Национально-культурное развитие Исилькульского района на современном этапе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Кафедра Отечественной истории


Дипломная работа

Национально-культурное развитие

Исилькульского района на

современном этапе


Работу выполнила студентка 5 курса исторического факультета

Лукашевич Наталья Васильевна.

Научный руководитель: к. и. н.,

доцент кафедры Отечественной истории Сабурова Т. А.

Зав. кафедрой Отечественной истории

д. и. н., профессор Худяков В.Н.

Декан исторического факультета д. и. н., профессор Худяков В.Н.


Омск, 2003.


Содержание.

Введение. С. 3.

Глава 1. Культура современного общества и проблемы

национальных культур. С. 14.

§ 1. Понятие, структура и функция культуры. С. 14.

§ 2. Проблемы развития национальной культуры. С. 22.

§ 3. Государственная политика и управление в области

национальной культуры. С. 28.

Глава 2. Проблемы сохранения и развития

национально-культурного наследия в Исилькульском районе. С. 42.

§ 1. Национально-культурный облик Исилькульского района. С. 42.

§ 2. Деятельность исилькульских учреждений по развитию

и сохранению национальных культур. С. 50.

Заключение. С. 64.

Библиография. С. 69.

Приложения. С. 74.


Введение.

Актуальность темы.

Россия – страна великой культуры и высокой духовности. Цена нравственной репутации и духовного авторитета всегда была в нашем отечестве выше, чем вес богатства и власти. Моральный, культурный и интеллектуальный потенциал нации – наше главное достояние.

Культура неотъемлемая часть человеческой жизни. Степень развития общества, представленная в каких – либо достижениях характеризуется понятием «культура». Изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы, археологические находки, - мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили, и чувствовали иначе, чем мы. Поскольку культура не приобретается биологическим путем, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению.

Национальная культура является неотъемлемой частицей общей культуры всех народов России.

Россия – одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более ста народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Преобладающее большинство народов страны на протяжении веков сложились, как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности. На территории России сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов.

Крупнейший регион страны – Сибирь, достаточно сложен и своеобразен. Здесь есть свои особенности национального и культурного характера.

Проблема сохранения и развития национальной культуры, ее материальных и духовных ценностей остается актуальной в наши дни. Мы обязаны беречь каждую национальную культуру, способствовать ее развитию, делать достойной частицей всей великой многонациональной российской культуры.

Историографический обзор.

С точки зрения историко-культурного исследования монографических работ о культуре написано немного, так как XX век недавно закончился, а новый век только начался. Проблемы развития современной культуры нашли отражение в ряде исследовательских работ. К таким работам относится исследование Борзовой Е.П. В книге автор отмечает, что культура 90-х гг. отличается наметившейся тенденцией дать новую концепцию человека и мира. Её ключевая проблема связана с самосознанием личности в её отношениях с миром природы и миром людей. Главным достоянием культуры конца 90-х гг. является возможность развивать целостную, российскую культуру в свободной для творчества стране.1

Состояние отечественной культуры на исходе XX столетия даёт Скворцова Е.И. Автор анализирует, как отразились общемировые тенденции на

культурном развитии Отечества в годы постперестройки, указывает на достижения в сфере кинематографии, живописи, литературы, архитектуры и искусства.2

По мнению Чернокозова А.И. автора книги «История мировой культуры»: «Сохранение русской культуры с ее вселенскими противоречиями – одна из важнейших задач современности, решение которой связано с надежной и космической перспективой человечества».3

В работе Полищука В.И. общей целью издания является систематическое и развернутое изложение современных представлений о сложном и многообразном феномене культуры. Он дает анализ перспектив развития отрасли культуры с общественной точки зрения. Исследуя систему культуры, автор выделяет структуру и составные части этой отрасли, характеризует современную культуру как кризисную, противоречивую.4

Одни авторы, занимающиеся проблемами развития современной культуры, в своих работах говорят, что культура находится в упадке, и нужно искать пути преодоления дефицита культуры в обществе. Например, Круглова Л.К. считает, что «произошёл как бы разрыв в духовной культуре, что духовность становится всё менее организованной, её уровень приближается к уровню дворов и улиц»5. Авторы другой точки зрения Дискин И.Е., Сильвестеров Б.В. придерживаются мнения, что «сфера культуры удовлетворяет возрастающие запросы различных категорий населения, обеспечивает необходимые возможности для самодеятельного художественного творчества народа, формирует здоровые потребности и высокие эстетические вкусы».6

За последнее время появилось немало газетно-журнальных публикаций, научных исследований, посвящённых проблемам развития и сохранения национальных культур Сибири. В книге научно-популярной серии «От Урала до Енисея» представлены статьи учёных-исследователей, рассказывающие об истории, материальной и духовной культуре проживающих на территории Западной и Средней Сибири казахов, русских, татар, украинцев и народов крайнего Севера. Помимо статей, в неё включены стихи о Сибири и сказки татар Западной Сибири и русских Урала.7

Об истории развития родного края пишет доктор исторических наук, профессор А.Д. Колесников в книге «Омская пашня». Он раскрывает проблемы заселения и земледельческого освоения края с XVI по XX в.в.8 Исследовательская работа «Этническая история тюркоязыческого населения Западно-Сибирской равнины в конце XVI – начале XX в.в.» доктора исторических наук Томилова Н.А. посвящена вопросу о происхождении поселений, быта, традиций и обычаев казахов, татаров и других народов.9

Проблемами образования и становления немецких колоний в Западной Сибири а конце XIX начале XX веков, занимается кандидат исторических наук, директор Омского государственного историко-краеведческого музея Вибе П.П. Он сделал вывод, что немецкие колонии, возникшие в Западной Сибири в конце XIX - начале XX веков, в большинстве своем, существовали обособленно. На протяжении всего рассматриваемого периода политика властей по отношению к немецкой колонизации Сибири характеризовалась откровенным прагматизмом и стремлением не допустить колонистов на лучшие земли. Их рассматривали как элемент, способный, благодаря своей высокой культуре, освоить самые труднодоступные районы Сибири и оказать положительное влияние на местное и переселенческое население.10

Книга «На государевой службе» Шихатова И.П. – это исторический очерк о немцах Омска с 1716 по 2000 год. Работа отображает роль этого этноса в освоении края, в становлении его хозяйства, науки, культуры и военного дела. Значение и место самобытного этноса – российские немцы в материальной и духовной культуре нашего края исследуется через его ярчайших представителей: военных и политических деятелей, художников, предпринимателей, мастеровых и крестьян. На страницах книги приводятся убедительные свидетельства того, как естественно представители немецкого этноса интегрированы в экономическую и культурную жизнь. Автор предлагает свой путь решения национальных проблем в нашей многонациональной стране – путь, основанный на признании и уважении национальных и культурных традиций каждого этноса.11

В сборнике «Народная культура Сибири» опубликованы статьи нескольких исследователей народной культуры. Представлена статья научного сотрудника Исилькульского историко-краеведческого музея Колосович Т. С. «Взаимопроникновение форм праздников и обрядов в процессе возрождения традиций и межнационального общения». Автор пишет о роли праздника в развитии и сохранении национальной культуры. «Праздник сближает и соединяет людей разных интересов, увлечений, профессий и национальностей. Многие национальные праздники отличаются по названию, по времени проведения, но близки, по сути, схожи по степени эмоционального воздействия на людей.12

История образования и развития Исилькульского района описана в книге «Исилькуль – на Транссибирской магистрали». Материалы для книги взяты из районного и областного архивов, рассказов старожилов. Из книги можно узнать о происхождении города, переселенцах заселявших район с конца XIX века, первых поселениях казаков, немцев, казахов, украинцев и много интересного из истории Исилькульского района. 13

В Исилькульской районной газете «Знамя» публикуются исторические и краеведческие материалы, которые предоставляют заслуженный работник культуры РФ, почетный житель города Исилькуля Гензель Г. Р., научный сотрудник Исилькульского историко-краеведческого музея Колосович Т.С., экскурсовод музея Гончарова И.А., краевед Петрищев И.П. С разрешения детей и внуков печатаются неопубликованные статьи краеведа, биолога Гребенщикова П.А.

Вопросами изучения сохранения традиций национальных культур на территории Исилькульского района занимаются Гернер А.М. председатель Исилькульской немецкой национально культурной автономии, Шарипов Е.С. – директор Каскатского Дома культуры, основатель казахского культурного Центра «Балашак», Тупицина Г.Ф.- директор Лесного сельского Дома культуры, основатель Центра традиционной русской культуры и другие. Их статьи публикуются в районной газете «Знамя», в сборниках статей Регионального инновационного Центра, в бюллетенях «Дома Дружбы».

Цель исследования.

Дать характеристику национально-культурному облику Исилькульского района на современном этапе.

Задачи исследования.

  1. Раскрыть понятия «культура» и «национальная культура».

  2. Выявить актуальные проблемы развития современной культуры.

  3. Исследовать особенности государственной национальной политики Российской Федерации.

  4. Проследить историю развития национальной культуры в Исилькульском районе.

  5. Проанализировать работу Исилькульских учреждений культуры в возрождении и сохранении национальных культур.

Источниковая база.

Наиболее значимую часть источников составили нормативно-правовые документы: Российской Федерации, Омской области и Исилькульского района.

  • Основной Закон «Конституция РФ».

  • Концепция государственной национальной политики РФ от 15. 07. 1996г. № 909.

  • Закон о культуре РФ 1996 год.

  • Федеральный Закон «О национально-культурной автономии» от 17.06.1996г. № 74.

  • Распоряжение губернатора Омской области Полежаева Л.К. «О проведении V областного фестиваля национальных культур «Единение» от 30 октября 2002 года №512 – р.

  • Распоряжение губернатора Омской области «О проведении VI областного фестиваля русской культуры «Душа России» от 30 октября 2002 года № 511 – р.

  • Приказ начальника Главного управления культуры и искусства Омской области о проведении IV областного фестиваля казахского народного творчества «Урпак уни – Голос поколений» от 17.03.2003 года.

  • Положение о проведении районного фестиваля «Сибирское раздолье» в рамках областного фестиваля «Душа России» 2001 год.

  • Положение о проведении районного праздника «Играй, гармонь! Звени, частушка!» от 12.06.2000 год.

  • Положение о проведении IV районного фестиваля немецкой культуры «Квелле – Источник» от 26.03.2003 год.

  • Положение о проведении III районного фестиваля казахской культуры «Урпак уни – Голос поколений» от 14.03.2003 год.

  • Положение об Исилькульском Центре немецкой культуры от 10.07.1999г.

Ведущее место в исследовании данной работы имеют делопроизводственные документы: итоги работы учреждений культуры и искусства Омской области с 1996 по 2002 годы; бюллетени – информации о работе ГУК МНКСО «Сибирь», Сибирского центра славянской культуры, Омской областной организации культурно-просветительской ассоциации Омских казахов творческого объединения «Аманат», молодёжного центра казахской культуры «Молдир», молодёжного методического центра российских немцев Омской области; годовые отчеты отдела культуры Исилькульского муниципального образования с1996 по 2002 г.г.; отчеты о работе сельских Домов культуры и клубов.

Эти документы помогли выяснить состояние сохранения и развития национальных культур, проанализировать тенденцию развития интереса к национальным культурам, определить перспективы в этой области.

В исследовательской работе были использованы статистические данные Исилькульского районного подразделения отдела сбора и обработки статистической информации Омского областного комитета государственной статистики и районного отдела культуры.

Статистика позволила выяснить, сколько на данный момент в Исилькульском районе проживает населения, в том числе русских, казахов, немцев, украинцев. Более точные данные будут после проведения итогов переписи населения – 2002 год.

Большую ценность в исследовательской работе представляет центральная и местная периодическая печать: газеты «Культура», «Российская газета», «Знамя» с 1996 по 2003г.г.; журналы «Клуб», «Встреча», «Жизнь национальностей».

Эти источники позволили установить сегодняшнее состояние дел в политической, экономической, культурной сферах в масштабах России, а также Омской области и Исилькульского района, обозначить общие тенденции, характерные для развития страны в конце XX - начале XXI в.в.

Немалую помощь в работе оказали информационно-методические бюллетени «Культура» (для российских немцев) и «Вестник Дома Дружбы» (для национально-культурных центров и объединений Омской области).

Для написания данной работы использовались интервью с заведующей отделом культуры Исилькульского муниципального образования Н.В.Черненко, директором Исилькульского историко-краеведческого музея Г.Р.Гензелем, главным специалистом отдела культуры М.Г.Луганской и др.

Хронологические рамки исследования.

Тема охватывают переходный период конец XX века (конец 90-х годов) и начало XXI века по сегодняшний день. Этот период позволяет проанализировать то, что было сделано в области развития и сохранения национальных культур в прошлом веке, и посмотреть, как обстоят дела в новом веке. Проследить, что изменилось и в какую сторону.

Территориальные рамки.

Исилькульский район является частью Омской области, и имеет свои особенности.

Этот район многонационален. В нём проживает более трёх десятков представителей различных национальностей. Основные этнические группы составляют: русские, немцы, казахи, украинцы. Многонациональность населения обусловлена целым рядом обстоятельств: географических, геополитических, культурных, религиозных, социально-экономических, что определяет менталитет населения и особенности его культуры.

Объектом исследования является современное состояние возрождения, сохранения и развития национальной культуры в Исилькульском районе.

Предметом исследования является деятельность учреждений культуры района по сохранению и развитию национальной культуры.

Структура работы.

Структура данной дипломной работы традиционна: введение, две главы с параграфами, заключение, библиография, приложения.

В первой главе предлагается исследовать состояние культуры и проблемы развития и сохранения национальной культуры на современном этапе.

Во второй главе намечается исследовать национально-культурный облик Исилькульского района и работу учреждений культуры по развитию и сохранению национального наследия.


Глава 1. Культура современного общества и проблемы национальной культуры.

§1. Понятие, структура и функции культуры.


Культура - это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.

В обыденном сознании «культура» выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и так далее. Именно культура отмечает человека от всех остальных существ.

По утверждению отечественного теоретика культуры Л.Е. Кертмана существует свыше четырехсот определений культуры. Это связано с разнообразием самой культуры и употребления данного термина. Многообразие определений культуры не должно раздражать, поскольку за ним кроется разнообразие самой культуры. А ее разнообразие является одной из главных причин ее существования вообще. Культура, как жизнь: она существует лишь потому, что она – разная, однообразие культуры – признак приближающейся ее смерти.14


Понятие «культура» употребляют при характеристике исторических эпох (средне-вековая культура) или памятников (археологическая культура), при характеристике обществ и регионов (европейская культура), при характеристике народностей (славянская культура).

Уровень или степень развития общества, представленные в каких-либо достижениях, также характеризуются понятием «культура».15

Культура обозначает универсальное отношение человека к миру, через который человек создает мир и самого себя. Каждая культура – это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе. Иными словами, изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы и археологические находки, - мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили и чувствовали иначе, чем мы.16

Современное научное определение культуры символизирует убеждение, ценности и выразительные средства, применяемые в литературе и искусстве,

которые являются общими для определяемого социума, они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этого социума.

Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретается биологическим путем, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности человека и регулирование его

поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.17

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией.

Культура - цемент здания общественной жизни. И не только по тому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с другими культурам, но так же и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу,