Современные методы ведения дипломатической службы

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ И МЕТОДОВ ДИПЛОМАТИИ

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ДИПЛОМАТИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ


Проблемы международных отношений и внешней политики всегда находились в центре широкого общественного внимания аналитиков, политиков, журналистов. А вопросы о том, как реализовались внешнеполитические решения, т.е. вопросы дипломатии, представляли интерес скорее для более узкого круга специалистов. Причины такого отношения понятны и отчасти оправданны: прежде всего необходимо осознать происходящее, наметить основные внешнеполитические приоритеты и подходы. Однако в практическом плане не менее важным является определение путей реализации намеченного курса. В противном случае внешняя политика оказывается парализованной.

Что касается научной стороны, то в работах по международным отношениям долгое время господствовали представления, согласно которым они рассматривались в значительной степени как некая совокупность событий. Это означает, что основное внимание уделялось результатам внешнеполитической деятельности, меньшее - внешней политике и совсем мало внимания - конкретной деятельности, направленной на достижение поставленных целей, т.е. дипломатии. Однако в последнее время исследований по внешней политике и дипломатии появляется все больше и больше. И это не случайно. Акцент на активность в международной жизни, и процессе "построения" и регулирования международных отношений позволяет не только анализировать прошлое или выявить будущие тенденции, но и позволяет заранее "планировать сценарий будущего развития".

Актуальность работы заключается в том, что на сегодняшний день анализа дипломатии как инструмента внешней политики, за исключением исследований написанных в первой четверти XX века (Г. Никольсон, Ж. Камбон), не так уж много.

В своей основе дипломатия является умением строить и поддерживать отношения между государствами и другими международными субъектами. К сожалению, в прошлом столетии дипломатия весьма часто находилась в подчинении политики и идеологии.

Сегодня дипломатия становится универсальной. Возрастает число государств, которые оказывают свое влияние на политической и экономической аренах исключительно благодаря динамизму и высокому профессионализму дипломатии. Известно, что на международных форумах опытные дипломаты обеспечивали своим странам значимость, которая выходила далеко за пределы того, чего можно было бы объективно ожидать, исходя из критериев экономической или военной мощи.

Классические определения и роль дипломатии и по сей день остаются без изменений. Дипломатия включает в себя набор приемов и методов, которые то или иное государство может использовать для того, чтобы найти себе достойное место в мире, наладить сотрудничество с другими членами международного сообщества, извлекая для себя пользу из такого сотрудничества и обогащая других своим опытом и знаниями.

Суть дипломатии в условиях демократического общества заключается в обеспечении преемственности в защите национальных интересов и прежде всего благосостояния народа вне зависимости от партий, находящихся у власти. Дипломатия - надпартийна в своей основе.

Достижение доброжелательного отношения других субъектов международного сообщества к собственной стране требует от дипломатии "наведения мостов" и взаимопонимания с другими странами, а это делает ее естественным проводником идей безопасности, стабильности, устойчивого развития и демократии.

Среди прочего, дипломатия является инструментом для образования коалиций, создания тактических или стратегических альянсов и налаживания партнерства, развития сотрудничества в политической, экономической, торговой, научной, культурной и других областях.

Современная дипломатия, действующая в условиях глобализации, охватывает всю внешнеполитическую деятельность глав государств и правительств, ведомств иностранных дел и дипломатических представительств за рубежом. И главными средствами и методами современной дипломатии являются переговоры, а также поиск компромиссов в решении различных проблем, позволяющих при уступке в частном добиваться успеха в целом

Источниковедческую базу дипломной работы составляют основные дипломатические документы: Венская конвенция о дипломатических сношениях (1961), Аахенский протокол (1818), Устав ООН (1945), Статут Лиги наций (1919).

Венская конвенция и Аахенский протокол определяют порядок установления дипломатических отношений, аккредитования главы дипломатического представительства и прекращения его функций, уведомление МИД государства пребывания о назначении, прибытии и убытии сотрудников представительства и членов их семей, устанавливает классы глав представительств, определяет дипломатические привилегии и иммунитеты.

Статут Лиги наций определяет цели деятельности Лиги наций, к которым относятся развитие сотрудничества между народами и гарантия их мира и безопасности.

В уставе ООН закреплены обязанность государств соблюдать и уважать основные права и свободы человека и принципы международного сотрудничества.

Существенную роль в исследовании сыграли работы целого ряда российских и зарубежных исследователей. Исследования, использованные при написании работы, целесообразно разделить на две группы. Во-первых, исследования, посвященные истории дипломатии. Во-вторых, исследования, в которых рассматриваются непосредственно дипломатические приемы и методы.

К первой группе стоит отнести такие работы как "История дипломатии" под редакцией В.П. Потемкина, "Дипломатия" Г. Никольсона, "Дипломатическая служба. Ее история и организация во Франции, Великобритании и Соединенных Штатах" Р. Заллета, В этих работах подробно рассмотрены этапы развития и становления дипломатии.

Недостаток данной литературы состоит в том, что существующие работы подробно рассматривают историю дипломатии зарубежных стран и практически не уделяют внимания отечественной дипломатии.

Особо в первой группе стоит выделить работу "Современная модель дипломатии: истоки становления и перспективы развития" Т.В. Зоновой, в которой проведен глубокий анализ процесса формирования современной модели дипломатии с периода Нового времени до сегодняшних дней в условиях суверенитета светского правителя, государства-нации и трансформации системы международных отношений.

Ко второй группе относятся работы в основном зарубежных авторов: Вуда Д., Серре Ж., Никольсона Г., Сатоу Э., Камбона Ж., Симпсона С., Заллета Р., Фельтхэма Р. Дж.

Работы этих авторов посвящены дипломатии как искусству, дипломатическим праву и службе. Особое место в них отводится дипломатическому протоколу.

Достоинство книги Вуда Д. и Серре Ж. состоит в том, что ее авторы отобрали и обобщили большой материал на основе опыта, накопленного дипломатией многих стран, и поэтому книга является не только исследованием, но и справочником.

В работе Никольсона Г. "Дипломатическое искусство" подробно представлена эволюция дипломатических методов с древнейших времен (Древняя Греция и Рим) до Нового времени.

"Руководство по дипломатической практике" Сатоу Э. - классический труд, которым пользуются дипломаты всех стран как пособием. Книга представляет собой дипломатическую энциклопедию, содержит богатый материал по многим вопросам, с которыми приходится сталкиваться дипломату в своей практической деятельности, снабжена большим количеством исторических примеров для разъяснения существующих правил и обычаев в дипломатических отношениях. Автор книги - опытный английский дипломат, занимавший крупные дипломатические посты.

В книге Камбона Ж. "Дипломат" представлена широкая историческая панорама развития дипломатии в Европе, даны практические рекомендации дипломатам и, в широком смысле, всем тем, кому приходится вести переговоры с представителями разных стран.

"Настольная книга дипломата" Фельтхэма Р.Дж. - это краткий и одновременно всесторонний справочник для специалистов в области международных отношений.

Из отечественных авторов, рассматривающих методы и приемы дипломатии, особо выделяется книга "Современная дипломатия: Теория и практика" В.И. Попова. Она представляет собой попытку дать обзор современной дипломатии. Если на Западе издано много исследований на эту тему, то в нашей стране такие книги практически отсутствуют. В основном они освещают общие вопросы внешней политики и международных отношений и в очень малой степени касаются дипломатического искусства, приемов и методов дипломатии и их анализа. В.И. Попов в своей работе попытался восполнить этот пробел. В ней он дает характеристику современной дипломатии разных стран, их стилей, плюсов и минусов национальных дипломатий ряда государств планеты.

Работа написана на основе многочисленных исследований, в том числе иностранных, опубликованных мемуаров дипломатов и политиков, документов и собственного дипломатического опыта автора. Кроме того, при написании книги были использованы материалы, полученные во время встреч и бесед автора со многими чрезвычайными и полномочными послами России, другими советскими (российскими) и иностранными дипломатами, а также обсуждения вопросов современной дипломатии на кафедрах дипломатии и дипломатической службы Дипломатической академии.

Так же в работе были использованы исследования отечественных авторов, анализирующих современные методы дипломатии: Лебедевой М.М., Авилова В.И., Елисеева И.И., Жарова Ю.Ф., Селянинова О.П..

Помимо литературных источников в исследовании были использованы электронные ресурсы сети Internet.

Объектом работы является дипломатия и дипломатическая служба.

Предмет работы – формирование дипломатических приемов и методов.

Цель данной работы – исследовать традиционные и современные дипломатические приемы и методы.

Поставленная цель обусловила постановку следующих задач:

1. рассмотреть исторический процесс развития дипломатии;

2. проследить историческую эволюцию методов дипломатии;

3. проанализировать современные методы дипломатии.

Хронологические рамки данного исследования определяет граница с момента зарождения первых, т.е. традиционных приемов и методов (XV – XVI в.в.) и до сегодняшних дней.


ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ И МЕТОДОВ ДИПЛОМАТИИ


Дипломатическая служба представляет собой определенный вид государственной службы, отличный от других видов государственной службы своей спецификой. Определить же эту специфику дипломатической службы невозможно без уяснения того, что представляет собой сама дипломатия.

При рассмотрении явлений международной жизни то и дело употребляются понятия: внешняя политика, дипломатия, дипломатическая служба. Нередко эти понятия рассматриваются как совершенно идентичные и не имеющие различия. Понятие "дипломатия" часто употребляется в самых различных значениях, порой очень отдаленных от действительного смысла этого слова. Известный английский дипломат и публицист Г. Никольсон указывает, что "в разговорном языке слово "дипломатия" употребляется для обозначения ряда совершенно различных вещей. Иногда оно употребляется как синоним внешней политики... В других случаях оно обозначает переговоры... Это слово также служит для названия процедуры и аппарата, при помощи которых ведутся переговоры. Оно также употребляется для обозначения заграничной части ведомства иностранных дел... Наконец, это несчастное слово обозначает особую способность, проявляющуюся в ловкости в хорошем смысле при ведении международных переговоров, а в плохом смысле — в коварстве в подобных делах".

Между тем при всей близости указанных понятий и внутренней связи их друг с другом каждое из них имеет свой особый смысл, определяемый реальным содержанием каждого понятия, отражающим его действительные роль и значение в жизни общества.

Часто слова "дипломат" и "дипломатия" употребляются для совершенно различных понятий.

У В. Даля говорится, что дипломатия означает науку о взаимных сношениях государей и государств. Понятие "дипломат", по словам Даля, означает служащего по дипломатической части. Слово "дипломатический" приравнивается в его словаре к понятию "неискренний", а дипломат характеризуется как человек ловкий, тонкий, скрытный, изворотливый.

С.И. Ожегов в своем словаре указывает, что дипломатия - это "деятельность правительства по осуществлению внешней, международной политики государства" и в переносном значении - ухищрения, уклончивость в действиях.

Иногда слово "дипломатия" употребляется как синоним внешней политики и для характеристики самых разных, иногда противоречивых понятий, ничего общего не имеющих с подлинной дипломатией.

Слово "дипломат" происходит от древнегреческого слова "диплома" и означает официальные документы (в том числе, употребляя современную терминологию, такие понятия, как: удостоверение, инструкция, сегодняшние "верительные грамоты"). Буквально оно означало "удваиваю", от способа, которым они складывались. В Древней Греции послы, направлявшиеся на переговоры, получали инструкции, грамоты, удостоверяющие их полномочия. Последние предъявлялись должностному лицу города, ведавшему дипломатическими делами. Они представляли собой дощечки, сложенные вместе. Их называли "диплома". Отсюда происходит и сам термин "дипломатия".

Само слово "дипломатия" стали употреблять позднее, в начале XVII в. В Англии, например, первый случай употребления понятия "дипломатия" относится к 1645 г. В 1693 г. известный немецкий философ, математик и языковед Г.В. Лейбниц опубликовал "Свод дипломатического права". В нем он употребил слово "дипломатический" (по латыни - diplomaticus). С тех пор оно стало означать "касающийся международных отношений".

Но, пожалуй, первым в том значении, которое придается сейчас этому слову, понятие "дипломатия" стало употребляться Франсуа Кальером, французским дипломатом, послом Людовика XIV в нескольких европейский странах, участником важных и успешных переговоров. В 1716 г. он опубликовал книгу "Способы ведения переговоров с государями". Слово "дипломат" он еще не употреблял, предпочитая говорить о "переговорщиках". Но слово "дипломатия" уже встречалось, и именно в том смысле, в котором употребляется сейчас. Книга Ф. Кальера не утратила своего значения до настоящего времени. С появлением ее дипломатия стала рассматриваться как наука и искусство, основанные на теоретическом подходе и высоких моральных принципах. Дело в том, что в греческий и римский периоды дипломатия была профессией, для которой хитрость и обман считались нормой, а во времена Византии и Средневековья методы лжи и обмана были доведены до уровня искусства. Ф. Кальер впервые решительно отверг ложь как средство переговоров. "Обман - это в действительности показатель ограниченности ума того, кто ведет переговоры. Не секрет, что для достижения успеха всегда практиковалась ложь. Она постоянно оставляла после себя капли отравы, и даже наиболее блестящие успехи дипломатии, достигнутые обманом, покоятся на шаткой почве. Успешно проведенные честные и основанные на высоком интеллекте переговоры создадут дипломату огромные преимущества в последующем диалоге, который он будет вести", - писал Кальер.

Среди наиболее интересных определений дипломатии следует отметить такие, как: "дипломатия - наука о внешних сношениях, в основе которой лежат изучение дипломов или письменных актов, исходящих от монархов"; "дипломатия - наука о внешних сношениях или иностранных делах государства или искусство взаимно согласовывать интересы народов, а в более точном смысле - наука или искусство переговоров" (это последнее определение принадлежит известному российскому юристу-международнику Ф. Мартенсу); "дипломатия - это совокупность знаний и принципов, необходимых для правильного ведения публичных дел между государствами". Дипломатический словарь, изданный в РСФСР под эгидой Министерства иностранных дел (главный редактор А.А. Громыко), дает такое определение: "Дипломатия - принципиальная деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государства, а также по защите прав и интересов государства за границей".

Это определение в основном может быть принято, но с некоторыми уточнениями. В нем опущено упоминание, что она осуществляется мирными средствами, ведь внешняя политика может осуществляться и военными, агрессивными методами.

Часто вместо слова "дипломатия" употребляют термин "дипломатическая практика" или "дипломатическая служба", имея в виду работу министерства иностранных дел, посольств, генконсульств и консульств.

Дипломатическая служба не только осуществляет внешнюю политику, но, как правило, и участвует в ее выработке, и, наконец, в ее задачу входит не только защита интересов государства, но его граждан, каждого отдельного человека, проживающего за рубежом своей страны.

Ж. Камбон, выдающийся французский дипломат, в своей книге "Дипломат" не дает прямого определения дипломатии, но в ремарках склоняется к определению дипломатической деятельности как искусства ведения переговоров, заключения соглашений, направленных на поиск способов, которые позволили бы в отношениях между народами не прибегать к применению крайнего средства - силы.

Г. Никольсон также не дает своего определения дипломатии, но говорит, но придерживается следующего толкования дипломатии, а именно " Дипломатия - это ведение международных отношений посредством переговоров, метод, при помощи которого эти отношения регулируются и ведутся послами и посланниками, работа или искусство дипломата". В другом случае Никольсон, говоря об искусстве дипломатии, отметил, что ее назначением является "создание международного доверия".

Э. Сатоу пишет: "Дипломатия есть применение ума и такта к ведению официальных сношений между правительствами независимых государств, а еще короче - ведение дел между государствами с помощью мирных средств".

В.И. Попов считает, что дипломатия - это наука международных отношений и искусство ведения переговоров руководителями государств и правительств и специальными органами внешних сношений: министерствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, участие дипломатов в определении курса внешней политики страны и ее проведении в жизнь мирными средствами. Главная ее цель и задача - защита интересов государства и его граждан.

Таким образом, дипломатия - это наука и искусство. Некоторые западные дипломаты считают, что она в большей степени искусство, чем наука. Тем самым они отдают приоритет личным качествам дипломатов как участников переговоров, подчеркивая, что они являются высококвалифицированными исполнителями принятых решений, умными "собирателями информации" благодаря своим контактам с лицами, которые такой информацией располагают.

Современная дипломатия — средство осуществления внешней политики государства, представляющее собой совокупность невоенных практических мероприятий, приёмов и методов, применяемых с учётом конкретных условий и характера решаемых задач; официальная деятельность глав государств и правительств, министров иностранных дел, ведомств иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом, делегаций на международных конференциях по осуществлению целей и задач внешней политики государства, защите прав и интересов государства, его учреждений и граждан за границей.

С понятием дипломатия связывают искусство ведения переговоров для предотвращения или урегулирования конфликтов, поисков компромиссов и взаимоприемлемых решений, расширения и углубления международного сотрудничества.

Дипломатическая профессия, как таковая, очень стара. Свидетельства о договорах о мире, союзах встречаются среди древнейших исторических памятников и надписей. Однако в течение длительного времени сношения между племенами, а позднее и между феодальными группами, принимавшими все более национальный характер, были лишь эпизодическими. Миссии заключали договоры о союзах, торговле и даже браке и затем возвращались обратно, не оставляя никаких постоянных представительств. Кроме того, в те времена правительства не хотели, чтобы иностранные соглядатаи и смутьяны постоянно находились в их странах, будь то представители друзей или соперников.

Дипломатия появилась с возникновением родового общества, появлением племен, первого обмена продуктами, товарами, первыми проблемами, связанными с территориями для охоты, земледелия, рыболовства и их границами. Там, где появились первые группы людей, возникли и проблемы взаимоотношений между ними, разгорались споры, даже конфликты. Изначально они разрешались силой, но очень быстро люди пришли к выводу, что часто разногласия выгоднее разрешать не силой, не дракой, не сражениями, а договоренностью. Тем более что урегулирование споров по принципу: кто силен, тот и прав - приводило не к урегулированию, а к ожесточению и новым, более глубоким конфликтам. Споры возникали часто и внутри одного племени, внутри семьи, и люди постепенно научились их разрешать не оружием, а словом старейшего, который и выступал в роли своеобразного дипломата.

Это были лишь первые несовершенные, примитивные зачатки будущей дипломатии. При урегулировании споров появились и зародыши соглашений. Эта "дипломатия" не опиралась еще на науку и искусство. Она была сугубо дипломатией практики, "дипломатией здравого смысла". Она в значительной степени диктовалась вынужденным стремлением избежать племенных войн, исход которых - победу или поражение - далеко не всегда можно было предугадать. Это была еще "примитивная дипломатия".

Дипломатия в том смысле, в каком мы понимаем ее сейчас, появилась лишь с развитием производительных сил, с появлением общественного сознания и первых, сначала зачаточных, юридических норм. К сожалению, мало известно о деятельности дипломатии в древние времена, да и сведения эти отрывочны. До наших дней, например, дошло упоминание, что уже в XV в. до нашей эры, то есть три с половиной тысячи лет назад, Египет заключал международные договоры, причем по правилам дипломатического искусства, близким к нашим дням. В частности, в XII в. до нашей эры он заключил с хеттами военный союз, в котором предусматривалась помощь друг другу, в том числе помощь в борьбе против внутреннего врага. Такая статья редко присутствует в договорах современной дипломатии. Это показывает, что египетская дипломатия уже тогда достигла высокого уровня.

В Азии, в частности в Индии, еще раньше - в третьем тысячелетии до нашей эры, то есть примерно 4000 лет тому назад - существовала дипломатия еще более развитая. Согласно законам Ману, там уже существовали зачатки международного права и дипломатии как искусства. Индийская дипломатия поэтому обращала внимание на профессиональные качества дипломата, от которых зависели результаты их зарубежной миссии. Индийские дипломаты задумывались и о методах предотвращения войны (современная превентивная дипломатия), и в связи с этим к зарубежной службе предъявлялись требования распознавать планы иностранного государства, предохранять страну от грозящей ей опасности.

Высоким уровнем отличалась дипломатия Древнего Китая, которая взяла на вооружение подписание договоров о разрешении спорных вопросов и заключение соглашений о ненападении друг на друга. Это был первый известный в истории дипломатии случай подписания такого рода договора.

Впрочем, дипломатия стран Азии и Африки не оказала большого влияния на мировую дипломатию из-за оторванности Востока от Запада. Другое дело - дипломатия Греции, Рима и затем Византии. Греческая дипломатия хотя и дала многое для последующей методологии внешних отношений, но, по суровому утверждению Г. Никольсона, греки были плохими дипломатами. Английскому дипломату не нравился излишне демократический, открытый, публичный характер дипломатии Греции. Отрицательно он отзывался о том, что дипломатия все время открыто связывалась с обманом. Традиции обмана и коварства в дипломатии перешли от греков к римлянам. Рим был "сверхдержавой", и его дипломатия взяла на свое вооружение использование силы против более слабого противника, метод разжигания раздоров между соседями. Принцип "разделяй и властвуй" стал ее основным принципом. Обман в дипломатии стал нормой, а выгода во что бы то ни стало - основным кредо. При этом даже внешне положительные начинания Рима использовались им в корыстных целях. Разработка им основных постулатов международного права, в том числе таких, как "pacta sunt servanda" ("договоры должны соблюдаться"), была направлена на усиление могущества Рима и ослабление его партнеров, так как договоры, заключенные римской дипломатией, были выгодны Риму, ослабляли и без того слабых его партнеров.

Византия взяла много отрицательного из опыта греческой и римской дипломатии и передала в наследство Венеции и другим итальянским городам хитрость, обман, использование силы против слабого партнера. Плохую славу дипломатии добавил и Никколо Макиавелли, политик, который не брезговал никакими, даже самыми низкими приемами, при этом он в ряде случаев даже отошел от того положительного, что внесли в дипломатию Греция и Рим, в том числе от принципа "договоры должны соблюдаться". Необходимо отметить, что взгляды Н. Макиавелли оказали значительное влияние на дипломатов ряда западных стран, которые, часто не признаваясь в этом, упорно следовали его советам.

И только французская дипломатия, начиная с Ф. Кальера, постепенно (преодолевая сопротивление, в том числе и самих французских дипломатов) стала принимать более моральные формы.

Коренное изменение в отношениях между государствами произошло после того, как правительства решили содержать постоянные миссии в столицах иностранных государств. Начало этой практики было положено в XV веке, когда сильные объединенные государства пришли на смену мелким феодальным. В Европе она широко распространилась в XVII веке, после заключения Вестфальских договоров 1648 года, когда развитие мирных отношений привело к расширению круга проблем, требующих урегулирования.

Теория "постоянных переговоров", разработанная кардиналом Ришелье в "Политическом завещании", явилась основой современной дипломатии.

С того времени, особенно за последнее столетие, мир претерпел значительные изменения. До 1914 года внешнеполитическая игра практически велась только в Европе главным образом царствующими дворами. Следует помнить, что в 1900 году в Европе было только три республики — Франция, Швейцария и Сан-Марино.

Личные отношения между монархами оказывали очень сильное влияние на международную политику. Некоторые из глав монархических государств, в той или иной степени самодержавных, наряду с конституционной и официальной политикой своих правительств, руководствуясь династическими соображениями, дружественными или враждебными чувствами в отношении другого суверена или режима, проводили свою политику маневрирования и интриг, о чем стало известно позднее из опубликованных документов. Правительственные круги, занимавшиеся внешней политикой, были ограничены в своих полномочиях, а секретность была непременным условием. Переговоры проводились через дипломатические миссии. Послы получали общие указания, которые предоставляли им полную свободу действий для достижения максимального успеха. Правительства имели неограниченное время для оценки событий.

Лишь в редких случаях премьер-министр или министр иностранных дел выезжал за границу для проведения переговоров. Такие поездки, всегда преследовавшие особые политические цели, готовились заблаговременно, и результаты, получавшие огласку после переговоров, обычно были предрешены. Таким образом, правительства могли путем тайных переговоров сохранить свой престиж, примирить противоречия и подготовить общественное мнение, взбудораженное каким-либо инцидентом, принять почетное компромиссное решение.

Действительно, с 1878 по 1914 год "Европейский концерт" разрешил мирным путем большинство сложных проблем и, когда возникла необходимость, объединил европейские державы перед лицом общей опасности.

Рубежом в развитии дипломатии считают Первую мировую войну и события, произошедшие в ходе и после нее: провозглашение президентом США В. Вильсоном его "14 пунктов" так называемой "открытой дипломатии" и "экономического равенства" государств; отмена Советской Россией кабальных договоров и "тайной дипломатии". Именно после Первой мировой, а затем Второй мировой войн появились условия для создания первых всеобъемлющих международных организаций, имеющих целью, по крайней мере на словах, предотвращение войн (Лиги наций и ООН), для большей открытости дипломатии, для более активного вовлечения государств в международные отношения и конференционную дипломатию.

Первая мировая война нарушила существовавшее равновесие сил в Европе.

Противоречивые и честолюбивые устремления основных европейских монархий привели их к развалу и к возникновению на их руинах республиканских режимов; в то же время пропаганда милитаристских идей усилила противоречия и принесла на стабильную почву континента новые веяния, которые слишком часто оказывались неприемлемыми.

Война, принесшая неисчислимые бедствия, встревожила народные массы и прогрессивные слои общества; стало очевидным, к каким трагическим последствиям может привести недальновидная и безрассудная внешняя политика.

Широкое распространение парламентских режимов привело к "балканизации" Центральной Европы, и вызванная этим вспышка националистических страстей вынесла международные проблемы на всеобщее обсуждение.

Международной трибуной, где поднимались такие проблемы, стала Лига Наций.

Женева явилась преемницей Бадена и Карлсбада? Она предоставила возможность главам молодых государств перенимать опыт политиков с большим стажем практической деятельности.

Тем временем атмосфера, в которой развивались международные отношения, стала иной.

Гласные переговоры о договорах, за которые ратовал президент США Вудро Вильсон, очень скоро показали свою несостоятельность, и он сам вскоре от них отказался. Кроме того, решение международных проблем не облегчилось с публичным обсуждением национальных претензий.

Аргументы противников открытого обсуждения международных проблем умело раздувались, давали пищу для полемики в печати; так, сведения о территориальных требованиях, неравномерном распределении национальных ресурсов и людской силы, которые до этого посредством секретных соглашений или семейных альянсов могли улаживаться или держаться в тайне, теперь предавались гласности.

Правительства сочли эту обстановку благоприятной для достижения легких, но кратковременных внутриполитических успехов, или для чисто демагогических целей, чему способствовала пресса.

Как отмечал английский дипломат Г. Никольсон, диктаторы слишком часто прибегали к дипломатии угроз, которая никому не шла на пользу.

Задача ведущих переговоры, имеющих указание добиваться мирного и взаимоприемлемого урегулирования острых разногласий, была исключительно трудной и сложной.

В период между 1919 и 1939 годами некоторая разрядка напряженности имела место лишь в отдельных случаях.

Серьезность заболевания как бы сама собой являлась лекарством от болезни. Правительства под влиянием Лиги Наций, а позднее Организации Объединенных Наций препоручали многие свои внешнеполитические вопросы международным организациям административного, культурного или гуманитарного характера, деятельностью которых профессиональные дипломаты почти совсем не интересовались.

Таким образом, наряду с государствами, в которых все в большей степени стали преобладать националистические настроения, возникало множество организаций, в которых правительства, правительственные органы или группы специалистов по различного рода вопросам объединялись для поисков решений сложных проблем, подчас имевших глобальное значение.

В результате этого к решению международных проблем привлекалось всевозрастающее число людей, не связанных с дипломатией. Возникавшие таким путем контакты порой были не менее полезны для международного взаимопонимания, чем работа профессиональных дипломатов, инициатива которых сдерживалась правительствами, использовавшими в корыстных целях озабоченность и агрессивное настроение общественности.

События, которые привели к войне 1939—1945 годов, заставили великие державы, и прежде всего США, не желавшие сотрудничать с Лигой Наций, по-новому взглянуть на вещи.

Платформа Организации Объединенных Наций, как и Лиги Наций, открывала широкий доступ в нее всем правительствам. Передачи дискуссий по радио прямо из зала заседаний, иногда полностью, без сокращений и редактирования синхронных переводов, сделали возможным распространение различных, даже самых спорных мнений и аргументов. Представители очень многих государств использовали трибуну ООН скорее в целях политической пропаганды, чем в интересах мира и взаимопонимания. Некоторые делегации, выступая в защиту своих позиций, отбросили традиционную дипломатическую сдержанность.

До тех пор пока правительства не поняли важность умеренности, пока чувство уважения каждого государства к сообществу наций не стало преобладать над духом соперничества и разногласий, использование этого общественного форума, неоднократно доказывавшего свою полезность, было на руку лишь тем силам, которые были заинтересованы в нагнетании напряженности и разногласий. В то же время в Нью-Йорке проводилась конструктивная работа путем переговоров, неофициальных встреч и личных деловых бесед; стороны могли спокойно заниматься поисками решений проблем, гласное обсуждение которых могло лишь нанести ущерб.

Юридического равенства государства, положенного в основу норм взаимного уважения и достоинства, еще недостаточно для того, чтобы оно предоставляло им равные права и налагало равную ответственность. Более того, несмотря на это "равенство", уже возникали такие ситуации, когда во внимание должно было приниматься относительное влияние каждого из государств. Некоторые международные организации в своей внутренней процедуре уже нашли способ, позволяющий принимать во внимание относительную значимость их членов. Это, бесспорно, способствовало установлению равновесия сил.

С другой стороны, благодаря современным средствам сообщений главы правительств и министры иностранных дел без колебаний могут отправиться в любую часть света для проведения переговоров, которые они считают особо важными. Это, безусловно, необходимо, поскольку в настоящее время события развиваются гораздо быстрее и опаснее, чем могли бы предполагать государственные деятели, сами их вызвавшие. Такая практика оказалась весьма полезной, но она лишает правительства прекрасного заслона, создаваемого дипломатами, которые, действуя секретно, имели бы больше возможности для обдумывания и консультаций и могли бы быть, если необходимо, переориентированы и оказываются вследствие этого дезавуированы.

Задумываясь над тем, как много вопросов решается на глазах общественности, многие делают вывод что роль профессионального дипломата сошла на нет. Но думать так значило бы зайти слишком далеко. Прежде всего следует помнить, что интерес к международным конференциям проявляется лишь в немногих столицах крупных государств. В большинстве стран пребывания дипломатических представителей такие конференции вообще не проводятся. С другой стороны, даже в городах, где эти конференции проводятся на самом высоком уровне, они продолжаются лишь в течение нескольких дней. В этот период главы дипломатических представительств, естественно, оказываются на заднем плане. Они, однако, играют важную роль