Совершенствование пространственно-предметного компонента среды социальной службы

развития человека трудно понять без изучения целостного контекста его жизни, особенностей и условий взаимодействия внутренних структур сознания и его окружения. Проблемы в системе взаимоотношений "человек - среда" рассматриваются в рамках различных научных дисциплин и направлений (философия, психология, социальная экология, педагогика, культурология, социология и др.). Социокультурная среда жизнедеятельности человека в качестве подсистемы включает в себя и образовательную среду.

В последние годы термин "образовательная среда" начинает встречаться так же часто, как и "обучение", "развитие", ""воспитание", "инновации в образовании" и т. д.

Обычно, используя понятие "образовательная среда", педагоги и психологи хотят подчеркнуть, что обучение, воспитание, развитие и социализация ребенка происходят не только под воздействием обучающих и воспитательных действий педагога и не только в зависимости от индивидуально-психологических особенностей ребенка. Учебно-воспитательный процесс всегда происходит в определенном социальном и пространственно-предметном окружении, качество которого, несомненно, оказывает влияние на развитие и становление участников этого процесса и на эффективность этого процесса в целом.

Развитие образования на современном этапе возможно только при условии использования психологических особенностей, закономерностей и принципов развития обучающегося (развития познавательной, личностной, эмоционально-волевой, телесной и духовно-нравственной сфер его сознания) в качестве исходного основания для проектирования и создания образовательных систем и технологий, включая образовательную среду.

Опираясь на теорию возможностей Дж. Гибсона как на определенный методологический фундамент, можно назвать некоторые особенности развития личности в образовательной среде.


ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННО-ПРЕДМЕТНОГО КОМПОНЕНТА СРЕДЫ


Пространственно-предметный компонент характеризуется связанностью его функциональных зон, гибкостью, индивидуальностью и автономностью. Для совершенствования пространственно – предметного компонента создаются:

- профессионального самоопределения и психологической поддержки;

- естественно-научного направления;

- технического творчества;

- литературно-художественного творчества;

- информационных технологий;

- историко-правового направления;

- межкультурных коммуникаций.

В рамках реализации проекта необходимо улучшать такие характеристики пространственно-предметной среды как индивидуальность и автономность через оснащение лабораторий современным оборудованием.

В качестве системообразующей идеи пространственно-предметного компонента рассматривается идея самообустраивания.

В качестве структурно-содержательных идей пространственно-предметного компонента рассматриваются следующие идеи:

а) Идея символической насыщенности

б) Идея функциональности зон среды

Как сопровождающая идея представляется идея нахождения и обеспечения ресурсов

Создание особого уклада жизнедеятельности всех субъектов среды как уклад самообустраивания

Развивать чувство общности, сплоченности, сознательности через развитие уважения к государственной илицейской символике

Создавать возможности многофункционального использования функциональных зон, в том числе учебных кабинетов

Находить и обеспечивать ресурсные возможности для организации пространственно-предметной среды


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Предметно-пространственная среда имеет важное значение для формирования личности ребенка, его всестороннего развития, для создания эстетического и эмоционально-психологического комфорта в учреждении. Постоянно воздействуя на ребенка через органы чувств, она без слов и назиданий формирует представление о красоте, вкус, ценностные ориентации. Она непосредственно, постоянно и прямо влияет на детей, воздействуя на их эмоции, настроение, жизнедеятельность. На ребенка оказывает влияние любая среда, и это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

Среда выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества специалиста, так как конструирование ее требует от педагога фантазии и разнообразных способов ее создания.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что создание социокультурной пространственно-предметной среды зависит от: умения педагога общаться с ребенком; созданных ситуаций; творческих заданий, средств, способов, стимулирующих общее и социокультурное, художественно-эстетическое развитие дошкольника, его творческое мышление, самостоятельность.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Абилов, А.Ж. Социально-экологические предпосылки градостроительства Текст.// Социологические исследования. - 1998. - № 3 . - 35-42.

Акопов, Г.В. Проблема сознания в психологии. Отечественная платформа Текст.. Самара. Изд-во СНЦ РАН - СамИКН, 2002. - 206с.

Алексеева, Т.И. Город и время как системообразующий фактор артепри- роды Текст.// Мир психологии, 1999. - № 4. - 145-156.

Анастази, А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении Текст.. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.-752 с.

Андреева, Г.М. Трудности социального познания: «образ мира или реальный мир?» Текст. //В кн. Социальная психология в современном мире: Учеб. пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2002. — 335с.

Андреева, Г.М. Эмоциональные компоненты социального познания Текст. //Мир психологии. 2002. №4.с. 11-20.

Баксанский О.Е. Репрезентирование реальности: когнитивный подход Текст./ О.Е. Баксанский, Е.Н. Кучер. - М . : 2001. Баксанский, Е.Н. Кучер. - М.: 2000.

12. Барабанщиков, В.А, Системогенез чувственного восприятия Текст.. - Москва: Изд-во «Институт практической психологии». Воронеж; НПО «МОДЭК», 2000. - 462с.

13. Барабанщиков, В.А. Восприятие и событие Текст.. - СПб.: Алетейя. 2002. -512с.

15. Большой психологический словарь Текст.. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.-672с.

Голубева Э.А. Способности и индивидуальность / Э.А. Голубева. – М.: Прометей, 1993.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2002.

Ковалев С.Э. Рефлексия как системное свойство личности / С.Э. Ковалев. – Усть-Каменогорск: Изд-во ВКГУ, 2002.

Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности / В.А. Петровский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учеб. пособие / под ред. А.Ф. Крылова, С.А. Маничева. – СПб: Питер, 2000.

Равен Д.К. Компетентность в современном обществе / Д.К. Равен. - М., 1994.

Холодная М.А. Теория интеллекта. Парадоксы исследования / М.А. Холодная. – СПб.: Питер, 2002.

Черноушек М. Психология жизненной среды / М. Черноушек. – М., 1989.

Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды / В.А. Ясвин. – М.: Сентябрь, 2000.