Определения места и роли института участковых уполномоченных милиции в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
стороны сотрудников ОВД можно выделить:1) несоблюдение сроков составления протокола административном правонарушении (ст. 28.5 КоАП РФ): протокол составляется через 5 дней (вместо двух);
2) нарушение подведомственности рассмотрения дел об административных правонарушениях несовершеннолетних (ст. 23.2 КоАП РФ).
3) неправильная квалификация деяния несовершеннолетнего (составление протокола на родителей по ст. 20.22 КоЛИ РФ, когда несовершеннолетний достиг 16 лет, то есть деяние должно быть квалифицировано по ст. 20.2 1 КоАП РФ);
Справка о результатах проверки райпрокуратурами и областной прокуратурой соблюдения законодательства об административных правонарушениях несовершеннолетних, ответственности родителей или лиц, их заменяющих, за воспитание детей. Орел. 10 апреля 2003 года.
4) при выявлении правонарушения физическому лицу не разъясняются его права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАГ1 РФ;а требуется формальная подпись об ознакомлении с положениями этой статьи;
5) не составляются протоколы о доставлении или задержании несовершеннолетнего, не делаются соответствующие записи о доставлении и задержании несовершеннолетнего (ст. 27.2, 27.4 КоАЛ РФ), обязательном сообщении об этом родителя’i или лицам, их заменяющим.
6) выявлены факты осуществления производства по делу об административном правонарушении в случаях, когда в действиях несовершеннолетнего имелись признаки крайней необходимости, а также в случаях, когда сроки давности привлечения к административной ответственности истекли.
В правоприменительной практике не всегда соблюдается правило, предусмотренное ст. 28.6 КоАЛ РФ, о назначении наказания без составления протокола. Во-вторых, поддерживая мнение А.А. Абдурахманова и Й.В. Полосина, которые считают, что проблемы в производстве возникают в связи с несовершенством административного законодательства, в частности Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
на практике зачастую не выполняются требования ст. 28.8 КоАП РФ о том, что срок направления протокола об административном правонарушении — одни сутки с момента его составления
2) не предусмотрена ответственность родителей или лиц, их заменяющих, за совершение административных правонарушений несовершеннолетних до 16 лет (за исключением ст. 20.22 КоАП РФ).
З) существенные затруднения вызывают вопросы производства по делам об административных правонарушениях, касающихся вовлечения несовершеннолетних в попрошайничество или их использований в попрошайничестве. В КоАП РФ ответственности за данное правонарушение не предусмотрено. Для применения же норм УК РФ (ст. 151) на практике органам прокуратуры требуется документально зафиксированная система вовлечения в бродяжничество и попрошайничество.
4) снижению эффективности административно - юрисдикционной деятельности должностных лиц органов внутренних дел в значительной степени способствует выведение из состава комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав сотрудников, непосредственно осуществляющих работу с подростками и их представителями руководящего звена М0Б39.
Таким образом, можно сделать следующий вывод:
Во-первых, в настоящее время с учетом действующего законодательства РФ об административных правонарушениях требуется систематизация полномочий конкретных служб и подразделений органов внутренних дел с комментированием норм КоЛИ РФ по применению мер административного принуждения в отношении несовершеннолетних правонарушителей. Это вызвано фактическим «сваливанием» работы с несовершеннолетними на подразделения по делам нёсовершеннолетних и центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ОВД, хотя следует заметить, что борьба с правонарушениями несовершеннолетних должна быть основана на комплексном решении вопросов при участии всех подразделений органов внутренних дел.
И во-вторых, закрепленные в правовых нормах полномочия органов внутренних дел по исполнению законодательства об административной ответственности несовершеннолетних реализуются зачастую с нарушениями установленных требований, что вызвано недисциплинированностью самих сотрудников и несовершенством КоАП РФ. данное обстоятельство негативно влияет на правоприменительную деятельность ОВД.
2.Компетенция участкового уполномоченного милиции по предупреждению и пресечению административных правонарушений несовершеннолетних
2.1 Задачи и функции участкового уполномоченного милиции по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних
Административные правонарушения, совершаемые несовершеннолетними относятся к числу проблем, вызывающих особую озабоченность общества и государства. На протяжении последних 30 лет темпы роста преступности среди несовершеннолетних устойчиво превышают аналогичный показатель среди взрослых в среднем в 2,5 раза.
Так, в январе—сентябре 2007 г. на территории Кромского района Орловской области РФ при участии несовершеннолётних совершены 19 преступлений, то есть каждое четырнадцатое из числа выявленных органом внутренних дел, из них около 73% — в составе группы. Каждый третий несовершеннолетний совершил преступление в состоянии опьянения, каждый пятый на момент совершения преступления не учился и не работал. В преступности несовершеннолетних в последнее время наблюдаются тревожные тенденции: она приобретает отчетливо выраженный агрессивный и корыстный характер; продолжается ее «омоложение» (треть преступлений совершается подростками до 15 лет); частым явлением в ряде регионов страны становятся массовые драки между враждующими группировками подростков.
Несовершеннолетними совершается большое количество административных правонарушений. Пьянство, алкоголизм, наркомания, токсикомания, проституция эти негативные явления в среде несовершеннолетних достаточно распространены. Количество несовершеннолетних, к которым приняты меры воздействия за распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции или появление в общественных местах в состоянии опьянения, возросло на Так, на территории Кромского района на 9 месяцев 2006 года было выявлено всего одно правонарушение, совершенное несовершеннолетним. На 9 месяцев 2007 года эта цифра составила уже 10 административных правонарушений, т.е. это в 10 раз больше чем в 2006 году. Ежегодно по России в сферу профилактического воздействия правоохранительных органов попадает свыше 60 тыс. подростков правонарушителей и более 100 тыс, родителей, отрицательно влияющих на поведение детей. Главным условием совершения несовершеннолетними правонарушений является их безнадзорность, то есть отсутствие или значительное ослабление наблюдения или контроля за формированием личности и поведением несовершеннолетних со стороны семьи, а также государственных и общественных организаций.
Практика показывает, что правонарушения несовершеннолетними зачастую совершаются:
- в силу «ложного» героизма, самоутверждения и лидерства в группе подростков;
- из-за распространения среди подростков представлении о допустимости насильственных действий в конфликтных ситуациях, под влиянием средств массовой информации, пропагандирующих «суперменство», жестокость, культ насилия, презрение к окружающим;
- несвоевременного выявления сотрудниками милиции криминальных семейно-бытовых ситуаций, неудовлетворительного реагирования на такие конфликты;
- неадекватных мер, принятых к подросткам, за ранее совершенное преступление или правонарушение, породившие чувство безнаказанности и вседозволенности;
- нерешенности проблемы досуга и трудовой занятости несовершеннолетних;
- слабой организации по выявлению несовершеннолетних, стра- дающих психическим заболеванием;
- недостаточной профилактической работы.
Такие подростки легко попадают под влияние взрослых и уличной Микросреды. Нарастание негативных тенденций в динамике преступности среди несовершеннолетних происходит в связи с тем, что органы и учреждения, на которые возложены охрана прав, обучении воспитание несовершеннолетних, с запозданием реагируют на нужды детей, оставшихся без родительского попечения, не принимают экстренных мер по устройству детей и подростков, лишившихся семьи, ушедших от пьющих и истязающих их родителей: для решения этой задачи необходимо формирование единой государственной политики, призванной решить проблемы детства и юношества, обеспечить социальную и правовую защиту несовершеннолетних. Важным этапом стало принятие Указа Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 46 от 6 сентября 1993 г - данный нормативный акт заложил основу для развития законодательства о профилактике правонарушений и защите прав несовершеннолетних и предусматривал создание государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних В соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. Г4 120-ФЗ (в ред. Федеральных законов ог 13 января 2001 г. ЬГ2 1 -Ф3, от 7 июля 2003 г. 1Ч 111 -Ф3) в данную систему входят:
1) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
2) органы управления социальной защитой населения;
3) органы управления образованием;
4) органы опеки и попечительства;
5) органы по делам молодежи;
6) органы управления здравоохранением;
7) органы службы занятости;
8) органы внутренних дел.
В указанном Федеральном законе сформулированы основные понятия, необходимые для применения в профилактической деятельности в отношении несовершеннолетних.
Безнадзорный — это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Антиобщественные действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, спиртных напитков, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.
Индивидуальная профилактическая работа — деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Множественность субъектов профилактики, различающихся по характеру, масштабам, формам и методам деятельности, — одна из существенных особенностей профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Из приведенного выше перечня видно, что ОВД (и как составляющая- служба участковых уполномоченных милиции), являются хотя и, несомненно, важным, но лишь одним из звеньев государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. То есть правовые меры, а тем более административно-принудительные меры должны играть лишь вспомогательную роль. В соответствии со ст.20 ФЗ « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»49 органы внутренних дел в пределах своей компетенции принимают участие в предупреждении правонарушений несовершеннолетних, а так же оказывают в этих целях необходимое содействие:
подразделениям по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;
центрам временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;
подразделениям криминальной милиции органов внутренних дел;
другим подразделениям органов внутренних дел, осуществляющим меры по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.
Несмотря на то, что основная тяжесть непосредственной борьбы с правонарушениями, совершаемых несовершеннолетними лежит на
правоохранительных органах, а частности на подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, служба участковых уполномоченных милиции играет немаловажную роль в данном направлении. На наш взгляд, целесообразно более подробно остановиться на задачах и функциональных обязанностях, стоящих перед службой участковых уполномоченных милиции в борьбе: с правонарушениями, совершаемыми несовершеннолетними.
В соответствии с ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» основными задачами деятельности по профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, являются:
1 .Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
2. Обеспечение защиты прав и законных интереов несовершеннолетних;
З. Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально- опасном положении;
4. Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
думается, что вышеперечисленные задачи одинаково стоят перед всеми органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе и перед службой участковых уполномоченных милиции органов в пределах установленной законом компетенции. Возникает необходимость определить перечень задач стоящих перед службой УУМ по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
В соответствии с Законом «О милиции» от 18 апреля 1991 51г. задачи милиции являются:
1. Обеспечение безопасности личности;
2. Предупреждение и пресечение преступлений административных правонарушений;
З. Выявление и раскрытие преступлений;
4. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.
5. Защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
6. Оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных настоящим законом.
В соответствии с инструкцией по организации деятельности участкового уполномоченного милиции <участковый уполномоченный милиции органов внутренних дел является представителем милиции общественной безопасности и выполняет возложенные на него задачи по борьбе с преступностью и охране общественного порядка на закрепленной за ним территории. таким образом, исходя из Положения о милиции общественной безопасности в РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 2 декабря 1998 г. задачами участкового уполномоченного милиции являются:
1. Обеспечение личной безопасности граждан;
2. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
3. Предупреждение и пресечение преступлений т административных правонарушений;
4. Раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, и расследование преступлений в форме дознания;
5. Оказание, в пределах установленных законом компетенции, помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям.
Исходя из всего вышеперечисленного, постараемся все же определиться с перечнем задач, стоящих перед участковым уполномоченным милиции в предупреждении и пресечении правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
Задачами участкового уполномоченного милиции в предупреждении и пресечении правонарушений, совершаемых несовершеннолетними являются:
1. Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних. Проведение общей и индивидуальной профилактики.
2. Выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
З .Выявление и пресечение случаев совершения несовершеннолетними правонарушений и/или преступлений;
4. Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
5. Укреплению взаимодействия с подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, органами социальной защиты, образования, занятости, здравоохранения, трудовыми коллективами, общественными объединениями и благотворительными фондами по вопросам профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
Таким образом, определившись с перечнем задач, стоящих перед службой УУМ по вопроса предупреждения и пресечения правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, можно определиться с перечнем его функциональных обязанностей в данном направлении.
Основным содержанием работы участкового уполномоченного милиции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является комплекс разнообразных мероприятий социального, организационного и воспитательного характера.
Проводя не реже одного раза в квартал поквартирный (подворный) обход административного участка в целях изучения и анализа складывающейся на административном участке оперативной обстановки, участковый уполномоченный милиции обязан:
- выявлять родителей или лиц, их заменяющих, не исполняющих ‘или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию и обучению детей, а также работников образовательных, воспитательных, лечебных либо иных учреждений, нарушающих права и законные интересы несовершеннолетних, совершающих в отношении их противоправные действия;
- выявлять на административном участке лиц, имеющих малолетних
несовершеннолетних детей и допускающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, хронических алкоголиков, психически больных, создающих непосредственную опасность для себя, своих детей и окружающих;
- выявлять несовершеннолетних с девиантным (отклоняющимся) поведением;
- устанавливать места сбора и концентрации групп подростков антиобщественной направленности, а также места, где чаще всего допускаются нарушения общественного порядка и совершаются преступления;
- устанавливать организаторов, либо содержателей притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ, занятия проституцией, а также лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий, в том числе систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
- предупреждать и пресекать групповые противоправные проявления со стороны несовершеннолетних, акты вандализма, антиалкогольное законодательство и другие уличные правонарушения, контролировать
соблюдение правил поведения детей и подростков в общественных местах;
- доставлять в подразделения органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних заблудившихся детей;
- осуществлять индивидуальную профилактическую работу с родителями и лицами, их заменяющими, отрицательно влияющими на воспитание детей;
- проводить разъяснительную работу с несовершеннолетними, допускающими нарушения общественного порядка, употребление спиртных напитков, наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача;
- осуществлять контроль и профилактическую работу с несовершеннолетними правонарушителями, состоящими на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних;
- осуществлять взаимодействие с образовательными, религиозными, спортивными и другими организациями и учреждениями в целях оказания воспитательного воздействия на детей и подростков с девиантным поведением и профилактики правонарушений несовершеннолетних;
- информировать начальника и заинтересованные подразделения органа внутренних дел о выявленных нарушениях и принимать меры к их устранению.
Но, несмотря на широкий перечень функциональных обязанностей, сосредоточенных у участкового уполномоченного милиции и у других органов системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, все же, вопросы предупреждения правонарушений несовершеннолетних в последние десятилетия представляют серьезную проблему, переросшую рамки деятельности правоохранительных органов. Опыт деятельности на данном направлении, в частности органов внутренних дел, а в их составе- службы УУМ, убедительно доказывает, что успех в решении рассматриваемой проблемы может быть достигнут лишь согласованными усилиями целого ряда государственных и общественных структур. Существенную роль в этом процессе играет административно-правовое предупреждение правонарушений несовершеннолетних, поскольку оно обычно позволяет оказать необходимое воспитательное воздействие на несовершеннолетнего правонарушителя еще на стадии его до преступного поведения вместе с тем данный вид предупредительной работы с несовершеннолетними нуждается в существенной корректировке. Во многом это обусловлено как несовершенством современной нормативной правовой базы, регламентирующей указанную сферу общественных отношений, так и разрушением существовавшей в советский период нашей истории системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, утратой колоссального опыта, накопленного за многие годы, нестабильностью социально-экономической ситуации в стране.
Данная область общественных отношений к настоящему времени регламентируется, в частности, Конституцией Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом от 24 июня 1999 г. ЗЧ 1 20-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральным законом от 24 шоля 1998 г. ЗГ 1 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Приказом МВД РФ ЗЧ9О0 от 16.09.02, утвердившем инструкцию по организации деятельности УУМ и рядом ведомственных и межведомственных нормативных правовых актов. Указанные акты на сегодняшний день оставляют ряд проблемных вопросов превентивной борьбы с правонарушениями несовершеннолетних без ответа. Поэтому, к сожалению, приходится констатировать, что нормативная база, посвященная регламентации вопросов предупреждения правонарушений несовершеннолетних, находится еще в стадии формирования.
Правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, являются фактором, в значительной мере определяющим состояние криминогенной ситуации в Российской Федерации. Известно, что нарушение принципа не от соответствующих подразделений органов внутренних дел, как правило, не достигает своей цели.
Подводя итог этому вопросу, можно сделать следующий вывод::
Задачами участкового уполномоченного милиции в предупреждении и пресечении правонарушений, совершаемых Несовершеннолетними являются:
1. Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних. Проведение общей и индивидуальной профилактики.
2. Выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
З.Выявление и пресечение случаев совершения несовершеннолетними правонарушений и/или преступлений;
4. Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
5. Укреплению взаимодействия с подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, органами социальной защиты, образования, занятости, здравоохранения, трудовыми коллективами, общественными объединениями и благотворительными фондами по вопросам профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
В настоящий момент административно-правовые проблемы предупреждения участковым уполномоченным милиции правонарушений, совершаемых несовершеннолетних носят многоаспектный характер и находятся в комплексном подходе и детальной теоретической разработке. На практике возникает ряд вопросов, одной из причин которых вновь и вновь остается «недоработанность» административного законодательства в анной сфере.
Ярким примером этого является отсутствие в Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утверждённой Приказом МВД РФ Х 900 от 16.09.02., круга задач, перечня и обязанностей участкового уполномоченного милиции в вопросах предупреждения и пресечения административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними лицами.
2.2 Административно-юрисдикционные полномочия участковых уполномоченных милиции в отношении несовершеннолетних
Занимая специфическое место в системе государственного аппарата, органы внутренних дел осуществляют различные виды правоохранительной деятельности, в том числе и административно-юрисдикционную. Правильное использование органами внутренних дел возможностей административной юрисдикции оказывает большое влияние не состояние общественного порядка и общественной безопасности. Административная юрисдикция представляет собой деятельность органов исполнительной власти и должностных лиц по разрешению дел об административных правонарушениях и применению соответствующих юридических санкций.
Административная юрисдикция является разновидностью право применения. Ее содержанием являются сбор, исследование, оценка информации и принятие решения. Компетентный орган устанавливает прежде всего факты, имеющие юридическое значение (совершение определенного правонарушения). При этом требуется выяснить: было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, имеются ли обстоятельства, смягчающие либо отягчающие ответственность, причинен ли имущественный ущерб и др.
Таким образом, административная юрисдикция обладает всеми признаками, которые присущи юрисдикции в целом. К их числу относятся: наличие правонарушения, определенная процедура рассмотрения дела, обязательность принятия юрисдикционного акта. Являясь одним из видов правоохранительной деятельности, административная юрисдикция осуществляется многими органами государства, в том числе и органами внутренних дел, в частности, участковыми уполномоченными милиции. В этой связи служба УУМ наделена широким кругом полномочий, в рамках которых она реализуют принадлежащее ей право привлечения к административной Ответственности ,,за правонарушения, совершаемые несовершеннолетними лицами. При этом юрисдикция участковых уполномоченных милиции имеет свои особенности по сравнению с другими административно-юрисдикционными органами.
1. Основные юрисдикционные полномочия органы внутренних дел реализуют в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности. Такое положение обусловлено тем, что в соответствии с законодательством охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности является одной из важнейших задач, стоящих перед органами внутренних дел (милицией).
2. Широта охраняемых ОВД общественных отношений обусловливает больший по сравнению с другими органами объем юрисдикционных полномочий. Если другие административно-юрисдикционные органы отраслевой компетенции рассматривают, как правило, небольшую группу однородных административных правонарушений, то участковые уполномоченные милиции разрешают дела по наибольшему количеству административных правонарушений
3. Особенностью административно-юрисдикционной деятельноти участковых уполномоченных милиции является и то, что кроме рассмотрении и разрешения дел об административных правонарушениях, на них возлагается обязанность по пресечению и процессуальному оформлению правонарушений, подведомственных другим органам административной юрисдикции.
4. Административную юрисдикцию УУМ отличает также использование упрощенного порядка рассмотрения ‘и разрешения дел’ об административных проступках, который характеризуется минимумом процессуальных действий и наибольшей оперативностью. При этом протокол об административном правонарушении не составляется, а соответствующее решение принимается УУМ на месте правонарушения. Такая процедура является исключением из общих правил и предназначается для наиболее очевидных дел.
В соответствии с инструкцией по организации деятельности Участкового уполномоченного милиции, последний праве осуществлять административно- юрисдикционную деятельность в пределах, установленных законодательством РФ.
Производство по делам об административных правонарушениях как процессуальная деятельность складывается из действий целого ряда органов и лиц, которые, выступая от своего имени, могут влиять на исход дела. К их числу относятся лицо, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевший, их представители (по закону и по договору), свидетели, эксперт, специалист, переводчик и др.
Интересы лица, в отношении которого ведется производство по делу, а также потерпевшего, являющихся несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут реализовать свои права в производстве по делам об административных правонарушениях, вправе представлять их законные Представители: родители, усыновители, опекуны, попечители (ст. 25.3 КоАП РФ).
Решение задач производства по делам об административных правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними, осуществляётся посредством доказывания, включающего в себя выявление, процессуальное оформление и исследование доказательств. доказательствами по делу об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке органы (должностные лица) устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность конкретного лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Производство по делам об административных правонарушениях представляет собой совокупность основанных на законе процессуальных действий, совершаемых в определенной последовательности (по стадиям).
Традиционно выделяется четыре стадии производства по делам об административных правонарушениях
1)возбуждение дела об административном правонарушении,
2)рассмотрение дела об административном правонарушении,
3)пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях,
4)исполнение постановления по делу об административном правонарушении.
Следует отметить, что к подведомственности УУМ относятся только первая стадия- возбуждение дела об административном правонарушении.
Содержание одноименных стадий и даже их последовательность могут зависеть от вида производства по делам об административных правонарушениях. Так, выделяют общее (обычный порядок) и упрощенное (ускоренное) производства. При упрощенном производстве протокол об административном правонарушении не составляется, наказание налагается в порядке ст. 28.6 КоАП РФ (например, объявление предупреждения на месте). В этом случае стадия пересмотра исключается, а три других сливаются воедино. Перечень стадий является универсальным по любому делу об административном правонарушении, что позволяет упорядочить процесс его изучения, а также оценки эффективности и законности. Стадия возбуждения дела об административном правонарушении представляет собой комплекс процессуальных действий, направленных установление обстоятельств совершенного несовершеннолетним правонарушения, их процессуальную фиксацию и подготовку материалов, необходимых для разрешения дела по существу. На данной стадии производства устанавливается событие правонарушения, выясняктся время и место его совершения, собираются доказательства, подтверждающие виновность лица, в отношении которого ведется
Закон подробно регламентирует лишь содержание протокола об административном правонарушении (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ). Его форма может быть произвольной. Протокол об административном правонарушении, составленный УУМ на чистом листе бумаги своевременно и с указанием всех предусмотренных КоАП РФ сведений, влечет необходимые процессуальные последствия. В соответствии с п. 1 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ, должностные лица ОВД, в том числе участковые уполномоченные милиции вправе составлять протоколы об административных правонарушениях по широкому кругу дел.
К примеру, УУМ вправе составить протоколы об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, если в их действиях содержаться составы ст. 20.3 «Пропаганда и демонстрация нацистской атрибутики или символики», ст. 20.5 «Нарушение требований режима чрезвычайного положения», ст. 12.8 «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения» и другие составы.
Согласно ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении должен составляться немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а в случаях, когда требуются дополнительные разбирательства — в течение двух суток с момента выявления правонарушения (если проводилось административное расследование, то по его окончании).
Сведения, требующие отражения в протоколе, могут быть подразделены на три группы:
1. Первая группа сведений связана с закреплением обстоятельств совершения административного правонарушения. В протоколе указываются место, время совершения проступка, нормативный акт, предусматривающий ответственность за его совершение, дается описание самого противоправного действия. Эти данные необходимы для правильной квалификации правонарушения.
2. Вторую группу составляют сведения, характеризующие личность несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности. Это фамилия, имя, отчество лица, возраст, род занятий, место жительства, фамилия, имя, отчество родителей несовершеннолетнего. Выяснение этих сведений позволяет индивидуализировать применение мер наказания.
Обязательным условием составления прокола об административном правонарушении является точное установление личности субъекта, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Поскольку нередки случаи, когда нарушители в целях уклонения от ответственности выдают себя за других известных им граждан, протокол об административном правонарушении должен составляться на основании паспорта или других документов, удостоверяющих его личность. Обязательным условием составления протокола на несовершеннолетнее лицо, является присутствие при составлении протокола родителя или иного законного представителя несовершеннолетнего. Следует отметить, что объяснение у несовершеннолетнего отбирается так же в присутствии родителя или иного законного представителя.
Протокол составляется на лицо, совершившее административный проступок. Однако при появлении подростка в возрасте до 16 лет в общественных местах в пьяном виде либо распивающего спиртные напитки, в протоколе указываются сведения о его родителях или лицах, их заменяющих, поскольку к ответственности привлекаются не сами подростки, а лица, ответственные за их воспитание.
З. К третьей группе сведений относятся дата и место составления протокола, данные о его составителе, фамилии и адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются. Отсутствие сведений о лице, составившем протокол, делает его дефектным, так как неизвестно, составлен протокол уполномоченным на то лицом или нет.
Протокол подписывается его составителем, несовершеннолетним лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а так же родителем или законным представителем несовершеннолетнего, а при наличии свидетелей и потерпевшего подписывается также этими лицами.
Указанным лицам разъясняются их права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАЛ РФ, о чем делается отметка в протоколе. Они вправе ознакомиться с содержанием протокола, внести в него свои замечания и объяснения, изложить мотивы отказа от подписи протокола. Объяснения граждан могут быть изложены на «отдельном листе» и приложены к протоколу.
В случае отказа несовершеннолетнего лица в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, от подписания протокола, в нем делается соответствующая запись.
Существенным процессуальным нарушением является опрос и составление протокола в то время, когда несовершеннолетний, привлекаемый к административной ответственности, находится в состоянии опьянения, то есть когда он не может дать объяснения по существу дела, понять содержание протокола и дать подписать его. В этом случае протокол должен составляться после вытрезвления указанного лица.
В случае если правонарушение совершено группой несовершеннолетних лиц, протокол составляется на каждого нарушителя отдельности. Составление одного протокола на всех правонарушителей не позволяет конкретизировать обвинение, предъявляемое каждому из них, и лишает их возможности прямо в протоколе дать свои объяснения по существу дела.
Согласно ч. б ст. 28.2 КоАГI РФ копия протокола вручается несовершеннолетнему лицу (законному представителю), в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему. В целях обеспечения явки лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, в соответствующие органы для рассмотрения дела об административном правонарушении в протоколе либо определении о направлении материалов дела по подведомственности, делается отметка под роспись об извещении лица о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Итак, административно-юрисдикционные полномочия участкового уполномоченного милиции в отношении несовершеннолетних завершаются составлением административного материала на последнего. В административный материал входят следующие процессуальные документы: Протокол об административном правонарушении (о нем речь шла выше); Объяснение несовершеннолетнего лица по поводу совершения им административного правонарушения, отобранное в присутствии его родителей; Объяснение родителей несовершеннолетнего; Рапорт участкового уполномоченного милиции либо иного должностного лица по факту доставления н/летнего лица в ГРЛОВд (в случае, если н/летний был доставлен); Акт судебно- медицинского освидетельствования (в случае если несовершеннолетний находился в состоянии алкогольного опьянения); определение о передаче в районную/областную Комиссию по делам несовершеннолетних для дальнейшего рассмотрения и принятия законного решения.
Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении является центральной стадией производства по делам об административных правонарушениях. Здесь Комиссия по делам несовершеннолетних на основе собранных материалов решает вопрос о виновности несовершеннолетнего лица, в отношении которого ведется щ5оизводство по делу, и определяет меру наказания.
Правовой регламентации стадии рассмотрения дела об административном правонарушении и принятия по нему решения посвящена глава 29 КоАП РФ.
данная стадия может быть представлена в виде последовательности следующих этапов:
1) подготовка дела к рассмотрению;
2)слушание дела;
З)вынесение решения по делу.
1. На первом этапе осуществляются мероприятия, предусмотренные ст. 29.1 КоАП РФ, составляются необходимые определения (например, о назначении места и времени рассмотрения дела, о возвращении протокола) либо выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (ст. 29.4 КоАЛ РФ).
2. Порядок проведения второго этапа регламентирован ст. 29.7 Ко АП РФ. На данном этапе делаются соответствующие объявления, выясняются необходимые сведения, рассматриваются заявленные отводы и ходатайства и др., в необходимых случаях выносятся определения (например, об отводе специалиста).
Общий срок рассмотрения дела об административном правонарушении — 15 дней со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов. В необходимых случаях срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на один месяц, о чем выносится мотивированное определение.
Местом рассмотрения дела об административном правонарушении по общему правилу является место его совершения. В случае совершения административного проступка несовершеннолетним, а равно правонарушения, предусмотренного статьями 5.33, 5.34, 6.10, 20.22 КоАП РФ, дело рассматривается по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Оценка доказательств — это мыслительная, логическая деятельность лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении. Объектом такой деятельности являются каждое из доказательств и все собранные по делу доказательства в их совокупности. Оценить всю совокупность доказательств — значит решить вопрос, дают ли они возможность принять категоричное законное юрисдикционное решение по делу об административном правонарушении.
3. По результатам рассмотрения дела выносится решение, которое бывает двух видов: постановление и определение (ст. 29.9 КоАП РФ).
Общие правила назначения административных наказаний регламентированы главой 4 КоАЛ РФ. Наказание назначаетс. в пределах санкции соответствующей нормы (в КоАП РФ