Особенности воспроизводства населения и демографическая политика
действовать только административными мерами и запретами – все равно, что рубить по живому. Поэтому в Китае стали сочетать меры убеждения и принуждения – в стране поощряются поздние браки и позднее рождение ребенка, настоятельно рекомендуется следовать принципу “одна супружеская пара – один ребенок”. Соблюдение этих основных постулатов демографической политики вменяется китайским гражданам главным законом страны – статья 49 Конституции КНР обязывает каждую супружескую пару заниматься планированием семьи.Результаты ограничительной политики не заставили себя долго ждать. По словам вице-президента Китайского общества народонаселения Тянь Сюэюаня, за двадцать лет с начала перехода к политике планирования рождаемости властям КНР удалось решить задачу снижения трех показателей: рождаемости, смертности и темпов прироста населения в целом. Если в 1969 году показатель рождаемости достигал 34,11 на тысячу населения, то тридцать лет спустя – 16,03. Естественный прирост населения сократился за тот же период почти в 6 раз (с 26,08 до 4,53 на тысячу населения). Таким образом Китаю удалось избежать бремени содержания дополнительных 300 миллионов “ртов”.
Тем не менее, население КНР настолько велико, что неудержимо увеличивается просто в силу инерции. В 1999 году, например, оно выросло на 10,99 миллиона человек – это больше, чем все население Белоруссии. Число новорожденных составило 19,09 млн., то есть примерно каждые полторы секунды на свет появлялся еще один китаец.
Ограничение роста населения помогает решать одни проблемы, но порождает новые. Потянулась целая череда трудноразрешимых демографических ребусов. Снижение деторождаемости при удлинении средней продолжительности жизни уже привело к тому, что Китай вплотную столкнулся с проблемой старения населения. Три года назад число жителей страны старше 60 лет перевалило за 100-миллионную отметку и продолжает расти в геометрической прогрессии. По прогнозам экспертов, при сохранении нынешней тенденции в 2040 году число китайцев пожилого возраста достигнет четверти миллиарда и в 2-3 раза превысит количество молодых жителей страны (до 20 лет). Не за горами то время, когда каждой паре работающих супругов придется содержать на иждивении одного ребенка и четверых престарелых, что приведет к дополнительным расходам госбюджета на пенсии, социальное страхование и медобслуживание.
Другой демографической проблемой Китая стал контроль над рождаемостью в среде крестьян, разбросанных по городам в поисках заработка. Число таких не поддающихся точному учету мигрантов превышает 80 миллионов. Уследить за каждым не представляется возможным, поэтому вопрос о планировании воспроизводства населения в их среде практически неразрешим. Как свидетельствует статистика, рекордные показатели рождаемости отмечаются в наиболее отсталых и бедныx районах страны, где широко распространены ранние браки. Наконец, как полагают эксперты, политику ограничения рождаемости нельзя рассматривать отдельно от проблемы образования – по официальным данным, число неграмотных в возрасте старше 15 лет достигает в КНР 180 миллионов, что составляет 15,8% всего населения. И это далеко не полный перечень последствий демографических перемен.
Если считать в абсолютных цифрах, то на конец 90-х годов в Китае проживало около 80 млн. пожилых старше 65 лет, что составляло порядка 6,5% от общей численности населения страны. Иными словами, уже на тот момент в Китае проживала половина всех пенсионеров Азии и пятая часть пожилого населения во всем мире.
Еще одной характерной чертой китайской демографической статистики является резкое увеличение доли самого старого населения страны старше 80 - 85 лет по сравнению с приростом совокупного числа пожилого населения. В 90-е годы таких стариков в Китае насчитывалось порядка 8 млн., в 2000 году – уже 28 млн., т. е. за десять лет произошло почти трехкратное увеличение численности пожилого населения страны.
Рассматривая предпосылки грядущего кризиса современной системы социального страхования в Китае, нельзя не учитывать существование огромной пропасти между уровнем развития городов и сельских районов этой страны. Причем по темпам старения населения лидирует именно город, где контроль за планированием рождаемости был более жестким. Так, доля пожилых в Шанхае в конце 90-х годов составляла чуть более 16%, тогда как в сельских районах она не превышала 6 – 7%.
Такое положение дел, в свою очередь, объясняет довольно низкий уровень совокупных расходов государства на пенсионную систему, которые в конце 90-х годов составляли порядка 2% ВВП страны. И все же, несмотря на ожидаемое увеличение этого показателя в ближайшие десятилетия, Китай на несколько пунктов отстает от стран ОЭСР, где на пенсии государство уже сейчас тратит в среднем 10% ВВП.
Именно с такими демографическими, экономическими и социально-политическими тенденциями китайская система социального страхования подошла к началу XXI века
По прогнозам китайских специалистов, при сохранении нынешних тенденций прирост населения в стране достигнет нулевой отметки к 2050 году. И именно середина наступающего столетия определена ориентиром для вхождения Китая в ряды среднеразвитых стран мира.
3.2 Политика контроля над демографической ситуацией
Политика контроля над ростом населения, в частности политика «планирования семьи», вызвала еще одно явление в демографии КНР: происходят изменения в возрастной структуре. Увеличивается доля взрослого и трудоспособного населения. Резкое «постарение» населения ожидается в предстоящие 40 лет. В конце 1996 года в Китае было около 130 млн. человек в возрасте 60 лет и старше – примерно 10% от общей численности населения. Согласно оценке ООН, если количество людей в возрасте 60 лет и старше составляет свыше 10% от общей численности населения, то данная страна является «страной с пожилым населением». Таким образом, Китай входит в число подобных стран. В течение следующих 40 лет количество пожилых китайцев будет увеличиваться ежегодно более чем на 3%,. К 2025году оно составит свыше 300 млн. человек, или более 20% от общей численности населения. В 2035 году доля пожилых людей поднимется до 27%, т.е. каждый четвертый человек в стране будет пожилым.
Вместе с увеличением доли пожилых людей в общей численности населения увеличивается и коэффициент их иждивенческой нагрузки, что означает и увеличение экономической нагрузки. В 1988 году количество пенсионеров составляло 18 млн. Человек (14% от численности работающих), а расходы на пенсии – 18 млрд. юаней. В 2000 году пенсионеров стало 40 млн., или 17% от численности работающих. Таким образом, расходы на них возросли до 50 млрд. юаней. В промышленно развитых городах старение население уже сегодня является серьезной проблемой. Например, в Шанхае в конце 1986 года количество пенсионеров превышало 1,38 млн., что составляло около 28,3% от работающих горожан. Сумма пенсий составляла 20% от общего фонда заработной платы.
Государство много делает, чтобы обеспечить спокойную и безбедную старость граждан КНР. Почти во всех провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения создана сеть домов престарелых. Китайские власти, особенно на местах, стремятся, заботясь о пенсионерах, не изолировать их от общества. Прежде всего они вовлекают их в различные формы общественно-полезной деятельности. Для них создан ряд предприятий «с облегченным способом производства», также они принимают участие в поддержании общественного порядка, воспитании подрастающего поколения, помогают советом и консультациями на местах своей прежней работы.
Во второй половине XXI века молодые поколения даже при всем желании (наличие которого находится под вопросом) объективно не смогут обеспечить адекватную требуемой и необходимой экономическую и иную помощь старшим поколениям. Проблема состоит в том, что на одного молодого человека падает забота о шести ближайших родственниках (родителях и двух парах прародителей). Это практически невозможно при необходимости делать карьеру, добиваться повышения уровня жизни, создавать свою семью, воспитывать, обеспечивать и давать образование своим детям. Все это требует затрат, несоизмеримых с затратами на детей в традиционном обществе. Время и возможности ухаживать за родителями, бабушками и дедушками и общаться с ними сильно ограничено из-за значительно ускорившегося ритма жизни. Ситуация усугубляется и устойчивой тенденцией к раздельному проживанию родителей и состоящих в браке детей, отсутствием братьев и сестер, с которыми можно было бы разделить заботы по уходу за
В 2002 году в КНР насчитывалось более 10 миллионов нуждающихся в уходе граждан в возрасте старше 70 лет. В государственных домах для престарелых живут 170 тысяч человек, в домах для престарелых, содержащихся за счет коллективов - 660 тысяч человек, в приютах, созданных на благотворительные средства - 30 тысяч человек. Потребность в такого рода заведениях гораздо выше. Как правило, прежде в дома престарелых попадали люди, не имеющие детей и родственников. Сейчас ситуация принципиально изменилась: одиночество перестало быть основным критерием.
Имея самое многочисленное население в мире, КНР в течение всего периода своего существования и особенно в последние десятилетия испытывала огромное воздействия демографического фактора на социально-экономическое развитие страны.
Необходимость решения вопросов, возникающих в связи с существованием огромного по численности населения страны, вынуждает китайское руководство проводить демографическую политику, направленную на ограничение рождаемости. Определенные шаги в этой области были сделаны еще в середине 50-х годов с тех пор демографическая политика, ее характер и обоснование не раз претерпевали существенные изменения, причем периоды “активности” и “спада” во многом зависели от состояния экономической и политической жизни страны.
Для осуществления контроля над рождаемостью в начале 80-х годов принят целый ряд законов и правительственных постановлений. С первого января 1981 года вступил силу новый закон о браке, который предусматривает повышение возраста вступления в брак с 20 до 22 лет для мужчин и с 18 до 20 лет для женщин, а также положения относительно ограничения рождаемости.
В настоящее время однодетная семья рассматривается китайским руководством в качестве единственно возможного метода оптимизации воспроизводства населения. Однако, исследование современной демографической ситуации в КНР и репродуктивного поведения китайского населения показывает, что в настоящих условиях население еще не готово к восприятию и реализации установок на однодетную семью. Осуществление этой политики сталкивается с большими трудностями, особенно в сельской местности, где население ориентируется на менее чем на двухдетную семью. Такой ориентации способствует и традиционные убеждения в необходимости отдавать предпочтение сыновьям, боязнь не иметь поддержки в старости. Следствие этого – участившиеся в последнее время явления инфантицида (убийство новорожденных девочек) .
Изменения в естественном движении населения (существенное снижение рождаемости, уменьшение смертности и естественного прироста населения) стали проявляться особенно заметно в 70-х – начале 80-х годов. Тем не менее, удержание численности населения к 2010 году на уровне 1,2 млрд. человек, согласно планам китайского руководства, не предоставляется возможным. По данным треть населения КНР приходится на возрастную группу от 10 до 23 лет, что может привести в ближайшие годы к “новому буму деторождения” .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Китае, как и во многих других странах, все резче обозначаются проблемы, вызванные особенностями современных социально-демографических процессов. Одна из них - старение населения, иными словами - стабильное увеличение доли пожилых людей в составе населения. В КНР доля граждан старше 65 лет, согласно Всекитайской переписи населения 2000 года составляла 6,96% от общей численности населения (88,11 миллиона человек). Ежегодно численность пожилых людей увеличивается более чем на 3%.
Процесс старения населения КНР идет гораздо более стремительными темпами, нежели в какой-либо другой стране, что объясняется успехами в реализации жесткой политики ограничения рождаемости и улучшением социально-бытовых условий жизни китайского народа в последние десятилетия. Регулирование рождаемости в целях ускорения экономического развития страны породило проблему "наоборот" - в стране стремительно растет группа населения старше 60 лет. Согласно прогнозам демографов, к 2030 году каждый пятый житель Поднебесной перешагнет эту возрастную границу.
Нация, имеющая более 10% населения старше 60 лет, считается в соответствие с документами ООН "стареющей". Китай во второй половине XXI века станет самой старой (по составу населения) страной мира. Такого рода демографическая ситуация в свою очередь порождает непростые экономические, социокультурные и социопсихологичесие проблемы, которые необходимо решать, причем экстренно, уже сейчас, не дожидаясь 2030 года. Впервые в истории человечества сложится столь неблагоприятная для общественного развития возрастная структура населения. В интересах сохранения социальной стабильности и поступательного развития руководство Китая в короткие исторические сроки должно выработать такую систему попечения престарелых, которая могла бы обеспечить достойную жизнь пожилым гражданам.
Политики, ученые и китайская общественность в последние годы все активнее обсуждают проблемы старения общества, ищут пути их решения. Наиболее актуальны, по мнению китайских специалистов, следующие проблемы:
1) снижается уровень жизни пожилых людей в связи с изменением структуры доходов;
2) отсутствует гарантированная медицинская помощь пожилым людям в связи с недостаточными отчислениями предприятий на медицинское обслуживание пенсионеров;
3) старики эксплуатируются собственными детьми, которые подчас жестоко обращаются с ними и даже оставляют на произвол судьбы;
4) многие старики старше 80 лет нуждаются в помощи по ведению хозяйства и самообслуживанию;
5) многим пожилым людям недостает духовной и культурной активности.
В данной работе рассмотрены теоретические аспекты, дана оценка демографической ситуации КНР, выявлены основные глобальные демографические проблемы. Таким образом, задачи данной работы выполнены, цели достигнуты.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Баженова Е.С., Островский А.В. . Население Китая. – М.:
Москва, ИДВ РАН, 2003. С.171-175.
Демография: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2005. – 280 с. Под редакцией Н.А. Волгина и Л.Л. Рыбаковского.
Медков В.М. Основы демографии:, серия «учебники и учебные пособия».- Ростов-на-Дону : «Феникс», 2003 г.- 448с.
Борисов В.А. Демография: учебник для ВУЗов.- М.: «Нота Бене» медиа трейд компания, 2003 г. – 344 с.
Зверев Н.В. Основы демографии: учебное пособие.- М.: «Высшая школа», 2004 г. – 374 с.
Бутов В.И. Демография: учебное пособие/под ред. Игнатова В.Г..- М.: «МарТ», Ростов-на-Дону: издательский центр «МарТ», 2003 г. – 592 с.
Кочергин И.В., Щичко В.Ф. Демография: учебник. – М.: ИД «Муравей», 1999 г. – 336 с.
Девянов А., Мартиросян М. Китайский прорыв и урок для России: учебное пособие. – М.: «Москва». 2002 г. – 395 с.
Селищев А.С., Селищев Н.А.. Китайская экономика в 21 веке: учебное пособие. – СПб.: «Питер», 2004 г. – 240 с.
Салицкий А.И. Взаимодействие КНР с мировым хозяйством: учебное пособие. – М.: 2001 г.
Попов В.В. Три капельки воды заметки некитаиста о Китае. – М.: 2002 г.
Малевич И.А. Внимание Китай. – Минск: 2000 г.
Народонаселение. Энциклопедический словарь. Москва. 2002 г.
Страницы Интернет
usla/metodika/umk1/och/ktipu/ektrud(och).html
eurasia.iea.ras/reports/2003/6_16.html