Формы и методы регулирования рынка в развитых странах

силы, предметов потребления, финансов, ценных бумаг. Далее, особыми формами является регулирование купли-продажи капитала, инвестиций, кредитов, страховых услуг. Нужно выделить также упорядочение оптового и розничного обмена, международных, национальных, региональных, местных рынков. Все перечисленные формы целесообразно объединить в укрупненные группы – хозяйственное регулирование рынка и его потребительское регулирование. Первое имеет целью экономическое развитие (стран и их регионов, предприятий), второе – удовлетворение личных потребностей населения. Тем самым хозяйственное и потребительское регулирование охватывает координацию разных структурных сфер рынка или разных их аспектов. Так, хозяйственное регулирование включает упорядочение обмена теми благами, которые непосредственно участвуют в производстве и обращении товаров: средств производства и обращения, рабочей силы, капитала, инвестиций и т.п. Напротив, потребительское регулирование рынка предполагает упорядочение тех его сфер, где обмениваются лишь предметы личного потребления (продовольствие, одежда, обувь, разнообразные потребительские услуги и др.).25

Для хозяйственной практики особую значимость представляют методы регулирования рынка, поэтому на их характеристике необходимо остановиться подробнее. Рассмотрим методы регулирования рынков в обобщенном и систематизированном виде.

Административно-правовые методы. Это прямое, властное, в значительной степени принудительное упорядочение рыночных отношений. Практически оно выступает в форме законодательных актов, указаний, распоряжений, инструкций, правил, контролирующих мер и т.д.26 Подобные методы отличаются сравнительной простотой. Они применяются не только государственными органами, но и менеджерами самых разных предприятий и организаций, а также самими их собственниками.

В нормальном обществе административно-правовые средства должны основываться на прочной законодательной базе. Прежде всего речь идет о тех актах, которые прямо касаются правового регулирования рынка. Среди них, как пример, можно назвать антитрестовское законодательство в США.

Административно-правовые методы неправомерно считать чем-то отжившим, негативным для современных условий. В разумных пределах и формах, в сочетании с другими средствами регулирования они не только допустимы, но и необходимы. Многие из них успешно применяются даже в наиболее развитых странах. Вот как, например, английские власти регулируют рыночную деятельность публичных (государственных) предприятий и объединений. Над ними установлен систематический парламентский и министерский контроль. По решению правительства в них периодически проводится так называемая перестройка капитала – изменение величины кредитных заимствований, списание в случае острой необходимости прошлых долгов, воздействие на размер дивидендов и т.п. Расходование бюджетных средств время от времени проверяется специальным правительственным комитетом. С 1980 г. ужесточились требования к финансовой отчетности данных предприятий и объединений. Во Франции деятельность госсектора тоже в значительной мере контролируется правительственными учреждениями, главным образом путем их участия в управлении компаниями. Контроль ведется по линии ряда министерств, особенно экономики и финансов.27

Естественно, подобное воздействие сверху вызывает такие же методы управления и внутри предприятий и учреждений.

Административно-правовыми средствами, как видим, в немалой степени координируется государственный рынок. Но, пожалуй, еще более жесткие меры применяются до сих пор в частном секторе многих стран. Тут устанавливается строжайшая служебная подчиненность, неукоснительное выполнение распоряжений вышестоящих органов и лиц, безоговорочное соблюдение внутрифирменного распорядка, обязательная систематическая отчетность, жесткий контроль и т.п. К тому же такими мерами частные собственники и их менеджеры нередко злоупотребляют.

Экономические методы. В целом экономическим методам свойственна большая сложность. Они предполагают использование материальных интересов в процессе регулирования рыночных отношений, т.е. материального поощрения людей или их материального наказания. В современных условиях сюда входят | разнообразные системы оплаты труда, воздействие на товарные цены, участие работников в доходах предприятий и учреждений, различные материальные льготы (налоговые, пенсионные, транспортные, жилищно-коммунальные и др.), платность или бесплатность социальных услуг (в том числе медицинских, образовательных, юридических), штрафные санкции и т.д. Особо надо отметить различные виды торговли в кредит, в том числе лизинг.28 Все это сейчас широко применяется во многих странах для укрепления главным образом частного рынка.

Экономические методы надо считать основными в координации рыночных процессов, поскольку они базируются на наиболее насущных человеческих потребностях и потому обладают самыми сильными стимулирующими свойствами. Кроме того, они отличаются гостью и большим разнообразием. Вместе с тем такие методы гораздо сложнее административных, поэтому их применение требует не только управленческого опыта, но и значительных знаний.

На разных этапах исторического развития экономические способы регулирования рынка имели весьма неодинаковую значимость. В рабовладельческой формации они находились в зачаточном состоянии – из-за безраздельного преобладания открыто принудительного труда, слабого развития рыночных отношений. При феодализме рассматриваемые методы начали играть уже более значимую роль: для активизации торговли потребовалось наделять крепостных крестьян определенными земельными угодьями, применять аренду и оброчную систему. Но наиболее широко и разнообразно экономические средства стали использоваться для распространения и развития капиталистического рынка. В этот процесс особенно активно включились буржуазное государство и предприниматели. Властные структуры чаще всего при этом применяют налоговые рычаги, бюджетные кредиты и инвестиции, правительственные заказы, воздействие на цены и т.д. Частный бизнес берет на вооружение более непосредственное материальное стимулирование наемных торговых работников.

Использование экономических методов для регулирования капиталистических рыночных отношений можно показать на примере послевоенной Японии. Совершенно очевидно, что во второй половине 40-х годов прошлого века рыночные отношения в Японии находились в кризисном состоянии: наблюдались разрушение их материально-технической базы, недостаток национального капитала, глубокая инфляция, обострение противоречий между бизнесом и трудящимися, резкое ослабление роли Японии в мировой торговле. В таких условиях и со стороны японского правительства, и со стороны предпринимательских кругов были приняты эффективные меры, главным образом экономические. Центральная власть обеспечила достаточно обоснованное прогнозирование и индикативное планирование товарно-денежного обмена, укрепление иены, бюджетные кредиты и инвестиции, необходимые государственные заказы. Национальный бизнес, со своей стороны, пошел на значительные материальные уступки трудящимся: на существенное повышение заработной платы, крупные пенсионные отчисления, участие работников в прибылях фирм, определенные гарантии занятости и т.п. В итоге довоенный уровень производства в стране был восстановлен уже к началу 50-х годов. Это означало упорядочение и значительное укрепление национального рынка.29

Социально-политические методы. К ним относится социальная и политическая деятельность по регулированию рынка, осуществляемая партиями, государством, профсоюзами и многими общественными организациями. Конкретнее говоря, имеется в виду воздействие на рынок посредством политических решений, избирательных кампаний, обращений и заявлений, демонстрации митингов, забастовочного движения и т.п. Подобные меры часто всего направлены на изменение цен (в том числе заработной платы), сдерживание инфляции, координацию объемов и структур, товарной массы, изменение бюджетных расходов. При этом разные политические силы отстаивают разные интересы.30

Конечно, рассмотренные административные и экономические методы тоже имеют тот или иной политический аспект. Но социально-политические действия выражают его наиболее полно и непосредственно, поэтому они заслуживают специального выделения.

Морально-этические методы. Сущность морально-этических методов сводится к влиянию на рыночные отношения посредством определенных нравственных норм и правил.

В принципе многие положительные черты человеческой личности – трудолюбие, энергичность, активность, инициативность, ответственность, организованность и т.п. – должны позитивно сказываться на развитии торговли. Вместе с тем целый ряд других моральных качеств по-разному влияют на рыночные отношения и их регулирование. Например, принципиальность и честность нередко не способствуют укреплению частной торговли, но, как правило, положительно воздействуют на координацию государственного и кооперативного рынка. Регулирующая роль морально-этических методов зависит, в частности, от субъектов регулирования. Наконец, влияние положительных моральных качеств сказывается все сильнее по мере развития человеческого общества, а в будущем еще более возрастет.

Силовые методы. К силовым методам следует отнести чисто принудительные способы регулирования рыночных отношений, которые надо воспринимать и в широком, историческом, масштабе, и в более узком плане.

В первом случае речь идет о массовом применении непосредственного насилия к производственным и непроизводственным работникам.

В более узком и более частном понимании вопроса имеется в виду использование силовых методов для борьбы с преступностью, поддержания общественного порядка и т.п. или, напротив, их использование в каких-то криминальных целях. При этом тоже происходит существенная координация определенных типов рынка. Примерами подобных действий в современных условиях могут служить операции полицейских органов по борьбе с мафиозными структурами, но также и по борьбе с различными выступлениями трудящихся (демонстрациями, митингами, забастовками и др.).31 С другой стороны, акты насилия совершают достаточно многочисленные преступные группы, направляя товарно-денежный обмен в своих целях и формируя теневой рынок. В обоих случаях в основе лежит защита и укрепление тех или иных форм частной торговли.

На практике данные методы реализуются в следующих формах.

Во-первых, это правовая деятельность государства. В мировой истории известно немало юридических норм, реально способствующих более или менее стабильному функционированию рынка. В конце XIX в. в Канаде и США были приняты так называемые антитрестовские законы, направленные против образования монополий. Нарушение этих законов грозило крупными штрафами и тюремным заключением. Подобные юридические нормы позднее стали действовать в Австрии и Новой Зеландии. Фактически это не остановило возникновения и господства монополий, но тем не менее способствовало поддержанию рыночной конкуренции. Крупнейшим правовым актом по регулированию, в том числе международной торговли, стал Римский договор 1957 г., подписанный шестью ведущими западно-европейскими государствами. Он положил начало образованию и функционированию Европейского экономического сообщества, известного также под названием «Общий рынок». Кроме того, этот договор включал соглашения о Европейском объединении угля и стали и о создании Европейского сообщества по атомной энергии. Во второй половине XX в. Римский договор был дополнен многочисленными юридическими актами, в том числе Шенгенским соглашением, значительно облегчившим миграцию бизнесменов и рабочей силы из третьих стран.

Во-вторых это комплексные программы по регулированию рынка. К примерам в той деятельности можно отнести план Дж.К.Маршалла по оказанию помощи послевоенной Европе, это формирование Европейского экономического общества, куда входит более 15 стран Европы.

В-третьих, это отдельные хозяйственные меры, среди которых можно выделить:

денежные реформы (например, почти во всех европейских странах с 90-х годов действует единая валюта – сначала экю, а затем евро);

воздействие на цены (Например, страны ОПЕК систематически координируют совместные цены на нефть. В Японии 20 %, в США 10% цен регулируются государством, а в Австрии и Швеции – даже до 50%. В еще большей мере это характерно для КHP. Во всех крупнейших странах под государственным контролем находится рыночная стоимость сельскохозяйственной продукции.

государственные закупки (к концу 90-х годов в крупнейших капиталистических странах государственные расходы достигли почти половины валового внутреннего продукта. Закупки охватывают главным образом вооружение и сельскохозяйственную продукцию. Вооружение обычно приобретается соответствующими правительственными ведомствами у специализированных частных корпораций. В США, например, в роли продавцов выступают такие известные компании, как Боинг, Макдоннелл – Дуглас, в Англии – Виккерс, в Швеции – Бофорс. Для закупок сельскохозяйственной продукции во многих странах созданы особые правительственные организации: в США – Товарно-кредитная корпорация, во Франции – Национальный комитет по зерновым культурам, в Италии – Федерация сельскохозяйственных консорциумов и др. Бюджетные закупки распространяются за рубежом и на многие иные товары, в том числе на энергоносители, драгоценные металлы, стратегические материалы, иностранную валюту).32

создание свободных экономических зон (Так, в США в середине 80-х годов функционировало примерно 130 зон внешней торговли, в которых были снижены (или отменены) таможенные пошлины и практически отсутствовал экспортно-импортный контроль. В этой же стране есть свободная, банковская зона, где с американской территории производятся международные банковские операции. В Китае существуют больше 20 СЭЗ, которые только на экспорт ежегодно поставляют высокотехнологическую продукцию общей стоимостью до 46 млрд. долл.).33

государственное поощрение конкуренции (в виде антимонопольных законов, снижения налогового бремени)

социальная политика (В развитых капиталистических странах государство достаточно активно вмешивается в процесс оплаты труда. Наиболее часто оно применяет следующие средства: установление минимума заработной платы, ее замораживание, индексация, обеспечение зависимости заработной платы от уровня производительности труда, выплата пособий по безработице, создание предпринимательских зон гарантией рабочих мест).

Охарактеризовав основные методы и формы регулирования, можно сделать следующие выводы:

Формы регулирования представляют собой разновидности координации рынка. Они показывают, в каком виде осуществляется эта координация. Методами служат способы, средства ее реализации, т.е. как именно совершается названный процесс

Среди основных форм регулирования можно выделить государственное регулирование, предпринимательское, международное, коллективное.

К основным методам регулирования относятся административно-правовые, экономические, социальные, силовые, морально-этические методы. Причем нужно отметить, что в современное время наибольшее внимание необходимо уделять экономическим методам, к которым можно отнести материальные льготы (пенсионные, налоговые и т.д.), системы оплат труда, штрафные санкции. Особое внимание необходимо уделять созданию правовой базы для обеспечения принципов существования рынка, соблюдения прав и гарантий для всех участников рынка.

Естественно, что раздельное выполнение указанных в данной главе методов не приведет к должным результатам. Для успешной реализации процесса регулирования, необходимо комплексное, взаимосвязанное применение этих методов, причем основную роль необходимо отводить тем методам, которые дадут наиболее нужный результат.


Заключение


Классическая теория саморегулирующейся рыночной экономики исходит из того, что рыночные механизмы автоматически приводят конкурентную систему к равновесному состоянию; колебания цен, процентной ставки и эластичность соотношения цен и заработной платы обеспечивают полную и эффективную занятость, успешный экономический рост. Государство должно лишь охранять конкурентную систему, поддерживать покупательную способность денег и бездефицитность бюджета, не вмешиваясь в функционирование экономики.

На самом же деле как показывает история, рынок зачастую нуждается в регулировании. С течением времени менялись и структуры рынка, и способы его регулирования, и функции государства. В итоге сложились различные модели национальных экономик, которые представлены нами в главе 1. Непрерывные институциональные изменения привели к тому, что современный капитализм мало похож на рынок времен А. Смита и К. Маркса, что существенно изменилась роль государства в экономике Концентрация и транснационализация производства изменили поведение микроэкономических агентов. Познание экономического развития невозможно без учета этих институциональных изменений.

Предположения классиков о том, что рынок регулирует все и сам, оказались ошибочными. Рынок не может регулировать такую огромную сферу как социальную деятельность. Зачастую из-за этого и необходимы регуляторы рыночного механизма, которые представлены нами в главе 3.

Регулирование рынка, координация деятельности его основных участников позволяет рынку эффективно функционировать и развиваться. Регулирование направлено на те сферы, где рынок сам не может справиться или справляется в недостаточной степени. Оно обеспечивает социальную защиту работникам, гарантию прав и защиту прав всем участникам рынка, как производителям так и потребителям. Эта и есть основная функция регулирования рынка.


Список использованной литературы


Андриянов В.Д. Теория функциональных экономических систем // Маркетинг. – 2004. - №6. – С.3-15.

Анисимов С.А. Рыночное экономическое саморегулирование и государственное регулирование в информационном обществе: проблемы, их моделирование, анализ и решение // Аудит и финансовый анализ. – 2003. – №4. – С.18-34.

Астапов К. Условия стабильного развития экономических систем в современном мире // Проблемы теории и практики управления. – 2005. - №2. – С.90-94.

Бункина М.К. Семенов В.А Макроэкономика. Учебное пособие. – М.: Издательство “Эльф К - пресс”. – 2004. – 365 с.

Капанова С.Т. Эволюция теорий регулирования рыночной экономики // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2003. - № 5. – С.43-49.

Кац И. Система управления экономикой: план и рынок // Проблемы теории и практики управления. – 2008. -№2. – С.57-61.

Клейнер Г. Системный подход к экономической политике // Проблемы теории и практики управления. – 2007. - №5. – С.30-42.

Ковнир В. Оценка и соизмерение экономических систем в современной мировой экономике // Экономист. – 2008. - №6. – С.67-74.

Самофалова Е.В. Государственное регулирование национальной экономикой: Уч.пособие. – М.:Кнорус. – 2008. – 272 с.

Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. – М.:Лаборатория базовых знаний. – 200 . – 563 с.

Хайнц, Ламперт Социальная рыночная экономика. Германский путь. – М.: Издательство «Дело». – 2004. – 231 с.

Царев И.Г. Принципы движения экономических систем // Аудит и финансовый анализ. – 2007. - №1. – С.105-142.

Черкасов Г.И. Рынок: регулирование рынка: Уч.пособие. – М.:ЮНИТИ-ДАНА. – 2004. – 222 с.

Шакуров И.Г. Институциональная концепция соотношения рыночного и государственного регулирования экономики // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. – 2006. –№1/2. – С.61-63.

Шимко П.Д. Оптимальное управление экономическими системами. – СПб:Бизнес-Пресс. – 2004. – 240 с.

Экономические системы: кибернетическая природа развития, рыночные методы управления / Под. ред. Петракова Н.Я., Видяпина В.И., Журавлевой Г.П. – 2008. – 206 с.


Приложение 1


Основные отличительные черты рыночной, командно-административной и смешанной экономических

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА
Масштабы обобществления производства Обобществление производства в рамках предприятия Экспроприацию трудовой частной собственности, насильственное объединение частных товаропроизводителей в колхозы и совхозы Обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах
Преобладающая форма собственности Экономическая деятельность единоличных предпринимателей-капиталистов Господствует государственная собственность Экономическая деятельность на базе коллективной частной и государственной собственности
Форма бюджетного ограничения Жесткая Мягкая -
Стимул к производительному труду Факторные доходы (заработная плата, прибыль и т.д.) Социалистическое соревнование Факторные доходы
Основной принцип производства Принцип соответствия спроса и предложения Воля центрального органа власти, материализующая принятые политические и идеологические решения Принцип соответствия спроса и предложения
Регулирование экономики Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства Жесткий контроль централизованным государством, полностью монополизировавшим экономику и власть Активное государственное регулирование национальной экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т.д.
Конкуренция Есть Нет Есть
Теневая экономика Отсутствует Присутствует Только на запрещенный государством товар (наркотики)
Координация Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ в экономике выполняет рыночный механизм, и, прежде всего, система цен Правила и параметры экономического поведения, и соответствующее размещение благ определяются воздействием командующей (управляющей) подсистемы, которой является, государство Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ определяется и рыночным механизмом и государственным регулированием.
Ценообразование ориентируется на предотвращение спада в производстве Государство устанавливает постоянные (фиксированные) цены Гибкие цены
Заработная плата Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда Административное установление заработной платы Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда, но государство устанавливает минимальную заработную плату
Социальные гарантии Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни и старости Гарантированное трудоустройство, бесплатная медицина и образование, социальное обеспечение Создание государственных и частных фондов социального страхования и социального обеспечения

1 Ленин В.И. Полн. собр. соч. – Т.27.–С.370; Т.34. – С.191-193

2 Астапов К. Условия стабильного развития экономических систем в современном мире // Проблемы теории и практики управления. – 2005. - №2. – С.90.

3 Черкасов Г.И. Рынок: регулирование рынка: Уч.пособие. – М.:ЮНИТИ-ДАНА. – 2004. – C.62.

4 Астапов К. Условия стабильного развития экономических систем в современном мире // Проблемы теории и практики управления. – 2005. - №2. – С.92.

5Астапов К. Условия стабильного развития экономических систем в современном мире // Проблемы теории и практики управления. – 2005. - №2. – С.93.

6Анисимов С.А. Рыночное экономическое саморегулирование и государственное регулирование в информационном обществе: проблемы, их моделирование, анализ и решение // Аудит и финансовый анализ. – 2003. – №4. – С.18.

7Самофалова Е.В. Государственное регулирование национальной экономикой: Уч.пособие. – М.:Кнорус. – 2008. – С.56.

8Бункина М.К. Семенов В.А Макроэкономика. Учебное пособие. – М.: Издательство “Эльф К - пресс”. – 2004. – С.115.

9Шакуров И.Г. Институциональная концепция соотношения рыночного и государственного регулирования экономики // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. – 2006. –№1/2. – С.61.

10Хайнц, Ламперт Социальная рыночная экономика. Германский путь. – М.: Издательство «Дело». – 2004. – С.94.

11 Шакуров И.Г. Институциональная концепция соотношения рыночного и государственного регулирования экономики // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. – 2006. –№1/2. – С.61.

12Черкасов Г.И. Рынок: регулирование рынка: Уч.пособие. – М.:ЮНИТИ-ДАНА. – 2004. – С.117.

13Черкасов Г.И. Рынок: регулирование рынка: Уч.пособие. – М.:ЮНИТИ-ДАНА. – 2004. – С.119.

14Экономические системы: кибернетическая природа развития, рыночные методы управления / Под. ред. Петракова Н.Я., Видяпина В.И., Журавлевой Г.П. – 2008. – С.136.

15 Черкасов Г.И. Рынок: регулирование рынка: Уч.пособие. – М.:ЮНИТИ-ДАНА. – 2004. – С.122-126.

16Капанова С.Т. Эволюция теорий регулирования рыночной экономики // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2003. - № 5. – С.44.

17 Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. – М.:Лаборатория базовых знаний. – 200 . – С.146.

18 Капанова С.Т. Эволюция теорий регулирования рыночной экономики // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2003. - № 5. – С.46.

19 Шимко П.Д. Оптимальное управление экономическими системами. – СПб:Бизнес-Пресс. – 2004. – С.172.

20 Черкасов Г.И. Рынок: регулирование рынка: Уч.пособие. – М.:ЮНИТИ-ДАНА. – 2004. – С.139.

21 Черкасов Г.И. Рынок: регулирование рынка: Уч.пособие. – М.:ЮНИТИ-ДАНА. – 2004. – С.136.

22 Черкасов Г.И. Рынок: регулирование рынка: Уч.пособие. – М.:ЮНИТИ-ДАНА. – 2004. – с.141-144.

23Самофалова Е.В. Государственное регулирование национальной экономикой: Уч.пособие. – М.:Кнорус. – 2008. – С.167.

24Кац И. Система управления экономикой: план и рынок // Проблемы теории и практики управления. – 2008. -№2. – С.59.

25Черкасов Г.И. Рынок: регулирование рынка: Уч.пособие. – М.:ЮНИТИ-ДАНА. – 2004. – С.146.

26Шимко П.Д. Оптимальное управление экономическими системами. – СПб:Бизнес-Пресс. – 2004. – С.178.

27 Черкасов Г.И. Рынок: регулирование рынка: Уч.пособие. – М.:ЮНИТИ-ДАНА. – 2004. – С.148.

28Шимко П.Д. Оптимальное управление экономическими системами. – СПб:Бизнес-Пресс. – 2004. – С.134.

29Ковнир В. Оценка и соизмерение экономических систем в современной мировой экономике // Экономист. – 2008. - №6. – С.72.

30 Черкасов Г.И. Рынок: регулирование рынка: Уч.пособие. – М.:ЮНИТИ-ДАНА. – 2004. – С.150.

31Экономические системы: кибернетическая природа развития, рыночные методы управления / Под. ред. Петракова Н.Я., Видяпина В.И., Журавлевой Г.П. – 2008. – С.106.

32Черкасов Г.И. Рынок: регулирование рынка: Уч.пособие. – М.:ЮНИТИ-ДАНА. – 2004. – С.158.

33 Там же. С.161.