Разработка стратегии развития бизнес-инкубаторов (на примере Новошахтинского зонального бизнес-инкубатора)
Дипломный проект
Тема: «Разработка стратегии развития бизнес-инкубаторов (на примере Новошахтинского зонального бизнес-инкубатора)»
Введение
Становление рыночной экономики должно сопровождаться формированием конкурентной среды. Такая среда может быть образована только путем развития института предпринимательства, создания благоприятных условий для развития малого бизнеса.
В настоящее время назрела необходимость изучения и систематизации накопленного в России опыта развития предпринимательства с использованием механизмов бизнес-инкубации, подведение промежуточных итогов практической деятельности и решения ряда теоретических, методических и организационных проблем, а также изучения и создания методик адаптации наиболее интересного западного опыта в создании и деятельности бизнес-инкубаторов с целью выработки единого подхода и практических рекомендаций, которые позволят существенно снизить риски, повысить эффективность институтов бизнеса и распространять положительный российский опыт в разных регионах страны.
Одна из наиболее привлекательных черт инкубаторов малого бизнеса в современных российских условиях заключается в том, что они могут не только содействовать развитию предпринимательства в регионах, но также могут быть использованы как инструмент развития региональных производственных, интеллектуальных и других ресурсов, которые на сегодняшний день не нашли достойного применения в складывающейся рыночной системе. А именно: бизнес-инкубаторы способны стать инструментом «конверсии» больших и неконкурентных производственных мощностей в сектор малой экономики. Причем от многих других организаций подобного характера, при грамотном планировании и управлении бизнес-инкубаторы могут стать не только самоокупаемыми, но и коммерчески выгодными предприятиями благодаря коммерциализации ресурсов и использованию частной инициативы в регионах.
Российский опыт функционирования систем поддержки и развития малых предприятий, адаптации бизнес-инкубаторов, научных и технологических парков обобщен и систематизирован в работах О. Айгистовой, В. Атояна, В. Бузника, А. Власова, В. Горбунова, В. Каганова, А. Кулагина, С. Иванова, Ю. Ровенского, А. Сенина, В. Шукшунова и др.
Особенности функционирования местного самоуправления и муниципальной экономики рассмотрены в работах таких отечественных и зарубежных ученых и практиков, как Т. Авдеева, Г. Алимургаев, М. Вебер, Л. Велихов, Н. Вобленко, С. Вобленко, С. Воронин, Т. Говоренкова, А. Гуревич, В. Иванов, В. Лапин, В. Лексин, С. Мельников, Т. Морозова, Р. Попов, Г. Рубин, В. Самойленко, Ю. Филиппов, А. Широков и др.
Однако рассматриваемая проблема не нашла пока достаточно полного отражения в литературе и нуждается в дальнейшем комплексном исследовании. Это обстоятельство обусловило выбор темы, постановку цели и задач дипломного проекта.
Цель дипломного проекта состоит в разработке теоретических предпосылок и практических рекомендаций по формированию стратегических направлений развития бизнес-инкубатора.
В соответствии с этим в работе поставлены следующие задачи:
– определить роль и место бизнес-инкубаторов в системе государственной поддержки малого предпринимательства в России;
– выявить цели, задачи и этапы разработки стратегии;
– проанализировать экономическое состояние Новошахтинского зонального бизнес-инкубатора (НЗБИ);
– исследовать потенциал организации (внутреннюю среду);
– рассмотреть внешние факторы, их влияние на внутреннюю среду НЗБИ;
– разработать рекомендации по целенаправленному развитию и функционированию бизнес-инкубатора, основанные на интеграции соответствующих экономических и организационных решений.
Объектом исследования является Новошахтинский зональный бизнес-инкубатор, его структура и динамика на современном этапе развития.
Предметом исследования выступает внутренняя и внешняя среда НЗБИ.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют современные теории менеджмента в их применении к функционированию структур поддержки малого предпринимательства.
В основу дипломного проекта положены подходы классического менеджмента, методы управленческого, экономического, статистического и системного анализа, количественного и качественного изучения.
Практическая значимость дипломного проекта заключается в том, что предложенные рекомендации могут быть использованы в практической деятельности Новошахтинского зонального бизнес-инкубатора, а также в деятельности аналогичных организаций в различных регионах страны.
Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе анализируется зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства, и, в первую очередь, бизнес-инкубирования. Рассматриваются положение малого бизнеса в России, а также система государственной поддержки малого предпринимательства. Поскольку бизнес-инкубатор, как правило, далеко не единственная структура поддержки малого предпринимательства, анализируются распространенные в России формы, элементы инфраструктуры поддержки, определяется место бизнес-инкубаторов в этой системе, раскрываются секреты успешной деятельности.
Вопросы методических основ разработки стратегии развития бизнес-инкубаторов раскрываются во второй главе дипломного проекта: определяются цели, задачи и основные этапы разработки стратегических направлений развития.
В третьей главе дается характеристика НЗБИ, рассматривается перечень предоставляемых услуг, материально-технические и финансовые аспекты, основные направления деятельности. Проведен анализ состояния внешней и внутренней среды организации. В результате сформулированы основные проблемы и предпосылки развития НЗБИ, осуществлено обоснование рекомендаций по основным стратегическим направлениям развития бизнес-инкубатора.
1. Роль и место бизнес-инкубатора в системе государственной поддержки малого предпринимательства
Опыт поддержки малого бизнеса в странах с развитой экономикой
Международный опыт показывает, что во второй половине ХХ века малый бизнес (МБ) занял достойное место в экономике. В настоящее время в развитых странах миллионы малых и средних фирм во взаимодействии с крупными компаниями образуют особый механизм саморегуляции рыночной экономики.
В послевоенный период малый бизнес в США дал около 50% всех нововведений и большинство новейших технологий, которые определяют лицо технического прогресса в настоящее время. Из 61 крупного открытия ХХ века 48 состоялись в малых и средних фирмах. Малые предприятия впервые разработали и внедрили: вертолет, крекинг нефти, шариковую ручку, персональный компьютер. По данным Национального научного фонда США в расчете на один доллар, вложенный в научно-исследовательские работы, малые предприятия дали вчетверо больше новинок, чем средние фирмы, и в24 раза больше, чем крупные корпорации. На одного сотрудника малого предприятия приходится по статистике в 2.5 раза больше инноваций, чем на работника крупного предприятия. [19.C.7].
Удельный вес продукции малого бизнеса в валовом национальном продукте (ВНП) развитых стран уже превысил 50%. С середины 60-х годов до настоящего времени количество малых предприятий увеличилось в США более чем в 4 раза. В странах Европейского Сообщества наиболее типичным для бизнеса стало микропредприятие с численностью до 9 человек. С развитием малого бизнеса государства-члены ЕС связывают возможность экономического подъема отсталых регионов и снижения социальной напряженности в обществе. В последнее десятилетие малый бизнес обеспечил создание около 80% новых рабочих мест в Западной Европе и США. [19.C.8].
Вместе с тем, малые предприятия более уязвимы по сравнению с крупными. Основные проблемы в следующем:
– недостаток финансов, особенно в период становления малого предпринимательства;
– повышенная чувствительность к макроизменениям;
– низкий уровень компетенции руководства малых предприятий в вопросах управления.
Таким образом, для эффективного развития предпринимательства необходима поддержка, в первую очередь со стороны государства. Правительства практически всех развитых стран выработали долговременную политику в отношении малого бизнеса. Государственная поддержка реализуется через развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, финансово-кредитную поддержку, налоговые льготы, помощь в получении банковского кредита и субподрядов и т.д. Существуют многочисленные структуры, ведущие подготовку предпринимателей, консалтинговую и информационную поддержку, содействующие в продвижении товаров и получении кредитов и инвестиций. Но наиболее полную поддержку малое предпринимательство получает в так называемых бизнес-инкубаторах (БИ).
Первый бизнес-инкубатор появился в США в 1959 году. В пустующих после закрытия фабрики помещениях люди, оставшиеся без работы, открыли свои малые предприятия. В 1985 году в мире уже действовали около 70 бизнес-инкубаторов, в 1992 их насчитывалось 470, в 1995–1000! Справедливости ради следует отметить, что в мире, как и у нас, нет четкого определения понятия БИ и отличия его от других форм поддержки малого предпринимательства. Поэтому указанные цифры следует считать приблизительными.
Бизнес-инкубатор – это организация, создающая наиболее благоприятные условия (среду), для стартового развития малых предприятий..
Концепция инкубирования тесно связана со стратегией развития малого бизнеса в конкретном регионе. При этом преследуются следующие цели создания бизнес-инкубатора:
– содействие изменениям в регионе, способствующих обеспечению продуктивных рабочих мест и формированию нового имиджа региона (характерно для регионов, в которых преобладают традиционные или устаревающие отросли промышленности);
– создание развитой инфраструктуры, в первую очередь для фирм, базирующихся в БИ и способных работать на партнерских началах с крупными различными промышленными и научно-техническими компаниями региона;
– обеспечение высокими технологиями и инновациями развития местной промышленности и экспортно-импортной деятельности в необходимом для местной промышленности направлении;
– содействие укреплению связей между университетом (вузом или исследовательским центром) и местной промышленностью;
– поощрение и обеспечение формирования и роста новых предприятий, продвигающих новые технологии;
– создание среды, способствующей взаимообмену ресурсами, людьми, идеями, оборудованием между наукой и промышленностью региона.
Множественность целей создания таких структур как бизнес-инкубатор, а так же многообразие их практической реализации объясняет отсутствие единой терминологии, несмотря на более чем сорокалетний период их развития.
Наиболее полная, на мой взгляд, классификация бизнес-инкубаторов предложена Полом Хэнноном (Бизнес-школа университета, г. Дархэм, Великобритания). Она во многом опирается на идентификацию специфических групп клиентов-пользователей услугами бизнес-инкубатора. Хэннон выделяет пять групп бизнес-инкубаторов (и в таком виде научные парки или инкубаторы инновационного бизнеса уже можно рассматривать как один из вариантов бизнес-инкубационных структур):
– местные общественные организации (выполняют социальную роль поддержки развития малого предпринимательства, как правило, направлены на решение каких либо специфических региональных проблем и не являются коммерческими предприятиями);
– бизнес-инкубаторы, нацеленные на формирование и развитие малого предпринимательства. Здесь в качестве основного критерия используется количество создаваемых рабочих мест, при этом возможна поддержка как вновь создаваемых, так и действующих (растущих) предприятий;
– бизнес-инкубаторы, ориентированные на поддержку определенных слоев населения (молодежь, женщины, национальные меньшинства), т.е. тех групп, которые слабо адаптируются к рынку;
– бизнес-инкубаторы, предоставляющие на определенных условиях офисные помещения и различные услуги (такая организация фактически является бизнес-центром);
– инновационные (технологические) бизнес-инкубаторы, которые сориентированы на поддержку малых инновационных фирм (МИФ), развивающие инновационные технологии и продукты.
Наибольший опыт в инкубировании малых предприятий накоплен в США. В последние годы в США все больше бизнес-инкубаторов, созданных при исследовательских и научных центрах. Развиваются инновационные центры, направленные на поддержку нововведений.
Особо хотелось бы отметить увеличение в США так называемых «бизнес-инкубаторов без стен». Клиенты таких бизнес-инкубаторов пользуются всем перечнем обычных услуг (в первую очередь информационных и консалтинговых) за исключением аренды офиса. В результате, такому бизнес-инкубатору для начала деятельности требуется всего несколько комнат и небольшие финансовые вложения. Число же клиентов увеличивается в десятки раз по сравнению с обычным бизнес-инкубатором. Подобная структура оказалась очень эффективной в плане поддержки малого бизнеса в регионе.
Интересно, что идеи инкубирования малого бизнеса неожиданно активно стали развиваться и внутри крупных компаний.
Явная эффективность деятельности малых предприятий и результативности выведения исследователей и разработчиков-новаторов из-под административного контроля побудила крупные компании практиковать создание независимых подразделений (команд, групп, бригад и т.п.) внутри своей организационной структуры. Деятельность таких подразделений связана с созданием, производством и реализацией новых продуктов (товаров).
Наиболее распространенным решением стало создание в организации «товарных групп» многофункционального профиля, т.е. группирующих в себе функции, необходимые для реализации проекта, и деятельность, начиная с исследовательской и заканчивая опытным производством. Членами «продуктовой группы» являются работники разных уровней. В ее составе команды – исследователи, новаторы и изобретатели, а также те, кому предстоит воплощать идеи в конкретные продукты. Там могут быть менеджеры и рабочие, инженеры и бухгалтеры.
Таким образом, бизнес-инкубаторы в различных отраслях прочно заняли свое место в системах поддержки малого предпринимательства в различных странах, как на Западе, так и на Востоке. Идеология развития бизнес-инкубаторов постоянно модернизируется. В последние годы появляется все больше проектов, которые относятся к бизнес-инкубаторам как к виду бизнеса, который в итоге должен принести прибыль. Государство, местные власти, университеты, крупные компании на первом этапе, а часто постоянно, оказывают финансовую и организационную поддержку БИ. Разумеется, имеющийся зарубежный опыт важен, но не все можно автоматически перенести на Россию, однако учитывать и использовать необходимо.
Инфраструктурные механизмы поддержки малого предпринимательства в России
Сравнительный экономический анализ показывает, что для достижения уровня развитых стран структура народного хозяйства в масштабах всей страны должна содержать от 9 до 12 млн. малых предприятий (для сравнения: в США в настоящее время действует более 20 млн. частных фирм, в Японии – около 6,5 млн.). По официальным оценкам Министерства экономики РФ критическая масса малых предприятий для включения механизмов рыночной саморегуляции, конкурентной среды и осуществления необходимых организационно-структурных реформ в экономике в ближайшие годы должна составить не менее 2,5–3,5 млн.
Сфера малого бизнеса не является пока определяющей на рынке труда России. Тем не менее, малый бизнес уже сегодня играет серьезную роль в снижении темпов роста безработицы. По мере становления инфраструктуры малой экономики и развития малого предпринимательства это влияние будет усиливаться.
Наибольшее влияние малый бизнес имеет на рынках, где он позволяет решать следующие задачи:
– повышение эффективности использования и распределения материальных, кадровых, организационных и технических ресурсов, увеличение производительности труда;
– активизация местного предпринимательства и развития конкуренции, увеличение интенсивности производственных и коммерческих связей, вытеснение неэффективных производств;
– диверсификация местной экономики, развитие мелкомасштабных рынков, приближение товаров и услуг к потребителю, выравнивание уровня жизни населения;
– повышение гибкости и своевременное реагирование на изменение рыночного спроса при широком использовании местных кадровых, сырьевых и производственных ресурсов;
– создание дополнительных рабочих мест при относительно меньших затратах, чем на крупных предприятиях;
– увеличение объемов, расширение ассортимента и повышение качества выпускаемой продукции;
– освоение новых технологий перспективных рынков и повышение выпуска новых видов продукции;
– внедрение новых форм организации производства, финансирования и сбыта.
В настоящее время в Российской Федерации сложилась довольно непростая ситуация в области создания и поддержки малых предприятий:
– сложная система налогообложения;
– неадекватные механизмы изыскания средств на организацию и развитие бизнеса;
– несоразмерный уровень планирования и современных навыков управления;
– неразвитые рынки деловых услуг;
– распространение и разлагающее влияние коррупции и организованной преступности.
Эти препятствия зачастую взаимозависимы и лишь усиливают друг друга, что требует принятия срочных мер в экономической политике.
Российское малое предпринимательство нуждается во всесторонней поддержке, в том числе и государственной. Ее главным инструментом является создание специальной инфраструктуры, обеспечивающей развитие малого и среднего бизнеса.
Инфраструктура поддержки малого бизнеса (ИП МБ) – совокупность государственных и негосударственных организаций, действующих в направлении создания благоприятных условий для развития предпринимательства, оказывающих услуги начинающим и развивающимся малым предприятиям.
Каждый регион, город индивидуален. Соответственно индивидуальна и сложившаяся там инфраструктура поддержки малого бизнеса. Но есть элементы, которые повторяются в большинстве регионов и нацелены на комплексную поддержку малого бизнеса.
Среди подобных выделяются учебно-деловые центры Морозовского проекта, региональные агентства поддержки малого и среднего бизнеса, торгово-промышленные центры, научные парки и бизнес-инкубаторы.
Учебно-деловой центр Морозовского проекта
Морозовский проект – это широкомасштабная программа подготовки кадров для рыночной экономики, поддержки малого предпринимательства. Проект реализуется с 1992 года по инициативе Академии менеджмента и рынка, ряда ведущих экономических и финансовых академий и институтов, при поддержке государственных органов, Американского агентства международного развития, Европейского банка реконструкции и развития, а также ряда Европейских стран.
Учебно-деловой центр (УДЦ) – это статус, который присваивается региональной структуре, признанной лучшей в конкурсе образовательных заведений, осуществляющих дополнительное образование и переподготовку кадров для предпринимательской деятельности и рыночной экономики и структур поддержки малого бизнеса. В настоящее время учебно-деловые центры Морозовского проекта действуют в 59 регионах. Наряду с образовательной деятельностью УДЦ оказывают широкий спектр консалтинговых услуг, содействуют продвижению инвестиционных проектов к инвесторам, осуществляют информационную поддержку предприятий и предпринимателей.
На схеме взаимодействия УДЦ с различными структурами представлен пример инфраструктурной поддержки предпринимателей в регионе.
Благодаря помощи дирекции Морозовского проекта и администраций регионов учебно-деловые центры имеют хорошую материальную базу, квалифицированные кадры преподавателей и консультантов.
За два года каждый УДЦ переподготовил от 30 до 70 специалистов на семинарах Морозовского проекта. Возможности сети позволяют УДЦ оказывать высококачественные услуги предпринимателям, которые позволяют им быть конкурентоспособными на рынке.
Многие УДЦ (в гг. Петрозаводске, Самаре, Боровиках, Красноярске и др.) имеют филиалы в городах, которые принято называть малыми. Таким образом, потенциал Морозовского проекта распространяется на периферию.
Наряду с программами подготовки предпринимателей УДЦ освоил консультирование по вопросам маркетинга, финансового и инвестиционного менеджмента, оценки недвижимости, корпоративного управления и многим другим.
Одной из приоритетных программ в рамках Морозовского проекта является программа «БИНК» – создание сети бизнес-инкубаторов в регионах России. Основной идеей программы «БИНК» является создание при УДЦ таких бизнес-инкубаторов, которые в непростых российских условиях уже в ближайшее время выйдут на самоокупаемость.
Региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса
Основной задачей Агентства является содействие развитию предпринимательской активности населения путем предоставления информации и деловых консультаций. Агентство стремится к внедрению в хозяйственную практику малого бизнеса цивилизованных предпринимательских отношений, повышению уровня компетентности и информированности представителей этого сектора экономики. С этой целью Агентство ведет работу по многим направлениям и предлагает услуги, среди которых основными являются:
– консультирование предпринимателей по вопросам экономической, финансовой, инвестиционной и налоговой политики;
– разработка и оформление учредительных документов создаваемых предприятий и фирм, их регистрация;
– обучение на основе разработанных Агентством программ практическим деловым навыкам, необходимым для успешного развития предпринимателем собственного дела (финансы, маркетинг, управление, реклама, этика предпринимательства и т.п.). По итогам обучения выдается международный, совместный с Лондонским предпринимательским агентством, сертификат;
– услуги информационно-справочного характера;
– рекламные, издательские, нотариальные услуги.
В конце 1993 года – начале 1994 гг. при содействии Фонда «Ноу-Хау» Правительство Великобритании и активной поддержке местной администрации в ряде регионов был осуществлен первый, предварительный этап работы по созданию агентств развития малого бизнеса в регионах.
Деятельность Агентства в данном направлении получила поддержку со стороны федеральных органов власти (Постановление Правительства РФ №1434 от 29.12.94 г.). Создание сети региональных агентств включено в Федеральную программу государственной поддержке малого предпринимательства на 1994–1997 гг.
Организация сети региональных агентств осуществляется на основе единых организационно-правовых и методических принципов, в которых учтен опыт деятельности Российского агентства, наличие и использование в процессе работы подготовленной методической и учебной литературы, возможности привлечения высококвалифицированных преподавателей и консультантов.
Региональные информационно-аналитические центры
Региональные информационно – аналитические центры создаются в рамках системы информационного обеспечения малого предпринимательства (СИОМП). Организационно СИОМП реализуется путем создания и развития сети региональных и отраслевых информационно – аналитических центров (РИАЦ и ОИАЦ). Центры на основе единых критериев интегрируют и производят информационные ресурсы. Координацию работ по реализации СИОМП осуществляет Государственный комитет РФ по промышленной политике. Непосредственную работу ведет специально созданное Агентство «Российские информационные системы». [33.C.18].
При создании системы информационного обеспечения малого предпринимательства предполагается использовать ранее созданные информационные ресурсы и программно-технические средства при максимальной их унификации.
СИОМП представляет предпринимателям информационные услуги, касающиеся коммерческой, адресной, юридической, статистической информации и информации по инвестиционным проектам, регистрации создаваемых предприятий, маркетингу, аудиту, возможностям материально – технического снабжения и сбыта продукции, установлению делового сотрудничества между возможными партнерами, осуществлению финансовых операций, поиску производственных мощностей, электронной почты, ведению бухгалтерской деятельности и т.д. Перечень информационных услуг уточняется в процессе организации информационно-аналитических центров на основе анализа потребностей конкретных пользователей.
При этом сеть информационно-аналитических центров формируется по региональному и отраслевому принципам и базируется на имеющемся в настоящее время работы в области информационных услуг.
В настоящее время РИАЦ созданы более чем в 20 регионах. Развитие системы предусматривает создание таких структур в каждом регионе.
Торгово-промышленные палаты
Торгово-промышленные палаты в настоящее время действуют во всех регионах России. Объединение местных палат формирует Торгово-промышленную палату РФ. В 1991 году был принят закон «О торгово-промышленной палате РФ». В законе закреплены и функции торгово-промышленных палат. Торгово-промышленные палаты лоббируют интересы предпринимателей и товаропроизводителей в органах власти, развивают систему информационного обмена, ведут подготовку и переподготовку кадров для членов организации, организуют выставки-ярмарки и проводят другую работу, связанную с поддержкой производителей товаров и услуг. Традиционно торгово-промышленные палаты активно ведут работу по сертификации товаров и услуг, поддержке международных контактов предприятий-участников.
В последнее время торгово-промышленные предприятия все большее время уделяют поддержке малого бизнеса. Особенно эта работа активизировалась после 1 Всероссийского съезда представителей малых предприятий. Торгово-промышленная палата РФ является учредителем Морозовского проекта и Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса.
Помимо основной деятельности палаты обеспечивают связь работодателями и государственными структурами, что крайне важно для формирования в стране и регионе сбалансированной экономической политики.
Региональные фонды поддержки малого предпринимательства
Региональные фонды поддержки малого предпринимательства (РФПМП) развиваются в регионах по инициативе местных администраций с целью формирования механизма финансово-кредитной поддержки малых предприятий. В настоящее время фонды созданы в 73 регионах. Многие из них стали реальным инструментом финансовой поддержки. В большинстве своем фонды действуют как юридические лица, созданные администрацией. Так, например, Тульский региональный фонд поддержки малого предпринимательства во взаимодействии с банком-агентом Европейского банка реконструкции и развития сумели профинансировать некоторое количество предпринимательских проектов.
В большинстве регионов фонды не являются юридическими лицами. Средства аккумулируются на счету администрации либо комитета по экономике. В регионах, где нет отдельных департаментов по поддержке и развитию малого предпринимательства, на фонды возлагаются функции координации всех действий по поддержке малого предпринимательства.
Во многих регионах действуют структуры, объединяющие все или часть вышеприведенных функций.
Так, например, в Екатеринбурге давно и успешно действует Центр содействия предпринимательству. Администрация Новгородской области предоставила АО «Новгородский бизнес-парк» комплекс заданий, находящихся в областной собственности в г. Туле. В Московской области в 1994 г. создан бизнес-центр в г. Щелкове; в Иркутской области в 1994 г. создан «Иркутский бизнес-парк». Приступили к экономической деятельности Московская лизинговая компания, научные парки в Санкт-Петербурге, Москве, Томске, Ярославский социально-предпринимательский центр и др.
Бизнес-инкубатор в региональной инфраструктуре
Вышеперечисленные структуры поддержки малого предпринимательства в той или иной степени занимаются «выращиванием», «инкубированием» малых предприятий, т.е. выполняют часть функций бизнес-инкубатора.
Многие отечественные и зарубежные специалисты считают, что именно бизнес-инкубатор как элемент инфраструктуры поддержки малого бизнеса на местах позволит объединить в России усилия и возможности заинтересованных в развитии малого бизнеса сторон: государственных организаций, органов власти, коммерческих структур, различных фондов, а также предпринимателей, желающих реализовать свою идею. Решать ли бизнес-инкубаторы все проблемы, связанные с развитием предпринимательства? Наверное, нет. Но они могут ускорить появление новой волны отечественных цивилизованных предпринимателей. Бизнес-инкубатор реально содействует становлению и выживанию в жесткой конкурентной борьбе малых предприятий, а это означает, как минимум, создание новых рабочих мест и увеличение налоговых поступлений в местный бюджет.
1.3 Бизнес-инкубаторы и содержание их деятельности
Бизнес-инкубатор – это общее название для организаций, развивающих предпринимательство путем создания условий, оказания комплекса услуг и предоставления, ресурсов для ускорения роста предприятий на ранней инкубационной стадии их развития. [13.C.6].
Инкубаторы малого бизнеса помогают молодому бизнесу вырасти и выжить в стартовый период, т.е. в период наибольшей уязвимости с финансовой точки зрения. Предприятия, расположенные вне инкубатора, также могут пользоваться всеми его услугами.
Опыт развития мировой экономики показывает, что в условиях экономического кризиса политика, ориентированная на оказание помощи и содействие развитию малого предпринимательства, дает ощутимые результаты в достижении сбалансированного экономического роста. В этой связи выявления проблем становления малого бизнеса в России и поиск наиболее эффективных путей его поддержки имеет чрезвычайное значение.
Стремительное развитие и бурный рост числа БИ во многих странах мира доказывает эффективность использования этой модели для решения целого ряда задач, среди которых можно выделить следующие:
– оздоровление экономической активности регионов, развитие внутренних рынков, диверсификация регионов;
– рост числа малых предприятий, повышение их жизнеспособности и, следовательно, расширение налогооблагаемой базы регионов и государств;
– наиболее полное использование ресурсов регионов, включая трудовые, производственные, технологические, природные и пр.;
– повышение инновационной активности бизнеса в целом, внедрение новых технологий и «ноу-хау»;
– создание и укрепление связей между малым бизнесом и другими сторонами экономики (крупным бизнесом, государственным, финансовым сектором и пр.), а также межрегиональных и международных связей, способствующих укреплению экономических систем;
– рост занятости уровня жизни населения.
Инкубаторы малого бизнеса, являющиеся частью инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, могут выступать как самостоятельно, так и как часть единой системы развития малых предприятий наряду с техническими и научными парками, инновационными и бизнес-центрами и пр., в которой бизнес-инкубатору отводится одна из ранних фаз развития малого предпринимательства.
В мире не существует одинаковых бизнес-инкубаторов, но в целом набор услуг, оказываемых ими малым предприятиям, довольно стандартен. Ниже приведен наиболее полный перечень, причем все услуги БИ разбиты на 4 категории:
– сдача в аренду помещений и офисное обслуживание;
– обучение предпринимателей;
– консультационные услуги;
– продвижение проектов к инвестициям.
Все эти услуги оказываются на льготных условиях.
1. Сдача в аренду помещений и офисное обслуживание
1) Сдача в аренду помещений под офисы
В США существует норматив, согласно которому требуемая офисная площадь рассчитывается исходя из 14 кв. м на сотрудника. На практике все определяется возможностями бизнес-инкубатора и МП-арендатора и решается при их обоюдном согласии. При этом стоимость арендной платы изменяется в зависимости от качества офисного помещения.
Обычно арендная плата дифференцируется также в зависимости от времени пребывания малого предприятия в бизнес-инкубаторе. Она, как правило, ниже рыночной на начальном этапе (иначе теряется смысл инкубирования) и увеличивается до среднерыночной, а иногда и превышает ее к моменту завершения пребывания малого предприятия в БИ. И, конечно, арендная плата рассчитывается с учетом надбавок за долевое использование мест общего пользования (лестницы, холлы и т.п.).
2) Пользование коммунальными услугами
3) Охрана и уборка помещений (как правило, осуществляется централизованно)
4) Мебель. Возможны самые разнообразные варианты:
– БИ сдает в аренду обставленные мебель офисы;
– БИ помогает малому предприятию взять на прокат или дешево купить необходимую мебель;
– если учредителем БИ является крупная организация, имеющая избыток мебели (университет), то вполне реально организовать бесплатное пользование мебелью.
5) Телефонная сеть и оборудование
С самого начала следует предусмотреть вариант, когда на все звонки в бизнес-инкубатор будет отвечать секретарь. Это предполагает наличие в БИ собственной телефонной сети или подключение его абонентов в уже действующую телефонную сеть. В этом случае все арендаторы должны использовать совместимые телефонные аппараты, которые обеспечивает БИ.
Кроме обычной городской необходимо обеспечить МП-арендаторам возможность пользования междугородней и международной связью, а также факсами.
6) Компьютерное оборудование
Здесь политика БИ определяется исключительно его финансовыми возможностями. Если они ограничены, то несколько персональных компьютеров (ПК) с принтерами и, возможно, сканер располагаются в отдельной комнате. Комната открыта для всех арендаторов бизнес-инкубатора в течение определенного времени каждый рабочий день.
Если ресурсы бизнес-инкубатора достаточно велики, то он может обеспечивать МП-арендаторов компьютерным оборудованием на определенных условиях по их заявкам.
Сейчас достаточно распространена электронная почта. Бизнес-инкубатор должен обязательно иметь свой электронный адрес, а по возможности – наделить персональными адресами и предприятия-арендаторы.
Конечно, бизнес-инкубатору целесообразно иметь свою компьютерную сеть, к которой могут подключаться все малые предприятия-арендаторы. Кроме того, следует учесть, что за рубежом все большее число МП-арендаторов бизнес-инкубаторов проявляют заинтересованность в подключении к сети «Интернет». Выход в «Интернет» позволит войти во многие базы данных, в том числе, в базы данных Морозовского проекта, которые содержат немало полезной для малых предприятий информации.
7) Пользование множительной техникой
Возможность коллективного использования множительной техники позволяет, как это уже отмечалось выше, существенно снизить издержки малого предприятия на копирование документов и регулярно обновлять это оборудование.
8) Библиотека
Речь не идет о традиционной библиотеке. Однако бизнес-инкубатору необходимо выписывать несколько центральных и наиболее влиятельную региональную газеты. Правилом должно стать и для штатных сотрудников бизнес-инкубатора и для предпринимателей регулярно пополнять библиотечку БИ новыми брошюрами по предпринимательству, материалами семинаров, круглых столов, конференций, стажировок.
2. Обучение предпринимателей
Для России эта услуга является весьма актуальной. Недостаточно иметь коммерчески значимую идею и большое желание ее реализовать. Необходимо еще иметь определенные знания в области экономики, менеджмента, маркетинга, уметь разработать бизнес-план, разбираться в бухгалтерском учете и т.д. Для этого может быть рекомендована программа «Основы предпринимательства», разработанная в рамках Морозовского проекта.
Образовательной деятельностью в той или иной степени занимается большинство бизнес-инкубаторов. Большой популярностью также пользуются семинары, круглые столы и т.п. мероприятия. Появился даже новый термин для обозначения такого обучения – «оперативное консультирование». Проведение подобных мероприятий еще очень возможно с точки зрения дополнительного финансирования бизнес-инкубатора, а также его популяризации. Такие мероприятия, как известно, способствуют завязыванию контактов, знакомству, расширению связей БИ с внешней средой.
Целесообразно заключение договоров с соответствующими образовательными структурами, имеющими опыт и доброе имя. Так, например, в г. Петрозаводске бизнес-инкубатор заключил договор о подготовке кадров с учебно-деловым центром Морозовского проекта, действующим на базе учебного Центра непрерывного образования «КарелНОК».
3. Консультационные услуги
Консультация в сфере бухгалтерского учета, аудит.
Консультации в налоговой и правовой сферах.
Секретарские услуги.
Консультации в сфере ведения бизнеса.
Услуги в области маркетинга и рекламы.
Услуги переводчика.
Услуги в области патентования и лицензирования продукции.
Издательские и полиграфические услуги.
Продвижение проектов к инвестициям
Эта услуга совершенно нетипична для бизнес-инкубаторов развитых стран. Вообще эту услугу можно отнести к вышеприведенному перечню консультационных услуг. Но реальная деятельность в области инкубирования малых предприятий и поддержки предпринимательства в России показала, что продвижение проектов к инвестициям в условиях, когда число потенциальных организаций-инвесторов крайне ограничено, и финансовый рынок далек от совершенства, является важнейшей и неудовлетворенной потребностью предпринимателей.
Вероятнее всего то, что бизнес-инкубатор, особенно в начале своей деятельности, будет действовать как бесприбыльный или с минимальной прибылью. Основными источниками финансирования БИ являются: доход от сдачи в аренду офисов, государственные вложения и финансовая поддержка организаций-учредителей. Но очень часто эти источники дохода не покрывают расходов бизнес-инкубатора.
Увеличить доход бизнес-инкубатор может за счет сдачи в аренду или продажи недоиспользуемых ресурсов. Речь идет и об офисных площадях, и об оборудовании, и о возможностях персонала. Например, это сдача в аренду сторонним потребителям конференц-зала или какого-то специфического оборудования. Если в штате БИ есть профессиональные консультанты, то они по договоренности с руководством, могут участвовать в консультировании и внешних фирм. При этом свои услуги они оценивают с учетом обязательных отчислений БИ.
Выше уже говорилось о выгодности для бизнес-инкубатора проведения различных семинаров, учебных курсов и т.п. по целевому заказу различных организаций. Постепенно БИ, зная ситуацию в регионе, сам начнет проводить подобные мероприятия с платным участием для внешних организаций. Конечно, для своих МП-арендаторов участие в подобных мероприятиях будет бесплатным или льготным.
Одним из источников дохода бизнес-инкубатора может стать его долевое участие в собственном капитале МП-арендаторов. Участие в собственном капитале МП-арендаторов может быть рекомендовано только успешно действующим бизнес-инкубаторам. Только такие бизнес-инкубаторы могут позволить себе подождать несколько лет, до тех пор пока это участие принесет ощутимые выгоды и доход от него станет сопоставимым с другими доходами БИ.
Опыт успешных бизнес-инкубаторов
Экономическая эффективность бизнес-инкубатора может быть проиллюстрирована на примере Зеленоградского БИ. НА его создание в 1996 г. было истрачено около 100 000 долларов (ремонт неиспользуемого помещения большого предприятия и оснащение оргтехникой). Через год в нем работали 18 предприятий. Официальные налоги, перечисляемые ими в местный и республиканский бюджеты, превысил сумму, затраченную на организацию БИ. При этом было создано около 400 рабочих мест, местный рынок наполнился качественными товарами и услугами, заработная плата сотрудников инкубируемых предприятий превышала среднюю по региону и т.п.
Бизнес-инкубатор в г. Пущине. В качестве примера активно действующего бизнес-инкубатора можно привести инновационный центр – автономную некоммерческую организацию «Инкубатор биотехнологий» (АНО ИБ), созданную в июне 1999 г., а с июля 2000 г. являющуюся членом НСБИ. Учредителями АНО «Инкубатор биотехнологий» выступили администрация г. Пущино, президиум Пущинского научного центра Российской академии наук (ПНЦ РАН), а также московская консалтинговая компания ЗАО «Техноконсалт». В сфере деятельности организации находятся разработчики девяти институтов, трех профессионально ориентированных высших учебных заведений и около двух десятков малых инновационных предприятий. Штат организации небольшой – постоянно работают четыре человека.
Бизнес-инкубатор проводит консультирование малых предприятий и отдельных разработчиков по вопросам коммерциализации технологий; совместно с партнерами продвигает на российский и зарубежный рынки; предоставляет офисные услуги заинтересованным компаниям. Пущинский БИ отличается ярко выраженной инновационной направленностью, тесной связью с наукой и быстрым внедрением разработок в производство.
Бизнес-инкубатор в г. Кирове. Некоммерческая организация – негосударственное образовательное учреждение «Учебно-деловой молодежный центр (бизнес-инкубатор)» создан в 1995 г. с целью реализации программы «Поддержка молодежного предпринимательства» президентской программы «Молодежь России». Учредителями являются комитет по делам молодежи Администрации Кировской области, Российский центр содействия молодежному предпринимательству (структура Государственного комитета РФ по делам молодежи), Вятский государственный технический университет, областная общественная организация «Ассоциация молодых предпринимателей Кировской области». [34.C.52].
За период 1995–1999 гг. в деятельности бизнес-инкубатора были определены следующие основные направления развития:
– образовательная деятельность по экономическим и бизнес-специальностям;
– предоставление предприятиям и предпринимателям Кировской области следующего комплекса услуг: подготовка, переподготовка и повышение квалификации руководителей и сотрудников организаций и фирм (за 1995–1998 гг. подготовлено около 1500 специалистов для