Вооруженные силы как осознанная необходимость

и формы исполнения своего воинского и гражданского долга, включая получение военного образования (квалификации). По-прежнему нет четкой определенности в отношениях между военнослужащими и государством в лице Вооруженных сил, нигде не зафиксированы взаимные права и обязанности сторон, отсутствуют жесткие правовые гарантии и безупречный механизм их реализации.

Последствия этого не замедлили сказаться: налицо обострение военно-гражданских отношений, падение престижа Вооруженных сил, резкое снижение привлекательности военной профессии.

Обращаясь непосредственно к проблеме военного образования, следует напомнить, что одним из основополагающих принципов современного высшего образования является его гуманизация, то есть обращение образовательной системы к потребностям конкретного человека. Очевидно, что замкнутая образовательная система, ориентированная на приоритет исключительно ведомственных интересов, функционально не в состоянии обеспечить реализацию указанного принципа. Поэтому неудивительно, что отсев обучаемых в военных вузах достигает сегодня отметки 60% от числа принятых, а вся огромная система покрывает потребности Вооруженных сил в офицерском составе лишь наполовину [4].

Одной из основных причин такого положения, несомненно, является искусственная, ничем не оправданная самоизоляция военного образования от общества и, в частности, от высшей школы России. Военные ведомства являются монополистом в сфере военного образования; полное отсутствие какой-либо конкуренции лишает их стимулов к его гуманизации, к разработке и формированию новых образовательных маршрутов, к расширению спектра образовательных услуг. Государству и обществу необходимо создать условия для поворота военной образовательной системы в сторону общества и каждого отдельного человека. С другой стороны, учитывая то, что в тяжелые для России времена оборона государства всегда являлась делом всенародным, необходимо включить и использовать все имеющиеся общественные резервы, в том числе и научно-педагогический потенциал высшей школы. Названные меры, в перспективе, могут привести к интеграции систем военного и высшего технического образования.

В сложившейся ситуации представляется целесообразным использовать нетрадиционные подходы к решению проблемы. Одним из них может стать подготовка офицерских кадров с высшим военно-специальным образованием в технических университетах. Для этого, прежде всего, необходимо преодолеть известные стереотипы в общественном сознании и посмотреть на проблему более широко - с позиций интересов государства, общества и, в частности, военнообязанного гражданина. Системообразующими факторами для этой формы интеграции военно-специального и высшего профессионального образования являются:

- единство предметной области, охватывающей полные жизненные циклы средств вооруженной борьбы;

- единство научно-технической и материально-технической базы сложных военно-технических систем;

- тесная взаимосвязь нормативно-правовых основ содержания и развития образовательных процессов, в том числе в части Государственных образовательных стандартов;

- схожесть социальных проблем, возникающих в процессе функционирования образовательных структур;

- общие принципы финансирования и материально-технического обеспечения.

Возможность подготовки офицерских кадров с высшим военно-специальным образованием доказана теоретически и в полной мере подтверждена как мировым, так, частично, и отечественным опытом деятельности высшей школы в этой сфере образования. Следует заметить, что технические университеты имеют возможность обучать военных специалистов не только технического, но и гуманитарного профиля (воспитатели, военные экономисты, специалисты по маркетингу вооружения и т.п.).

Многоуровневая система высшего технического образования, внедренная в ведущих технических университетах России, в сочетании с системой непрерывного образования (лицеи, колледжи и т.п.) позволяет реализовать множество образовательных маршрутов по желанию как обучаемых, так и заказчика. Множественность образовательных маршрутов даст возможность поставлять на рынок воинского труда специалистов самых различных категорий и квалификаций, для которых всегда сохраняется возможность возврата на свой образовательный маршрут для продолжения обучения. Необходимо особо подчеркнуть, что выпускники получат конверсируемое образование, позволяющее реализовать себя как в военной, так и в гражданской сфере, а также на предприятиях и в учреждения ВПК, что, несомненно, будет способствовать уменьшению обособленности армии от остальной части общества. Кроме уже упоминавшихся достоинств такого образования оно имеет и еще одно - создание условий для формирования хорошо обученного резерва Вооруженных сил.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что в периодических осложнениях военно-гражданских отношений чаще всего повинно именно общество. Самоустраняясь от решения проблем военного строительства, от бремени ответственности за последствия военной политики, проявляя безразличие к армии, ее делам и нуждам, общество в критические моменты истории пожинает горькие плоды. Чтобы этого не случилось, общество должно, прежде всего, осознать свою роль и ответственность в деле собственной обороны.

Список литературы

1. Военный энциклопедический словарь / Под ред. Н. В. Огаркова. - М.: МО СССР; Ин-т воен. истории., Воениздат, 1984. - 863 с.: ил.

2. Ганичев П. П. Воинские звания. - М.: ДОСААФ, 1989. - 144 с.

3. Игнатьев А. А. Пятьдесят лет в строю.: т.1. - М.: Гослитиздат, 1955. - 590 с.

4. Отчет по итогам второго этапа комплексной научно-исследовательской работы “Методологические основы развития содержания военного образования, достижения его непрерывности в соответствии с изменениями социально-политических условий и принципов строительства Вооруженных сил РФ”/Научный руководитель Г. Радионов. -М.: Главное управление подготовки и распределения кадров МО РФ., 1994. - 132 с.

5. Российский офицер: вчера, сегодня, завтра // “Красная звезда” от 5.10.96 г.

6. Серебрянников В. В. Армия и общество. - М.: Знание, 1991.- 64 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. “Защита Отечества”; №7).

7. Траск Дэвид Ф. Демократия и оборона: Гражданский контроль над армией в Соединенных Штатах. - Информационное агентство Соединенных Штатов, 1993. - 48 с.

8. Трубецкой В. С. Записки кирасира: Мемуары / Состав. В. П. Полыковская. - М.: Россия, 1991. - 222 с. - (“Сыны России”).

9. Федоров Г. С. Вооруженные силы и рынок // Военная мысль. -1993. - №10

10. Серебрянников В., Дерюгин Ю. Социология армии. М.: ИСПИРАН. 1996. Раздел 2.