Государство
основе; формирование динамических, способных на быстрые и адекватные ответные реакции на изменение условий и окружения механизмов стабилизации государства, восстановление равновесия сил и порядка в обществе динамический тип политической стабилизации); стабильность государства благодаря равновесию власти и общества, возможность политического единства государства всех времен и типов характеризуется рядом устойчивых, общеисторических признаков и функций. К ним относятся: обязательное формирование правящих сил на той или иной социальной и классовой основе, процесс, который в современном государства имеет тенденцию демократизироваться путем расширения этой основы (за счет политических партий, общественных движений, выборных носителей власти и т.д.); наличие характерной политической организации - политической системы, структур центральной и периферийной власти и отношений между ними; обязательное расширение политического пространства государства за пределы государственной территории в связи с осуществлением его внешнеполитических функций; ряд обязательств перед страной и народом: поддерживать внутренний мир и порядок, защищать подвластную территорию, рейдировать классовые, социальные, национальные, экономические отношения, преследовать цели общего блага; ряд монопольных прав: монополия неэкономического принуждения, не допускающая принуждения и насилия со стороны частных лиц, отдельных групп и т.п., исключительное право издавать обязательные для всех законы, исключительное право эмиссии денежных знаков, право определять и взымать налоги и сборы, выпускать займы, осуществлять бюджетную политику, создавать, содержать и использовать вооруженные силы различного назначения и органы пресечения, право на осуществление внешней политики, право представлять государство за рубежом и др. Существование государства, проявление этих и др. признаков представляют собой осуществление совокупности необходимых функций, неизбежных для государства любого типа. Таковы функции защиты государственного строя; предотвращения и устранения социально опасных конфликтов; регулирования экономических и др. общественных отношений; осуществление общей для страны внутренней политики как системы ее конкретных проявлений - социальной, экономической, финансовой, научной, культурной, образовательной и пр. политики; внешнеполитические функции защиты интересов страны; функции обороны страны и ведения вооруженной борьбы и мн. др.Методы, которыми осуществляются функции государства, применяемые им при этом средства, характер установленных в государстве социальных и иных отношений позволяют классифицировать разные виды государства, построить их типологию. Такой анализ исторически был самым ранним, с античных времен он служил для сопоставления государств различных типов и поисков лучших образов правления (Платон, Аристотель). Отсюда проистекают первые классификации демократических и недемократических режимов. В основе их лежат разные признаки: классовая природа правящих сил ("какому классу государство служит"), т.е. деление на рабовладельческое, феодальное, буржуазное, пролетарское государство; формы правления, т.е. организации правящей власти, - монархическое, республиканское государства, республики президентские, парламентские и т.п.; устройство политической организации - государство унитарное, федеративное, конфедеративное; политический режим - демократическое, авторитарное, тоталитарное государство, диктаторское, деспотическое, либеральное и пр. Эволюция государства - вопрос о его перспективах. Революционные потрясения, смены больших эпох изменяют типы государства, изменяют и развивают его функции, сменяют конкретные государственные формы - власти, режимы и т.п., но государство как политический институт остается. К.Маркс и марксизм в Х1Х-ХХ вв. поставили вопрос о будущем этого института как орудия классового господства, который станет ненужным (как и сама политика) в бесклассовом обществе и отомрет, когда такое общество возникнет. Установление пролетарской диктатуры после Октябрьской революции, а затем тоталитарной диктатуры привело не к отмиранию, а к укреплению государства и предельному умножению и укреплению его функций. Идея отмирания оказалась преждевременной и превратилась в догму. Для ее спасения была выдвинута известная теория "отмирания государства через его усиление". Идея отмирания становилась весьма абстрактной гипотезой, какой она была и у Маркса. Реально же общественная роль государства неуклонно возрастает в странах с любыми режимами и типами правления вместе с усложнением материальной и духовной жизни общества и ростом физических параметров политики - ее масштабов, технических средств, темпов и глубины ее изменений, аппаратов власти и т.д. Политическая мысль, исследовавшая проблемы единства и многообразия мира, давно готовила другую концепцию государства, которая и возникла в начале XX в. в движениях мондиализма и "федералистов мира", - идею интернационализма государства, создания мирового правительства, функцией которого было бы решение "общих дел" уже не отдельной страны, а человечества. Последующие события (интернационализация войн, которые стали мировыми, деканонизация, активизация международного разделения труда и его кооперации, возникновение глобальных проблем и т.д.) подтвердили тот факт, что мир объективно все более и более нуждается в организации и управлении, но инстанции мировой власти, которая могла бы его организовать, нет. Частично ее функции осуществляют региональные союзы государств -традиционная форма координации политики. На ее основе разработаны идеи регионализации мира, его членения на семь или меньшее число регионов с перспективой их внутренней интеграции (М.Гренье и др.), деление мира на Север и Юг (В.Брандт), Запад и Восток и т.д. Реальным путем интернационального развития государства на сей день стало его участие в расширяющейся системе международных организаций, в интернационализации демократического процесса, а также преодоление изоляционизма, отсталости и политической и идеологической защиты идеи особой исторической исключительности какой-либо страны
.