .
Решение. 1) = = при (корни квадратного трехчлена найдены по обратной теореме Виета (в уме)),
значит, .
а) при слева ; (1)
-
-8 -7,5 -7,1 … -90 -159,5 -719,1 …
при справа ; (2)
-
-6 -6,5 -6,9 … 52 121,5 681,1 …
Значит, - вертикальная асимптота;
б) при (и слева и справа) ;
-
1,9 2,1
асимптоты нет; - исключенная точка (т. разрыва). (3)
В
; т.к. при , то
; таким образом, прямая - наклонная асимптота.
Исследуем на четность:
; видим, что: и , т.е. и , значит, общего вида (не обладает ни четностью, ни нечетностью); не является периодической как дробно-рациональная функция (многочлены – непериодические функции).
а) при ; значит,
- точка пересечения графика с осью ординат; (4)
б) при , но , т.е. при или , т.о.
и - точки пересечения графика с осью абсцисс. (5)
С учетом точек разрыва и найденных значений функции (по (1), (2), (3) и (4), (5)) получаем: при ; при ;
при ; при .
(использована формула: );
а) нет критических точек, где не существует, т.к. не имеет значе-
ния только при , но ;
б) при и , т.е. при ; ;
значит, и - критические точки, а
; .
7)
+ | 0 | - | нет зн. | - | 0 | + | + | |
|