Методические указания по курсу Математика для студентов I курса исторического факультета

height="61" align="LEFT" hspace="13" /> 

z

y v



x


y


y


x y

z

y (x y)

t

(x z)

v

( x y )

Ответ:

t v

И

И

Л

Л

И

Л

И

Л

Л

И

Л

И

И

И

И

Л

Л

И

Л

Л

Л

И

И

И

И

И

Л

И

Л

И

Л

И


Б. Проверить, является ли формула (x y) (x y)) (x y) тавтологией.

Решение (аналогично решению предыдущей задачи, отличается лишь v: x y.


x


y


y


x y

z

y (x y)

t

x z

v

x y

Ответ:

t v

И

И

Л

Л

И

Л

И

Л

Л

И

Л

И

И

И

И

Л

Л

И

Л

Л

Л

И

И

И

Л

И

И

И

И

И

И

И


Ответ: да, тавтология.

Задание 5.


Построить график дробно-рациональной функции (варианты 1-30), предварительно исследовав ее по следующему плану:

  1. найти область определения функции (для этого можно преобразовать формулу, разложив числитель и знаменатель на множители);

  2. если есть точки разрыва, то выяснить, есть ли в них вертикальные асимптоты (для этого найти в этих точках пределы функции слева и справа);

  3. найти наклонные или горизонтальные асимптоты (для этого преобразовать формулу функции, выделив целую часть из дроби);

  4. проверить, не обладает ли функция частными свойствами: а) четностью или нечетностью, б) периодичностью (если нет, то доказать, пояснить это);

  5. найти точки пересечения графика с осями координат и интервалы знакопостоянства, если точки пересечения с осью легко находятся;

  6. найти производную и критические точки;

  7. по знаку производной выяснить интервалы возрастания и убывания функции и что она имеет в критических точках;

  8. изобразить систему координат (в соответствии с исследованными свойствами) и отметить в ней все найденные точки, изобразить асимптоты; для уточнения вида графика найти координаты нескольких дополнительных точек; отметить их и нарисовать график;

  9. если в п.5 не были найдены точки пересечения графика с осью (нули функции), то найти их теперь по графику;

  10. найти область изменения функции (по графику и исследованным свойствам).


Варианты:

  1. ; 11) ; 21) ;

  2. ; 12) ; 22) ;

  3. ; 13) ; 23) ;

  4. ; 14) ; 24) ;

  5. ; 15) ; 25) ;

  6. ; 16) ; 26) ;

  7. ; 17) ; 27) ;

  8. ; 18) ; 28) ;

  9. ; 19) ; 29) ;

  10. ; 20) ; 30) .


Пример. Исследовать функцию .

Решение. 1) = = при (корни квадратного трехчлена найдены по обратной теореме Виета (в уме)),

значит, .

  1. а) при слева ; (1)

-8 -7,5 -7,1

-90 -159,5 -719,1

при справа ; (2)

-6 -6,5 -6,9

52 121,5 681,1

Значит, - вертикальная асимптота;

б) при (и слева и справа) ;

1,9 2,1

асимптоты нет; - исключенная точка (т. разрыва). (3)

  1. В

; т.к. при , то

; таким образом, прямая - наклонная асимптота.

  1. Исследуем на четность:

; видим, что: и , т.е. и , значит, общего вида (не обладает ни четностью, ни нечетностью); не является периодической как дробно-рациональная функция (многочлены – непериодические функции).

  1. а) при ; значит,

- точка пересечения графика с осью ординат; (4)

б) при , но , т.е. при или , т.о.

и - точки пересечения графика с осью абсцисс. (5)

С учетом точек разрыва и найденных значений функции (по (1), (2), (3) и (4), (5)) получаем: при ; при ;

при ; при .

(использована формула: );

а) нет критических точек, где не существует, т.к. не имеет значе-

ния только при , но ;

б) при и , т.е. при ; ;

значит, и - критические точки, а

; .

7)

+ 0 - нет зн. - 0 + +