Две эпохи в зеркале советского социально-политического анекдота: "Оттепель и Застой" (конец 1950-х - первая половина 1980-х)
Федеральное агентство по образованию
Уральский Государственный Университет им. А.М. Горького
исторический факультет
кафедра Истории России
Курсовая работа
Две эпохи в зеркале советского социально-политического анекдота: «Оттепель и Застой» (конец 1950-х - первая половина 1980-х)
Студента 101 группы
Фоминцева Олега Сергеевича
Научный руководитель
К.и.н., доцент Русина Ю.А
Екатеринбург
2010
Содержание
Введение
Глава 1 Эпоха «Оттепели»
Глава 2 Эпоха «Застоя»
Заключение
Список использованной литературы и источников
Введение
XX век был бурным для всего мира в общем и для России в частности: революции, две Мировые войны, крушение империи, становление социалистического государства и его падение, создание новой России из осколков рухнувшей страны – всё эти процессы, зачастую занимавшие века, уложились всего лишь в одну сотню лет. Без сомнения, политические потрясения вели и к потрясением социальным. Общество остро реагировало на происходящее и одной из форм реакции был анекдот.
Тематика анекдота может отражать любую сторону жизни и творчества, он всеобъемлющ в своей изменчивости. От уголовных до политических, от узко специализированных до бытовых, всюду анекдот обнажает или подчёркивает как сложившиеся штампы, так и наиболее животрепещущие и злободневные вопросы. Не раз в истории, в том числе и нашей страны, особенно при тоталитарных режимах, именно по этой причине на этот жанр начинались настоящие гонения, попытки если не искоренить его, то заставить замолчать тех, у кого хватает смелости или глупости поднимать в столь опасной форме вопросы, о которых власть держащие предпочитают не вспоминать. Ведь говорящего можно убрать, рукопись сжечь, книгу не издать, фильм запретить к показу, но раз рассказанный анекдот, бьющий точно в цель, уже не остановить – он разойдется, не смотря ни на какие запреты, обрастёт дополнительными подробностями и станет ещё более опасен, так как создатель и носитель его - само общество, где он появляется, развивается, совершенствуется и сохраняется, передаваясь всеми возможными способами, из которых уже много веков наиболее распространённым является устный. В тридцатые-сороковые годы двадцатого века в СССР шутили: «Беломорканал с правой стороны копали те, кто анекдоты рассказывал, а с левой те, кто их слушал»1, при том, что за такую шутку легко можно было оказаться в числе копающих. Эти несколько слов и их судьба прекрасно демонстрируют «живучесть» анекдота – не смотря на столь высокую опасность описанных в нём санкций, он всё же существовал и передавался по всей стране.
Одним из наиболее интересных видов анекдотов, отражающий в себе пусть несколько искаженную, но чрезвычайно ценную и не поддающуюся цензуре информацию о реакции общества на происходящие события, является социально-политический анекдот.
Социально-политический анекдот объединяет в себе два вида анекдота: социальный и политический. Но эти направления столь близко взаимосвязаны, что обычно их не разделяют, что вполне справедливо: социальные и политические проблемы, обнажаемые в них, в реальной жизни слишком близки, чтобы не влиять друг на друга. Как правило, именно этот вид анекдотов является самым злободневным и опасным для рассказчика, так как обнажает с филигранной точностью наиболее острые проблемы в жизни государства, зачастую гипертрофируя их и высмеивая не только сложившуюся ситуацию, но и лидеров, зачастую вне зависимости от степени «виновности», что, вполне естественно, никогда не нравилось последним.
Таким образом, анекдот, не смотря на столь поверхностное и, зачастую, пренебрежительное отношение к нему, является настоящим кладезем информации, взглядом изнутри на сложившуюся в определённый момент ситуацию и выражением общественного мнения, сохранённого для будущего, пусть иногда и в несколько аллегоричной форме, без гнёта официальных взглядов и цензуры.
Основная цель данной работы – доказать ценность самого анекдота как исторического источника. Для этого выбраны две непохожие друг на друга и при том тесно взаимосвязанные эпохи в истории России – «оттепель» и «застой», прекрасно демонстрирующие на своём протяжении развитие и даже расцвет множества направлений анекдота. В данной работе под эпохами «Оттепели» и «Застоя» понимаются периоды 1953-1964гг. и 1964-1982гг. соответственно, что обусловлено сложностью и комплексной природой явлений, имевших большую протяженность периодов зарождения и формирования во времени и, при том, ассоциирующиеся с конкретными личностями, стоявшими во главе государства в данные периоды. Эти времена давали благодатную почву и, в то же время, уже не угрожали рассказчикам столь суровыми репрессиями.
Задачи заключаются в раскрытии каждой значительной темы в рамках эпох через её отражение в шутках и анекдотах того времени, демонстрирующих их ценность не только с юмористической стороны, но и как источника ценных сведений.
Ранее тема анекдота в научно-исторической среде поднималась достаточно редко, видимо, вследствие вышеописанных причин, таких как внешняя несерьезность, сложившийся стереотип о бесполезности анекдота иначе как шутки и прочих. Большинство работ, связанных с ним, имеют большую склонность к научно-популярной литературе. Преобладают краткие статьи, связанные с отдельными аспектами анекдота или, чаще, посвященные определённым эпохам1, давая краткий обзор, при том, рассматривая анекдот лишь как дополнение, иллюстрирующие определённые процессы, а не собственно источник информации2. Крупные работы встречаются значительно реже, но так же обычно изучают либо собственно анекдот в определённых исторических декорациях, либо лишь иллюстрируя ими рассматриваемый предмет1, либо исследующие сам юмор или чувство комичного2.
Говоря об анекдоте, необходимо остановиться на базовых понятиях.
Ю́мор — деятельность человека, направленная на вызывание смеха у окружающих. В более широком понимании — любые жизненные явления, ситуации, а также любые мысли, фантазии, идеи и т. п., способные вызвать эти эмоции.
Слово юмор имеет древнегреческие корни. В античной медицине состояние человека описывалось соотношением четырёх жидкостей — крови, лимфы, жёлтой и чёрной желчи — которые они называли «гумор». Соотношение и гармония этих жидкостей определяли здоровье и самочувствие человека.
Юмор может выражаться различными способами, в зависимости от преследуемых целей, уровня культуры, образования и прочих факторов. Он зачастую неуниверсален и не переносится из одной культуры в другую, обычно из-за того, что зависит от деталей конкретного культурного окружения. Существуют различные формы юмора: ирония, оксюморон или игра слов, пародия, сатира, сарказм, анекдот, шутка, каламбур и так далее. Отсюда проистекает понятие «чувство юмора».
Чу́вство ю́мора — способность человека понимать юмор. Под чувством юмора подразумевается комплекс перцептивных, когнитивных, эмоциональных, физиологических и поведенческих процессов. Даётся человеку при рождении, но начинает проявляться и развивается в раннем детстве под влиянием окружающей среды, анекдотов и т. п. Отсутствие предпосылок для его развития приводит к формированию прямолинейного характера, человек с таким крайним типом личности может иметь проблемы в социальной адаптации.
Анекдот имеет множество различных определений:
Анекдот (от греч. anekdotos - неизданный) Короткий рассказ об историческом лице, происшествии. Жанр городского фольклора, злободневный комический рассказ-миниатюра с неожиданной концовкой, своеобразная юмористическая притча.1
АНЕКДО́Т м. греч. короткий по содержанию и сжатый в изложении рассказ о замечательном или забавном случае; байка, бау́тка.2
АНЕКДО́Т, анекдота, ·муж. (от ·греч. anekdotos - неизданный). Вымышленный, короткий рассказ о смешном, забавном происшествии. Рассказывать анекдот. «Дней минувших анекдоты.» Пушкин.
Самое такое происшествие. Вот какой случился анекдот.
Выдумка, вымышленный случай (·разг. ). Не верю, это - анекдот.
Скверный анекдот (разг.) - неприятное происшествие, неприятность. «И такой скверный анекдот, что сена хоть бы клок в целом хозяйстве.» Гоголь.3
Как можно увидеть, что, не смотря на различие в некоторых нюансах, все формулировки сходятся в одном: анекдот – это краткий юмористический рассказ, описывающий те или иные, вымышленные или реальные события, без чётко определённой структуры и лишь с одной целью – вызвать смех. Чаще всего анекдоту свойственно неожиданное смысловое разрешение в самом конце, которое и рождает смех. Это может быть игра слов, разные значения слов, современные ассоциации, требующие дополнительных знаний: социальных, литературных, исторических, географических и т
Точное время возникновения анекдота неизвестно, так как сказывается специфика жанра - отношение к устному фольклору, который крайне редко подлежит записи и сохранению, тем не менее, отдельные представители жанра дошли до нас со времени приблизительно Вавилонского царства Старовавилонского периода1 – один из древнейших источников (См. приложение 1, №1), классифицированных как анекдот, датируется приблизительно 1900-1600 годами до нашей эры. Так же известны некоторые сохранившиеся анекдоты Древнего Египта, датируемые около 1600 года до нашей эры (См. приложение 1, №2). Вполне возможно, что существуют и более ранние примеры, не распознанные по причине изменения понятий о приличном и смешном – это явление можно увидеть уже на основании приведённых. Всё это позволяет предположить, что анекдот в той или иной форме сопровождал человека на протяжении всей его истории и возник если не вместе с членораздельной речью, то через относительно небольшой промежуток времени.
Основным источником материала для работы являлись сборники анекдотов, сгруппированных по различным темам, касающимся конкретного периода, личности и т.п.2, либо же вовсе расположенных свободно, в хронологической последовательности освещаемых периодов без явно выраженного деления3. Учитывая специфику анекдота как, прежде всего, устного жанра, неизбежно было обращение к живым носителям анекдотов. Таковыми стали Нилов В.В. и Нилова Л.П. 1937 и 1936 годов рождения соответственно, а так же Фоминцев С.Н. 1964 года рождения. Очевидцы исследуемых эпох в личных беседах смогли многое привнести в изучаемый материал, так как далеко не всё вошло в сборники.
Среди общей массы шуток и анекдотов мною были отобраны наиболее ярко характеризующие те или иные явления. Основная их масса представляет две непохожие друг на друга эпохи и потому они разбиты на два приложения, каждое из которых посвящено одной из них.
Глава 1 Эпоха «Оттепели»
После смерти Сталина в 1953 году, в Партии началась борьба за власть. На пост нового руководителя страны претендовали 3 человека: Берия, Маленков и Хрущёв. В результате этой борьбы Берия стал последним в истории СССР расстрелянным (в 1953 году) в результате поражения в политической борьбе, а Маленков, после поражения так называемой «антипартийной группы»(1957 год) навсегда покинул политическую сцену. После победы, Хрущёв стал единоличным правителем гигантской империи, оставленной ему Сталиным, в зените её славы. Мощная экономика, базирующаяся на тяжелой промышленности и вооруженные силы, не имевшие равных на континенте, были не самой плохой базой для начала деятельности. Тем не менее, было немало проблем, которые необходимо было срочно решать. Помимо необходимости укрепления личного авторитета, не сравнимого с предшественником, требовалось улучшение жилищных условий населения и реформы экономики, в мирное время не дававшее должной отдачи под гнётом командно-административной системы. Укрепление личной власти вылилось в кампанию по «развенчанию культа личности» и «десталинизации» и вынос в 1961 году тела Сталина из Мавзолея, а так же связанную с этими событиями «оттепель». Экономические реформы через попытку внедрения в систему элементов рынка дали стране ранее невиданное явление – совнархозы, не только не улучшившие положение, но и ещё более дезорганизовавшие систему народного хозяйства. Подъём Целины, на который возлагались немалые надежды как на дополнительный источник продовольствия, не дал значительных результатов, сопоставимых с затраченными усилиями и средствами. Продвижение кукурузы как основной сельскохозяйственной культуры принесло знаменитый урожай 1963 года.1 В это же время, шел бурный рост тяжелой промышленности, улучшилось положение колхозников – они стали получать зарплаты и пенсии, шло массовое строительство жилья для населения, частично решившее жилищный вопрос.
Попытки смягчения противостояния между СССР и США вылились, в конечном счёте, в создание знаменитой Берлинской Стены (1961) и Карибский кризис, поставивший мир на грань ядерной катастрофы (1962). Не блистали успехами и прочие направления внешней политики: подавления восстания в Венгрии (1956) и резкое охлаждение отношений с Китаем не делали чести советской дипломатии.
Внутреннее положение было омрачено серией народных волнений, одно из которых закончилось знаменитым Новочеркасским расстрелом 1962 года1 и антирелигиозной кампанией 1961-64 годов. Одним из наиболее ярких событий было начало и активное развитие советской космической программы, включавшей в себя такие эпохальные события, как запуск на орбиту первого искусственного спутника (1957) и первого человека (1961).
В общем, политика, проводимая Хрущёвым, выглядела неудачной, что, в конечном счёте, привело к его смещению с поста руководителя СССР 14 октября 1964 года.2
Приход к власти. XX съезд КПСС
Смена правящего руководства страны и последовавшие вслед за этим события имели немалое влияние на культуру анекдота – начало «оттепели» заметно и в этой сфере общественной жизни. Но особой вехой стал знаменитый XX съезд Партии и доклад Хрущёва о развенчании культа личности Сталина, просочившиеся «в народ» не смотря на нежелательность данного явления и препятствования ему со стороны властей. В анекдоты тут же отразили настроения большинства населения и его сомнения в новой власти. (См. приложение 1, № 3, 4)
Но подлинному осмеянию было подвергнуто решение о выносе его тела из Мавзолея (См. приложение 1 № 5-7).
- Кто смелее: Гитлер или Хрущев?
- Гитлер. Он воевал против живого Сталина, а Хрущев – против мертвого, и тоже не победил.
Как можно увидеть даже из приведённых примеров, подобная «война с мертвецами» не вызывала особого отклика, что, накладываясь на ещё живые привычки и традиции почитания бывшего Генерального Секретаря (прямая аналогия с Христом и его воскресением), более вредило репутации нового правителя, нежели помогало становлению его авторитета в глазах населения Советского Союза.
Хрущёвские реформы
Реформы и попытки децентрализации управления экономикой, введение совнархозов – всё это так же не осталось вне поля зрения. Чрезвычайно узкая специализация и возникшая благодаря этому неразбериха быстро стали предметом для шуток (См. приложение 1 №9).
После того как Хрущев ввел промышленные и сельскохозяйственные совнархозы, пришла женщина в сельскую милицию:
- Муж обещал убить меня молотком.
- Не по нашей части. Вот если бы серпом...
Здесь, через классический для анекдота приём доведения ситуации до абсурда, чётко показано, что непродуманные реформы сверху вредят как эффективности самой системы в целом, так и собственно людям, зависящим от её работоспособности.
Особой темой для анекдотов того времени была почерпнутая во время поездки в США Хрущевым идея кукурузы как универсальной сельскохозяйственной культуры. Её принудительное внедрение в любых, даже совершенно неподходящих для того условиях, порождало довольно острую ответную реакцию, но высказываемую, благодаря цензуре и свежей памяти, опять же лишь в форме анекдотов (См. приложение №10, 11).
- Вы уже запаслись мылом и стиральным порошком?
- Нет, а что?
- Как же, ведь Хрущев теперь взялся за химию!
Данные примеры наглядно демонстрирует мнение профессионалов о дилетантском насаждении совершенно не приспособленной для условий большей части территорий СССР сельскохозяйственной культуры. Тем не менее, решение неукоснительно соблюдалось благодаря серьёзному давлению сверху (См. приложение 1 №12).
Старые страхи сталинского периода всё ещё живут как в умах людей, так и, частично, в самой системе, бессмысленно и беспощадно подавляющей здравый смысл без оглядки на реальную ценность данного процесса. Результат непродуманной политики не заставил себя ждать. Серия неурожаев и необходимость закупки зерна за рубежом, превращение страны - традиционного экспортёра хлеба в его импортера, стали настоящим провалом политики Хрущёва, что незамедлительно отразилось и на народном творчестве (См. приложение 1 №13-15).
Политзаключённые
Процесс реабилитации был воспринят в целом положительно, но его половинчатость вновь обратила победу в поражения, породив целую серию довольно злых шуток (См. приложение 1 №16, 17).
Хрущев ввел в Конституцию СССР новую статью: "Граждане СССР имеют право на посмертную реабилитацию".
Анекдоты в аллегоричной форме отразили как размах прошедших репрессии, массовых «посадок», так и незавершенность, и, зачастую, общую бессмысленность, за давностью лет, процесса, иногда носившего чисто формальный характер. Как можно увидеть, кампания по популяризации своей власти через «исправление несправедливости», затеянная Хрущёвым, не оправдала в полной мере возложенных на неё надежд.
Освоение Целины
Как ни удивительно, но этот аспект политики Хрущёва, не смотря на его невысокие результаты, не пропорциональные вложенным усилиям и средствам, не нашли столь же яркого отражения в культуре анекдота – если на прочие заметные темы времён его правления известны десятки различных анекдотов и ещё больше их вариантов, то Целина может похвастаться лишь единичными примерами, обычно относящимися к более позднему, иногда даже постсоветскому, времени.
Соревнование с США
Знаменитая фраза, сказанная В. И. Лениным в работе «Грозящая катастрофа и как с ней бороться» (сентябрь 1917) изначально звучала как «Догнать и перегнать развитые капиталистические страны». В привычном звучании она была употреблена Хрущёвым 22 мая 1957 года в речи на зональном совещании работников сельского хозяйства областей и автономных республик СССР - он призывал догнать и перегнать Америку по всем экономическим показателям, а также построить коммунизм к 1980-му году. В связи с этим, распространено заблуждение, что тезис принадлежит самому Хрущёву.1
Брошенный лозунг быстро породил ответную реакцию со стороны населения, по-своему оценивавшего потенциал государства, проецируя его на собственный образ жизни и окружающую действительность (См. приложение 1 №18, 19). Практически легендарным стал ответный лозунг: «Не уверен – не обгоняй».
Свою реакцию получила и ура-патриотическая пропаганда, прославляющая первенство СССР во всех сферах деятельности, порождавшая у рядовых граждан чувство резкого диссонанса между декларируемым и действительным положением дел (См. приложение 1 №20-24).
Американец
угощает Рабиновича
черной икрой.
-
Боже мой, как
вы от нас отстали,
- говорит Рабинович.-
Это мы ели 50 лет
назад!
Анекдотично сами по себе выглядели призывы перегнать Запад на фоне длительных и пространных речей, громящих капиталистический строй, буржуазный уклад жизни и убеждающих, что современный западный мир катится в пропасть или же идёт к неизбежному краху (См. приложение 1 №25-28).
Вопрос, на
который армянское
радио не смогло
ответить:
- Что
будет, когда
мы перегоним
Америку, катящуюся
в пропасть?
История не лишена иронии – в вопросе краха СССР действительно значительно обогнал капиталистические страны.
Жилищное строительство
Масштабная программа строительства жилья для улучшения жилищных условий населения СССР, большей частью ютившегося в коммунальных квартирах и «временных» бараках, нашла живой отклик в душах людей. Многие впервые получили действительно «своё» жильё, не вынуждавшее делить квадратные метры с несколькими соседями. Тем не менее, комфортабельность таких квартир была невысокой, что и было замечено, как только прошла первая эйфория.1 Совмещённые санузлы, маленькие комнаты и вовсе крошечные кухни – всё это становилось предметом для шуток (См. приложение 1 №29).
Как известно, Хрущёв за своё правление в целях экономии соединил ванную и туалет. Хотел ещё и пол с потолком соединить, но не успел.
Тем не менее, не смотря на все неудобства, связанные с проживанием в подобных домах, это был существенный прорыв по сравнению с предшествующим положением дел, бывшим весьма плачевным. Многие «временные» бараки, рассчитанные на 10-15 лет, к тому моменту служили уже почти по полвека, в несколько раз превысив расчетное время эксплуатации.
«Кузькина мать»
Это экспрессивное выражение хоть и не было порождено в среде населения, быстро было ей усвоено и широко распространено. Множество выражений, в том числе и шутливых, так или иначе, обыгрывает его, зачастую вовсе забывая о реальных обстоятельствах появления данного высказывания, обращённого к президенту США Никсону1.
На самом деле, первое употребление Хрущёвым выражения «мы вам покажем Кузькину мать» произошло на американской национальной выставке, проходившей в Сокольниках в 1959 году.
Из воспоминаний Виктора Суходрева, переводчика Хрущёва:
«…тогда Никита Сергеевич привычно заговорил, что Советский Союз догонит и перегонит Америку, и, мол, вообще: "Покажем мы вам кузькину мать!" Переводчик от неожиданности растерялся и произнес неловкую фразу о матери Кузьмы. В США так и не поняли, что же подразумевал советский лидер. Хрущев повторил понравившееся ему выражение во время визита в Штаты в том же 1959 году. Сам Хрущев пришел мне на выручку: "Что вы, переводчики, мучаетесь? Я всего лишь хочу сказать, что мы покажем Америке то, чего она никогда не видела!"»2
Но, будучи подхваченным в народной среде, эта фраза приобрела несколько другое значение и стала своеобразным лозунгом, под влиянием которого понималось любое внешнеполитическое событие. Со временем она обросла множеством легенд и, в конечном счёте, приобрела форму анекдота, рисующего Хрущёва бьющим ботинком по трибуне в ООН и кричащим «мы вам покажем Кузькину мать!». Тем не менее, многими шутка была воспринята как чистая правда и в сознании нескольких поколений укоренилась эта своеобразная картина.
Карибский кризис и ядерная война
Одна из наиболее популярных тем для шуток была возможная ядерная война между двумя сверхдержавами и её итоги. И советское, и американское общество жили под ядерным «дамокловым мечём», который мог обрушиться на них в любой момент.1 Постоянный страх, к которому со временем привыкли, как к неотъемлемой части жизни по обе стороны «железного занавеса», постепенно трансформировался в юмор, временами чёрный и жестокий (См. приложение 1 №30).
Вот закончится ядерная зима, выйдем мы из подвалов да бункеров и пойдём в лес, грибы собирать… Щупальцами…
Тема глобального противостояния и возможной гибели цивилизации поднималась в анекдотах неоднократно и пика своего развития достигла уже задолго после событий, поставивших мир на грань гибели.
Министр культуры СССР Фурцева
Не смотря на всю в целом позитивную деятельность Фурцевой на посту министра культуры в период 1960-1974 годов, которая охватившую собой одновременно две эпохи в истории СССР, в культуре народного анекдота именно она стала «лицом» советской системы, не обременённой излишними знаниями, но при том владеющей монополией на верховную власть (См. приложение 1 №31, 32).
- Какой тезис Ленина иллюстрирует собой министр культуры Фурцева?
- Ленин сказал: "у нас каждая кухарка может управлять государством".
Как можно увидеть, к концу правления Хрущёва появляется серьёзный скептицизм по отношению к существующей власти, но пока что не системы в целом. Но провалы всё продолжались, что привело к снятию Хрущёва с поста 14 октября 1964 года.
Снятие Хрущёва
14 октября 1964 года Октябрьский пленум ЦК, организованный в отсутствие Хрущёва, находившегося на отдыхе, освободил его от партийных и государственных должностей «по состоянию здоровья». Это событие незамедлительно стало источником множества анекдотов, с вязанных с утерей «любимого» лидера и множеством его «великих» деяний (См. приложение 1 №33-36).
-Москва переходит на печное отопление.
-Это почему?
-Никита дров наломал.
- Что общего между Хрущевым и космическим кораблем «Восход»?
- Они вылетели почти одновременно.
Не оправдав возложенных на него надежд и лишь усугубив ситуацию внутри государства, Хрущёв полностью лишился всякого авторитета. Население больше ему не верило. Наглядным примером, демонстрирующим крайне высокую степень разочарования существующей властью, является следующее творение жанра (См. приложение 1 №37):
Громыко - Картеру:
- В ближайшие годы мы бы хотели закупать у вас зерно в больших количествах.
- Пожалуйста!
- Нам так же хотелось бы приобрести у вас партию современных компьютеров.
- Хорошо!
- А как вы смотрите на то, чтобы продать нам ряд технологических патентов?
- Отчего же нет?
- Господин президент, хорошо бы эти сделки увязать в одно всеобъемлющее соглашение.
- Прекрасно! Заключим договор, по которому США обязуется построить в СССР коммунизм.
В целом, эпоха Хрущёва стала во многом переломной для культуры советского социально-политического анекдота. Исчезновение жесткой цензуры после смерти Сталина и нарастание социальных, политических и экономических проблем, которые не удавалось скрыть от населения, дали возможность роста выражения мнений, появляющихся в народной среде, через анекдот. Как можно увидеть, наибольшее внимание со стороны народного юмора получают сельскохозяйственная, а, следовательно, продовольственная и жилищная проблемы, что даёт возможность судить о неудовлетворительном положении в данных сферах и высокую озабоченность этим среди населения СССР. На втором месте в примерно равных пропорциях стоят темы соперничества с США, стремления «догнать и перегнать» их и антизападная риторика, одновременно как дополняющие, так и противоречащие друг другу. В первую половину правления Хрущёва были популярны анекдоты, связанные с его кампанией по развенчанию «культа личности», при том, процесс сравнения старого и нового лидеров обычно происходил не в пользу последнего во многом из-за принципа «с мёртвыми не воюют», тогда как Никита Сергеевич именно этим, по убеждениям многих, и занимался. Процесс реабилитации получил небольшое и весьма однообразное освещение, в основном как незавершенный и основательно запоздалый. Картина в общем анекдотом рисуется не особенно радостно: лидер в основном представляется как недалёкий, не блещущий умом руководитель, вмешивающийся в дела, в которых мало что понимает, с пространной и местами излишне экспрессивной и противоречивой риторикой, а его политика как неудачная или же незавершённая. Многочисленные провалы привёли не просто к разочарованию в проводимом курсе, они пошатнули, казалось бы, непоколебимую уверенность в социалистических идеалах, в первенстве своей страны и верности её пути, а, следовательно, и в способности существующей власти в лице КПСС управлять государством. Родились лишь первые сомнения и их ростки пробились через пресс официальной цензуры в культуре анекдота, но не были вовремя замечены. Позже они дадут свои всходы, ставшие одной из причин крушения Советского Союза. Но это будет позже – пока надежды возлагаются на нового правителя великой державы - Леонида Ильича Брежнева.
Глава 2 Эпоха «Застоя»
Длительная эпоха правления Леонида Ильича Брежнева стала временем подлинного расцвета советского социально-политического анекдота. Период, получивший название «застой», представлял собой во многом консервацию, сохранение однажды сложившегося положения в течение многих лет без учёта тенденции любых проблем, оставленных без вмешательства, к углублению со временем.
Придя к власти в 1964 году, Брежнев провозгласил возвращение к «ленинским принципам коллективного руководства», но со временем на все важные посты были поставлены люди, лично преданные ему. В 1966 он восстановил для себя звание Генерального секретаря ЦК КПСС, ранее принадлежавшее Сталину. Уже к 1970 году партийная номенклатура стала воспринимать его как своего ставленника, после чего активно продолжился и завершился процесс подчинения государственного аппарата партийному, беспартийные руководители практически исчезли с постов.1 На 1970-е годы приходится период «разрядки», в 1975 подписаны «Хельсинские соглашения», положившие начало, как тогда казалось, примирению двух противоборствующих систем. Претерпела изменения внутренняя политика государства: были упразднены совнархозы, приостановлен процесс реабилитации. Период хрущёвского разгрома «культа личности» завершился. Продолжилось масштабное жилищное строительство, более или менее стабилизирована ситуация в мире, но в народной памяти и, соответственно, в анекдотах, сохранились не эти достижения. Наибольшее внимание обращено на последние годы жизни и правления «дорогого Леонида Ильича» - время старческого маразма немалой части политической элиты страны, развития коррупции и неотвратимого загнивания всей системы.
Об этих событиях в целом говорит следующий анекдот (См. приложение 2 №1):
Ленин доказал, что страной может управлять народ. Сталин доказал, что страной может управлять один человек. Хрущев доказал, что страной может управлять любой дурак. Брежнев доказал, что страной можно вообще не управлять.
Правление Брежнева закончилось с его смертью в 1982 году. Подходила к концу и длительная эпоха стабильности государства, превратившаяся, в конечном счёте, в его застой и загнивание.2
Первые годы
Первые