Комплексный анализ роли и места маркетинга в деятельности предприятий в современных условиях перехода к рыночным отношениям
трудно отдать предпочтение какой-либо конкретной продукции. При анализе применения концепции маркетинга предприятиями выяснилось, что значительная роль отводится именно понятию товар, ведь он должен удовлетворять определенные потребности личности и общества с совокупности своих качеств. Известно, что маркетинг исходит из того, что товар сам по себе не может найти своего покупателя. Предприятиями НКР применяется комплекс целенаправленных мероприятий по продвижению, доставке этого товара и по сохранению его качества на пути к конкретному покупателю.Разрешилась проблема качественной упаковки, дизайна, маркировки и пр. Для его эффективного продвижения и потребления имеют значение следующие факторы: возможность приобретения, ценность, качество, форма, упаковка, имидж, экологичность. Именно при работе с товарами массового или широкого потребления маркетинговый талант каждого работника проявляется в наибольшей степени, в этом можно убедиться в их предлагаемой продукции.
Специалисты, занимающиеся проблемами маркетинга на наших предприятиях, должны сосредоточить внимание на следующих вопросах – создать актуальные и отличительные особенности своей деятельности, которые определяют их специализацию: физические различия (характеристики, исполнение, стиль, упаковка и пр.); доступность (наличие на складах, возможность заказа по телефону, факсу, почте, Интернету); обслуживание (доставка, консультации и др.); цены (очень высокая, высокая, средняя, низкая, очень низкая); имидж (эмблема, средства массовой информации и др.).
Исходя из этого, для решения этой проблемы каждое предприятие должно избирательно проводить свою товарную политику и предопределять проведение таких мероприятий: обновление товаров; разработку новых видов продукции; снятие с производства устаревших товаров; установление оптимальной номенклатуры изготовляемых изделий; обеспечение наилучшего ассортимента выпускаемых товаров; установление целесообразности создания необходимой упаковки и маркировки; послепродажные контакты с потребителями и покупателями и др.
На предприятиях НКР слабо представлены вопросы функционирования системы планирования и управления предприятием на основе маркетинга. Дело, как правило, ограничивается описанием организационной структуры управления предприятием, изредка – функциональных обязанностей работников службы маркетинга и взаимосвязей маркетинга с другими службами предприятия. На сегодня, для предприятий НКР, наиболее актуальными являются два направления развития маркетинга:
инвестиционный маркетинг, связанный с основанием новой продукции и новых рынков, что находит отражение в инвестиционных проектах предприятий.
маркетинговое планирование, т.е. разработка концепции формирования маркетингового плана как основы внутрифирменного планирования.
Проблемой для многих маркетологов является то, что конкретные результаты решений в области маркетинга могут проявиться не сразу, а в течение значительного периода времени. Действительно, грамотное обоснование маркетинговых мероприятий требует высокой квалификации и целого набора профессиональных навыков. Возникает также проблема, какие предлагаемые мероприятия могут быть эффективными и наоборот.
«На данном этапе развития маркетинга в НКР именно экономическое обоснование маркетинговых мероприятий, планирование и контроль бюджета маркетинга, проектирование маркетингового плана на год – это те навыки, которые делают работу в области маркетинга успешными. Наша позиция в этом вопросе проявляется в инвестиционном подходе, т.е. подходе к маркетинговым решениям, с максимально точным подсчетом результатов».
Следует осознать, что конкуренция, юридические ограничения, государственное управление, природные условия, непостоянные потребители и другие факторы часто влияют на прибыльный результат предприятий, апробирование планов маркетинга и вносят в них коррективы. План маркетинга, каким бы замечательным ни был, не имеет особой ценности без надлежащего исполнения.
При анализе концепции маркетинга значительная роль принадлежит такому понятию, как товар. Анализ показал, что предприятия НКР не так часто меняют товарную номенклатуру, однако обнаруживается постоянная тенденция к росту и расширению ассортимента продукции. Стремясь к минимальным затратам на товародвижение, руководство предприятия НКР должны изучать возможности многовариантных решений – обработку и оформление заказов, выбор транспортных средств, маршрутов, складов и т.д.
Эффективность исследований в области маркетинга в деятельности отдельных предприятий НКР наглядно подтверждается появлением новых товаров, новых производственных процессов, приобретением нового оборудования. Все же многие предприятия на исследования в сфере маркетинга не обращают должного внимания.
Для обеспечения эффективной деятельности предприятия НКР должны развивать свой ассортимент. Необходимость этого обусловлена изменением спроса на товары, появлением новых, изменением в ассортименте конкурентов, целесообразностью использования научных площадей и побочных продуктов и т.д. В последние годы многие фирмы особое внимание уделяют созданию своего фирменного стиля, отличающего фирму и ее изделия от конкурентов и их товаров, в частности: товарному знаку, логотипу, фирменному цвету и т.д.
Сложность не только в создании продукции, но и в умелом использовании маркетинговых коммуникаций, для рынка зарубежного потребителя еще стоит задача информационного обеспечения, ознакомления с национальными обычаями и продукцией, представляемых национальными производителями и предлагаемые рынку. «Интернет, как глобальная сеть, предоставляет деловым людям всего мира возможность общаться с возрастающей скоростью, надёжностью и качеством». Использование сети Интернет в НКР даст возможность исследовать новые возможности рынка для своей продукции, выделить и изучить различные сегменты рынка. Отслеживание информации в сети повысит достоверность прогнозов и позволит всем предприятиям нашей республики диверсифицировать свою деятельность быстрее, чем их конкуренты. Жаль, что пока в НКР, возможности Интернета и прямого маркетинга в качестве инструмента маркетинга используется не полностью. Быстрому росту числа компаний, использующих прямой маркетинг – фактически на любом рынке, – способствовали изменения в области информационных средств маркетинга и информационных технологий. Бизнесмены предпочитают Интернет, поскольку считают, что он реально может послужить им в проведении маркетинговых исследований, общении с поставщиками и клиентами, обмене коммерческой информацией. «Коммерческие организации рассматривают Интернет как общедоступный информационный и коммуникативный ресурс».
Как известно, в соответствии с требованиями международных стандартов жизненный цикл продукции начинается с маркетинга, поиска и изучения рынка. Являясь первым этапом жизненного цикла продукции, маркетинг функционирует и на всех других его этапах. Анализ деятельности предприятия показал, что большинство предприятий обращаются к маркетингу лишь в случае трудностей, возникших при сбыте продукции. Например, ЗАО «Варанда» (бондарное дело – производство дубовых бочек), переживает трудные времена, связанные со сбытом произведенной продукции, хотя их продукция достаточно качественная, что, в первую очередь, объясняется отсутствием серьезных маркетинговых мероприятий.
В современных условиях предприятиям НКР необходимо создать такую систему управления своей деятельностью, которая позволит наиболее полно использовать его ресурсы и возможности с учетом требований потребителей и рынка. При этом влияние маркетинга должно быть определяющим.
Ведущие предприятия НКР в основном используют стратегию инвестирования и роста, предполагающая, в первую очередь, развитие ассортимента и его диверсификацию, использование инноваций (в форме новых технологий и технологических линий), расширяют сферу своей деятельности проникновением на новые рынки и регионы, большое значение уделяют стабилизации цен, расширению рекламной деятельности и созданию собственного бренда. Результатом становится признание продукции и имиджа производственного предприятия.
Сегодня трудно рассчитывать на предсказуемость рынка, прогнозировать спрос, рост рынка, жизненный цикл продукта, степень технологических изменений, природу конкуренции. Очень сильно возросла скорость этих изменений. Для принятия ценовых и других решений предприятиям НКР необходима, в первую очередь, информация о спросе на его товар. Убедиться в эффективности этой информации можно, сопоставляя различные варианты предположительной выручки от наращивания производства и сбыта с дополнительными затратами на маркетинг.
В нынешних тяжелых условиях для нашей экономики основной проблемой является сбыт продукции и его устойчивость. Как привлечь клиента к продукции предприятия, как определить тенденции рынка и спрогнозировать спрос, цены и будущее предприятий?
Только хорошо налаженная маркетинговая деятельность может ответить на поставленные вопросы, очень важные для получения практического результата. Только используя систему маркетинга, возможно, разработать гибкую систему управления всеми сферами деятельности предприятия.
Для принятия ценовых и других решений предприятиям НКР необходимо в первую очередь информация о спросе на его товар. Убедиться в эффективности этой информации можно сопоставляя различные варианты предположительной выручки от наращивания производства и сбыта с дополнительными затратами на маркетинг.
В современных условиях предприятиям НКР необходимо создать такую систему управления своей деятельностью, которая позволит наиболее полно использовать его ресурсы и возможности с учетом требований потребителей и рынка. При этом влияние маркетинга должно быть определяющим.
Из общей концептуальной идеологии рынка следует, что невозможно повлиять на эти неуправляемые факторы, но предприятия НКР должны в условиях свободного предпринимательства суметь адаптировать свою деятельность для достижения положительного результата. Только через управление маркетингом, возможно, разрешить трудности предприятий, создаваемые различными факторами.
Следует отметить, что управление маркетингом позволяет принимать взвешенные решения, ибо цена ошибок при управлении очень высока. Они увеличивают опасность реальности рискового пространства, и только серьезное методологическое, инструментарное обеспечение позволяет разработать систему предупреждения рисков и выработки стратегии, которая может превратить риски в реальные возможности, приводящие к успеху всех предприятий. Стратегия предполагает не только учет, отслеживание влияние факторов внешней среды и поведения конкурентов, но и формированию программы действий.
Предприятия должны уметь выявлять раскрывающиеся рыночные возможности. Фирмы не могут вечно полагаться на свои нынешние товары и рынки.
Опыт реализации маркетинга различными фирмами НКР показывает, что количество каналов распределения и их состав зависят от вида товара и от того, насколько полно используется маркетинг. Затраты, связанные с реализацией политики распределения, достаточно большие. Не каждая фирма может взять на себя все затраты, обусловленные созданием и функционированием каналов распределения, особенно мелкие. Такие фирмы, и ряд крупных фирм, нуждаются в посредничестве, от выбора которого зависит и реализация отдельных функции политики распределения. Наличие должного контроля за передвижением товаров, обеспечит предприятиям НКР проведение эффективной политики в продвижении продукции.
Для каждого рынка имеются свои проблемы ценовой политики, фирмам НКР во всех случаях, целесообразно иметь обоснованную методику установления исходной цены и построить действенную систему управления ценами. «Мудрость ценовых решений, правильная ориентация на те, или иные сегменты рынка, интенсивные усилия по продвижению товаров, контроль над реализацией и своевременная коррекция маркетинговой политики являются одним из важнейших слагаемых успеха предприятия».
«Ценообразование – это сфера, о которой менеджеры предприятий говорят редко с большим удовольствием, и которая является одной из самой сложной для них».
Большинство предприятий НКР устанавливают цены методом анализа безубыточности. Многим предприятиям НКР, целесообразно использовать метод гибких цен, как на внутренних, так и, на внешних рынках, предполагающий продажу товаров по различным ценам. Фирма не всегда в состоянии проработать варианты своих действий непосредственно в момент изменения цен. Единственный способ сократить срок ответной реакции со своей стороны – предвидеть возможные ценовые манёвры.
Выбор метода ценообразования для каждой продукции индивидуален в зависимости от условий рынка и задач, поставленных предприятиями на каждый период времени в зависимости от жизненного цикла продукции.
До завершения формирования нормального функционирующего рынка и реальной демонополизации производства и обмена мы считаем, что целесообразно использовать преимущественно отдельные методы и приемы маркетинга, которые адекватно вписываются в реальную структуру управления производством и реализацией товаров и услуг. Это относится к изучению потребностей и выявление потребительских оценок и предпочтений в отношении ассортимента и качества продукции, совершенствование системы сбыта и каналов распределения, системы коммуникаций. Практически, большинство маркетологов новой волны придерживаются мнения, что небольшое предприятие управляется лучше, чем большое.
Нахождение оптимального варианта управления маркетингом в каждой конкретной фирме – дело весьма сложное и зависит от искусства управления руководителя, уровня развития коллектива, имиджа фирмы, ее доли на рынке и т.д.
Таким образом, в каждом конкретном случае, руководители предприятий, исходя из своих видений целей и задач, которые они планируют поставить перед службой маркетинга, определяют их место в структуре предприятий.
На предприятиях НКР осуществляются следующие виды контроля.
контроль ежегодных планов – сравнение планируемых и фактических результатов.
контроль прибыльности – оценка прибыльности по подразделения.
контроль эффективности расходования средств.
А вот контроль стратегических планов реализуется не в полную, меру.
В зависимости от стадии развития маркетинга и его ориентации на внешнюю среду на практике, в частности и в НКР, можно выделить три уровня использования маркетинговой концепции в управлении организацией:
изолированная реализация отдельных элементов маркетинга (реклама, стимулирование сбыта, ценообразование с учетом спроса и др.);
использование отдельных комплексов взаимосвязанных методов и средств маркетинговой деятельности (разработка продукции, исходя из оценки конъюнктуры рынка, послепродажное обслуживание и т.д.);
маркетинг как концепция рыночного управления организацией, что предопределяет не просто создание службы маркетинга, но и изменение философии ее деятельности. Последний уровень рыночного управления в деятельности наших предприятий не достигнут.
Обобщая состояние развития комплекса маркетинга, мы пришли к выводу, что для его развития в современных условиях в НКР определяются новыми условиями и возможностями его осуществления. Сегодня нашими предприятиями предлагается такое множество различных товаров и предприятиями НКР применяется комплекс целенаправленных мероприятий по их продвижению, доставке этого товара и по сохранению его качества на пути к конкретному покупателю. Разрешилась проблема качественной упаковки, дизайна, маркировки и пр.
Одним из важных вопросов в анализе маркетинговой деятельности является организация рекламы, различных методов стимулирования сбыта, организация связей с общественностью в деятельности предприятий НКР. Мировая практика доказывает, что «реклама приобретает максимальную эффективность, только в комплексе с маркетингом» [23.248]. Чтобы реклама в НКР была эффективной, а следовательно и конкурентоспособной, она должна проводиться с учетом последних достижений мировой практики рекламы.
Практика показывает, что почти все предприятия тратят деньги на маркетинг в том или ином виде. Данные исследований позволяют оценить текущие и общие затраты на маркетинг и динамику развития предприятий. Анализ шести исследуемых предприятий в 2003–2008 гг. показал, что были выделены определенные средства на проведение маркетинговых мероприятий, что свидетельствует с том, что руководители предприятий стали понимать необходимость использования маркетинговых инструментов в своей деятельности.
На предприятиях НКР используются различные методы формирования бюджета маркетинга: Финансирование «от возможностей» – более 50% предприятий НКР; метод фиксированного процента – очень прост и удобен в использовании на практике. Однако недостатком является то, что ставиться в зависимость бюджет маркетинга от объёма продаж; метод формирования бюджета путём пересмотра предыдущего бюджета. Многие фирмы обращаются к такому методу, увеличивая относительно предыдущего года, отчисления.
В последние годы многие фирмы особое внимание уделяют созданию своего фирменного стиля, отличающего фирму и ее изделия от конкурентов и их товаров, товарному знаку, логотипу, фирменному цвету и т.д. Примером удачного выбора целевого сегмента рынка можно назвать продукцию ЗАО «Арч» и ЗАО «Енгибарян», выпускающие ассортимент консервной продукции как массового спроса, так и деликатесов.
Использование сети Интернет в НКР даст возможность исследовать новые возможности рынка для своей продукции, выделить и изучить различные сегменты рынка. «Ценообразование – это сфера, о которой менеджеры предприятий говорят редко с большим удовольствием, и, которая является одной из самой сложной для них».
На предприятиях НКР осуществляются следующие виды контроля: контроль ежегодных планов – сравнение планируемых и фактических результатов; контроль прибыльности – оценка прибыльности по подразделения; контроль эффективности расходования средств, а вот контроль стратегических планов реализуется не в полной мере.
2.2 Пути совершенствования управления маркетингом в деятельности предприятий НКР в условиях рынка
Итак, что же даст предприятиям НКР применение маркетинга в своей деятельности?
Всем предприятиям, действующим на территории НКР, обеспечит постоянный поиск, изучение и формирование новых потребностей и средств их удовлетворения, даст толчок для создания новых товаров.
Образует информационную основу функционирования предприятия и формирование его производственно – сбытовой стратегии.
Будет способствовать осуществлению инновационных процессов и использованию новых технологий в процессе производства и продвижению товаров на рынок к потребителю.
4. Выступит основным элементом контроля и регулирования экономических отношений на микроуровне.
5. На макроэкономическом уровне осуществит взаимосвязи между процессами производства и потребления.
6. Станет необходимым условием функционирования и выживания всех предприятий НКР в условиях рыночной экономики.
7. Всем компаниям необходимо думать о будущем и разрабатывать долговременные стратегии, которые позволили бы оперативно реагировать на меняющиеся условия рынка. Каждая компания должна найти свой стиль работы, наилучшим образом, учитывающий специфику условий, возможностей, целей и ресурсов.
Изучив текущие проблемы и реакцию маркетинга на окружающую действительность, мы еще раз убедились, что роль маркетинга велика для выхода предприятия на новые рубежи. Те предприятия, которые сосредоточиваются только на издержках, а не на товаре, никогда не добиваются успехов: «Без первоклассного продукта невозможно достичь результата».
Таким образом, в зависимости от стадии развития маркетинга и его ориентации на внешнюю среду на практике, в частности и в НКР, можно выделить три уровня использования маркетинговой концепции в управлении организацией:
изолированная реализация отдельных элементов маркетинга (реклама, стимулирование сбыта, ценообразование с учетом спроса и др.);
использование отдельных комплексов взаимосвязанных методов и средств маркетинговой деятельности (разработка продукции, исходя из оценки конъюнктуры рынка, послепродажное обслуживание и т.д.);
маркетинг как концепция рыночного управления организацией, что предопределяет не просто создание службы маркетинга, но и изменение философии ее деятельности. Последний уровень рыночного управления в деятельности наших предприятий не достигнут.
Для создания определенных условий применения и развития маркетинга в НКР руководителям необходимо:
Во всех предприятиях, где отсутствуют службы маркетинга создать систему: маркетинговой информации, планирования маркетинга, организации службы маркетинга, маркетингового контроля.
Система планирования маркетинга позволит создать системы маркетингового и стратегического планирования.
Предприятия НКР в этом направлении должны обеспечить:
Нововведения и изменения в организации в достаточной степени.
Распределение ресурсов, включающий в себе распределение ограниченных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт.
Успешную адаптацию, которые улучшают отношения фирм (предприятий) с ее окружением. Предприятиям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям.
Обеспечить внутреннюю координацию. Координация стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон предприятий, чтобы достичь эффективных интеграций внутренних операций. К сожалению, на наших предприятиях в большинстве не используется такой механизм.
Осознание организационных стратегий. Выбор таких организационных стратегий, способность учиться на опыте даст возможность организации правильно скорректировать свой план и повысить профессионализации в области управления маркетингом.
Планирование и успех организации.
Проведение анализа собственной маркетинговой деятельности. Грамотная организация работы по претворению программы маркетинга (маркетинг – микс) – залог успеха на рынке.
Оценка внутренней и внешней среды предприятия.
Проведение SWOT – анализа предполагает провести совместное изучение внешней и внутренней среды. SWOT – анализ предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее – установление связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы при выборе стратегии фирмы.
10. Совершенствование организационной структуры.
11. Увеличение деловой активности: проникновение на новый рынок, внедрение нового товара на старый рынок, проникновение на новые сегменты рынка.
12. Уменьшение деловой активности: прекращение продажи товаров, переставших давать заданную прибыль на данном рынке, свертывание убыточного товара.
13. Открытие фирменных магазинов, расширение дилерской деятельности и т.д.
14. Маркетинг на предприятиях должен начинаться с разработки стратегии, которая характеризует не виды деятельности, а их цель, что если на предприятии приняли определенную стратегию, то предприятие может использовать самые разнообразные формы организации работы в области маркетинга в зависимости от конкретных внутренних обстоятельств и тех внешних условий, в которых действуют наши предприятия.
15. Создание условий творческого подхода к процессу производства.
Для обеспечения развития и совершенствования маркетинга на территории НКР государство должно обеспечить поддержку: созданием благоприятного климата через приватизацию, стабильностью государственной экономической и социальной политики, льготным налоговым режимом и др.
Без маркетинга сегодня немыслима деятельность ни одной организации, так как его игнорирование рано или поздно приведет к краху. Это продемонстрировано на реальных примерах. В то же время необходимо обратить внимание на такой момент – применение маркетинговых инструментов не является абсолютной гарантией жизнеспособности предприятия и неэффективное их использование, наряду с ошибками в технологии производства и управлении рабочим коллективом вполне может привести к потере рынка сбыта, а затем и гибели предприятия. То есть, мы опять пришли к золотому правилу управления – все должно использоваться комплексно с применением гибкого подхода. Можно еще долго рассуждать на тему эффективности и необходимости маркетинга, но мы считаем, что можно вполне ограничиться следующим выводом: маркетинг является одной из важных составляющих менеджмента, и его необходимо, да и надо использовать, однако во всем нужен разумный предел.
Совершенствование системы маркетинга предполагает совершенствование совокупности маркетинговой деятельности по обеспечению функционирования системы маркетинга; взаимодействие функциональных связей предприятия, ресурсы и бюджет маркетинга; контроллинг, мониторинг, аудит, контроль и анализ, оценка эффективности функционирования системы маркетинга, маркетинговую информационную систему и исследования, организацию маркетинга и маркетинговых исследований, управление персоналом предприятия и службы маркетинга. Рассмотренные управленческие решения позволят предприятиям и коммерческим организациям НКР значительно расширить свой рынок сбыта, при этом соответственно увеличить свои прибыли и сократить издержки. Всего этого можно достичь исключительно за счет использования различных маркетинговых подходов в достижении этих результатов. Изучение проблем развития маркетинга в НКР позволило прийти к заключению, что в НКР есть предпосылки для его развития.
Исследования, проведенные в НКР, позволили сделать ряд выводов и предложений, которые обобщенно представлены следующими предложениями:
1. Коренные преобразования в НКР в связи с переходом к рыночным отношениям требуют переосмысления и использования широкого комплекса маркетинговых методов в деятельности всех предприятий НКР.
2. Применение маркетинга на предприятиях позволит полнее использовать преимущества рыночной экономики в НКР и достичь успеха в деятельности каждого конкретного предприятия и экономики в целом.
3. Для каждого предприятия НКР управление маркетингом должно стать необходимостью, претворение в жизнь комплекса маркетинга будет способствовать решению главной задачи – получение максимальной прибыли и удовлетворения потребностей потребителей, повышение качества жизни в НКР.
4. Предприятия НКР должны активно развивать и проводить мероприятия по внедрению пяти позиций маркетинга, особенно совершенствование концепции чистого маркетинга и социально – этичного маркетинга.
5. Анализ ситуации по республике в целом показывает, что, несмотря на ежегодный положительный сдвиг, существует ряд нерешённых проблем, в их числе – отсутствие соответствующих норм правового законодательства. Исходя из этого, уделить особое внимание развитию и совершенствованию нормативно-технической и правовой базы предприятий НКР.
6. Претворение в жизнь маркетинговых мероприятий позволит сформировать в НКР зрелые рынки по потребительским товарам, где будут действовать законы конкуренции и честного бизнеса.
7. Проведение маркетинговых исследований позволит предприятиям НКР провести комплексное исследование рынка, анализ производственно – сбытовых возможностей предприятия и на этой основе разработать рыночную стратегию.
8. Маркетинг в НКР должен обеспечить: ориентацию на перспективный спрос нового качества; активное развитие цивилизованного рынка; системное управление всеми процессами разработки, производства и продаж продукции.
9. Создание стратегического плана развития фирмы позволит всем предприятиям НКР разрешать конкретные задачи в определенном временном отрезке. Грамотная разработка маркетингового плана позволит широко использовать комплекс маркетинга в республике.
10. Комплекс маркетинга в НКР будет способствовать созданию качественной продукции и заинтересованности в постоянном совершенствовании ассортимента, методов ценообразования, стимулирования сбыта и т.д.
11. Главной задачей предприятий НКР является выявление наиболее привлекательных сегментов рынка, которые фирма в состоянии эффективно обслужить.
12. Разработка такого бюджета маркетинга, который позволит полнее использовать и претворить в жизнь комплекс маркетинговых мероприятий. Из большого разнообразия методов планирования бюджета маркетинга в НКР целесообразно применять методы финансирования «от возможностей», метод «фиксированного процента», формирование бюджета путем пересмотра предыдущего бюджета.
Итак, современный маркетинг выступает как единство, сплав науки и искусства. Изучение данной проблемы показал, что за рубежом длительный и многовековой опыт во многом способствовал развитию взглядов на маркетинг как на искусство, индивидуальную практику ориентирования в системе маркетинговых отношений. Борьба населения планеты за достойные условия существования, несомненно, требует пересмотра многих сложившихся стереотипов, и прежде всего, в сфере бизнеса, значит и маркетинга. Предприятия, не овладевшие самыми передовыми методами маркетинга, ориентированного на потребителя, обречены на неудачу в конкурентной борьбе. Только используя высшие достижения современной маркетологии, наша экономика способна совершить прорыв в будущее, избежать при этом все препятствия и негативы, через которые в свое время вынуждены были пройти цивилизованные страны мира. Развитие рыночных отношений в НКР предопределяет необходимость активного использования теории и практики маркетинга при решении различных практических задач в деятельности предприятий.
Заключение
Обобщая исследование, можно сделать вывод, что все работающие компании должны не только правильно понимать, но и умело организовать рыночную деятельность, что и может сделать именно маркетинг.
Управление маркетингом на предприятиях НКР должно осуществляться путем:
1. организации маркетинговой деятельности на предприятии;
2. разработки и осуществления программы маркетинга.
Претворяя в жизнь маркетинговые мероприятия на предприятии, соблюдается реализация всех функций управления, рассматриваемые в теории менеджмента.
Уяснение особенностей управления маркетингом в НКР необходимо для понимания многообразия вариативности принятия форм и стратегий поведения фирмы на рынке в зависимости от огромного количества обстоятельств.
Маркетинг и управление им на предприятиях НКР находится на стадии становления. Нахождение оптимального варианта управления маркетингом в каждой конкретной фирме – дело весьма сложное и зависит от искусства управления руководителя, уровня развития коллектива, имиджа фирмы, ее доли на рынке и т.д. В зависимости от стадии развития маркетинга и его ориентации на внешнюю среду на практике, в частности и в НКР, можно выделить три уровня использования маркетинговой концепции в управлении организацией:
изолированная реализация отдельных элементов маркетинга (реклама, стимулирование сбыта, ценообразование с учетом спроса и др.);
использование отдельных комплексов взаимосвязанных методов и средств маркетинговой деятельности (разработка продукции, исходя из оценки конъюнктуры рынка, послепродажное обслуживание и т.д.);
маркетинг как концепция рыночного управления организацией, что предопределяет не просто создание службы маркетинга, но и изменение философии ее деятельности. Последний уровень рыночного управления в деятельности наших предприятий не достигнут.
Итак, что же даст предприятиям НКР применение маркетинга в своей деятельности?
1. Всем предприятиям, действующим на территории НКР, обеспечит постоянный поиск, изучение и формирование новых потребностей и средств их удовлетворения, даст толчок для создания новых товаров.
2. Образует информационную основу функционирования предприятия и формирование его производственно – сбытовой стратегии.
3. Будет способствовать осуществлению инновационных процессов и использованию новых технологий в процессе производства и продвижению товаров на рынок к потребителю.
4. Выступит основным элементом контроля и регулирования экономических отношений на микроуровне.
5. На макроэкономическом уровне осуществит взаимосвязи между процессами производства и потребления.
6. Станет необходимым условием функционирования и выживания всех предприятий НКР в условиях рыночной экономики.
7. Всем компаниям необходимо думать о будущем и разрабатывать долговременные стратегии, которые позволили бы оперативно реагировать на меняющиеся условия рынка. Каждая компания должна найти свой стиль работы, наилучшим образом, учитывающий специфику условий, возможностей, целей и ресурсов.
Для создания определенных условий применения и развития маркетинга в НКР руководителям необходимо:
1. Во всех предприятиях, где отсутствуют службы маркетинга создать систему: маркетинговой информации, планирования маркетинга, организации службы маркетинга, маркетингового контроля.
2. Система планирования маркетинга позволит создать системы маркетингового и стратегического планирования.
Предприятия НКР в этом направлении должны обеспечить:
1. Нововведения и изменения в организации в достаточной степени.
2. Распределение ресурсов, включающие распределение ограниченных ресурсов.
3. Успешную адаптацию, которые улучшают отношения фирм (предприятий) с ее окружением.
4. Обеспечить внутреннюю координацию.
5. Осознание организационных стратегий.
6. Планирование и успех организации.
7. Проведение анализа собственной маркетинговой деятельности.
8. Оценка внутренней и внешней среды предприятия.
9. Проведение SWOT – анализа предполагает провести совместное изучение внешней и внутренней среды.
10. Совершенствование организационной структуры.
11. Увеличение деловой активности: проникновение на новый рынок, внедрение нового товара на старый рынок, проникновение на новые сегменты рынка.
12. Уменьшение деловой активности: прекращение продажи товаров, переставших давать заданную прибыль на данном рынке, свертывание убыточного товара.
13. Открытие фирменных магазинов, расширение дилерской деятельности и т.д.
14. Маркетинг на предприятиях должен начинаться с разработки стратегии, которая характеризует не виды деятельности, а их цель, что если на предприятии приняли определенную стратегию
15. Создание условий творческого подхода к процессу производства.
Для обеспечения развития и совершенствования маркетинга на территории НКР государство должно обеспечить поддержку: созданием благоприятного климата через приватизацию, стабильностью государственной экономической и социальной политики, льготным налоговым режимом и др. Совершенствование системы маркетинга предполагает совершенствование совокупности маркетинговой деятельности по обеспечению функционирования системы маркетинга; взаимодействие функциональных связей предприятия, ресурсы и бюджет маркетинга; контроллинг, мониторинг, аудит, контроль и анализ, оценка эффективности функционирования системы маркетинга, маркетинговую информационную систему и исследования, организацию маркетинга и маркетинговых исследований, управление персоналом предприятия и службы маркетинга. Изучение проблем развития маркетинга в НКР позволило прийти к заключению, что в НКР есть предпосылки для его развития.
Исследования, проведенные в НКР, позволили также сделать ряд выводов и предложений, которые обобщенно представлены следующими предложениями:
1. Коренные преобразования в НКР в связи с переходом к рыночным отношениям требуют переосмысления и использования широкого комплекса маркетинговых методов в деятельности всех предприятий НКР.
2. Применение маркетинга на предприятиях позволит полнее использовать преимущества рыночной экономики в НКР и достичь успеха в деятельности каждого конкретного предприятия и экономики в целом.
3. Для каждого предприятия НКР управление маркетингом должно стать необходимостью, претворение в жизнь комплекса маркетинга будет способствовать решению главной задачи – получение максимальной прибыли и удовлетворения потребностей потребителей, повышение качества жизни в НКР.
4. Предприятия НКР должны активно развивать и проводить мероприятия по внедрению пяти позиций маркетинга, особенно совершенствование концепции чистого маркетинга и социально – этичного маркетинга.
5. Анализ ситуации по республике в целом показывает, что, несмотря на ежегодный положительный сдвиг, существует ряд нерешённых проблем, в их числе – отсутствие соответствующих норм правового законодательства. Исходя из этого, уделить особое внимание развитию и совершенствованию нормативно-технической и правовой базы предприятий НКР.
6. Претворение в жизнь маркетинговых мероприятий позволит сформировать в НКР зрелые рынки по потребительским товарам, где будут действовать законы конкуренции и честного бизнеса.
7. Проведение маркетинговых исследований позволит предприятиям НКР провести комплексное исследование рынка, анализ производственно – сбытовых возможностей предприятия и на этой основе разработать рыночную стратегию.
8. Маркетинг в НКР должен обеспечить: ориентацию на перспективный спрос нового качества; активное развитие цивилизованного рынка; системное управление всеми процессами разработки, производства и продаж продукции.
9. Создание стратегического плана развития фирмы позволит всем предприятиям НКР разрешать конкретные задачи в определенном временном отрезке. Грамотная разработка маркетингового плана позволит широко использовать комплекс маркетинга в республике.
10. Комплекс маркетинга в НКР будет способствовать созданию качественной продукции и заинтересованности в постоянном совершенствовании ассортимента, методов ценообразования, стимулирования сбыта и т.д.
11. Главной задачей предприятий НКР является выявление наиболее привлекательных сегментов рынка, которые фирма в состоянии эффективно обслужить.
12. Разработка такого бюджета маркетинга, который позволит полнее использовать и претворить в жизнь комплекс маркетинговых мероприятий.
Итак, современный маркетинг выступает как единство, сплав науки и искусства. Изучение данной проблемы показал, что за рубежом длительный и многовековой опыт во многом способствовал развитию взглядов на маркетинг как на искусство, индивидуальную практику ориентирования в системе маркетинговых отношений. Борьба населения планеты за достойные условия существования, несомненно, требует пересмотра многих сложившихся стереотипов, и прежде всего, в сфере бизнеса, значит и маркетинга. Предприятия, не овладевшие самыми передовыми методами маркетинга, ориентированного на потребителя, обречены на неудачу в конкурентной борьбе. Только используя высшие достижения современной маркетологии, наша экономика способна совершить прорыв в будущее, избежать при этом все препятствия и негативы, через которые в свое время вынуждены были пройти цивилизованные страны мира.
Списокиспользованных источников
Авдокушин Е.Ф. «Маркетинг в международном бизнесе», Москва, 2002, с. 326
Акулич И.А. «Маркетинг», Высшейшая школа, Минск, 2002, с. 434
Армстронг Г., Котлер Ф Введение в маркетинг, 5-е издание.: Пер. с англ.: Уч. пос. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2000.-640 с.
О.С. Белокрылова «Теория переходной экономики», Ростов-на-Дону, Феникс, 2002 г., с. 352
«Бизнес – Планирование», под ред. д.э.н. В.П. Попова, С.И. Ляпунова. д.э.н., Москва», «Финансы и статистика», 2001 г. 561 с.
Большой экономический словарь, составитель А.Б. Борисов, Москва, Книжный мир, 2002, с. 895
В.В. Гуров, Интернет для бизнеса, Москва, Электрон – Информ, 2008 г., с. 604
В.П. Грузинова, «Экономика предприятия», Москва, Банки и Биржи, Юнити., 2001 г., с. 403
Э.В. Вергилес «Менеджмент», АНО «Евразийский Открытый институт», Москва, 2004, с. 63
Т.А. Гайдаенко Маркетинговое управление. Полный курс MBA. М.: Эксмо, 2006