Траугот Яковлевич Бардт

театра Красной Армии в Москве, а также театров в Ростове-на-Дону и в Калинине (Тверь)24. Отсутствие архивных следов участия Бардта в этих работах, скорее всего, объясняется принужденностью тогдашних руководителей по политическим соображениям соблюдать в отношении репрессированного «принцип умолчания».

Театр Красной Армии проектировался долго и мучительно. Бардт в начале 1930-х годов предложил для него идею огромной сцены, способной принять даже танки. Идея Траугота Яковлевича впоследствии легла в основу совсем иного по внешнему облику здания, осуществленного архитекторами К. С. Алабяном и В. С. Симбирцевым во второй половине 1930-х годов. Неестественный внешний контур плана, волюнтаристски навязанный Ворошиловым, создал для авторов множество трудностей: в самом деле, нелегко вписать сложный набор помещений в пятиконечную звезду. От насильственного втискивания в нелепую форму театр страдает до сих пор. Однако замысел сцены, вмещающей при необходимости большие группы статистов и позволяющей ставить широкие батальные сцены, искупает многое, а этот замысел родился и получил эскизную проработку «на кончике карандаша» Т. Я. Бардта, что подтверждают авторитетные советские зодчие Колли и Людвиг.

В новосибирской ссылке Бардт становится архитектором на строительстве Дома Культуры и Науки, где занимается технологическими театральными процессами и внутренней конструкцией здания. В ссылке его сопровождали жена и сын Оскар, работавший на той же стройке инженером-механиком.

А в Москве тем временем своим чередом развивался «контрпроцесс». В проекте новосибирского гиганта, который некому стало защищать, один за другим начали обнаруживаться «изъяны»: избыточная вместительность зрительного зала, переусложненность механизации и акустики, чрезмерность заложенных в смету затрат на приобретение импортного кинопроекционного оборудования25. В августе 1935 года научно-технический совет Наркомпроса решил отказаться от планетарно-панорамного типа театра в пользу обычного, приняв за основу технологическую схему реконструкции здания (уменьшение зрительного зала, отказ от кинопроекций и перекрытие купола подвесным потолком, отказ также от арены, бассейна и кольцевых платформ с устройством на месте последних фойе), предложенную малоизвестным московским архитектором Г. М. Данкманом. На тот момент, впрочем, все основные конструкции Дома Культуры и Науки были уже возведены. Забегая вперед, скажем, что во время Великой Отечественной войны здесь хранились эвакуированные фонды Третьяковской галереи, Эрмитажа, ГМИИ имени Пушкина, музеев Павловска, Пушкина, Новгорода, Севастополя, Твери, государственные коллекции скрипок ГАБТ. Купол театра и сегодня, спустя 70 лет, не имеет аналогов в мире. Выполненное без контрфорсов и ферм шестидесятиметровое в диаметре перекрытие – шедевр инженера С. А. Полыгина - в пропорциональном сравнении со скорлупой куриного яйца окажется втрое тоньше.

Приспособлением вчерне готового объема передового синтетического театра под театр «обычного типа» с архаичным внутренним устройством Бардт заниматься отказался и в 1936 году уволился со стройки, поставленной на консервацию. Проект реконструкции Дома Культуры и Науки, призванного отныне стать Театром оперы и балета, во 2-й архитектурной мастерской Моссовета выполнил архитектор В. С. Биркенберг, которому, впрочем, пришлось серьезно считаться с тем, что к тому времени уже успели сделать предшественники.

Последующие два года Бардт сменил несколько мест службы. Держать Траугота Яковлевича подолгу боялись, понимая: его «свобода» - дело зыбкое. Посильную помощь оказывал ему лишь В. М. Тейтель - руководитель архитектурно-художественных мастерских Горкомхоза (фактически главный архитектор Новосибирска). В 1938 году Бардта арестовали по обвинению в подготовке взрыва железнодорожного моста через Обь. Военный трибунал Томской железной дороги 15 июля 1939 года приговорил его к расстрелу. Но через два месяца Военная коллегия Верховного суда СССР приговор отменила, возвратив дело на доследование, завершившееся в 1941-м: 8 сентября за шпионаж Бардт был осужден и подвергнут административной ссылке на пять лет26. Он оказался крепким орешком, сумев после 80 допросов и четырехлетнего предварительного заключения сохранить достоинство в противостоянии неправому суду, вынужденному-таки заменить ему высшую меру административной ссылкой. Отбывая ее, Траугот Яковлевич Бардт и умер 5 марта 1942 года в селе Чарский Жарминского района Семипалатинской области Казахской ССР. Место его захоронения неизвестно.

* * *

12 мая 1945 года оперой М. И. Глинки «Иван Сусанин» открылся самый большой в стране Новосибирский театр оперы и балета. И хотя замысел Т. Я. Бардта был реализован здесь только отчасти, вариант проекта театрального здания, представленный в 1936 году на Парижской международной выставке, привлек всеобщее внимание и удостоился «Гран-при». Идея планетарно-панорамного театра в 1920-1930-х годах и в России, и за рубежом имела как сторонников, так и противников – в Новосибирске возобладали последние. «Но может быть, - вопрошает известный новосибирский архитектор В. М. Пивкин, - попытка строительства (театра планетарно-панорамного типа. – Авт.) все же не тупик, а вершина театрально-сценической технологии? <…> Идея М. И. Курилко и Т. Я. Бардта не утратила своей актуальности до сего дня. Когда во Франции, в Витри-сюр-Сен, был построен театр Жана Вилара, театр универсального предназначения, легко трансформируемый для драмы, музыкального спектакля, концерта, киносеанса, конференции, мы встречались с автором, и он в ответ на наше восхищение новациями прямо сказал, что все им заимствовано из опыта Советского Союза 20-30-х годов, в том числе и опыта строительства новосибирского театра»27.

Список литературы

1. Кондаков С. Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. Т. II. СПб., 1915. С. 290.

2. Архив ФСБ РФ. Д. № 3774, 6704.

3. ЦАНТДМ. Басманная часть. № 628-452.

4. Там же. № 652-452; Зодчий. 1913. № 12. С. 150.

5. Там же. № 555-394.

6. Вся Москва. 1907.

7. ЦАНТДМ. Хамовническая часть. № 433, 434-1232,1233; Каталог памятников архитектуры Москвы и Московской области. М., 1990. С. 146.

8. Там же. Пятницкая часть. № 69-113; Зодчий. 1906. № 16. С. 212.

9. Там же. Басманная часть. № 632-609; Зодчий. 1913. № 35. С. 360.

10. Там же. Мещанская часть. № 90-60.

11. Краснопрудный переулок, д. 12/1.

12. Внешний вид дома дешевых квартир для одиноких см.: Московский журнал. 2001, № 4. С. 42.

13. Сытин М. В. Из истории московских улиц. М., 1998. С. 156; Энциклопедия купеческих родов. М., 1995. С. 296.

14. ЦГИА. Ф. 361, оп.11, д. 327, л. 48-77.

15. Николаева Т. И. О Петербургском Большом театре и консерватории // Памятники культуры. Новые открытия. 1986. Л.,1987.С. 528 -599.

16. ЦАНТДМ. Пятницкая часть. № 677-54-55.

17. Там же. Басманная часть. № 1100/1101-84. Вид дома см.: Московский архитектурный мир. Вып 2. 1913. Илл.14.

18. Там же. Мясницкая часть. № 397-359.

19. Архив ФСБ РФ. Д. 3774.

20. Архитектура СССР. 1934. № 1. С. 63.

21. Архив ФСБ РФ. Д. 3774.

22. Там же. Д. 6704.

23. Там же. Д. 3774. Решением Военной коллегии Верховного Суда РСФСР № 4 н 4650/58 от 12 февраля 1959 г. это постановление отменено и дело прекращено; Т. Я. Бардт полностью реабилитирован.

24. Архив Государственного музея архитектуры.

25. Архив ФСБ РФ. Д. 6704.

26. Там же. Определением Военного трибунала Сибирского военного округа № 582 от 22 апреля 1958 г. это постановление отменено и дело прекращено; Т. Я. Бардт полностью реабилитирован.

27. Пивкин В. М. Новосибирские академисты. Очерки об архитекторах Т. Я. Бардте, В. М. Тейтеле и К. Е. Осипове. Новосибирск, 2001. С. 17.